Любопытная полнометражная анимация 60-х гг., с которой стоит познакомиться по ряду причин.
Историческая ценность.
1. Повторю указанное в описании: сценарий "Космических путешествий..." является одним из первых оригинальных сюжетов японской анимации. В данном случае сценарий вдохновлен известным романом Дж. Свифта и сказками Г. Х. Андерсона. На данном примере условно можно наблюдать постепенный уход от экранизации национального фольклора (что, как известно, было естественно для всей анимации с момента ее возникновения).
2. В создании полнометражки принимал участие Хаяо Миядзаки. Известно, что он смог повлиять на изменение финала истории (принцесса оказывается не роботом, а настоящей девочкой), заострив таким образом ее смысл.
3. Помимо Миядзаки, в создании мультфильма приняли участие талантливые режиссер Ёсио Курода («Фландрийский пес», «Вельма Салли») и композитор Исао Томита (известный саундтреками к экранизациям манги Осаму Тэдзуки — «Император джунглей», «Дороро и Хяккимару» и др.).
Сюжет повествует о
Фабула такова: Тэд, пёс по имени Мак, оловянный солдатик Генерал и постаревший, занявшийся наукой Гулливер, совершают космическое путешествие на звезду Надежды. Там они встречаются с роботами-изгнанниками, забывшими о том, что они люди, и с восставшими роботами, превратившими пункт назначения в Звезду Отчаяния.
О жанре.
На первый взгляд очень похоже на научно-фантастическую, приключенческую историю для детей. По большей части это обёртка. Указание на "Гулливера" в названии намекает на то, что перед нами антиутопия (в изображении космического мира) и социальная сатира (в изображении реального мира). Вместе с тем, это еще и философская притча, во многом благодаря сюжетному уровню «сон—реальность»..
Проблематика.
Что характерно, темы несчастья, страдания и смерти здесь не заглаживаются и не обходятся. В этом отношении это очень честная мультипликация (если ее показывать детям).
Полагаю, многое здесь является культурно-историческим отголоском на процессы, происходящие в мире и стране, начиная, собственно, от недавней научно-технической революции 40-50-х гг. (и ее последствий) и заканчивая переживаниями послевоенного периода. Это ощущается в атмосфере города, где живет Тэд, и особенно ярко в музыкальных эпизодах, где герои рассказывают королевской семье о жизни на Земле.
Несмотря на присутствие этой "злой правды жизни", принцесса с королем отмечают, что на Земле все-таки гораздо лучше, чем у них на планете,
Вместо итога
В анимации "Космические приключения Гулливера" есть и исторический, и художественный интерес. Это добрая и серьезная, печальная и всё-таки жизнеутверждающая история, дополняемая прекрасной музыкой и (на ваше усмотрение) не менее прекрасным дубляжом Reanimedia.
Рекомендую смотреть всем, игнорируя рейтинг (а во время просмотра обращать внимание на поклоны кинематографу).
Историческая ценность.
1. Повторю указанное в описании: сценарий "Космических путешествий..." является одним из первых оригинальных сюжетов японской анимации. В данном случае сценарий вдохновлен известным романом Дж. Свифта и сказками Г. Х. Андерсона. На данном примере условно можно наблюдать постепенный уход от экранизации национального фольклора (что, как известно, было естественно для всей анимации с момента ее возникновения).
2. В создании полнометражки принимал участие Хаяо Миядзаки. Известно, что он смог повлиять на изменение финала истории (принцесса оказывается не роботом, а настоящей девочкой), заострив таким образом ее смысл.
3. Помимо Миядзаки, в создании мультфильма приняли участие талантливые режиссер Ёсио Курода («Фландрийский пес», «Вельма Салли») и композитор Исао Томита (известный саундтреками к экранизациям манги Осаму Тэдзуки — «Император джунглей», «Дороро и Хяккимару» и др.).
Сюжет повествует о
сне бездомного мальчика, впечатленного событиями прожитого дня. Этот сон является ответом на роптания о непростой судьбе. В принципе весь сюжет (кроме исследования человечности через образ возможного будущего, в котором главное значение имеют оппозиции «человек — машина» и «разум — чувство») завязан на противопоставлении надежды с отчаянием.
Фабула такова: Тэд, пёс по имени Мак, оловянный солдатик Генерал и постаревший, занявшийся наукой Гулливер, совершают космическое путешествие на звезду Надежды. Там они встречаются с роботами-изгнанниками, забывшими о том, что они люди, и с восставшими роботами, превратившими пункт назначения в Звезду Отчаяния.
О жанре.
На первый взгляд очень похоже на научно-фантастическую, приключенческую историю для детей. По большей части это обёртка. Указание на "Гулливера" в названии намекает на то, что перед нами антиутопия (в изображении космического мира) и социальная сатира (в изображении реального мира). Вместе с тем, это еще и философская притча, во многом благодаря сюжетному уровню «сон—реальность»..
Проблематика.
Что характерно, темы несчастья, страдания и смерти здесь не заглаживаются и не обходятся. В этом отношении это очень честная мультипликация (если ее показывать детям).
Например, в эпизоде с подготовкой к полёту на ракете есть момент, где мальчик и пес очень натуралистично пытаются выбраться из довольно схематичного квадрата с растущей температурой. Само собой, у героев это не получается, и они умирают (разумеется, только на несколько секунд).
Полагаю, многое здесь является культурно-историческим отголоском на процессы, происходящие в мире и стране, начиная, собственно, от недавней научно-технической революции 40-50-х гг. (и ее последствий) и заканчивая переживаниями послевоенного периода. Это ощущается в атмосфере города, где живет Тэд, и особенно ярко в музыкальных эпизодах, где герои рассказывают королевской семье о жизни на Земле.
Вспомнить хотя бы ту, в которой мальчик поет примерно следующее: "Летом все цветет; В водоемах много рыбы, но не каждая это лето переживёт". И вместо рыбок на экране появляются косточки, темп музыки начинает замедляться, а картинка становится монохромной. Жуть! (и это я еще молчу про довольно зловещую песню роботов, в которой слабым, ничего не умеющим человечкам (а это всем человечкам по определению), места в будущем нет).
Несмотря на присутствие этой "злой правды жизни", принцесса с королем отмечают, что на Земле все-таки гораздо лучше, чем у них на планете,
лишенной воды (образа жизни, которым, собственно, и побеждаются восставшие машины), буйства зелени, искусства и вкусной еды (согласитесь, есть горошинки вместо кацудона... это грустно). Поэтому, несмотря на то, что в конце истории мальчик пробуждается на улице, он уже не теряет надежду на лучшее, как это было в начале, когда он хотел покончить с собой.
Надежда, как я уже говорила, является центральным лейтмотивом истории. Вспомнить хотя бы открывающую сцену, в которой Гулливер сопротивляется шторму (извечный образ «море как жизнь человека», в которой шторм и буря воспринимаются как все то горе-злосчастие, что встречается нам на пути) и кричит "я буду бороться, я не потеряю надежду" — собственно, эта сцена и помогла мальчику отыскать внутри себя ответ на тот вопрос, который, очевидно, является смыслообразующим.
И да, действительно ответ нам был дан уже в самом начале мультфильма. Дальше — только его осознание. Осознание через сон
Надежда, как я уже говорила, является центральным лейтмотивом истории. Вспомнить хотя бы открывающую сцену, в которой Гулливер сопротивляется шторму (извечный образ «море как жизнь человека», в которой шторм и буря воспринимаются как все то горе-злосчастие, что встречается нам на пути) и кричит "я буду бороться, я не потеряю надежду" — собственно, эта сцена и помогла мальчику отыскать внутри себя ответ на тот вопрос, который, очевидно, является смыслообразующим.
И да, действительно ответ нам был дан уже в самом начале мультфильма. Дальше — только его осознание. Осознание через сон
Вместо итога
В анимации "Космические приключения Гулливера" есть и исторический, и художественный интерес. Это добрая и серьезная, печальная и всё-таки жизнеутверждающая история, дополняемая прекрасной музыкой и (на ваше усмотрение) не менее прекрасным дубляжом Reanimedia.
Рекомендую смотреть всем, игнорируя рейтинг (а во время просмотра обращать внимание на поклоны кинематографу
— вроде отсылки к вестернам в сцене битвы мальчика с "восставшими машинами" или того же образа кино, которое смотрим и мы, ничего еще не подозревающие зрители, и Тэд, персонаж истории, который через несколько мгновений будет выгнан из здания кинотеатра