Дисклеймер. Отзыв содержит спойлеры в большом количестве, если вы по какой-то причине решили его прочитать до просмотра аниме, я настоятельно не рекомендую вам этого делать. Отзыв наполнен шизофреническим бредом и старческим бурчанием. Вас предупредили.
Разговор о Зете, предстоит довольно долгий, и логичным будет рассмотреть отдельные структурные элементы данной картины, а именно: сюжет и связанные с ним проблемы, персонажей и фракции, центральные идеи, мораль и посыл Зеты.
Серии с 20й по 35ю представляют из себя, как мне показалось, образчик радикально другого подхода к повествованию. Этот блок серий наполнен крайне важными, по меркам мира, событиями, такими как попытка захвата Гранады Титанами, попытка уничтожения одной из колоний Стороны 2 газом, неудачный сброс колонии на Гранаду, вступление в сюжет Ось-Зиона. Всё это многообразие событий и столкновений интересов происходит за относительно небольшой промежуток экранного времени, из-за чего каждому происшествию в отдельности отводится по одному-два эпизода, которых, мягко говоря, не хватает чтобы в полной мере продемонстрировать все тонкости сюжета.
Вспомните 0079, где все важные военные операции заранее анонсировались, и зритель имел возможность вместе с действующими лицами пройти все этапы их воплощения в жизнь, от планирования и обсуждения, до непосредственной реализации на поле боя, причём это, как правило, растягивалось на куда большее количество эпизодов нежели один-два. В структуре сценария Зеты, напротив, кризисные ситуации возникают и разрешаются чрезвычайно быстро, причём порой между одним событием и следующим нет никакой связующей эпизодической прокладки, а-ля сцен ликвидации последствий или скорби по павшим в бою, из-за чего всё происходящее воспринимается крайне скомкано и торопливо. Просто вдумайтесь, в рамках одного двадцатиминутного эпизода происходит планирование, а также воплощение в жизнь плана по отравлению колонии газом Титанами, операция по противодействию этому со стороны АЗОГа, сражение между флотами Титанов и АЗОГа, и это всё еще умудряются сдобрить парой продолжительных эмоциональных диалогов между персонажами. На мой взгляд такая безумная концентрация событий в одном коротком промежутке экранного времени очень негативно сказывается на темпе общего повествования, а также на построении последовательного нарратива. Отсутствие этапа постепенного наращивания саспенса эпизодических происшествий ведёт к тому что важность событий обесценивается ввиду того, что кризисные ситуации исчерпываются буквально спустя 10-15 минут экранного времени после их возникновения. Другими словами, наблюдается структурная проблема построения сюжета, когда завязка, развитие действия и кульминация происходят в рамках одного эпизода. Помимо этого, в рамках этого блока серий выкристаллизовывается и другая, критическая, на мой взгляд, проблема Зеты – нарушение разумного баланса экшна и эмоциональной рефлексии, совмещенной с диалогами. В каждой серии есть сцены боестолкновений доспехов АЗОГа и Титанов, большие роботы делают пиу-пиу, кругом взрывы, лазеры летят во все стороны, лучевые сабли делают вжух, и… как правило ничего не происходит. Экшена очень много, но он безрезультатный и никак не нарушает статус-кво. Именные персонажи погибают раз в 5-10 серий (причём зачастую – персонажи второго плана не особо значимые в глобальной структуре сюжета). Основной массив смертей действительно важных персонажей сконцентрирован вообще в последних двух эпизодах сериала. Всё это приводит к формированию системы подачи информации, когда с одной стороны у нас есть перенасыщение ограниченного экранного времени важными с точки зрения глобального сюжета Универсального века событиями, но при этом вместо детальной всесторонней демонстрации этих событий и их оценки с точки зрения разных действующих лиц, мы наблюдаем за филлерными стычками мобильных доспехов, в которых никто не погибает и никак не меняется глобальный расклад сил в космосе.
С началом операции Килманджаро в 35 серии, ситуация немного стабилизируется, и ритм сюжета хоть немного приходит в норму, становясь более размеренным и последовательным, но при этом появляются новые проблемы, на этот раз сугубо сюжетные и логические. Разберем их по порядку.
В самом начале операции по высадке на Килиманджаро с орбиты, численно превосходящий Агаму по количеству мобильных доспехов отряд Язана выводит из боя Зету и Хьяку-Шики путём выталкивая их в зону земного притяжения, таким образом два самых боеспособных доспеха АЗОГа покидают поле боя. Благодаря этому отряд Язана получает тотальное превосходство над Агамой и имеет все шансы её уничтожить… но просто уходит, сославшись на опасность Земной гравитации. При этом, с Хьяку-Шики и Зетой они сражались в непосредственной близости от Агамы без какого-либо страха гравитации ¯\_(ツ)_/¯.
Во время наземной части битвы за Килиманджаро, АЗОГ вместе с Калабой ОСАЖДАЮТ крепость Титанов, внимание, не берут молниеносным штурмом, а продолжительное время осаждают настолько продолжительное, что Камиль успевает в одиночку проникнуть на базу Титанов, стоя при этом палаточным лагерем у подножия горы, а-ля средневековые рыцари. И всё бы ничего, но надо понимать, что в руках Титанов, к этому моменту истории, сконцентрированы вообще все военные силы Федерации, и они по логике вещей могли и должны были подтягивать подкрепления с баз на земле, с целью снять осаду Килиманджаро. Подсыпает соли на рану происходящего на экране и тот факт, что неоднократно до этого заявлялось о том, что силы АЗОГа и Зионская Ось, смогли закрепиться в космосе и даже наладить собственное производство оружия, только благодаря тому, что после окончания Одногодичной войны почти все силы Федерации были выведены из космоса на Землю, но при этом, во время атаки на Килиманджаро, подкреплений от земных сил нет, а глава Титанов бежит… в космос, что совершенно не вяжется с тем глобальным раскладом сил, который моделировался по ходу повествования до этого.
Но всё описанное выше меркнет в сравнении с тем, как глупо, безыдейно и бездарно была окончена сюжетная арка Фо Мурасаме. Начать, наверное, следует с того, что продемонстрированная, в арке с побегом из Гонконга, «смерть» Фо, была абсолютно органичной и понятной, её самопожертвование в тот момент было одновременно логичным с точки зрения её чувств к Камилю, и с точки зрения желания прекратить мучительное существование в роли искусственного ньютайпа на службе Титанов, но на это попросту наплевали и «воскресили» Фо спустя 20 серий отсутствия, лишь ради того, чтобы… снова сделать мучеником. Смерть Фо это в целом апогей бездарности как сюжетной, так и с точки зрения причинно-следственной постановки сцены. Почему? Давайте разберемся медленно и поэтапно. Голову Психо-Гандама Фо пробивает удар лучевой сабли Джерида, в голове располагается кабина пилота. Голова Психо-Гандама, закономерно взрывается, но при этом Фо еще живая лежит снаружи доспеха, причём на ней нет ран, пятен крови или других следов повреждений, но она всё равно умирает на руках Камиля. Что убило Фо, я так по итогу и не понял. Буду считать, что она умерла от кринжа. Если отложить шутки в сторону, то в целом вся сцена её смерти — это какой-то тихий ужас, где происходят абсолютно нелогичные и необъяснимые вещи. Если Фо умерла, из-за взрыва головы Психо-Гандама, в которой расположена её кабина, то почему смерть наступила не мгновенно, во время этого самого взрыва, почему на её теле нет повреждений, вызванных взрывом и осколками, почему она лежит на ручках у Камиля, будучи внешне совершенно невредимой? Понятно, что так сцене придаётся больше драматизма и слезливости, «ох, посмотрите, они смогли побыть вместе в последний раз», и всё такое, сентимент, безусловно, понятен и даже отчасти разделяем, но мне всё-таки глубоко неприятно что в угоду драматизму момента пожертвовали здравым смыслом и логикой, двумя абсолютно критичными для военного аниме элементами. Проводя параллели с 0079 — таких проблем не было, Лала погибла точно такой же смертью, но по всем законам здравого смысла совокупность удара лучевой сабли и взрыва превратили её в космическую пыль.
Финал Зеты оставил привёл меня в состояние исступления, которое плавно сменилось оцепенением. Все 48 эпизодов, которые вели к этому финалу я внимательно смотрел, анализировал, сравнивал Зету с 0079, подмечал моменты роста персонажей, радовался за своих фаворитов и даже находил для себя новых, но пока я был занят всем этими думами и размышлениями, я не заметил, как жанр аниме с серьезной антивоенной картины про ужасы войны сменился на сёнен для дошкольников про силу крепкой космической дружбы. Такой безумной гремучей смеси кринжа и идиотии, как был продемонстрирован в финале Зеты, я не видел уже довольно давно. Все души погибших друзей Камиля материализуются благодаря великому плот-девайсу в виде способностей ньютайпа, берутся за руки и наполняют Камиля и Зету величайшей силой во вселенной – силой дружбы, позволяющей ему танковать выстрелы из лазерных орудий, удлинять лучевую саблю до невиданных размеров, переживать камикадзе-атаку на вражеские мобильные доспехи… В конце концов, что это вообще было? Ровно так же, как в ситуации со смертью Фо – сентиментальная подоплёка этой сцены понятна, горечь утрат и желание отомстить за смерть товарищей это нормальный инструмент для паверапа персонажей, но именно то как это продемонстрированно, пришествие духов погибших, которые при этом общаются между собой, а мёртвый Катц наконец-то убеждает мёртвую Сару перестать защищать Сирокко… у меня не хватает словарного запаса чтобы описать то насколько всё это неправильно, неуместно, глупо и ошеломляюще несуразно. Этот финал — это плевок на всё что было в Зете до него. Настоящая трагедия.
Камиль. Камиль Бидан. Он же протагонист Зеты. Во время знакомства с Камилем, зритель видит инфантильного и закомплексованного школьника, который переживает из-за своего женского имени и старается компенсировать это проявлением излишней агрессии в отношении окружающих. Подобно Амуро Рею, Камиль является сыном инженера-разработчика мобильных доспехов, чем очень удобно объясняется его осведомлённость о системах Гандама. Попадая на Агаму, точно также, как и Амуро на Белой Базе – Камиль начинает рефлексировать по поводу судьбы пилота и тяжести военной жизни. Что сразу заставляет насторожиться по поводу Камиля – комментарии Чара и Брайта на счёт того каким гениальным ньютайпом является Камиль, ему пророчиться судьба нового Амуро, а усугубляет тревогу тот факт, что эти комментарии звучат практически сразу после попадания Камиля в ряды АЗОГа, то бишь, когда он еще не успел поучаствовать в большом количестве сражений и серьезно проявить себя. Рефлексию Камиля время от времени прерывают офицеры Агамы, применяя по отношению к Камилю несколько целительных, отрезвляющих сеансов физического насилия. В последствии, под воздействием постоянной стрессовой боевой обстановки и наставлений со стороны Чара и Брайта, Камиль начинает развиваться как персонаж, приучаясь к военной дисциплине и становясь больше похожим на военного пилота. Что критически отличает Камиля от Амуро – здоровый для его возраста интерес Камиля к девушкам. Несмотря на свой сложный и проблемный характер, Камиль проявляет романтический интерес к Фо и даже в какой-то степени Фа, в отличии от аутяги Амуро, оказавшегося неспособным принять любовь Фра Бо. Проблема Камиля как персонажа в том, что дальше становления военным пилотом развитие его персонажа не происходит. Камиль с первых серий презентуется как гениальный ньютайп и таким остается до последней серии аниме, меняется только степень демонстрируемого им подросткового инфантилизма. Какого-то собственного взгляда или видения будущего вселенной он не генерирует, ограничиваясь лишь дежурными фразами-клише. В сухом остатке, Камиль выполняет функцию боевой затычки, персонажа, который подерётся, покричит, когда нужно, погрустит если кто-то умер и т.д. Камиль не вызывает какой-то ненависти, но и наблюдать за ним в какой-то момент становиться не особо интересно, особенно учитывая других героев истории.
1920x1397
Титаны в качестве фракции-антагониста и персонажи представляющие эту фракцию мне вообще не понравились. С первых серий сложилось впечатление что из них пытаются сделать абсолютно плоских карикатурных злодеев, моральных уродов без принципов и каких-то собственных глобальных идей о том, как должно быть построено будущее людской цивилизации. Поведение персонажей-титанов, за вычетом Эммы – максимально скучное, это смесь некомпетентности, самоуверенности и какой-то абсолютно бессмысленной жестокости, которую толком даже никак не обосновывают. Сравнивая их с антагонистами 0079 – Зионом, Титаны смотрятся совсем печально. У них нет последовательной фракционной мотивации, персонажи-титаны резко контрастируют с Зионцами из 0079 практически полным отсутствием харизмы, а, следовательно, они кажутся менее интересными, за развитием этих персонажей вообще не интересно наблюдать. К семейству Заби, как лидерам Зиона в 0079 невозможно было относиться с эмпатией (хотя, например, Дозул из Происхождения, какого-то резкого негатива не вызывал), но среди офицеров и солдат Зиона были харизматичные и интересные персонажи, которые демонстрировали что хорошие люди есть по обе стороны баррикад (чего только стоил Рамба Рал), а вот у титанов в Зете, таких персонажей нет, они все ведут себя как лишённые чести, аморальные ублюдки и испытывать эмпатию тут банально не к кому. По ходу повествования Титаны отходят даже от своих декларативных принципов и целей – борьбы с остатками Зиона, заключая с ними СОЮЗ и используя абсолютно те же методы что и Зионцы в 0079.
Апогеем мерзостного персонажа-титана является Джерид «Таракан» Месса – персонаж который с момента своего появления в первом эпизоде, и до самого конца ведёт себя как наглухо отбитый имбецил. Ключевая мотивация, которая двигает Джеридом – якобы желание отомстить за павших в боях с АЗОГом товарищей, но даже тут он ведёт себя как непоследовательная лицемерная гнида, и это я уже молчу о том, что Мауэр и Хори погибли из-за импульсивности самого Джерида. Каждый раз, когда он появлялся на экране я буквально молил о том, чтобы он погиб и это бы последний раз, когда я его вижу. Причём удобных случаев его убить было множество, но он подобно таракану каждый раз избегал смерти, чтобы продолжить терзать меня своим присутствием на экране. Даже своей смертью этот скучный мерзавец не смог в должной мере порадовать, откинув копыта как рядовой статист. Если бы этого персонажа в Зете не было – ничего бы ровным счётом не изменилось, Джерид это буквально вор экранного времени, который не только раздражает своим поведением и действиями, но и делает сериал объективно хуже просто тем фактом, что ему уделён какой-то безумный объем хронометража.
Единственный хоть сколько-нибудь интересный персонаж-титан — это Эмма, девушка вступившяа к Титанам из-за внутреннего согласия с их декларативными принципами, и разочаровавшийся в их методах. Эдакий Титан честной судьбы, поборник справедливости идущий за зовом сердца. К сожалению экранного времени, в должном объеме ей не уделили, и какого-то серьезного развития данный герой не получил. По итогу единственное чем отличилась Эмма – так это тем что в отличии от множества других персонажей Гандама, она смогла в романтические отношения, сделав своим избранником капитана Хенкена.
Сирокко, лично меня, откровенно разочаровал. Несмотря на то что с момента его появления был очевиден архетип этого персонажа – типовой амбициозный прохвост-манипулятор, раскрыть его как такового в должной мере, на мой взгляд, не смогли из-за недостатка хронометража. Сирокко ведёт себя слишком предсказуемо, представая не хитрецом, а скорее клишированным кукловодом из дешевой мыльной оперы, и это ощущение только укрепляется по ходу повествования, когда зритель слышит его рассуждения о собственной исключительности. Идеи Сирокко о том каким должно быть будущее человечества, с ним во главе, лишь укрепляют его стереотипный образ самоуверенного злодея-прагматика. Отдельно стоит сказать, что меня поразило развитие сюжетной линии с Рекоа Лондо, которая переходит на сторону Сирокко, после одной единственной встречи с ним, во время которой они перекинулись двумя предложениями. Этой мимолётной встречи и воздействия ньютайп способностей Сирокко было достаточно, чтобы Рекоа предала своих товарищей с «Агамы» и стала членом команды «Юпиториса». Внутренняя мотивация Рекоа это отдельный вид комедии, ведь своё предательство она оправдывает «тем что она женщина», «в мире есть только мужчины и женщины», ну и вишенка на торте — это безусловно: «Мужчины думают лишь о своих победах, женщины для них всего лишь инструмент», что максимально комично слышать от женщины, которая предает товарищей чтобы стать инструментом в руках Сирокко.
Катц и Сара – простые и понятные персонажи, воплощение идеи о том, что происходит с ребёнком, который не успевает повзрослеть на войне. Их судьбы трагичны, потому что это пара чистых душой детей, вовлеченных во взрослую войну, под реалии которой они не успели адаптироваться, из-за чего и погибли. Часть вины за их смерть лежит на экипажах их кораблей, которые должны были бы лучше заниматься их воспитанием и формированием из них дисциплинированных солдат, но не справились. Сара так вообще была попросту использована Сирокко в его собственных интересах. Катц в большинстве сцен и ситуаций ведёт себя как совершенно незрелый юноша, которым он по сути и является, олицетворяя наивного и инфантильного ребёнка, неспособного совладать со своими чувствами и эмоциями в стрессовых ситуациях. Катца особенно жаль, так как этот персонаж, еще в раннем детстве прошёл весь ужас Одногодичной войны на борту Белой Базы, лишь чтобы быть повторно втянутым в конфликт и погибнуть на поле боя. В общем и целом, Сара и Катц — хрестоматийное воплощение центральных идей франшизы Гандам о трагедии человеческой судьбы на войне, пусть и показанные максимально гиперболизировано, а порой и откровенно глупо.
Хаман Карн… Персонаж к которому у меня осталось просто огромное множество вопросов, но который в то же время вызывает живую заинтересованность, на фоне всех остальных героев-бездарей. Эта женщина обладает почти неограниченной властью в Ось-Зионе, но при этом она не участвовала в событиях 0079, мы не видели её присутствия ни на полях сражений, ни в составе военного командования Зиона времён Одногодичной Войны. Вместе с этим в Зете нам не дадут никаких подробностей того, как она достигла высот своего текущего положения, ограничившись лишь парой дежурных описательных фраз на счёт её выдающихся способностей ньютайпа. Всё это создает ситуацию, когда появившийся буквально из ниоткуда персонаж обретает огромный вес для сюжета, становясь во многих ситуациях его двигателем, при этом не имея какого-то детального бэкграунда, который соответствовал бы такому положению. Логично видеть формальным лидером Зиона Миневу Заби, дочь Дозула, но непонятно куда делась её мать – Зена, которая вместе с Миневой спаслась с Соломона в конце 0079. Нам не раскроют деталей её судьбы, точно так же не объяснят почему не она наставляет и воспитывает дочь, а Хаман. Хаман и Минева это, наверное, одни из самых интересных и приятных персонажей в Зете, за которых не стыдно поболеть. Хаман, захватывает внимание, потому что она настоящий харизматик, хороший антагонист с понятными идеями, и умелый интриган постоянно плетущий сети лжи. Повзрослевшую Миневу приятно увидеть просто потому что к этому персонажу имеется эмоциональная привязанность из-за событий 0079 и Происхождения. Отдельного внимания заслуживают сцены взаимодействия Чара с Миневой и Хаман, будучи немногословными и короткими, они являются крайне ёмкими по содержанию и эмоциональному наполнению. Очень жду развития Хаман и полноценного становления Миневы в следующих частях франшизы.
Касваль Рем Дайкун, Чар Азнабль, Кватро Бажина… продолжает развиваться и прогрессировать как персонаж, становясь глубже и обрастая новыми гранями. И за этим чертовски интересно и приятно наблюдать, ведь Зета для Чара становиться очень важным жизненным этапом, так как в Зете происходит одновременно несколько крайне важных событий в судьбе этого персонажа. Одним из таких событий является, встреча со своим соперником из 0079 – Амуро Реем. Диалоги и динамика отношений между Чаром и Амуро, во время их крайне короткого совместного путешествия на Аудхамле — это эссенция чистого удовольствия, и один из немногих моментов когда Зета приносит исключительную радость от просмотра (пока не появляется вот эта гнида). Взаимные наезды, подколки и упрёки Амуро и Чара позволяют каждому из них стать лучше, стать ближе и отчасти понять того, с кем еще совсем недавно они сражались насмерть. Наверное, самым важным моментом для Чара в Зете становиться его речь перед конгрессом Земной Федерации, где он наконец-то срывает покровы и открывает всему миру что он сын Зиона Зум Дайкуна, а после этого становиться и фактическим лидером АЗОГа. Это в корне отличается от того как он вёл себя до этого момента, находясь в тени и скрываясь под другими личинами. Вместе с тем, ближе к концу сериала в Чаре вызревают явные перемены, которые он самостоятельно озвучивает в финальном эпизоде. Чар, как всегда, безусловно порадовал, являясь буквально мифологическим титаном, удерживающим на своих плечах дымящуюся кучу под названием Зета.
1920x13991920x1397
Теперь пару слов о персонажах из 0079, которые появились в Зете. Брайт – практически не изменился, но стал отцом, выполняет всё те же функции что и в 0079, будучи капитаном корабля. В отношениях с командой ведёт себя более открыто, чаще полагается на интуицию своих подопечных и смотрит сквозь пальцы на их авантюры, наставляет Камиля и Катца. Амуро – проживает троуп вернувшегося с войны солдата ставшего слишком опасным для собственной страны за которую сражался. Претерпевает крайне сложный этап жизни живя под постоянным надзором, много рефлексирует, но в конечном счёте находит в себе силы снова стать пилотом примкнув к АЗОГу на Земле. Отдельная порция соли на рану – сцены взаимодействия Амуро с беременной от Хаято Фра Бо. В целом это закономерный итог отношений Фра и Амуро, учитывая его абсолютное равнодушие и холодное отношение к Фра во время событий 0079, но от того что исход закономерный, печали от него меньше не стало. Фра Бо и Мирай Яшима – становятся матерями-одиночками, несут бремя ответственности за детей, пока их мужья сражаются на полях сражений. Кай Шиден и Хаято Кобаяши какого-то значимого развития не получили, Кай наконец-то покинул армию став репортёром, а Хаято взял в жены Фра, продолжая при этом сражаться в рядах АЗОГа на земле.
Ах да, чуть не забыл… Сайла Масс. В отпуске. Лежит на лежаке на берегу моря. Мой личный пункт жгучей ненависти в адрес Зеты. Настолько важный и значимый персонаж получает несколько жалких КАДРОВ экранного времени, в то время как такой кусок говна как Джерид светиться в каждом втором эпизоде. За что?
1920x1080
1920x10801920x1083
Не зря во вступлении я написал о том, что зритель, смотрящий Зету уже на крючке у Гандама, ведь даже несмотря на все те очевидные недостатки, которые описаны в данном обзоре – отдельные сюжетные линии и сцены из Зеты всё еще доставляют огромное удовольствие просто потому что показывают хорошо знакомых и полюбившихся персонажей, мало того, авторы еще и вводят новых харизматичных героев за которыми будет интересно понаблюдать в следующих частях франшизы. Ну и конечно же идейно это всё то же глубоко антивоенное аниме, которое поднимает те же навечно актуальные темы, что и предыдущие части. Ощущения от просмотра смешанные, но ничего не поделаешь, видимо Гандам это всё-таки зависимость.
Предисловие
Приступая к просмотру Зеты, необходимо быть честным с самим собой и принять как данность тот факт, что вы уже на крючке у франшизы Гандам. Посмотрев 43 эпизода 0079, насладившись шестью часами Происхождения, вы готовитесь ввязаться в 50 серий Зеты. К этому моменту у вас уже скорее всего появились фавориты среди персонажей, любимые сюжетные линии, а самое главное большое количество вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. С учётом всего описанного выше, сложно предположить, что зритель начнёт просмотр Зеты без определенных ожиданий. На мой скромный взгляд, создание у себя в голове ожиданий – практика довольно порочная, так как она способствует ситуации, когда итоговые впечатления от просмотренного аниме омрачаются несбывшимися ожиданиями. С другой стороны, cам по себе факт наличия каких-либо ожиданий, говорит о вовлеченности зрителя во франшизу, что в свою очередь не позволит такому зрителю относиться к просмотру спустя рукава, а напротив, позволит подмечать недостатки и шероховатости, которых в Зете, к сожалению, достаточно.Разговор о Зете, предстоит довольно долгий, и логичным будет рассмотреть отдельные структурные элементы данной картины, а именно: сюжет и связанные с ним проблемы, персонажей и фракции, центральные идеи, мораль и посыл Зеты.
Сюжет и его недостатки (СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ)
Первое о чём стоит сказать – о увеличившемся относительно 0079 хронометраже (50 серий против 43х), который к сожалению, не смог решить проблему недостатка экранного времени, которую Зета унаследовала от 0079. Несмотря на внушительную цифру в 50 эпизодов, чистый объем сюжетных событий в Зете настолько велик, что даже пятидесяти эпизодов недостаточно для полного, всестороннего и детального раскрытия всех сюжетных линий в должном виде. Манифестирована эта проблема, главным образом, в форме крайне нестабильной динамики повествования. Первые 20 эпизодов Зеты пролетают словно поездка на американских горках, они последовательны, в них соблюдается прекрасный баланс экшн сцен и сентиментальных сцен наполненных переживаниями героев. Эта часть Зеты своим духом восходит к 0079, особенно мини-арка про путешествие Камиля и команды на Аудхамле по Земле, которая очень напоминает сюжетную арку из 0079, где Белая База путешествовала над захваченными Зионом территориями Северной Америки.Серии с 20й по 35ю представляют из себя, как мне показалось, образчик радикально другого подхода к повествованию. Этот блок серий наполнен крайне важными, по меркам мира, событиями, такими как попытка захвата Гранады Титанами, попытка уничтожения одной из колоний Стороны 2 газом, неудачный сброс колонии на Гранаду, вступление в сюжет Ось-Зиона. Всё это многообразие событий и столкновений интересов происходит за относительно небольшой промежуток экранного времени, из-за чего каждому происшествию в отдельности отводится по одному-два эпизода, которых, мягко говоря, не хватает чтобы в полной мере продемонстрировать все тонкости сюжета.
Вспомните 0079, где все важные военные операции заранее анонсировались, и зритель имел возможность вместе с действующими лицами пройти все этапы их воплощения в жизнь, от планирования и обсуждения, до непосредственной реализации на поле боя, причём это, как правило, растягивалось на куда большее количество эпизодов нежели один-два. В структуре сценария Зеты, напротив, кризисные ситуации возникают и разрешаются чрезвычайно быстро, причём порой между одним событием и следующим нет никакой связующей эпизодической прокладки, а-ля сцен ликвидации последствий или скорби по павшим в бою, из-за чего всё происходящее воспринимается крайне скомкано и торопливо. Просто вдумайтесь, в рамках одного двадцатиминутного эпизода происходит планирование, а также воплощение в жизнь плана по отравлению колонии газом Титанами, операция по противодействию этому со стороны АЗОГа, сражение между флотами Титанов и АЗОГа, и это всё еще умудряются сдобрить парой продолжительных эмоциональных диалогов между персонажами. На мой взгляд такая безумная концентрация событий в одном коротком промежутке экранного времени очень негативно сказывается на темпе общего повествования, а также на построении последовательного нарратива. Отсутствие этапа постепенного наращивания саспенса эпизодических происшествий ведёт к тому что важность событий обесценивается ввиду того, что кризисные ситуации исчерпываются буквально спустя 10-15 минут экранного времени после их возникновения. Другими словами, наблюдается структурная проблема построения сюжета, когда завязка, развитие действия и кульминация происходят в рамках одного эпизода. Помимо этого, в рамках этого блока серий выкристаллизовывается и другая, критическая, на мой взгляд, проблема Зеты – нарушение разумного баланса экшна и эмоциональной рефлексии, совмещенной с диалогами. В каждой серии есть сцены боестолкновений доспехов АЗОГа и Титанов, большие роботы делают пиу-пиу, кругом взрывы, лазеры летят во все стороны, лучевые сабли делают вжух, и… как правило ничего не происходит. Экшена очень много, но он безрезультатный и никак не нарушает статус-кво. Именные персонажи погибают раз в 5-10 серий (причём зачастую – персонажи второго плана не особо значимые в глобальной структуре сюжета). Основной массив смертей действительно важных персонажей сконцентрирован вообще в последних двух эпизодах сериала. Всё это приводит к формированию системы подачи информации, когда с одной стороны у нас есть перенасыщение ограниченного экранного времени важными с точки зрения глобального сюжета Универсального века событиями, но при этом вместо детальной всесторонней демонстрации этих событий и их оценки с точки зрения разных действующих лиц, мы наблюдаем за филлерными стычками мобильных доспехов, в которых никто не погибает и никак не меняется глобальный расклад сил в космосе.
С началом операции Килманджаро в 35 серии, ситуация немного стабилизируется, и ритм сюжета хоть немного приходит в норму, становясь более размеренным и последовательным, но при этом появляются новые проблемы, на этот раз сугубо сюжетные и логические. Разберем их по порядку.
В самом начале операции по высадке на Килиманджаро с орбиты, численно превосходящий Агаму по количеству мобильных доспехов отряд Язана выводит из боя Зету и Хьяку-Шики путём выталкивая их в зону земного притяжения, таким образом два самых боеспособных доспеха АЗОГа покидают поле боя. Благодаря этому отряд Язана получает тотальное превосходство над Агамой и имеет все шансы её уничтожить… но просто уходит, сославшись на опасность Земной гравитации. При этом, с Хьяку-Шики и Зетой они сражались в непосредственной близости от Агамы без какого-либо страха гравитации ¯\_(ツ)_/¯.
Во время наземной части битвы за Килиманджаро, АЗОГ вместе с Калабой ОСАЖДАЮТ крепость Титанов, внимание, не берут молниеносным штурмом, а продолжительное время осаждают настолько продолжительное, что Камиль успевает в одиночку проникнуть на базу Титанов, стоя при этом палаточным лагерем у подножия горы, а-ля средневековые рыцари. И всё бы ничего, но надо понимать, что в руках Титанов, к этому моменту истории, сконцентрированы вообще все военные силы Федерации, и они по логике вещей могли и должны были подтягивать подкрепления с баз на земле, с целью снять осаду Килиманджаро. Подсыпает соли на рану происходящего на экране и тот факт, что неоднократно до этого заявлялось о том, что силы АЗОГа и Зионская Ось, смогли закрепиться в космосе и даже наладить собственное производство оружия, только благодаря тому, что после окончания Одногодичной войны почти все силы Федерации были выведены из космоса на Землю, но при этом, во время атаки на Килиманджаро, подкреплений от земных сил нет, а глава Титанов бежит… в космос, что совершенно не вяжется с тем глобальным раскладом сил, который моделировался по ходу повествования до этого.
Но всё описанное выше меркнет в сравнении с тем, как глупо, безыдейно и бездарно была окончена сюжетная арка Фо Мурасаме. Начать, наверное, следует с того, что продемонстрированная, в арке с побегом из Гонконга, «смерть» Фо, была абсолютно органичной и понятной, её самопожертвование в тот момент было одновременно логичным с точки зрения её чувств к Камилю, и с точки зрения желания прекратить мучительное существование в роли искусственного ньютайпа на службе Титанов, но на это попросту наплевали и «воскресили» Фо спустя 20 серий отсутствия, лишь ради того, чтобы… снова сделать мучеником. Смерть Фо это в целом апогей бездарности как сюжетной, так и с точки зрения причинно-следственной постановки сцены. Почему? Давайте разберемся медленно и поэтапно. Голову Психо-Гандама Фо пробивает удар лучевой сабли Джерида, в голове располагается кабина пилота. Голова Психо-Гандама, закономерно взрывается, но при этом Фо еще живая лежит снаружи доспеха, причём на ней нет ран, пятен крови или других следов повреждений, но она всё равно умирает на руках Камиля. Что убило Фо, я так по итогу и не понял. Буду считать, что она умерла от кринжа. Если отложить шутки в сторону, то в целом вся сцена её смерти — это какой-то тихий ужас, где происходят абсолютно нелогичные и необъяснимые вещи. Если Фо умерла, из-за взрыва головы Психо-Гандама, в которой расположена её кабина, то почему смерть наступила не мгновенно, во время этого самого взрыва, почему на её теле нет повреждений, вызванных взрывом и осколками, почему она лежит на ручках у Камиля, будучи внешне совершенно невредимой? Понятно, что так сцене придаётся больше драматизма и слезливости, «ох, посмотрите, они смогли побыть вместе в последний раз», и всё такое, сентимент, безусловно, понятен и даже отчасти разделяем, но мне всё-таки глубоко неприятно что в угоду драматизму момента пожертвовали здравым смыслом и логикой, двумя абсолютно критичными для военного аниме элементами. Проводя параллели с 0079 — таких проблем не было, Лала погибла точно такой же смертью, но по всем законам здравого смысла совокупность удара лучевой сабли и взрыва превратили её в космическую пыль.
Трагедия концепции искусственных ньютайпов
Отдельно стоит заострить внимание на сюжетной арке, связанной с Розамией Бадам, которая начинается в аккурат после смерти Фо и продолжает развивать тему искусственных ньютайпов, но делает это крайне заурядно. Давайте определимся почему искусственные ньютайпы это интересно? Потому что это концепт синтетического суперсолдата, созданного путём бесчеловечных экспериментов на людях, концепт, который идеально вписывается в общий лейтмотив «ужасов войны», лейтмотив красной нитью проходящий сквозь всю франшизу. Но даже такую органичную для франшизы концепцию, в Зете умудрились свести к банальщине и клише. Всё то время что Розами находиться на экране, мы наблюдаем за её внутренними метаниями и муками, эпизодами где её реальная память конфликтует с чуждыми ей мыслями, возникающими под психотропным воздействием наркотических препаратов и гипноза. Безусловно, эти сцены показывают и в некоторой степени передают страдания такого «искуственного ньютайпа» сугубо на индивидуальном уровне, но то что мы видим, это персональная трагедия Розамии Бадам, которая держит за скобками всех остальных людей, прошедших через эту программу, оставляя зрителю лишь возможность додумывать как программа по созданию «усиленных людей» обходилась с другими подопытными, которые в большинстве своём являлись детьми-сиротами, осиротевшими во время Одногодичной войны. Понимаете, о чём я говорю? Несмотря на органичность концепции «искусственных ньютайпов» и экспериментов на людях в рамках франшизы, весь полёт фантазии и простор для создания интересных сюжетов заканчивается двумя кейсами личной драмы. Огромная мозаика, в которую могла выстроиться эта задумка остаётся лишь одним маленьким осколком, неспособным в полной мере передать весь ужас того что несёт в себе фраза «эксперименты на людях». И даже в рамках персональной драмы, история Розами совершенно не впечатляет просто потому, что на момент, когда она начинает развиваться, зритель уже знаком с идентичной историей Фо Мурасаме, отчего сюжет Розами кажется вторичным.Финал Зеты оставил привёл меня в состояние исступления, которое плавно сменилось оцепенением. Все 48 эпизодов, которые вели к этому финалу я внимательно смотрел, анализировал, сравнивал Зету с 0079, подмечал моменты роста персонажей, радовался за своих фаворитов и даже находил для себя новых, но пока я был занят всем этими думами и размышлениями, я не заметил, как жанр аниме с серьезной антивоенной картины про ужасы войны сменился на сёнен для дошкольников про силу крепкой космической дружбы. Такой безумной гремучей смеси кринжа и идиотии, как был продемонстрирован в финале Зеты, я не видел уже довольно давно. Все души погибших друзей Камиля материализуются благодаря великому плот-девайсу в виде способностей ньютайпа, берутся за руки и наполняют Камиля и Зету величайшей силой во вселенной – силой дружбы, позволяющей ему танковать выстрелы из лазерных орудий, удлинять лучевую саблю до невиданных размеров, переживать камикадзе-атаку на вражеские мобильные доспехи… В конце концов, что это вообще было? Ровно так же, как в ситуации со смертью Фо – сентиментальная подоплёка этой сцены понятна, горечь утрат и желание отомстить за смерть товарищей это нормальный инструмент для паверапа персонажей, но именно то как это продемонстрированно, пришествие духов погибших, которые при этом общаются между собой, а мёртвый Катц наконец-то убеждает мёртвую Сару перестать защищать Сирокко… у меня не хватает словарного запаса чтобы описать то насколько всё это неправильно, неуместно, глупо и ошеломляюще несуразно. Этот финал — это плевок на всё что было в Зете до него. Настоящая трагедия.
Персонажи (СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ)
Бегло осмотрев основные сюжетные недостатки Зеты, необходимо поговорить о том, что является одновременно благословением и проклятием этой картины – о персонажах и фракциях. Являясь продолжением 0079, Зета, наравне с персонажами из части-предшественника, вводит в повествование множество новых действующих лиц, многие из которых играют ключевые роли. Поэтому сначала поговорим именно о новых персонажах.Камиль. Камиль Бидан. Он же протагонист Зеты. Во время знакомства с Камилем, зритель видит инфантильного и закомплексованного школьника, который переживает из-за своего женского имени и старается компенсировать это проявлением излишней агрессии в отношении окружающих. Подобно Амуро Рею, Камиль является сыном инженера-разработчика мобильных доспехов, чем очень удобно объясняется его осведомлённость о системах Гандама. Попадая на Агаму, точно также, как и Амуро на Белой Базе – Камиль начинает рефлексировать по поводу судьбы пилота и тяжести военной жизни. Что сразу заставляет насторожиться по поводу Камиля – комментарии Чара и Брайта на счёт того каким гениальным ньютайпом является Камиль, ему пророчиться судьба нового Амуро, а усугубляет тревогу тот факт, что эти комментарии звучат практически сразу после попадания Камиля в ряды АЗОГа, то бишь, когда он еще не успел поучаствовать в большом количестве сражений и серьезно проявить себя. Рефлексию Камиля время от времени прерывают офицеры Агамы, применяя по отношению к Камилю несколько целительных, отрезвляющих сеансов физического насилия. В последствии, под воздействием постоянной стрессовой боевой обстановки и наставлений со стороны Чара и Брайта, Камиль начинает развиваться как персонаж, приучаясь к военной дисциплине и становясь больше похожим на военного пилота. Что критически отличает Камиля от Амуро – здоровый для его возраста интерес Камиля к девушкам. Несмотря на свой сложный и проблемный характер, Камиль проявляет романтический интерес к Фо и даже в какой-то степени Фа, в отличии от аутяги Амуро, оказавшегося неспособным принять любовь Фра Бо. Проблема Камиля как персонажа в том, что дальше становления военным пилотом развитие его персонажа не происходит. Камиль с первых серий презентуется как гениальный ньютайп и таким остается до последней серии аниме, меняется только степень демонстрируемого им подросткового инфантилизма. Какого-то собственного взгляда или видения будущего вселенной он не генерирует, ограничиваясь лишь дежурными фразами-клише. В сухом остатке, Камиль выполняет функцию боевой затычки, персонажа, который подерётся, покричит, когда нужно, погрустит если кто-то умер и т.д. Камиль не вызывает какой-то ненависти, но и наблюдать за ним в какой-то момент становиться не особо интересно, особенно учитывая других героев истории.
1920x1397
Титаны в качестве фракции-антагониста и персонажи представляющие эту фракцию мне вообще не понравились. С первых серий сложилось впечатление что из них пытаются сделать абсолютно плоских карикатурных злодеев, моральных уродов без принципов и каких-то собственных глобальных идей о том, как должно быть построено будущее людской цивилизации. Поведение персонажей-титанов, за вычетом Эммы – максимально скучное, это смесь некомпетентности, самоуверенности и какой-то абсолютно бессмысленной жестокости, которую толком даже никак не обосновывают. Сравнивая их с антагонистами 0079 – Зионом, Титаны смотрятся совсем печально. У них нет последовательной фракционной мотивации, персонажи-титаны резко контрастируют с Зионцами из 0079 практически полным отсутствием харизмы, а, следовательно, они кажутся менее интересными, за развитием этих персонажей вообще не интересно наблюдать. К семейству Заби, как лидерам Зиона в 0079 невозможно было относиться с эмпатией (хотя, например, Дозул из Происхождения, какого-то резкого негатива не вызывал), но среди офицеров и солдат Зиона были харизматичные и интересные персонажи, которые демонстрировали что хорошие люди есть по обе стороны баррикад (чего только стоил Рамба Рал), а вот у титанов в Зете, таких персонажей нет, они все ведут себя как лишённые чести, аморальные ублюдки и испытывать эмпатию тут банально не к кому. По ходу повествования Титаны отходят даже от своих декларативных принципов и целей – борьбы с остатками Зиона, заключая с ними СОЮЗ и используя абсолютно те же методы что и Зионцы в 0079.
Апогеем мерзостного персонажа-титана является Джерид «Таракан» Месса – персонаж который с момента своего появления в первом эпизоде, и до самого конца ведёт себя как наглухо отбитый имбецил. Ключевая мотивация, которая двигает Джеридом – якобы желание отомстить за павших в боях с АЗОГом товарищей, но даже тут он ведёт себя как непоследовательная лицемерная гнида, и это я уже молчу о том, что Мауэр и Хори погибли из-за импульсивности самого Джерида. Каждый раз, когда он появлялся на экране я буквально молил о том, чтобы он погиб и это бы последний раз, когда я его вижу. Причём удобных случаев его убить было множество, но он подобно таракану каждый раз избегал смерти, чтобы продолжить терзать меня своим присутствием на экране. Даже своей смертью этот скучный мерзавец не смог в должной мере порадовать, откинув копыта как рядовой статист. Если бы этого персонажа в Зете не было – ничего бы ровным счётом не изменилось, Джерид это буквально вор экранного времени, который не только раздражает своим поведением и действиями, но и делает сериал объективно хуже просто тем фактом, что ему уделён какой-то безумный объем хронометража.
Единственный хоть сколько-нибудь интересный персонаж-титан — это Эмма, девушка вступившяа к Титанам из-за внутреннего согласия с их декларативными принципами, и разочаровавшийся в их методах. Эдакий Титан честной судьбы, поборник справедливости идущий за зовом сердца. К сожалению экранного времени, в должном объеме ей не уделили, и какого-то серьезного развития данный герой не получил. По итогу единственное чем отличилась Эмма – так это тем что в отличии от множества других персонажей Гандама, она смогла в романтические отношения, сделав своим избранником капитана Хенкена.
Сирокко, лично меня, откровенно разочаровал. Несмотря на то что с момента его появления был очевиден архетип этого персонажа – типовой амбициозный прохвост-манипулятор, раскрыть его как такового в должной мере, на мой взгляд, не смогли из-за недостатка хронометража. Сирокко ведёт себя слишком предсказуемо, представая не хитрецом, а скорее клишированным кукловодом из дешевой мыльной оперы, и это ощущение только укрепляется по ходу повествования, когда зритель слышит его рассуждения о собственной исключительности. Идеи Сирокко о том каким должно быть будущее человечества, с ним во главе, лишь укрепляют его стереотипный образ самоуверенного злодея-прагматика. Отдельно стоит сказать, что меня поразило развитие сюжетной линии с Рекоа Лондо, которая переходит на сторону Сирокко, после одной единственной встречи с ним, во время которой они перекинулись двумя предложениями. Этой мимолётной встречи и воздействия ньютайп способностей Сирокко было достаточно, чтобы Рекоа предала своих товарищей с «Агамы» и стала членом команды «Юпиториса». Внутренняя мотивация Рекоа это отдельный вид комедии, ведь своё предательство она оправдывает «тем что она женщина», «в мире есть только мужчины и женщины», ну и вишенка на торте — это безусловно: «Мужчины думают лишь о своих победах, женщины для них всего лишь инструмент», что максимально комично слышать от женщины, которая предает товарищей чтобы стать инструментом в руках Сирокко.
Катц и Сара – простые и понятные персонажи, воплощение идеи о том, что происходит с ребёнком, который не успевает повзрослеть на войне. Их судьбы трагичны, потому что это пара чистых душой детей, вовлеченных во взрослую войну, под реалии которой они не успели адаптироваться, из-за чего и погибли. Часть вины за их смерть лежит на экипажах их кораблей, которые должны были бы лучше заниматься их воспитанием и формированием из них дисциплинированных солдат, но не справились. Сара так вообще была попросту использована Сирокко в его собственных интересах. Катц в большинстве сцен и ситуаций ведёт себя как совершенно незрелый юноша, которым он по сути и является, олицетворяя наивного и инфантильного ребёнка, неспособного совладать со своими чувствами и эмоциями в стрессовых ситуациях. Катца особенно жаль, так как этот персонаж, еще в раннем детстве прошёл весь ужас Одногодичной войны на борту Белой Базы, лишь чтобы быть повторно втянутым в конфликт и погибнуть на поле боя. В общем и целом, Сара и Катц — хрестоматийное воплощение центральных идей франшизы Гандам о трагедии человеческой судьбы на войне, пусть и показанные максимально гиперболизировано, а порой и откровенно глупо.
Хаман Карн… Персонаж к которому у меня осталось просто огромное множество вопросов, но который в то же время вызывает живую заинтересованность, на фоне всех остальных героев-бездарей. Эта женщина обладает почти неограниченной властью в Ось-Зионе, но при этом она не участвовала в событиях 0079, мы не видели её присутствия ни на полях сражений, ни в составе военного командования Зиона времён Одногодичной Войны. Вместе с этим в Зете нам не дадут никаких подробностей того, как она достигла высот своего текущего положения, ограничившись лишь парой дежурных описательных фраз на счёт её выдающихся способностей ньютайпа. Всё это создает ситуацию, когда появившийся буквально из ниоткуда персонаж обретает огромный вес для сюжета, становясь во многих ситуациях его двигателем, при этом не имея какого-то детального бэкграунда, который соответствовал бы такому положению. Логично видеть формальным лидером Зиона Миневу Заби, дочь Дозула, но непонятно куда делась её мать – Зена, которая вместе с Миневой спаслась с Соломона в конце 0079. Нам не раскроют деталей её судьбы, точно так же не объяснят почему не она наставляет и воспитывает дочь, а Хаман. Хаман и Минева это, наверное, одни из самых интересных и приятных персонажей в Зете, за которых не стыдно поболеть. Хаман, захватывает внимание, потому что она настоящий харизматик, хороший антагонист с понятными идеями, и умелый интриган постоянно плетущий сети лжи. Повзрослевшую Миневу приятно увидеть просто потому что к этому персонажу имеется эмоциональная привязанность из-за событий 0079 и Происхождения. Отдельного внимания заслуживают сцены взаимодействия Чара с Миневой и Хаман, будучи немногословными и короткими, они являются крайне ёмкими по содержанию и эмоциональному наполнению. Очень жду развития Хаман и полноценного становления Миневы в следующих частях франшизы.
Касваль Рем Дайкун, Чар Азнабль, Кватро Бажина… продолжает развиваться и прогрессировать как персонаж, становясь глубже и обрастая новыми гранями. И за этим чертовски интересно и приятно наблюдать, ведь Зета для Чара становиться очень важным жизненным этапом, так как в Зете происходит одновременно несколько крайне важных событий в судьбе этого персонажа. Одним из таких событий является, встреча со своим соперником из 0079 – Амуро Реем. Диалоги и динамика отношений между Чаром и Амуро, во время их крайне короткого совместного путешествия на Аудхамле — это эссенция чистого удовольствия, и один из немногих моментов когда Зета приносит исключительную радость от просмотра (пока не появляется вот эта гнида). Взаимные наезды, подколки и упрёки Амуро и Чара позволяют каждому из них стать лучше, стать ближе и отчасти понять того, с кем еще совсем недавно они сражались насмерть. Наверное, самым важным моментом для Чара в Зете становиться его речь перед конгрессом Земной Федерации, где он наконец-то срывает покровы и открывает всему миру что он сын Зиона Зум Дайкуна, а после этого становиться и фактическим лидером АЗОГа. Это в корне отличается от того как он вёл себя до этого момента, находясь в тени и скрываясь под другими личинами. Вместе с тем, ближе к концу сериала в Чаре вызревают явные перемены, которые он самостоятельно озвучивает в финальном эпизоде. Чар, как всегда, безусловно порадовал, являясь буквально мифологическим титаном, удерживающим на своих плечах дымящуюся кучу под названием Зета.
1920x13991920x1397
Теперь пару слов о персонажах из 0079, которые появились в Зете. Брайт – практически не изменился, но стал отцом, выполняет всё те же функции что и в 0079, будучи капитаном корабля. В отношениях с командой ведёт себя более открыто, чаще полагается на интуицию своих подопечных и смотрит сквозь пальцы на их авантюры, наставляет Камиля и Катца. Амуро – проживает троуп вернувшегося с войны солдата ставшего слишком опасным для собственной страны за которую сражался. Претерпевает крайне сложный этап жизни живя под постоянным надзором, много рефлексирует, но в конечном счёте находит в себе силы снова стать пилотом примкнув к АЗОГу на Земле. Отдельная порция соли на рану – сцены взаимодействия Амуро с беременной от Хаято Фра Бо. В целом это закономерный итог отношений Фра и Амуро, учитывая его абсолютное равнодушие и холодное отношение к Фра во время событий 0079, но от того что исход закономерный, печали от него меньше не стало. Фра Бо и Мирай Яшима – становятся матерями-одиночками, несут бремя ответственности за детей, пока их мужья сражаются на полях сражений. Кай Шиден и Хаято Кобаяши какого-то значимого развития не получили, Кай наконец-то покинул армию став репортёром, а Хаято взял в жены Фра, продолжая при этом сражаться в рядах АЗОГа на земле.
Ах да, чуть не забыл… Сайла Масс. В отпуске. Лежит на лежаке на берегу моря. Мой личный пункт жгучей ненависти в адрес Зеты. Настолько важный и значимый персонаж получает несколько жалких КАДРОВ экранного времени, в то время как такой кусок говна как Джерид светиться в каждом втором эпизоде. За что?
1920x1080
Центральная идея, Всё тот же гандам
Несмотря на все шероховатости, идейно Зета остаётся всё тем же Гандамом, военным аниме антивоенной направленности, фундаментальным посылом которого всё так же является демонстрация бессмысленности и жестокости войны. В Зете этот нарратив раскрывается максимально ярко и ёмко, благодаря эмоциональным сценам безжалостного и бессмысленного геноцида. Десятки миллионов людей уничтожаются газом в колониях, которые в последствии посещают протагонисты, лишь чтобы увидеть вымершие города, наполненные трупами своих бывших обитателей. Причём концептуально Зета идёт дальше своих предшественников и расширяет ассортимент ужасов войны, дополняя повествование уже описанными ранее экспериментами на людях. Зета, несмотря на ряд очевидных сюжетных и сценарных недостатков, всё так же выдерживает высокий уровень драматизма и демонстрирует большое количество личных трагедий, которые становятся повседневным явлением в условиях безумной бесконечной войны.1920x10801920x1083
Итоги
Что же в сухом остатке можно сказать о Зете. Зета – проблемное детище, пестрящее обилием бросающихся в глаза недостатков, среди которых следует выделить: нарушение логики и игнорирование причинно-следственных связей, введение новых персонажей в сюжет лишь для того чтобы слить их без какого-либо глубокого развития, слив уже хорошо знакомых по прошлым частям персонажей, скатывание в унылый сёнен под конец, перенасыщение эпизодов филлерными экшн сценами, что вполне в духе классической телевизионщины того времени. Вместе с этим, Зета вводит в полотно глобального сюжета новые и действительно интересные, а самое главное органичные концепции, хотя и не всегда может раскрыть их в достаточной мере. Не зря во вступлении я написал о том, что зритель, смотрящий Зету уже на крючке у Гандама, ведь даже несмотря на все те очевидные недостатки, которые описаны в данном обзоре – отдельные сюжетные линии и сцены из Зеты всё еще доставляют огромное удовольствие просто потому что показывают хорошо знакомых и полюбившихся персонажей, мало того, авторы еще и вводят новых харизматичных героев за которыми будет интересно понаблюдать в следующих частях франшизы. Ну и конечно же идейно это всё то же глубоко антивоенное аниме, которое поднимает те же навечно актуальные темы, что и предыдущие части. Ощущения от просмотра смешанные, но ничего не поделаешь, видимо Гандам это всё-таки зависимость.
Комментарии
Твой комментарий
Про крючок точно подмечено, я уже даже хочу начать собирать ганпла