*звук падения НЛО*
— А вы знаете, вы знаете? Вы слышали новость?
— Говорят, много лет назад в наш тир пришло два человека. Они решили пострелять из пистолетов.
— Именно, именно! Один стрелял наугад, кучу патронов потратил, но таки попал в мишень пару раз. Под конец у него закончились патроны, он швырнул в мишень свой пистолет, она упала на пол и чуть не развалилась на кусочки!
— А второй?
— Стоя на одной ноге, он три раза попал в одну дырку. А потом оставшиеся патроны использовал, чтобы нарисовать сердечко на мишени. Еще и цитировал Гессе при этом зачем-то. А еще тренерше говорил, что она сильная и независимая, и что ей надо послать этого мужлана-замдиректора и начать встречаться с сестрой директора.
— И что же было потом?
— Стрельбу первого человека слышала вся Академия. Его носили на руках и до сих пор носят. Его мишень подклеили и выставили в музее. До сих пор люди пытаются швырять в мишени свои пистолеты. Технику второго человека оценило жюри и некоторые зрители, но остальные просто не поняли, зачем надо было так извращаться. Но его мишенью до сих пор любуются и вдохновляются новые стрелки.
— Какая интересная история. Надо срочно рассказать остальным.
— А вы знаете, вы знаете? ВЫ СЛЫШАЛИ НОВОСТЬ?!
— Говорят, много лет назад в наш тир пришло два человека. Они решили пострелять из пистолетов.
— Именно, именно! Один стрелял наугад, кучу патронов потратил, но таки попал в мишень пару раз. Под конец у него закончились патроны, он швырнул в мишень свой пистолет, она упала на пол и чуть не развалилась на кусочки!
— А второй?
— Стоя на одной ноге, он три раза попал в одну дырку. А потом оставшиеся патроны использовал, чтобы нарисовать сердечко на мишени. Еще и цитировал Гессе при этом зачем-то. А еще тренерше говорил, что она сильная и независимая, и что ей надо послать этого мужлана-замдиректора и начать встречаться с сестрой директора.
— И что же было потом?
— Стрельбу первого человека слышала вся Академия. Его носили на руках и до сих пор носят. Его мишень подклеили и выставили в музее. До сих пор люди пытаются швырять в мишени свои пистолеты. Технику второго человека оценило жюри и некоторые зрители, но остальные просто не поняли, зачем надо было так извращаться. Но его мишенью до сих пор любуются и вдохновляются новые стрелки.
— Какая интересная история. Надо срочно рассказать остальным.
— А вы знаете, вы знаете? ВЫ СЛЫШАЛИ НОВОСТЬ?!
Я — дилетант широкого профиля и умных книжек не читал. А ещё я белый цисгендерный гетеросексуальный мужик. Потому я не смогу объяснить вам, что символизирует концовка Утэны и какой смысл вкладывал в нее автор. Так что давайте-ка я лучше расскажу вам, почему Утэна — это круто и почему ее стоит попробовать посмотреть хотя бы раз.
1) Утэна — это красиво и стильно.
1919x10791919x10791919x1079
1919x10791919x10791919x1079
Косяки анимации встречаются, но не бросаются в глаза. Акварельные фоны просто загляденье (а потому что рисовал их мегаэпичный Ситиро Кобаяси). Но настоящая красота этого аниме в другом.
Поначалу этого не скажешь, но бюджет у сериала был не такой уж и большой. Однако все углы были срезаны максимально грамотно. Сложно анимировать движения персонажей? Вставим сцены с театром теней, их будет проще раскрашивать. Нет денег лишний раз анимировать движения персонажей во время диалогов? Светлый фон+темные контуры. Получится загадочно и стильно. И музыка, не забудем про музыку.
1919x10791919x10791919x1079
Сцены боев и вступления к боям будут повторяться в каждой серии? Сделаем их максимально эпичными, а анимацию в них действительно красивой и плавной, чтобы зрители любовались ей и высматривали детали. А чтобы бои не приедались, каждый бой будем сопровождать новой музыкальной темой. Даже эпизоды с рекапами здесь ухитрились вставить сюжетно важные моменты.
А в последний рекап мало того, что протащили сцену секса, так ещё и подали её ТАК, что к меня отвисла челюсть
К Икухаре можно по-разному относиться, но он один из немногих, кто не только умеет выкручиваться подобным образом, но и делает это со вкусом. При этом, хоть он и организовал всю команду, в том, что Утэна выглядит так круто, не только его заслуга. Раскадровки к эпизодам рисовали весьма интересные челы. Один потом стал известным режиссером, второй снял Soul Eater, постановка в котором до сих пор тащит. Третий и четвертый работали над кучей легендарных аниме, пятого Икухара явно за учителя считал. А главный сценарист ещё над Евой поработал. А, ну там еще будущий режиссер Нарутки на огонек заглянул один раз, но это так, мелочи.
Что я имею в виду? Икухара и компания были на все сто процентов уверены в том, что делают. Они знали, куда какой кусочек мозаики нужно вставить. Именно поэтому картинка, при всем обилии деталей (рококо, чего вы хотели!), не выглядит перегруженной, каждый элемент выстреливает в нужный момент, а символы повторяются только тогда, когда это необходимо. А экономия совершенно не бросается в глаза.
2) Утэна — это мелодично.
Музыки в Утэне действительно много. Штук 100 композиций, и среди них значительная часть — это не аранжировки, а нечто оригинальное.
Композиции делятся на две категории:
— Темы персонажей+фоновая музыка. Она тут самая разнообразная. Есть и нечто барочное, и ПАФОСНЫЙ орган для поездок в лифте, и клавесин, и хтонь а-ля Кшиштоф Пендерецкий или Яннис Ксенакис, и Людмила Зыкина с хором пионеров, и похотливый джаз, и многое другое. Из тем персонажей я бы особо отметил тему Нанами. Редко встречаешь случаи, когда музыка подходит персонажу на все сто процентов. Эту композицию слушаю, и писклявый голосок в голове кричит:
— Боевые темы. Теперь, увидав какую-нибудь спиральную лестницу, буду мысленно напевать: ZETTAI! UNMEI! MOKUSHIROKU! Да, это хэви-метал. И да, оно со словами. Про что в песнях поется? В одной — про геологические периоды земли. В другой — про гермафродита. В третьей — про уберменша. В четвертой — про Лапласа. Не поняли? Не волнуйтесь, я тоже не понял. Наверное, они что-то да символизируют... Но я слишком глупый, чтобы об этом задумываться, а потому я просто кайфовал от музыки и от того, как порой здорово под нее подогнали происходящее на экране.
3) Утэна — это когда у персонажей ВСЕ СЛОЖНО.
Практически у каждого здесь если не скелет в шкафу, так тараканы в голове как минимум. Они танцуют друг с другом все виды мазохистского танго, занимаются развратом и самообманом, плетут интриги и ищут себя (или кого-то). И все же... Во многих из них есть какое-то светлое зерно, которое берет верх. Дзюри крепко завязла в лапах противной манипуляторши, но при этом остается благородной и заботливой. Нанами устраивает окружающим пакости, но чаще сама страдает от них. Да и эпизод с котенком или ее плач после финальной дуэли с Утэной показывают, что даже в такой буке избалованной есть доброта. Цувабуки — лютый сталкер, но необыкновенно чистый, благородный и милый паренек. Храбрый, но немного стеснительный и робкий. И вот из него как раз вырастет хороший человек. Даже откровенный мерзавец и манипулятор Тога под конец проявляет свою благородную сторону. Чего я от него вообще не ожидал. Но моя главная любимица... Вакаба, пожалуй. Простая, как валенок, жизнерадостная, не унывающая, но немного ранимая. По сравнению с остальными героями, у которых непременно какие-то тараканы в голове, она просто сокровище. Лучшего товарища для Утэны не найти.
И тем грустнее осознавать, что в таком мире она запросто может оказаться самой одинокой и упустить свое счастье.
То есть, хоть в сериале полно мерзотненьких персонажей, многие из них заслуживают как минимум второго шанса. Но не ты. Ты отвратителен. Акио совокупляется вообще со всем, что движется. А что не движется, то он подвинет и тоже приступит к делу.
Тем забавнее, что таким он стал, отказавшись от роли принца, но желая по-прежнему играть его роль и собирать все сливки
4) Утэна — это аниме, которое специально провоцирует СПГС.
Раз уж я мельком упомянул Еву (и раз уж ее тут вспоминали не раз и не два), то сделаю это снова. Анно и компания вставляли символы... ну, когда как. Иногда нарочно, иногда по приколу, иногда (особенно ближе к концу аниме) от безысходности. А потом вообще решили показать всем вокруг здоровенный средний палец, потому что все заколебало. У команды, работавшей над Утэной, явно был перед глазами четкий план действий. И они специально раскидали по аниме множество подсказок и ключей. Цвета и их значения, цветы и растения, предметы, звуки, даже направления, в которых идут те или иные персонажи. И куча, КУЧА метафор на соитие. Внимательно посмотрите на витраж, под которым заседает школьный совет. А кактусы? А машины? А ?
Вне зависимости от того, насколько внимательно вы смотрите Утэну, ваш глаз непременно да выцепит что-то интересное. А в одной из серий аж мигающие и пиликающие курсоры вылезут, которые вам уже тыкать будут — смотри, зритель, смотри, два мальчика держатся за руки, это СИМВОЛИЗИРУЕТ!!!
Кхм, что-то я опять не в своих штанах себя чувствую. Так, что еще?
5) Утэна — это забавно. В основном.
Я скажу это в третий раз — создатели прекрасно понимали, что делают и как они это делают. И они не утратили чувство юмора. На экране ПАФОС и СИМВОЛИЗМ, но иногда авторы грамотно вписывают в него элемент юмора или иронии, чтобы он не смотрелся так уныло.
Три самых смешных эпизода сериала — про Нанами. В одном она превращается в корову (на фоне при этом играет грустная еврейская песня про телёнка, которого везут на бойню). В другом сносит яичко. В третьем... Эммм...
1919x1079
Юмор у Икухары своеобразный. Но даже тупую шутку он ухитряется превратить в смешную, повторив ее с десяток раз и плавно повышая градус абсурда.
Или вовсе внаглую сломать логику сцены ради кеков:
1919x1079
6) Утэна — это людские пороки всех сортов
Ох, СКОЛЬКО же в этом аниме разврата. И НАСТОЯЩЕЕ МУЖСКОЕ СЛИЯНИЕЕ, и ТРОГАТЕЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ДРУЖБА, и ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ БРАТОМ И СЕСТРОЙ, и значительная разница в возрасте, и хождения налево, и изнасилования. Порок на пороке и психотравма на психотравме. Но... разврат здесь не самоцель и не элемент фансервиса, а такой же элемент истории, как и все остальное. Потому оно и не раздражает... в основном. Но об этом позднее.
И, что интересно, Икухара никогда ничего не показывает прямо. Только намёки, символы, иногда кадры на пару секунд. Даже сами персонажи в 80% случаев не скажут, что чувствуют, напрямую. А зрители... А что зрители, пусть себе гадают!
7) Утэна — это интересный сеттинг, увлекательный сюжет и хорошая мораль.
Аниме обильно нагружено символами. В нем много повторяющихся моментов. Много эротики к месту и не к месту. Но...
Знаете, почему Икухара гений? Не потому что он сломал какие-то стереотипы — жанровые, гендерные и прочие. Не потому что выработал весьма своеобразный стиль. Не потому что его подходом к постановке, построению сюжета и прочей фигне многие вдохновлялись. А потому что всё это он сделал, не уходя в занудство и не превращая свой магнум-опус в аниме не для всех. Утэна — всё ещё зрелище довольно специфическое, которое зайдет не каждому. Но она может понравиться вам вне зависимости от того, увидите ли вы в случайном кадре или нет. Вам необязательно постоянно ставить аниме на паузу и искать толкования символов, чтобы получить удовольствие от просмотра. Но если вы это сделаете, то аниме вас вознаградит. Например, цитатой в неожиданном месте. Или осознанием того, что все происходящее — это такой хитрый оммаж к опере "Орфей и Эвридика". А что на главной роли девушка... Ну, когда я на эту оперу ходил, там роль Орфея тоже спокойно играла девушка.
Фух. С плюсами, вроде, всё.
А теперь скажу, чем вам может не понравиться это аниме:
1) В Утэне капитально провисает середина.
А конкретнее — Арка Черной Розы. Классный замысел и хорошая мораль о том, что цепляясь за прошлое, ты лишь становишься узником своей же иллюзии. Но вот реализация... То, как психолог доморощенный склоняет жертв к манипуляциям, показано слишком уж торопливо и натянуто. Переход от "я должен/на избавиться от своих проблем --> я должен/на избавиться от Невесты Розы" чаще не получается грамотно показать, чем получается, и выглядит это не как психологическая манипуляция (как было задумано изначально), а как воплощение воли левой пятки сценариста, которому позарез нужно было впихнуть дуэль на мечах в серию, даже если у персонажа нет вообще никаких мотивов ненавидеть Утэну или Анфи. Да и сами дуэлянты не делают никаких выводов из своих дуэлей, а просто все забывают, как только у них с груди сбивают черную розу. От эпизода с Кэйко я и вовсе выпал в осадок.
Во время кульминации дуэли поняла, что не стоит быть жертвой манипуляций, чтобы тобой вертели как хотели — а потом вернуться к относящийся к тебе, как к вещи, Нанами и все забыть? ЧТО ЗА ФИГНЯ?!!
2) В Утэне ОЧЕНЬ много инцеста.
Инцест, инцест, ИНЦЕСТ, МАТЬ ЕГО ЗА НОГУ, КАК ЖЕ ИКУХАРА ЛЮБИТ ИНЦЕСТ!!! Не, такое извращение смотрится в контексте сериала вполне уместно. Но вот что Икухара вписывает его в историю как минимум три раза... Это с одной стороны, занятно, а с другой, немного задалбывает. Мне кажется, это единственный из его фетишей, который он не смог как следует замаскировать.
3) В Утэне много повторяющихся моментов
Увы, как бы авторы не старались это замаскировать, а срезание углов есть срезание углов. Если вы смотрите по серии в день, это никаких проблем не вызовет. А вот если вы смотрите все аниме залпом, то...
4) Утэна порой слишком уж агрессивно начинает пропагандировать свой основной посыл
Не, я девочек уважаю. Я люблю, когда они оказываются на необычных ролях. И основной посыл сериала — девушка сама может стать принцем-спасителем и творить свою судьбу так, как пожелает и идеалы, которыми ты восхищаешься, могут оказаться ложью, но это не повод опускаться до их уровня — мне импонирует. А для сёдзё в свое время это был огромный прорыв.
Но иногда он подан грамотно, а иногда... Например, под конец нам уже прямым текстом кричат: этот парень ПЛОХОООООЙ, потому что он говорит, что ДЕВОЧКАМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПРИНЦАМИ ПОТОМУ ЧТО ОНИ ДЕЕЕЕЕЕВОЧКИ. А почему нельзя? Потому что ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИИИИИПЫЫЫЫЫЫЫЫЫ. И... Я вот смотрел на это и невольно вспоминал всех этих выпускников и выпускниц конторы под названием КэлАртс, которые снимают однотипные мультики про
Ну что вы делаете, а? Раньше же куда тоньше всё выходило!
А что в итоге?
У Икухары было режиссерское видение. Икухара послал всех и снял такое аниме, которое хотел. И снял его так, как он этого хотел. И сорвал джекпот. Утэна — по-прежнему зрелище не для каждого, но она совершила революцию в своём жанре и заняла свое место на пьедестале. До сих пор многие произведения делают оммажи на неё. И пускай этот выигрыш не такой громкий, как выигрыш Гайнакса, но куда более красивый и ладно скроенный.
Кто-то назовет его изысканно украшенной, но пустой шкатулкой, и частично будет прав. Потому что — сюрприз — в Утэне НЕТУ глубокой философии и посыл в нем заложен достаточно простой. Да-да, аниме, при всех перипетиях сюжета, учит простой и жизненной морали: что твои идеалы могут разочаровать тебя, что от абьюзивных (как говорит молодёжь) отношений надо БЕЖАТЬ. И что не стоит опускаться до уровня тех, кто пал ниже тебя. А вот пронести сквозь года свои светлые качества, какие бы испытания не выпали на твою долю, — ещё как стоит.
Но если шкатулка пустая, а ты получил от встречи с ней невероятное эстетическое удовольствие, то... так ли уж это плохо?
Хочешь ли ты того или нет, а оно оставляет у тебя в душе яркие и ни с чем не сравнимые эмоции. А это значит, что со своей задачей создатели справились. И никакого ремейка/ребилда не надо.
...
...не надо же?
Комментарии
Твой комментарий
@lyricaltockareff, прекрасный отзыв на достойное произведение.@Kolews через ШЗамечательный отзыв, учитаться
@lyricaltockareff, мало про раскрытие тем: а то в самом деле словно одни только повесточки. Но хороший отзыв.Такие ощущения, что с моего отзыва потыренно несколько моментов. Ну, и хорошо, если у дураков мысли одинаковые.
Арка чёрной розы - топ. А вот совместные бои можно и дропать.
@S John, большие женщины, маленькие разницы.@S John@Kolews через Ш@S John, Мунлайтер? В смысле игру с видом сверху про приключения и подземелья?@S John@Kolews через Ш, Мунлайтер