Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
9
Великолепно
Рисовка
9
Великолепно
Звуковой ряд
9
Великолепно
Итоговая оценка
9
Великолепно
Тяжелее платины
Сатурново кольцо (В начале XX века полагали, что то, чем окружен Сатурн, это сплошное гигантское кольцо. Образ Сатурного кольца часто использовали, как аллюзию на те серьезные обязательства, которые накладывают обручальное кольцо и сам институт брака. Некоторые исследователи творчества Мандельштама также полагают, что Сатурново кольцо у него символизирует фаталистическую предопределенность пространства и времени, образ круга, не имеющего начала и конца и который невозможно разорвать. - S John)
Черным бархатом завешенная плаха
И прекрасное лицо.
Тяжелы твои, Венеция, уборы,
В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой граненый. В спальнях тают горы
Голубого дряхлого стекла.
Осип Мандельштам. Веницейская жизнь (1920)
Творческую карьеру Акиюки Симбо условно можно разбить на два этапа. Он начал свою работу как аниматор в 1981 году, в 1994-м его режиссерским дебютом стал сериал Metal Fighter Miku и за последующие 10 лет Симбо выпустил еще около полутора десятка аниме. Завершением первого этапа можно считать фильм Le Portrait de Petit Cossette (
Хотя в основных источниках указывается, что это 3-эпизодная ОВА, тайтл также демонстрировался как аниме-фильм в кинотеатрах, что, по всей видимости, объясняет необычную 36-минутную длительность его эпизодов и их широкоэкранный формат. В дальнейшем я буду ссылаться на этот тайтл, как на фильм.
Стоп-кадры, надписи и "выдвигающиеся" шеи в Petit Cossette
Следующий творческий этап режиссера начинается с Paniponi Dash! (2005). И это уже юмор, легкость, интеллектуальная игра, эпатаж, с размаха бьющий по серой унылости, предрассудкам и фобиям, и все то, что сделало Симбо культовой (поровну любимой и ненавидимой) фигурой современного аниме. Но, говоря о современном образе режиссера в массовом сознании, который определили SZS (2007), серия Monogatari и Мадока, необходимо помнить о том, что карьера Симбо началась
очень задолго (если говорить точно, то за 26 лет)
Часть событий Petit Cossette происходит в Венеции. Город на воде невозможно представить без зеркал и стекла - символов хрупкости, недолговечности и связи нашего мира с миром мистическим, ирреальным. Они выражают идею непрочности бытия, человеческой ранимости, слабости перед неведомыми силами. Все эти художественные элементы складываются в единый образ Венеции-венецианки. В фильме Венеция 18-ого века и наше время странно пересекаются. Молодой человек из нашего времени, его зовут Эйри, увидел сквозь стекло венецианского бокала Козетту, прекрасную девушку из 18-ого века.
Современник и суженный Козетты, художник Марчелло, поглощен навязчивой идеей сохранить ее красоту на века. В отчаянной попытке остановить время он убивает девушку. Эйри влюбился в Козетту, не подозревая о том, что он ей необходим, чтобы избавиться от ее страшного проклятия. Он должен воплотиться в Марчелло и понести наказание за его злодеяние. Что означает настоящая любовь и как далеко мы готовы пойти во имя любви? Эйри отдал любви всего себя без остатка, ради любви он готов страдать вместо другого. Всепоглощающая, ослепляющая страсть, которая ведет простого заурядного человека из его собственного привычного мира в странный мир отчаяния и надежды.
Другой важный вопрос, который поднимает фильм, это вопрос о роли искусства. Должно ли оно служить только абстрактной идее красоты или живым людям? Антагонистичные художественные стили Эйри и Марчелло являются метафорами их привязанности к героине. Марчелло желает навечно сохранить неизменным образ своей любимой. Эйри увлечен живой волнующей личностью, заключенной в необычном месте.
Сам персонаж Козетты может быть ассоциирован с образом "демонического женского призрака", достаточно распространенного в японской культуре. Миф об онрё (мстительный дух), изображенный в таких фильмах, как Звонок и Проклятие, близко связан с идеей Petit Cossette. Наказание и искупление в подобных историях часто не направлено на конкретного человека, жертва должна заплатить цену только за то, что была случайно вовлечена в события.
Сюжет Petit Cossette дополняют визуальная эстетика и стилистика. Сцены событий фильма часто имеют абстрактную сюрреалистическую природу. Эйри перемещается в эту обстановку, когда он встречается с Козеттой. В одном из эпизодов Козетта приводит Эйри туда, где живые и мертвые могут общаться друг с другом, в абсурдный мир Начала, где все может быть построено с помощью воображения. Его деформированный ландшафт напоминает картины сюрреалистов Макса Эрнста и Сальвадора Дали и сцены из старых немецких экспрессионистских фильмов, таких, как Кабинет доктора Калигари (1920) с его лабиринтами и перекошенными деревьями. Petit Cossette использует почти безграничные возможности анимации, создавая свою Вселенную.
Макс Эрнст, Сальвадор Дали и Кабинет доктора Калигари
Свобода аниме, как вида искусства, возможность с помощью его выразительных средств достичь границ воображения его создателей является, как нередко случалось в прошлом, и благом, и проклятием. С одной стороны, ничем не ограниченная возможность провести через темнейшие и глубочайшие закоулки Вселенной, заключенной в нашем сознании, может на недолгое время привлечь внимание зрителя. Однако такие аниме имеют склонность пренебрегать более важными компонентами - сюжетом и персонажами. И только если все составные части выполнены на высочайшем уровне, мы видим по-настоящему запоминающуюся работу, которой является Petit Cossette.
Визуальный опыт Petit Cossette невозможно описать только перечислением отдельных элементов его графики - целое лучше составных частей. Анимация великолепна и союз компьютерной графики и традиционной рисовки безупречен. И графика демонстрирует особые черты Симбо-стиля. Перспектива часто искажена (в том числе из-за съемки "рыбьим глазом"), детали асимметричны, фокусировка постоянно меняется. Промежутки между кадрами и углы съемки невозможно предсказать. Почти авангардистская кинематография сюрреалистического мира создает мистическую зловещую атмосферу, которой соответствует великолепная музыка Yuki Kajiura (Baccano!, Fate/Zero, Мадока, SAO, Tsubasa Chronicle). Специальные звуковые эффекты усиливают зловещую атмосферу фильма.
Создатели Petit Cossette не пытаются использовать его мистическую атмосферу для компенсации слабого сюжета. Фильм основан на захватывающей любовной истории. И какой бы блистательной не была эстетика фильма, сама история не уходит на второй план. Поразительные визуальные эффекты и великолепная музыка только усиливают впечатление от истории, а не отвлекают от нее внимание. Фильм поглощает человека целиком, его ум, глаза, и его чувства.
Этот фильм надо увидеть. Одна из лучшик романтических историй в аниме на фоне великолепнейшей музыки и выдающейся графики. Недостатки? Идеальных фильмов не бывает, есть недостатки и здесь. Но нужно ли обязательно фокусировать на них внимание?
Полный и исправленный вариант рецензии вы можете найти здесь.
.
@S John@bol, я тоже смотрел очень давно. А сейчас перед тем, как писать обзор, пересмотрел и впечатления гораздо сильнее)Вот эти штуки мне очень понравились, что в гатарях, что в SZS. Стилизация под чирканье карандашами на полях, имитация незавершённости - я не разбираюсь в изобразительных приёмах, но это сродни ломанию 4-й стены.
@S John@Иштаран, интересно, что все это у него было с незапамятных времен. Если аккуратно просматривать его аниме, то все это можно найти. Существенная разница только в доле "Симбо-измов" в конкретном тайтле. И нумерацию стоп-кадров он раньше не делал)Но, мне, всё равно, нравится.
Однако, я не люблю фанатизм, фанатиков и объекты фанатизма, а в рецензии всё это присутствует.
А вообще-то это обычная положительная рецензия. Имею полное право писать то, что я думаю. Специально высасывать из пальца гадости только для того, чтобы прослыть "объективным" не желаю.
Не стоит всё приметивизировать. Проявления фанатизма не столь банальны.
@S John@Silicium, хорошо, я очень небанальный фанатик) Хотя это оксюморон(.@slavarusskoТолько вот я не понял: фильм отвечает на обозначенные в 4-ом абзаце вопросы или только предлагает додумать самому?
@S John@S JohnЯ очень недоволен своей рецензией, но переделывать ее еще раз у меня просто нет сил.
@slavarussko@S John, прям на оба отвечает? Идею не сливает? Взгляну тогда.Тут, надо признать, что ранее я читал (всего то с начала этого месяца) явно плохие рецензии. Из тех что новые.
И тут перешёл на эту и как вынырнул из омута с расширенными отзывами и пробными текстами новичков.
...а доработать свой текст желает любой автор, наверное, и чем старше текст тем хуже он кажется (у меня так).
@S John@slavarussko@S John, на первый явно да, на второй... вот именно, именно. Но блин, и это неприятно)Тут я хотел конкретно, я даже пересмотрел финал, но душой остался замкнут с того не ясен мне ответ. Вероятно вы уже забыли и не сможете обосновать каков ответ лично для вас, на вопрос, должна ли красота служить людям?
Спасибо,
@S John@S John@zero_luka, ох, спасибо вам за хорошие слова.@S John