Прежде чем садиться и писать первое предложение, которое уже может оказаться ошибочным, неплохо ознакомиться с некоторыми важными правилами. И первое, что должен усвоить любой уважающий себя писатель – без изучения матчасти не обойтись. Хорошему автору всегда следует знать тот предмет, о котором он собрался писать. Любая история изначально должна быть хорошо продумана в этом плане, чтобы выглядеть точной и реалистичной, и в особенности это касается произведений о войне. Все они, по сути, рассказывают о долговременных конфликтах, которые рано или поздно выливаются в противостояние на поле боя. Это истории, полные драмы, там есть место как боевику, так кошмарам и ужасам, и в то же время в них ведётся речь о таких вещах, как мужество, честь, долг. Часто в них ставятся под сомнение моральные ценности сражающихся сторон, да и самой войны в целом. И такие масштабы волей-неволей требуют к себе уважения. От автора, пишущего о войне, требуется, чтобы он хорошо изучил как саму эту войну, так и различные аспекты жизни в этих тяжёлых условиях. Ведь на психологию солдат влияет буквально всё – и стратегия, и тактика, и применяемые виды оружия, не говоря уже о самих законах войны. Всё это нужно знать. Обычно читатели таких текстов очень критически относятся к разного рода деталям, они ищут качественные истории, в которые могут погрузиться с головой. Вам придётся очень хорошо знать и представлять то, о чём вы собираетесь написать, в противном случае ваши читатели то и дело будут натыкаться на нелепые ошибки. В частности, в вашем тексте не может быть противотанковых ракет, сбивающих самолёты, A-10 Thunderbolt не может вести воздушный бой против F-15, а адмиралу, командующему флотом, не может быть двадцать лет с хвостиком. Подобные вещи совершенно нереалистичны, они разрушают ткань произведения, а также говорят о том, что автор не захотел уделить должного внимания изучению матчасти. «Штурмовые ведьмы» – это тоже военная история. И учитывая, что события происходят во время Второй мировой войны, вам придётся изучить всё, что имеет к ней отношение – начиная с танков, кораблей и самолётов, и заканчивая стратегией и тактикой, не говоря уж о мелких бытовых деталях и прочих приметах времени. Иными словами, вам потребуются все знания о жизни людей в период с конца 1930-х до середины 1940-х годов. Однако для полного понимания «Штурмовых ведьм» этого всё ещё недостаточно… Само собой разумеется, необходимо хорошо изучить канон. Если вы хотите написать нечто стоящее, придётся углубиться в самые разные аспекты исходного материала. И речь идёт не только о сериалах и фильме – помимо этого, существуют додзинси, лайт-новеллы, дополнительные материалы и другие подобные вещи, автором которых является либо сам Humikane Shimada (Shimada Humikane, 島田 フミカネ), либо те, что были одобрены им как канонические. В качестве примера можно привести «Tiger in the Desert», «Witch in Africa», «Witches of the Sphinx», «One Wing Witches», «Witch of Capuzzo», «Witches of Andorra» и другие произведения. Все эти нюансы будут рассмотрены в дальнейших главах более подробно наряду с другими важными вещами и понятиями – кто такие ведьмы, что представляют собой штурмовые подразделения, какую роль играет магия и в чём вообще смысл конфликта человечества с неуроями. Лучшее, что вы можете сделать как писатель – сесть и разобраться во всём этом. Да, на это может уйти немало времени, но это необходимые затраты. Ведь чем больше вы будете знать, тем лучше будут становиться ваши тексты. Лично я стараюсь собирать информацию о войне и ведьмах из самых разных источников, чтобы в конечном итоге создать увлекательное и реалистичное повествование… или, по крайней мере, не менее реалистичное, нежели девушки, использующие в 1940-х годах магические технологии и большие пушки для борьбы с регенерирующими пришельцами. Я уверен, что мои тексты не были бы столь хороши, если бы я не потратил время на изучение всего необходимого. И в этом же заключается долг любого писателя. Для произведений на военную тему это особенно важно – хотя я пишу о вымышленных персонажах, в настоящих войнах погибали настоящие люди, и я чувствую себя в долгу перед ними. Нам следует уважать тех, кто участвовал в реальных сражениях и просто жил в то трудное время, и не допускать в своих текстах непростительных ошибок. Будучи фанатом «Штурмовых ведьм», я стараюсь изучить эту серию вширь и вглубь. Я настолько обожаю это аниме, что мне всегда хочется найти верные слова, не оскорбив и не обидев при этом никого из персонажей, которых я так сильно люблю. Вот почему я трачу так много времени на подготовку перед тем, как начать писать. Если есть что-то, чего я не знаю – я стараюсь это узнать. Если уже знаю – мне никогда не лень перепроверить, чтобы убедиться, что информация по-прежнему актуальна, а возможно, и выяснить что-то новое. Мы должны учить и учить матчасть, учить всегда, каждый раз убеждаясь, что наши тексты основаны на точных фактах и выглядят реалистично. Если этого не делать, история будет слаба изначальна, становясь в дальнейшем только хуже. В качестве примера я могу привести «The Paradox Timeline», который содержит много ляпов такого рода (поскольку я не знаком с вышеупомянутым фанфиком, дальнейший перевод абзаца может содержать некоторые фактические неточности – прим. пер.). Американские, британские, французские, японские и русские корабли проводят совместные учения, хотя это невозможно ни по соображениям логистики, ни по геополитическим причинам. С авианосцев взлетают обычные самолёты ВВС, хотя в данном случае речь должна идти о палубной авиации. Один-единственный транспорт снабжения доставляет припасы для доброй дюжины кораблей, причём все они имеют разные виды вооружений и разные типы топлива. 50000 человек и ведьм пали в бою, потеряв при этом 10000 единиц техники и половину авиасоединений, и этот факт объявляется сокрушительной победой, хотя в действительности это – оглушительное, катастрофическое поражение, от которого невозможно оправиться. Все перечисленные примеры показывают полное отсутствие внимания к деталям и логике событий, пренебрежение законами тактики и стратегии и т.д. Или, допустим, любовная линия героев никак не учитывает особенности военного времени и то, как такие отношения воспринимались в армии. Более того, любимую женщину героя пытали, насиловали, в конце концов расстреляли и оставили гнить её труп в камере, и эти события ровным счётом никак не отразились на психологическом состоянии протагониста. Всё это по меньшей мере нереалистично и демонстрирует явное незнание как психологии солдат, так и явления, именуемого ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство, оно же т.н. «вьетнамский синдром» – прим. пер.). Приводя подобные примеры, я вовсе не стремлюсь устроить флейм, а всего лишь показываю, как не надо делать. Я надеюсь, что эта критика в итоге поможет как автору упомянутого произведения, так и другим моим коллегам. Безусловно, слабых произведений хватает, однако «The Paradox Timeline» – одно из наиболее известных. Итак, резюмируя, изучение матчасти является самой главной и первостепенной задачей. В наш век продвинутых информационных технологий можно с лёгкостью изучить любой вопрос, поэтому у авторов не может быть никаких оправданий для собственной лени. Недостаток знаний может буквально убивать истории. И чтобы они были выстроены на прочном фундаменте, изучайте всё – и эпоху, и сам жанр, и канон. Могу уверить вас, что это время не будет потрачено впустую. Рассматривайте эту работу как инвестиции в своё произведение, поскольку это действительно необходимо. Такая серьёзная и чарующая тема, как война, требует тщательного подхода, и фанфиков по «Штурмовым ведьмам» это касается в полной мере. Википедия, посвящённая вселенной ведьм – отличное место, где можно найти всю информацию, необходимую для полного погружения в мир сериала. В качестве небольшого совета обратите внимание на этот отрывок из «Искусства войны» Сунь-цзы: «Если ты знаешь врага, и знаешь себя, тебе нет нужды бояться сражений. Если ты знаешь себя, но не знаешь врага, при каждой победе ты понесешь поражение. Если ты не знаешь ни врага, ни себя, проиграешь каждый бой.» Так что прислушайтесь к моим коллегам-писателям и не ленитесь учиться. В конечном итоге это пойдёт на пользу вашим текстам, сделает их более увлекательными и правдоподобными, а ваши читатели сполна оценят приложенные усилия. У вас есть доступ к книгам, телевидению, интернету – всё это источники самых разнообразных знаний, и вы всегда должны ими пользоваться. Ну а если у вас есть возможность получать информацию из первых рук, это ещё лучше. Никогда не забывайте – писатель всегда обязан знать то, о чём он пишет. Важно, однако, не удариться и в другую крайность. Безусловно, знания нужны (в конце концов, мы ведь стремимся к точности), но не забывайте, что вы всё-таки собрались написать историю. Я рекомендую вначале овладеть некоторой общей базой, а потом, когда вы начнёте работать, этот фундамент будет дополняться по необходимости – именно той информацией, которая нужна вам в данный момент. Помните, что знания нужны не для того, чтобы лишний раз их демонстрировать – прежде всего они должны работать на произведение. Проводить бесконечные часы, изучая всё подряд – не лучший вариант, это утомит вас и отнимет очень многое времени, которое лучше было бы потратить с пользой. Ещё раз подчеркну – матчасть нужна, но ровно в том объёме, который требуется для произведения. Информация должна иметь хоть какое-то отношение к вашей истории, и не нужно тащить туда всё подряд. Конечно, найти баланс между исследованиями и творчеством будет непросто, но именно этот идеальный баланс имеет огромное значение для любого писателя. В конечном счёте он должен стать мощным инструментом в вашем писательском арсенале. Итак, изучение матчасти – это лучшее, что вы можете сделать для своих читателей, своих произведений и персонажей и, самое главное, для себя самого. Не забудьте применить на практике всё то, что вы прочли сейчас, и написать свою собственную историю. Баланс – вот ключ к успеху.