Приступал я к Технолайзу с большим запасом доверия и большими ожиданиями. Отчасти, конечно, из-за полукультового статуса, отчасти из-за любви к подобным околофилосовским сай-фаям. И примерно половину сериала я просмотрел, не теряя этого оптимизма. Но закончил просмотр я всё же скорее разочарованным. Почему же так?
Прежде всего, как это устроено композиционно? Начинается всё с мрачных зарисовок, рваной экспозиции каких-то ключевых мест, героев и идей, которые при этом минимально подкреплены какими-то объяснениями от авторов или персонажей (можно сказать, первые серии вообще проходят практически без содержательных диалогов). Стильно, непонятно, атмосферно. В следующих примерно двух четвертях сериала тон меняется, мы вместе с главным героем немного осваиваемся в мире, появляется какой-то экшн, динамика. Правда, вся заявленная в первых сериях глубина куда-то исчезает, уступая место в основном разным бандитским разборкам, детективным историям и интригам группировок. При этом смысловая часть немного буксует. В последней четверти аниме снова принимает философский лад, и все постепенно вводимые по ходу пьесы идеи получают своё логическое завершение. Здесь меня ждало первое разочарование. Лично для меня начало и конец оторвались от середины, а середина - от конца. Это мог бы быть просто боевик в интересном сеттинге, но, к сожалению, экшн здесь довольно скучный, каких-то переворотов стола и интересных сюжетных решений тоже не было. Большую часть времени просто пытаешься понять, за каким второстепенным персонажем сейчас идёт охота или слежка и надо ли вообще напрягаться запоминать его имя. И общие философские темы при этом тоже почти не двигаются.
Плавно могу перейти к персонажам. Я здесь не увидел ни одного яркого характера, драматичной истории, интересного образа. При этом все эти 22 серии, которые, как я уже сказал, довольно разные по духу, мало что сделали для раскрытия персонажей. Мотивации всех плюс-минус понятны, но скучны или не слишком естественны. Кто-то спасается от скуки, кто-то пытается спасти город, кто-то хочет как-то утвердиться и найти место в мире. Простая идея - это не что-то плохое. Но подано здесь это плохо. Например, вам показывают персонажа, не говоря о его мотивах. Он ходит, весь такой из себя загадочный, делает странные вещи - и потом умирает. Что он хотел, станет ясно только к концу сериала. Но вот эта вот загадочность, пока он действовал, мешала проникнуться его эмоциями и идеями. А когда наконец что-то стало понятно - как будто момент уже упущен, это уже не так уж и интересно. Кто-то, наоборот, максимально раскрыт и понятен, что аж скучно. Вот человек хочет всех спасти. Никаких моментов сомнений, ошибок он не допустит. Пройдёт от и до на единой ноте. И так со всеми. Но вот главный герой не только скучный, так ещё и написан плохо. Его характер без каких-то особых причин меняется, он буквально становится из агрессивно плохо-контролируемого бойца подпольных арен примерным и дисциплинированным корпоратом. При этом вся история, которая вроде как вращается вокруг него, не даёт ему каких-то значимых выборов, точек для развития или раскрытия характера. Он просто идёт по течению. как будто его основная функция - просто быть наблюдателем, глазами зрителя.
Сюжет же здесь, хотя вроде как изобилует разными событиями, не слишком интересный. Ничего такого, что заставляет тебя удивиться или вознегодовать. При этом сшит-скорен он не слишком ладно - много моментов, когда герои куда-то пришли, оказались внезапно вместе в одном месте, потому что это было нужно и удобно, но объяснить это авторы поленились или не придумали как. Из-за этого возникает впечатление, что рассказывают не про город, а про деревню из пяти дворов, где соседи постоянно натыкаются друг на друга, когда ходят в одну единственную на всю деревню Пятёрочку.
Самое как будто главное, смысловое наполнение, тоже хромает. Во-первых, несмотря на всю туманность, смыслы считываются очень быстро. При этом они не слишком глубокие и разнообразные, как тебя в этом сначала пытались убедить. Не говоря уже про странные фантастические допущения, которые тоже поленились как-то объяснять. Здесь тоже всё происходящее происходит просто потому, что так удобно что-то объяснить. В такое показанное устройство мира, общества очень сложно поверить на основании данных авторов. И из-за этого даже то интересное, что в аниме есть, тоже воспринимается как что-то поверхностное и надуманное. Для мягкой фантастики, исследующей социальные идеи, строения и развития обществ, место и поведения человека в таких вот структурах всё сделано слишком примитивно, топорно, лениво.
Короче говоря, для меня это произведение не удалось ни как личная трагедия персонажа, ни как интересное философское размышление о судьбе человечества. Разве что отмечу интересный местами стиль, повествование. За этим пыльным жестоким городом, в принципе, интересно наблюдать - чисто в смысле сеттинга. А так - посмотрите лучше Эрго Прокси, Эксперименты Лейн, например. На голову выше.
Прежде всего, как это устроено композиционно? Начинается всё с мрачных зарисовок, рваной экспозиции каких-то ключевых мест, героев и идей, которые при этом минимально подкреплены какими-то объяснениями от авторов или персонажей (можно сказать, первые серии вообще проходят практически без содержательных диалогов). Стильно, непонятно, атмосферно. В следующих примерно двух четвертях сериала тон меняется, мы вместе с главным героем немного осваиваемся в мире, появляется какой-то экшн, динамика. Правда, вся заявленная в первых сериях глубина куда-то исчезает, уступая место в основном разным бандитским разборкам, детективным историям и интригам группировок. При этом смысловая часть немного буксует. В последней четверти аниме снова принимает философский лад, и все постепенно вводимые по ходу пьесы идеи получают своё логическое завершение. Здесь меня ждало первое разочарование. Лично для меня начало и конец оторвались от середины, а середина - от конца. Это мог бы быть просто боевик в интересном сеттинге, но, к сожалению, экшн здесь довольно скучный, каких-то переворотов стола и интересных сюжетных решений тоже не было. Большую часть времени просто пытаешься понять, за каким второстепенным персонажем сейчас идёт охота или слежка и надо ли вообще напрягаться запоминать его имя. И общие философские темы при этом тоже почти не двигаются.
Плавно могу перейти к персонажам. Я здесь не увидел ни одного яркого характера, драматичной истории, интересного образа. При этом все эти 22 серии, которые, как я уже сказал, довольно разные по духу, мало что сделали для раскрытия персонажей. Мотивации всех плюс-минус понятны, но скучны или не слишком естественны. Кто-то спасается от скуки, кто-то пытается спасти город, кто-то хочет как-то утвердиться и найти место в мире. Простая идея - это не что-то плохое. Но подано здесь это плохо. Например, вам показывают персонажа, не говоря о его мотивах. Он ходит, весь такой из себя загадочный, делает странные вещи - и потом умирает. Что он хотел, станет ясно только к концу сериала. Но вот эта вот загадочность, пока он действовал, мешала проникнуться его эмоциями и идеями. А когда наконец что-то стало понятно - как будто момент уже упущен, это уже не так уж и интересно. Кто-то, наоборот, максимально раскрыт и понятен, что аж скучно. Вот человек хочет всех спасти. Никаких моментов сомнений, ошибок он не допустит. Пройдёт от и до на единой ноте. И так со всеми. Но вот главный герой не только скучный, так ещё и написан плохо. Его характер без каких-то особых причин меняется, он буквально становится из агрессивно плохо-контролируемого бойца подпольных арен примерным и дисциплинированным корпоратом. При этом вся история, которая вроде как вращается вокруг него, не даёт ему каких-то значимых выборов, точек для развития или раскрытия характера. Он просто идёт по течению. как будто его основная функция - просто быть наблюдателем, глазами зрителя.
Сюжет же здесь, хотя вроде как изобилует разными событиями, не слишком интересный. Ничего такого, что заставляет тебя удивиться или вознегодовать. При этом сшит-скорен он не слишком ладно - много моментов, когда герои куда-то пришли, оказались внезапно вместе в одном месте, потому что это было нужно и удобно, но объяснить это авторы поленились или не придумали как. Из-за этого возникает впечатление, что рассказывают не про город, а про деревню из пяти дворов, где соседи постоянно натыкаются друг на друга, когда ходят в одну единственную на всю деревню Пятёрочку.
Самое как будто главное, смысловое наполнение, тоже хромает. Во-первых, несмотря на всю туманность, смыслы считываются очень быстро. При этом они не слишком глубокие и разнообразные, как тебя в этом сначала пытались убедить. Не говоря уже про странные фантастические допущения, которые тоже поленились как-то объяснять. Здесь тоже всё происходящее происходит просто потому, что так удобно что-то объяснить. В такое показанное устройство мира, общества очень сложно поверить на основании данных авторов. И из-за этого даже то интересное, что в аниме есть, тоже воспринимается как что-то поверхностное и надуманное. Для мягкой фантастики, исследующей социальные идеи, строения и развития обществ, место и поведения человека в таких вот структурах всё сделано слишком примитивно, топорно, лениво.
Короче говоря, для меня это произведение не удалось ни как личная трагедия персонажа, ни как интересное философское размышление о судьбе человечества. Разве что отмечу интересный местами стиль, повествование. За этим пыльным жестоким городом, в принципе, интересно наблюдать - чисто в смысле сеттинга. А так - посмотрите лучше Эрго Прокси, Эксперименты Лейн, например. На голову выше.