Впервые смотрел SZS достаточно давно (года 3 назад), тогда был в тотальном восторге и вкатил ему 10/10, поставив на первое место среди всего просмотренного. Сейчас вот решил пересмотреть первый сезон. И, надо сказать, зецубо сенсей проверку временем прошел на отлично - все еще на кончиках пальцев, все еще восхитительно, все еще магнум опус японской анимации, 10/10 и любимый тайтл. Немножечко поделюсь освеженными мюслями.
Японцы в социальных вопросах в некотором роде консервативны, а восточному складу ума самоирония гораздо более чужда, чем западному. Поэтому японцы в искусстве либо существующий социальный порядок на полном серьезе принимают, либо с такой же серьезностью критикуют. А вот хорошей социальной сатиры рождается очень мало (среди всей классической японской литературы, например, только дебютное произведение Нацумэ, да и то он потом ушел в куда более серьезную рефлексию), поэтому SZS - тайтл в каком-то смысле уникальный. Постмодернистской солянки-то предостаточно - вон, панипони от тех же шафтов, но чтобы туда привносилась вот такая актуалочка в юмористической форме - пожалуй, нет.
Я бы сильно поспорил с теми, кто называет это аниме абсурдистским - здесь на самом деле абсурда как такового очень мало, да и не пытается сериал никак в себе абсурдное начало развивать - даже в те моменты, когда он выходит на петляние между отсылками, он выглядит на удивление цельно и понятно, особенно после всяких FLCL (ни в коем случае не хочу сказать, что FLCL - плохо). Возможно, все дело в том, понимает ли зритель стоящий за юмором бэкграунд или нет.
А дело в том, что для получения удовольствия надо иметь минимальное понятие об обществе и культуре Японии (да-да, тот самый "минимальный культурный стандарт" из серии про фестиваль), достаточно реально прям минимального, но чтобы оно было составлено не по красивым фоточкам из тамблера. Мнимальным оно у меня и было, когда я впервые смотрел сабж в 11 классе. Сейчас я уже 2,5 года проучился на переводчика с виабушного, понял чуть больше и многие моменты для себя переоткрыл заново. Например то, что манера составлять списки почти к каждой ситуации вполне может быть кивком в сторону хэйанских дзуйхицу. Максимы японского общества, штампы массовой культуры, языковая игра на самом деле запакованы в тело сериала просто охренеть как плотно, так что, я думаю, еще через пару лет я опять все смогу переоткрыть заново.
В плане стилистики и режиссуры все превосходно. Ну, потому что это шафт в лучшем своем проявлении - приятный и весьма самобытный графоний с ИНОРОДНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ типа щщей ассистента мангаки в неожиданных местах, весьма годный саундтрек, очень деликатный и ненавязчивый демонтаж четвертой стены - нарратив сериала не выпячивает это вперед, мол, гляди, как умею, а будто бы будничным тоном ведет со зрителем диалог о дальнейшей судьбе тайтла. Единственное, что периодически капает на мозги - чрезмерная эксплуатация эччийных штампов. Вроде бы и понятно, что это не на серьезных щщах все делается и близко, и во многом ради провозглашения принадлежности тайтла к гаремникам про школу (дабы, как и подобает в постмодернистской парадигме, уничтожить грань между высоким и низким), но в таких количествах подбешивает, т.к. я когда-то успел выработать аллергическую реакцию на фансервис.
Пользуясь случаем, хочу пожелать скорейшего излечения от проблем с головой тем людям, которые выше советовали смотреть SZS в озвучке, не прибегая к субтитрам. Если ты собираешься смотреть сабж и читаешь мой отзыв - НЕ слушай этих плебеев, ты таким образом потеряешь где-то треть всего юмора, который ехидно раскидан по тем самым спискам и прочей наэкранной писанине. Весь наэкранный текст тут надо ЧИТАТЬ. Я серьезно. Да, ставить на паузу каждый раз и прочитывать. Оно того стоит.
В общем, тайтл не для всех, лишь для хотя бы слегка понимающих, как там японцы живут и какие медиапродукты потребляют, обладающий околобесконечной глубиной (кайфануть можно с минимальными знаниями, восприняв как ненавязчивую комедию, а потом по мере этих знаний расширения еще сто раз обмазаться вылезшими на поверхность смыслами), заслуженный шедевр, твердая десятка, топ-1 для меня лично, ну, я это сказал уже в начале. Надо бы и остальные сезоны пересмотреть.
Японцы в социальных вопросах в некотором роде консервативны, а восточному складу ума самоирония гораздо более чужда, чем западному. Поэтому японцы в искусстве либо существующий социальный порядок на полном серьезе принимают, либо с такой же серьезностью критикуют. А вот хорошей социальной сатиры рождается очень мало (среди всей классической японской литературы, например, только дебютное произведение Нацумэ, да и то он потом ушел в куда более серьезную рефлексию), поэтому SZS - тайтл в каком-то смысле уникальный. Постмодернистской солянки-то предостаточно - вон, панипони от тех же шафтов, но чтобы туда привносилась вот такая актуалочка в юмористической форме - пожалуй, нет.
Я бы сильно поспорил с теми, кто называет это аниме абсурдистским - здесь на самом деле абсурда как такового очень мало, да и не пытается сериал никак в себе абсурдное начало развивать - даже в те моменты, когда он выходит на петляние между отсылками, он выглядит на удивление цельно и понятно, особенно после всяких FLCL (ни в коем случае не хочу сказать, что FLCL - плохо). Возможно, все дело в том, понимает ли зритель стоящий за юмором бэкграунд или нет.
А дело в том, что для получения удовольствия надо иметь минимальное понятие об обществе и культуре Японии (да-да, тот самый "минимальный культурный стандарт" из серии про фестиваль), достаточно реально прям минимального, но чтобы оно было составлено не по красивым фоточкам из тамблера. Мнимальным оно у меня и было, когда я впервые смотрел сабж в 11 классе. Сейчас я уже 2,5 года проучился на переводчика с виабушного, понял чуть больше и многие моменты для себя переоткрыл заново. Например то, что манера составлять списки почти к каждой ситуации вполне может быть кивком в сторону хэйанских дзуйхицу. Максимы японского общества, штампы массовой культуры, языковая игра на самом деле запакованы в тело сериала просто охренеть как плотно, так что, я думаю, еще через пару лет я опять все смогу переоткрыть заново.
В плане стилистики и режиссуры все превосходно. Ну, потому что это шафт в лучшем своем проявлении - приятный и весьма самобытный графоний с ИНОРОДНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ типа щщей ассистента мангаки в неожиданных местах, весьма годный саундтрек, очень деликатный и ненавязчивый демонтаж четвертой стены - нарратив сериала не выпячивает это вперед, мол, гляди, как умею, а будто бы будничным тоном ведет со зрителем диалог о дальнейшей судьбе тайтла. Единственное, что периодически капает на мозги - чрезмерная эксплуатация эччийных штампов. Вроде бы и понятно, что это не на серьезных щщах все делается и близко, и во многом ради провозглашения принадлежности тайтла к гаремникам про школу (дабы, как и подобает в постмодернистской парадигме, уничтожить грань между высоким и низким), но в таких количествах подбешивает, т.к. я когда-то успел выработать аллергическую реакцию на фансервис.
Пользуясь случаем, хочу пожелать скорейшего излечения от проблем с головой тем людям, которые выше советовали смотреть SZS в озвучке, не прибегая к субтитрам. Если ты собираешься смотреть сабж и читаешь мой отзыв - НЕ слушай этих плебеев, ты таким образом потеряешь где-то треть всего юмора, который ехидно раскидан по тем самым спискам и прочей наэкранной писанине. Весь наэкранный текст тут надо ЧИТАТЬ. Я серьезно. Да, ставить на паузу каждый раз и прочитывать. Оно того стоит.
В общем, тайтл не для всех, лишь для хотя бы слегка понимающих, как там японцы живут и какие медиапродукты потребляют, обладающий околобесконечной глубиной (кайфануть можно с минимальными знаниями, восприняв как ненавязчивую комедию, а потом по мере этих знаний расширения еще сто раз обмазаться вылезшими на поверхность смыслами), заслуженный шедевр, твердая десятка, топ-1 для меня лично, ну, я это сказал уже в начале. Надо бы и остальные сезоны пересмотреть.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев