К 1800 летию Троецарствия
Воля Неба, как известно, штука трудная и для людей непостижимая, а роль человека в судьбе не определена, и потому предлагаю благородным шики-мужам не отказываться от случая и, ознакомившись с этой статьей, открыть для себя, если уж не целый культурный пласт, то как минимум, отличный аниме тайтл.
Краткая информация про сабж.
Souten Kouro(蒼天航路), Дорога под Небом — это историческое аниме про один из периодов истории Китая, Троецарствие, адаптация одноименной манги 1994 года, студия MadHouse, 2009 год выпуска.
Souten Kouro, по объективным причинам, у нас достаточно маргинальное аниме, которое знают только фанаты Dynasty Warriors либо случайные люди, не оценившие его по достоинству в силу неподготовленности, вероятно есть просто любители Китая и троецарствия в частности, но таких я не встречал. Не стоит делать вывод об аниме только из-за низкой популярности, тайтл уникален, сочетает как уже всем привычные аниме приемы, так и чисто китайские фишки и особенности классической литературы, типа глобальности событий, огромного количества героев, стилистических особенностей, вроде: наделения героев большой силой и интеллектом и создание особого пафоса. Такая связь двух культур да еще и разных эпох, легкой местами комедийной анимешной подачи с названными приемами, создает произведение неординарное, плюс ко всему, в аниме представлен иной, отличный от оригинального
«Троецарствие» автор Ло Гуаньчжун, 14 век, в романе собственно и описан данный период, но основная летопись по периоду вышла в 3 веке, здесь и дальше просто роман
Перед рассказом о сюжете конкретно аниме нельзя не дать краткую историческую экспозицию, чтобы для тех, кто не знает, что происходило, аниме не выглядело как большой набор из: Сянь-ди, Хэ Цзинь, Дун Чжо, Ван Юнь, Ли Цзюэ, Го Сы , Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Лю Бяо, Чжан Ляо, … что лишь ничтожная часть имен, а также чуть меньший набор географических объектов, типа: Лоян, Хэбэй, Сюйчжоу, Байдичэн, Ичжоу, Чэнду, выучить которые труднее чем разбираться в географии по книге Страбона. А как набор всё тех же имен, но с пониманием того, что происходит.
Троецарствие(220-280 гг.) в Китае — это изначально гражданская война, которая переросла в создание трех абсолютно независимых государств, которые вели войну за объединение Китая, но самые интересные события(184-220), которые также можно отнести к периоду, происходят раньше, примерно с правления Хуан-ди (не тот который кому-то может быть известен по медицинскому трактату) и Лин-ди, власть при которых полностью захватили евнухи. Центральная власть в Поднебесной очень слаба, удельные князьки набирают силы, народ нищает, да еще и по стране ходят толпы по сути религиозных фанатиков, именующих себя Желтыми повязками, названными в честь Лидера Чжана Цзяо, который провозгласил себя «Желтым Небом», Небом справедливости, цели этого движения, мягко сказать, деструктивные.
И как всем, наверное, известно именно в такое время, в хаос, в смуту, рождается множество героев, которым и суждено оставить наиболее яркий след в истории. В самом аниме по всем канонам китайской классической литературы, где дракон - это символ, означающий «герой среди людей», таких людей с амбициями, как Цао Цао, Лю Бэй, Юань Шао, Сунь Цзянь, Дун Чжо, так в аниме и называют «спящие драконы», которые из-за потери
название государства и правящей династии 206 г до н.э - 220г н.э
И так, 184 год, восстание Желтых повязок, можно сказать, начало «праздника», князья не то чтобы охотно подавляли его, скорее стремились обезопасить свои владения. 189 год Дун Чжо вводит войска в Лоян(столицу хань) и захватывает власть, становясь регентом при малолетнем Сянь-ди(Лю Се личное, не императорское имя). Князья организуют союз по освобождению столицы от Дун Чжо, который видимо делал всё лишь бы получить всеобщую ненависть. С этого начинается активное участие Цао Цао, главного героя аниме, в соперничестве по достижению
Надеюсь объяснение привел максимально краткое и понятное.
Ну и теперь можно перейти непосредственно к сабжу.
Сюжет Дороги - это пересказ событий раннего троецарствия, в достаточно вольной форме, с главным героем в роли Цао Цао, которому небо в аниме сопутствует всю историю, в отличии от книги, где неудачи его не так сильно сглаживались, что есть здесь. В принципе и роман это не больше чем интерпретация с большим количеством преувеличений и искажений в угоду красочности и созданию ощущения величия происходящих событий, поэтому ругать Souten Kouro за свои выдумки абсолютно не имеет смысла, к тому же на полную историчность и достоверность тайтл не претендует.
Аниме охватывает время с молодости Цао Цао (165 год) до битвы при Гуаньду(200 год). Из-за того, что в раннем возрасте с Цао Цао не происходило чего-то интересного, авторы придумывают несколько событий, которые на фоне дальнейшего смотрятся скучновато. Например, довольно унылая в плане романтики вторая серия, которая, однако, отлично раскрывает характер героя, демонстрируя его такие черты как мятежность, непокорность и решительность, а также дает небольшое пояснение исторических условий, показывая произвол евнухов, но это не столь важно для Souten Kouro. Ну и не могу не отметить сцену суда, выполнено очень пафосно с речами о справедливости и Небе, как и полагается. Есть также знакомство Цао Цао с молодым монахом Сюй Чу, который в дальнейшем станет одним из самых важных офицеров армии и самым близким телохранителем Цао Цао. И чтобы дальше не заниматься пересказом перейду к повествованию.
Стиль повествование в Дороге во многом схож с китайской классической литературой. Начиная со вступления аниме и например, называнием года и описанием событий голосом рассказчика, объяснением, где это происходит, для чего также используется визуальный прием с реальной картой Китая, заканчивая банальным регулярным скипом временных отрезков в нескольких месяцев или даже лет, в которых не происходило чего-то важного.
И тут важно сказать, что Souten Kouro - это всё таки произведение больше про конкретную историческую личность, чем про глобальный исторический процесс, как это в той же Легенде или в оригинальном романе. Это достаточно очевидно, так как в аниме не так много упоминаний древних знаменитых людей, что просто по дефолту присутствует практически во всех китайских книгах. Также на тех малых отсылках не делается внимания, в общем размышления о истории ведутся не акцентировано, в аниме это не главная тема, если кратко. Ну и самое банальное это главный герой, на раскрытие которого уделено много времени в сравнении с другими, не менее важными по уровню участия в реальных событиях персонажами. Конечно от этого аниме не скатывается в типичный экшен с великими героями, и не стоит думать, что от этого Цао Цао превращается в местного Айзена, что контрит все минусы тайтла, и чьей харизмы кратно хватает на поглощение всех второстепенных героев.
Sou Sou его японское имя
Естественно, такое аниме не может быть полность обделено темой истории. В первой же серии есть спор молодого Цао Цао с лидером небольшой шайки, что хочет возродить империю времен Циня Шихуана, это и упоминание очень знаменитого императора и одновременно спор уровня «Государство» Платона, если для сравнения с западом, или легист вс конфуцианец в рамках сабжа. И тут же отсылка к
лично мне называть это идеологией кажется наиболее справедливым целесообразным
Цитата
И еще одна косвенная отсылка на Лао Цзы, когда Цао Цао упрекает оппонента в том, что тот ценит Цинь Шихуана за управлении государством с помощью знаний. Такой прием во время споров Цао Цао будет применять и дальше по сюжету.1 Оружие — инструмент зла.
2 Даже вещи — и те ненавидят его.
3 Поэтому ему нет места у того, кто овладел Дао.
4 Благородный муж, будучи дома,
предпочитает левую сторону,
5 а отправляясь в поход — правую.
6 Оружие — инструмент зла,
7 а не орудие благородного мужа.
8 И он не пользуется им,
пока его к этому не принудят;
9 а главное — делает это
в равнодушии к славе и выгоде,
10 побеждает, но не стремится к славе.
11 Стремящийся же к славе
получает удовольствие, убивая людей.
12 Тот, кто получает удовольствие, убивая людей,
13 никогда не сможет повелевать Поднебесной.
2 Даже вещи — и те ненавидят его.
3 Поэтому ему нет места у того, кто овладел Дао.
4 Благородный муж, будучи дома,
предпочитает левую сторону,
5 а отправляясь в поход — правую.
6 Оружие — инструмент зла,
7 а не орудие благородного мужа.
8 И он не пользуется им,
пока его к этому не принудят;
9 а главное — делает это
в равнодушии к славе и выгоде,
10 побеждает, но не стремится к славе.
11 Стремящийся же к славе
получает удовольствие, убивая людей.
12 Тот, кто получает удовольствие, убивая людей,
13 никогда не сможет повелевать Поднебесной.
Цитата
К сожалению, аниме не углубляется в эти безусловно умные слова, дальше раскрывая тему даосизма, но само упоминание такого заслуживает большого уважения.1 Издревле совершенные в следовании Дао
2 не просвещали народ,
но оставляли его невежественным.
3 Причина того, что народом трудно управлять,
4 заключена в избытке у него знаний.
5 Потому управление государством
с помощью знания
6 будет разрушительно для государства.
7 Отказ от управления государством
с помощью знания
8 будет благотворен для государства.
2 не просвещали народ,
но оставляли его невежественным.
3 Причина того, что народом трудно управлять,
4 заключена в избытке у него знаний.
5 Потому управление государством
с помощью знания
6 будет разрушительно для государства.
7 Отказ от управления государством
с помощью знания
8 будет благотворен для государства.
И про типичные китайские мудрости, в первой же сцене аниме рассказывается про выдуманное Конфуцием существо Дунь, или же по японски Тон, что до бесконечности жадное и прожорливое, пожирает всё: горы, леса, людей и в конце даже себя, оставляя небытие, ничто, одним словом 無. Это, во-первых, отсылка, к китайской мифологии, а конкретно к чудовищу Таоте, отсылка вероятно рассчитана на двух с половиной китаеведов, и во-вторых, аллюзия на одну из самых главных тем даосизма, да и не только его, у Конфуция эта идея также очевидна, и поскольку даосизм имеет огромное влияние на Чжоуский Китай, то и в Веснах и осенях про это очень немало написано, и даже в литературе художественной тема эта не раз появляется, а именно: для достижения успеха надо знать меру, если ты богат не гордится и не хвастаться этим, не пытаться всеми силами получить то, чего не имеешь, не поддаваться желанием, уметь быть сдержанным, следовать Небу.
В манге Тону уделено больше внимания, и в принципе при адаптации многое вырезали, поэтому придавать большого значения в рамках аниме этому не стоит. Конечно, можно, углубится в раздумья, что и предполагает Даосизм, но в Souten Kouro Тон это в первую очередь метафора на огромные амбиции основных персонажей и Цао Цао в частности. Пытаясь принести мир Поднебесной, путем установления своей гегемонии, князья лишь усиливают хаос, в итоге поглощая, как Тон и людские творения, и самих людей, и даже себя. Если более широко, то Тон - это, как сущность войны, не осмелюсь сказать, что любой, но к троецарствию, или к периоду воюющих провинций подходит вполне.
Ну а также это неплохой ход, задающий общий тон (pun) произведения. В романе и в всё том же Логге, вступление, правда, больше отнесено к глобальной закономерности в истории, здесь же про роль людей. С вызыванием чувства, что ты сейчас увидишь какие-то великие события справляется отлично, а уровень пафоса ничем не хуже вступительной фразы из книги.
Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются — так говорят в народе.
Чтобы не продолжать и дальше отходить от темы, приведу еще пример раскрытия темы истории в Дороге. Уже захватив императора и перенеся столицу в Чанань, Дун Чжо получает от своих советников жалобу на ханьского ученого, историка Цай Юна, который без страха быть казненным описывает злодеяния Дун Чжо в летописи. Во время спора, ученый говорит, что историю можно легко переписать, но вот Воли Неба избежать невозможно. И сейчас лучше объяснить отношения китайцев к личности в истории. Лучше всего для этого подойдет эпизод из очень известного в азии китайского романа «Сон в красном тереме». В диалоге двух героев буквально говорится - «Люди гуманные рождаются по воле доброй судьбы, чтобы установить в мире порядок. Злодеи – по велению рока, чтобы принести миру бедствия», после чего идет несколько примеров первых и вторых. В Китае внимания прагматизму, неоднозначности в рамках истории уделяется мало, по крайней мере в имперском, с сильными традициями конфуцианства, если человек совершает поступки, что противоречат устоявшимся нормам, как, например, уже упоминавшийся Цинь Шихуанди, который запретил Конфуцианство установив вместо него идеологию Легизма, то и при упоминании его в классической литературе он всегда окажется злодеем. Эта тема есть в том же Троецарствии, Цао Цао показан как злодей, акцентированно с приукрашиваниями, выдумками, героям отрицательным не пишутся стихи, что есть почти у каждого положительного героя, при его поступках или смерти. Например Чжугэ Ляну посвящено около 5 стихов только в романе, Цао Цао же имевший участие в сюжете больше на треть, как минимум, остался без стиха по поводу смерти вовсе. Ну и вернусь к примеру, Дун Чжо не боится оставить свой след в истории как злодей, напротив он только поддерживает Цай Юна, Дун Чжо не следует Воле Неба, не пытается получать от неё милости, история не определена, Воля Неба тем более, ему нужно только, чтобы потомки знали его, и не важно в каком свете. Такой человек рожденный «велением рока». Попасть в историю великое достижение, особенно в Китае, где культ почитания древних, великих предков так важен.
Чем примечателен сюжет. Глобальностью, на нас сразу скидывают целую эпоху, с большим количеством персонажей, событий, также интерес поддерживает и то, что всё происходящее было на самом деле, 1800 лет назад великие мужи скакали на конях по Поднебесной, сражались и вели пафосные речи о Небе, пытались осуществить свои амбиции, у кого-то получалось, от кого-то Небо отворачивалось, и герой трагически заканчивал свой путь, и тут естественно непредсказуемость, ведь Воля Неба неизвестна никому, и это также тема, раскрываемая в Souten Kouro, о которой несколько позже. Разумеется, интригой, кто победит, как поступит этот персонаж, удастся ли осуществить заговор, план, как герой будет выкручиваться из проблем. В принципе это главное чем держит интерес и китайская литература, разве что не хватает стихов в конце каждой серии, и типичного окончания главы в виде «Но о том, с кем повстречался Линь Чун, вы узнаете из следующей главы», неоднократно бывало, что вроде событие подходит к логическому завершению, как тут нечто такое. И что говорить, сама по себе история трех царств интересна, и событиями и героями, не зря же по ней выпускается столько медиа продуктов. Наверное, любая гражданская война интересна сама по себе, например, Гражданская война в России, и чего только стоит Батька Махно, а про «Троецарствие» с его уникальным глобальным рассмотрением событий думаю даже не требуется говорить.
Оценка пункту 10/10.
По вышеописанному, можно сделать некие выводы, что раз у аниме такой глобальный сеттинг гражданской войны, и даже простые разговоры так эпичны, то битвы просто не могут быть унылыми. И хотя Соутен Коуро ценится за другое, экшен тут на высоте. Опенинг конечно готовит к чему-то очень динамичному, постоянным битвам, но их в аниме не так много, как просто спокойного повествования, однако некую эстетику они ни капли не нарушают. и перейду уже к теме.
Войны. Не вижу смысла сильно хвалить Дорогу за неплохо показанную стратегию, потому что для такого аниме это должно быть само собой разумеющееся, да и за авторов уже всё придумано, как сам роман, так и например упоминание действий Лю Бэя и Цао Цао в «тридцати шести стратагемах». Скажу лишь, что есть всё, что ожидается от жанра: хитрые планы, планирование стратегии, как это принято с кучей советников и споров, майндгеймы, предательства, и прочее прочее. Поэтому просто хорошо, что авторы перенесли это всё, добавив некого ощущения гениальности.
Битвы. А тут уже есть, что сказать, хороши они постановкой, видны армии, их деление, солдаты, те что не 3D (об этой проблеме ниже) в целом неплохо отрисованы. Боевые действия увлекательны, из-за называния численности войск, показывания локальных битв между рядами солдат, участие в этом командира, постоянные ложные выпады, отступления с целью заманить, аналогии с Сунь Цзы слишком очевидны, чтобы писать об этом.
Как и принято в китайской классической литературе, интерес к битвам поддерживают не отряд всадников, не банда бандитов, а их командир, как правило, если он имеет большое влияние на сюжет, имеет мягко сказать, силу выше простого солдата. На чем собственно и основан геймплей Dynasty Warriors, солдаты ложатся
Окрасился кровью халат, и латы багряными стали.
Кто с ним в поединок вступал — мог с жизнью прощаться заране.
Но кто ж этот славный боец, что спас господина в Данъяне
И столько врагов одолел? То был Чжао Юнь из Чаншаня.
Кто с ним в поединок вступал — мог с жизнью прощаться заране.
Но кто ж этот славный боец, что спас господина в Данъяне
И столько врагов одолел? То был Чжао Юнь из Чаншаня.
То же есть и в Souten Kouro, Люй Бу, например, может легко в одиночку выйти и снять с города осаду. Напугать целую армию, только фактом своего присутствия на поле боя. От одного прыжка на своем коне, в земле появляются трещины, от удара гибнут десятки солдат, проливаются литры крови, но не надо думать, что это глупости, тупой экшен, как в какой-нибудь Сэнгоку Басаре, здесь — использование литературного приема для придания герою значимости. И тут появляется самое интересное — что если сойдутся два генерала. Описать увлекательный поединок в тексте задача трудная, и вот чем аниме превосходит оригинал. Дуэли отлично анимированы, а мувмент ничем не уступает типичным баттл-шоненам. Правда, сразу же возникают проблемы с балансом, впрочем оставим эту тему, и наконец перейдем к персонажам.
Раздел, вероятно, будет большим по объему, за что заранее извиняюсь, но этому есть объяснение. Говоря о Троецарствии, нельзя обойтись кратким поверхностным описанием, так как роман из разряда произведений, где в равной степени интересны и мир и его герои, которые отлично проработаны, как личности, и могут рассматриваться, как некий комментарий к различным типам правителей, советников и генералов, кто как относится к народу, армии и прочему. Естественно через каждого авторы раскрывают множество проблем разной степени значимости. А в Дороге, где на героях акцент очевидно больший, и уже обозначенные расхождения в восприятии всем привычных личностей, не провести неглубокую аналитику не могу, суман.
Что имеем в аниме. По сути всё то же самое с недавно сказанной особенностью более раскрытой. С детства Цао очень умный, талантливый и харизматичный, в первых же сериях проявляются его основные достоинства, например, ему ничего не стоит отрубить голову бедняку, что обокрал его, после чего сказать «Не простит Небо, не прощу и я». Сцена, конечно, выдумана авторами, но нам с самого же начала дают понять, что за человек перед нами. Так же, как заслуга именно аниме, мы видим изменения в Цао Цао по мере его взросления с самого детства, как он изначально слегка наивно верил в то, что Хань еще можно спасти, убедить императора, и как он разочаровывался, становился мятежнее и амбициознее.
По описанному можно догадаться, что герой должен быть как минимум гений. Да это так, его действия специально показываются, как нечто очень умное, например один из его лучших советников Сюнь Юй постоянно восхищается решениями своего господина, другие же, например, генералы зачастую и не понимают всю гениальность планов Цао Цао. Назвав Цао Цао марти-сью, я буду больше прав, чем нет, и сразу вызову вопрос - Как же так, получается весь его гений ни на чем не основан? Это не так, хоть герой почти не ошибается, понимает замыслы своих врагов, предвидит события на несколько шагов вперед, может легко говорить «В будущем я дам тебе достойную смерть», и действительно дать её, а те явные немногочисленные неудачи сильно сглаживаются в аниме, например, провал при убийстве Дун Чжо, всё же Цао Цао не один такой умный, из-за его превосходящих окружение качеств, он не отдаляется от второстепенных персонажей, как какой-нибудь Ичиго из Блича, по уровню своей силы, что ему по логике никто не может противопоставить что-то, или Тоа из One Outs, где он выглядел в своей команде, как луч света в темном царстве. В Souten Kouro всё еще много влиятельных и харизматичных героев. И даже, если местами его успехи будут казаться слишком натянутыми, что, наверное, может показаться только при рассмотрении их в отрыве от аниме, они полностью покрываются пафосом, ради которого даже Блич терпится, и стоит ли говорить про Дорогу, где пафос происходящего перманентен, а не только при появлении главного антагониста.
И раз речь от гениальности перешла к пафосности, то нельзя не рассказать про чардиз и сэйю. озвучил Цао Цао в Souten Kouro Мамору Мияно, представлять которого думаю не имеет смысла, и голос его не просто идеально подходит к образу героя, а сильно его дополняет, и удивительно совпадает с чардизом. Цао Цао одновременно и брутален и красив, он как гарные, перекачанные герои Hokuto no ken, типа Рао, скрещенные с умным бищем, типа Лайта Ягами. Обаятелен и имеет много женщин, умеет исполнять танцы и занимается каллиграфией, при этом скачет на коне с мечом в первых рядах, не боится стать приманкой в своих тактических ходах, лично сражается с генералами и часто побеждает, срубив оппоненту голову. Может быть чувствителен в отношении с женщинами или грустить из-за утраты любимого телохранителя и в то же время легко отдать приказ армии вырезать и грабить население. Чтобы еще больше подчеркнуть всю гениальность Цао Цао авторы рисуют такие мега эпичные позы, которые в связи с возвышенными остами не оставляют зрителю возможности не проникнуться всем величием героя.
Мамору для таких жестоких и хладнокровных персонажей подходит идеально, более лучший каст на роль Цао Цао мне не представить. Этим аниме превосходит роман, Цао Цао Souten Kouro - не скучный, типичный китаец, как, например, в китайском сериале по троецарствию 2010 года, что почти полная адаптация книги, местами слово в слово, актер Цао Цао хоть и отлично исполняет роль, но образ в аниме куда интересней, эмоции выраженнее, а внешность запоминающаяся, это собственно и особенность Дороги под Небом, которая описана во вступлении, авторы берут всё лучшие из оригинала и поверх накладывают аниме штампы, создавая одновременно и серьезность и лайтовость, через современную интерпретацию.
И так как аниме обрывается на 200 году, а жить Цао Цао будет еще 20 лет, то мы не увидим самого главного - трагедии Цао Цао, его основную неудачу, битву при Чиби, что свела на нет объединение всего Китая Вэй, его последние годы, как он стал слишком жесток, заносчив, казнил своих товарищей, с которыми прошел весь путь, и о чем сильно жалел, и очень бы хотелось видеть вывод, личный вывод героя о своей жизни, не скомканный, сумбурный финал, как в книге, которая относилась к нему, как к злодею, а объективный взгляд на его деятельность, ведь роль велика, и могла быть намного больше, не отвернись от него Небо при Красной скале. На таком немного печальном завершении, которое всё же подходит финалу героя, закончим с Цао Цао и перейдем к другим персонажам.
Есть спойлеры, тем, кто к ним восприимчив даже в произведении, основа которого исторические факты, советую пропустить этого героя.
Трагедия Сунь Цзяня. Решает ли человек свою судьбу сам, следует ли он воле, что выше его, или сосуществует с ней и может идти против неё, чтобы прервать этот парад антиномических вопросов, которыми каждый и так мучается ежедневно, перейду к теме. У китайцев отношение к Воле Неба, разумеется такое же неоднозначное, правда, они ловко обходят эту тему, принимая скорее третий вариант. Какой комментарий дает к этой теме Дорога, Сунь Цзянь после фактического распада коалиции против Дун Чжо возвращается в свои южные провинции, чтобы укрепится там и начать завоевания в дальнейшем, но его убивают, в аниме, неизвестные наёмники, в книге, войска Лю Бяо.
Я не буду пытаться описать всю эпичность этой сцены, скажу лишь, с какой невероятной решительностью принимает смерть Сунь Цзянь, как будто знает, что так и должно быть, следует Воле Неба. Аниме, плюс ли это или минус, дает однозначный ответ, в отличии, например, от Технолайза, правда там это одна из основных тем.
Как я уже сказал отношение к судьбе у китайцев неоднозначное, в «Вёснах и осенях господина Люя» обяъснение дается такое, крайне расплывчатое
Великие достижения и громкая слава есть проявления судьбы. Однако на этом основании пренебрегать тем, что зависит от людей, — невозможно. Известно, что встреча Шуня с Яо была предопределена судьбой. Однако Шунь пахал в Лишане, гончарничал на берегу Хуанхэ, удил рыбу в Лэйцзэ, и вся Поднебесная радовалась этому, мудрые мужи стремились к нему. Это было от людей. Известно, что судьбой была обусловлена встреча Юя с Шунем. Но Юй обходил всю Поднебесную в поисках мудрых, которые могли бы сослужить службу черноголовым. Реки и ручьи, потоки и озера он или углублял, или перегораживал с тем, чтобы сделать их судоходными, и то, что он все силы отдавал этому, зависело от него, как от человека.
Известно, что Тан встретился с Цзе, а У — с Чжоу по воле неба, однако Тан и У воспитывали в себе доброе, были верны долгу и были готовы пострадать за народ — это зависело от их человеческих качеств.
Известно, что Тан встретился с Цзе, а У — с Чжоу по воле неба, однако Тан и У воспитывали в себе доброе, были верны долгу и были готовы пострадать за народ — это зависело от их человеческих качеств.
В чем же трагедия. Сунь Цзяню не удалось побороться за гегемонию, погиб он очень рано, Поднебесная лишилась еще одного «дракона», некой альтернативы, сама смерть слишком неподходящая такому человеку, он погиб не в бою, свершив подвиг, что будут воспевать потомки, не будучи старым правителем на ложе, в окружении близких и министров, а подстрелен неизвестно кем в лесу. Строя великие планы, сталкивается с таким решением Неба по поводу его судьбы. Если в книге Сунь Цзянь не имел такого четко выраженного характера, и смерть, соответственно, не имела большого значения, то аниме раскрывает этот эпизод на полную, через решительность и мужественность героя и визуальную метафору дракона, будто герой закончил свои дела на Земле и навсегда возвращается на Небо, однако сделав достаточно, чтобы потомки и сегодня помнили о его великих делах. В Souten Kouro и в аниме вообще это одна из самых эпичных сцен.
Чардиз и сэйю. Чардиз отличный, он не вычурный, и не слишком простой, отражает суть героя, его осторожный, расчетливый подход к делам и спокойный характер.
Озвучил Сунь Цзяня, наверное, никому из читающих неизвестный Masaki Aizawa, что неудивительно. потому что сэйю всегда достаются второстепенные роли. Не идеальный каст в случае с Цао Цао, однако исполнение без нареканий.
Как я уже и говорил, образ Лю Бэя это полная противоположность Цао Цао начиная с практически всегда спокойного поведения, отсутствия эмоций на лице, заканчивая методами достижения целей. Лю Бэй хотел закончить смуту в стране и вернуть былое величие Хань, так как сам приходился родственником правящей династии, был дядей Лю Сэ (император, которого воздвигнул тиран Дун Чжо), при этом жил в деревне и плел циновки. Муж
В общем, если Цао Цао можно назвать антигероем, то Лю Бэй самый настоящий герой, со всеми необходимыми качествами. Но сам Лю Бэй не обладал особыми талантами, ну кроме своего великодушия, он не был коварен или изобретателен, мог поддаться своим эмоциям и совершить ошибку. И из-за этого всегда полагался на своих полководцев, чью популярность и доброе имя они регулярно использовали в своих целях. Но несмотря на это персонаж очень харизматичный, умеет убеждать и вести людей за собой.
Что не так. Поведение героя сильно отличается от привычного образа, Лю Бэй выглядит не как мудрый всегда спокойный добродетельный муж, а как всё тот же муж, только показанный, ну как дурак . Постоянно смеется, поступает нелепо, неосторожно, может легко упасть с лошади, выставив себя идиотом для окружающих, при осаде города лежать в повозке глядеть в небо, в общем ведет себя легкомысленно. Весь типичный аниме юмор в основном передается через Лю Бэя. Но в остальном это всё тот же добрый и справедливый муж под Небом.
Один из самых неоднозначных моментов в Souten Kouro, высмеивание ли образа, или необычный взгляд на личность, лучше решить зрителю самому, я только приведу несколько доводов, в пользу второго. Какое поведение было у настоящего Лю Бэя естественно знать никто не может, такая интерпретация не захватывает самой сути персонажа, с раскрытием которой у аниме всё отлично, и когда надо ведет себя Лю Бэй очень достойно, ну и из менее значительного, кому-то, как мне, например, зайдет, да и много ли аниме полностью лишенных такого рода недочетов. Конечно, можно и вовсе не видеть в этом проблемы, потому что герой гармонично вписывается в стиль произведения, и это авторский замысел, который, правда, полностью увидеть не получится, так как сюжет аниме обрывается на 200 году, в общем о полном унижении образа Лю Бэя говорить неразумно, тут скорее неоправданные ожидания устоявшегося образа. Но так как встречал недовольных этим, не указать не мог.
Чардиз и сэйю. Чардиз непримечательный, но и проблем с ним нет. Отмечу длинные уши, которые могут вызвать вопросы, вот цитата из романа «His ears drooped down to his shoulders».
Чардиз можно подумать, что необычный, но нет, его везде изображают таким большим и грубым. Сэйю подошел бы любой, с суровым мужским голосом, тут исполняет роль Houchuu Ootsuka, известный большинству по роли Джирайи из Наруто, что огромный плюс.
Чардиз традиционный для Люй Бу, поразнообразнее чем у других персонажей, проблем нет. Реплик у персонажа не так много, и говорит он обычно односложными предложениями, сэйю выделять нет смысла.
Перед завершением раздела хочу рассказать про первое основное разочарование в Дороге под Небом.
1280x7201280x720
ТРАП ЧЖУГЭ ЛЯН. АВТОРЫ ГЕНИИ. ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ В ЭТОЙ ВСЕЛЕННОЙ.
Неподготовленный зритель, как и я при первом просмотре, и не поймет всей гениальности авторов, потому что попросту не знает кто такой Чжугэ Лян. И так, чтобы не выделять еще несколько сотен слов на персонажа, который появился в аниме буквально на минуту, просто скажу, что это самый гениальный полководец, как минимум, эпохи Хань и Троецарствия, он может вызывать ветра, предсказывать будущее по Книге Перемен со стопроцентной точностью, о захвате в плен князя с южных границ государства Шу он говорил так, «I can capture him just as easily as I can get something out of my pocket. What I want to do is to overcome and win his heart, so that peace may follow of itself.» и добился его подчинения, захватывая в плен после чего отпуская семь раз. Насколько он умнее Цао Цао догадаться не трудно. И при всём этом он несравнимо честнее, добродетельнее, но в рамках разумного.
Мэрисьюшество Чжугэ Ляна в романе несравнимо даже с Цао Цао из Souten Kouro, в конце концов поделить Поднебесную на три царства было его идеей. И что же мы имеем в сабже. Ну это примерно полубог, от него даже свечение исходит.
Теперь можно догадаться в чем же разочарование. Всего этого мы не увидим. За это можно проклинать Мэдхаус сколько угодно, придумать такой чардиз, сделать такое пафосное появление персонажу и забить на продолжение. Но учитывая современные вкусы, зрителю достаточно видеть в кадре трапа, чтобы аниме стало уже хорошим, поэтому, может быть, Мэды всё таки вспомнят про свой старый проект, и мир увидит лучшего в истории трапа.
Помимо Чжугэ Ляна, в аниме показываются еще два важных для дальнейших событиях персонажа, также получивших интересный чардизайн, но их показали так мало, что возможно сделать только самые незначительные выводы, не заслуживающие упоминания.
Оценка пункту 10/10.
Типичная мэдхаусовская годнота, хотел бы я сказать и закончить раздел, ибо кого волнует рисовка, но есть несколько немалозначительных проблем. Вот лица
1280x720
такое казалось бы есть в любом аниме, выделяю это потому что в Дороге лица отлично отрисованы, если камера показывает персонажей вблизи, но если персонажи на даже не самом дальнем плане, что здесь очень часто, авторы откровенно халтурят.
В остальном проблем нету, бэки - в основном крепостные стены или комнаты дворцов, есть и природа, не скажу, что очень красиво, но пойдет, предметы так же. К анимации нету вопросов, она динамичная, сцены бодрые, постоянно меняются ракурсы, ощущения медленности, унылости точно нет.
1280x7201280x7201280x720
Что ещё авторы сделали посредственно, это 3D модели всадников, тут всего одна моделька, и сами понимаете как выглядит отряд где все на одно лицо. Причем не во всех сценах вставляют этот ужас. Есть сцены и с нормально отрисованными войнами.
1280x720
Ну и мэдхаусовское 3D, например которое можно видеть в Оверлорде, использовали и в Дороге, вместо нарисованных драконов, здесь используются посредственные 3D модели.
1280x7201280x720
Конечно, проблемы несущественные, и полностью контрятся всем вышеназванным, но видно, что авторы часто экономили и при отдельном рассмотрении выше семи поставить не могу.
7/10.
восстанавливаться после распада Хань Китай будет условно тысячу лет
Про опенинг. Примечателен он полным несоответствием стилю аниме, после такого динамичного тяжелого металла готовишься к примерно такому же повествованию, а тайтл выдает очень спокойную и размеренную историю. Хуже от этого контраста, конечно, не становится, да и сама песня от Tribal Chair, которых вы можете знать по эндингу из уже упомянутого One Outs, лично мной десятки раз переслушивалась.
С эндингом вышло несколько хуже. Ну во-первых
Оценка пункту 8/10
Здесь обозначу некоторые недостатки.
Адаптация манги 7/10.
Трудность понимания для неподготовленных зрителей.
Souten Kouro аниме
хотя римские и греческие не сказал бы что намного легче при углубленном изучении сабжа
Нещадный японский юмор.
Задел он и Souten Kouro, кривляния, смешные не серьёзные лица, шутки, ну вы знаете. Дорога не скатывается до абсурда, как Блич, но впечатление это несколько портит. Например образ Юань Шу, одного из независимых правителей, в Дороге откровенно высмеивается, настолько, что показан персонаж как обезьяна, как уже было сказано образ Лю Бэя также служит объектом не всегда уместных шуток. В этом можно и не видеть проблемы, юмор ненавязчивый, и не столь частый, а драма полностью переносит внимание на себя, в общем юмор не пихают туда куда не следует, стройность, гармоничность повествования никак не нарушаются, юмор скорее особенность, которую я описал во вступлении, и если убрать из тайтла юмор вовсе, то потеряет он, как минимум, свой особый стиль подачи.
В этом основные недостатки Souten Kouro, из менее значительного выделю посредственный дизайн Дяо Шань (Diaochan), возможно вы слышали про китайских красавиц, которых в стихах описывают, как богинь, за которых не жалко отдать всю Поднебесную, Дяо Шань одна из таких немногочисленных женских героев. Изображать ее принято соответственно, но в Souten Kouro получилось так, что даже Чжугэ Лян выглядит куда привлекательнее, хоть он и трап и это должно быть примерно так, чем самая красивая девушка целой эпохи. Причин поступить так у автором много, начиная общим стилем рисовки, заканчивая эпизодичностью персонажа в рамках Souten Kouro, но факт неприятный.
1280x7201280x720
Второе и главное разочарование.
Намного обиднее малого хронометража Чжугэ Ляна, проблем с адаптацией и прочих недочетов. И так, битва при Гуаньду, Цао Цао выигрывает, Лю Бэй и Чжан Фэй встречают Гуань Юя, и… обрыв, конец. Авторы под грустную музыку вставляют несколько секунд текстового, очень общего объяснения событий последующих десяти лет, второго этапа «предтроецарствия», самых интересных событий периода. Мы не увидим многих недораскрытых тем, обозначенных тут, интереснейших персонажей, кучу событий, чего только стоит Битва у красной скалы, список продолжать можно очень долго. Столь болезненно воспринимается это из-за такого крайне пренебрежительного по отношению к зрителю способа закончить повествование, ни выводов, ни окончания локального конфликта, да даже сцена обрывается. Такого окончания не встречал ни в одном подобном, в плане не оконченности экранизации, аниме, ход со стороны авторов, мягко сказать, некрасивый. Продолжения нет уже
А время как река..
Lakedale[comment=4103273]
9 лет всё-таки уже прошло
Souten Kouro произведение обширное и глубокое, такие вещи для аниме прома большая редкость, просто исторические аниме не часто встретишь, а с такой фактологией, проработкой персонажей и главное передачей атмосферы того времени и вовсе единицы. В Дороге можно искать еще очень многое, я, естественно, рассказал далеко не про все отсылки, раскрываемые темы, значимость персонажей и параллели с китайской литературой, но надеюсь что, несмотря на свои низкие таланты и скромные познания, я смог вызвать интерес к аниме у совсем незнакомых с сабжем, или изменить отношение к тайтлу у уже смотревших, не понявших весь смысл и соответственно оценивших.
Вместо личной хвалебной рекомендации скажу, что через Дорогу под Небом, как было сказано во вступлении, можно открыть для себя целый особый мир китайской культуры. Начать с уникальнейших классических китайских романов, на полпути освоить военные трактаты, типа: «Сунь Цзы», «Шесть секретных учений Тай Гуна» и «Тридцать шесть стратагем» и закончить изучением различных мудрецов и их учений, идеологии Конфуция, Шан Яна и Мо-Цзы, мудростей Люй Бувэя, и религии Лао Цзы, постигнуть Дао и стать бессмертным сыном Неба. Последнего обещать не стану, ибо решает всё...
Общая оценка 9/10.
Спасибо всем, кто осилил эту немалую статью.
От некоторых вещей был в шоке, люди далекие от даосизма или китайского менталитета эти концепции не схватят так просто.
Но в чем-то можно назвать простой, как говорят исследователи этого текста, дао дэ цзин говорит простым языком про концепции которые сложно ухватить и о которых уже несколько тысяч лет идет обширная дискуссия и исследования, при этом по многим пунктам понимания компромисс между исследователями так достигнут и не был.
@Pardych@Tsuri77, ну вы ж понимаете что оригинально оно куда проще чем все исследователи вместе взятые и современные китайцы-даосы. В любой штуке которая была состряпана пару-тройку тысяч лет назад можно обнаружить миллион современных понятий, которых там нет и не предполагалось. Что уж говорить о 5-6к. Представьте просто что у человека нет в описательном инструментарии такой штуки как абстракция. Он заменяет ее "пустотой". Представьте что у человека нет в том же инструментарии такой штуки как "аналогия" - он заменяет ее притчей про то как созерцая песчинку можно познать целый мир. Он просто пытается передать концепцию используя доступный ему язык. В итоге то что мы пытаемся читать в тексте такой давности превращается в витрину алиекспресса. Врубиться что "абсолютная анонимность дрочка в кремле" это маска в которой тебя не узнают, делай что хочешь, немногим сложнее чем осознать попытки сформулировать какие-то простые абстрактные принципы до нашей эры. Но СПГС подводит. И обожествеление древних тоже.@Tsuri77@Pardych+1
СПГС это достаточно примитивная конструкция, и это в сторону эзотерики, Баха, Ошо и иже с ними, верь в себя и успех как роса завтрашнего дня спустится на крыльях мечты твоей улыбки. Рандомный генератор истин можно составить.
Насчет СПГС нравится еще "Доктор и Карандаш" (гуглится) апофеоз артхаусного кино, настоящая мастерская работа, то каким кино должно быть во всей его многогранности Хоть я артхаус смотрю и люблю (думаю любой анимешник его гораздо лучше понимает чем казуальный смотритель голливуда, то что иногда мы видим в аниме..жизнь нас к этому не готовила )) Но не во всех вещах нужно искать глубины ) А то можно на 30 лет застыть над коробком спичек, высчитывая математические формулы описывающие последовательности случайных фракций.
@シベリアンウルトラナショナリスト@Безнадежный (2)@Lakedale,@シベリアンウルトラナショナリスト,@Cherry Retard Catа ладно. занимайся лучше шики-правосудием))
@Безнадежный (2)@Lakedale,@シベリアンウルトラナショナリスト@Безнадежный., так это ты Минсона дел куда-то?@Безнадежный (2)@Lakedale,@Безнадежный., так это ты Минсона дел куда-то?@シベリアンウルトラナショナリスト@Безнадежный., а ясн. а то пол шике гадают где он@Безнадежный (2)@Lakedale,@Безнадежный., а ясн. а то пол шике гадают где он@Безнадежный., бедолага.@シベリアンウルトラナショナリスト@Yukine, спасибо)@シベリアンウルトラナショナリスト@m4ks1l, doumo@シベリアンウルトラナショナリスト