Искусство - непредсказуемая вещь. Как только думаешь, что стал его понимать, появляются новые незнакомые чувства.
Как любитель жанра, могу с уверенностью сказать, что Araburu добавил новый цвет в палитру ромкомов. Тропы одни и те же, но аниме воспринимается совсем иначе по сравнению с другими. Обычно образ мыслей старшеклассника и романтическая составляющая показываются с преувеличениями. В милых тайтлах упор в нежность и все равно что платонические отношения между влюбленными. В эччи - секс. Но в жизни секс и платоническая забота о любимом неразрывно связаны. Да и наивно думать, что старшеклассник будет мыслить как примерный христианин.
В головах приличных людей, думающих в первую очередь о человеке, а не его теле, с темой секса будет связано множество недоразумений и вопросов. Беря это за основу, Araburu шикарно показывает взаимоотношения персонажей. Из-за смущающего контекста, все повествование пропитано волнительностью. В ромкомах в первую очередь пытаются развлечь зрителя, дать ему возможность убежать от реальности, в которой тот не смог испытать желаемых чувств, чтобы прочувствовать их в вымышленной истории при ассоциации с персонажами. Это не хорошо, и не плохо, это лишь инструмент взаимодействия со зрителем. Some you win and some you lose. При концентрации на иммерсивности, так или иначе страдает идея. Здесь же перевес в сторону идеи.
Школьную пору можно показать по-разному, но Araburu дает наиболее сбалансированный взгляд. Что называется, приближенный к реальности. Хотя учитывая, что произведения не для всех отзываются одинаково, то может Araburu приближен именно к моей реальности. И все же я не могу отрицать, что, к примеру, в Hajirau Kimi ga Mitainda или Kubo-san wa Mob wo Yurusanai взаимодействия персонажей сильно приукрашены в угоду реализации фантазий.
В Araburu тоже есть преувеличения, но не в области взаимоотношений. К примеру, арка школьного бунта - это несомненно преувеличение, но оно только на руку идеи играет, позволяя разгуляться в накале конфликта. Главная тема произведения - понять и описать чувства, разделить влюбленность и половое влечение. И реализуют ее органично, а не через приторную неловкость или животное сношение. Персонажи смущаются. На словах говорят одно, а чувствуют совсем другое. Носят маски. Не понимают ни других, ни себя. Боятся сделать ошибку. Боятся поспешить, но в то же время не могут бездействовать, когда обстоятельства вынуждают сделать шаг.
В каждую из героинь заложено отдельное социальное высказывание. Они хоть и идут по одному пути, но опыт разнится. Четко виден акцент на различии людей в соответствии с их жизнями, характерами, предпочтениями. И это выделяется на фоне потери интереса к воссоединению влюбленных, что от тайтла к тайтлу отличается лишь декорациями. Обстоятельства может и различны, но сама идея шаблонна: люди находят что-то общее, интересуются друг другом, происходит неловкое взаимодействие, кто-то признается, и вот, отношения родились.
История Рики наиболее приближена к описанной выше схеме, но чувство новизны привносит репрезентация двух сторон личности: до и после отношений. Рика показывает идею того, как домино убеждений рушится благодаря появлению в жизни человека, который тебя полюбил. Как можно расцвести под влиянием светлых чувств.
Кадзуса: о переходе на новый уровень отношений с человеком, знакомым с детства, к которому привык, а оттого и не готов спешить, чему мешают обстоятельства, вносящие необходимость в разъяснение недопониманий.
Хонго: о стремлении приобрести опыт в отношениях и сексе ради писательских амбиций, о том, как бесчувственный и исследовательский поначалу подход перерастает во влюбленность.
Момоко: о трудностях осознания собственной дивергентности в обществе, в котором даже близкие подруги не могут понять твоих чувств.
Нина: о диссонансе между подделкой и оригиналом, о масках и упорстве в познании себя, о противоречивых чувствах и смелой честности к себе и другим, об удержании равновесия над пропастью, о разрыве между чувствами близкого человека и превозношении себя над другими.
В ней много темных сторон, которые она умудряется контролировать. Не без вреда окружающим. Она нашла подруг и место, в котором чувствует раскрепощенность в раскрытии настоящей себя, но все равно надевает маску, когда чувствует столкновение двух миров: нового, спокойного, со старым, побуждающим к хождению по головам и разрушению этики. Чувствуется дискомфорт от ее поведения, но в то же время нельзя не понять ее. Хотя "понять" слишком громко сказано. Как минимум, попытаться прочувствовать, то что она чувствует. Поставить себя на ее место.
Прошлое Нины нам не раскрывают (например, что у нее в семье происходило, почему она такая замкнутая и серьезная была еще при первом появлении в театре), но видимо занятия в труппе дали ей очень много опыта. Спорного опыта. Философское мышление, актерское мастерство - это нейтральные навыки, переданные Саэгуса-сенсеем. Но всему есть своя цена: взаимодействуя с реальным человеком, Нина впитывала извращенное поведение, пытаясь под него подстраиваться. Он не насиловал ее, не склонял к сексуальным или романтическим отношениям активными действиями, но взращивал в ее голове нестандартные и вредные идеи ("не будь скучной", к примеру), которые может и принесут перчинку в жизнь, но счастья не дадут. При этом он дистанцировался от нее, через реверсивную психологию побуждая стать достойной его признания. Тонкое балансирование между полезным обучением и отвратительным растлением.
С одной стороны, Нина благодаря опыту общения с Саэгуса-сенсеем будто и правда видит людей насквозь, дает дельные советы и поведением больше напоминает снисходящего взрослого. Но с другой - она не понимает себя. Пытается испытать реальные чувства, чтобы на личном опыте убедиться, каково это (мотивация схожа с Хонго, только Хонго делала это ради писательства, в то время как Нина изначально была нацелена на самопознание). Механически выполняет действия, которые на бумаге должны чувства пробудить. Она так серьезно и безэмоционально к этому подходит, почти отчаянно, что зрителя даже не удивляет отсутствие у ней результатов в достижении желаемого. Она спешит познать себя до момента смерти "юной Нины". Философия извращенная, под стать наставнику, но в своих действиях Нина обретает уникальный оттенок личности. Такие люди восхищают своей особенной самодостаточностью и внутренними противоречиями. В стремлении к собственному счастью Нина получает только больше шрамов, что вынуждает дистанцироваться от личной жизни и концентрироваться на счастье других людей. Печальная красота.
Прелесть этой небольшой истории в непрерывном росте персонажей над самими собой, несмотря на междоусобные конфликты и отсутствие жизненного опыта, и в конечном счете установлении комфортных границ для сосуществования. Еще одно напоминание того, что люди не так просты, как кажутся со стороны.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев