Воспользовавшись концепцией психоанализа Зигмунда Фрейда, можно удобно представить характеры главных героев. Мугэн весь из себя хаотик Оно, чистое и незамутнённое бессознательное, не знающее никаких тормозов, стремящееся прежде всего к удовольствию и удовлетворению любых импульсов (он зафигачил деда с гербом Токугавы и ему всё равно). Его стиль боя не знает системы и правил, Мугэн состоит исключительно из ловкости, рефлексов и инстинктов, его животное это бойцовский петух, а имя бесконечность/беспредел 無限.
1366x7681366x768
Противоположностью Оно является Сверх-Я Дзин, личность которого состоит из конфуцианских добродетелей, одно из которых является его именем. 仁 Жэнь/Дзин это высшая добродетель благородного мужа, человечность, включающая в себя сострадание к людям, великодушие, уважительное отношение к ним. Дзин в бою опирается на самоконтроль и технику, отточенную поколениями мечников задолго до его рождения, поэтому карп является его животным. Карп это символ самурайского сословия и кодекса самурая, пути воина, которого он придерживается спустя долгое время после того как убил учителя и стал ронином.
1366x7681366x768
А между Мугэном и Дзином расположено Я в лице Фуу, она есть предсознание, состоящее из странных детских воспоминаний о запахе подсолнухов, которые, как всем известно, его не имеют. Я одновременно ветрено (フウ - ветер ), строптиво, изменчиво, разрываемо двумя началами, и при этом Я является тем самым разумным началом, принимающее решение. Если что, хрупкая и беспечная на первый взгляд девушка устроила пешее путешествие на другой конец страны, втянула в свою авантюру головорезов и водила их за нос на протяжении всех 26 серий. И пусть Фуу комплексует, что недостаточно привлекательна для мужчин, но она единственная женщина во всей Японии, способная приструнить двух болванов. Потому что Я - связующее звено Оно и Сверх-Я, в котором эти два вечных противника находят согласие. И ничто лучше не олицетворяет разумное начала как натюрморт из еды, ведь что может быть более приземлённым чем хлеб насущный?
1366x7681366x768
Такие у нас главные герои, со второстепенными можно долго продолжать, они прописаны не менее подробно. Я люблю внимание к деталям, ведь зачем ещё смотреть аниме если нельзя ничего сказать после просмотра? А в Samurai Champloo так много деталей, что про каждую серию можно писать полотна текста. Делать этого я не собираюсь, тем более, что это сделано задолго до меня, тут я постараюсь в общих чертах расписать почему Samurai Champloo стоит оценки 10.
В первую очередь становится интересно название сериала - Samurai Champloo. Champloo это не собственное имя, а термин из культуры острова Окинава, где chanpurū имеет две области применения. Это одновременно и название блюда, которое состоит из смеси различных продуктов, так и слово "смешение", под которым понимается мультикультурализм Окинавы, ведь местные жители исторически всегда были открыты внешнему миру, и даже в период Эдо на островитян не распространялась политика закрытых границ. По этой причине на Окинаве всё со всем намешано: и Япония, и Китай, и Европа, и Индонезия, откуда, собственно, пришло блюдо nasi campur. Также в том же значении следует понимать музыку тайтла, потому что хип-хоп как амальгама не стесняется впитывать разные музыкальные жанры и перемешивать их, получая свой собственный бит. И хип-хоп не только сопровождает картинку, но и активно двигает ею, хип-хоп вписывается в повествование и определяет его структуру. Samurai Champloo напоминает мэшап из множества треков, где режиссёр как диджей вертит кадрами, контекстом и смыслами.
1366x7681366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
При этом тут имеется амбивалентность, поскольку, с одной стороны, структурно тайтл поделён на независимые друг от друга сюжетные арки, которые при желании можно смотреть в любом порядке без потери смысла (это не касается последних трёх серий), но они все как бусинки нанизаны на нить единой истории путешествия. Samurai Champloo это деревни, города и местечки, а также больше количество людей и их судеб, встреченные главными героями на их пути. Потому путь следует понимать как ремикс из нескольких тем, которые можно обозначить следующим образом:
Что ещё можно прибавить к вышесказанному? Да много чего, в арке Сары, например, Дзин встречается с Матаги, который хорошенько высмеял заезженную до дыр притчу о рыбаке, как-будто житейскими советами можно решать реальные проблемы. Научить рыбачить-то можно каждого, но блин, согласитесь, далеко не в каждой реке разрешено рыбачить. А в шестнадцатой и семнадцатой сериях, на самом деле, нельзя сказать, что те самураи из Мацумаэ, которые преследовали Окуру, поступали по беспределу, так или иначе, они исполнили свой долг. То есть борьба со здравым смыслом, которая двигает героями, не означает нигилизм. Как метко заметила Фуу в духе конфуцианства, мир погрузится во тьму если все забудут о долге. И ещё одна вещь - укиё-э в Samurai Champloo не ограничивается отдельными отсылками. Укиё-э пытается запечатлеть в картине изменчивый и мимолётный мир таким, каким он попал в руки художника, тот самый момент, который не повторится. Так же поступает Samurai Champloo, он состоит из деревень, городов и местечек, а также большого количества людей и их судеб, запечатлённых в каждой серии.
1366x7681366x7681366x768
Мир Samurai Champloo, несмотря на культурную и хронологическую отдалённость, ничем не отличается от нашего, в нём те же болячки, те же социальные проблемы в виде торговли людьми и нищеты. Как метко заметила Фуу, только богатые считают, что деньги неважны. По этой причине деньги, можно сказать, играют самую важную роль второстепенного персонажа в аниме, деньги присутствуют почти в каждой серии, их ищут, зарабатывают, прячут, крадут, тратят на еду и женщин. Понимаете, они самурая так активно не ищут как деньги. Многие события вообще не имеет к нему никакого отношения, главные герои больше озабочены поиском пропитания и решением других насущных проблем.
1366x7681366x7681366x768
Вообще, их так-то больше ничего не связывает между собой и при других обстоятельствах вряд ли бы эти люди сошлись. Потеря смысла является экзистенциальной проблемой путешествия, больше всего Мугэн, Дзин и Фуу волновало то, что же случится дальше после конца поисков. Выход из этого положения предвосхитила двенадцатая серия, когда монах дал главным героям три разных совета: Дзину сказали о свободе выбора, Фуу сказали о судьбе и предопределении, а Мугэн получил по шее. И действительно, когда самурай был найден, они со спокойной душой разошлись, каждый в свою сторону, поскольку не так важно наличие цели как тот факт, что у каждого из них свой путь. Потому Samurai Champloo имеет открытый финал, история наших героев не заканчивается на титрах и есть ощущение, что когда-нибудь их пути сойдутся вновь.
1366x7681366x7681366x768
1366x7681366x768
Противоположностью Оно является Сверх-Я Дзин, личность которого состоит из конфуцианских добродетелей, одно из которых является его именем. 仁 Жэнь/Дзин это высшая добродетель благородного мужа, человечность, включающая в себя сострадание к людям, великодушие, уважительное отношение к ним. Дзин в бою опирается на самоконтроль и технику, отточенную поколениями мечников задолго до его рождения, поэтому карп является его животным. Карп это символ самурайского сословия и кодекса самурая, пути воина, которого он придерживается спустя долгое время после того как убил учителя и стал ронином.
1366x7681366x768
А между Мугэном и Дзином расположено Я в лице Фуу, она есть предсознание, состоящее из странных детских воспоминаний о запахе подсолнухов, которые, как всем известно, его не имеют. Я одновременно ветрено (フウ - ветер ), строптиво, изменчиво, разрываемо двумя началами, и при этом Я является тем самым разумным началом, принимающее решение. Если что, хрупкая и беспечная на первый взгляд девушка устроила пешее путешествие на другой конец страны, втянула в свою авантюру головорезов и водила их за нос на протяжении всех 26 серий. И пусть Фуу комплексует, что недостаточно привлекательна для мужчин, но она единственная женщина во всей Японии, способная приструнить двух болванов. Потому что Я - связующее звено Оно и Сверх-Я, в котором эти два вечных противника находят согласие. И ничто лучше не олицетворяет разумное начала как натюрморт из еды, ведь что может быть более приземлённым чем хлеб насущный?
1366x7681366x768
Такие у нас главные герои, со второстепенными можно долго продолжать, они прописаны не менее подробно. Я люблю внимание к деталям, ведь зачем ещё смотреть аниме если нельзя ничего сказать после просмотра? А в Samurai Champloo так много деталей, что про каждую серию можно писать полотна текста. Делать этого я не собираюсь, тем более, что это сделано задолго до меня, тут я постараюсь в общих чертах расписать почему Samurai Champloo стоит оценки 10.
В первую очередь становится интересно название сериала - Samurai Champloo. Champloo это не собственное имя, а термин из культуры острова Окинава, где chanpurū имеет две области применения. Это одновременно и название блюда, которое состоит из смеси различных продуктов, так и слово "смешение", под которым понимается мультикультурализм Окинавы, ведь местные жители исторически всегда были открыты внешнему миру, и даже в период Эдо на островитян не распространялась политика закрытых границ. По этой причине на Окинаве всё со всем намешано: и Япония, и Китай, и Европа, и Индонезия, откуда, собственно, пришло блюдо nasi campur. Также в том же значении следует понимать музыку тайтла, потому что хип-хоп как амальгама не стесняется впитывать разные музыкальные жанры и перемешивать их, получая свой собственный бит. И хип-хоп не только сопровождает картинку, но и активно двигает ею, хип-хоп вписывается в повествование и определяет его структуру. Samurai Champloo напоминает мэшап из множества треков, где режиссёр как диджей вертит кадрами, контекстом и смыслами.
1366x7681366x7681366x7681366x7681366x7681366x768
При этом тут имеется амбивалентность, поскольку, с одной стороны, структурно тайтл поделён на независимые друг от друга сюжетные арки, которые при желании можно смотреть в любом порядке без потери смысла (это не касается последних трёх серий), но они все как бусинки нанизаны на нить единой истории путешествия. Samurai Champloo это деревни, города и местечки, а также больше количество людей и их судеб, встреченные главными героями на их пути. Потому путь следует понимать как ремикс из нескольких тем, которые можно обозначить следующим образом:
Исторический контекст
Тайтл не существует в вакууме, он хронологически привязан к середине 17 века, когда сёгунат Токугава, пережив восстание христиан в Симабаре, только-только закрылся от иностранцев в рамках политики сакоку. Вместе с тем мы встречаем откровенные анахронизмы, приметы далёкого прошлого и далёкого будущего, будь то битбоксеры или садовый секатор, слышим в речи английские слова, которых в речи японцев 17 века не могло быть от слова совсем. Авторы вообще не стесняются играться с контекстом, доходя порой до откровенного стёба и угара. Но можно ли вообще списать всё на стёб? Перестаёт ли история быть подлинной от того, что она не соответствует историческим фактам? На этот вопрос ответили с порога, показав зрителю дисклеймер, в котором заранее посылается к чёрту любое душнильное замечание в "неисторичности",
1366x7681366x768
Есть, например, пятая серия. где придумали альтернативную историю творчества Ван Гога, такая самоирония в духе "Япония - родина слонов". В это легко поверить, потому что есть японский период Ван Гога, когда он увлекался укиё-э, активно посещал выставки, перерисовывал гравюры, впитывал их в себя. Но Ван Гог был виабу в плохом смысле этого слова, для него Япония, где он ни разу не был, это не более, чем фэнтезийная страна эльфов, представления о которой у него намного более сказочные, чем история о том, как Морунобу Хисикава приплыл зайцем в Европу.
1366x768354x590
Обратная ситуация в шестой серии, тут мы снова встречаем неотёсанного виабу, гайдзина на максималках, который, на самом деле, оказался мужчиной с тонкой и нежной натурой и тяжёлой судьбой, потому что трудно быть геем в эпоху расцвета кальвинизма. Он почему покинул Голландию? Трагедия Айзека заключается в том, что он у себя на родине больший гайдзин, чем в Японии, где исторически богатая история гомосексуальности, которая, будучи проявлением высоких чувств, не скрывалась и не порицалась (во второй серии Дзин мог спалить убийцу по гомосексуальным намёкам потому что это замашки самурайской среды). Айзеку остаётся только надеяться, что его молитвы будут услышаны спустя несколько столетий, когда он и ему подобные перестанут быть чужими в Голландии.
1366x7681366x7681366x7681366x768
Потому что, к его счастью, время имеет свойство идти вперёд, о чём хорошо сказано в восемнадцатой серии, где вместе смешаны искусство меча и искусство баллончика с краской. То, что с первого взгляда кажется нам несовместимым, на деле оказывается вещами одного порядка. Братья Нива, конечно, не унаследовали фехтовальную школу отца, но сумели показали Дзину нечто более важное, что время идёт и это хорошо, что искусство может быть разным. Необязательно учиться ему в серьёзных академиях, главное в искусстве содержание и те люди, кто его делает. И вообще, лично мне мило видеть как тут обыграли судьбоносную встречу Энди Уорхола и простого чернокожего парня из Бруклина, чей союз известен в мире неоэкспрессионизма.
1366x7681366x768
Казалось бы, как связаны между собой Япония 21 века, часть глобального мультикультурного мира, и сёгунат Токугава? Вот тут особенно важен приём перемешивания, период Эдо переплетается с эпохой Хэйсэй в единое смысловое полотно, в котором современность актуализируется через прошлое. В частности, есть недвусмысленная послевоенная рефлексия. В девятой серии монахи-планокуры это не только повод вспомнить про олдскульный ганста-рэп, сохэй, прежде всего, отголоски Сэнгоку Дзидай, призраки войны, которые не могут найти себе место в новом мире. Война закончилась однажды, а последствия будут жить очень долго.
1366x768
Двадцать вторая серия доводит этот тезис до абсурда, превратив призраков войны в зомби, а Повесть о доме Тайра в дешёвый американский хоррор из 80х. Серия вообще сильно выделяется на фоне основного сюжета, здесь и Алиса в стране чудес, и классики слэшэра в лице Савини, Ромеро и Тоба Хупера с торчащей из-за спины пилой. Если что, Сигэ подозрительно напоминает некоего Сигэсато Итои, который в 90х прославился на телевидении безуспешными поисками клада дома Токугавы. А в финале ядерный гриб, и не где-нибудь, а около Нагасаки, в том месте, где Сигэ заупокойной бивой беспокоит мертвецов чтобы найти сокровища, которые ему на самом деле не принадлежат. Это мощный харчок в лицо всяких японских ультраправых, Юкио Мисим и прочих ревизионистов, "славное прошлое наших предков" используется против тех, кто на него яро дрочит и кому оно по праву не принадлежит.
1366x7681366x7681366x768
Более сильного пенделя шовинизм получает в следующей двадцать третьейсерии: всё гипертрофированно и до смерти серьёзно. Не постеснялись на открытую издёвку, совместив воедино две "противные" японцам вещи - американский бейсбол и Чёрные корабли коммодора Пэрри, под которого косит изобретатель бейсбола Александр Джой Картрайт мл. Вот, значит, приплыли проклятые америкосы топтать землю Аматэрасу и только наш Японский дух способен их нагнуть, дескать, "пусть тупые гайдзины попустили нас пушками в 1853, но мы-то поимели янки в их национальном спорте ещё когда США не было!".
1366x7681366x768
Тем смешнее, что именно уроженец Рюкю, не знающий кану, отправил янки. По японским меркам Мугэн это тупо дагестанец какой-нибудь или чеченец, если проводить аналогию. Кроме того, милитаризм ведь подразумевает в первую очередь тотальную мобилизацию общества ради высшей цели защиты национальных интересов, а главные герои, как и поколение японских фронтовиков, в эту заварушку попали не по своей воле. Потому Мугэн после эндинга красиво посылает к чёрту закадровый голос, не позволив тому сделать из себя урапатриотическое чучело. Из вышеописанного видно, что, во-первых, ремикс это хороший инструмент деконструкции, а во-вторых, Samurai Champloo сильно рефлексирует насчёт культурного обмена между Востоком и Западом, и это не ретроспектива, это актуально здесь и сейчас.
1366x7681366x7681366x768
1366x7681366x768
Есть, например, пятая серия. где придумали альтернативную историю творчества Ван Гога, такая самоирония в духе "Япония - родина слонов". В это легко поверить, потому что есть японский период Ван Гога, когда он увлекался укиё-э, активно посещал выставки, перерисовывал гравюры, впитывал их в себя. Но Ван Гог был виабу в плохом смысле этого слова, для него Япония, где он ни разу не был, это не более, чем фэнтезийная страна эльфов, представления о которой у него намного более сказочные, чем история о том, как Морунобу Хисикава приплыл зайцем в Европу.
1366x768354x590
Обратная ситуация в шестой серии, тут мы снова встречаем неотёсанного виабу, гайдзина на максималках, который, на самом деле, оказался мужчиной с тонкой и нежной натурой и тяжёлой судьбой, потому что трудно быть геем в эпоху расцвета кальвинизма. Он почему покинул Голландию? Трагедия Айзека заключается в том, что он у себя на родине больший гайдзин, чем в Японии, где исторически богатая история гомосексуальности, которая, будучи проявлением высоких чувств, не скрывалась и не порицалась (во второй серии Дзин мог спалить убийцу по гомосексуальным намёкам потому что это замашки самурайской среды). Айзеку остаётся только надеяться, что его молитвы будут услышаны спустя несколько столетий, когда он и ему подобные перестанут быть чужими в Голландии.
1366x7681366x7681366x7681366x768
Потому что, к его счастью, время имеет свойство идти вперёд, о чём хорошо сказано в восемнадцатой серии, где вместе смешаны искусство меча и искусство баллончика с краской. То, что с первого взгляда кажется нам несовместимым, на деле оказывается вещами одного порядка. Братья Нива, конечно, не унаследовали фехтовальную школу отца, но сумели показали Дзину нечто более важное, что время идёт и это хорошо, что искусство может быть разным. Необязательно учиться ему в серьёзных академиях, главное в искусстве содержание и те люди, кто его делает. И вообще, лично мне мило видеть как тут обыграли судьбоносную встречу Энди Уорхола и простого чернокожего парня из Бруклина, чей союз известен в мире неоэкспрессионизма.
1366x7681366x768
Казалось бы, как связаны между собой Япония 21 века, часть глобального мультикультурного мира, и сёгунат Токугава? Вот тут особенно важен приём перемешивания, период Эдо переплетается с эпохой Хэйсэй в единое смысловое полотно, в котором современность актуализируется через прошлое. В частности, есть недвусмысленная послевоенная рефлексия. В девятой серии монахи-планокуры это не только повод вспомнить про олдскульный ганста-рэп, сохэй, прежде всего, отголоски Сэнгоку Дзидай, призраки войны, которые не могут найти себе место в новом мире. Война закончилась однажды, а последствия будут жить очень долго.
1366x768
Двадцать вторая серия доводит этот тезис до абсурда, превратив призраков войны в зомби, а Повесть о доме Тайра в дешёвый американский хоррор из 80х. Серия вообще сильно выделяется на фоне основного сюжета, здесь и Алиса в стране чудес, и классики слэшэра в лице Савини, Ромеро и Тоба Хупера с торчащей из-за спины пилой. Если что, Сигэ подозрительно напоминает некоего Сигэсато Итои, который в 90х прославился на телевидении безуспешными поисками клада дома Токугавы. А в финале ядерный гриб, и не где-нибудь, а около Нагасаки, в том месте, где Сигэ заупокойной бивой беспокоит мертвецов чтобы найти сокровища, которые ему на самом деле не принадлежат. Это мощный харчок в лицо всяких японских ультраправых, Юкио Мисим и прочих ревизионистов, "славное прошлое наших предков" используется против тех, кто на него яро дрочит и кому оно по праву не принадлежит.
1366x7681366x7681366x768
Более сильного пенделя шовинизм получает в следующей двадцать третьейсерии: всё гипертрофированно и до смерти серьёзно. Не постеснялись на открытую издёвку, совместив воедино две "противные" японцам вещи - американский бейсбол и Чёрные корабли коммодора Пэрри, под которого косит изобретатель бейсбола Александр Джой Картрайт мл. Вот, значит, приплыли проклятые америкосы топтать землю Аматэрасу и только наш Японский дух способен их нагнуть, дескать, "пусть тупые гайдзины попустили нас пушками в 1853, но мы-то поимели янки в их национальном спорте ещё когда США не было!".
1366x7681366x768
Тем смешнее, что именно уроженец Рюкю, не знающий кану, отправил янки. По японским меркам Мугэн это тупо дагестанец какой-нибудь или чеченец, если проводить аналогию. Кроме того, милитаризм ведь подразумевает в первую очередь тотальную мобилизацию общества ради высшей цели защиты национальных интересов, а главные герои, как и поколение японских фронтовиков, в эту заварушку попали не по своей воле. Потому Мугэн после эндинга красиво посылает к чёрту закадровый голос, не позволив тому сделать из себя урапатриотическое чучело. Из вышеописанного видно, что, во-первых, ремикс это хороший инструмент деконструкции, а во-вторых, Samurai Champloo сильно рефлексирует насчёт культурного обмена между Востоком и Западом, и это не ретроспектива, это актуально здесь и сейчас.
1366x7681366x7681366x768
Религиозный контекст
Христианство часто всплывает в виде различных мелочей и как тема оно не ограничено декоративной ролью, в конце концв, тот самый самурай, пахнущий подсолнухами, имеет прямое отношение к упомянутому выше восстанию христиан в Симабаре, то есть оно оказывается триггером, запустившим историю путешествия главных героев. Девятнадцатая серия полностью посвящена данному событию и последующим гонениям тайных христиан. После просмотра хочется задать закономерный вопрос - а что случилось с жителями деревни? Франциск Ксаверий III, повёрнутый на обогащении, похож скорее на американского пастора-харизмата, выступающего по ТВ со сцены мегацеркви. Почему их не смутил человек, который выдаёт себя за внука бездетного миссионера?
1366x7681366x768
Тем более, настоящий Франциск Ксаверий жил относительно недавно, кто-то наверняка лично имел дело с католическими священниками. Неужели он наживался на тупых верунах? Дело тут не в глупости, а в нелегальном положении тайных христиан, ведь люди наиболее уязвимы в отчаянные времена, когда людям не остаётся ничего кроме веры. Духовному лидеру симабарских повстанцев Амакусе Сиро приписывали различные чудеса и роль нового Мессии, хотя он себя таковым не считал. Ещё можно привести в пример Германию, когда на военной разрухе как грибы после дождя повылезали целители и шарлатаны вроде Бруно Грёнинга, а что творилось в постсоветских странах можно даже не перечислять. В отчаянные времена, когда особенно нужна надежда, люди начинают верить любому проходимцу, о чём, к слову, много написано в Библии:
1366x7681366x768
Христианские мотивы прослеживаются во второй серии, поскольку линия развития Онивакамару как персонажа это буквально история покаяние разбойника. Не стоит воспринимать Онивакамару в качестве жертвы обстоятельств, каковым он себя считает, он постоянно говорит, что виноваты другие, которые его обижают. Но разве он не убийца? Разве его не называют монстром потому что он убил кучу людей? Грешник боится признать правду, он погряз в жалости к себе, чем, собственно, пользовался Рюдзиро чтобы им манипулировать. Онивакамару оказался рабом зла и лишь в конце ему, возможно, впервые в жизни удалось обрести покой, когда он ценой собственной жизни решил больше никого не убивать.
1366x7681366x768
1366x7681366x768
Тем более, настоящий Франциск Ксаверий жил относительно недавно, кто-то наверняка лично имел дело с католическими священниками. Неужели он наживался на тупых верунах? Дело тут не в глупости, а в нелегальном положении тайных христиан, ведь люди наиболее уязвимы в отчаянные времена, когда людям не остаётся ничего кроме веры. Духовному лидеру симабарских повстанцев Амакусе Сиро приписывали различные чудеса и роль нового Мессии, хотя он себя таковым не считал. Ещё можно привести в пример Германию, когда на военной разрухе как грибы после дождя повылезали целители и шарлатаны вроде Бруно Грёнинга, а что творилось в постсоветских странах можно даже не перечислять. В отчаянные времена, когда особенно нужна надежда, люди начинают верить любому проходимцу, о чём, к слову, много написано в Библии:
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. — Мф 7:15
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. — Мф 24:24
Христианские мотивы прослеживаются во второй серии, поскольку линия развития Онивакамару как персонажа это буквально история покаяние разбойника. Не стоит воспринимать Онивакамару в качестве жертвы обстоятельств, каковым он себя считает, он постоянно говорит, что виноваты другие, которые его обижают. Но разве он не убийца? Разве его не называют монстром потому что он убил кучу людей? Грешник боится признать правду, он погряз в жалости к себе, чем, собственно, пользовался Рюдзиро чтобы им манипулировать. Онивакамару оказался рабом зла и лишь в конце ему, возможно, впервые в жизни удалось обрести покой, когда он ценой собственной жизни решил больше никого не убивать.
1366x7681366x768
Бунт
В первой серии вместе с главными героями нам представляют основной конфликт. Название серии "Буря и натиск" отсылает к немецкой литературе 18 века, когда ряд молодых литераторов, отказавшись в творчестве от рациональности в пользу эмоций, устроило бунт против господства классицизма. Это видно в преображении разбойника, которое не могло произойти без встречи с Фуу. Люди страшатся уродства, а её это не испугало, ей удалось заглянуть в глаза Онивакамару и увидеть в них грусть. Тем самым опровергается идея классицизма о естественном стремлении человека к красоте как к объективному акту природы. "Буря и натиск" это борьба со здравым смыслом, что важно для Samurai Champloo, поскольку им прикрываются многие злодеяния.
1366x7681366x768
Такая проблема встаёт перед Дзином в одиннадцатой сериях, когда он влюбляется в проститутку. Он предстаёт перед нами не как мастер меча и могучий воин, способный в одиночку раскидать десять самураев вокруг него, наоборот, Дзин остро нуждается в деньгах, он лежит на земле, избитый охраной борделя. Почему Дзин, которого мы знаем, оказывается настолько беспомощным? Потому что ему противостоит естественный порядок вещей и здравый смысл. Проституирование женщин является обыкновенным делом,как и жена, продающая себя за долги супруга. Она поступает разумно, она действует в рамках здравого смысла и сложившихся общественных устоев, потому Дзин проигрывает, играя по правилам системы, которая их угнетает.
1366x7681366x768
1366x7681366x768
Такая проблема встаёт перед Дзином в одиннадцатой сериях, когда он влюбляется в проститутку. Он предстаёт перед нами не как мастер меча и могучий воин, способный в одиночку раскидать десять самураев вокруг него, наоборот, Дзин остро нуждается в деньгах, он лежит на земле, избитый охраной борделя. Почему Дзин, которого мы знаем, оказывается настолько беспомощным? Потому что ему противостоит естественный порядок вещей и здравый смысл. Проституирование женщин является обыкновенным делом,как и жена, продающая себя за долги супруга. Она поступает разумно, она действует в рамках здравого смысла и сложившихся общественных устоев, потому Дзин проигрывает, играя по правилам системы, которая их угнетает.
1366x7681366x768
Выбор
Дзин, однако же, не является рыцарем на белом коне, не врывается и не утаскивает невольницу к свободе. Он потому и беспомощен, что продаться в бордель было решением проститутки, он не собирался спасать её насильно, действовать в полную силу он мог лишь с её воли. В принципе, важность свободы воли и осознанности выбора тоже вписывается в христианское прочтение Samurai Champloo, для тайтла принципиально важно, что проститутка оказывается не объектом спасения, а вершительницей своей судьбы - спасение невозможно без её свободной воли. На протяжении всего сериала персонажи встают перед тем или иным выбором, они постоянно принимают решения и, что важно, несут ответственность. В чём мудрость главы клана якудзы из третьей и четвёртой серии, если он до последнего подставлял левую щёку в ответ на несправедливость? Потому что он по своему опыту знает что беспредел приводит к кровопролитию, а цена войны человеческая жизнь.
1366x7681366x768
Такова, в общем-то, мораль криминальной драмы, ты никуда не денешься от последствий своих действий, даже если беспределишь из лучших побуждений, как это случилось с Синсукэ из седьмой серии. В конце концов, что отличает взрослого человека от ребёнка? Способность отвечать за собственные действия. Двадцатая и двадцать первая серии раскрывают тему субъектности по полной, когда главные герои встретили по пути ещё одного посланную за ними убийцу - слепую исполнительницу песен на биве. Инвалидность Сары ставит их и нас в неудобное положение, потому что людей убогих и калечных принято объективировать. Сострадание это довольно проблемное чувство, вместе с ним легко лишить человека права быть дееспособным, лишить карьерных возможностей, закрыв от общества в специальных учреждениях, где их воспитывают иждивенцами с детства.
1366x768
Поэтому необходимо проводить строгую демаркацию между жалостью и реальной помощью. Сара подобное отношение к себе пресекает на корню, тем более, что она искусный боец, одна из немногих, кому удалось побить одновременно Мугэна и Дзина. Саре противна любая пожалейка и важно человеческое отношение, которое возможно только когда ты считаешь человека действующим субъектом, а не объектом сострадания. Ей нужно уважение к элементарной вещи - праву выбирать то, что ей необходимо. Потому Сара щепетильна к себе, это право у неё отобрали те, кто долгие годы, держа ребёнка в заложниках, шантажировали Сару самым страшным способом. Был ли у неё выбор? В финале она его сделала, как и Онивакамару, решив больше не убивать, да и терять, как оказалось, больше нечего. В первый и в последний раз Сара принадлежала самой себе и больше никому.
1366x7681366x768
1366x7681366x768
Такова, в общем-то, мораль криминальной драмы, ты никуда не денешься от последствий своих действий, даже если беспределишь из лучших побуждений, как это случилось с Синсукэ из седьмой серии. В конце концов, что отличает взрослого человека от ребёнка? Способность отвечать за собственные действия. Двадцатая и двадцать первая серии раскрывают тему субъектности по полной, когда главные герои встретили по пути ещё одного посланную за ними убийцу - слепую исполнительницу песен на биве. Инвалидность Сары ставит их и нас в неудобное положение, потому что людей убогих и калечных принято объективировать. Сострадание это довольно проблемное чувство, вместе с ним легко лишить человека права быть дееспособным, лишить карьерных возможностей, закрыв от общества в специальных учреждениях, где их воспитывают иждивенцами с детства.
1366x768
Поэтому необходимо проводить строгую демаркацию между жалостью и реальной помощью. Сара подобное отношение к себе пресекает на корню, тем более, что она искусный боец, одна из немногих, кому удалось побить одновременно Мугэна и Дзина. Саре противна любая пожалейка и важно человеческое отношение, которое возможно только когда ты считаешь человека действующим субъектом, а не объектом сострадания. Ей нужно уважение к элементарной вещи - праву выбирать то, что ей необходимо. Потому Сара щепетильна к себе, это право у неё отобрали те, кто долгие годы, держа ребёнка в заложниках, шантажировали Сару самым страшным способом. Был ли у неё выбор? В финале она его сделала, как и Онивакамару, решив больше не убивать, да и терять, как оказалось, больше нечего. В первый и в последний раз Сара принадлежала самой себе и больше никому.
1366x7681366x768
Прошлое
По мере развития повествования время движется не только в будущее, с каждой сюжетной аркой мы заглядываем всё дальше в прошлое главных героев. У всех есть бэкграунд, своя история, каждому есть что рассказать, каждый на момент знакомства имеет пройденный путь, набор привычек и груз последствий, от которых не сбежишь. Прошлое достало Мугэна в тринадцатой и четырнадцатой сериях, которые, судя по всему, были сняты в духе
криминальной драмы в афроамериканском гетто, всё кончается предательством и кидаловом со стороны тех, от которого Мугэн этого не ждал. Детство, проведённое в колонии-поселении среди зеков, оставило сильный отпечаток на характере Мугэна, как и его этническая отчуждённость от Японии. В шестнадцатой и семнадцатой сериях, к слову, круто провели параллели между Мугэном и Окуру, через общие музыкальные мотивы показали генетическую связь двух аборигенов - острова Рюкю и айну. Пусть Мугэн не помнит родителей, но музыку он где-то когда-то слышал.
1366x7681366x768
О детстве Дзина тоже ничего толком неизвестно, кроме того, что оно прошло в додзё. Его воспитал учитель, а причина фактического отцеубийства умалчивается до развязки. Он молчит об этом, но время от времени прошлое настигает его в очередной схватке с теми, кто когда-то были его братьями. Дзин ни от одной дуэли не убегает, но он постоянно в дороге, будто находится в бегах. Должна быть причина, почему Дзин, будучи последователем известной фехтовальной школы, до сих ходит в ронинах.
1366x7681366x768
О детстве Фуу известно только, что оно было тяжёлым, судя по тому, как много еды она способна в себе уместить. Но зато мы знаем кто её отец и как его зовут, это тот самый Сэйдзо Касуми, он же самурай, пахнущий подсолнечником, о котором Фуу спрашивала жителей деревни в девятнадцатой серии. На самом деле это не секрет, мы и до этого догадывались кем он ей приходится и кого она ищет, тем более, конечной целью путешествия является не столько личность, сколько причина и мотивация, побудившая отца оставить Фуу сиротой, чему, собственно, посвящена развязка.
1366x7681366x7681366x768
криминальной драмы в афроамериканском гетто, всё кончается предательством и кидаловом со стороны тех, от которого Мугэн этого не ждал. Детство, проведённое в колонии-поселении среди зеков, оставило сильный отпечаток на характере Мугэна, как и его этническая отчуждённость от Японии. В шестнадцатой и семнадцатой сериях, к слову, круто провели параллели между Мугэном и Окуру, через общие музыкальные мотивы показали генетическую связь двух аборигенов - острова Рюкю и айну. Пусть Мугэн не помнит родителей, но музыку он где-то когда-то слышал.
1366x7681366x768
О детстве Дзина тоже ничего толком неизвестно, кроме того, что оно прошло в додзё. Его воспитал учитель, а причина фактического отцеубийства умалчивается до развязки. Он молчит об этом, но время от времени прошлое настигает его в очередной схватке с теми, кто когда-то были его братьями. Дзин ни от одной дуэли не убегает, но он постоянно в дороге, будто находится в бегах. Должна быть причина, почему Дзин, будучи последователем известной фехтовальной школы, до сих ходит в ронинах.
1366x7681366x768
О детстве Фуу известно только, что оно было тяжёлым, судя по тому, как много еды она способна в себе уместить. Но зато мы знаем кто её отец и как его зовут, это тот самый Сэйдзо Касуми, он же самурай, пахнущий подсолнечником, о котором Фуу спрашивала жителей деревни в девятнадцатой серии. На самом деле это не секрет, мы и до этого догадывались кем он ей приходится и кого она ищет, тем более, конечной целью путешествия является не столько личность, сколько причина и мотивация, побудившая отца оставить Фуу сиротой, чему, собственно, посвящена развязка.
1366x7681366x7681366x768
Финал
Последние три серии замыкают сюжетные линии, на пересечении которых поднимаемые раскрываются в полной мере. Отношения Мугэна, Дзина и Фуу оказываются странным любовным треугольником (если что, у обоих по дороге появились невесты), поле подсолнечников из детства высохло, а семейная драма Фуу теперь неразрывно связана с контекстом времени, поскольку Сэйдзо Касуми являлся активным участником восстания христиан в Симабаре. Главные герои не существуют в вакууме, они жители своей эпохи и происходивших тогда (укрепление сёгуната, закрытие страны от мира, подавление инакомыслия) исторических процессов, с которыми они сталкиваются на протяжении всех серий, вспомнить только того же самого Окуру, например, чья семья пострадала от японской колонизации Хоккайдо. Точно так же с Фуу: её личная небольшая трагедия является составной частью большой истории Японии.
1366x7681366x768
Также важно понимать, что Сэйдзо христианин, живший в период гонений. Перед ним, как и перед многими крещёнными японцами, был поставлен тяжёлый выбор: либо оставить веру и жить спокойно вместе с женой и Фуу, либо оставить семью чтобы никого не подставлять. И вот как раз о такой ситуации в Евангелии чётко сказано:
1366x7681366x768
Нет, разумеется, Фуу ему не враг, а горячо любимая дочь, ради которой он был готов носить свой крест. У него не было иного выбора как у христианина и узника совести, положившего всю жизнь ради собственных убеждений. Все положительные герои Samurai Champloo это люди с убеждениями, идущие против произвола рациональности. Напротив, главным антагонистом тайтла оказывается законник Кария Кагэтоки, человек без каких-либо убеждений и принципов. Он показан нам садовником с секатором в руках, безжалостно срезающий лишние цветы, одним из которых должен был стать Дзин. Кария и есть тот самый здравый смысл, которым оправдывается власть сильного, угнетение, несправедливость и собственная никчёмность.
1366x7681366x768
Заметьте, Дзин ни разу ни перед кем не оправдывал убийство сенсея, потому что ему правда нечего стыдиться, а Кария вынужден искать отговорки и вертеться как уж на сковороде. Он говорит, что времена меняются и мечникам нужно подстраиваться, затем делает вид, будто бы Кария мастер многоходовки, который хочет обыграть систему по её же правилам. Всё это роднит его со Смердяковым и Аркадием Долгоруковым, которых Достоевский называл лакеями, ведь Кария он самый и есть, Кария променял своё фехтовальное искусство чтобы прислуживать сёгуну. Он может быть каким угодно мечником, это не изменит того факта, что он конъюнктурщик и приспособленец и ему нечего противопоставить жертвенной люби Мугэна и Дзина. В общем, Кария это Сэйдзо, продавший Христа ради спокойной жизни. В конце концов:
1366x7681366x7681366x768
1366x7681366x768
Также важно понимать, что Сэйдзо христианин, живший в период гонений. Перед ним, как и перед многими крещёнными японцами, был поставлен тяжёлый выбор: либо оставить веру и жить спокойно вместе с женой и Фуу, либо оставить семью чтобы никого не подставлять. И вот как раз о такой ситуации в Евангелии чётко сказано:
Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. — Мф 10:34-38.
Нет, разумеется, Фуу ему не враг, а горячо любимая дочь, ради которой он был готов носить свой крест. У него не было иного выбора как у христианина и узника совести, положившего всю жизнь ради собственных убеждений. Все положительные герои Samurai Champloo это люди с убеждениями, идущие против произвола рациональности. Напротив, главным антагонистом тайтла оказывается законник Кария Кагэтоки, человек без каких-либо убеждений и принципов. Он показан нам садовником с секатором в руках, безжалостно срезающий лишние цветы, одним из которых должен был стать Дзин. Кария и есть тот самый здравый смысл, которым оправдывается власть сильного, угнетение, несправедливость и собственная никчёмность.
1366x7681366x768
Заметьте, Дзин ни разу ни перед кем не оправдывал убийство сенсея, потому что ему правда нечего стыдиться, а Кария вынужден искать отговорки и вертеться как уж на сковороде. Он говорит, что времена меняются и мечникам нужно подстраиваться, затем делает вид, будто бы Кария мастер многоходовки, который хочет обыграть систему по её же правилам. Всё это роднит его со Смердяковым и Аркадием Долгоруковым, которых Достоевский называл лакеями, ведь Кария он самый и есть, Кария променял своё фехтовальное искусство чтобы прислуживать сёгуну. Он может быть каким угодно мечником, это не изменит того факта, что он конъюнктурщик и приспособленец и ему нечего противопоставить жертвенной люби Мугэна и Дзина. В общем, Кария это Сэйдзо, продавший Христа ради спокойной жизни. В конце концов:
1366x7681366x7681366x768
Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её. — Мф 16:39
Что ещё можно прибавить к вышесказанному? Да много чего, в арке Сары, например, Дзин встречается с Матаги, который хорошенько высмеял заезженную до дыр притчу о рыбаке, как-будто житейскими советами можно решать реальные проблемы. Научить рыбачить-то можно каждого, но блин, согласитесь, далеко не в каждой реке разрешено рыбачить. А в шестнадцатой и семнадцатой сериях, на самом деле, нельзя сказать, что те самураи из Мацумаэ, которые преследовали Окуру, поступали по беспределу, так или иначе, они исполнили свой долг. То есть борьба со здравым смыслом, которая двигает героями, не означает нигилизм. Как метко заметила Фуу в духе конфуцианства, мир погрузится во тьму если все забудут о долге. И ещё одна вещь - укиё-э в Samurai Champloo не ограничивается отдельными отсылками. Укиё-э пытается запечатлеть в картине изменчивый и мимолётный мир таким, каким он попал в руки художника, тот самый момент, который не повторится. Так же поступает Samurai Champloo, он состоит из деревень, городов и местечек, а также большого количества людей и их судеб, запечатлённых в каждой серии.
1366x7681366x7681366x768
Мир Samurai Champloo, несмотря на культурную и хронологическую отдалённость, ничем не отличается от нашего, в нём те же болячки, те же социальные проблемы в виде торговли людьми и нищеты. Как метко заметила Фуу, только богатые считают, что деньги неважны. По этой причине деньги, можно сказать, играют самую важную роль второстепенного персонажа в аниме, деньги присутствуют почти в каждой серии, их ищут, зарабатывают, прячут, крадут, тратят на еду и женщин. Понимаете, они самурая так активно не ищут как деньги. Многие события вообще не имеет к нему никакого отношения, главные герои больше озабочены поиском пропитания и решением других насущных проблем.
1366x7681366x7681366x768
Вообще, их так-то больше ничего не связывает между собой и при других обстоятельствах вряд ли бы эти люди сошлись. Потеря смысла является экзистенциальной проблемой путешествия, больше всего Мугэн, Дзин и Фуу волновало то, что же случится дальше после конца поисков. Выход из этого положения предвосхитила двенадцатая серия, когда монах дал главным героям три разных совета: Дзину сказали о свободе выбора, Фуу сказали о судьбе и предопределении, а Мугэн получил по шее. И действительно, когда самурай был найден, они со спокойной душой разошлись, каждый в свою сторону, поскольку не так важно наличие цели как тот факт, что у каждого из них свой путь. Потому Samurai Champloo имеет открытый финал, история наших героев не заканчивается на титрах и есть ощущение, что когда-нибудь их пути сойдутся вновь.
1366x7681366x7681366x768
Комментарии
Твой комментарий
@Харухофаг, это я сохраняю.Конечно бы в видео формате я бы посмотрел данное эссе
@Харухофаг, про Kagetoki KariyaКагэтоки Кария в трактовке Достоевского особенно чётко разложено. Заглядывал на сайт-гид по сериалу?samuraichamploo.russelldjones.ru/
@Харухофаг@Mokkoriman, я знаю про статью Расселы, про Сигэсато в 22 серии от неё знал, но весь разбор так и не прочитал до сих пор, к сожалению.@Харухофаг, спасибо, рецензия - супер! очень познавательно)@Харухофаг@Sonya),