В наше время киберпанк во многом потерял тот смысл, который вкладывался изначально. Сейчас достаточно добавить город неоновых ламп, и это уже киберпанк. Но что же можно назвать "true cyberpunk"?
В 80-ых, во времена спроса на развлекательный контент, киберпанк, нацеленный на размышления о месте человека в мире будущего и критику Государственного строя, тоже стал популярным. Именно в 1984-ом году, с книги «Нейромант» Уильяма Гибсона, киберпанк начал называться киберпанком, став «авантпопом», совмещающий в себе черты авангарда и поп-культуры.
Но как же получилось, что киберпанк, рождённый на западе, проник и в Японию? В 50-ых Япония вступила в период подражания американской культуре: импорт зарубежных романов, джаз-пластинок, рок-альбомов и всей остальной "экзотики".
Обложка музыкального альбома «BANG!» Кана Миками, 1974 г.
Для японских писателей стало почти неизбежным принять многое из последней переведенной англо-американской фантастики и следовать американским образцам. Японская литература ушла в постмодерн, проявивший себя через «синхронность» американских и японских произведений. К примеру, произведения Харуки Мураками, в которых упоминается почти всё, с чем сам Мураками имел дело: от книг Франц Кафки до музыки Рэя Чарльза. Песни начали писать на английском языке, что стало уже восприниматься в порядке вещей.
Музыкальный альбом «Martha» Камиджо, 1971 г.
В 2002 году творческий коллектив «trees of Life» сделала свой "бой-кот", анимационный фильм «Тамала 2010: Кот-шпана в космосе».
Хорошо, что не придётся объяснять произведение через «авторское видение», ведь о составе «trees of Life», или же «t.o.L.», мало чего известно. Режиссёрами выступали два человека: Кей Саито и Макико Куно. Продюсерами: Сэйичи Цукада и Казуко Мио, работавшие уже вместе во французском фильме «Что ни день, то неприятности». Из этого же фильма пришла актриса Беатрис Даль, озвучившая персонажа для «Тамалы». И вишенка на торте: музыкальный состав t.o.L, в который вошли сами режиссёры, сделав саундтрек, во-первых, великолепным альбомом в жанре панк-рока и джаза, и, во-вторых, отдельным инструментом повествования в истории.
Клип trees of Life на песню «One day for Maria».
[Далее следуют спойлеры]
Отправляясь на поиски созвездия Орион, Тамала попадает на планету Q, где встречает нового друга. Отправившись в музей вымерших животных, Тамала находит потайной вход в храм поклонения Минерве с тотемом Татлы. Позже их встречает собака Кентаурос, держащий у себя в клетке мышку Пенелопу. Кентаурос нападет на неё и поедает, а Микеланджело спасается бегством. Действие переносится в Китай 2032 года, где Профессор Номинос рассказывает правду о заговоре корпорации и культа Минервы. Со слов профессора, Тамала родилась в 1869 году, она бессмертна. Снова 2010 год. Номинос приходит к MichelangeloМикеланджело Микеланджело[/character] и рассказывает о жертвоприношении на планете Эдессе. Номинос признается, что он тоже бессмертный и вскоре пропадает. Тамала входит в прямой контакт с Татлой, воскресает, встречает мышку Пенелопу и улетает на Орион, покидая галактику кошачьих.
Сумбурно? Ничего не понятно? Хорошо.
Сумбурно? Ничего не понятно? Хорошо.
«Начало». Токио, 2010 г.
«Полковник Сандерс — икона капиталистического общества. Хорошо бы, конечно, Микки Мауса, но Дисней из-за авторских прав удавится»,
– "Кафка на пляже", Харуки Мураками, 2002 г.
«Tamala 2010» – аниме, стилизованное под раннюю анимацию, взяв в пример старые аниме 60-ых годов, таких как «Астробой» Осаму Тедзуки. Антураж мегаполиса Мегуро-сити выполнен в стиле ретро-футуризма, вдохновлённым научно-фантастическими фильмами времен киноэкспрессионизма. – "Кафка на пляже", Харуки Мураками, 2002 г.
Кадр из фильма «Метрополис» Фрица Ланга, 1927 г.
Забавно, что годом ранее выходила адаптация манги Осаму Тэдзуки «Метрополис» с похожей стилизацией и чертами сюжета.
Кадр из аниме «Метрополис» Ринтаро, 2001 г.
Город переполнен рекламой. На какое здание ни взгляни, вам попытаются продать продукт.
По городу ходит огромная роботизированная версия Полковника Сандерса с тесаком во лбу, предлагающая купить мясо. Типичное представление целей таких "машин": убить, чтобы продать.
Сам Мегуро-сити находится в Токио. Так в Японии реально называется один из 23 специальных районов Токио. Получается, что это планета Земля, где проживают кошки, а галактика кошачьих – Млечный путь, что на английском "Milky Way".
Кошки в космосе встречаются в Японских произведениях не впервые. Можно вспомнить произведения писателя и поэта Кэндзи Миядзавы. В его детских рассказах главными персонажами были кошки, часто связанных с самим космосом.
Кадр из аниме «Ночь на Галактической железной дороге» 1985 г.
Кадр из аниме «Весна Кэндзи» 1996 г., созданный по мотивам жизни Кэндзи Миядзавы
И так Тамала отправляется в открытый космос на созвездие Орион, подальше от летающего вокруг мусора, рекламы и транслирующих передачи спутников (один из которых уж очень похожих Микки Мауса).
Но по пути корабль перестает работать. Тамала, решив устранить поломку, встречает нечто, что зовётся «Тёмным Богом Смерти», что уносит всех в даль бесконечного космоса. Но Тамала не боится его.
Оно откидывает её в сторону, не в силах ничего сделать. Видно парад планет, что отсылает на «Космическую Одиссею 2001».
Кадр из фильма «Космическая Одиссея 2001» Стенли Кубрика, 1968 г.
Возвратившись на корабль, поступает звонок от человеческой матери. Явно не довольная неожиданным отсутствием Тамалы, она запрещает ей лететь на Орион.
Бесполезно. Всё уже решено. Но «Catty&Co™» так не считает, подбивая корабль Тамалы.
«Знакомство». Планета Q, 2010 г.
«"Q" — как английское Question. Кью! Для пущей сомнительности»,
– «1Q84. Книга 1. Апрель–июнь», Харуки Мураками, 2009 г.
– «1Q84. Книга 1. Апрель–июнь», Харуки Мураками, 2009 г.
Вместе, они уезжают по-голливудски в город, что совсем не выглядит как Голливуд.
Под песню нас встречают жизнерадостные собачки.
Город, в котором первом делом надо посетить музей вымерших животных.
Кадр из фильма «Сияние» Стенли Кубрика, 1980 г.
«Видение апокалипсиса - Инферно» — Херри Мет де Блес, последователь искусства Иеронима Босха, 1595 г.
Кадр из фильма «Метрополис» Фрица Ланга, 1927 г.
«Антракт». Китай, 2032 г.
«Никаких LittlePeople с их Гласом Божьим и дарами небесными не существует. Вы обычный шарлатан, выдающий себя за пророка, и не более того!»
– «1Q84. Книга 2. Июль–сентябрь», Харуки Мураками, 2009 г.
– «1Q84. Книга 2. Июль–сентябрь», Харуки Мураками, 2009 г.
Аниме решает больше не разводить интригу и выложить все карты на стол, введя целого персонажа ради одной лишь экспозиции – это профессор Номинос.
Считать ли это минусом или нет, решать вам, но раскрывать так историю не совсем профессионально. Персонаж как закадровый голос, имеет лишь одну задачу: рассказать то, что должно быть показано. Если вспомнить Лэйн, то она тоже грешила этим, начав целую лекцию про «резонанс Шумана».
Здесь же профессор буквально начинает вести лекцию, представляя презентацию «Антитеология (опровержение учения о Боге) в капитализме».
Раскрывая древние архивы, Номинос докладывает, что под компанией скрывается древний религиозный культ Минервы.
Кадр из аниме «Агент Паранойи», 2004 г.
«Воз сена. Ад» Иеронима Босха, 1500-1516 г.г.
«Скорый конец!!». Планета Q, 2010 г.
«Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают»,
– «Generation П», Виктор Пелевин, 1999 г.
– «Generation П», Виктор Пелевин, 1999 г.
Фото Альфы Центавра в созвездии "Centaurus", 2012 г.
Американский генерал Дуглас Макартур, ведший переговоры 27 сентября 1945 г. с Хирохито, императором Японии эпохи Сёва, сравнивал Японию по развитию культуры с двенадцатилетнем мальчиком.
В «Евангелионе: 3.0+1.0» так вовсе показывается процесс восстановления Японии после "войны".
Кадр из аниме «Евангелион: 3.0+1.0» Хидэаки Анно, 2021 г.
Кадр из аниме «Евангелион нового поколения» Хидэаки Анно, 1995 г.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва, 2017 г.
Кадр из фильма «Метрополис» Фрица Ланга, 1927 г.
«– Ваше величество, распорядок дня. В 10 часов у вас встреча с министрами и начальниками штабов. В 12 часов - научные изыскания, посвященные гидробиологии Мирового океана. В 14 часов - обед. С 15 до 16 часов - послеобеденный сон. С 16 часов – размышления и литературная работа.
– А если сюда войдут американцы, что станет с распорядком дня?
– Покуда жив хоть один японец, американцы сюда не придут», – киносценарий «Солнце» Юрия Арабова, 2005 г.
Полемика личной точки зрения на историю и виденье её со стороны масс. Как вас показывают, так вас и определяют, но это не значит, что вы должны считать себя таким.
«Конец». Планета Q, Апрель 19, 2010 г.
«Бабочки — самые эфемерные и самые прекрасные существа на Земле. Откуда-то появляются, тихонько проживают свои крохотные жизни, не требуя почти ничего, а потом исчезают, наверное, в какой-то другой мир... Совсем не такой, как наш»,
– «1Q84. Книга 1. Апрель–июнь», Харуки Мураками, 2009 г.
Собачье правительство свергнуто повстанцами Кошачьей Галактики.– «1Q84. Книга 1. Апрель–июнь», Харуки Мураками, 2009 г.
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, 1982 г.
Кадр из фильма «Метрополис» Фрица Ланга, 1927 г.
Фото Голубянки орион, 1969 г.
t.o.L признавали, что сильное влияние на проект повлиял роман Томаса Пинчона «Выкрикивается лот 49», где всё связано со всем остальным будто через сеть заговоров, будто в глобальной паутине. Тамала, взяв за основу мотивы самых разных фильмов, переосмысляет их в другом контексте, позволяя обратить внимание на предысторию антиутопического будущего. У всего есть свой исток, «origin» – простое правило эффекта бабочки.
Кадр из документального фильма «Dangerous Days: Making Blade Runner», 2007 г.
Кадр из фильма «Метрополис» Фрица Ланга, 1927 г.
True love, true dream, true words, true song, true dinner is shit. True TV, true make-up, true certain, true lover is shit
True Cyberpunk is «Tamala 2010»
###
@Пазу@AnimeshnikKolyan, по мне, тут всё же ближе к Пелевину с его интертекстом, симулякрами и властью информации над человеческим разумом. Текстовая визуализация наркомании в классическом киберпанке - редкие опусы. Обычно всё ограничивалось прямым упоминаением в устах персонажей или внутренним монологом протагониста...Другое дело, когда авторы пытались визуализировать подключение к киберпространству и путешествие по нему.
А вот для японского кинокиберпанка сюр очень даже характерен. В любом случае, киберпанк и Тамала - суть разные вещи.
Гибсон принимал наркотики в молодости. Это ещё до Нейроманта. Приступы уныния? Ну, бывало у него периодически. Стерлинг, Ширли и Штайнер хиппарили до поступления в ВУЗ. Разве что Ширли не бросал вредных привычек долгое время. Рюкер вообще не имел с этим дел, ибо серьёзный человек с учёной степенью, преподающий в университете.
п.с. некоторые картинки, к сожалению, сломались :с