Прошло немало времени, как я удосужился написать свежую рецензию на не совсем свежий продукт, которому уже больше 10 лет. Впрочем, а когда я вообще писал рецензии на актуальные тайтлы?… Видимо, наследие пострадавшей в позапрошлогоднем пожаре аниме-студии «Kyoto Animation» меня еще очень долго не отпустит: все написанные и опубликованные на данный момент рецензии (в том числе на «Форму голоса», которая здесь опубликована как отзыв) на аниме, адаптированное «KyoAni». Не будем тянуть кота за одно место — приступим к первой из трех рецензий на адаптацию ёнкома-манги «Кэйон» за авторством Kakifly.
Манга «Кэйон» начала выходить еще в апреле 2007 года. Тайтл представлял из себя комедийную ёнкому, рассказывавшую про школьную жизнь четырех старшеклассниц, которые волею судеб оказались в одном клубе — клубе легкой музыки, или как это произносится в японском: «каруй онгаку». Для тех, кто в танке: ёнкома — это жанр манги, которому характерно разделение страницы на несколько фреймов; обычно восемь, по четыре в два ряда, которые читаются сверху вниз, справа налево. Данный формат манги получил наибольшее признание в глобальной сети, где художники-самоучки выкладывали свои творения на всеобщее обозрение. Правда, это не наш случай — «Кэйон» изначально публиковался в средней степени паршивости сэйнэн-журнале «Manga Time Kirara», после чего переехал в ответвление «Manga Time Kirara Carat», но сейчас, вроде как, вернулся в свой родной журнал, где по сей день и публикуется.
Легендарный во всех смыслах кадр
1920x1080
Крайне странно, что во второй половине сериала Адзусу добавили в музыкальных сессиях…
1600x900
…и нигде более
1020x574
Я сурьезно
1021x574
Если у вас вытекают от графона глаза — так и должно быть
Опенинг «Кэйона» сильно выделяется на фоне других опенингов в тайтлах KyoAni — в основном, за счет своей динамичности. Кто-то может вспомнить, что в «Счастливой звезде» опенинг тоже был динамичный и героини танцевали там, аж за два года до выхода «Кэйона». Да, но там хватало статичных кадров, в которых не было никого, а также кадры с танцующими героинями и мертвым фоном. В первом сезоне «Харухи Судзумии», еще за год до «Счастливой звезды», тоже попытались в динамику — только на планах, где героини танцевали, некоторые кадры, мелькавшие за ними, были статичными или очень медленными, ну и темп музыки довольный вялый.
«Кэйон» пропагандирует идеи нацизма. Нет, правда
В «Кэйоне» все возможные проблемы устранили, и первый опенинг «Cagayake! Girls» получился отменным. Начиная с 9-го эпизода, опенинг слегка меняется — на половине общих планов создатели добавляют нового персонажа, первоклассницу Адзусу Накано, которая присоединяется к нашим четырем второклассницам. Причем, выглядит это так, как будто лепили ее туда впопыхах — хотя «Кэйон» не оригинальное аниме, а адаптация манги.
Эндинг, в отличие от опенинга, получился не таким задорным. Я бы даже сказал, что он очень ленивый и несколько депрессивный — героини двигаются, но редко и медленно; очень много статики; рисовали его, очевидно, на отвали, без особого старания; музыка гнетущая, создает чувство завершения, но и не настраивает на то, чтобы смотреть дальше. Лучшее средство в таких ситуациях — просто скипать.
Также в создании саундтрека приняли участие сэйю главных героинь: Аки Тоёсаки (Юи), Ёко Хикаса (Мио), Сатоми Сато (Рицу), Минако Котобуки (Муги) и Аяна Такэтацу (Адзуса). Их голоса звучат в композициях, которые поют главные героини — в отличие от загнивающего Запада, где вместо актеров поют профессиональные певцы. Оно и немудрено — большинство профессиональных сэйю обучались в специальных школах, где их годами учили этому. Впрочем, я не могу сказать, что мне нравится их пение — в опенинге они справились намного лучше.
Рисовка звезд особо с неба не хватает. И это немного смущает, когда имеешь дело с тайтлами KyoAni. Впрочем, даже после «Кэйона» будет достаточно примеров, когда уровень графона ниже, чем студия может себе позволить — правда, это в основном связано с жанром и стилистикой, но факт есть факт.
Качество рисовки на среднем плане удручает, но в моэ-тайтле 2009 года всего этого хватает за глаза
1920x1080
Покажите мне лицо того человека, который решил, что рисованные финтифлюшки на акварельных фонах — это отличное решение
1920x1080
Один из переходов между сценами. Персонажи на заднем плане не двигаются, если что
1920x1080
Ну, хотя бы машины по-честному рисуют, а не пихают 3D-модели
1-й эпизод аниме-сериала начинается с того, что Юи торопится в школу…
1920x1080
…падает на свою пятую точку…
1920x1080
…поднимается и пробегает мимо стола с завтраком…
1920x1080
…и выбегает с тостом в зубах и пятном от варенья на лице. Что за недотепа
В первой половине сезона показывается то, как главная героиня Юи Хирасава поступает в старшую школу Сакурагаока и, благодаря наставлениям своей лучшей подруги Нодоки, впервые в своей школьной жизни решает заниматься в школьном клубе, чтобы быть обычной японской школьницей (поскольку в клубах не состоят чаще всего хулиганы и потенциальные NEET). Поскольку она ничем особым не увлекалась и просто пинала балду 9 лет, то ей в какой-то момент приходит мысль вступить в клуб легкой музыки — но вот беда, по ее словам, она играла только на кастаньетах (и то, в детском саду). Несмотря на то, что на первый взгляд Юи казалась обычной трухисой и растяпой — именно она стечением обстоятельств становится надеждой клуба легкой музыки, в который изначально вступают две лучшие подруги, Рицу Тайнака и Мио Акияма (причем, последняя лишь с подачи первой), а вслед за ними и Цумуги Котобуки, которая была очарована их взаимоотношениями (ага-ага, вы правильно поняли!).
Моменты, когда Юи липнет к Рицу или Адзусе, а Муги умиляется от этого — обычное дело в «Кэйоне»
Юи не умела играть ни на одном из серьезных инструментов, поэтому ей пришлось занять единственное свободное место в клубе — место соло-гитаристки. Следовательно, ей надо было купить гитару и научиться на ней играть… В общем, почти весь первый год обучения Юи только и делает, что учится играть на гитаре и пересдает тесты, чтобы не клуб в ее отсутствие не закрыли (поскольку неуспевающие ученики не считаются как участники, а из-за несоблюдения квоты на четверых участников клуб должен быть закрыт). На то, что обычные люди ждали от «Кэйона» — музыкальные выступления, — остается сравнительно немного времени. Люди, которые практикуют «правило трех серий», навряд ли останутся довольными сериалом.
Во второй половине сезона появляется новая героиня — Адзуса Накано, которая в первом сезоне является пока еще второстепенным персонажем, поскольку там показано ее постепенное вливание в уже сложившийся коллектив. Тем временем, как по мне, именно во второй половине сериала возникает ощущение, что сценаристы весьма неохотно адаптировали и преображали сценарий: например, в арке с конфликтом между Рицу и Мио, в которой первая ревнует последнюю к Нодоке, за что в ответ получает оскорбления (по типу «Рицу — дура!») — согласитесь, несколько высосано из пальца, не правда ли? Помимо этого, некоторые сцены попросту не связаны между собой, что является следствием адаптации комедийной ёнкомы с сетапами и панчлайнами, а не музыкальной драмеди-манги с единым сюжетом. Впрочем, на сюжет в «Кэйоне» никто не возлагал надежд — вместо этого у них было моэ. Очевидно, что в KyoAni знали сильные и слабые стороны своих адаптаций.
Что характерно, в середине 12-го эпизода повторяется сцена из начала 1-го эпизода
1280x720
Правда, в этот раз Юи…
1280x720
…не падает на пятую точку и на всех порах выбегает из дома
1280x720
И даже без закуски в зубах! Феноменально!
Если рассматривать непосредственно главных героинь, то их всего пять: соло-гитаристка Юи Хирасава, бас-гитаристка Мио Акияма, ударница Рицу Тайнака, клавишница Цумуги Котобуки и их куратор Савако Яманака. С ходу навряд ли их фамилии вам что-то скажут: тем не менее, как я говорил, здесь это важно. Фамилии членов «Hokago Tea Time» отсылают нас к членам известной в начале 1980-х годов электроник-рок-группы «P-Model» (которые, впрочем, никогда не состояли в группе все одновременно из-за частой смены состава).
Главная героиня, Юи Хирасава, которая является неуклюжей и косорукой лентяйкой, с бухты-барахты осваивающей навыки игры на гитаре, отсылает нас к Сусуму Хирасаве — настоящей иконе японской электронной музыки, композитору, известному написанием саундтреков к аниме-сериалу «Берсерк» и его продолжениям, а также к нескольким проектам талантливого режиссера Сатоси Кона: полнометражным аниме «Актриса тысячелетия» и «Паприка», а также аниме-сериалу «Агент паранойи». Впрочем, не только саундтреками он отметился — помимо них, за свою полувековую карьеру музыкант создал 13 альбомов в составе «P-Model», 13 сольных альбомов, 3 альбома в рамках проекта «Kaku P-Model», в котором соединились его сольный стиль и стиль «P-Model», а также бесчисленное количество компиляций, сборников и ремиксов.
Susumu Hirasawa in the Nutshell
В свою очередь, другие участницы группы — стеснительная и здравомыслящая Мио Акияма, энергичная и сумасбродная Рицу Тайнака, заботливая и наивная Муги Котобуки отсылают нас к одним из множества непостоянных членов «P-Model» — к бас-гитаристу и клавишнику Кацухико Акияме, ударнику Садатоси Тайнаке и клавишнику Хикару Котобуки соответственно.
Иллюстрация Nsetn Oirao Ivook к альбому «Big Body». Все участники по порядку — Кацухико Акияма, Сусуму Хирасава, Хикару Котобуки и Ясутика Фудзии, члены «Размороженного состава» P-Model 1991—1993 годов
886x781
Годный фан-арт с персонажами «Кэйона». Мио Акияма, Юи Хирасава, Цумуги Котобуки и… Рицу Тайнака. Ну, фанаты старались. То, что Kakifly не придумал персонажа с фамилией Фудзии — не их проблема
В свою же очередь, куратор «Hokago Tea Time» Савако Яманака и лучшая подруга Юи Нодока Манабэ отсылают нас не к «P-Model», а к другой знаковой группе — «The Pillows», известной по саундтреку к «FLCL»: а именно к вокалисту и ритм-гитаристу Савао Яманаке и соло-гитаристу Ёсиаки Манабэ.
Казалось бы, подобные отсылки могут заставить фанатов интересоваться музыкой, японским роком и непосредственно «P-Model» и «The Pillows». Правда, я был серьезно обескуражен тем, что фанаты «Кэйона» не то что бы сильно этим интересовались — я практически не встречал отзывов на сериал, в которых хоть мельком упоминались прототипы героинь или отсылки к данным группам. Дальше больше скажу — из тех, кто действительно интересовались, фанатов «The Pillows» гораздо больше, нежели фанатов «P-Model». Оно и немудрено — аниме не о музыке, в нем нечем вдохновляться.
К сожалению, ни кресла, ни дивана, ни пледика у меня нет, а из чая я давно скрутил себе косьманы. Очередной пересмотр «Кэйона» спустя три года не принес новых впечатлений, я надеялся вернуть себе те самые чувства, которые когда-то сериал подарил мне, но вместо этого меня ждало лишь разочарование. Мой непрошибаемый снобизм не позволит мне поставить больше, чем 6/10. But remember —
@оВентилятор,@Pardych@k o n k o n k@user#596973, это не так делаетсяНадо скорочтением просто пробегаться по первым строкам каждой из категорий и смотреть если там есть что-то дельное
Для остальных сообщу - тут всё ещё нет ничего дельного, рецензии на Шики всё ещё говно, а наша с вами любимая платформа не имеет никого лучше Пазу, хотя мне и его работы не нравятся.
@Пазуну то есть вы берете фактически одну из икон моэ и пишете про музыку (интересно кстати)
но обходите стороной собственно моэ, ведь кейон - не музыкальное аниме, хотя музыка там и есть,
но она не играет там главной роли, так же как и в эуфониуме это фон (хотя в полнометражке про лиз и синюю птицу там звук прям вообще огнище)
хорошо и круто конечно происследовать музыкальные темы сериала, но в конце возникает чувство что оценка была поставлена как-то однобоко, стоило ли вообще обзывать это рецензией и лить воду про содержание, если можно было превратить это в замечательный очерк о музыке в сериале "кейон!"?
@user#596973, пощупал слона за хобот, ну или это и не хобот вовсе@оВентилятор, мне приятна ваша сдержанная похвала.А вы много рецензий прочитали на этой "платформе", чтобы делать такие максималистские заявления?
Вам даже такие рецензии не нравятся?
/forum/reviews/313705-white-album-2
/forum/reviews/305447-el-hazard-the-magnificent-world
/forum/reviews/267210-koukaku-kidoutai-stand-alone-complex-2nd-gig
Что же должно должно быть в хорошей, с вашей точки зрения, рецензии, и чем же так плохи здешние?
И какие тогда рецензии и на какой "платформе" вы считаете хорошими?
@оВентилятор,@Домовой19@Пазу, прочитал достаточно (около десятка, может чуть больше) чтобы понять что интересного тут найти можно не много.Ну эти реценизии хорошие, я даже удивлён что они выходили не в таком огромном интервале друг от друга. Но честно находить такие рецензии довольно сложно, иногда попадаются удачные разборы, но рейтинг вообще не говорит ниочем и соответсвенно по нему судить что читать а что нет не имеет смысла.
Чем плохи рецензии здешние:
Отсутствие какого либо разбора структуры сюжета и сторителлинга, психологии персонажей, того насколько эти вещи работают или нет с разными целевыми аудиториями.
Чем должны быть рецензии:
Иметь хотя-бы один из вышеперечисленных аспектов, да что уж там, я не все аспекты которые делают рецензию интересной перечислил. Тот же Анимеретард в его рецензии на Белый Альбом 2 сделал разбор песен, что уже дорогого стоит. На мой взгляд хорошая рецензия это то что меня цепляет как видео-эссе про игры, аниме или что, на самом деле, угодно, главное чтобы оно брало какую-то интересную тему и шло по ней.
Здешние рецензенты могут говорить что не попытавшись сотворить чего-либо самому я не имею права так высказываться, однако во-первых я не анулировал их труд и не говорил что он является преступлением, для кого-то может быть подобное чтиво и интересно, а во-вторых я недавно пытался сделать разбор Темнее Чёрного и честно это был кошмар на яву, по крайней мере в моём нынешнем не собранном состоянии это писать мне было крайне трудно и на второй заход дабы продолжить писать у меня желания не хватает, так что да, возможно вы и стараетесь в написании, но старайтесь пожалуйста и в понимании того что у людей существует такая вещь как мнение.
Вернёмся к нашим баранам: хорошие рецензии я находил только на ютубе.
Забавно, что эти видосы можно считать и обзорами, однако они приближенны к эссе и рецензиям куда больше по информативности чем огромный пласт рецензий на данной платформе.
@Пазу,@Пазу@оВентилятор, это, скорее, обзоры или "разборы". Эссе - это малй жанр (в видео - где-то не более 10 минут). Море юмора и юморные фишки - это то, чего не должно быть в серьёзной аналитической работе.Третье видео смотрел в своё время - очень хороший видеоанализ. Действительно, довольно близко к видеорецензии, хотя больше тянет на отдельную аналитическую статью, ибо выходит за рамки рассматриваемого аниме и пытается анализировать историю, индустрию, аудиторию и т.п.
В первом видео очень много воды. Второе - где-то 70% субъектива и тупого юмора, ещё 20% - очень сомнительного анализа ("дерьмовые аргументы") и где-то 10% попыток какого-то объективного анализа.
Для начала, с какой целью? Если произведение популярное и рецензия аналитическая, то вполне себе. Но опять же, насколько подробным должен быть анализ? Разбирать сюжетные дыры и условности в сёнэне - зачастую пустая трата времени (другое дело, в сэйнэне), ибо никого не интересует, когда Лелуш провёл разведку на местности или как Мао пронёс пистолет через транспортные сети, ибо это хорошо поставленная и зрелищная меха - со своей основной задачей в рамках своего жанра меха и драма и целевой аудитории (сёнэн) справляется на ура.
Если же произведение непопулярно, то выигрышнее обзорная рецензия, в которой глупо спойлерить сюжет.
Далее - разбор психологии героев. Если это драма, психологический триллер или сёдзё-романтика, то да, это не мешало бы. Но опять же, разбирать психологию героев, к примеру, Пяти сантиметров в секунду или Унесённых призраками - неразумно. В рамках реалистической эстетики изображения персонажа изгадить характер очень сложно. Другое дело романтическая эстетика изображения (упор на исключительность героя), вроде всех этих ОЯШей и обычных серых девочек в кругу мальчиков-зайчиков. Допустим, из моих таковой анализ есть в рецке на Видение Эскафлона. Но опять же, читается это нудненько. Многие моменты можно приписать к вкусовщине. Зачастую такие разборы и скатываются к "меня раздражает этот персонаж" и т.п. Одного раздражает, другого - нет.
Другое дело - как работает или хотя бы как в общем исполнена нарративная структура. Например, у меня пока ещё в рамках фрагментов диалога таковой разбор Темнее Чёрного
Возвращаясь к тому, что если у нас всё-таки явно выражена процедуральная структура, но произведение будет законченным. То тут три пути, первый — лор/мир/сеттинг, второй — персонажи, третий — посыл. Все эти пути в чистом виде встречаются редко, зачастую комбинируются в разных соотношениях.
Почти все идут по второму (потому что издавна повелось что главное в произведение персонажи, я думаю ты и так это знаешь), и тут важно то, нельзя просто взять левых персонажей, не значимых для истории в целом, и делать часть произведения для его раскрытия. Так нельзя потому что зрителю насрать на второстепенного персонажа, и из-за того что он второстепенен изначально, и потому что в конце, когда будет завершающая часть, он не будет одним из главных участников событий, т.е. имеет мало влияния. Этой ошибки и избежали в Бибопе, все побочные истории раскрывают главную пятёрку. В ТЧ (который я смотрел лет 5 назад) допускается эта ошибка, в конце сериала эти второстепенные персонажи, для которых выделили целые серии, либо вообще отсутствуют, либо присутствуют, но ничего не делают.
Первый путь применяется крайне редко, потому что для него, как ни странно, нужно иметь очень проработанный мир, законы, всё. Подробно не буду описывать в чём состоит. Однако главная ошибка, которую тут можно допустить — новая информация о мире показанная/рассказанная в этой истории никак не влияет (ни до, ни после), на остальную часть произведения. Эта ошибка похожа такую же с персонажем.
Третий путь самый сложный в творческом плане. Тоже не буду расписывать концепт. Но самая известная ошибка, что идеи этих истории не связаны с посылом/темой всего произведения. В Чёрном зеркале как раз такая ошибка встречается, хотя зачастую она избегается и соответствует теме.
Итог один — побочные истории не должны быть филлерными.
Вот и подгоняй, что конкретно и где не работает в ТЧ, потому что я не помню.
Ах да, в ТЧ, главный герой молчун. Это интересно и свежо, но раскрывать его всё равно нужно. Он много ест, но это штамп сёнэнов. И это пододвигает нас к тому, что в аниме редко прорабатываются немногословные или немые герои. Ватанабэ умеет с этим работать, кстати. А вот обычные индустриальные режиссёры зачастую нет. Ему нужны повадки, привычки, дизайн, походка, реакция на события (не обязательно эмоция на лице, т.к. у протагониста ТЧ только две эмоции покерфэйс и хмурое; можно телом, жестом или ещё чем-то (но только не ещё одним штампом со сжимающим кулаком)).
Кстати, подробный разбор нарратива в нестандартных аниме имеется в данных рецензиях:
/forum/reviews/295366-byousoku-5-centimeter
/forum/reviews/325121-casshern-sins
/forum/reviews/334725-koukaku-kidoutai
А зачем? Это уже социологическое исследование (которое очень субъективно). Можно просто в выводе написать, что данное аниме понравится тем-то да тем-то.
@оВентилятор@оВентилятор, а как вам такое?@оВентилятор,@оВентилятор@Пазу, не очень удачные примеры. Вот лучше:/forum/reviews/203767-claymore
/forum/reviews/199154-arslan-senki-tv
/forum/reviews/204391-koukaku-kidoutai
@Пазу@Домовой19, в рамках обзорных, да. Но Кот-Элрик как раз и говорит, что на шики рецензии отстой, ибо они не анализируют произведения, а лишь показывают, что эти аниме собой представляют и чем могут быть интересны (дополнение к описанию). Так что мы говорим об аналитических рецках...@Пазу, посмотрел последние два ролика, честно, такое себе. Если в ролике по Мобу еще были какие-то попытки в анализ кадров и в анализ сюжета (пускай и сомнительный) то в третьем ощущение будто человек, извините, слепой, и хочет засрать то, что работает без какой-либо нормальной причины. "Мне не нравится Помидория, значит пошёл он в задницу. И плевать что этот персонаж многим нравится, он работает, и при этом не просто так"@Пазу@оВентилятор, соглашусь, разборы довольно лайтовые, но есть попытки анализа концепции сериала и сюжета в целом (для частностей не тот формат, стиль подачи и хронометраж).Академия привлекательна отнюдь не Мидорией (как сенэн-протагонист он такой себе), сколько замечательными второстепенными персонажами: от Бакуго до лягухи. Мидория на их фоне просто двигатель сюжета.
@Бернхард Мюллеp, схорошел