Сюжет
7
Хорошо
Персонажи
7
Хорошо
Рисовка
7
Хорошо
Звуковой ряд
7
Хорошо
Итоговая оценка
7
Хорошо
Внимание! В статье имеются достаточно откровенные рассуждения на деликатные темы, которые могут смутить часть читателей. 12+?
Chobits, это та работа CLAMP, которая обычно вызывает наибольшее количество разногласий. Тема взаимодействия человечества с передовыми технологиями всегда имеет потенциал вызвать обсуждение важных философских (а также моральных) проблем. К сожалению, не каждый готов оценивать тонкости сюжета, так как многие считают историю Chobits, то есть ее романтического аспекта, лишенной вкуса. Часть этого имеет отношение к целевой аудитории CLAMP. Несмотря на то, что CLAMP часто приписывают способность апеллировать к обоим полам, они обычно классифицируются как сообщество седзе манги, привлекательной именно для девушек. Chobits отметил намерение группы быть классифицированной в этой работе как сенэн, обращенной к молодым мужчинам. Я думаю из-за этого отхода от их традиционного рынка/жанра, содержимое и развитие сюжета заставили отвернуться многих поклонников группы и некоторые из вопросов, поднятых в работе, могли быть отодвинуты на задний план антипатией, вызванной этим отходом.
Только недавно я пришла к осознанию того, что то, что с первого взгляда показалось одной из самых безвкусных и аляповатых любовных историй, можно также рассматривать в качестве иллюстрации к жанру визуального романа, гаремным любовным историям, фантастической магической девушке и романтике сенэн в целом.
Сами CLAMP не теряли времени, развивая сюжет Chobits в соответствии с стандартным клише визуального романа. Главный герой, это молодой мужчина, ронин (ему не удалось поступить в колледж), жил уединенной жизнью в месте, удаленном от такой роскоши, как компьютеры и большой город Токио. У него нет своей девушки и он говорит открыто о своих сексуальных проблемах (он девственник). Он в некотором роде неудачник и он идеально вписывается в образ главного героя большинства визуальных романов и романтических сенэн историй. Он замечателен только фактом быть ничем не выделяющимся обыкновенным человеком и, в теории, только одна черта характерна для него. Вы можете сказать, что он хороший человек (хотя манга сама быстро указывает на то, что он не тот тип парня, который способен заполучить девушку).
Это общие черты для героя сенэн, потому, что часто эти истории нацелены на зрителей, которые воспринимают себя такими же: несчастные, неудачливые или попросту говоря лишенные выдающихся качеств. Такие истории предлагают мир и сюжет, где они, в шкуре главного героя, могут внезапно ощутить полный поворот судьбы, что дает им шанс испытать жизненные обстоятельства отличные от тех, с которыми они сталкиваются в реальном мире. Те, где, возможно, случайное событие или встреча может дать им в руки удачу и прелестную любящую подругу (или даже возможность выбора из них). Этот жанр в первую очередь основан на исполнении желаний.
Итак, у нас есть ничем не примечательный герой, но всегда есть движущая сила, который ставит его на путь, меняющий его удачливость от плохой к хорошей. Часто это происходит в виде случайной встречи с архетипом магической девушки. Может она просто пылкая и свободомыслящая одноклассница, с которой он сталкивается (как правило, в достаточно буквальном смысле) на пути к школе, может она пришелец из космоса, и он просто первый обитатель Земли, с которым она встретилась. Или, возможно, она выброшенный робот, оставленный вместе с мусором.
Хидэки, будучи бедным и к этому моменту озвучивший свое чувство зависти к тем, кому посчастливилось обзавестись собственными персокомом, не дает шанса удаче проскользнуть мимо него и спешит утащить свое новое владение домой. Владение кем-то является одной из общих тем в романтике сенэн: в популярном Aa! Megami-sama! молодой студент привязывает богиню к себе с помощью желания, высказанного по телефонной горячей линии. (Насколько я понимаю, жанр Aa! Megami-sama! не гаремная романтика, а исполнение желаний.)
Хидэки в этот момент думает о Чи только как о машине, хотя и симпатичной (та, которая вам предназначена, никогда не бывает той, кого вы в первую очередь подозреваете, не так ли?) И поэтому он дает волю своему воображению, что он может делать с помощью Чи. Электронная почта, чат, просмотр веб-страниц, но, в основном, порно веб-сайтов. (И если бы он знал немного больше о персокомах и их стандартных возможностях, он, вероятно, также мог ожидать потери и своей девственности.)
На первый момент его мотивы полностью корыстны. Он с счастливо размышляет о своей удаче и вызывает в воображении образы таких фигур, как Doraemon, персонаж популярного японского детского мультфильма, который вовлекает в приключения и дарит подарки одному особо невезучему японскому мальчику. "Это похоже на сказку", думает он про себя. И, кажется, это действительно возможно. Персоком, подобранный им в мусоре, неоднократно намекает, что она тот самый легендарный персоком... одна из Chobits серии, которая, по слухам, запрограммирована настолько совершенно, что может точно воссоздавать реальные человеческие эмоции. Технология уровня, о котором мы сегодня можем только мечтать.
Магическая девушка, которая может делать то, чего не может обычный человек? Нестареющее тело робота в образе милой девушки? Реальные человеческие эмоции? И вы ее владелец?! Я не сомневаюсь, что многие молодые люди совсем не должны далеко углубляться в предмет, чтобы понять, что эта ситуация осуществленной мечты в более чем одном аспекте.
Конечно общей чертой, да и вообще единственной отличительной чертой "гарем" жанра является то, что существует несколько женщин, которые могут служить парой для героя. И Chobits в очередной раз описывают это в манере самого типичного клише, которое CLAMP только могли предложить, опираясь на нескольких наиболее избитых "типов" женщин, общих для жанра сенэн. У нас имеется младшая преподавательница Юми, зрелая и сексуальная учительница Симидзу-сенсей, и милая, заботливая молодая домовладелица Титосэ Хибия. После первой встречи с каждой из этих женщин ум Хидэки устремляется к возможности иметь отношения с каждой из них. В свою очередь каждая из девушек удивительно терпима к порочным привычкам Хидэки. Юми, в ответ на его пристальный взгляд, без колебаний сообщает размер ее бюстгальтера. Симидзу-сэнсэй прощает его порнографию, так как он же мальчик в конце концов! (Я полагаю, все мальчики в Японии рассматриваются как помешанные на сексе?) И Хибия постоянно игнорирует его явно порочный внутренний монолог.
Действительно, само развитие сюжета кажется поддерживает каждую из этих женщин в качестве потенциальной пары для Хидэки рядом событий, которые углубляют его отношения с каждой из них. Юми берет на себя инициативу пригласить Хидэки на свидание, мисс Симидзу появляется из ниоткуда, чтобы остаться с ним на ночь, и Хибия... ну она просто заботливая домохозяйка, уделяющая Хидэки, возможно, больше внимания, чем другим ее постояльцам. Легко объяснить, почему Хидэки может получить неправильное впечатление.
Вне бурной жизни, наполненной романтическими сенэн клише, остальная часть истории остается верна стандартным приемам: "комедия" этой романтической комедии в основном построена на неловких эротических фрейдистских ситуациях и овер-реакциях Хидэки. Там много фан-сервиса и честной "мягкой" порнографии. Одежда Чи и других персокомов нас часто щекочет инъекциями почти открытых трусиков и обширная коллекция персокомов Минору носит исключительно форму горничных. В аниме были добавлены целые эпизоды, посвященные только трусикам и поездкам на пляж, что так или иначе позволяло включить весь доступный состав женщин (в купальниках, конечно), даже если они не были особенно связаны сюжетом.
Так CLAMP использовали хорошую часть Chobits для создания атмосферы и характеров, которые могли бы подойти любому сенэн роману. И я думаю, что многие люди, особенно если отталкиваться от CLAMP аудитории, уже должны были почувствовать отвращение из-за этого. Очень заметно отсутствие сильных женских персонажей, таких, как Sakura, Hokuto или Misaki. (Это вовсе не означает, что женщины там обязательно слабые, но все они, кажется, начинают серию немного сломленными, страдая от глубоких эмоциональных потрясений.) Вместо этого мы видим набор стереотипов, сосредоточенных на главном герое, который, на самом деле, не заслуживает того внимания, которое он получает. Все это кажется невероятно анти-CLAMP и, действительно, до этого момента традиционно седзе группа не очень старалась предлагать свои работы мужской аудитории. Кажется естественным предположить, что их сложившаяся, в первую очередь женская, аудитория может потерять интерес или даже обидеться и забраковать Chobits из-за его содержания. Возможно я была бы включена в группу разочарованных фанатов CLAMP, если бы CLAMP не разрушили то стереотипное романтическое сенэн повествование, которое они создали, настолько быстро (и даже раньше), насколько они его построили.
Вещи скатываются на ухабистую дорогу для Хидэки прямо с первой активизации Чи. Он быстро понимает, что была причина, почему он нашел ее именно в мусоре. Фигура магической девушки, которую он нарисовал в своем воображении, оказалась разочаровывающе неспособна для задач, которые он запланировал для нее, и сначала может только имитировать его движения и говорить "чи". Это резко контрастирует с богинями из Aa! Megami-sama!, кто способен волшебным образом обеспечить пустой дом размером с небольшой особняк, когда главный герой серии был выселен из общежития. Чи, с другой стороны, кажется неспособной даже подключаться к Интернету и редко или никогда сознательно не делает ничего, отдаленно напоминающее компьютер. Так вы никогда не увидите ее использование в том качестве, которое Хидэки планировал изначально: как инструмент, способный открыть путь к чудесам Интернета и компьютеров. Вместо этого она ведет себя похоже на обычную человеческую девушку, читая и учась по книжкам с картинками, а не в Интернете, который должен быть легко доступен для любого персокома. На самом деле есть множество вещей, которые Чи кажется не в состоянии делать как компьютер, хотя в конечном счете она в состоянии учиться точно так же, как любой человек. И даже может достичь определенного уровня независимости от Хидэки, найдя работу и выполняя другие обязанности независимо от него. Но даже там она ограничена как человеческое существо, ей отказано в решающей способности как человека, так и персокома... способности заниматься сексом.
Казалось, что Хидэки получил подделку, когда дело дошло до его легендарного персокома: вместо того, иметь дело с супер-человеком, предназначенным для его счастья, он обнаружил обузу и обязанности, которые он не уверен, что может себе позволить, вполне буквально. Чи, даже будучи легендарной Chobit, оказалась несоответствующей или разочаровывающей контексту человеческих отношений. Ее "легендарное программирование", способное воспроизводить человеческую модель мышления и эмоции наравне с реальным человеком, есть не что иное, как миф, и ее единственные реальные магические функции, способность влиять на других персокомы, не имеют практического применения в сфере отношений.
С разрушенной иллюзией о могущественной, осуществляющей желания подруге, CLAMP затем переходят к списку других потенциальных кандидатов на гарем Хидэки и систематически устраняют их как потенциальных партнеров. Симпатичная молодая учительница с большими сиськами, которая однажды пригласила вас на то, что может быть свиданием? Она оказалась одержимой ее старым ухажером задолго до того, как мы начали рассказывать эту историю. Знойная учительница, которая остались в вашем доме в ее нижнем белье поздно ночью? Замужняя женщина с любовником, убегающая от давления их отношений. Заботливая домохозяйка? Иметь дело с Хидэки было последним, что было у нее на уме.
Второстепенные персонажи гарема Хидэки, возможно, изначально не выделяются как невероятно эмансипированные или решительные (на самом деле они все в какой-то степени надломленны), как и другие заметные персонажи CLAMP. Но они (и персонажи и сами CLAMP) заслуживают признания за то, что их жизнь/история/цели находятся за пределами только соперничества за любовь Хидэки. В то время как традиционно интерес к главному герою является всепоглощающим для гарема в романтике сенэн. Кроме того сам Хидэки заслуживает похвалы за его поведение, когда он отказывается от своих фантазий. Когда он узнал правду о прошлом Юми и Уэда, он выступил в защиту людей, про которых он знал, что он хорошие, честные и добрые. Он слушал без осуждения признания о прелюбодеянии и продемонстрировал искреннее сожаление, что он не смог оказать своей подруге большую поддержку, когда он был с ней связан. И он был счастлив, а не огорчен, что эти люди нашли счастье, несмотря на то, что в свое время он надеялся на более серьезные отношения. Многих персонажей можно описать, как "хороших людей". Но, на мой взгляд, Хидэки является единственным, кто мог быть реальным обладателем этого титула в такой истории.
Со стандартной ситуацией, выстроенной только для того, чтобы в конце концов оказаться разрушенной, вселенная, кажется, повернулась мрачной стороной реальности к Хидэки. Тот персоком, который он нашел в мусоре, действительно оказался сломанным. И все же было что-то, что могло бы стать Хидэки чем-то особенным, если бы он приложил требуемые усилия (что на самом деле истинно для чего бы то ни было). Идея легендарного персокома (замена магической девушки) оказалась мифом так же, как и сама эта идея в реальной жизни. Концепция машины с настоящими эмоциями на самом деле не более чем мечта, холодный намек на реальность всех остальных исполнений желаний. Это нереально и существует только в умах тех, кто их желает таких вещей и мечтает о них.
Но хотя Чи может и не быть магическим персокомом, она все еще персоком: красивая, нестареющая и способная на многое, что обычная женщина (или мужчина, это также относится и к мужчинам) просто не может сделать или с чем конкурировать. Но даже здесь CLAMP отвергают миф магической девушки, с настойчивостью повторяя, что мы можем найти некоторые вещи, которые только реальное существо из плоти и крови может делать и что персокому просто не по силам. В поддержку этой идеи, персокомы, ранее подаваемые как почти сверх люди, также обнаруживают свои уязвимые черты, раскрываемые и обсуждаемые в подробностях. Они могут быть легко управляемы через их программирование, их заветные воспоминания могут быть стерты несколькими командами компьютера, и так же, как человеческие существа, они могут сломаться до состояния, не подлежащего ремонту, и умереть. Как интересный сторонний комментарий, эти проблемы включают очень реальные болезни, способные поражать и человеческие существа. И, таким образом, являясь несовершенными, персокомы показаны более похожими на человеческие существа, чем когда-либо прежде, их сходство далеко за пределами наших общих черт гуманоидов.
Те женщины в жизни Хидэки, на которых он фокусирует свое внимание, как оказывается, все живут собственной жизнью и, в действительности, никогда не давали ему повода поверить, что они вообще могли думать в нем о нем, как о потенциальном партнере. Более удивительно то, что CLAMP прекрасно отражают реальную жизнь, когда они показывают как читателю, так и Хидэки, что они вовсе не обязан знать все, что происходит вокруг них. История не остановится просто потому, что Хидэки нет рядом, и в действительности она продолжалась даже раньше, чем он вошел в повествование. Даже до первой главы Chobits. И хотя история следует жизни Хидэки, Симбо, его лучший друг, которому посчастливилось стать тем, на кого положила глаз учитель Хидэки, находится в середине своей собственной истории. И в отличие от стандартных приемов повествования, Симбо не существует просто как элемент второстепенной линии. У него есть свои заботы и свои собственные проблемы, и, как люди вокруг вас в реальной жизни, он может решить не посвящать вас в их детали. Chobits выражают мысль, возможно, наиболее ясно, чем в любой другой работе CLAMP, что вы не есть что-то особенное. Ваша история не единственная из показанных и каждый занимается своими проблемами, которые могут быть в той же степени или даже более серьезными, чем ваши собственные.
Это полная противоположность идее, выражаемой визуальными романами, где вы можете выиграть всех и все основываясь исключительно на тех стараниях, которые вы прикладываете, и знаниях, которыми вы обладаете. Конечно, есть некоторая часть правды в этом мировоззрении, но система визуального романа преувеличивает степень контроля человека над собственной жизнью и Вселенной. Всегда будут некоторые вещи, которые вы просто не можете сделать. Визуальный роман также не может принять во внимание тот факт, что другие люди рядом с вами живут своей собственной жизнью. Возможно, истинный визуальный роман Chobits должен быть с большим количеством героев (и названный "реальная жизнь, но с персокомами", но это не то название, которое хватает за живое).
Coup de grace (смертельный удар сострадания) приходит с простым, но мощным финалом Chobits, когда Хидэки сталкивается с фактом, что есть некоторые вещи, которые Чи просто не может (и все мы знаем, никогда не будет в состоянии) сделать. Не только продолжение рода, но сам секс, который был движущей мотивацией всех Chobits. В то время как Хидэки точно не рыскал весь сериал в поисках возможности потерять свою девственность, можно с уверенностью сказать, что он всегда был неудовлетворен своим статусом девственника. Сама Вселенная считает нужным напомнить ему об этом, изредка одобряя образцы сексуальности, демонстрируемой окружающими его людьми. И мягкое подшучивание над Хидэки продолжается его друзьями Симбо и Минору (из всех людей! Как может кто-то в возрасте Минору быть более сексуально зрелым, чем гораздо более старший Хидэки? На самом деле у меня, возможно, есть некоторые теории на этот счет.) Еще одно свидетельство видится в количестве случаев, когда порнография появляется в истории. Порно-сайты доминируют в его фантазиях о преимуществах владения персокомом, и очевидно, что у него есть большая коллекция эротических журналов. И это должен быть сексуально эмансипированный мир, если менеджер Уэда может случайно поделиться историей своего брака с персокомом, и если является фактом то, что существует множество людей, которые, да, зашли так далеко, чтобы заниматься сексом с их персокомами.
Таким образом большим откровением для Хидэки стало то, что чтобы иметь дело с реальностью продолжения жизни с Чи, он никогда не сможет быть "с" Чи. Особенно учитывая, что связи между людьми и персокомами вообще-то не являются чем-то неслыханным. Существует очень реальная возможность, что Хидэки умрет девственником, никогда не испытав одного из величайших удовольствий в жизни, разделяемых двумя любящими друг друга людьми. (Примечание переводчика. Это утверждение вызвало резкую реакцию гомосексуалистов в комментариях к статье.) Секс всегда играл большую роль в романтических историях сенэн, и все же Хидэки, предполагаемого героя такой истории, просят жить в воздержании. На мой взгляд, это великолепный способ провести различие между Chobits и другими романтическими комедиями жанра, и даже с собственной ранней историей Chobits, чтобы показать, как как далеко эта история эволюционировала.
Я не могу спокойно довести это эссе до надлежащего конца, если я не упомяну о внутренних противоречиях в моих идеях, наиболее серьезные из которых появились на свет из двух официальных источников Chobits (независимо от того, какое мнение CLAMP имели при их создании). Первый, это аниме, которое имеет совершенно другой финал, чем манга. В аниме ключевые детали сюжета меняются, коренным образом изменяя что/кто Чи есть, даже если ее личность остается прежней. В аниме Чи действительно легендарный и могущественный персоком, с возможностью программирования продвинутой достаточно далеко, чтобы точно воссоздать всю сложность человеческих эмоций. Эта новая Чи полностью разрушает мою теорию, что CLAMP намеревались подорвать миф о магической девушке, показывая ее собственный характер сверх ординарным и даже неполноценным по сравнению с другими персокомами.
Кроме того, Чи из аниме и Хидэки прошли пробный курс, где память Чи была стерта, хотя Чи оказалась способна восстановить удаленные данные каким-то образом через силу любви, которую она и Хидэки чувствуют друг к другу. С небольшими техническими объяснениями: это просто чудо любви! Более того, после этого Чи переходит к обновлению всех других существующих персокомов так, чтобы все они могли воспользоваться ее продвинутым программным обеспечением. И вот в то время, как идея манги, кажется, усиливает сложности и затруднения реальной жизни, аниме усиливает идеи и мифы магических девушек и то, что чудеса существуют и все, что вам нужно, это любовь, и все будут счастливы в конце. Пушистые, традиционные идеалы седзе, то, от чего CLAMP всегда уклонялись (и были в этом сильнее, на мой взгляд).
Другим элементом, который подрывает мои идеи, является наличие лицензированного визуального романа Chobits, совершенно типичного для его жанра. Пользователь волен следовать за/выигрывать других женщин кроме Чи используя те возможности, на которые я намекала на протяжении всего моего эссе.
У меня есть оговорки по поводу объяснения, почему CLAMP с Chobits отошли от своих вселенных визуальных романов и их метафор. Из того, что я подсмотрела в работе группы и ее уникальном методе творения, невозможно сказать, что было их реальной целью при создании Chobits. Вполне возможно, что их намерение было вполне невинным: привнести прикосновение седзе на рынок сенэн. Chobits, возможно, просто был уникальным продуктом, порожденным этим слиянием. С другой стороны, если они не могли принимать никакого участия в изменениях в визуальном романе и аниме (как мне намекнули), то возможно, что я подсмотрела некоторую часть их реальных намерений при создании Chobits. Я понимаю, почему история могла бы быть отвергнута их традиционно преобладающей женской аудиторией, но я верю, что сам сюжет (и не только философские вопросы, которые он поднимает) имеет серьезные заслуги перед этой аудиторией и я надеюсь, что мои идеи могут помочь оправдать серию в глазах окружающих людей.
Я хотела бы поблагодарить вас, что вы нашли время, чтобы прочитать мои мысли, и комментаторов, которые также нашли время, пока я все это писала, чтобы высказать мне замечания.
Источник: Brett Stockmeier, Manga Bookshelf, 2012
Copyright © Manga Bookshelf
Перевод мой.
Полный и исправленный вариант рецензии вы можете найти здесь.
.
@Sleepwalker, ох щиет, ПТВ райт нау!Санкью
@Winkel@salate,ну там мало про это)
одна из косвенных сюжетных линий)
@salateтут блин даже не зная про аниме ничего и смотря его год можно почувствовать неладное в фразе.
Слово "известный" может не совсем удачное, но другие слова, которые я пытался подобрать, "популярный", "упоминаемый" тоже намекают на что-то, чего в тайтле нет. Слово "известный" мне показалось их них самым нейтральным. Точная формулировка того, о чем я хотел сказать:
"Если вы сейчас встретите обсуждение тайтла на тему романтических отношений человека и робота, то скорее всего это будет Hal." И в истинности этого высказывания я уверен. Именно потому, что тайтл относительно новый. У него еще идут или недавно шли выпуски BD, переводы и т.п. Одного этого достаточно для того, чтобы он был на слуху. Да и сам тайтл не из самых худших.
@Winkel@Sleepwalker, ох щиет, теперь надо будет подумать дважды :[Но я буду иметь ввиду)
@deleted98653@S John,@salate, VN Planetarian от Key Visual Art's - почти романтота с гиноидом.Производитель игры как бе намекает если что на концовку.
@salate@Lloyd, ну их нафиг.я и начал аниме смотреть с гайнакса, посмотрел чисто всю романтоту, которая была в Якутске гайнаксовскую, и понял, что нет в жизни счастья.
@deleted98653@S John, FMA, Steins;Gate и Clannad After Story делят топ мала.Но это же не лучшие аниме-тайтлы
@S John,@Romantic@Lloyd, я совсем не говорю о своей или объективной оценке. Здесь больше "народ это любит")@Lloyd, а какие по твоему лучшие? Я наверно люблю попсу, но лучше их так до сих пор и не видал@deleted98653@Lumennes, для меня это слишком абстрактное понятие "лучший".У меня-то стоят 10-ки Steins;Gate, iDOLM@STER, ef: A Tale of melodies, Cowboy Bebop и так далее.
И вот пытайся понять свои вкусы по такому разношерстному списку
FMA еще не смотрел, но из Key'етайтлов больше понравился kanon, нежели два сезона кланнада. Но их я тоже люблю
ДЧШЕЕ@flux@salate, меня там маленькая девочка раздражала, а поначалу так нравилось..особенно песенка splitz - hachimitsu
@salate@flux, ооохх, Спитцы - ваще красавцы, у них так много годных треков, очень классны три композиции Sakana, Yoru wo Kakeru, Masayume. Добро так и тепло. Эх и ах.Но Хачимитсу тоже неплохая)
А мне очень-очень понравилось, несмотря на маленькую-большую девочку)
@flux,@salate@Мelancholy, ну не помню я точно названия)давножсмотрел@Мelancholy, в сериале, возможно, но а так Shlaf - крутота