Комбава~ Хотелось бы сразу же предупредить о структуре нано отзыва, она будет следующая:
1.) Плюсы и минусы без спойлеров.
2.) Личное мнение + разные аспекты тайтла (не существенные спойлеры присутствуют).
3.) Детально прохожусь по разным критериям (сюжет, персонажи, визуал, звуковое сопровождение)
4.) СВК — случайный вопрос/критерий, который я буду выбирать неслучайно и постараюсь ответить на него.
5.) Итоги и выставление классов.
P.S. Можете читать в произвольном порядке, но я рекомендую следовать хронологии отзыва. Также стоит добавить, что подпункт со звуковым рядом не работает из-за отсутствия ОСТа в открытом доступе. Как только он будет выпущен (скорее всего с дисками 26 числа) – я приступлю за написание текста и последующего редактирования раздела. Пока что как-то так. Приятного чтения!
Однако персонаж Мицунари имел смысл в «Битве при Сэкигахаре», так как история происходит в период Сэнгоку, но с неприятным персонажем в комедии сложно иметь дело. Поэтому мангака придумала персонажа, который немного не в ладу со своим окружением, но все же мил. Тогда же редактор предложил идею о создании сёдзе-манги, поскольку романтика не имеет определенной цели, а охватывает развитие событий, о котором хотела написать Такамацу. Ей хотелось создать историю о человеческих взаимоотношениях и о том, как сердца людей побуждаются к действию. Школьный сеттинг отлично вписался в задумку – сверстники проводят много времени вместе, влияя на жизни друг друга.
Пожалуй, мне стоит отметить очевидный факт, который присутствует в любом творчестве: вдохновение и черпание примеров из реальной жизни. Мангака родилась в маленьком городке, с ней в школе училось 10 человек в классе. Потом она уже переехала в Канадзаву, ради учебы в институте. Но, как ни странно, город в котором росла Мицуми – не был срисован с ее собственного. Такамацу решила выбрать родной поселок своей мамы, куда она частенько ездила на каникулы. Что касается самих историй, то вдохновением служили ее собственные школьные годы. Однако у мангаки также был опыт работы учителем-стажером в средней школе в течение месяца, что повлияло на написание персонажей.
Конечно же многие истории были изменены. В момент написания автор старался взглянуть на них под разным углом, от лица разных персонажей. Отметить стоит и то, что некоторые моменты были взяты со студенческого/рабочего опыта. Важным является именно подход к написанию, когда Такамацу старается не переписать историю под своих персонажей, а вложить свои эмоции в контекст событий из манги. Также на мангаку сильно повлияла Тэннэн Кокэкко за авторством Фусако Курамоти. Она, кстати, родилась в той же префектуре, что и Такамацу. Если брать что-то более современное – “Медалистка” и “Созданный в бездне” по вкусу автору, но вряд-ли какие-то параллели можно найти с “Долой безделье!”. Осталось только было придумать название манги. Как говориться: «Как мангу назовешь, так она и поплывет». Вот что говорит автор по этому поводу:
Стафф Адаптацию манги было доверено студии P.A. Works. Нарративно аниме неплохо подходит под рамки студии, хотя из-за особенности своего визуала – может выделяться на фоне остальных. Команда под аниме была собрана весьма своеобразная: довольно-таки много девушек занимают ключевые места в проекте, вдобавок комбинация разнообразных “старичков” может сбить с толку. Не сказать, что к созданию аниме подходили легенды индустрии, скорее более нишевые ребята. Кресло режиссера было доверено Котоми Дэай, которая является одной из учениц легендарного Синъитиро Ватанабэ. Свой путь она начала в "Самурае Чамплу", где ее смог подкупить стиль небезызвестного режиссера. Из отличительных черт Дэай можно выделить любовь к теням, свету и звукорежиссуре. Особенно заметно это становиться в экстравагантных Rolling☆Girls и Great Pretender. Но как же режиссер с таким стилем смог отлично дополнить такое атмосферное аниме? Ответ прост: она является фанатом оригинала. Если копнуть глубже, то можно заметить работы по типу "Дети на холме", "Достучаться до тебя" и "Девушка из оперы!", которые частично могут напоминать атмосферу нашего аниме. Если уж быть совсем скептическим, то можно заметить тенденцию: Дэай всегда прислушивается к автору оригиналов и отдает дань уважения, сдерживая свои амбиции, в то же время ей удается раскрыть задумку автора через свою призму. Этим и объясняется ее возможность к адаптации различных проектов. Ее режиссерский стиль не столь идиосинкратический, как может показаться на первый взгляд, а более теплый, незаметный. Подробнее про визуал и звукорежиссуру я буду говорить в следующих пунктах. Поэтому закончим ознакомление с режиссером ее цитатой, касаемо увеличение хронометража бега Мицуми и Симы в первой серии:
Этот поход весьма ощутим, если говорить про первую серию. Так как раскадровкой первой серии занималась Дэай, то она увеличила сцену с бегом ради атмосферы. В оригинале сцена занимает буквально 3 странички, а в аниме это 1:40.
Отдельную благодарность хотелось бы выразить Хару Ямада и Такацугу Вакабаяси, отвечающим за прекрасный звук в аниме. Вдобавок неплохо выделилась сотрудница P.A. Works - Юрико Абэ, учитывая, что это ее первая работа на высокой должности. Напоследок стоит отметить всю съемочную команду. Данное аниме – результат их проб и ошибок. На самом деле была проделанная большая работа с композитингом и другими, менее выразительными вещами, которые выстроили незабываемые ощущения при просмотре.
Сэйю Знаете, в аниме очень редко можно встретить неподходящие голоса. Возможно это мне так везет на разборы в аниме, но я в очередной раз убеждаюсь в том, что залог хорошей озвучки – отношения между персоналом. Что в предыдущих обозреваемых работах, что в этой – атмосфера на этапе звукозаписи напрямую влияет на аниме. Томоё Куросава – сэйю с неплохим багажом главных ролей и наград. Обычно она отыгрывает молодых, слегка странных девушек. Перед сэйю стояла весьма трудная задача: отыграть максимально серьёзно персонажа, несмотря на частые комические реплики. Также Куросаве пришлось поиграться с разными нелепыми звуками, издаваемые главной героиней сериала. Что-то вроде “уф”, “доби”, “дэхи”. По словам сэйю, то проблемы возникали с аранжировкой клише фраз и диалектом Мицуми. Благо с последним ей помог Миура Кацуюки, играющий Таттяна, и автор оригинальной истории. Они заранее записывали реплики на диалекте Исикавы, дабы дать время потренироваться перед записью. Ну и Миура был ответственен за супервайзинг диалекта. Тем не менее Куросава смогла справиться со всеми трудностями, в том числе из-за атмосферы. Иногда даже Ямаде (звукорежиссеру) приходилось тормозить девочек, из-за слишком неформальной обстановки во время записи. Все-таки не стоит забывать, что это в первую очередь работа.
Акинори Эгоси – весьма недооцененный сэйю. За его плечами не так уж и много ролей. Сима Соскэ это единственная главная роль в карьере сэйю. Что могу сказать, отыграл он достойно. Эгоси имеет интересный взгляд на своего персонажа. Он думает, что Сима осознано играет роль такого парня, а также сознательно режиссирует “озорные сцены”. Оригинальная мысль, имеющая подтверждение в прошлом героя, ведь он был актером, так что играть для него не в новинку. Из занимательного про сэйю могу выделить тот факт, что другие участники проекта отмечают схожесть мужчины со своим персонажем. Особенно заметно в “крутых моментах”, одним из которых была замена лампочки в студии. В завершение про актера озвучки мне хотелось бы добавить его цитату по поводу Томоё Куросавы:
Кстати, держите занимательный шорт с танцем двух сэйю, повторяющих танец из опенинга своих персонажей. Сразу видно химию между этими двумя.
Маая Утида – еще одна звезда, имеющая большой послужной список за спиной. Ее голос ощущался как влитой. Хоть она и озвучивает подростка, но у Юдзуки редко встретишь какого-то пищания и кривляния, она больше ощущается зрелой среди четверки девочек. Сэйю весьма основательно подошла к процессу озвучки персонажа. По ее словам, она несколько раз перечитывала сценарий и мангу, частенько волновалась во время записи, хотя звукорежиссер дал простое указание: делать все так, как на этапе прослушивания. Для меня это было открытием, что даже такой профессионал может волноваться при, казалось бы, рабочей рутине.
Если вспоминать еще одну трудолюбивую звезду, тогда речь зайдет об Юке Тэрасаки. Она, как и ее персонаж Мика, приложили много усилий ради своей цели. В данном случае актриса озвучки очень много смотрела школьные дорамы, старалась найти похожие роли и прибегала к личному опыту ради того, чтобы выстроить идеальный образ своего персонажа. Правда бывали моменты, где она не доигрывала, поэтому Ямаде приходилось направлять сэйю.
Напоследок приведу цитату по поводу атмосферы во время записи.
В целом частенько бывало, что Хикару Танака звал всех в кафешки и пытался устроить тако-вечеринки. Томоё Куросава же не редко баловалась, был даже момент, когда она лежала на полу и вела себя как ребенок. На съемочной площадке было много веселых людей.
Атмосфера и юмор С чем у вас ассоциируется весна? Начало новой жизни? Может быть с чем-то амурным? А быть может с окончанием учебного года? Какой бы ответ вы не дали, я думаю, трудно поспорить с тем, что тайтл будет практически идеальным ответом. Весенний сезон 2023 года был неплох на новинки, особенно с романтическим уклоном, однако “Долой безделье!” смогло стать моим личным фаворитом. Виною тому атмосфера аниме: красочная, легкая и приятная. Неважно сколько эпитетов я перечислю, здесь нужно самому будет уже глянуть аниме, дабы понять о чем я. Забегая немного наперед, затрагивая сюжет, могу сравнить тайтл с альбомом. Каждая ситуация, будто бы фотография из альбома. Уж слишком они врезаются, оставляя приятное послевкусие после просмотра. Местами даже немного ностальгически было. Не стоит забывать о том, что дети в Японии идут в школу, поэтому это еще один + для размещения аниме в весеннем сезоне. Признаться честно, то сначала я даже хотел поспорить с тем, что аниме про школу и вообще более подростковое, но после некоторых раздумий понял: герои по-детски наивны. Это свойственно людям их возраста (15-16 лет). Так что при всех моих попытках, я бы не смог прировнять персонажей к студенческому возрасту. Не подумайте неправильно, это несколько не ухудшает атмосферу, а делает ее более аутентичной сеттингу истории. Не хотелось бы еще резать воду 10 часов, поэтому подытожу: атмосфера – это то, ради чего нужно смотреть это аниме. Не совсем типичный набор школьных моментов, приправленный хорошей технической частью и запоминающимися персонажами – делает свое.
Комедия, значит-с. Говорю только за себя, но меня вообще не смешат дурацкие прозвища или же какие-то моменты, по типу тошноты. Юмор здесь может быть приятным, местами вызывать улыбку. Хохотать вы вряд ли будете. Каких-то комедийных образов я не вспомню, разве что были всякие стрёмные гримасы от ГГ. Ну или кошмар с автобусом, это да. Зачастую различные ситуации будут вызывать у вас ухмылку, но ожидать здесь комедию точно не стоит, это не лучшая сторона тайтла. В моей иерархии аниме стоит ниже Боччи, где-то на уровне Семьи шпиона, может пониже.
Также хочу добавить о самих ситуациях, которые подталкивают героев к действию, частенько сталкивая их со своими слабостями, заставляя сделать выбор. Если в случае Мицуми это принимает комедийный характер (тот же случай с попыткой в тайм менеджмент, хотя был момент в 6 серии, где ей серьезно пришлось задуматься не только над своим эгоизмом, но и чувствами), то вот Мику автор не жалел на фоне остальных. Поход в караоке, случай с волейбольной тренировкой и старшеклассниками, сталкеринг одноклассников в зоопарке, попытка сбежать с пижамной вечеринки. Подробнее об персонаже я буду рассказывать в следующем подпункте, поэтому постарайтесь держать это в уме. Конечно, остальные же довольно-таки легко идут через всю историю. Можно даже сказать, что их отношения и ситуации немного романтизированы, однако это вполне норма для художественных произведений. Все-таки автор не выстраивал драму или меланхолическую атмосферу, как в том же Мед и клевер. Правда под конец немного вывалили драмы, причем в прямом смысле. Для меня эта линия между Симой и Ририкой очень душно шла. Ну не то это аниме. Либо же нужно было нормально сделать: более внятно прописать конфликт, чаще задействовать Ририку, а не показать ее 1 раз перед “кульминацией”. Я не осведомлен с дальнейшими событиями, поэтому каких-то более конкретных идей не могу дать. Но если уж они хотели вместить линию Ририки и ее драму в общий сюжет 1 сезона, тогда можно было бы прибегнуть к козырной карте всех школьных тайтлов: “перевод красавицы в школу, а то и в класс наших героев”. Типичный троп, который мог бы заставить аниме заиграть другими красками, создав при этом больше коллизий между персонажами. Вряд ли автор хотел бы допустить такое, так спрашивается зачем драма то была? Персонажи почти никак не поменялись, отношения между ними тоже. Поэтому я считаю самого персонажа и его историю – бельмом на глазу. Возможно, редактор подсказал или надавил на автора ради какого-то напряжения в истории, но каких-либо аргументов я дать не смогу. По крайней мере в перечитанных мною интервью вообще не было упоминания персонажа/ситуации от автора. Поговорим еще немного по поводу сюжетных тропов. Аниме больше фокусируется на вне классного времяпровождения, чем каких-либо ситуаций в школе. В плане того, что школа выступает вторичным элементом, она не нужна как двигатель сюжета, автору не приходиться прибегать к жанровым штампам ради подпитки интереса. Толчком для персонажей становятся сами персонажи. Школа лишь существует как среда для столкновения героев. Безусловно, вы увидите школьный фестиваль и подготовку к нему, как без этой атрибутики. Однако не стоит забывать, где публикуется манга. У них это событие довольно-таки масштабное в жизни школьника, а учитывая характер ГГ, так без ее участия такая глобальная вещь не может обойтись. Мисаки Такамацу, имея все карты на руках, удается закрыть почти все сюжетные линии, породив при этом возможную любовную. Каждый персонаж так или иначе был задействован в этой арке, был более детальнее раскрыт и в конечном итоге взаимодействие между героями выросло пропорционально проведенному времени. У меня уйдет довольно много времени на объяснение каждой ветви и химии, поэтому рекомендую вам самим подумать над такой, на первый взгляд простой, истории. Лучшим, пожалуй, был момент на улице, где девочки отмечают, что прошло полгода с их встречи, а такое чувство, что они знакомы целую вечность. У меня прям флешбэк из жизни случился. Думаю, у вас могло быть что-то похожее. Вдобавок подмечу атмосферу - один из лучших фестивалей в аниме. Вообще, это какой-то девиз “Долой безделье!”, когда делают гениально и просто. Смотреть одно удовольствие. Особенно заметно становиться это при пересмотре, начинаешь замечать все больше мелких деталей. Вы вот помните, что Мицуми и Фуми любят панд? Так вот, в первой серии об этом говорит не только заколки ГГ с млекопитающим, но и фраза ее подруги, где она просит сфотографировать Сян-сян (панду). Эта заброшенная удочка сработает немного позже в аниме. Подобных мелочей, начиная со сценария, заканчивая визуалом – полно.
Напоследок хочу немного порассуждать про интересную тему в аниме. Если с дружбой и химией между людьми – понятно. Да и без разбора персонажей говорить особо не хочется. То факт контраста между деревней и городом, весьма интересно подан. Такое в аниме редко встретишь, но мангаке из-за личного опыта и таланта – удалось предельно четко выразить эту грань. Например, вспомним момент, где Мицуми вспоминает всех своих родственников, включая кошек с собакой. Для меня это довольно характерная черта персонажа, причем я слабо могу представить, чтобы таким у себя в голове занимался “городской человек”. Еще одним примером может послужить ситуация в караоке, где Мицуми пытаются пристыдить, но она этого не замечает. Ну и конечно же, в своей манере выбирает песенку. Все это выстраивает простую разницу в персонажах, а именно их умение адаптироваться к различным ситуациям. Люди из мегаполисов больше думают об своем виде в глазах окружающих. Частенько подвержены городской суете (сам этот темп отмечает героиня в первой серии), также по натуре они более комплексные, чем люди с поселков. Такое противопоставление можно увидеть в лице двух главных персонажей, где, казалось бы, схожие по натуре люди – имеют диаметрально противоположное поведение из-за разного окружение. Сима, в отличие от Мицуми, легко считывает намеки и поведение окружающих. Хоть это был его врожденный талант, но он смог бы проявиться и развиться только в определенной среде. Даже если брать других персонажей, то в эпизоде с караоке Юдзука отлично проявляет то же самое чтение комнаты.
Подытоживая, в истории проделана неплохая работа со сценарием, отсутствуют многие сюжетные клише, даже наличие неуместной драмы не портит сюжет. Хотя хотелось бы, чтобы закончили получше 1 сезон. А то либо смотреть продолжение сразу же / читать мангу. Либо забыть через пару дней, имея легкое послевкусие после просмотра. Я бы подвязал как-то диалог Симы и Мицуми к клифхэнгеру, но точно бы не заканчивал на слайд шоу предшествующих событий под музычку и кадром на осеннее небо. Это в духе тайтла, однако ощущается крайне смазано.
Персонажи
Лучше всего описывает Мицуми - простодушие. Она буквально проста, воспринимает все за чистую монету, не видит скрытого подтекста, думаю дело в воспитании. Такие люди, как я уже отмечал, чаще всего из села, не то что городские, которые привыкли уже к такому, особенно это заметно при "масках". Мицуми - такая, как есть, остальные же прячут какие-то скелеты в шкафу, да и не особо в гармонии с собою и окружением живут. Такой контраст заметен с каждым персонажем из ее класса. Сима спокойно может обмануть, но для героини это не красиво, уж очень она честная. Вообще, архетип Мицуми сильно походит на многих сёдзе героинь. Из чего-то более похожего – “Достучаться до тебя” и Савако Куронума, соответственно. Думаю, многие согласятся со мною, но я, как обычно, пошел дальше и взялся за СПГС и шизу. Держите немного потока бессвязного бреда. Мицуми довольно-таки типичный сёнен герой: она простая и честная, как и большинство ГГ, у нее есть своя мораль (врать плохо, нужно хорошо учиться и подобные базовые настройки, которые могут не относиться к сёнен персонажам, однако в школьном сеттинге смотреться будут чересчур адекватно), а также большая цель - решить демографическую проблему и проблему оттока населения в города (урбанизации). В 5 серии весьма отлично продемонстрирован момент со старшеклассниками, когда ГГ запомнила имя того, кто помог, а Мика запомнила имя обидчиков. Жаль, что нам потом это разжевали, хотя вполне нормальная практика, ибо это были мысли Мики, то есть ее осознание ситуации. Но сейчас не про нее. Есть еще 6 серия, где так и прет эгоизм ГГ. Немного мне напомнила Гона на минималках, правда ситуации очень разные по своей сути. Теперь можно вернуться к более адекватным мыслям и немного опровергнуть себя же.
Эта цитата героини хорошо ее описывает. Не важно пыталась ли подружится с ней Мика из-за Симы, или Мицуми просто встречает Курумэ, стоящею перед дверью школьного совета, ГГ попытается первой завести диалог и подружится. В конечном итоге персонажей и зрителей подкупает искрящий характер героини. Ее энтузиазм, словно вирус, передается всему окружению. Что уж говорить, если даже ленивый Сима, забивающий на линейку, начинает бежать вместе с ней. Возможно, она не вайфу сезона, с ней нет фансервиса и другого контента, но как личность она намного притягательнее большинства пустышек на героинях в подобных тайтлах. И я нахожу для себя это немного удивительным, по всем законам должно вроде бы работать наоборот, вот такой вот парадокс. Я специально боком обхожу развитие Мицуми и разбор поведение персонажа в каких-то ситуациях потому, что надеюсь на 2 сезон и любовную линию. Поэтому завершу это полотно текста разговором про ее диалект, которые могли услышать лишь любители оригинальной озвучки. Мне лень было пересушивать в озвучке разные моменты, я еще с прошлого раза не отошел, поэтому только про сабы. У нее есть немного диалекта, но она "переключается" на стандартный японский, когда разговаривает со своими токийскими друзьями. Хорошо это можно заметить, сравнивая ее речь в школе и дома. Даже ее подруга отмечает, что та говорит на диалекте и куда же пропало ее желание избавиться от него. Потому что Мицуми боялась насмешек со стороны других, благо ей повезло с окружением. Когда она звонит Фуми-тян, она говорит на диалекте (но не так сильно, как Фуми). Очень редко ее говор прорывается в ее токийскую речь, чаще всего, когда она использует какое-то неловкое выражение (хотя, возможно, это не столько диалект, сколько незнание молодежного сленга). Или когда она сильно удивлена/взволнована. У нее есть привычка говорить что-то вроде "nogya" вместо "desho", когда она удивлена, что ее одноклассники считают милым и начали отвечать ей тем же.
"Мудрый человек, помогающий другим" — отличная интерпретация имени на кандзи, которая в точности описывает персонажа. Уже с самого начала, когда нам показывают героев, готовящихся к своему школьному дебюту, персонаж находится в кровати и лениво выключает будильник, в отличие от остальных.
Сима-кун не совсем принц на белом коне, коим может показаться на первый взгляд. Как уже обсуждалось ранее: история берет многие тропы из сёдзе. Но в отличие от тех смазливых красавчиков, наш имеет более специфический характер, ибо персонаж больше играет роль, чем ведет себя естественно. Частенько из-за ожиданий других он будет принимать неприятные для себя решения. Причина сия в его детстве и врожденному таланту. Мальчик без труда понимает, чего хотят остальные, именно как раз из-за его проницательности он получил сильный шрам на всю жизнь, с последствием которого он будет бороться во время истории. Как ни странно, но такой закрытый человек смог буквально растаять перед нашей главной героиней. Странно тут то, что произошло это “с первого взгляда”, когда в других аниме персонаж может потихоньку подпускать к себе другого. Мало того, что он начинает бежать за Мицуми, дабы не опоздать на линейку, так он еще на второй день их знакомства, после караоке дает поиграться со своими волосами, что свидетельствует о высоком доверии к человеку. Интерес Мицуми и Симы друг к другу проистекает из тоски по тому, чего у них нет. Хоть и по натуре они весьма схожи, если брать мальчика в детстве, однако среда сильно повлияла на героев. Думаю, поэтому у них образовалась сразу же такая химия. Тем не менее мини, не как мой отзыв, конфликт у них был. Благо все решилось должным образом. По итогу я даже толком его не ощутил, в дальнейшим нам не показывали реакцию ГГ на вероятные прогулы Симы, как и мысли самого персонажа о том, чтобы прогулять. Недопонимание как-то испарилось, вот и все. Их последующие отношения возможно перерастут во что-то большее, но мне навряд ли это кажется выполнимым. Они смотрятся отлично, как близкие друзья или родственники, представить что-то большее мне сложно. Помимо Мицуми, у персонажа имеется линия с Ририкой. Мое мнение вы уже знаете, хотя несмотря на всю глупость ситуации, импакт на Симе становится заметным. После его “освобождения” он будто бы готов был признаться Мицуми в чувствах, или сделать что-то подобное. Скорее всего в последующей истории персонаж станет менее скованным и более самостоятельным.
Курумэ и Мурасигэ - отлично прописанная линия. Изначально Курумэ предстает перед зрителем как застенчивая девушка, но в ходе нескольких событий находит связь с Мицуми, после чего они двое становятся подружками. Так как Курумэ не имеет друзей, то для нее Мицуми - все, ей попросту трудно общаться с кем-то более не похожим на нее. Например, с красавицей школы Мурасигэ. Сама Юдзуки несколько раз пыталась наладить контакт, однако ее попытки с треском провалились. Этот мини конфликт будет центральным в 3 серии, хотя история больше посвящена Курумэ. Тем не менее Мицуми-чан смогла примерить двоих из-за забавной ситуации с попкорном, весьма в ее стиле. Так что с того момента девочки стали на сторону карамельно-соленой фракции. В дальнейшем их отношения будут укрепляться, это четко видно в финальной арке школьного фестиваля. Автору удалось хорошо показать тандем противоположностей, однако персонажи немного выглядят слабыми на фоне остальных. Юдзуки – просто приятная личность, большего не добавишь. Макото не плохой персонаж, даже была какая никакая попытка сделать более глубоким персонажа, когда показали ее школьных друзей. Особенно сцена со знакомством, где ее друзья ощущали себя не уютно с такой “популярной девочкой”. Весьма неплохой трюк показать старых компаньонов, ибо это расширяет персонажа, у него была своя жизнь еще до истории. Ну и попытка в саморефлексию тоже неплохо смотрелась.
Напоследок вкратце пробегусь по оставшимся персонажам. Наруми Канэтика – неплохой третьестепенный персонаж, харизматичен и запоминающийся, особенно его линия с театром в школьной арке. Нао вызывает у меня смешенные чувства, не совсем понимаю зачем нужно было добавлять персонажа в таком амплуа, однако его линия с Микой, да и просто характер, сглаживают ситуацию. Возможно в дальнейшем он сыграет свою роль, будем ждать выхода 2 сезона. Токико Такаминэ неплохо себя проявляет в комедийном аспекте, особенно момент с автобусом и котом (Мицуми) – заставил улыбнуться.
В принципе персонажи вышли запоминающимися, подход автора к истории заставляет сиять практически каждого.
Визуал За дизайн персонажей была ответственна Манами Умэсита. Сказать честно, так я особой разницы не замечаю между оригиналом и аниме, в плане персонажей. Как таковых глобальных изменений замечено не было. Остается только отметить то, что сами по себе они запоминающиеся и говорят за себя. Буквально по первому взгляду сразу становиться понятно что за персонаж перед тобою. Правда, автор немного играется со штампами и обманом ожиданий, так что не все так однозначно.
Это именно то, как выглядит атмосфера, начиная от того, как сконструирована сцена, ее пространственное ощущение и так далее. В аниме частенько делают более отдаленные планы, чтобы не фокусироваться на одном персонаже.Фотографии Хамады улавливают искренность маленьких моментов повседневной жизни, а это соответствует направлению тайтла, поэтому использовать их в качестве образца было неплохим вариантом. К тому же, голубоватые тона, используемые Такамацу в цветных иллюстрациях, были позаимствованы режиссером, чтобы создать нужное ощущение юности. Некоторые кинокамеры производят голубоватые тени в зависимости от типа используемой пленки, поэтому Дэай учла эту особенность, да и вообще было много смысла вложено в цвет. Ассистентка Дэай, Юрико Абэ, открывает второй эпизод, придавая цвет и, что более важно, убирая его из пикантной сцены. Взгляды на вторичные половые признаки Нао-чан заимствованы из оригинальной работы, но то, как Мицуми беспечно переводит ее с мрачных взглядов на обычную приятную палитру сериала, — прекрасный момент экспрессии для аниме.
В отличие от нашумевшего “Ребенка Идола” и других, более современных аниме, “Долой безделье!” не пытается зацепить своей яркой оберткой. Для тайтла были выбраны пастельные тона с легким оттенком, что идеально подходят под весеннее настроение. Также вы вряд ли заметите градиент или прямой свет на экране. Стафф пытался убрать фокус с одного персонажа, поэтому такое решение, которое закреплено нарративом, вызывает лишь уважение. Но, к сожалению, такая робота требует больших усилий.
Насчет фотографий для референсов. Для основного места была выбрана старшая школа Nishi Senior High School Токийского метрополитена. Это было то же учебное заведение, в котором Такамацу проводила собеседование. В частности, стаффу нужно было обращать внимание на расположение школы. Была проверена атмосфера здания и то, как свет освещает его и как падают тени в разное время суток. Вдобавок проводили разведку местности в районе, который послужил моделью для дома родителей Мицуми. В конце концов, есть пейзажи, которые уникальны для каждого региона, и есть вещи, которые не понимаешь, пока не побываешь там и не погуляешь. В этот раз цвет черепицы на крыше произвел на режиссера сильное впечатление: “Не знаю почему, но они были черными”. Такой цвет встречается нечасто, поэтому было сделано много референсных фотографий. Ну, в целом еще использовались различные локации из Токио й Ишикавы, для деревни Мицуми соответственно.
Под конец стоило бы отметить использование современных технологий. Речь пойдет о 4 серии, где Мицуми и Такаминэ могли наблюдать прекрасный закат. Для создания фона и его перемещения использовали 3D-технику под названием Camera Map. Как отмечает режиссер:
Музыкальное сопровождение
Как всегда стоит отметить свой непрофессионализм в данном сабжекте. Так что читать ли дальше уже вам решать
Легко можно было уже отгадать тему данного пункта, так как я частенько упоминал звукорежиссера, как и в целом работу со звуком. Так что да, тут речь будет идти про звукорежиссуру, где я постараюсь показать на примере нескольких моментов важность звука в аниме и хороший уровень адаптации манги. Начнем же с самых основ. Роль звука как такового бывает частенько недооценена аматерами, но это является грубейшей ошибкой не только в аниме, а также кино, играх и так далее. Хоть человек воспринимает окружающий мир по большей мере визуально, тем не менее слух является вторым по значимости органом чувств. Если попытаться примерно в цифрах прикинуть значимость аудио составляющей в произведениях, то значение будет примерно до 50%. Очень часто по средствам музыки и звуков визуальный опыт усиливается многократно, особенно заметно это в триллерах/ужастиках, где если выключить звук – гнетущая атмосфера пропадет и можно будет испугать зрителя лишь скримером. Обычно выделяют 4 пункта из которых состоит звукорежиссура:
Для начала возьмем открывающею сцену в аниме. Буквально с первых секунд нам выдают такой простой, но качественный продукт.
С самого начала хотелось бы выделить картину в общем. В данном фрагменте отсутствует музыка, поэтому настроение и фокус будет увеличен на словах персонажей. Для того чтобы данный диалог не звучал пресно и сухо - было использовано различное шумовое оформление, из-за чего у зрителя складывается комплексный образ происходящего. Мне нравиться, как каждая малейшая деталь погружает зрителя в происходящее. Теперь, если вы послушали 1 раз, то до прочтения следующих слов напомните себе каждый звук, который вы услышали. Давайте теперь посчитаем шумовое оформление, без реплик героев: приглушенный звук ветра и пение птиц, щелк дверцы, ее открывание, более сильное дуновение ветра (Мицуми живет в многоэтажке, так что неплохо продуманный момент), отчетливое пение птиц, опять ветер + звук от колыхания занавески, (ветер все еще на фоне) звук от нажатия пальца по стеклу смартфона. После этого давайте попробуем добавить в аудио картину еще и реплики персонажей. Не буду перечислять каждый вздох, так что отмечу вкратце принципы, которыми руководствовался в этом моменте Ямада. Звукорежиссер отлично пользуется компрессией, фильтрацией (эквалайзером для эффекта телефонного разговора) и ощущением сцены, поэтому зритель может слышать то более громкий голос Фуми, когда взят крупный план на нее или телефон, то более приглушенный - когда перспектива отдалена от источника звука. Вдобавок стоит отметить переход с Мицуми на ее подружку, где на заднем плане сначала бушует токийский ветер, а потом, со смещением внимания на Фуми, поют птички в солнечной Исикаве. Надеюсь, после всего прочитанного вы пересмотрите этот момент и откроете для себя что-то новое. Рекомендую так делать после следующих двух примеров. Кстати, здесь был еще один тонкий момент, про него расскажу в самом конце, так как это своего рода фишка аниме.
Для второго примера была выбрана сцена из 6 эпизода, которая вдохновила меня на написание сего текста.
На сей раз я лишь отмечу несколько маленьких деталей: звук стула, стаплера и бумаги. Первый можно услышать несколько раз, причем сначала он сливается с голосом Мицуми, второй более наглядный, а третий используется не только при перебирании/движения бумаги, но и с падающим листком об отчислении. Добавлю еще одну деталь про бумагу, здесь был момент, когда Мицуми заволновалась об Симе и встала со стула, тогда же для передачи эмоций на задний план был поставлен звук скомканной бумаги, будто бы героиня немного ее сжала от волнения. Данный эпизод является очень эмоциональным, как и эта сцена, поэтому для передачи эмоций и фокусе на самом диалоге здесь также было решено отказаться от фоновой музыке, в угоду нагнетания обстановки. Сюда же было добавлено несколько звуковых эффектов в кадры, где Ивакура волнуется и ловит флэшбек со слов Симы. Помимо этого, Ямада все также использует свой любимый компрессор (ну и заставляет сэйю записать реплику с полуприкрытым ртом, как было в аниме, когда Мицуми прикрыла его из-за любопытства), вдобавок еще звукорежиссер накладывает реверберацию на шаги главной героини для более драматичного эффекта. Стоит еще отметить паузы в диалоге и переход на дождь, что опять же таки добавляет драматизма (в середине и конце сцены). Ну а также квест с фишкой продолжается, может вы и здесь заметите эту особенность. А пока переходим к финальному моменту.
9 эпизод, момент с поеданием арбуза. Для начала посмотрите как это выглядело в манге, а потом сравните с аниме.
Из-за пейсинга этот момент играет другими красками, ибо в манге такие странички легко проскипать (сам я не чтец, но чет мне так подсказывает нутро). Из уже знакомого нам тут роль играет тишина. Один из лучших моментов аниме, очень атмосферно. Не сказать, что здесь добавляется что-то новое, разве что можно выделить игру со звуком. Момент, когда младший брат совет Мицуми - интересно сделан, хотя тут еще играет роль визуальная подача. Единственный вопрос к этой сцене: почему за столько укусов она еле как съела половину кусочка арбуза?
Настало же время раскрыть аудио фишку аниме. *Барабанная дробь* звуки дыхания, вздохов, выдохов и прочее. Данную вещь не часто встретишь во многих аниме, как полноценную фишку. Это больше идет от актеров озвучки, дабы разбавить обстановку. “Долой безделье!” все же отличается от других тем, что это было прямым указанием звукорежиссера. Одной из причин почему, Дэай считает — "сырых" персонажей, чтобы это не значило. В моем же понимании это дает привязаться зрителю к персонажу, за счет ощущения реализма. Даже самый незаметный вдох перед вопросом - интуитивно намекает на волнение персонажа, здесь же эти приемы использовались в разных направлениях. Отчетливо это можно услышать во 2 моменте, который я вам демонстрировал (тот же вздох Симы, после осознания своего косяка и т.д.).
Надеюсь, что вам было интересно это читать и вы открыли для себя что-то новое в сфере звукорежиссуры, так как данное аниме является отличным примером качества.
“Долой безделье!” – хорошее аниме, надеюсь я смог вам это доказать. Рекомендовать я его осмелюсь даже не совсем любителям жанров и людям, которых задолбали штампованные сезонные ромкомы. Это точно будет свежим глотком воздуха. Не важно 13 ли вам или вы только в расцвете сил в свои 40, аниме подарит вам незабываемые эмоции, подтолкнет на какие-то серьезные шаги, либо же подарит чувство ностальгии за приятными школьными деньками. Подведем итоги в числовой форме. Сюжет: 6/10, Визуал: 7/10, Музыка: -/10 (ждем ОСТ), Персонажи: 7/10, Атмосфера/Комедия: 8/10. По итогу твердые 7/10. Опять же эти цифры, как ммр в доте, — ничего не значат. Данная работа была создана лишь для ознакомления с разными не очевидными вещами, а не навязывания своей системы оценки.
Источники
1.) Плюсы и минусы без спойлеров.
2.) Личное мнение + разные аспекты тайтла (не существенные спойлеры присутствуют).
3.) Детально прохожусь по разным критериям (сюжет, персонажи, визуал, звуковое сопровождение)
4.) СВК — случайный вопрос/критерий, который я буду выбирать неслучайно и постараюсь ответить на него.
5.) Итоги и выставление классов.
1.) Плюсы и минусы
Плюсы: - Атмосфера.
- Звукорежиссура.
- Химия между персонажами.
- Графика. Здесь идеально подобрана цветовая палитра. Помимо того с этими самыми цветами могут играться, выражая эмоции персонажей. Еще стоит отметить фирменный режиссерский стиль Дэай, а именно ее любовь к свету. В совокупности каждая такая визуальная мелочь делает аниме более атмосферным.
- Широкий спектр ЦА. Если коротко: тайтл можно смотреть в любом возрасте, испытывая различные эмоции в зависимости от того самого возраста.
- Тем не менее аниме может показаться скучным. У каждого свои вкусы, поэтому стоит ориентироваться на жанр повседневности. Я бы даже сказал “Slice of life”.
- Довольно-таки натянутая драма. Разберем это в сюжетном разделе, если вы еще не смотрели аниме – не уделяйте особого внимания моим словам. После просмотра все станет на свои места, поэтому не стоит бояться слезодавилки.
- Сценарно здесь слабая концовка. Понятно, что в жанре как такового сюжета нет, но в последней серии был момент, когда можно было бы “правильно закончить”. В итоге данная работа буквально пролетает, словно школьные воспоминания, не имея четкого конца либо грамотной подвязки для продолжения. Не хочу ничего спойлерить, все подробности дальше.
2. ) АВТОР|СТАФФ|СЭЙЮ|АТМОСФЕРА И ЮМОР
Мисаки Такамацу – родилась 21 марта 1992 года в префектуре Тоямы. “Долой безделье!” является ее четвертой работой, так что какой-никакой опыт у автора уже был. В то время ей еще не удалось закрепиться с какой-то долгой сериализацией. Новые манга-наброски получали отказы и как раз тогда Такамацу читала исторические книги. Она наткнулась на Мицунари Исиду в «Битве при Сэкигахаре» за авторством Сибы Рётаро. Прототипом Симы стал – Сима Сакон.“Исида Мицунари был умным человеком, но из-за этого он был малословен и издевался над теми, кто его не понимал. Он был нелюбим и его не понимали окружающие, но Cима Сакон был очарован этой неуклюжестью, что делало их отношения самими по себе привлекательными. Мне казалось, что такая динамика будет милой в повседневной жизни.” ⓒ Мисаки Такамацу.
Однако персонаж Мицунари имел смысл в «Битве при Сэкигахаре», так как история происходит в период Сэнгоку, но с неприятным персонажем в комедии сложно иметь дело. Поэтому мангака придумала персонажа, который немного не в ладу со своим окружением, но все же мил. Тогда же редактор предложил идею о создании сёдзе-манги, поскольку романтика не имеет определенной цели, а охватывает развитие событий, о котором хотела написать Такамацу. Ей хотелось создать историю о человеческих взаимоотношениях и о том, как сердца людей побуждаются к действию. Школьный сеттинг отлично вписался в задумку – сверстники проводят много времени вместе, влияя на жизни друг друга.
Пожалуй, мне стоит отметить очевидный факт, который присутствует в любом творчестве: вдохновение и черпание примеров из реальной жизни. Мангака родилась в маленьком городке, с ней в школе училось 10 человек в классе. Потом она уже переехала в Канадзаву, ради учебы в институте. Но, как ни странно, город в котором росла Мицуми – не был срисован с ее собственного. Такамацу решила выбрать родной поселок своей мамы, куда она частенько ездила на каникулы. Что касается самих историй, то вдохновением служили ее собственные школьные годы. Однако у мангаки также был опыт работы учителем-стажером в средней школе в течение месяца, что повлияло на написание персонажей.
“Когда ты учишься в средней школе, все кажутся страшными, но, вернувшись туда взрослым, я поняла, насколько все были милыми.”
Конечно же многие истории были изменены. В момент написания автор старался взглянуть на них под разным углом, от лица разных персонажей. Отметить стоит и то, что некоторые моменты были взяты со студенческого/рабочего опыта. Важным является именно подход к написанию, когда Такамацу старается не переписать историю под своих персонажей, а вложить свои эмоции в контекст событий из манги. Также на мангаку сильно повлияла Тэннэн Кокэкко за авторством Фусако Курамоти. Она, кстати, родилась в той же префектуре, что и Такамацу. Если брать что-то более современное – “Медалистка” и “Созданный в бездне” по вкусу автору, но вряд-ли какие-то параллели можно найти с “Долой безделье!”. Осталось только было придумать название манги. Как говориться: «Как мангу назовешь, так она и поплывет». Вот что говорит автор по этому поводу:
Я не хотела использовать популярное название вроде "Мицуми-тян - это...", так как оно слишком выделяет главного героя, что противоречит теме манги - не отрицать важность побочных персонажей. Я хотела нарисовать мангу о подростках, которые пытаются сделать себя более значительными, но иногда терпят неудачу, сохраняя при этом легкость. Поэтому я вложила эту легкость в слово "skip", то есть прыгать во время ходьбы и соединила его с "loafer", которое является чем-то вроде культовой пары обуви для студентов. Так появилось название "Skip and Loafer".
Мне было важно убедиться, что моменты, о которых я говорила ранее (тонкость характера героя, диапазон эмоций и сопереживания, которые возникают в запутанной паутине отношений), не будут размыты и что атмосфера, и впечатление от работы не будут потеряны в анимации. Я также чувствовала, что ощущение масштаба в работах г-жи Такамацу очень уникально, поэтому я тщательно воссоздала эту временную ось. В то же время мы должны были уважать чувство времени зрителя, поэтому мы тщательно продумали баланс между этими двумя понятиями.
Этот поход весьма ощутим, если говорить про первую серию. Так как раскадровкой первой серии занималась Дэай, то она увеличила сцену с бегом ради атмосферы. В оригинале сцена занимает буквально 3 странички, а в аниме это 1:40.
Отдельную благодарность хотелось бы выразить Хару Ямада и Такацугу Вакабаяси, отвечающим за прекрасный звук в аниме. Вдобавок неплохо выделилась сотрудница P.A. Works - Юрико Абэ, учитывая, что это ее первая работа на высокой должности. Напоследок стоит отметить всю съемочную команду. Данное аниме – результат их проб и ошибок. На самом деле была проделанная большая работа с композитингом и другими, менее выразительными вещами, которые выстроили незабываемые ощущения при просмотре.
Акинори Эгоси – весьма недооцененный сэйю. За его плечами не так уж и много ролей. Сима Соскэ это единственная главная роль в карьере сэйю. Что могу сказать, отыграл он достойно. Эгоси имеет интересный взгляд на своего персонажа. Он думает, что Сима осознано играет роль такого парня, а также сознательно режиссирует “озорные сцены”. Оригинальная мысль, имеющая подтверждение в прошлом героя, ведь он был актером, так что играть для него не в новинку. Из занимательного про сэйю могу выделить тот факт, что другие участники проекта отмечают схожесть мужчины со своим персонажем. Особенно заметно в “крутых моментах”, одним из которых была замена лампочки в студии. В завершение про актера озвучки мне хотелось бы добавить его цитату по поводу Томоё Куросавы:
Я думаю, что госпожа Куросава - действительно подходящий человек для Мицуми. Когда я впервые встретил ее, она приветствовала меня с огромным блеском в глазах. В тот момент я понял, что если я оставлю все в руках госпожи Куросавы, все будет хорошо!
Кстати, держите занимательный шорт с танцем двух сэйю, повторяющих танец из опенинга своих персонажей. Сразу видно химию между этими двумя.
Если вспоминать еще одну трудолюбивую звезду, тогда речь зайдет об Юке Тэрасаки. Она, как и ее персонаж Мика, приложили много усилий ради своей цели. В данном случае актриса озвучки очень много смотрела школьные дорамы, старалась найти похожие роли и прибегала к личному опыту ради того, чтобы выстроить идеальный образ своего персонажа. Правда бывали моменты, где она не доигрывала, поэтому Ямаде приходилось направлять сэйю.
Напоследок приведу цитату по поводу атмосферы во время записи.
Тэрасаки: Общая атмосфера напоминала школу и это было очень весело. Сейчас много разрозненных съемок и мы часто уходим домой, как только закончим, но на съемках "Долой безделье!" все оставались довольно долго, мы обсуждали работу и продумывали реплики в холле. Актеры делали групповую реплику и время от времени собирались. У нас также была вечеринка по случаю дня рождения. Мы с Акинори Эгоси родились в августе, поэтому другие участники организовали сюрприз. У нас был обычный ужин, но потом принесли торт и мы сказали: "Что это?!". Я была так счастлива. День рождения Хан Мэгуми был на следующий день после записи, поэтому я сделала ей подарок. Поскольку это была школьная история, на съемках было много людей, так что это было действительно похоже на школу, где все собираются.
Конечно, на съемочной площадке чувствовалось напряжение и строгость. Вместо того чтобы вжиться в роль и сосредоточиться только на ней, все болтают в перерывах, а когда заходишь в кабину для записи, все бывало очень напряженно. ⓒ Маая Утида
-У госпожи Такамацу были какие-то пожелания?
Дэай: Первое, что она сказала мне, это не убирать тот факт, что это комедия. Кроме этого больше ничего не было. Конечно, были некоторые незначительные подтверждения, но не более.
Дэай: Первое, что она сказала мне, это не убирать тот факт, что это комедия. Кроме этого больше ничего не было. Конечно, были некоторые незначительные подтверждения, но не более.
3.) Сюжет|персонажи|визуал|звуковое сопровождение
Как я уже писал выше: история аниме больше похожа на школьный альбом, где собраны частички воспоминаний о школьных деньках. Как о каком-то цельном сюжете говорить будет трудно. Для наглядности сравним аниме с обозреваемым мною ранее “Одиноким рокером!”. Там у нас наглядно задается конфликт в виде собирания группы и последующим добиванием успеха, дабы главная героиня смогла побороть свои тараканы (ну либо же она просто разбогатела и ей не пришлось бы ходить в школу, чтобы лишний раз не контактировать с людьми), тут уже сами решайте. У нас в тайтле тоже есть что-то подобное: Мицуми хочет выучиться на отлично, закончить престижный ВУЗ, решить демографическую проблему в стране и стать мэром своего городка. А теперь скажите мне, если бы вам пришлось презентовать это аниме своим друзьям, то описали бы вы его в таком ключе, как сделал это я выше? Думаю, что нет. Поэтому как такового сюжета нет, ибо конфликты не работают. Это типичный слайс оф лайф, я бы даже сказал его квинтэссенция (если брать в рамках школы). Что касается главной темы, то тут все просто, аниме про отношения. Нам отлично показывают, как те самые отношения зарождаются, развиваются и возможно вырастут во что-то большее. При этом второстепенные персонажи могут спокойно сиять лучше, чем главные, что дает возможность зрителю найти родственную душу и сопереживать. Только работает это при условии, что автор будет прорабатывать каждого из них. Это имеет ряд преимуществ, но накладывает неплохой груз на автора, ибо если просто отмахнуться типичными архетипами с клише ситуациями, то смотреть будет неинтересно. Благо автор не только смог сделать правдоподобных школьников, но и отлично выстроить динамику их отношений, где у каждого имеется своя линия сразу с несколькими ребятами.Также хочу добавить о самих ситуациях, которые подталкивают героев к действию, частенько сталкивая их со своими слабостями, заставляя сделать выбор. Если в случае Мицуми это принимает комедийный характер (тот же случай с попыткой в тайм менеджмент, хотя был момент в 6 серии, где ей серьезно пришлось задуматься не только над своим эгоизмом, но и чувствами), то вот Мику автор не жалел на фоне остальных. Поход в караоке, случай с волейбольной тренировкой и старшеклассниками, сталкеринг одноклассников в зоопарке, попытка сбежать с пижамной вечеринки. Подробнее об персонаже я буду рассказывать в следующем подпункте, поэтому постарайтесь держать это в уме. Конечно, остальные же довольно-таки легко идут через всю историю. Можно даже сказать, что их отношения и ситуации немного романтизированы, однако это вполне норма для художественных произведений. Все-таки автор не выстраивал драму или меланхолическую атмосферу, как в том же Мед и клевер. Правда под конец немного вывалили драмы, причем в прямом смысле. Для меня эта линия между Симой и Ририкой очень душно шла. Ну не то это аниме. Либо же нужно было нормально сделать: более внятно прописать конфликт, чаще задействовать Ририку, а не показать ее 1 раз перед “кульминацией”. Я не осведомлен с дальнейшими событиями, поэтому каких-то более конкретных идей не могу дать. Но если уж они хотели вместить линию Ририки и ее драму в общий сюжет 1 сезона, тогда можно было бы прибегнуть к козырной карте всех школьных тайтлов: “перевод красавицы в школу, а то и в класс наших героев”. Типичный троп, который мог бы заставить аниме заиграть другими красками, создав при этом больше коллизий между персонажами. Вряд ли автор хотел бы допустить такое, так спрашивается зачем драма то была? Персонажи почти никак не поменялись, отношения между ними тоже. Поэтому я считаю самого персонажа и его историю – бельмом на глазу. Возможно, редактор подсказал или надавил на автора ради какого-то напряжения в истории, но каких-либо аргументов я дать не смогу. По крайней мере в перечитанных мною интервью вообще не было упоминания персонажа/ситуации от автора. Поговорим еще немного по поводу сюжетных тропов. Аниме больше фокусируется на вне классного времяпровождения, чем каких-либо ситуаций в школе. В плане того, что школа выступает вторичным элементом, она не нужна как двигатель сюжета, автору не приходиться прибегать к жанровым штампам ради подпитки интереса. Толчком для персонажей становятся сами персонажи. Школа лишь существует как среда для столкновения героев. Безусловно, вы увидите школьный фестиваль и подготовку к нему, как без этой атрибутики. Однако не стоит забывать, где публикуется манга. У них это событие довольно-таки масштабное в жизни школьника, а учитывая характер ГГ, так без ее участия такая глобальная вещь не может обойтись. Мисаки Такамацу, имея все карты на руках, удается закрыть почти все сюжетные линии, породив при этом возможную любовную. Каждый персонаж так или иначе был задействован в этой арке, был более детальнее раскрыт и в конечном итоге взаимодействие между героями выросло пропорционально проведенному времени. У меня уйдет довольно много времени на объяснение каждой ветви и химии, поэтому рекомендую вам самим подумать над такой, на первый взгляд простой, истории. Лучшим, пожалуй, был момент на улице, где девочки отмечают, что прошло полгода с их встречи, а такое чувство, что они знакомы целую вечность. У меня прям флешбэк из жизни случился. Думаю, у вас могло быть что-то похожее. Вдобавок подмечу атмосферу - один из лучших фестивалей в аниме. Вообще, это какой-то девиз “Долой безделье!”, когда делают гениально и просто. Смотреть одно удовольствие. Особенно заметно становиться это при пересмотре, начинаешь замечать все больше мелких деталей. Вы вот помните, что Мицуми и Фуми любят панд? Так вот, в первой серии об этом говорит не только заколки ГГ с млекопитающим, но и фраза ее подруги, где она просит сфотографировать Сян-сян (панду). Эта заброшенная удочка сработает немного позже в аниме. Подобных мелочей, начиная со сценария, заканчивая визуалом – полно.
Напоследок хочу немного порассуждать про интересную тему в аниме. Если с дружбой и химией между людьми – понятно. Да и без разбора персонажей говорить особо не хочется. То факт контраста между деревней и городом, весьма интересно подан. Такое в аниме редко встретишь, но мангаке из-за личного опыта и таланта – удалось предельно четко выразить эту грань. Например, вспомним момент, где Мицуми вспоминает всех своих родственников, включая кошек с собакой. Для меня это довольно характерная черта персонажа, причем я слабо могу представить, чтобы таким у себя в голове занимался “городской человек”. Еще одним примером может послужить ситуация в караоке, где Мицуми пытаются пристыдить, но она этого не замечает. Ну и конечно же, в своей манере выбирает песенку. Все это выстраивает простую разницу в персонажах, а именно их умение адаптироваться к различным ситуациям. Люди из мегаполисов больше думают об своем виде в глазах окружающих. Частенько подвержены городской суете (сам этот темп отмечает героиня в первой серии), также по натуре они более комплексные, чем люди с поселков. Такое противопоставление можно увидеть в лице двух главных персонажей, где, казалось бы, схожие по натуре люди – имеют диаметрально противоположное поведение из-за разного окружение. Сима, в отличие от Мицуми, легко считывает намеки и поведение окружающих. Хоть это был его врожденный талант, но он смог бы проявиться и развиться только в определенной среде. Даже если брать других персонажей, то в эпизоде с караоке Юдзука отлично проявляет то же самое чтение комнаты.
Подытоживая, в истории проделана неплохая работа со сценарием, отсутствуют многие сюжетные клише, даже наличие неуместной драмы не портит сюжет. Хотя хотелось бы, чтобы закончили получше 1 сезон. А то либо смотреть продолжение сразу же / читать мангу. Либо забыть через пару дней, имея легкое послевкусие после просмотра. Я бы подвязал как-то диалог Симы и Мицуми к клифхэнгеру, но точно бы не заканчивал на слайд шоу предшествующих событий под музычку и кадром на осеннее небо. Это в духе тайтла, однако ощущается крайне смазано.
Мицуми Ивакура
Лучше всего описывает Мицуми - простодушие. Она буквально проста, воспринимает все за чистую монету, не видит скрытого подтекста, думаю дело в воспитании. Такие люди, как я уже отмечал, чаще всего из села, не то что городские, которые привыкли уже к такому, особенно это заметно при "масках". Мицуми - такая, как есть, остальные же прячут какие-то скелеты в шкафу, да и не особо в гармонии с собою и окружением живут. Такой контраст заметен с каждым персонажем из ее класса. Сима спокойно может обмануть, но для героини это не красиво, уж очень она честная. Вообще, архетип Мицуми сильно походит на многих сёдзе героинь. Из чего-то более похожего – “Достучаться до тебя” и Савако Куронума, соответственно. Думаю, многие согласятся со мною, но я, как обычно, пошел дальше и взялся за СПГС и шизу. Держите немного потока бессвязного бреда. Мицуми довольно-таки типичный сёнен герой: она простая и честная, как и большинство ГГ, у нее есть своя мораль (врать плохо, нужно хорошо учиться и подобные базовые настройки, которые могут не относиться к сёнен персонажам, однако в школьном сеттинге смотреться будут чересчур адекватно), а также большая цель - решить демографическую проблему и проблему оттока населения в города (урбанизации). В 5 серии весьма отлично продемонстрирован момент со старшеклассниками, когда ГГ запомнила имя того, кто помог, а Мика запомнила имя обидчиков. Жаль, что нам потом это разжевали, хотя вполне нормальная практика, ибо это были мысли Мики, то есть ее осознание ситуации. Но сейчас не про нее. Есть еще 6 серия, где так и прет эгоизм ГГ. Немного мне напомнила Гона на минималках, правда ситуации очень разные по своей сути. Теперь можно вернуться к более адекватным мыслям и немного опровергнуть себя же.
Чужая душа - потёмки. Но я постараюсь всех понять. Кто знает, может однажды я с ними буду смеяться так же, как с Фуми.
Сосукэ Сима
"Мудрый человек, помогающий другим" — отличная интерпретация имени на кандзи, которая в точности описывает персонажа. Уже с самого начала, когда нам показывают героев, готовящихся к своему школьному дебюту, персонаж находится в кровати и лениво выключает будильник, в отличие от остальных.
Сима-кун не совсем принц на белом коне, коим может показаться на первый взгляд. Как уже обсуждалось ранее: история берет многие тропы из сёдзе. Но в отличие от тех смазливых красавчиков, наш имеет более специфический характер, ибо персонаж больше играет роль, чем ведет себя естественно. Частенько из-за ожиданий других он будет принимать неприятные для себя решения. Причина сия в его детстве и врожденному таланту. Мальчик без труда понимает, чего хотят остальные, именно как раз из-за его проницательности он получил сильный шрам на всю жизнь, с последствием которого он будет бороться во время истории. Как ни странно, но такой закрытый человек смог буквально растаять перед нашей главной героиней. Странно тут то, что произошло это “с первого взгляда”, когда в других аниме персонаж может потихоньку подпускать к себе другого. Мало того, что он начинает бежать за Мицуми, дабы не опоздать на линейку, так он еще на второй день их знакомства, после караоке дает поиграться со своими волосами, что свидетельствует о высоком доверии к человеку. Интерес Мицуми и Симы друг к другу проистекает из тоски по тому, чего у них нет. Хоть и по натуре они весьма схожи, если брать мальчика в детстве, однако среда сильно повлияла на героев. Думаю, поэтому у них образовалась сразу же такая химия. Тем не менее мини, не как мой отзыв, конфликт у них был. Благо все решилось должным образом. По итогу я даже толком его не ощутил, в дальнейшим нам не показывали реакцию ГГ на вероятные прогулы Симы, как и мысли самого персонажа о том, чтобы прогулять. Недопонимание как-то испарилось, вот и все. Их последующие отношения возможно перерастут во что-то большее, но мне навряд ли это кажется выполнимым. Они смотрятся отлично, как близкие друзья или родственники, представить что-то большее мне сложно. Помимо Мицуми, у персонажа имеется линия с Ририкой. Мое мнение вы уже знаете, хотя несмотря на всю глупость ситуации, импакт на Симе становится заметным. После его “освобождения” он будто бы готов был признаться Мицуми в чувствах, или сделать что-то подобное. Скорее всего в последующей истории персонаж станет менее скованным и более самостоятельным.
Мика Эгасира
Пожалуй, это самый интересный и проработанный персонаж тайтла. Причина тому очень проста – она слишком реалистично выглядит на фоне остальных. У меня нет данных про людей, которые читают мои отзывы или же смотрят тайтл, но я думаю, что в каждом человеке есть что-то такое, что вызывает отклик, смотря на персонажа. Возможно вы не обладаете модельной внешностью и пытаетесь компенсировать это уходом за собою / слежкой за модой и трендами, или же у вас нет отличной генетики, и вам приходится соблюдать строгий рацион питания, дабы не набрать лишний вес. Тем не менее персонаж подкупает своей целеустремленностью, в очередной раз одаривая зрителя мотивацией (о нет, это же не сёнен). С другой стороны, в персонаже можно наблюдать негативные качества: зависть, злопамятность, корыстность и т.д. Это отлично раскрывается в разных повседневных ситуациях. С самого начала персонаж игнорирует ГГ из-за ее плохой репутации, но как только становиться известно, что она дружит с главным красавчиком класса – так сразу же пытается познакомиться. Мерзко? – Возможно. Реалистично? – Еще как! Вполне может быть, что персонаж стала бы карикатурным соперником Мицуми, в борьбе за Симу. Но тут у нас не типичное седзе аниме, так что в другой раз. Думаю, что сами ситуации как в таковом анализе не нуждаются, уж слишком они очевидны + частенько проговариваются самим персонажем. Самое интересное тут то, что Мика реагирует на них и растет как личность, становясь лучшей версией себя. Она не теряет своей изначальной харизмы, наоборот, еще больше раскрывает свой характер. Именно такая динамика подкупает меня. Я вижу в ней простого человека, однако ее подход и ответы, которые она находит для себя во время различных случаев – делают ее лучшей девочкой истории, по крайней мере на данный момент. P.S. надеюсь, автор сведет ее с кем-то хорошим в дальнейшем.
Юдзуки Мурасигэ и Макото Курумэ
Курумэ и Мурасигэ - отлично прописанная линия. Изначально Курумэ предстает перед зрителем как застенчивая девушка, но в ходе нескольких событий находит связь с Мицуми, после чего они двое становятся подружками. Так как Курумэ не имеет друзей, то для нее Мицуми - все, ей попросту трудно общаться с кем-то более не похожим на нее. Например, с красавицей школы Мурасигэ. Сама Юдзуки несколько раз пыталась наладить контакт, однако ее попытки с треском провалились. Этот мини конфликт будет центральным в 3 серии, хотя история больше посвящена Курумэ. Тем не менее Мицуми-чан смогла примерить двоих из-за забавной ситуации с попкорном, весьма в ее стиле. Так что с того момента девочки стали на сторону карамельно-соленой фракции. В дальнейшем их отношения будут укрепляться, это четко видно в финальной арке школьного фестиваля. Автору удалось хорошо показать тандем противоположностей, однако персонажи немного выглядят слабыми на фоне остальных. Юдзуки – просто приятная личность, большего не добавишь. Макото не плохой персонаж, даже была какая никакая попытка сделать более глубоким персонажа, когда показали ее школьных друзей. Особенно сцена со знакомством, где ее друзья ощущали себя не уютно с такой “популярной девочкой”. Весьма неплохой трюк показать старых компаньонов, ибо это расширяет персонажа, у него была своя жизнь еще до истории. Ну и попытка в саморефлексию тоже неплохо смотрелась.
Напоследок вкратце пробегусь по оставшимся персонажам. Наруми Канэтика – неплохой третьестепенный персонаж, харизматичен и запоминающийся, особенно его линия с театром в школьной арке. Нао вызывает у меня смешенные чувства, не совсем понимаю зачем нужно было добавлять персонажа в таком амплуа, однако его линия с Микой, да и просто характер, сглаживают ситуацию. Возможно в дальнейшем он сыграет свою роль, будем ждать выхода 2 сезона. Токико Такаминэ неплохо себя проявляет в комедийном аспекте, особенно момент с автобусом и котом (Мицуми) – заставил улыбнуться.
В принципе персонажи вышли запоминающимися, подход автора к истории заставляет сиять практически каждого.
«Образ, который я представляла, был похож на запись на кинокамеру, такую текстуру, которая сейчас популярна в социальных сетях — она немного искрится, но сразу кажется сценой из повседневной жизни. Я также использовала работы фотографа Хамады Хидэаки в качестве образца.» © Дэай
В отличие от нашумевшего “Ребенка Идола” и других, более современных аниме, “Долой безделье!” не пытается зацепить своей яркой оберткой. Для тайтла были выбраны пастельные тона с легким оттенком, что идеально подходят под весеннее настроение. Также вы вряд ли заметите градиент или прямой свет на экране. Стафф пытался убрать фокус с одного персонажа, поэтому такое решение, которое закреплено нарративом, вызывает лишь уважение. Но, к сожалению, такая робота требует больших усилий.
«Сам процесс съемки на самом деле был сложным. Были моменты, когда настройка сцены отвлекала внимание от истории. В негативном ключе. Поэтому мы стремились к балансу и естественности.
Я делилась с сотрудниками фотографиями-образцами и мы обсуждали, что нужно сделать, чтобы добиться такого же вида, как справляться со сценами, которые уже имеют голубоватые тона на фоне и тень. Как использовать цвета на целлулоидной бумаге и что делать с перекрытием цвета кожи, одежды с основным контурным рисунком. Было много проб и ошибок.» © Дэай
Я делилась с сотрудниками фотографиями-образцами и мы обсуждали, что нужно сделать, чтобы добиться такого же вида, как справляться со сценами, которые уже имеют голубоватые тона на фоне и тень. Как использовать цвета на целлулоидной бумаге и что делать с перекрытием цвета кожи, одежды с основным контурным рисунком. Было много проб и ошибок.» © Дэай
Насчет фотографий для референсов. Для основного места была выбрана старшая школа Nishi Senior High School Токийского метрополитена. Это было то же учебное заведение, в котором Такамацу проводила собеседование. В частности, стаффу нужно было обращать внимание на расположение школы. Была проверена атмосфера здания и то, как свет освещает его и как падают тени в разное время суток. Вдобавок проводили разведку местности в районе, который послужил моделью для дома родителей Мицуми. В конце концов, есть пейзажи, которые уникальны для каждого региона, и есть вещи, которые не понимаешь, пока не побываешь там и не погуляешь. В этот раз цвет черепицы на крыше произвел на режиссера сильное впечатление: “Не знаю почему, но они были черными”. Такой цвет встречается нечасто, поэтому было сделано много референсных фотографий. Ну, в целом еще использовались различные локации из Токио й Ишикавы, для деревни Мицуми соответственно.
Под конец стоило бы отметить использование современных технологий. Речь пойдет о 4 серии, где Мицуми и Такаминэ могли наблюдать прекрасный закат. Для создания фона и его перемещения использовали 3D-технику под названием Camera Map. Как отмечает режиссер:
Это была очень утомительная и сложная задача для анимации, и команда 3D очень старалась настроить ее так, чтобы она выглядела естественно. Фоны также было очень сложно создавать. Мы наложили так много картинок друг на друга, что были вознаграждены, когда они сказали, что получилось хорошо.
4.)СВК
Легко можно было уже отгадать тему данного пункта, так как я частенько упоминал звукорежиссера, как и в целом работу со звуком. Так что да, тут речь будет идти про звукорежиссуру, где я постараюсь показать на примере нескольких моментов важность звука в аниме и хороший уровень адаптации манги. Начнем же с самых основ. Роль звука как такового бывает частенько недооценена аматерами, но это является грубейшей ошибкой не только в аниме, а также кино, играх и так далее. Хоть человек воспринимает окружающий мир по большей мере визуально, тем не менее слух является вторым по значимости органом чувств. Если попытаться примерно в цифрах прикинуть значимость аудио составляющей в произведениях, то значение будет примерно до 50%. Очень часто по средствам музыки и звуков визуальный опыт усиливается многократно, особенно заметно это в триллерах/ужастиках, где если выключить звук – гнетущая атмосфера пропадет и можно будет испугать зрителя лишь скримером. Обычно выделяют 4 пункта из которых состоит звукорежиссура:
- Речевое озвучивание.
- Шумовое оформление.
- Звуковые эффекты.
- Музыка. Стоит сделать небольшую ремарку, так как в проф. фильмах кроме звукорежиссера есть еще кино-композитор, который как раз занимается этим делом. Насчет структуры создания аниме и непосредственных ролях каждого из персонала – я имею очень скудные знания. Так что позволю себе объединить этот пункт с остальными тремя, простите за наглость.
С самого начала хотелось бы выделить картину в общем. В данном фрагменте отсутствует музыка, поэтому настроение и фокус будет увеличен на словах персонажей. Для того чтобы данный диалог не звучал пресно и сухо - было использовано различное шумовое оформление, из-за чего у зрителя складывается комплексный образ происходящего. Мне нравиться, как каждая малейшая деталь погружает зрителя в происходящее. Теперь, если вы послушали 1 раз, то до прочтения следующих слов напомните себе каждый звук, который вы услышали. Давайте теперь посчитаем шумовое оформление, без реплик героев: приглушенный звук ветра и пение птиц, щелк дверцы, ее открывание, более сильное дуновение ветра (Мицуми живет в многоэтажке, так что неплохо продуманный момент), отчетливое пение птиц, опять ветер + звук от колыхания занавески, (ветер все еще на фоне) звук от нажатия пальца по стеклу смартфона. После этого давайте попробуем добавить в аудио картину еще и реплики персонажей. Не буду перечислять каждый вздох, так что отмечу вкратце принципы, которыми руководствовался в этом моменте Ямада. Звукорежиссер отлично пользуется компрессией, фильтрацией (эквалайзером для эффекта телефонного разговора) и ощущением сцены, поэтому зритель может слышать то более громкий голос Фуми, когда взят крупный план на нее или телефон, то более приглушенный - когда перспектива отдалена от источника звука. Вдобавок стоит отметить переход с Мицуми на ее подружку, где на заднем плане сначала бушует токийский ветер, а потом, со смещением внимания на Фуми, поют птички в солнечной Исикаве. Надеюсь, после всего прочитанного вы пересмотрите этот момент и откроете для себя что-то новое. Рекомендую так делать после следующих двух примеров. Кстати, здесь был еще один тонкий момент, про него расскажу в самом конце, так как это своего рода фишка аниме.
На сей раз я лишь отмечу несколько маленьких деталей: звук стула, стаплера и бумаги. Первый можно услышать несколько раз, причем сначала он сливается с голосом Мицуми, второй более наглядный, а третий используется не только при перебирании/движения бумаги, но и с падающим листком об отчислении. Добавлю еще одну деталь про бумагу, здесь был момент, когда Мицуми заволновалась об Симе и встала со стула, тогда же для передачи эмоций на задний план был поставлен звук скомканной бумаги, будто бы героиня немного ее сжала от волнения. Данный эпизод является очень эмоциональным, как и эта сцена, поэтому для передачи эмоций и фокусе на самом диалоге здесь также было решено отказаться от фоновой музыке, в угоду нагнетания обстановки. Сюда же было добавлено несколько звуковых эффектов в кадры, где Ивакура волнуется и ловит флэшбек со слов Симы. Помимо этого, Ямада все также использует свой любимый компрессор (ну и заставляет сэйю записать реплику с полуприкрытым ртом, как было в аниме, когда Мицуми прикрыла его из-за любопытства), вдобавок еще звукорежиссер накладывает реверберацию на шаги главной героини для более драматичного эффекта. Стоит еще отметить паузы в диалоге и переход на дождь, что опять же таки добавляет драматизма (в середине и конце сцены). Ну а также квест с фишкой продолжается, может вы и здесь заметите эту особенность. А пока переходим к финальному моменту.
Из-за пейсинга этот момент играет другими красками, ибо в манге такие странички легко проскипать (сам я не чтец, но чет мне так подсказывает нутро). Из уже знакомого нам тут роль играет тишина. Один из лучших моментов аниме, очень атмосферно. Не сказать, что здесь добавляется что-то новое, разве что можно выделить игру со звуком. Момент, когда младший брат совет Мицуми - интересно сделан, хотя тут еще играет роль визуальная подача. Единственный вопрос к этой сцене: почему за столько укусов она еле как съела половину кусочка арбуза?
Настало же время раскрыть аудио фишку аниме. *Барабанная дробь* звуки дыхания, вздохов, выдохов и прочее. Данную вещь не часто встретишь во многих аниме, как полноценную фишку. Это больше идет от актеров озвучки, дабы разбавить обстановку. “Долой безделье!” все же отличается от других тем, что это было прямым указанием звукорежиссера. Одной из причин почему, Дэай считает — "сырых" персонажей, чтобы это не значило. В моем же понимании это дает привязаться зрителю к персонажу, за счет ощущения реализма. Даже самый незаметный вдох перед вопросом - интуитивно намекает на волнение персонажа, здесь же эти приемы использовались в разных направлениях. Отчетливо это можно услышать во 2 моменте, который я вам демонстрировал (тот же вздох Симы, после осознания своего косяка и т.д.).
Надеюсь, что вам было интересно это читать и вы открыли для себя что-то новое в сфере звукорежиссуры, так как данное аниме является отличным примером качества.
5.) ИТОГИ И ВЫСТАВЛЕНИЕ КЛАССОВ
Интервью
- www.animatetimes.com/news/details.php?id=1687780661 - вью с режиссером
- docs.google.com - вью мангаки
- dtf.ru - режиссер и автор манги на русском
- www.reddit.com - вью сэйю Мицуми на англ
База, про режиссера и другое
P.S. как всегда мне не удается вместить многое, ибо хороший (я надеюсь) продукт - требует жертв. ОСТ непонятно когда будет и будет ли вообще, также у меня маловато времени на такой разбор, так что не ждите. Раздел с ним я оставлю потому, что сделал прикольную гифку. надеюсь, что вам было интересно читать, все дела. так что увидимся 08.03.2024. ¡adiós!- blog.sakugabooru.com - хороший материал про путь режиссера
- skip-and-loafer.com/special.html - официальный сайт, где есть вьюшки основного каста сэйю и режиссера по поводу аниме
Комментарии
Твой комментарий
@unidentified account@unidentified account@unidentified account@Mikhail.K, 735x143, если быть точным (или почти).@Polycarpez, 454x265п.с. не совсем понимаю, как тут считают. а вообще, в конце отзыва даже слушать/смотреть нужно будет и как люди умудряются скролить вниз, ради выставления оценки - непонятно
@unidentified account@XRGRN, благодарю. Рад, что мое мнение совпадает с чьим-то.