Бива избавлена от самой трагедии,
Но не избавлена от её проживания, ведь
Она вынуждена следить за насилием,
Принимать войну, смерть близких и этот мир
К слову об интервью. Думаю, это будет наилучшей точкой входа, хотя предисловие уже длится дольше, чем многие другие мои отзывы. В одном из интервью Ямада говорила, что работа над аниме для неё - это в первую очередь передача того, что люди чувствуют, думают и какие эмоции испытывают. Увидеть от неё работу с историческими персонажами, которые по определению должны быть отрешенными и далекими, - это нечто невероятное. Еще более невероятно лишь то, что абсолютно всё здесь удалось на славу. И под "абсолютно всё" я имею в виду "абсолютно всё".
Про технический момент уже написала. Теперь сюжет.
"Повесть" в своем первоначальном старояпонском виде рассказывалась (игралась?) бродячими сказителями бива-хоси. Про него умные читавшие люди пишут: " Темой романа считается буддийский принцип бренности сущего и кармическое возмездие." Это есть и в аниме в достаточно высокой степени, хотя лейтмотивом в адаптации SARU всё-таки стоит назвать нечто иное. Хэйкэ - это, действительно, шедевр индустрии: он и переосмысляет, и адаптирует и добавляет от себя нечто особенное. Аниме не только великое и эстетское искусство, но и обладает имеющей историческую и культурную ценность историей о расколе общества и реальности, человеческой природе и о единственном, что способно помочь пережить этот раскол – смиренное принятие, вера и способность прощать.
Бива может заглядывать в будущее, и ей, и зрителем еще с самого начала известно, к чему всё идет. Но так как это аниме об известном для японцев темном периоде их страны, то эта предсказуемость есть не что иное, как неотъемлемая дань исторического эпоса. Аниме позволяет посмотреть на чувствительную историю не своего народа глазами маленькой девочки, которая не может сделать ничего, чтобы предотвратить кончину близких людей. Будет ужасным назвать Хэйкэ просто слезливой драмой на основе реальной истории Японии. Хэйкэ - это, в первую очередь, живая хроника клана Тайра в лице вневременной артистки бива-хоси. Это больше похоже на оду дому Хэйкэ, нежели на представление грехов, чем являлся изначальный концепт "Повести" . У меня слов не хватает, чтобы передать, на сколько это восхитительно.
В отзыве на Гибель Японии 2020 я писала, чтоТайра же возвела этот принцип в какую-то невообразимую степень.
История о прощении тех, кого не прощали более 800 лет, о молитве за их души.
Если "адаптация стареньких книжек" - это, действительно, новая традиция студии -То лучшего для современной аниме-индустрии, чтобы попытаться представить из неё что-то большее, нежели просто развлекательное медиа, и не придумаешь.
Удивительно, как аниме перекликается с актуальными темами сегодняшнего дня, при этом, конечно, не являясь чем-то с клеймом "повестки" (есть вероятность, что подобные темы и вовсе не закладывались), остается произведением авторским и идейным.
1) Токуко и Бива, женские персонажи, обе только наблюдают и не могут контролировать свою жизнь. И, пожалуй, этот момент является единственной ненавязчивой критикой эпохи, в отличие от зиждущейся на ней оригинальной повести. Ямада призывает своих женских персонажей к благородному смирению к несправедливостям, которые одолевают их как наблюдателей, не способных выбирать. Тем не менее, именно этим девушкам дана сила слова. Если через Биву проходит всё повествование в принципе, то через Токуко преподносится главный посыл о переживании горького опыта из-за событий, на которые человек просто не способен повлиять. Для Ямады это поджег кёани, для Токуко...Тут и без слов всё ясно. Молчание и женская безропотность в сериале является данностью. Но их эмоциональность, нежность и чувственность являются тем маяком, который указывает путь в вечной темноте расколотой реальности.
2) Харизматичное лидерство (полная корреляция между доверием к лидеру и одобрением политики лидера) - это опухоль для общества, когда абсолютизация роли лидера принимает форму культа личности, преклонения перед харизматической фигурой. Доверие лидеру не является прямым следствием отсутствия проблем социального развития.
Общий момент между "Heike Monogatari" и анализом индивидуального переосмысления геополитических процессов заключается в том, что "наблюдатель" при харизматичном лидере обрекает себя на дальнейшее наблюдение без попытки анализа и изменения ситуации. Многие наблюдатели попадают в перманентный конфликт: проще всего анализировать не сами своды правил, а людей, представляющих их действенность. Таким образом, человек становится в отчуждаемую от этих действий позицию, а значит, он склонен не анализировать их смысл. И лишь индивидуальное переосмысление, часть опыта, позволяет, действительно, осмыслить свою действительность.
Опять таки, не могу сказать, что аниме как-либо аргументированно и глубоко поднимает обе эти темы, но также и не могу сказать, что оно лишь случайно отражает их. В "Heike Monogatari" есть простор для этого. Возможно, и ещё для чего-то. Рассказываемая история не только адаптирована, переосмыслена и осовременена, и всё это одновременно, но она еще и остается зрительской. Вам не обязательно знать её первоисточник, понимать его важность. То, что, действительно, важно - дать себе прочувствовать "Повесть", оставшись на едине с её сказителями.
Наоко Ямада (www.animenewsnetwork.com):
"Целью было не создание анимации, а скорее то, чтобы мы могли относиться к ним как к реальным существам, создавать настоящую жизнь. Наша роль заключалась в том, чтобы стать режиссером–постановщиком, а не аниматором - стать оператором и позволить персонажам просто жить своей жизнью. Когда я работала над историей Хэйкэ с Science SARU, разница между двумя студиями была довольно существенной, потому что Science SARU, действительно, получает удовольствие от создания анимации, все сводится к тому, чтобы быть счастливым, создавая анимацию. Мне самой было любопытно, как сочетаются эти два подхода: персонажи как реальные существа, а также удовольствие от создания анимации - какая химия родится из опыта этих двух вещей."
Но не избавлена от её проживания, ведь
Она вынуждена следить за насилием,
Принимать войну, смерть близких и этот мир
- У меня не было ни единого сомнения, что саундтрек Усио будет безупречным, но он здесь задает еще и смысловой пласт. Тембр Бивы имеет ключевое значение. Дело не только в (супервайзер по биве), но и в том как выделяется игра на биве на фоне электронного стиля Усио, как акцентируются на струнах - это одна из метафор сериала о расколе в стране, так и тонкая нить, связующая древнюю историю с современностью.
- Аниме экранизирует средневековый роман о судьбе Тайра-но Киёмори и дома Тайра (Хэйкэ) и войне Гэмпей в 12-ом веке, который является частью образовательной программы в Японии. Пару раз Вы даже могли натыкаться на то, как его проходят школьники в аниме. Точно помню его в одной из серий Мой сосед Сэки, где персонаж "Повесть" еще и в сеги разыграл.
- Как это свойственно работам Наоко Ямады, в сериале много очень теплых сцен с запредельно качественной анимацией мелких деталей. Цвета яркие и также не случайные. В сериале намеренно сталкивают красные и белые цвета. И нет это не только метафорический флаг Японии, но и соответствующие цвета для Тайра (красный) и Минамото (белый). Визуал и без этого невероятный и насыщенный, но еще и генератор обоев на рабочий стол.
К слову об интервью. Думаю, это будет наилучшей точкой входа, хотя предисловие уже длится дольше, чем многие другие мои отзывы. В одном из интервью Ямада говорила, что работа над аниме для неё - это в первую очередь передача того, что люди чувствуют, думают и какие эмоции испытывают. Увидеть от неё работу с историческими персонажами, которые по определению должны быть отрешенными и далекими, - это нечто невероятное. Еще более невероятно лишь то, что абсолютно всё здесь удалось на славу. И под "абсолютно всё" я имею в виду "абсолютно всё".
Про технический момент уже написала. Теперь сюжет.
"Повесть" в своем первоначальном старояпонском виде рассказывалась (игралась?) бродячими сказителями бива-хоси. Про него умные читавшие люди пишут: " Темой романа считается буддийский принцип бренности сущего и кармическое возмездие." Это есть и в аниме в достаточно высокой степени, хотя лейтмотивом в адаптации SARU всё-таки стоит назвать нечто иное. Хэйкэ - это, действительно, шедевр индустрии: он и переосмысляет, и адаптирует и добавляет от себя нечто особенное. Аниме не только великое и эстетское искусство, но и обладает имеющей историческую и культурную ценность историей о расколе общества и реальности, человеческой природе и о единственном, что способно помочь пережить этот раскол – смиренное принятие, вера и способность прощать.
Бива может заглядывать в будущее, и ей, и зрителем еще с самого начала известно, к чему всё идет. Но так как это аниме об известном для японцев темном периоде их страны, то эта предсказуемость есть не что иное, как неотъемлемая дань исторического эпоса. Аниме позволяет посмотреть на чувствительную историю не своего народа глазами маленькой девочки, которая не может сделать ничего, чтобы предотвратить кончину близких людей. Будет ужасным назвать Хэйкэ просто слезливой драмой на основе реальной истории Японии. Хэйкэ - это, в первую очередь, живая хроника клана Тайра в лице вневременной артистки бива-хоси. Это больше похоже на оду дому Хэйкэ, нежели на представление грехов, чем являлся изначальный концепт "Повести" . У меня слов не хватает, чтобы передать, на сколько это восхитительно.
В отзыве на Гибель Японии 2020 я писала, что
впервые сталкиваюсь с таким грандиозным по своим масштабам переосмыслением классики.
История о прощении тех, кого не прощали более 800 лет, о молитве за их души.
Если "адаптация стареньких книжек" - это, действительно, новая традиция студии -
возвращаться в прошлое, чтобы спасти настоящее
Удивительно, как аниме перекликается с актуальными темами сегодняшнего дня, при этом, конечно, не являясь чем-то с клеймом "повестки" (есть вероятность, что подобные темы и вовсе не закладывались), остается произведением авторским и идейным.
1) Токуко и Бива, женские персонажи, обе только наблюдают и не могут контролировать свою жизнь. И, пожалуй, этот момент является единственной ненавязчивой критикой эпохи, в отличие от зиждущейся на ней оригинальной повести. Ямада призывает своих женских персонажей к благородному смирению к несправедливостям, которые одолевают их как наблюдателей, не способных выбирать. Тем не менее, именно этим девушкам дана сила слова. Если через Биву проходит всё повествование в принципе, то через Токуко преподносится главный посыл о переживании горького опыта из-за событий, на которые человек просто не способен повлиять. Для Ямады это поджег кёани, для Токуко...Тут и без слов всё ясно. Молчание и женская безропотность в сериале является данностью. Но их эмоциональность, нежность и чувственность являются тем маяком, который указывает путь в вечной темноте расколотой реальности.
2) Харизматичное лидерство (полная корреляция между доверием к лидеру и одобрением политики лидера) - это опухоль для общества, когда абсолютизация роли лидера принимает форму культа личности, преклонения перед харизматической фигурой. Доверие лидеру не является прямым следствием отсутствия проблем социального развития.
Общий момент между "Heike Monogatari" и анализом индивидуального переосмысления геополитических процессов заключается в том, что "наблюдатель" при харизматичном лидере обрекает себя на дальнейшее наблюдение без попытки анализа и изменения ситуации. Многие наблюдатели попадают в перманентный конфликт: проще всего анализировать не сами своды правил, а людей, представляющих их действенность. Таким образом, человек становится в отчуждаемую от этих действий позицию, а значит, он склонен не анализировать их смысл. И лишь индивидуальное переосмысление, часть опыта, позволяет, действительно, осмыслить свою действительность.
Опять таки, не могу сказать, что аниме как-либо аргументированно и глубоко поднимает обе эти темы, но также и не могу сказать, что оно лишь случайно отражает их. В "Heike Monogatari" есть простор для этого. Возможно, и ещё для чего-то. Рассказываемая история не только адаптирована, переосмыслена и осовременена, и всё это одновременно, но она еще и остается зрительской. Вам не обязательно знать её первоисточник, понимать его важность. То, что, действительно, важно - дать себе прочувствовать "Повесть", оставшись на едине с её сказителями.
Наоко Ямада (www.animenewsnetwork.com):
"Целью было не создание анимации, а скорее то, чтобы мы могли относиться к ним как к реальным существам, создавать настоящую жизнь. Наша роль заключалась в том, чтобы стать режиссером–постановщиком, а не аниматором - стать оператором и позволить персонажам просто жить своей жизнью. Когда я работала над историей Хэйкэ с Science SARU, разница между двумя студиями была довольно существенной, потому что Science SARU, действительно, получает удовольствие от создания анимации, все сводится к тому, чтобы быть счастливым, создавая анимацию. Мне самой было любопытно, как сочетаются эти два подхода: персонажи как реальные существа, а также удовольствие от создания анимации - какая химия родится из опыта этих двух вещей."
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев