Дисклеймер
Долго откладывал просмотр, тк перед вторым фильмом вышла куча всего, и все это тоже надо было бы, по-хорошему, посмотреть. А тут бац — оно началось ИРЛ. Внезапно началось, и столь же внезапно закончилось в тот же день. Что я сделал первым делом? Побежал в магаз затариваться гречей (блин, основные события были далеко от меня, какая греча)? Неееее, пустил на закачку второй мувик Патлабора.
Продюсеры позволили Осии и Ито делать с сюжетом и героями все, что угодно, и эти двое превратили комедию а-ля "Убрать перископ" в технотриллер с философией и символизмом. Из-за такого резкого перескока возникла проблема: персонажи комедии вообще не встраиваются в столь серьезный сюжет. Но создатели кое-как выкрутились — главными героями сделали самых серьезных персонажей, а прежним главным героям либо добавили глубины и задвинули далеко на второй план, либо и вовсе почти убрали из сюжета. Мехи и роботы теперь тоже на второстепенных ролях и появляются лишь в самом конце (и то, их роль совсем небольшая). Мало того, убери их из сюжета, он не развалится. Потому что это история о людях, а не о машинах.
Что же останется тогда? Останется фильм с антимилитаристским посылом, который старательно избегает клише подобных фильмов. И этот подход, пожалуй, куда приземленее и ближе к реальности.
Когда возникает угроза военного мятежа, люди, немного попаниковав, возвращаются к своим повседневным делам. В Токио входит армия, но солдаты на бронетехнике, самолеты и вертолеты быстро становятся такой же частью пейзажа, как полиция, пожарные или спешащие на работу салариманы. Люди не относятся к ним враждебно, а кто-то даже фоткается на фоне танков — разборки разборками, а армия-то наша, японская.
Становится ли обстановка от этого менее напряженной? Нет. Танки-то настоящие, а патроны у всех боевые. Никто не знает, кто бунтует, против кого и по какому поводу. Никто не может сказать, кто сделает выстрел первым. Никто не может предсказать, где что взорвется в следующий раз и какая военная часть будет атакована. Большинство солдат понятия не имеет, кто их враг и каков его замысел. Напряженная пауза, непонимание и атмосфера недоверия, которое растет с каждым часом — и все без единого выстрела и без единой смерти. Молчание не спасает ситуацию, а лишь отчасти усугубляет ее. А когда боевые действия начинаются, генералы в штабах, привыкшие к десятилетиям мирной жизни, впадают в ступор. А необдуманные приказы военных как раз и могут стать причиной того, что появятся первые смерти.
И повезло, что это оказался всего лишь один большой спектакль, а не реальный путч или гражданская война. Изменится ли мир после выступления Цугэ? Вряд ли, подпитываемые большими странами войны как шли, так и будут идти. А вот государственная машина Японии сделает выводы и адаптируется. Шестеренки не сломаются, а лишь будут смазаны и продолжат крутиться с новой силой
А еще удивительно наблюдать, как заложенные в этом фильме идеи и решения потом всплывали в разных картинах, снятых позднее. Философия и нестандартные вопросы в Призраке в доспехах, вопрос долга перед государством и ответственности за принятые решения в Джин-Ро. Да блин, посмотрите второй сезон Синдрома одиночки, найдете немало параллелей. Только там Японии повезло меньше, и вместо
зрелищного спектакля, который организовал уставший от крови и подпитываемых капиталистическими странами локальных конфликтов бывший военный