Только через четыре года добрался до этого дела. И... Ну что, "Вайолет Эвергарден"!
Прежде, чем пройтись детально, хочу сразу же отметить то, что, как мне кажется, очень вредит этому аниме: его перехваленность. Из-за того, что некоторые люди склонны переписывать ему гениальность, шедевральность и проч., находится немало и тех, кто впадает в другую крайность, называя аниме "пустышкой", "слезодавилкой" и т.п. При том, что, как по мне, не правы ни те, ни другие.
Плюсы:
1) Визуал, саунд, короче, атмосфера. Думаю, особо повторяться бессмысленно, поэтому просто скажу "10 из 10". А, и только отмечу для проформы - референс в плане исторической эпохи это всё-таки начало ХХ века, а именно 20-е годы)
2) Исходный концепт и вообще портрет (психологический) главной героини. Он действительно очень занятен. Литературе известно очень много историй о человеке на войне и после нее. Чуть меньше - о "детях войны". А вот как быть с теми, у кого вся социализация прошла через войну? Теми, кто, как героиня, буквально не знает слов для мирной жизни? Это очень хорошая исходная точка, из которой намечается очень интересное развитие героини сразу же по нескольким направлениям, и стоит сказать, что сама идея бытия "куклой", гострайтером как способа познать мир и понять себя очень интересна и может потенциально вывести на очень и очень глубокие рассуждения о языке (такие как языковые антиномии по Гумбольдту и Флоренскому, язык как стакан для мух по Витгенштейну etc.), опыте, чувствах и проч. Собственно, они и выводят, но есть одно серьезное "но".
Минусы:
1) Стерильность и попытка быть "всем и сразу". Я вовсе не упрекаю сериал за то, что в центр сюжета положена личная история и развитие главной героини - это абсолютно нормально и естественно, по такому принципу написаны многие замечательные романы (мне, например, почему-то напрашивалась параллель с "Волшебной горой" Томаса Манна или с "Идиотом" Достоевского). Но просто сериал делает очень сильный философский замах и нивелирует его тем, что пытается быть историей "обо всем и ни о чем". Авторы как будто так и не смогли решить, о чем и чем будет аниме. Тяжёлой драмой о человеке, полностью взрощенном войной, который не находит себе места в мирное время и понемногу начинает винить себя за убийства, которые беспрекословно совершал (а-ля Ремарк)? Уютным размышлением, своего рода инди-историей о человеке с низким эмоциональным интеллектом и том, как он (она) старается его развить через анализ чужих переживаний? Философским эссе о двойственной природе языка, который одновременно выражает сильно больше, чем один человек может сказать, и при этом все равно всегда не даёт ему полностью высказаться? Все эти темы в аниме есть, благо и героиня, и ее контекст позволяют хорошо из раскрыть, но они особо и не развиваются, оставаясь на уровне поверхностных, обыденных суждений в духе "люди не всегда все говорят словами" или "человек должен уметь жить без чужих приказов". И в этом и проявляется стерильность, которая, как мне кажется, возникла из-за твердой хватки Нетфликса. Ставка на любую из этих тем (а я уверен, что авторы были достаточно компетентны, чтобы по-настоящему раскрыть их) сделала бы аниме гораздо более сложным, заставила бы зрителя думать и, как следствие, не гарантировала бы прибыли. И именно этого Нетфликсу, как мне кажется, не хотелось. Но увы! История пострадала.
2) И второй минус, скорее побочный и продолжающий первый - хронометраж. Нет, я знаю о фильмах, но эта история... Не знаю, выглядит несколько... рвано, что ли? И проблема здесь не в том, что каждая серия - это отдельный маленький сюжет, своего рода зарисовка, а в том, что героиня как-то странно скачет. То она совершенно не может быть куклой, с трудом понимает чувства других людей и вообще нервирует всех - и тут раз! приглашение от королевской семьи, да ещё и сразу заказ на публичную любовную переписку, и все, и героиня становится тут же знаменитостью. Дальше спойлерить не буду, но такое ещё будет.
Но это, в общем-то, уже частности. Вывод очень прост - аниме мне все равно нравится. Да, это беллетристика, а вовсе не шедевр психологической драмы, но ведь хорошая беллетристика! Беллетристика, посвященная весьма интересной проблеме с интересной главной героине. Да, без особой глубины, но все же очень милая, с потрясающей атмосферой, напоминающей чем-то новеллы Цвейга (кстати, параллель с ними вполне уместна, кто знает, тот поймет) и просто приятная картина. Не шедевр, но 8/10, думаю, заслуживает.
P.S. И про слезы - расслабьтесь, не такая уж и слезодавилка, спокойно)
Прежде, чем пройтись детально, хочу сразу же отметить то, что, как мне кажется, очень вредит этому аниме: его перехваленность. Из-за того, что некоторые люди склонны переписывать ему гениальность, шедевральность и проч., находится немало и тех, кто впадает в другую крайность, называя аниме "пустышкой", "слезодавилкой" и т.п. При том, что, как по мне, не правы ни те, ни другие.
Плюсы:
1) Визуал, саунд, короче, атмосфера. Думаю, особо повторяться бессмысленно, поэтому просто скажу "10 из 10". А, и только отмечу для проформы - референс в плане исторической эпохи это всё-таки начало ХХ века, а именно 20-е годы)
2) Исходный концепт и вообще портрет (психологический) главной героини. Он действительно очень занятен. Литературе известно очень много историй о человеке на войне и после нее. Чуть меньше - о "детях войны". А вот как быть с теми, у кого вся социализация прошла через войну? Теми, кто, как героиня, буквально не знает слов для мирной жизни? Это очень хорошая исходная точка, из которой намечается очень интересное развитие героини сразу же по нескольким направлениям, и стоит сказать, что сама идея бытия "куклой", гострайтером как способа познать мир и понять себя очень интересна и может потенциально вывести на очень и очень глубокие рассуждения о языке (такие как языковые антиномии по Гумбольдту и Флоренскому, язык как стакан для мух по Витгенштейну etc.), опыте, чувствах и проч. Собственно, они и выводят, но есть одно серьезное "но".
Минусы:
1) Стерильность и попытка быть "всем и сразу". Я вовсе не упрекаю сериал за то, что в центр сюжета положена личная история и развитие главной героини - это абсолютно нормально и естественно, по такому принципу написаны многие замечательные романы (мне, например, почему-то напрашивалась параллель с "Волшебной горой" Томаса Манна или с "Идиотом" Достоевского). Но просто сериал делает очень сильный философский замах и нивелирует его тем, что пытается быть историей "обо всем и ни о чем". Авторы как будто так и не смогли решить, о чем и чем будет аниме. Тяжёлой драмой о человеке, полностью взрощенном войной, который не находит себе места в мирное время и понемногу начинает винить себя за убийства, которые беспрекословно совершал (а-ля Ремарк)? Уютным размышлением, своего рода инди-историей о человеке с низким эмоциональным интеллектом и том, как он (она) старается его развить через анализ чужих переживаний? Философским эссе о двойственной природе языка, который одновременно выражает сильно больше, чем один человек может сказать, и при этом все равно всегда не даёт ему полностью высказаться? Все эти темы в аниме есть, благо и героиня, и ее контекст позволяют хорошо из раскрыть, но они особо и не развиваются, оставаясь на уровне поверхностных, обыденных суждений в духе "люди не всегда все говорят словами" или "человек должен уметь жить без чужих приказов". И в этом и проявляется стерильность, которая, как мне кажется, возникла из-за твердой хватки Нетфликса. Ставка на любую из этих тем (а я уверен, что авторы были достаточно компетентны, чтобы по-настоящему раскрыть их) сделала бы аниме гораздо более сложным, заставила бы зрителя думать и, как следствие, не гарантировала бы прибыли. И именно этого Нетфликсу, как мне кажется, не хотелось. Но увы! История пострадала.
2) И второй минус, скорее побочный и продолжающий первый - хронометраж. Нет, я знаю о фильмах, но эта история... Не знаю, выглядит несколько... рвано, что ли? И проблема здесь не в том, что каждая серия - это отдельный маленький сюжет, своего рода зарисовка, а в том, что героиня как-то странно скачет. То она совершенно не может быть куклой, с трудом понимает чувства других людей и вообще нервирует всех - и тут раз! приглашение от королевской семьи, да ещё и сразу заказ на публичную любовную переписку, и все, и героиня становится тут же знаменитостью. Дальше спойлерить не буду, но такое ещё будет.
Но это, в общем-то, уже частности. Вывод очень прост - аниме мне все равно нравится. Да, это беллетристика, а вовсе не шедевр психологической драмы, но ведь хорошая беллетристика! Беллетристика, посвященная весьма интересной проблеме с интересной главной героине. Да, без особой глубины, но все же очень милая, с потрясающей атмосферой, напоминающей чем-то новеллы Цвейга (кстати, параллель с ними вполне уместна, кто знает, тот поймет) и просто приятная картина. Не шедевр, но 8/10, думаю, заслуживает.
P.S. И про слезы - расслабьтесь, не такая уж и слезодавилка, спокойно)
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев