Аниме, о котором пойдет речь в сегодняшнем обзоре, можно без преувеличения назвать наиболее противоречивым из тайтлов, увидевших свет в последнем сезоне ушедшего 2016-го года. С момента анонса до выхода на экраны, творение далеко не самой известной студии Ajia-Do оставалось темной лошадкой. И как бы удивительно это ни звучало, даже после окончания трансляции, ровным счетом ничего не изменилось. Все так же вокруг Изетты идут оживленные дискуссии – одни зрители отмечают довольно бодрый темп повествования и качественную драму. В картину мира других юные девушки, летающие на винтовках и с помощью магии меняющие ход войны, не сумели вписаться.
Так что же собой представляет это милитаристское аниме с викторианским привкусом? Стоит ли оно того, чтобы потратить на него несколько часов жизни?
Скажу сразу: прямого ответа на этот вопрос у меня нет. Shuumatsu no Izetta, как уже было отмечено в самом начале, очень и очень противоречивое произведение. В нем можно выделить как бесспорные достоинства, так и откровенные нелепости. Трудно рекомендовать сериал к просмотру. Но и причин отговаривать от такого поступка не много. Скажем так: все что в моих силах – это предупредить о том, что ждет зрителя, который решил окунуться в мир Изетты. Мир последней ведьмы.
Итак, за окном середина двадцатого века. Вооруженные передовыми технологиями войска Германской Империи продолжают свое победоносное шествие по Европе. Только Соединенные Штаты Атланты и Волжская Федерация способны повлиять на ход войны, но они бездействуют, погрязнув в политических дрязгах и сковав себе руки пактом о ненападении. В это время очередной целью алчущих власти германцев становится крохотная точка на карте, притаившаяся в альпийской части Европы – герцогство Элистад. Казалось бы, нет для устрашающей военной машины, уже подмявшей под себя значительную часть континента, задачи более простой, чем перемолоть столь незначительного противника… Где-то в этот момент Астерикс и Обеликс многозначительно поглаживают усы. Но поминать бравых галлов незачем. Ведь в Элистаде и своих героев хватает.
Таковой становится Изетта.
Пятнадцатилетняя ведьма, последняя в своем роду, встает на защиту герцогства, вынуждая Германскую Империю вести невыгодную для нее затяжную войну. Помогает ей в этом юная правительница Элистада – эрцгерцогиня Ортофине (или же просто Фине). Двух девушек связывают особые отношения. Много лет назад Фине спасла Изетту от толпы разъяренных крестьян, вознамерившихся линчевать ведьмочку. С тех пор Изетта горит желанием отплатить спасительнице и не жалеет ради этого ни магических, ни физических сил.
Юным девам, их товарищам и врагам, а вместе с ними и зрителям предстоит продираться через двенадцать серий, полных боли и страданий, политических интриг, честного описания тягот войны и одновременной ее романтизации, изредка прерываемых мирным чаепитием с пирогами - неизменным атрибутом почти любого аниме, независимо от жанра, где в главных ролях выступают девушки старшего школьного возраста.
Бойкая Изетта и аристократичная Фине, две основные героини «Shuumatsu no Izetta», составляют сильный дуэт. Активные персонажи, сравнительно редко подвергаемые действию синдрома Икари Синдзи, иными словами предпочитающие действовать, а не ныть, подходят на роль главных героинь. Интересно наблюдать за личностным ростом Изетты и Фине. В большей степени второй, так как Изетта еще до старта событий сериала определилась со своей ролью в мире, в то время как эрцгерцогиня, совсем недавно пришедшая к власти, вынуждена расти над собой как лидер, учиться идти на компромиссы, а иногда поступать жестоко по отношению к близким, если того требует благо целой державы. Что у авторов Изетты получилось на славу, так это отобразить всю тяжесть бремени, которую держат на плечах власть имущие.
С прочими персонажами дела пошли не так хорошо. Далеко не всех сценаристам удалось раскрыть в полной мере. Некоторые герои, играющие обманчиво важную роль, могут быть совершенно неожиданно удалены из сюжета, убиты, или без объяснений отодвинуты на задний план. И в этом, как мне кажется, одна из основных проблем сериала. Ведь сюжетные линии, которыми были связаны герои, превратились в тупики, нарушающие целостность произведения.
И хотелось бы в этом месте подвести какие-то итоги и сделать вид, будто говорить больше не о чем. Однако все сказанное выше справедливо только для первой половины сериала.
За которой следует вторая, превращающая аниме в антологию всевозможных роялей в кустах.
Вынужден предупредить читателей о надвигающихся спойлерах. Они, как мне кажется, необходимы, чтобы ясно продемонстрировать крах Изетты как потенциально успешного тайтла.
Итак…
спойлер
Оказывается, Германская Империя тайно занималась клонированием (!) одной из давно почивших ведьм.
Когда из-за вмешательства в войну Изетты, войска потерпели ряд сокрушительных поражений, было решено пустить самого полноценного из клонов в ход. Таким образом, наплевав на интересно раскрывающуюся тему соперничества между технологиями и магией, сценаристы сериала резко сменили курс на магическую дуэль двух ведьм.
Уже не будет поисков уязвимостей в магических способностях Изетты. Уже не будет битвы умов и многоступенчатых политических решений. Нет. Теперь ход войны определяется исключительно великими и ужасными ВСП, то есть Внезапными Сюжетными Поворотами.
К примеру, совершенно внезапно выясняется, что для оживления выращенного немцами клона нужна… ведьминская кровь. РОЯЛЬ. Каким-то неведомым образом немецкому ученому и бездушному клону ведьмы удалось прокрасться на встречу политических лидеров, оказаться в нужном месте в нужное время, когда Фине и Изетта на минуту отделились от остальных, и заполучить каплю крови последней.
После один из героев второго плана совершенно неожиданно оказывается наследственным владельцем невероятно могущественного ведьминского артефакта – факт, выяснившийся не по ходу сюжета, а в самый удобный для сценаристов момент. РОЯЛЬ.
Изетта и ведьма-клон, каждая из которых обладает половиной вышеописанного артефакта, увеличивающего их и без того могущественные силы, вступают в конфронтацию. И вдруг все в мире понимают: ведьмы – самое настоящее оружие массового уничтожения. И никто не захочет иметь дел с государствами, которые обладают ими. Как итог, в самый решающий момент Элистад мог остаться без союзников из-за наличия Изетты.
Как же решается этот вопрос? Какой-нибудь неожиданной идеей, способной связать всю раскрытую доселе систему магии? Нет, друзья мои. Она решается… Роялем.
ВНЕЗАПНО (как всегда вовремя и как всегда слишком удобно) оказывается, что ведьмы способны по желанию выкачать всю магию из мира. Вообще всю. До последней капли. Что и делает Изетта, уничтожая противницу и заканчивая войну, а вместе с ней и эпоху ведьм.
Когда из-за вмешательства в войну Изетты, войска потерпели ряд сокрушительных поражений, было решено пустить самого полноценного из клонов в ход. Таким образом, наплевав на интересно раскрывающуюся тему соперничества между технологиями и магией, сценаристы сериала резко сменили курс на магическую дуэль двух ведьм.
Уже не будет поисков уязвимостей в магических способностях Изетты. Уже не будет битвы умов и многоступенчатых политических решений. Нет. Теперь ход войны определяется исключительно великими и ужасными ВСП, то есть Внезапными Сюжетными Поворотами.
К примеру, совершенно внезапно выясняется, что для оживления выращенного немцами клона нужна… ведьминская кровь. РОЯЛЬ. Каким-то неведомым образом немецкому ученому и бездушному клону ведьмы удалось прокрасться на встречу политических лидеров, оказаться в нужном месте в нужное время, когда Фине и Изетта на минуту отделились от остальных, и заполучить каплю крови последней.
После один из героев второго плана совершенно неожиданно оказывается наследственным владельцем невероятно могущественного ведьминского артефакта – факт, выяснившийся не по ходу сюжета, а в самый удобный для сценаристов момент. РОЯЛЬ.
Изетта и ведьма-клон, каждая из которых обладает половиной вышеописанного артефакта, увеличивающего их и без того могущественные силы, вступают в конфронтацию. И вдруг все в мире понимают: ведьмы – самое настоящее оружие массового уничтожения. И никто не захочет иметь дел с государствами, которые обладают ими. Как итог, в самый решающий момент Элистад мог остаться без союзников из-за наличия Изетты.
Как же решается этот вопрос? Какой-нибудь неожиданной идеей, способной связать всю раскрытую доселе систему магии? Нет, друзья мои. Она решается… Роялем.
ВНЕЗАПНО (как всегда вовремя и как всегда слишком удобно) оказывается, что ведьмы способны по желанию выкачать всю магию из мира. Вообще всю. До последней капли. Что и делает Изетта, уничтожая противницу и заканчивая войну, а вместе с ней и эпоху ведьм.
Что же получается? Вместо доведения уже открытых сюжетных линий и концепций до точки кульминации, авторы сценария вытаскивают из ниоткуда совершенно новые, ни за что ни про что меняя как ход сюжета, так и видение мира и технологических/магических возможностей в нем. Представьте себе настольную игру, правила для которых на ходу выдумывает один из игроков в соответствии со своими сиюминутными потребностями, и вы поймете, почему большинство важнейших сюжетных решений второй половины Изетты провальны.
Как итог, сериал занятно стартует, не менее занятно разгоняется, но затем стремительно рушит фундамент, который старательно выстраивал первые шесть серий.
После всего сказанного вы, вероятно, решили, что Изетта испорчена до основания и вовсе не стоит потенциально потраченных на нее часов личного времени. Однако не спешите с выводами. В очередной раз повторю первое, что сказал об этом аниме – оно страшно противоречиво.
Да, сюжет во второй половине превращается не пойми во что. Но, пусть не в полной мере, но хотя бы отчасти старания Масаи Фудзимори, режиссера сериала, спасают ситуацию. Благодаря его руководству в Shuumatsu no Izetta сохраняется высокий темп повествования от начала до конца. Даже самые заурядные сцены выглядят живо, динамично, эмоционально. Это действительно выдающаяся режиссерская работа классического типа. Не психоделично-вычурная, как у Хидеаки Анно или Симбо Акиюки, а именно качественная в кинематографическом аспекте.
1365x7681365x7681365x7681054x5921365x7681365x768
То же можно сказать и о музыкальном сопровождении. Насыщенные и, что главное, аутентичные композиции, смешавшие в себе ведьминские напевы и военные марши, отлично вписались в атмосферу описываемой эпохи.
Очень и очень жаль, что работать таким умелым людям пришлось со столь сырым сценарным материалом. В ином случае вышел бы действительно заслуживающий аплодисменты сериал.
На этом, пожалуй, и остановимся. Надеюсь, обзор хоть сколько-нибудь хоть как-нибудь помог хоть кому-нибудь. И помните: ваш покорный слуга всегда открыт для вашей критики, ваших тапок и тухлых помидоров. =)
P.S. Если вы, как и многие другие, повелись на постеры и тизеры Изетты, намекающие на обилие сёдзё-ая, то вас ждет разочарование в виде двух-трех сорванных намеков в паре серий, и более ничего.
@Matsukaze@Hikkigaya Kazuki, тайтл, в котором нет ничего выдающегося, который использует уже давно устоявшиеся шаблоны и, что самое главное, подаёт их тоже не оригинально. Тайтл, который забудешь через пару-тройку следующих, пусть даже выполнен он неплохо.@Hikkigaya Kazuki@Matsukaze, спасибо, буду знать@"Lex", у самого-то вся активность заключается в шести комментариях. Давай, расскажи нам, как это легко написать рецензию@"Lex"@AniAve, Легко. По крайней мере я хотя бы знаю смысл написания рецензий. И он уж точно заключается не в высказывании собственного фи несостоявшегося школьника-критика который понятия не имеет о направленности, жанрах, аудитории, и психологии а только орать спойлерить умеет оперируя шутами за 200. Еще вопросы?@AniAve,@Matsukaze@ken-o-bi, Как есть дружище так и написал. До полноценной критики и написания рецензий тебе как до конца галактики переть. Так что будь добр в следующиц раз ставить тег отзыв а не рецензия. Так как вся твоя писанина только на недовольный отзыв и тянет. Есть кончено намеки на рецензию но твое личное преобладающее в написании мнение делает этот деферамб всего лишь тупим лишенным смысла отзывом. К тому же еще и с тонной спойлеров.@"Lex", как бы то ни было, не стоит писать в сторону автораоскорблениятакое. Не думаю, что он писал рецензию для этого. Критика должна быть мягче@"Lex"@AniAve, Критика должна быть обоснованной и все. Как автор её выражает это его дело. У меня есть обоснования, так как не первый пост данного автора читаю.@AniAve,@ken-o-bi@"Lex", надо будет когда-то и самому попытаться написать рецензию...@"Lex"@Matsukaze, Жди) только определись чего ждешь очередное детё)@Matsukaze@"Lex", так ведь определился же, ой, или ты не догадался? Ждём рецензию от тебя, скажем, на... да хоть на ту же Изетту, я ради такого даже вытащу её из дропа. Хочу увидеть все её красоты воочию, к тому же, судя по всему, написать достойную работу для тебя не будет проблемой. Дитё хочет на Изетту! Уааа@"Lex"@ken-o-bi, Тебе все еще обоснования нужны? Слишком много своего мнения. По этому это уже не рецензия в тупо отзыв. Еще и спойлеров понатыкано по самое не хочу. Чего ж ты весь сюжет то не пересказал от начала и до конца. Там немного добавить осталось. Вот тебе все обоснования на которых я сделал вывод что ты просто выскочка и понаписал тут шлака основываясь только на своем мнении.@ken-o-biПоверьте, я ценю критику. Но именно критику, когда мне прямо указывают, что в тексте следовало бы доработать. Чему уделить больше внимания, чему меньше. В каком пункте не хватило доказательств. Какая часть требовала большего количества примеров, а где с ними вышел перебор. Где стилистика текста приводит к сложности чтения, а где наоборот, получилось слишком сухо и отчетно. Где между темами слишком резкие переходы, а где слишком нудные. Есть ли части, которые выбиваются из идейной целостности текста. Когда кто-то плюется в один из перечисленных аспектов, сразу бывает видно, на что обращать внимание в следующий раз. Ну а ваши предъявы даже не знаешь как использовать.
@"Lex",@Matsukaze@ken-o-bi, Окей я тебе укажу на один конкретный и существенный прокол в твоей поэме. Рецензия пишется на основе обобщенной критике а не своем собственном мнении. Читать как оно ТЕБЕ мне совсем не в прикол. Вы меня поражаете господа. Город в котором меня нет все орут в говно слили. Видите ли концовка не по нраву. Изетта вышла тут же умудренный жизнью говноеды налетели сравнивать её и свое мнение высказывать (Мне не зашло, Говно что я увидел.) Для ваших личных высказываний существует отдельная графа "Коментарии" Вот туда и гадьте говном. а если пишите рецензии то будьте добры по существу. Мне если честно даже улыбает иногда такая #####. Изгнанные из рая, Солти Рей, Город в котором меня нет, Изетта, Везде орали в комментах что лютое говно. Принципиально посмотрел и остался доволен. У меня собственно всё@ken-o-bi@ken-o-bi, да положи ты болт на него, от разговоров с такими есть толк, только если троллить начинаешь@ken-o-bi@"Lex"@ken-o-bi, То есть ты хочешь чтобы я тебе тупо пересказал всю твою писанину с акцентом на недостатки? Месье по моему вы много просите. Я бы даже по другому бы выразился да в очередной бан не охота@ken-o-bi, Пойми, "большая роль" иВиднеется это всё, как отписка, для галочки, просто, чтобы было. "Большая роль"? Хорошо, тогда уделите внимание этому, даже если вы не имеете музыкального образования, вы ведь можете описать что чувствуете и что слышите. То, что представлено выше, выглядит сухо и никак не завлечёт читателя послушать OST отдельно, читатель просто пробежится по этим двум строкам и абсолютно никакого значения этому не придаст. Вы сами говорите, что мол "Многие критики вообще о музыке не говорят и не пишут", отчасти это конечно так, но если же вы ровняетесь на них, то делайте также. Что вас в этом останавливает? "Большая роль"? Если она и правда такая большая, так попытайтесь доказать читателю это, попытайтесь его полностью в этом убедить, и даже если это не так, читатель пойдёт и попытается посмотреть, попытается увидеть в тайтле то, что увидели вы, и возможно он это найдёт, а возможно найдёт что-то другое, близкое себе. Но всё это рушится, т.к. ваша рецензия скорее негативная.(Это одна из причин, почему я не люблю негативные рецензии, читать или писать - не важно) Вы, конечно, можете меня не слушать, как многие здесь делают, может так будет и правильно, но попробуйте над этим поразмыслить.
P.s. Я прочитал вашу последующую рецензию, и там, в этом аспекте, вы, если можно так выразиться, исправились.