1/2
Malice Doll. Кукла по имени Злоба.
Malice Doll это вышедшее в 2001 году невнятное на первый взгляд творение режиссёра Мотонаги Кейтаро и сценариста Конаки Тиаки. Первый не был замечен за работой над чем-то стоящим большого внимания, зато второй является со-автором и сценаристом довольно амбициозных, если не сказать культовых проектов, таких как Serial Experiments Lain, Big O и Texhnolyze. Примерно так оно и получилось, визуально Кукла Злоба представляет из себя дешёвый низкокачественный CGI, с мутной картинкой, низкой детализацией, малым количеством кадров и обилием крупных планов. Зрителю, избалованному отрисованными вручную анимационным картинам или высокобюджетной 3д анимацией, будет сложно смириться с происходящим на экране. Однако смириться стоит, по крайней мере, тем зрителям, для которых смысл, вложенный в картину, окупает все прочие изъяны, тем более что, погрузившись в подтекст и мифологическое содержание данного произведения, можно им же и оправдать как будто бы нарочито уродливую графику, найти в ней авторскую задумку.
Тут нас и ждёт первый пласт гениальности этого произведения. Это серьёзное, жестокое и наглядное предупреждение для всех, кто вдруг по какой-то причине почувствовал себя выше и осознанней других, почувствовал себя более сведущим в тех или иных вопросах. Это предупреждение учёным, учителям, философам, идеологам и особенно разного рода мистикам, духовным лицам, психоаналитикам и психотерапевтам. Не стоит думать, что ваш поиск, путь, опыт, информация, которая работает для вас, одинаково полезна для всех. Не спешите поделиться со всеми своим “даром”, особенно с теми, кто об этом не просил, да и с теми, кто вопрошает, следует быть аккуратней, вполне вероятно, что они сами не понимают, что в итоге получат и на что подписываются, строя себе иллюзии. Так то, что помогло лично вам стать осознанней, решить какие-то проблемы, пробудить в себе лучшие качества, вернуть к жизни, привести к более полному и совершенному уровню бытия, в другом человеке может вызвать совершенно противоположные или непредсказуемые реакции. То, что проявило в вас красоту, в другом человеке может проявить уродство. То, что направило вас к неким высшим идеалам, другого человека может свести с ума. То, что разбудило в вас ангелов, в другом человеке может разбудить демонов.
Malice Doll. Кукла по имени Злоба.
Malice Doll это вышедшее в 2001 году невнятное на первый взгляд творение режиссёра Мотонаги Кейтаро и сценариста Конаки Тиаки. Первый не был замечен за работой над чем-то стоящим большого внимания, зато второй является со-автором и сценаристом довольно амбициозных, если не сказать культовых проектов, таких как Serial Experiments Lain, Big O и Texhnolyze. Примерно так оно и получилось, визуально Кукла Злоба представляет из себя дешёвый низкокачественный CGI, с мутной картинкой, низкой детализацией, малым количеством кадров и обилием крупных планов. Зрителю, избалованному отрисованными вручную анимационным картинам или высокобюджетной 3д анимацией, будет сложно смириться с происходящим на экране. Однако смириться стоит, по крайней мере, тем зрителям, для которых смысл, вложенный в картину, окупает все прочие изъяны, тем более что, погрузившись в подтекст и мифологическое содержание данного произведения, можно им же и оправдать как будто бы нарочито уродливую графику, найти в ней авторскую задумку.
спойлер
Так о чём же Malice Doll? Нас постепенно вводят в суть происходящего, показывая будни секс-куклы Малис (что в переводе с английского означает Злоба и имя это не случайно), проснувшейся посреди какой-то странной локации, являющейся механизированным борделем, в котором обитают такие же секс-куклы, роботы-ремонтники, администратор и охранник, тоже являющиеся машинами. Мир этот рассыпается на глазах, по причине того что в существовании здешних обитателей нет никакого смысла – люди куда-то исчезли, испарились, их давно нет. Обслуживать некого. Тем не менее, ремонтники исправно ремонтируют, администратор следит за порядком, а охранник, хоть и не очень исправно, но охраняет. Секс-куклы лежат поломанные или ходят, время от времени, подлить масла и отремонтироваться. Все кроме одной – Малис. С самого начала мы застаём Малис в плачевном состоянии, она сломана, ей срочно необходим ремонт, на что ей указывает администратор, но вместо того чтобы прямой дорогой прийти к ремонтнику, она бродит в поисках чего-то, чего сама не знает. Малис пытается заговорить со своими напарницами, но те не отвечают ей, так как выключены/мертвы. Встретившись со сломанным роботом обслуживающим канализационные системы, она делает одну очень странную вещь, не характерную для куклы и вообще бессмысленную – она его целует, приговаривая: “Я подарю тебе поцелуй. Это всё что я могу для тебя сделать ”. Нам сразу дают понять, что с этой “куклой” что-то не так, она ищет живого общения, она сопереживает и чувствует чужую боль или “поломку”, она пытается чем-то помочь, предложить какой-то дар, хоть это и всего лишь поцелуй, что-то не имеющее утилитарной ценности в мире роботов. В ответ на этот поцелуй из глубин тёмных коридоров послышался топот робота-охранника, с говорящим именем Лейкоцит, робота который детектирует чужих и защищает от них систему. Робот-водопроводчик и Малис спасаются бегством, а мы понимаем, что они нарушили какое-то табу, раз система так на них отреагировала и восприняла как чужих. В дальнейшем, Малис, слоняясь по коридорам, начинает видеть какой-то мираж, улыбающуюся девочку, мираж этот уводит её всё дальше и дальше от “ремонта” и в конечном итоге приводит куда-то на верхние уровни, туда, где она ещё не гуляла, к тому, что она ещё не встречала. Там, в комнате со сферическими механизмами, развешенными под потолком будто планеты, она находит странного органического робота с неизвестными функциями, сетует ему на свою бессмысленную жизнь, ведь она секс-кукла, чья работа утешать, а утешать в этом мире больше некого, поэтому она слоняется целыми днями без дела. После, Малис утешает его, дарит ему поцелуй с теми же словами: “Это всё что я могу для тебя сделать”. В ответ на это робот или существо, трансформируется и совершает с секс-куклой жутковатые действия насильственного характера, пока она безучастно комментирует, что подобное обращение её сломает до конца. Но, вместо этого происходит обратное, точнее сказать иное.
Малис просыпается в спальне для секс-кукол, но она просыпается живой, в буквально смысле, она обнаруживает, что больше не кукла, у неё органическое тело. Со страхом, удивлением и волнением она обнаруживает в новом теле жизнь, психическую энергию, сексуальность, волю. Радостно гуляя по коридорам, она встречает робота-администратора, но тот не признаёт в ней куклу Малис: “Я знаю куклу Малис. Она – не ты. У меня есть устаревшая информация о существах вроде тебя. Это боги, создавшие этот мир. Те, кому куклы призваны беспрекословно подчиняться.” Малис, осознав трагичность, жестокость и пошлость своего прошлого бытия секс-куклой, в слезах убегает, пока робот-администратор продолжает свою речь: “Боги покинули это место. Существо, не Бог и не кукла, принесёт беспорядок в этот мир ”. Не понимая кто она, Малис бежит, и правильно делает, ведь если администратор только констатировал факт что она чужая, то робот-охранник Лейкоцит выслеживает её и безапелляционно нападает, пытаясь уничтожить, защитить систему от чужаков. Малис спасается, только для того чтобы ещё раз столкнуться с тем что она больше не принадлежит этому миру и не может в нём органично находится. Ремонтник говорит, что в ней нечего ремонтировать, ведь она живая, а её “коллеги”, другие секс-куклы, не признают в ней свою, пугаются её нового обличия и считают общение с ней неправильным и опасным. Кроме куклы Хизер, та удивлена новым обликом Малис, он ей нравится, потому что он красив. Вдохновлённая внезапным вниманием и взаимностью, Малис укрепляется в своём самоощущении и пытается вновь поделиться своим “даром”. Она целует Хизер и теперь это уже не бессмысленный дар, но в каком-то роде бесценный, через поцелуй она передаёт то, что получила сама, она вдыхает жизнь в кукол, в механистичные утилитарные существа. Только вот Хизер, вместо того чтобы превратиться в прекрасную девушку, ожив, превращается в разлагающуюся плоть со свисающими кусками мяса..
Малис просыпается в спальне для секс-кукол, но она просыпается живой, в буквально смысле, она обнаруживает, что больше не кукла, у неё органическое тело. Со страхом, удивлением и волнением она обнаруживает в новом теле жизнь, психическую энергию, сексуальность, волю. Радостно гуляя по коридорам, она встречает робота-администратора, но тот не признаёт в ней куклу Малис: “Я знаю куклу Малис. Она – не ты. У меня есть устаревшая информация о существах вроде тебя. Это боги, создавшие этот мир. Те, кому куклы призваны беспрекословно подчиняться.” Малис, осознав трагичность, жестокость и пошлость своего прошлого бытия секс-куклой, в слезах убегает, пока робот-администратор продолжает свою речь: “Боги покинули это место. Существо, не Бог и не кукла, принесёт беспорядок в этот мир ”. Не понимая кто она, Малис бежит, и правильно делает, ведь если администратор только констатировал факт что она чужая, то робот-охранник Лейкоцит выслеживает её и безапелляционно нападает, пытаясь уничтожить, защитить систему от чужаков. Малис спасается, только для того чтобы ещё раз столкнуться с тем что она больше не принадлежит этому миру и не может в нём органично находится. Ремонтник говорит, что в ней нечего ремонтировать, ведь она живая, а её “коллеги”, другие секс-куклы, не признают в ней свою, пугаются её нового обличия и считают общение с ней неправильным и опасным. Кроме куклы Хизер, та удивлена новым обликом Малис, он ей нравится, потому что он красив. Вдохновлённая внезапным вниманием и взаимностью, Малис укрепляется в своём самоощущении и пытается вновь поделиться своим “даром”. Она целует Хизер и теперь это уже не бессмысленный дар, но в каком-то роде бесценный, через поцелуй она передаёт то, что получила сама, она вдыхает жизнь в кукол, в механистичные утилитарные существа. Только вот Хизер, вместо того чтобы превратиться в прекрасную девушку, ожив, превращается в разлагающуюся плоть со свисающими кусками мяса..
Тут нас и ждёт первый пласт гениальности этого произведения. Это серьёзное, жестокое и наглядное предупреждение для всех, кто вдруг по какой-то причине почувствовал себя выше и осознанней других, почувствовал себя более сведущим в тех или иных вопросах. Это предупреждение учёным, учителям, философам, идеологам и особенно разного рода мистикам, духовным лицам, психоаналитикам и психотерапевтам. Не стоит думать, что ваш поиск, путь, опыт, информация, которая работает для вас, одинаково полезна для всех. Не спешите поделиться со всеми своим “даром”, особенно с теми, кто об этом не просил, да и с теми, кто вопрошает, следует быть аккуратней, вполне вероятно, что они сами не понимают, что в итоге получат и на что подписываются, строя себе иллюзии. Так то, что помогло лично вам стать осознанней, решить какие-то проблемы, пробудить в себе лучшие качества, вернуть к жизни, привести к более полному и совершенному уровню бытия, в другом человеке может вызвать совершенно противоположные или непредсказуемые реакции. То, что проявило в вас красоту, в другом человеке может проявить уродство. То, что направило вас к неким высшим идеалам, другого человека может свести с ума. То, что разбудило в вас ангелов, в другом человеке может разбудить демонов.
спойлер
Так, всю середину фильма этот “дар”, распространяемый через поцелуй, лавинообразно оживляет утилитарный машинный мир, но ожив и став органическим, этот мир наполняется не красотой и духовностью, но уродством и сексуальными девиациями. Роботы, последовательно исполнявшие свои рутинные обязанности, ожив, становятся жуткими монстрами, движимые жаждой, похотью и другими деструктивными стремлениями. Малис, следуя зову сердца, действуя из благих на первый взгляд побуждений, принесла в мир только хаос и зло. В ужасе осознав что натворила, Малис, вместе с роботом-администратором ищет ту самую удивительную машину, что так её преобразила и маленькую девочку, мираж, который к этой машине привёл. Однако же там где Малис вновь видит мираж, открывающей ей двери к машине, робот-администратор видит только глухую стену. Это тоже занимательная сцена, говорящая нам о том, что субъективным опытом, в особенности мистического характера, не так то просто поделиться, там где вы видите смысл, другие люди могут видеть лишь его отсутствие. Приблизившись к машине, девушка видит своё отражение, с которым вступает в диалог(монолог?). В нём она раскаивается в том, что её желания изменили мир в худшую сторону и одновременно сокрушается по поводу бессмысленности жизни кукол, желая для них всех живые тела, что-то, что она видела в своём сне: “Пустое сердце, которое ничего не чувствует. Вот что такое кукла, но это не я.” Выразив нежелание больше существовать ни в кукольном, ни в живом теле, Малис проходит через свою последнюю трансформацию – превращается в бесплотного ангела, парящего над возродившимся и пришедшим в норму механистичным миром. ]
Комментарии
Твой комментарий
@g8d_g0d,2/2
Довольно странная история для киберпанк произведения, не находите? Дело в том, что никакой это не киберпанк, по форме конечно да, тут кругом роботы и антиутопичный мир будущего, но содержание не про роботов, это про нас, людей. Сюжет, способный сломать голову многим , не так сложен, если знать как к нему подступиться. В основе второго пласта Malice Doll лежит гностическая мифология. Гностические учения считались ересями и подвергались гонениям, гностиков, в том или ином виде, постоянно вырезали, так что особо большого наследия от них не осталось, но гностические идеи живы до сих пор, обладают некоторой популярностью и привлекательностью и, как мы видим, встречаются в медиасфере:
• Несовершенный и бессмысленный материальный мир, постоянно подвергающийся энтропии - это заброшенный создателями( “богами”) разваливающийся механистичный бордель.
• Различные утилитарные силы, демиурги и архонты, поддерживающие этот материальный мир и выступающие против чужаков не от мира сего – роботы-ремонтники, робот-администратор, робот-охранник.
• Вопрошающий субъект, не находящий в этом мире смысла и стремящийся к чему-то большему – кукла Малис и в какой-то степени кукла Хизер.
• Мистическая сила, видимая и ощущаемая только субъектом, ведущая его к качественному прорыву, к чему-то большему – мираж маленькой девочки, машина исполняющая желания, отражение живой Малис в этой машине.
Злоба – не случайное имя для главной героини. Оно символизирует, во первых, “злой умысел”, или злой результат на первый взгляд доброго умысла. Во вторых злоба это вполне характерное для гностиков качество, они обладают богоборческими позициями, бросают вызов материальному миру, бросают вызов демиургу, противопоставляют дух материи. Достаточно романтично и идеалистично, но такую жизненную позицию понять, принять и переварить могут далеко не все, и не все вообще хотят это делать, о чём нас и предостерегает данное произведение. Если вы витаете в каких-то идеалистических высоких материях, любого, не обязательно даже мистического характера – десять раз подумайте, стоит ли впутывать других людей в эту игру.