Калейдоскоп обманутых ожиданий
Есть у меня один товарищ. Заядлый исекайщик, знаете ли. И «Восхождение» числилось у него в списке фаворитов. Как-то раз в поисках очередного тайтла, за которым можно убить пару вечерков, я решил последовать его совету и глянут сие расхваленное творение японских аниматоров. Oh boy, если б я тогда знал, какой эмоциональной феерией для меня это обернётся… Но обо всём по порядку.
Ожидание
Начало тайтла очень бодрое. Протагонист, Наофуми Иватани — отаку-интроверт, хотя и не социальный инвалид. Нам общими мазками обрисовывают его заурядную «допризывную» жизнь и, как водится в исекаях, почти сразу же переносят в альтернативную реальность. Стоит отдать должное автору ранобэ — на этот раз обошлось без помощи трак-куна, героя просто засосало в книжку. Ничего не скажешь, погрузился в чтение с головой. *бадум-тсс*
Очень быстро выясняется, что ГГ не стандартный непрошеный гость другого измерения, а легендарный герой, наряду с тремя другими такими же призванный здешним правителем для защиты мира от серии разрушительных магических катастроф —Выбросов Волн.
Но вот незадача — когда трём остальным болванчикам выпадает имбовое атакующее оружие, Наофуми вынужден довольствоваться щитом, больше похожим на разделочную доску. Да ещё и оказывается впридачу, что по лору этой вселенной (который известен всем, кроме ГГ) щитоносец — самый убогий и презираемый класс. По этой, а также по другой причине, на которую нам намекнут пятнадцать серий спустя, четвёртого героя при королевском дворе не жалуют. И это ещё мягко сказано: его буквально не воспринимают как личность. Но если б только этим всё и ограничилось… Нет же, король со своей дочуркой затевают целый заговор, чтобы тотально закэнселлить Наофуми и выкинуть на улицу с пустыми руками.
Жёстко? Да. Интригующе? Ещё бы. Первые пять серий, на которые приходится самая напряжённая фаза «Восхождения», словно бы вытянуты из другого произведения. Здесь вам и подлая человеческая натура, и грязь, и кровь, и ненависть, и отчаяние… И ведь ГГ поначалу ни разу не имба. Он по-настоящему жалок и беспомощен, так что остаётся лишь гадать, как он выкрутится из этой тупиковой ситуации, жадно переходя от серии к серии. Вот он, нетипичный, ломающий тропы исекай, которые мы все так любим! Долой опостылевшие штампы! Ура!
Ты тут же достаёшь из-за пазухи блокнотик и принимаешься помечать плюсы данного аниме:
Реальность
Но время идёт, счётчик серий постепенно растёт и во рту начинает появляться странный привкус. Очень неприятный, скажу я вам, привкус. Привкус щита, если вы понимаете о чём я. Постепенно вы сами оказываетесь на месте Наофуми, которого приманили пряником, а потом познакомили с пьяным жестоким ботинком.
Что лично для меня стало поворотной точкой?
К концу пятой серии ты уже в принципе осознаёшь, что, несмотря на все зверолюдские фокусы, перед тобой очередной тупой исекай. Что конкретно наталкивает на эту мысль?
> Главгерой постоянно напоминает нам, что это дескать «не игра», а грёбанная реальность, непробиваемый щит мне в зад. Это жизнь, сынок. И всё в таком духе. Но каким боком тогда здесь все эти игровые механики? Знаете, такая условность оправданна, если ваш мир изначально является игрой. Примеры вы сами знаете, и не один. Но вселенная «Героя щита» вроде бы как реальна. Из-за этого возникает неустранимый диссонанс: кажется, что герои существуют в JRPG и со всех сторон окружены бездушными неписями, но с другой стороны — проблемы и страдания местных крипов преподносятся как настоящие. Более того, на этом строится один из центральных конфликтов аниме: с точки зрения трёх остальных Героев, они попали в популярную видеоигру из их «домашнего» измерения, и только Наофуми перенёсся сюда через книгу без всякого виртуального бэкграунда. Так может правы первые и ничего страшного в страданиях цифровых болванчиков нет? Налицо банальная лень сценариста и нежелание прописывать нормальную систему прогрессии персонажей. А так чё? Вкачал перк, левел поднял, статки апнул — вот тебе и рост.
> Сам мир сквозит дырами, подобно куску швейцарского сыра. Зачем нужны герои, которых может вынести первый встречный бомж? Почему в обществе, где царит матриархат, всем заправляют мужики? Если главная в государстве именно королева, наделённая властью казнить и миловать любого вплоть до самого короля, почему все боятся и слушаются именно последнего? Если королевство находится на стадии феодализма, откуда в нём регулярная армия со стандартизированным воинским снаряжением? Почему замок одного лорда охраняет три калеки, а другой живёт в поместье вообще без охраны и без войска? Если церковь так влиятельна и могущественна, почему о ней не вспоминают в обычной жизни, а сами священники обретаются только в столице? Каково соотношение светской и церковной власти? Почему народ готов отвергнуть веру своих предков после тупой шутки самого стрёмного из Героев, которого перед этим многие месяцы поливали грязью и обвиняли во всех мыслимых грехах (да, 21-я серия, я про тебя)? Если в этой вселенной используется магия, отчего она почти не проникает в бытовую жизнь населения кроме случаев, когда этого требует сюжет (шары-телевизоры, привет)? Ну вы поняли, короче. Это уже не говоря о том, что сам по себе сеттинг до жути заезженный и, вопреки первому впечатлению, ничего нового в жанр не привносящий. Всё те же меч и магия, всё те же чудища, всё те же зверолюды, которых все порабощают и третируют. Знаем, проходили. На этот раз обошлись без орков и эльфов, спасибо и на том.
> Герои второго плана представляют из себя в основном бездушные шестерёнки с примитивной сюжетной функцией. Король и мразотная бабища принцесса — злобные злыдни, творящие свои пакости просто потому, что плохие. Три «Кардинальных героя» помимо Наофуми — непролазно тупые и эгоистичные, так ещё и абсолютно бездарные как, собственно, герои. Школьники-геймеры, на фоне которых ГГ должен выглядеть гигачадом. Остальные персы — дефолтные НПС, выдающие квесты или торгующие с ГГ и компанией.
> Очень странные взаимоотношения Наофуми с Рафталией и Фило. Они ему практически как дочери, но сами проявляют немалый любовный интерес к своему «родителю». И это производит весьма неоднозначное впечатление. Особенно в эпизоде с горячими источниками (что? да! он тут есть; а ещё пляжный имеется). Вот тут моё лицо от кринжа стянулось до состояния ташкентской кураги. Да и целом, интенсивный гаремогенез вокруг ГГ вкупе с прямолинейностью и незатейливостью его подачи заставляет только обречённо закатывать глаза.
> Унылый, беззубый и однообразный экшн. Сражения, задействующие Рафталию с её фехтовальными трюками и Фило с её головокружительными пируэтами смотрятся ещё более-менее, но вот битвы с боссами абсурдно нелепы. Даю вам универсальную схему босс-файта в «Восхождении»: ряженные толкиенисты орут потешные заклинания и пуляют друг в друга потоками вишнёвого блейзера, перебиваясь на эпичные фразочки, флешбеки и задушевные беседы, пока их оппонент терпеливо выжидает окончания всех реплик. При этом атаковать вдвоём/втроём, а уж тем более координировать атаки без разрешения дядюшки сценариста строжайше запрещено. Под конец противостояния вылезает какой-нибудь Deus ex machina и сбивает весь накал страстей, переводя стрелки весов в пользу сил добра. Конец. А уж как наша странствующая троица бьётся с людьми! Вырубать мечом солдат, одетых в стальные доспехи, не проливая ни капли крови — это сильно. Потому что кровью дозволено истекать только монстрам. Благородные вершители добра ведь не могут убивать своих врагов? Поэтому если очень надо, они сами вывалятся из окна.И тут, вы не поверите, товарищ следователь…
Но всё же…
Из прочтения представленной выше стены текста может показаться, будто «Восхождение» я к просмотру категорически не рекомендую. Но ведь три звезды тайтл заслужил? Да. По звёздочке за каждого из ключевых персонажей — Наофуми, Рафталию и Фило. Первый — в общем непримечательный исекайный протагонист, зато имеющий чётко прописанную мотивацию и конкретные цели (вернуться в родной мир), не страдающий тяжёлой степенью олигофрении и свободный от «синдрома восьмиклассника». Не святой, местами даже токсичный, но и не конченная мразота. Первая спутница ГГ — безусловно топ вайфу тайтла. Её искренность и добродушность противопоставляются холодности и циничности Наофуми, хотя порой кажутся даже чрезмерными: из-за этого её персонажу не хватает глубины и в общем она смотрится слишком уж «пай-девочкой». Фило — ну… Она просто милая и забавная. Её инфантильность показывается достаточно естественно и не переходит той границы, за которой превращается в источник кринжа.
Все вместе они формируют хорошо слаженную компашку, за похождениями которой интересно наблюдать. В самом деле, отрывки с путешествиями в поисках ингредиентов для крафта, прокачки или лута — наверное, самая приятная часть шоу за пределами первых пяти серий.
Ещё не могу не заметить динамику развития персонажей. И это касается как их боевых характеристик, так и личностей. Как бы я ни ругал квази-РПГшную систему, но благодаря ей прогресс героев становится осязаемым. Непобедимого Героя щита из последней серии невозможно сравнить с тем недоразумением, которое мы наблюдали в первой. Меняется и внутренний мир героев, по крайней мере главных: так, Рафталия избавляется от детских травм, а Наофуми находит смысл существования в новой реальности и восстанавливает утраченную веру в людей.
Визуал и музыку упоминал ранее. Это всё в принципе остаётся в силе, если мы не будет обращать внимание на ужасающий SGI в некоторых сценах. Ах да, дизайн здешних гигаптиц — это самое ужасное, что можно было сотворить. Это буквально эвоки от мира «Восхождения».
…иногда можно и обмануться.
Так стоит ли смотреть это чудное аниме? Если вы любите исекаи, то скорее да. Но только не стоит питать перед просмотром завышенных ожиданий: это далеко не уровень этого или этого.
А если о качестве художественного произведения судить по спектру провоцируемых им эмоций, то это и вовсе шикарное творение — редко когда ещё я столько матерился, плевался, ржал в голос, фейспалмил и обсуждал в слух идиотское поведение персонажей, как при просмотре этого тайтла.
Есть у меня один товарищ. Заядлый исекайщик, знаете ли. И «Восхождение» числилось у него в списке фаворитов. Как-то раз в поисках очередного тайтла, за которым можно убить пару вечерков, я решил последовать его совету и глянут сие расхваленное творение японских аниматоров. Oh boy, если б я тогда знал, какой эмоциональной феерией для меня это обернётся… Но обо всём по порядку.
Ожидание
Начало тайтла очень бодрое. Протагонист, Наофуми Иватани — отаку-интроверт, хотя и не социальный инвалид. Нам общими мазками обрисовывают его заурядную «допризывную» жизнь и, как водится в исекаях, почти сразу же переносят в альтернативную реальность. Стоит отдать должное автору ранобэ — на этот раз обошлось без помощи трак-куна, героя просто засосало в книжку. Ничего не скажешь, погрузился в чтение с головой. *бадум-тсс*
Очень быстро выясняется, что ГГ не стандартный непрошеный гость другого измерения, а легендарный герой, наряду с тремя другими такими же призванный здешним правителем для защиты мира от серии разрушительных магических катастроф —
Но вот незадача — когда трём остальным болванчикам выпадает имбовое атакующее оружие, Наофуми вынужден довольствоваться щитом, больше похожим на разделочную доску. Да ещё и оказывается впридачу, что по лору этой вселенной (который известен всем, кроме ГГ) щитоносец — самый убогий и презираемый класс. По этой, а также по другой причине, на которую нам намекнут пятнадцать серий спустя, четвёртого героя при королевском дворе не жалуют. И это ещё мягко сказано: его буквально не воспринимают как личность. Но если б только этим всё и ограничилось… Нет же, король со своей дочуркой затевают целый заговор, чтобы тотально закэнселлить Наофуми и выкинуть на улицу с пустыми руками.
Жёстко? Да. Интригующе? Ещё бы. Первые пять серий, на которые приходится самая напряжённая фаза «Восхождения», словно бы вытянуты из другого произведения. Здесь вам и подлая человеческая натура, и грязь, и кровь, и ненависть, и отчаяние… И ведь ГГ поначалу ни разу не имба. Он по-настоящему жалок и беспомощен, так что остаётся лишь гадать, как он выкрутится из этой тупиковой ситуации, жадно переходя от серии к серии. Вот он, нетипичный, ломающий тропы исекай, которые мы все так любим! Долой опостылевшие штампы! Ура!
Ты тут же достаёшь из-за пазухи блокнотик и принимаешься помечать плюсы данного аниме:
- Необычная и при этом согласующаяся с логикой мира завязка, которая реально захватывает;
- Приятный визуал: интересный дизайн персонажей, сочная и детализированная рисовка, приличная анимация;
- Добротное музыкальное сопровождение;
- Закос под честность и реалистичность: социальное расслоение, работорговля, войны, людские подлость и предательство и пр.;
- Персонажи: протагонист не демонстрирует головокружительной тупости, наглости, высокомерия или наивности, столь обычных для анимешных попаданцев, и легко располагает к себе, в то время как злодеи провоцируют лютую к себе ненависть;
- Отказ от самых одиозных исекайных клише и т. п.
Реальность
Но время идёт, счётчик серий постепенно растёт и во рту начинает появляться странный привкус. Очень неприятный, скажу я вам, привкус. Привкус щита, если вы понимаете о чём я. Постепенно вы сами оказываетесь на месте Наофуми, которого приманили пряником, а потом познакомили с пьяным жестоким ботинком.
Что лично для меня стало поворотной точкой?
Начало конца
Дуэль с зомби-драконом. В принципе, этот момент — миниатюрная модель всего аниме в целом. Нам представляют необычайно сильного врага. Наша излюбленная троица вступает с ним в битву, но силы явно не равны. И в этот момент случается то, чего ты меньше всего ожидаешь: тварь пожирает Фило. «Вау, — подумал я тогда, — неужто вторая Прушка?» И в самом деле, вслед за трагической смертью спутницы Наофуми входит в настолько эпичнейший рейдж, что я грешным делом было заподозрил коренной поворот сюжета с переходом ГГ на рельсы chaotic evil. Не успел я додумать свою грандиозную мысль, как почуял на своей голове гору приторной карамели. Рафталия приходит на помощь! СИЛА ДРУЖБЫ! Наофуми пришёл в себя, а мне будто под дых ударили. Свернул плеер и перепроверил название: уж не на My Little Pony ли я часом переключился? Да нет, всё та же «мрачная история мести». В этот момент ранее упомянутый привкус в моём рту стал полноценным вкусом. Но то были ещё цветочки.
К концу пятой серии ты уже в принципе осознаёшь, что, несмотря на все зверолюдские фокусы, перед тобой очередной тупой исекай. Что конкретно наталкивает на эту мысль?
> Главгерой постоянно напоминает нам, что это дескать «не игра», а грёбанная реальность, непробиваемый щит мне в зад. Это жизнь, сынок. И всё в таком духе. Но каким боком тогда здесь все эти игровые механики? Знаете, такая условность оправданна, если ваш мир изначально является игрой. Примеры вы сами знаете, и не один. Но вселенная «Героя щита» вроде бы как реальна. Из-за этого возникает неустранимый диссонанс: кажется, что герои существуют в JRPG и со всех сторон окружены бездушными неписями, но с другой стороны — проблемы и страдания местных крипов преподносятся как настоящие. Более того, на этом строится один из центральных конфликтов аниме: с точки зрения трёх остальных Героев, они попали в популярную видеоигру из их «домашнего» измерения, и только Наофуми перенёсся сюда через книгу без всякого виртуального бэкграунда. Так может правы первые и ничего страшного в страданиях цифровых болванчиков нет? Налицо банальная лень сценариста и нежелание прописывать нормальную систему прогрессии персонажей. А так чё? Вкачал перк, левел поднял, статки апнул — вот тебе и рост.
> Сам мир сквозит дырами, подобно куску швейцарского сыра. Зачем нужны герои, которых может вынести первый встречный бомж? Почему в обществе, где царит матриархат, всем заправляют мужики? Если главная в государстве именно королева, наделённая властью казнить и миловать любого вплоть до самого короля, почему все боятся и слушаются именно последнего? Если королевство находится на стадии феодализма, откуда в нём регулярная армия со стандартизированным воинским снаряжением? Почему замок одного лорда охраняет три калеки, а другой живёт в поместье вообще без охраны и без войска? Если церковь так влиятельна и могущественна, почему о ней не вспоминают в обычной жизни, а сами священники обретаются только в столице? Каково соотношение светской и церковной власти? Почему народ готов отвергнуть веру своих предков после тупой шутки самого стрёмного из Героев, которого перед этим многие месяцы поливали грязью и обвиняли во всех мыслимых грехах (да, 21-я серия, я про тебя)? Если в этой вселенной используется магия, отчего она почти не проникает в бытовую жизнь населения кроме случаев, когда этого требует сюжет (шары-телевизоры, привет)? Ну вы поняли, короче. Это уже не говоря о том, что сам по себе сеттинг до жути заезженный и, вопреки первому впечатлению, ничего нового в жанр не привносящий. Всё те же меч и магия, всё те же чудища, всё те же зверолюды, которых все порабощают и третируют. Знаем, проходили. На этот раз обошлись без орков и эльфов, спасибо и на том.
> Герои второго плана представляют из себя в основном бездушные шестерёнки с примитивной сюжетной функцией. Король и мразотная бабища принцесса — злобные злыдни, творящие свои пакости просто потому, что плохие. Три «Кардинальных героя» помимо Наофуми — непролазно тупые и эгоистичные, так ещё и абсолютно бездарные как, собственно, герои. Школьники-геймеры, на фоне которых ГГ должен выглядеть гигачадом. Остальные персы — дефолтные НПС, выдающие квесты или торгующие с ГГ и компанией.
> Очень странные взаимоотношения Наофуми с Рафталией и Фило. Они ему практически как дочери, но сами проявляют немалый любовный интерес к своему «родителю». И это производит весьма неоднозначное впечатление. Особенно в эпизоде с горячими источниками (что? да! он тут есть; а ещё пляжный имеется). Вот тут моё лицо от кринжа стянулось до состояния ташкентской кураги. Да и целом, интенсивный гаремогенез вокруг ГГ вкупе с прямолинейностью и незатейливостью его подачи заставляет только обречённо закатывать глаза.
> Унылый, беззубый и однообразный экшн. Сражения, задействующие Рафталию с её фехтовальными трюками и Фило с её головокружительными пируэтами смотрятся ещё более-менее, но вот битвы с боссами абсурдно нелепы. Даю вам универсальную схему босс-файта в «Восхождении»: ряженные толкиенисты орут потешные заклинания и пуляют друг в друга потоками вишнёвого блейзера, перебиваясь на эпичные фразочки, флешбеки и задушевные беседы, пока их оппонент терпеливо выжидает окончания всех реплик. При этом атаковать вдвоём/втроём, а уж тем более координировать атаки без разрешения дядюшки сценариста строжайше запрещено. Под конец противостояния вылезает какой-нибудь Deus ex machina и сбивает весь накал страстей, переводя стрелки весов в пользу сил добра. Конец. А уж как наша странствующая троица бьётся с людьми! Вырубать мечом солдат, одетых в стальные доспехи, не проливая ни капли крови — это сильно. Потому что кровью дозволено истекать только монстрам. Благородные вершители добра ведь не могут убивать своих врагов? Поэтому если очень надо, они сами вывалятся из окна.
Квинтессенция здешних баталий
> Куча прорех и несостыковок в самом сюжете. Начиная с центрального конфликта шоу: почему все вдруг настолько возненавидели Героя щита? В середине повествования нам вроде призрачно намекают на существование предпосылок такого отношения, но они работают только для короля. Ребячески надменное поведение остальных Героев и их избирательная слепота к любым фактам, доказывающим правоту Наофуми, вызывает только раздражение и выглядит как попытка высосать напряжение из пальца. Поскольку поводов для ненависти в адрес ГГ нет, ему нечего и исправлять. Вроде бы он совершает величайшие подвиги и на деле доказывает, что не слабак — но нет же, королевская партия всё так же плетёт против него свои интриги, а Герои всячески третируют беднягу. Божечки, битва с Папой! С Папой! Ахахаха! Откуда он там вообще взялся, лол? Что ему нужно? Захват власти? Но почему так беззастенчиво и прямолинейно? Ну ладно, фиг с ним с идиотией, хоть с эпика кайфуйте. А посмотреть есть на что: наши герои стоят и срутся друг с другом в гигантской оплавленной воронке от орбитального энергетического удара, пока Папа с боевым мультитулом методично разъясняет им свои планы и слабости. И так на протяжении двух серий. Я серьёзно. Они просто стоят и базарят. Ну иногда плюются световыми лучами. Попутно Наофуми чуть не превращается в демона, но его опять спасают обнимашки. А конце приезжает королева с войсками и замораживает Папу. Только чтобы Герой щита смог нанести решающий супер-пупер-мегаудар. Потому что супер-удары и супер-пупер-удары не помогли.
Так все его действия сводятся к скитаниям по миру и гринду в ожидании прихода августейшей спасительцы — ведь королева с самого начала на его стороне, но ехать на помощь не спешит. Хотя даже это не помогает выйти на одну волну с Героями. Они продолжают пренебрегать полностью реабилитированным Наофуми — и плевать, что теперь уже не он, а они виноваты перед ним.
Но всё же…
Из прочтения представленной выше стены текста может показаться, будто «Восхождение» я к просмотру категорически не рекомендую. Но ведь три звезды тайтл заслужил? Да. По звёздочке за каждого из ключевых персонажей — Наофуми, Рафталию и Фило. Первый — в общем непримечательный исекайный протагонист, зато имеющий чётко прописанную мотивацию и конкретные цели (вернуться в родной мир), не страдающий тяжёлой степенью олигофрении и свободный от «синдрома восьмиклассника». Не святой, местами даже токсичный, но и не конченная мразота. Первая спутница ГГ — безусловно топ вайфу тайтла. Её искренность и добродушность противопоставляются холодности и циничности Наофуми, хотя порой кажутся даже чрезмерными: из-за этого её персонажу не хватает глубины и в общем она смотрится слишком уж «пай-девочкой». Фило — ну… Она просто милая и забавная. Её инфантильность показывается достаточно естественно и не переходит той границы, за которой превращается в источник кринжа.
Все вместе они формируют хорошо слаженную компашку, за похождениями которой интересно наблюдать. В самом деле, отрывки с путешествиями в поисках ингредиентов для крафта, прокачки или лута — наверное, самая приятная часть шоу за пределами первых пяти серий.
Ещё не могу не заметить динамику развития персонажей. И это касается как их боевых характеристик, так и личностей. Как бы я ни ругал квази-РПГшную систему, но благодаря ей прогресс героев становится осязаемым. Непобедимого Героя щита из последней серии невозможно сравнить с тем недоразумением, которое мы наблюдали в первой. Меняется и внутренний мир героев, по крайней мере главных: так, Рафталия избавляется от детских травм, а Наофуми находит смысл существования в новой реальности и восстанавливает утраченную веру в людей.
Визуал и музыку упоминал ранее. Это всё в принципе остаётся в силе, если мы не будет обращать внимание на ужасающий SGI в некоторых сценах. Ах да, дизайн здешних гигаптиц — это самое ужасное, что можно было сотворить. Это буквально эвоки от мира «Восхождения».
…иногда можно и обмануться.
Так стоит ли смотреть это чудное аниме? Если вы любите исекаи, то скорее да. Но только не стоит питать перед просмотром завышенных ожиданий: это далеко не уровень этого или этого.
А если о качестве художественного произведения судить по спектру провоцируемых им эмоций, то это и вовсе шикарное творение — редко когда ещё я столько матерился, плевался, ржал в голос, фейспалмил и обсуждал в слух идиотское поведение персонажей, как при просмотре этого тайтла.
Комментарии
Твой комментарий
Нет комментариев