"Вайолет Эвергарден" про воплощение своей личности в работе. Про то, как можно реализовать жизненные ценности в деятельности, принося счастье другим людям. Да и про личное счастье в том числе. Принесение радости - ключевой, если не важнейший аспект работы, доставляющей истинное удовольствие. Одно дело работать в рамках гедонистического эгоизма, другое - когда результаты твоих трудов улучшают чью-то жизнь напрямую.
"Вайолет Эвергарден" про надежду в нахождении себя. Даже если жизнь отняла у тебя все, что было дорого, однажды возникнет нечто, рожденное из пепла. Найти это нечто может быть совсем непросто, и веру в его реальность не всегда удается сохранить, по большей части из-за нашей замкнутости в моменты отчаяния и отсутствия удачного стечения обстоятельств, справедливого для вымышленных историй. Но истории побуждают не сдаваться и верить, что в один день нечто получится разглядеть, и, поймав искру, разжечь пламя. Только в этот раз не раздирающее душу изнутри, а поддерживающее страсть и наполняющее жизнь смыслом.
"Вайолет Эвергарден" про эстетику слов. Ода красоте не в плоскости внешней оболочки и переплетении слов друг с другом, а в скрытом за словами смысле. В том, что они выражают. В репрезентации чувств. В невозможности порой подобрать подходящее их описание, когда на деле достаточно лишь двух предложений.
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли." - Чехов
Вайолет - это близкий к идеалу пример эмоционального интеллекта. Девушка, служившая орудием войны, являлась лишь отражением соответствующего к ней отношения. Соответствуя навязанному ей образу, она была "бездушным" солдатом, живущим за счет приказов. Тем не менее ей удалось вырасти над злобой мира за счет знакомства с заботой человека, принимавшего ее такой, какая она есть, желавшего ей лучшего и, несмотря на все поступки, не винившего ее в них. В итоге это помогло Вайолет понять себя и стать самостоятельной личностью, которая чувствует чужие эмоции получше обычных людей. Начав с нуля, девушка возвысилась над усредненным мировоззрением, потому что ей на собственной жизни удалось ощутить ценность чувств, придав им особенный смысл. Таким людям уже нет резона разбрасываться словами, ведь те слишком важны, чтобы использовать их для лжи или сокрытия настоящего. А, научившись эмпатии, Вайолет смогла умело контролировать свои и замечать чужие без лишних слов.
Чего только стоит сдерживание слез, когда Вайолет поняла ситуацию с желанием матери Энн написать ей письма на десятилетия вперед. Вайолет дала Энн поддержку, не вмешивая личные эмоции в деликатную ситуацию
Мы стремимся к счастью, но не находим его. Корень проблемы в парадоксальности сущности счастья: чтобы его обрести, нужно отбросить желание за ним гнаться. Деятельность в соответствии с добродетелью, устремление к реализации духовных потребностей, осмысленность - то, что составляет греческое понятие эвдемонии. И оно находит свое проявление в Вайолет. Жизнь как инструмент оставила свой отпечаток: следуя минималистичности в вещах, еде, отдыхе, героиня направляет ресурсы на дело, превосходящие ее природу. Вайолет наделила смыслом свою работу, найдя в ней отражение личных жизненных ценностей (понимание чувств). Взяв Айрис как пример альтернативного взгляда, можно четко осознать возвышенность стремлений Вайолет: если Айрис смотрит на написание писем как на путь в удовлетворении эгоцентричных амбиций (слава, признание, успех), то для Вайолет счастье от работы реализуется в настоящем времени за счет ее духа жизни.
Вайолет действительно стала свободной, как завещал Гилберт. Ее свобода в чистоте мышления от желания соответствовать нормам социума. Следуя за собственной нравственностью, Вайолет помогает людям почувствовать счастье. Она реализует свой потенциал, не гонясь за примитивными удовольствиями, и следствием этой благодетели выступает ее личное счастье.
Не стоит забывать, зачем вообще существует искусство. Его ценность в моральных уроках и придании красоты действительности, в восхвалении нравственных абстракций и обозначении ориентиров. Для этого необязательно быть реалистичным. Такие образы, как Вайолет, нужны миру не меньше религиозных фигур или мировых знаменитостей. Близкое, хоть и идеальное, позволяет взглянуть на себя и на других людей под иным углом, найдя прекрасное там, где раньше его не замечал.
Не могу сказать, что не видел недостатков. Оторванная одним выстрелом из винтовки рука, солдаты с эффектом штурмовика - это лишь несколько примеров, думаю, найдется и больше. Но разве ценность произведения в отсутствии шероховатостей, а не в возможности донести до зрителя идеи и эмоции так, чтобы ему захотелось закрыть глаза недостатки? Принять целостную картину, не думая: "А как бы хорошо могло получиться, если..." - в этом суть высокой оценки. И "Вайолет Эвергарден" ее заслужила. Цепляющий глаз дизайн персонажей, завораживающие кадры, символизм для передачи мыслей без слов и потрясающая музыка, сочетающая в себе вайбы средневекового фэнтези и викторианской Англии - я не мог не полюбить это произведение.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев