– Ты тоже потерялся? Как и я!
– А?
– Поэтому я и танцевала.
– Но почему?
– Хи-хи. И правда. Сама не знаю.
Мини-рецензия по итогам просмотра.
По правде сказать, сериал оставил меня в довольно смешанных чувствах. У меня и без того сложная (и разумеется глубоко субъективная) система оценивания, а недавно я ещё больше усложнил и модернизировал её критерии, и так вышло, что этот тайтл оказался первым на очереди к просмотру. Во многом именно рефлексия над тем, что же я по итогу такое посмотрел, и склонила меня к написанию этой рецензии, являющейся попыткой разобраться в данном вопросе и собственных ощущениях от просмотра.
И… Пожалуй лучше всего их характеризует диалог из девятой серии, вынесенный мною в эпиграф. Честно говоря, после завершения истории количество вопросов резко увеличилось, а вот ответов на них больше не стало. Мне лично не близка христианская культура, философия и мифология, однако в целом весь этот замес с Эдемом-раем, ковчегом, избранным и спасением/уничтожением мира смотрелся довольно органично, если учитывать, что данное аниме сталкивает лбами культурные пласты из абсолютно разных географических областей и эпох. Тут у нас и механизированная субмарина, и самураи-гоблины (почему гоблины?), и пираты (почему принцесса пиратов?), и галантные дворяне с поистине рыцарскими манерами, и мотив принцессы в башне, и Жанна Д'арк, и большая пушка, и много ещё чего другого. То есть вещи, которые в реальной жизни рядом и близко не стояли. Но это уже давно не новшество, взять хотя бы тот же Elex, который уже сталкивал между собой казалось бы совершенно несовместимые вещи. Так или иначе, ещё на моменте появления Эдема как конечной точки маршрута следовало бы догадаться, чем всё кончится.
Как по мне, одной из главных проблем сериала стала нехватка экранного времени, из-за чего некоторые составляющие вышли довольно сумбурными и скомканными. Взять хотя бы сюжетную линию Абеля. Воссоединение с Еленой пробирает до мурашек, вызывая бурю эмоций (в основном из-за музыки, хотя немного и из-за операторской работы/раскадровки), но… Я невольно словил себя на мысли, что меня будто бы вынуждают чувствовать себя подобным образом. Действительно, а почему я должен сопереживать персонажу (которого к тому же позиционируют как антагониста), на раскрытие личности которого была потрачена… половина (!) серии за весь сериал? Да и та лишь в общих чертах обрисовала его предысторию, не вдаваясь в подробности. По итогу мы знаем только, что он галантен, суров, внешне холоден и одержим Еленой, о чем он будет повторять почти весь сюжет при каждом удобном случае. Однако что лежит за всем этим? Эмоция, которую предлагает сериал, получилась несоразмерна глубине проработки его характера. Как будто на экране минимум конец второго, а то и третьего сезона, а за плечами у нас несколько добротных арок, раскрывающих внутренний конфликт персонажа и показывающих его с разных сторон. Вот вроде и смотришь за ними с замиранием сердца, вроде и предыстория Абеля перед глазами, и логика, пусть и довольно поверхностная, в его поведении просматривается… Но ощущаетсяфальшиво? плоско? Я невольно сравнил его воспоминания с воспоминаниями Северуса Снейпа, и в отличие от последнего, у Абеля за спиной нет хоть сколько-нибудь значимого бэкграунда, так необходимого для усиления эффекта сопереживания, которого пытаются добиться создатели сериала. Он вроде антагонист, но вроде и сказать-то о нём нечего. И это справедливо практически для каждого персонажа. Многое приходится додумывать. У них есть характеры, но нет истории. Не той, которая дана для галочки, а настоящей, с воспоминаниями, размышлениями, и долгими интересными диалогами. Юкимару ровно половину сериала будет бить Фену палкой по голове, а вторую – произносить однотипные тирады о том, как он будет с ней, что бы не случилось. На этом глубина его мысли иссякает. Возможно, что его рост как раз таки и заключается в том, что он по итогу открывает свои чувства Фене, пробыв половину сериала с абсолютно каменным выражением лица и горящими ушами, однако причины такой перемены просматриваются весьма и весьма поверхностные. И да, можно сделать вид, что он чуть не умер серию назад, и это заставило его осознать хрупкость собственной жизни и переосмыслить отношение к Фене… Но опять таки, это всё остаётся в области домыслов и догадок, оставленных на суд зрителя.
Это подводит меня к другой проблеме, а именно проблеме построения самого сюжета. Коль скоро я начал про Абеля, то возьмём для примера тот же момент появления Елены в предпоследней серии. Напряженность ситуации в данном случае определяется не внутренней сложностью сюжета, глубоким раскрытием взаимоотношений героев или значимостью их конфликта, а просто внешним приемом. Она появляется тогда, когда толкать пафосные тирады, которые хоть как-то могли бы придать ситуации глубины, Абелю уже слишком поздно ввиду отсутствия одной из рук и обильного кровотечения, а сюжет уже зашел в тупик (если ничего не произойдёт, то Фена и Юкимару умрут), из которого можно выбраться только неким внешним вмешательством, во вред раскрытию какой-либо новой грани взаимоотношения персонажей, из-за которой фабула могла бы заиграть новыми красками. Таким образом историю двигает не логика взаимоотношения героев, а только новые и новые события, вводимые для того, чтобы сюжет не застопорился на одном месте и продолжал развиваться. Не поймите меня неправильно, такие приемы тоже имеют место быть. Но в хорошем сюжете этих двух составляющих должно быть поровну. Здесь же мы имеем односторонний крен и в связи с этим – обилие персонажей-функций, главная роль которых заключается в том, чтобы появиться в нужном месте в нужный момент и подтолкнуть сюжет в нужную сторону. Притом абсолютно неважно, кто именно появится на экране. Это справедливо и для Отто с Салманом, и для пиратов О’Мелли, и для Арии, и для Елены, и даже для отряда гоблинов. У всех этих персонажей есть характеры, но нет хоть сколько-нибудь значимой истории. По ходу же сюжета им отведена роль „функции” – спасатели Фены/похитители Фены/спасатели Юкимару… Всё это пустые оболочки, главная цель которых не в том, чтобы быть достоверными и хорошо прописанными персонажами, которым хочется сопереживать, а только затычками для сюжетных дыр.
Отдельно хочется выделить выбор Фены в последней серии. Ей было дано два варианта: или погибнут все, или погибнут все, кроме Юкимару. Фена, судя по всему, выбрала первый вариант. Все эти разговоры о судьбе мира и человечества здесь на самом деле только для фона – для нее (как наверное и для любого другого человека) важны только её близкие и друзья, и коли помирать, так уж всем вместе. При этом абсолютно неясно, о каком поиске третьего пути она говорит, учитывая тот факт, что она прекрасно понимает, что через минуту лишится памяти и уже ни о чем вспомнит. Тем не менее сцена в маковом поле (это не маки, но мотив понятен), сделана действительно добротно. Теперь понятно, куда ушёл весь бюджет и вопросы о довольно слабой проработке визуальной части остальных 11 серий отпадают сами собой
Разобрано на скриншоты:
По поводу фигуры Наблюдателя – да, Коди , бросающий таинственные комментарии на протяжении всего сюжета, заставлял обратить на себя внимание, но что это было я по итогу так и не понял. Выходит, что вся история. В общем последняя серия привносит больше вопросов, чем ответов.
Что имеем по итогу? Добротные опенинг и эндинг, запоминающаяся музыкальная тема воспоминаний Абеля/воссоединения с Еленой. В остальном музыка была довольно непримечательная, особенно резала ухо одинаковая „пиратская” композиция в каждом новом городе. Нельзя сказать, что история мне не понравилась, наоборот – на уровне задумки всё замечательно, но подкачала реализация. Тайтлу определенно необходимо было больше времени для полного раскрытия всех аспектов истории. Однако я всё же порекомендовал бы его к просмотру на один раз – думаю, что хуже от этого никому не будет.
– А?
– Поэтому я и танцевала.
– Но почему?
– Хи-хи. И правда. Сама не знаю.
Мини-рецензия по итогам просмотра.
По правде сказать, сериал оставил меня в довольно смешанных чувствах. У меня и без того сложная (и разумеется глубоко субъективная) система оценивания, а недавно я ещё больше усложнил и модернизировал её критерии, и так вышло, что этот тайтл оказался первым на очереди к просмотру. Во многом именно рефлексия над тем, что же я по итогу такое посмотрел, и склонила меня к написанию этой рецензии, являющейся попыткой разобраться в данном вопросе и собственных ощущениях от просмотра.
И… Пожалуй лучше всего их характеризует диалог из девятой серии, вынесенный мною в эпиграф. Честно говоря, после завершения истории количество вопросов резко увеличилось, а вот ответов на них больше не стало. Мне лично не близка христианская культура, философия и мифология, однако в целом весь этот замес с Эдемом-раем, ковчегом, избранным и спасением/уничтожением мира смотрелся довольно органично, если учитывать, что данное аниме сталкивает лбами культурные пласты из абсолютно разных географических областей и эпох. Тут у нас и механизированная субмарина, и самураи-гоблины (почему гоблины?), и пираты (почему принцесса пиратов?), и галантные дворяне с поистине рыцарскими манерами, и мотив принцессы в башне, и Жанна Д'арк, и большая пушка, и много ещё чего другого. То есть вещи, которые в реальной жизни рядом и близко не стояли. Но это уже давно не новшество, взять хотя бы тот же Elex, который уже сталкивал между собой казалось бы совершенно несовместимые вещи. Так или иначе, ещё на моменте появления Эдема как конечной точки маршрута следовало бы догадаться, чем всё кончится.
Как по мне, одной из главных проблем сериала стала нехватка экранного времени, из-за чего некоторые составляющие вышли довольно сумбурными и скомканными. Взять хотя бы сюжетную линию Абеля. Воссоединение с Еленой пробирает до мурашек, вызывая бурю эмоций (в основном из-за музыки, хотя немного и из-за операторской работы/раскадровки), но… Я невольно словил себя на мысли, что меня будто бы вынуждают чувствовать себя подобным образом. Действительно, а почему я должен сопереживать персонажу (которого к тому же позиционируют как антагониста), на раскрытие личности которого была потрачена… половина (!) серии за весь сериал? Да и та лишь в общих чертах обрисовала его предысторию, не вдаваясь в подробности. По итогу мы знаем только, что он галантен, суров, внешне холоден и одержим Еленой, о чем он будет повторять почти весь сюжет при каждом удобном случае. Однако что лежит за всем этим? Эмоция, которую предлагает сериал, получилась несоразмерна глубине проработки его характера. Как будто на экране минимум конец второго, а то и третьего сезона, а за плечами у нас несколько добротных арок, раскрывающих внутренний конфликт персонажа и показывающих его с разных сторон. Вот вроде и смотришь за ними с замиранием сердца, вроде и предыстория Абеля перед глазами, и логика, пусть и довольно поверхностная, в его поведении просматривается… Но ощущается
Это подводит меня к другой проблеме, а именно проблеме построения самого сюжета. Коль скоро я начал про Абеля, то возьмём для примера тот же момент появления Елены в предпоследней серии. Напряженность ситуации в данном случае определяется не внутренней сложностью сюжета, глубоким раскрытием взаимоотношений героев или значимостью их конфликта, а просто внешним приемом. Она появляется тогда, когда толкать пафосные тирады, которые хоть как-то могли бы придать ситуации глубины, Абелю уже слишком поздно ввиду отсутствия одной из рук и обильного кровотечения, а сюжет уже зашел в тупик (если ничего не произойдёт, то Фена и Юкимару умрут), из которого можно выбраться только неким внешним вмешательством, во вред раскрытию какой-либо новой грани взаимоотношения персонажей, из-за которой фабула могла бы заиграть новыми красками. Таким образом историю двигает не логика взаимоотношения героев, а только новые и новые события, вводимые для того, чтобы сюжет не застопорился на одном месте и продолжал развиваться. Не поймите меня неправильно, такие приемы тоже имеют место быть. Но в хорошем сюжете этих двух составляющих должно быть поровну. Здесь же мы имеем односторонний крен и в связи с этим – обилие персонажей-функций, главная роль которых заключается в том, чтобы появиться в нужном месте в нужный момент и подтолкнуть сюжет в нужную сторону. Притом абсолютно неважно, кто именно появится на экране. Это справедливо и для Отто с Салманом, и для пиратов О’Мелли, и для Арии, и для Елены, и даже для отряда гоблинов. У всех этих персонажей есть характеры, но нет хоть сколько-нибудь значимой истории. По ходу же сюжета им отведена роль „функции” – спасатели Фены/похитители Фены/спасатели Юкимару… Всё это пустые оболочки, главная цель которых не в том, чтобы быть достоверными и хорошо прописанными персонажами, которым хочется сопереживать, а только затычками для сюжетных дыр.
Отдельно хочется выделить выбор Фены в последней серии. Ей было дано два варианта: или погибнут все, или погибнут все, кроме Юкимару. Фена, судя по всему, выбрала первый вариант. Все эти разговоры о судьбе мира и человечества здесь на самом деле только для фона – для нее (как наверное и для любого другого человека) важны только её близкие и друзья, и коли помирать, так уж всем вместе. При этом абсолютно неясно, о каком поиске третьего пути она говорит, учитывая тот факт, что она прекрасно понимает, что через минуту лишится памяти и уже ни о чем вспомнит. Тем не менее сцена в маковом поле (это не маки, но мотив понятен), сделана действительно добротно. Теперь понятно, куда ушёл весь бюджет и вопросы о довольно слабой проработке визуальной части остальных 11 серий отпадают сами собой
Разобрано на скриншоты:
спойлер[image=1659169]
[image=1659170]
[image=1659172]
[image=1659173]
[image=1659174]
[image=1659176]
[image=1659177]
[image=1659178]
По поводу фигуры Наблюдателя – да, Коди , бросающий таинственные комментарии на протяжении всего сюжета, заставлял обратить на себя внимание, но что это было я по итогу так и не понял. Выходит, что вся история
обернулась некоей матрицей, в которой всё подчинено внутренней логике её создателя – Наблюдателя (Бога?), а герои были напрочь лишены свободы воли, и изначально были нужны лишь в качестве путевых ориентиров для Фены, которая должна была попасть в Эдем и исполнить свое предназначение. Остаётся неясной также фигура её отца, которую Наблюдатель использовал в качестве второй личины. Если она является ключевым ориентиром Фены, начавшим круговорот сюжета, то получается что фигура Коди является таким же ориентиром для Абеля. С другой стороны абсолютно непонятно, какова была его роль в том, чтобы помочь Фене оказаться в Эдеме (у неё это и у самой прекрасно получилось)
Что имеем по итогу? Добротные опенинг и эндинг, запоминающаяся музыкальная тема воспоминаний Абеля/воссоединения с Еленой. В остальном музыка была довольно непримечательная, особенно резала ухо одинаковая „пиратская” композиция в каждом новом городе. Нельзя сказать, что история мне не понравилась, наоборот – на уровне задумки всё замечательно, но подкачала реализация. Тайтлу определенно необходимо было больше времени для полного раскрытия всех аспектов истории. Однако я всё же порекомендовал бы его к просмотру на один раз – думаю, что хуже от этого никому не будет.
Комментарии
Твой комментарий
кстати... а де оценка-то в отзыве?)
@greeNovice@BlackOx, Этот вопрос скорее коррелирует с вопросом о том, почему Фена – принцесса пиратов. Маски на гоблинах появлялись минуты две экранного времени, а после первой серии о них вообще никто не вспоминал, за исключением секундных флешбэков. Отсюда и вопрос – почему гоблины, если это для сюжета имеет примерно такое же значение, как то, что Фена – принцесса пиратов (то есть никакое).Оценку я её намеренно опустил, потому что тестил новую шкалу и не уверен, что оставлю её в таком виде. Если интересно, то там 2,25/5. Для понимания вопроса: 2,5 для меня – это средненький тайтл, годный к просмотру. Оценивание вообще вещь неблагодарная, так как голая цифра без пояснений не передаёт всех мыслей по поводу произведения.