Посмотрев на преобладающие десятки в оценках, отложил Франкса на долгий срок, доверившись мнению большинства. Спустя добрую сотню тайтлов, все-таки стало интересно, что же за бриллиант скрывается внутри троянского коня со столь подозрительно средней оболочкой.
Излишнее затягивание стало главной причиной недоумения после окончания просмотра. Не впитай я столько качественных и уникальных авторских идей, Франкс стал бы глотком свежего воздуха, как дверца в мир неизведанного аниме-контента. Вместо этого я увидел, как авторы бросаются заезженными художественными приемами в надежде пробить зрителя на эмоции. Без понимания устройства приемов под капотом, просто используют их на авось как черный ящик: выстрелит или заглохнет. Как итог, аниме эксплуатирует готовые шаблоны, да и в нюансах (которыми, бывает, блещут в целом шаблонные проекты) не отличается оригинальностью:
Есть намёки на сильные моменты, но их не дожимают из-за непрофессионализма реализации художественных приемов. Как следствие, во время просмотра, параллельно амбивалентному эмоциональному отклику на происходящее, сами по себе вырывались мысленные восклицания по типу: «Ооо, а вот здесь я должен испытывать саспиенс. Ладно, подыграю».
Особенно запомнилась мимолетная сцена с громадным потенциалом атмосферности: когда во второй части сериала парни молча, но живо передавали футбольный мяч на дворике Омелы. Только-только начал пропитываться размеренностью немого повествования (в стиле в Chainsaw-Man или бейсбольных подач главных героев в Just because!), как ее тут же разрушил крик Мику. Если Франкс в чем-то особенно хорош, так это в игре с ожиданиями: закинули удочку, поймали зрительское внимание и резко лишили продолжения. Может это некая постмодернистская ловушка?
Сцены отчаяния при разрушении прежнего быта выдержаны недостаточно что по хронометражу, что по общему настроению. Умеют же в элементы безумия (озверение Zero Two, резкие флэшбеки с мерцающим экраном), но что-то не позволило их отполировать в особенно нуждавшихся в мрачности местах сюжета. Другой пример: в сцене конфликта Альфы и Икуно Это соответствовало бы бескомпромиссному характеру Альфы, в котором нас пытаются убедить. Да и все необходимые декорации были выстроены. Но вместо разворота событий, сумевшего бы сместить тон повествования на мрачную правдоподобность, Альфа всего лишь покидался угрозами и пассивной агрессией, как маленький ребенок.
Расхождение слов с поведением — это в целом бич проработки персонажей. Вместо раскрытия характера на практике, через действия или косвенные слова, задним числом подтверждающие высказываемые героями убеждения, внимание акцентируется на драматическом словоблудии. Простора для формирования образов героев не остается — все навязано через диалоги. Порой этот костыль играет против авторов. Тогда бросаются в глаза резкие изменения в поведении отдельных действующих лиц (Zero Two и Альфа наиболее яркие примеры), обоснованные ровным счетом лишь парой напряженных событий. Персонажей рассматривают не как людей с комплексной системой ценностей, а как картонку, на которой можно легко перечеркнуть одно качество и заменить его другим.
Впрочем, аниме я благодарен. Меня весьма сложно пробить на поток критики, поэтому баланс впечатлений зачастую смещен в сторону приятного. Но спорные тайтлы смотреть не менее важно. Через широту опыта дихотомия искусства раскрывается в полной мере. Если не будет несовершенного, как сможет проявиться совершенство?
Излишнее затягивание стало главной причиной недоумения после окончания просмотра. Не впитай я столько качественных и уникальных авторских идей, Франкс стал бы глотком свежего воздуха, как дверца в мир неизведанного аниме-контента. Вместо этого я увидел, как авторы бросаются заезженными художественными приемами в надежде пробить зрителя на эмоции. Без понимания устройства приемов под капотом, просто используют их на авось как черный ящик: выстрелит или заглохнет. Как итог, аниме эксплуатирует готовые шаблоны, да и в нюансах (которыми, бывает, блещут в целом шаблонные проекты) не отличается оригинальностью:
- Клише в диалогах. Слишком прямолинейно, нет изюминки, кроющейся между строк. Что говорится, то и подразумевается. Никакой игры слов, никакого остроумия.
- Клише в характерах. Особенные дети — сборище энциклопедических архетипов, остальная живность — или персонажи-инструменты, или пустышки, так удобно вписывающиеся в концепцию гедонистического постапокалипсиса (видимо раскатал губу после лаконичной пустотности Monogatari series).
- Клише во взаимоотношениях персонажей. История Hiro и Zero Two — классическая байка Платона про вторую половинку, без которой человек не полноценен. В детских сказках, для формирования у ребенка начальной концепции любви для задела на дальнейшее совершенствование, еще актуально, но для целевой аудитории это губительная идея, создающая завышенные ожидания от реальных отношений (слепо верю, что целевая аудитория уже пресыщена драматургией эпохи романтизма). Не спорю, что витать в фантазиях приятно, но есть более качественные примеры, не тыкающие в лицо столь банальной реализацией.
- Клише в сюжетной линии. Четкое деление на добро и зло. Зло злое и всемогущее, потому что так надо для сценария. Добро побеждает путем преодоления и высвобождения скрытой силы в критические моменты. Формула, конечно, актуальна для многих приключенческих сененов, но за неимением сильных опорных пунктов в других аспектах произведения, она дополнительно закапывает Франкса в могилу.
- Клише в морали. Патетичная пародия на глубокие социальные и философские темы: половое воспитание, взросление, познание незнакомых концепций, самосознание и бунт против абсурда, человечность/материализм. Их как бы и тужатся раскрыть на протяжении всего сериала, и как бы должна напрашиваться мысль о проработанности, так ведь? К сожалению, из количества качества не появилось. Все на поверхности и разжевывается прямо через реплики персонажей: открывай, зритель, ротик — летит словесный самолетик. Так прямолинейно обращаться с аудиторией, способной понимать вещи с полуслова при достаточном внимании к нарративным деталям, это сущее преступление для аниме с претензией на подачу высоких материй.
- Клише в музыке. Дешевая попытка усилить впечатления от происходящего на экране за парочкой приятных исключений: спасибо за Fate-like экспириенс.
Есть намёки на сильные моменты, но их не дожимают из-за непрофессионализма реализации художественных приемов. Как следствие, во время просмотра, параллельно амбивалентному эмоциональному отклику на происходящее, сами по себе вырывались мысленные восклицания по типу: «Ооо, а вот здесь я должен испытывать саспиенс. Ладно, подыграю».
Особенно запомнилась мимолетная сцена с громадным потенциалом атмосферности: когда во второй части сериала парни молча, но живо передавали футбольный мяч на дворике Омелы. Только-только начал пропитываться размеренностью немого повествования (в стиле в Chainsaw-Man или бейсбольных подач главных героев в Just because!), как ее тут же разрушил крик Мику. Если Франкс в чем-то особенно хорош, так это в игре с ожиданиями: закинули удочку, поймали зрительское внимание и резко лишили продолжения. Может это некая постмодернистская ловушка?
Сцены отчаяния при разрушении прежнего быта выдержаны недостаточно что по хронометражу, что по общему настроению. Умеют же в элементы безумия (озверение Zero Two, резкие флэшбеки с мерцающим экраном), но что-то не позволило их отполировать в особенно нуждавшихся в мрачности местах сюжета. Другой пример: в сцене конфликта Альфы и Икуно
прямо напрашивалось показательное убийство на глазах у всех. Давление на Кокоро со стороны пешек Папы → каминг-аут о секретных исследованиях беременности → эскалация мелькавших ранее проблесков недоверия команды к морали Папы → накал страстей и всплеск гнева тихой весь сериал Икуно → перспектива камеры начинает скрывать Альфу и клонов, как бы намекая, что за кадром они могут готовиться оборвать речь Икуно в качества урока остальным: против воли Папы идти не стоит.
Расхождение слов с поведением — это в целом бич проработки персонажей. Вместо раскрытия характера на практике, через действия или косвенные слова, задним числом подтверждающие высказываемые героями убеждения, внимание акцентируется на драматическом словоблудии. Простора для формирования образов героев не остается — все навязано через диалоги. Порой этот костыль играет против авторов. Тогда бросаются в глаза резкие изменения в поведении отдельных действующих лиц (Zero Two и Альфа наиболее яркие примеры), обоснованные ровным счетом лишь парой напряженных событий. Персонажей рассматривают не как людей с комплексной системой ценностей, а как картонку, на которой можно легко перечеркнуть одно качество и заменить его другим.
Впрочем, аниме я благодарен. Меня весьма сложно пробить на поток критики, поэтому баланс впечатлений зачастую смещен в сторону приятного. Но спорные тайтлы смотреть не менее важно. Через широту опыта дихотомия искусства раскрывается в полной мере. Если не будет несовершенного, как сможет проявиться совершенство?
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев