(Я взял на себя смелость выкинуть из перевода обращение автора к пользователям сайта fanfiction.net в начале этой главы, поскольку оно достаточно специфично и не содержит информации по теме исследования – прим. пер.)
Что такое география? Лучше всего её можно описать как науку, посвящённую изучению территорий, населения и различных явлений на нашей планете, так что в целом она довольна обширна и включает в себя множество подразделов. География вселенной «Штурмовых ведьм» в чём-то существенно отличается от нашего мира, а в чём-то удивительно на него похожа. В этой главе основное внимание будет уделено физической географии, а также немного затронуты геоморфология (изучение рельефа), климатология, метеорология, топография и биогеография (изучение распределения видов и экосистем). К сожалению, из-за нехватки времени рассмотреть все эти вопросы подробно не получится, поэтому я рекомендую поискать дополнительные материалы, чтобы получить больше информации по этим разделам. Хотя география является всеобъемлющей наукой, в этой главе я сосредоточусь только на вышеуказанных разделах (да и то вкратце), чтобы подготовить почву для рассмотрения культурных, политических, социально-экономических, торговых и теологических вопросов в следующей главе. Здесь же основное внимание будет уделено различным странам и сравнению их с аналогами в реальном мире. Обратите внимание, что сведения о некоторых местностях, биомах и климате заимствованы из открытых источников, поскольку предполагается, что они идентичны или почти идентичны аналогам из нашего мира, за исключением некоторых нюансов, которые являются специфичными для вселенной «Штурмовых ведьм». Как и в других случаях, нужно помнить о том, что здесь не обошлось без догадок и предположений. Наконец, я хочу поблагодарить за помощь и терпение BbK2442 – его знание японского языка дало мне возможность сделать эту главу более подробной и развёрнутой. На этом позвольте закончить вступление и перейти собственно к теме. Общая географическая картина мира в целом очень похожа на ту, которая наблюдалась в этот период в реальной жизни, однако существует и несколько важных различий, касающихся как континентов, так и отдельных стран. Начнём с Восточного полушария, а точнее, с Европы. Она почти не изменилась по сравнению с реальным миром, за исключением некоторых незначительных нюансов, а также того факта, что границы стран заметно отличаются. Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, сперва я перечислю государства, существующие во вселенной «Штурмовых ведьм», а в скобках дам пояснения, каким образом эти страны соотносятся с привычными европейскими государствами (все эти сведения содержатся в официальных атласах). Итак, Европа включает в себя следующие страны – Британия (Великобритания и Ирландия), Испания (Испания), Галлия (Франция), Карлсленд (прежде всего Германия, а также территория Польши), Остмарк (Австро-Венгрия), Венеция (часть Северной Италии и Югославии), Романья (Италия), Мезия (Болгария), Белгика (Бельгия), Дакия (Румыния), Балтленд (состоящий из Норвегии, Швеции и Дании), Суомус (Финляндия), Оруссия (Россия), Лузитания (Португалия), Гельвеция (Швейцария), Республика Мальта (Мальта), Голландия (Нидерланды, хотя в некоторых источниках название «Нидерланды» используется и в самой вселенной), а также Македония и Греция, которые именуются точно так же. Все эти страны очень похожи на то, что они представляли собой в реальную эпоху 1930-1940-х гг., по крайней мере, в плане физической географии. Я мог бы описать особенности каждой из них подробно, но это потребовало бы много времени, которое лучше потратить на рассмотрение других вопросов. Поэтому я ограничусь лишь ключевой или иной заслуживающей упоминания информацией, а также сравнениями с реальными миром. Настоятельно рекомендую всем, кто читает это руководство, узнать как можно больше о географии этих стран в интернете – чтобы впоследствии вы могли использовать эти сведения в своих произведениях и лучше понимать тонкие отличия между вселенной «Штурмовых ведьм» и нашим миром. Несмотря на то, что у большинства стран присутствует поразительное сходство с их реальными аналогами (в этом нетрудно убедиться при чтении Википедии или просмотре любого фильма о Второй мировой войне), всё же существуют некоторые заметные отличия, о которых мы поговорим в этой главе. Что же касается тех стран, которые не получится рассмотреть подробно, достаточно просто предположить, что они соответствуют реальным, а затем учесть в этой картине влияние ведьм, неуроев и собственно самой войны. Начнём с Остмарка, который до вторжения неуроев представлял собой страну, состоящую из равнин и холмов, с большим числом озёр и рек. Холодная зима, тёплое лето и непредсказуемая частота выпадения осадков, на востоке – горы (в данных условиях климат на равнине может быть особенно суровым, с жарким летом, морозной зимой и небольшим количеством осадков), на западе – река Дунай, которая берёт своё начало около Донауэшингена на юго-западе Карлсленда, течёт через Остмарк и впадает затем в Чёрное море. Самые высокие горы Остмарка – три альпийских хребта, Северные Известняковые Альпы, Центральные Альпы и Южные Известняковые Альпы. В западной части страны – холмистые районы, предгорья, низменности и, конечно же, Богемский лес. Остмарк был одной из первых стран в Европе, которая пала под ударами неуроев в 1930-1940-х годах, причём за короткое время – всего лишь месяц, несмотря на огромные усилия солдат и ведьм. К сожалению, и те и другие, официально считались наблюдателями, а потому по большей части не играли активной роли в ходе этих месячных боёв. Предположительно вторжение неуроев началось из Черноморского региона (в районе реки Южный Буг), и тогда они должны были проследовать через Мезию и Дакию, чтобы добраться до Остмарка. Существует также версия, что их путь пролегал вдоль реки Дунай, но в целом, как обычно, всё это лежит в области догадок и предположений. Остмарк являлся стратегическим важным регионом с точки зрения геополитики, а также обладал большими запасами металлов и минеральных ресурсов – это означало, что он представляет ценность как для людей, так и для неуроев. Хотя в тот момент не все это понимали, Остмарк тем не менее изо всех сил пытались удержать, и в результате активных боевых действий он был полностью разорён. Разрушению подверглись и города, и природа, население в спешке эвакуировалось. Вполне возможно, что тела погибших мирных жителей, солдат и ведьм так и остались на полях сражений, и выжить удалось лишь тем, кто чудом уцелел под лучами неуроев. После того, как неурои взяли страну под полный контроль, она была заполнена ульями и превратилась в идеальный плацдарм, с которого неурои могли атаковать соседние страны. Кроме того, «питомники» неуроев работали здесь на полную мощность, порождая всё новых и новых особей – из-за высокой концентрации ульев Остмарк превратился в своего рода рассадник неуроев. Извлечение и поглощение ресурсов Остмарка в таких масштабах, несомненно, должно было привести к тому, что все его природные богатства оказались уничтожены, а от плодородных равнин, холмов и лесов остались лишь воспоминания – всё это было трансформировано в соответствии с предпочтениями неуроев. Ещё хуже ситуация была в тех районах, где и до вторжения наблюдались резкие погодные изменения. Неизвестно, сохранились ли многочисленные исторические достопримечательности Остмарка – скорее всего, они были полностью разрушены, а некоторые из старинных замков были скопированы неуроями для создания новых платформ класса Зиккурат. Некоторые предполагают, что значительная часть территории Остмарка (или, по крайней мере, его центральные регионы) изменилась в результате оккупации до такой степени, что стала непригодной для жизни, или же вовсе была превращена в инопланетную пустошь. Однако точных сведений на этот счёт нет, поскольку любая информация из этих районов отсутствует, а огромное количество неуроев препятствует сбору разведданных – поэтому данный вопрос оставляется на усмотрение авторов. Нетрудно представить, что вся территория будет покрыта толстым слоев миазмов, так что всё живое там, скорее всего, погибло. Если и осталась какая-то жизнь, то она теплится либо на границах Остмарка, либо в каких-то случайных местах, которые по той или иной причине не представляли для неуроев интереса. Но даже в этом случае подобные районы будут с течением времени чахнуть и увядать. Попасть в Остмарк в 1945 году – значит пройти глубоко на вражескую территорию и, возможно, увидеть там ландшафт, который будет очень мало похож на земной. То, что когда-то было домом для жителей Остмарка, пришло в упадок и разложилось, а о прошлом будут напоминать лишь руины и следы боёв. И это не говоря уже о постоянной угрозе, исходящей от множества неуроев всех форм и размеров. Хотя до сих пор нет канонических материалов, раскрывающих положение дел на территории Остмарка, предполагается, что оно, мягко говоря, не очень красиво. Следующая известная страна – Карлсленд. Диапазон высот на её территории простирается от Карлслендских Альп (самая высокая точка – Цугшпитце, 2962 метра или 9718 футов) на юге до берегов Северного моря (Нордзее) на северо-западе и Балтийского моря (Остзее) на северо-востоке. Между ними лежат лесистые возвышенности центральной части Карлсленда и низменные земли его северной части (самая низкая точка – Нойендорф-Заксенбанде на высоте 3.54 метра, или 11.6 фута, ниже уровня моря), пересекаемые крупнейшими реками Европы, такими как Рейн, Дунай и Эльба. В восточных регионах Карлсленда преобладает умеренный климат, равнины простираются от Балтийского моря на севере до Карпатских гор на юге. В пределах этих равнин ландшафт меняется волнами с востока на запад. Балтийское побережье имеет две естественных гавани, более крупную в Гданьско-Гдыньском регионе и меньшую около Щецина на северо-западе. Северо-восточный регион, известный как Мазурский Озёрный край с огромным (более 2000) числом озёр, густо порос лесами и малонаселён. Что же касается центральной низменности, она образовалась в результате ледниковой эрозии в эпоху плейстоцена. Вдоль побережья Фризии, недалеко от границы Карлсленда и Нидерландов, располагаются заболоченные территории. В песчаном Мекленбурге на северо-востоке находится много озёр, возникших в последний ледниковый период. Двигаясь на юг, в центральном Карлсленде мы видим сельскую местность, гористую или всхолмленную, которая частично образована древней вулканической деятельностью. Долина Рейна прорезает западную часть этого региона. Центральное нагорье продолжается на восток и на север до Заале и сливается с Рудными горами. Эти районы включают Эйфель, Хунсрюк и Палатинский лес к западу от Рейна, холмы Таунус к северу от Франкфурта, массивы Фогельсберг, Рён и Тюрингский лес. К югу от Берлина восточно-центральная часть страны больше похожа на северные районы с песчаной почвой и речными заболоченными территориями, такими как район Шпреевальд. Рельеф Южного Карлсленда определяется различными горными хребтами – такими, как два смежных хребта Швабского и Франконского Альба (простирающихся приблизительно от истока Дуная на юго-западе Баден-Вюртемберга, к югу от Штутгарта, через Швабию в Центральную Франконию и в долину реки Майн). Вдоль границы между Баварией и Чешской республикой протянулся Баварский лес. Альпы на южной границе – самые высокие горы, но в самом Карлсленде альпийская местность занимает лишь небольшую часть (в юго-восточной Швабии и Верхней Баварии). Шварцвальд на юго-западной границе с Галлией отделяет Рейн от верховьев Дуная на его восточных склонах. Хотя немалая часть Карлсленда выглядит как чистая ухоженная местность с деревнями и городами, чем ближе вы подбираетесь к Берлину, тем в больший упадок приходит всё вокруг, а в самом Берлине и его окрестностях так много ульев, что он похож на хорошо защищённый гарнизон. Жители Оруссии прозвали оккупированный неуроями Берлин «берлогой», или «Логовом зверя». Скорее всего, другие районы Карлсленда сохранились лучше, нежели территория вокруг Берлина. Они находятся либо под контролем альянса (хотя таких районов немного и они периодически подвергаются сильным атакам), либо на их территории ведутся бои и они постоянно переходят из рук в руки. Густые леса, в изобилии растущие в Карлсленде, способны обеспечить укрытие как людям, так и неуроям. Благодаря операциям «Малый Бифрост» и «Большой Бифрост» значительная часть гражданского населения Карлсленда была эвакуирована, когда страна находилась на грани катастрофы, а это означает, что человеческие жертвы были относительно невелики. Тем не менее вооружённые силы Карлсленда, которые обеспечивали эту масштабную эвакуцию, понесли существенные потери, хотя и не столь огромные, как армия Остмарка. Предпринятые перед этим попытки остановить или хотя бы задержать продвижение неуроев тоже привели к немалым жертвам, и в конечном счёте те из солдат, кто остался в живых, включая ведьм, были эвакуированы вместе с мирным населением. Галлия – это страна, которая является отражением Франции. В основном она покрыта плоскими равнинами или пологими холмами на севере и западе, самая низкая точка – дельта Роны, самая высокая – гора Монблан. Кроме того, в Галлии имеется большое количество пахотных земель (около 33.46%) и водных источников – хотя неизвестно, сколько из них по-прежнему пригодны для использования после вторжения неуроев. В отдельные годы в Галлии могли случаться наводнения, засухи, сход лавин и лесные пожары на юге, а также редкие землетрясения. Если предположить, что эта страна столкнулась с теми же проблемами, что и реальная Франция, то к XV веку она почти полностью лишилась лесов и была вынуждена импортировать древесину из Суомуса и своих колоний в Северном Либерионе. Наиболее крупные из уцелевших лесных массивов находятся в провинции Гасконь и на севере в регионе Эльзас-Арденны, но в целом лесов в Галлии практически не осталось. Если предположить, что неурои вторгались в Галлию и во время Первой войны с неуроями, то Арденнский лес стал ареной обширных сражений в обеих войнах. Тем не менее, ущерб, нанесённый Галлии в 1940-х годах, выглядит незначительным, а сама страна, несмотря на оккупацию, отнюдь не похожа на безлюдную пустошь. Видимо, это указывает на то, что, хотя неуроям удалось захватить территорию и даже создать там гарнизон с ульями, они не смогли начать трансформацию местности – вероятно, из-за того, что силы альянса часто и активно их атакуют, пытаясь освободить захваченные регионы. Романья похожа на реальную Италию – на её территории расположены горы, образующие костяк полуострова, а также равнина с долиной реки По, которая составляет 70% всех равнинных территорий страны. Здесь также много рек, есть острова и вулканы, самым высоким из которых (и действующим) является Этна. На севере находится несколько крупных озёр. Море тёплое, а его береговая линия очень красива. Сельское хозяйство востребовано и хорошо развито, ещё одним источником ресурсов является заготовка древесины. Поскольку здесь когда-то был средиземноморский центр западной цивилизации, следы Древнего Рима всё ещё можно увидеть и в 1940-х годах – Колизей, руины Помпеи, а также искусственный водопад Каската-делле-Марморе («Мраморный каскад»). Однако существенное отличие от реальной Италии заключается в том, что под 501-й романьской базой был обнаружен скрытый подземный ход, ведущий в катакомбы, поэтому логично предположить, что в Романье существуют и другие такие катакомбы, сооружённые древними ведьмами. Учитывая тот факт, что Древний Рим был сверхдержавой и наверняка располагал большим числом ведьм, таких подземелий может оказаться немало. У Испании есть определённое сходство с её реальным аналогом, поэтому информацию об этой стране можно найти в Википедии и других источниках. Так же, как и Испания в нашем мире, она подвержена наводнениям в некоторых регионах, хотя в жаркие месяцы на юго-востоке, напротив, страдает от нехватки воды. В районах, прилегающих к Средиземному морю, лето сухое и тёплое, в других регионах климат варьирует от полузасушливого до океанического. Оруссия – большая протяжённая страна, известная своими холодными и морозными зимами. По большей части её география и климат напоминают реальную Россию. Три наиболее известных города на её границах – это Либау, Ревель и Петербург (поскольку христианство во вселенной «Штурмовых ведьм» не приобрело такого влияния, а возможно, и полностью исчезло, город не имел бы приставки «Санкт» в названии, однако человек, в честь которого он был назван, здесь также оставил заметный след в истории). Также следует отметить, что улей неуроев появился там, где в реальном мире находится Москва, в результате чего область к западу от реки Урал оказалась захваченной. В настоящее время Оруссия является главной силой на Восточном фронте, где действует совместно с Империей Фусо. Вполне вероятно, что на восточном фронте идут ожесточённые бои, однако информации по этому поводу не так уж и много, поэтому здесь вновь приходится строить догадки и гипотезы. Говоря о физической географии Британии, можно отметить, что она фактически идентична реальной Британии 1940-х годов. Её флора и фауна довольно разнообразны, ландшафты тоже представлены самые разные – холмы, фьорды на западном побережье, реки и озёра, в том числе широко известный Лох-Несс, каналы и множество мелких островов в прибрежных водах. Климат умеренный, юг страны в целом теплее, чем север, а на западе выше влажность, чем на востоке, и более половины дней в году небо покрыто облаками. Ключевая особенность заключается в том, что Британия во вселенной «Штурмовых ведьм» несколько шире и в то же время немного короче своего реального аналога. В частности, северный регион, где расположено Шотландское нагорье, имеет меньшую протяжённость, нежели в нашем мире. Хотя официальная информация относительно Шотландии, Ирландии и Уэльса отсутствует, предполагается, что они идентичны своим прототипам, если не считать того факта, что во вселенной «Штурмовых ведьм» Шотландия может именоваться Каледонией. Известно лишь то, что там расположены два крупных города – Глазго и Эдинбург, который, вероятно, является столицей региона. Однако пока официальной информации о названиях регионов нет. Если Шотландия может называться Каледонией, то Ирландия может носить имя Эйре, или Эрин, или, что более вероятно, Гиберния – поскольку именно так её называл Юлий Цезарь, и благодаря влиянию Древнего Рима это название могло закрепиться и стать общепринятым. Называют ли народ Гибернии ирландцами или нет, вопрос спорный, возможно, в действительности местное население является кельтами. Для Уэльса возможны наименования Иннисфейл (Остров судьбы), Камбрия, или же просто Уэльс, как и в нашем мире, и его коренным населением также являются кельты. В плане географии и климата все эти регионы вполне соответствуют своим реальным аналогам. Такие страны, как Республика Мальта, Венеция и Греция, тоже имеют сходство с реальными государствами в этот период истории. Судя по тому, как Греция была описана в додзинси «First Spear», там и поныне стоят сохранившиеся античные сооружения. Некоторые, например, открытые древнегреческие термы, до сих пор используются. Сохранность этих памятников архитектуры различна – одни пребывают в хорошем состоянии, а другие полностью разрушены или даже погребены под землёй, ожидая, пока их откопают – то ли люди, которые их когда-то построили, то ли неурои, которые либо уничтожат их окончательно, либо используют в каких-то своих целях. Другие страны Европы с точки зрения географии и климата также будут похожи на свои аналоги. Об этом всегда следует помнить, занимаясь разработкой декораций для своей истории, и пользоваться общедоступными источниками, чтобы уточнить те или иные детали. Не забывайте и о присутствии неуроев в некоторых из этих стран, поскольку они неминуемо оказывали влияние на текущее положение вещей. В каких-то регионах могут присутствовать древние руины или же места, где были когда-то запечатаны древние неурои. В настоящее время информация о ряде стран отсутствует, и она будет добавляться в это руководство по мере её появления. Также надо помнить и о той роли, которую сыграли в мировой истории ведьмы – они оставили после себя наследие, которое частично затерялось в веках, а частично уцелело вплоть до самого начала Второй войны с неуроями. Теперь мы двигаемся на юг и переходим к Африке – большому континенту, который состоит из огромных песчаных пустынь, таких же обширных саванн и небольшого пояса тропического леса вокруг экватора, который является домом для множества экзотических видов животных и растений. Список стран Африки, о которых в настоящее время известно, выглядит так – Тунис (такой же, как реальный Тунис), Нумидия (Алжир), Марокко (почти как реальное Марокко, но с гораздо меньшей территорией), Мавритания (реальная Мавритания), Киренаика (Ливия), Египет (состоящий из Египта и Судана), королевство Аксум (состоящее из Эритреи, Джибути, Эфиопии и примерно 60-65% северной части Сомали), Уэдраого (состоящее из Мали, восточной и юго-восточной частей Мавритании, Сенегала, Гвинеи, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо и Ганы), королевство Конго (состоящее из Республики Конго, Демократической Республики Конго, Габона, Уганды, Руанды и северной половины Анголы) и, наконец, Южная Африка (состоит из самой Южной Африки, Лесото и южных районов Намибии и Ботсваны). Хотя остров Мадагаскар также присутствует на карте, в настоящее время он пока не имеет официального названия, поэтому неизвестно, останется ли он Мадагаскаром. Другим альтернативным названием для него могло бы стать королевство Имерина, но пока это не более чем предположение. Пустыня Сахара – огромное поле битвы, самая большая пустыня в мире, что простирается от Атлантики до Красного моря. Несмотря на значительное количество неуроев, а также их аванпостов и ульев в северных районах континента, в данном случае человечество имеет преимущество перед врагом – благодаря открытым ровным пространствам неуроев легко обнаружить издалека, что позволяет атаковать их на расстоянии. В то же время самим неуроям для успешной атаки необходимо подобраться ближе, чтобы наиболее эффективно использовать своё лучевое оружие. Поэтому войска альянса массово используют артиллерию и противотанковые орудия, чтобы обстреливать неуроев издалека, а оборонительные позиции прикрываются минными полями. Тем не менее, северные районы Африки постоянно подвергаются атакам и вторжениям. Кроме того, наличие больших пространств позволяет неуроям использовать самые мощные и массивные платформы, а также атаковать большим числом – от нескольких сотен до тысячи. Чтобы противостоять такому количеству врагов, требуется сразу несколько отрядов ведьм механизированной бронетанковой пехоты, и знаменитые «Тигры» играют большую роль в этих сражениях. Кроме того, в жарком климате Африки особую ценность приобретают оазисы, колодцы и другие источники воды – она является важным ресурсом на Африканском фронте, и армия без неё долго не продержится. Помимо пустынь и саванн, в Африке мы видим извилистые и узкие каньоны, скалистые горы (самая высокая точка – гора Килиманджаро), реки и озёра (самое большое озеро – Виктория, а самая длинная река – Нил), Суэцкий канал, который используют как военные, так и торговые корабли, прибрежные равнины, острова, хребет Атлас и, конечно же, небольшие, но пышные тропические леса вдоль экватора. Погода здесь экстремальная – от изнуряющей жары до затяжных дождей в сезон муссонов. Африка также известна специфическими болезнями, наиболее серьёзными из которых являются малярия, сонная болезнь и жёлтая лихорадка. Самой опасной считается малярия, она передаётся особой разновидностью африканских комаров (anopheles mosquito), и ей можно заражаться неоднократно. Вакцины от малярии пока не существует, что затрудняет борьбу с этой болезнью. И хотя ведьмы, владеющие исцелением, могут помочь больным людям, им придётся затратить для этого немало сил. Жёлтая лихорадка также передаётся через комаров, но в отличие от малярии, ей можно переболеть лишь один раз. Как и ветряная оспа, у взрослых она протекает тяжелее, чем у детей. Африка – непростое место для жизни, это касается как местного населения, так и тех, кто прибыл из других стран служить на Африканском фронте. Далее мы рассмотрим Азиатский континент и страны, находящиеся в восточном полушарии. Вот список тех государств, что известны на данный момент – Остман (состоящий из стран Аравийского полуострова и включающий Саудовскую Аравию, небольшую часть Западного Ирака, Бахрейн, Катар, Оман, Йемен, Кувейт, Иорданию, Сирию, Турцию и Кипр, хотя Иудея (аналог Израиля), как уже говорилось ранее, была стёрта неуроями с лица земли – трансформировали они её под себя или просто опустошили, в точности не известно), восточные регионы Оруссии, Персия (состоящая из Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана), Содружество Индия (состоящее из Индии, Бангладеша и Шри-Ланки), Великая Монгольская империя (состоящая из частей Западного Китая и Северного Тибета, Синьцзяна и Юго-Западной Монголии), Содружество Бирма (состоящее из Бирмы), Сиамское королевство (состоящее из Таиланда и части Бирмы), Австралия (состоящая из Австралии и Тасмании) и Кивиленд (состоящий из Новой Зеландии и её владений, включающих Токелау (зависимая территория), острова Кука и Ниуэ (самоуправляемые государственные образования в свободной ассоциации с Новой Зеландией), а также Зависимая территория Росса в Антарктиде). Особо следует упомянуть государство Фусо, которое состоит из самой Империи Фусо (Японии), большого острова на юго-востоке, известного как Остров Южного Моря, и территории в Оруссии под властью Фусо, известной как Урадзио (с городом Владивостоком). В эпоху Адзути-Момояма Империя открыла новый остров в Тихом океане. Поскольку он был больше, чем исконные территории Фусо, имел богатые залежи полезных ископаемых и был необитаемым, он получил статус заморской территории и стал называться Остров Южного Моря. Благодаря одному влиятельному даймё, который переселился туда в начале XVII века, остров сделался важным источником ресурсов для Фусо. Его столица называется Шинкё. На момент написания этой главы неизвестно, как и когда был основан Урадзио, но ясно, что это крупный и оживлённый торговый город с множеством рынков, сочетающий в себе культуры как Фусо, так и Оруссии. Через Урадзио пролегает торговый маршрут через так называемую «Великую Пустошь» (которая состоит из большей части Восточного Китая, Восточной Монголии, всей Северной Кореи и 50% Южной Кореи), по которому идут поставки в Оруссию и другие страны Азии. Судя по панорамам городов, архитектура Фусо представляет собой смешение стилей феодальной эпохи и современности. Кроме того, в стране имеется множество синтоистских и буддистских храмов, в которых, возможно, когда-то были запечатаны древние неурои. Учитывая силу и решимость ведьм Фусо, участь этих неуроев явно была незавидной. Один нюанс, который стоит упомянуть, заключается в том, что по поводу Северо-западного региона Австралии существует две версии – он либо превратился в бесплодную пустошь (текущий канон), либо полностью исчез (старый канон). И то, и другое объясняется вторжением неуроев, каковое событие произошло в 79 г. н.э. (о чём было упомянуто в предыдущей главе). Известный австралийский город – Альбион (Сидней). Единственным городом Персии, который в настоящее время отмечен на карте, является Ктесифон (Багдад). Столица Великой Монгольской империи – Хюри (Улан-Батор). Из-за вторжения кайи в 660 г. области Персии, которые включали в себя Иран и Ирак, вымерли. Неизвестно, были ли они когда-нибудь заселены вновь или так и остались негостеприимной пустошью. Пока по этому вопросу нет информации, так что писателю придётся или полагаться на описание реальных стран, или включить фантазию и представить, как это могло бы быть. Кроме того, следует отметить, что большинство регионов Азии лишены какого-либо чёткого наименования. Однако, учитывая тот факт, что в официальных источниках встречается упоминание ножа кукри (известного во вселенной «Штурмовых ведьм» как «нож гуркхов»), вполне вероятно, что некий аналог Непала всё-таки существует. Альтернативными названиями для него могли бы служить либо Пали, либо Королевство гуркхов, причём второе является наиболее вероятным. Ещё один регион, о котором упоминается – Федрация Малайя (состоящая из Малайзии) на юго-востоке. В Малайе находится город-государство Сингабара (Сингапур), расположенный на юге Малайского полуострова, и, как сообщается, в нём обосновался большой и сильно укреплённый улей, контролирующий Малаккский пролив – там обитает множество различных классов неуроев, сочетающих в себе черты одновременно и машин, и монстров. Через Малаккский пролив пролегал удобный морской маршрут, который позволял сэкономить время, но из-за оккупации Сингабары все корабли теперь вынуждены идти в обход, что приводит к дополнительным затратам. Поэтому освобождение Малайи имеет первоочередное значение для обеспечения нормального судоходства на маршрутах, ведущих в другие районы Азии, Африку и даже в Европу через Суэцкий канал (имейте в виду, что вся информация о Малайе на данный момент считается полуканонической, пока она не будет одобрена Симадой в качестве канона). Помимо этого, неизвестно, существует ли в официальных исходных материалах альтернативная версия Вьетнама. У этой страны немало древних исторических названий, в частности, Xích Quỷ, Văn Lang, Nam Việt, Đại ViĐạt, Nanyue, Âu Lạc, а во вселенной «Штурмовых ведьм» она один-единственный раз упоминается под именем Ванран. Возможно, это название будет принято как официальное, но сейчас оно в лучшем случае является полуканоном, поскольку эти сведения описаны лишь в 6-й в главе додзинси «Unknown Witches Secret File» – в истории, посвящённой войне во Вьетнаме. Там не даётся практически никаких полезных деталей об этой стране, и всё, что известно об этом регионе – он покрыт джунглями и там периодически свирепствуют муссоны. И, наконец, последнее, о чём стоит связать в связи с географией, принятой в каноне. Суть вопроса заключается в том, что на карте Китай выглядит как реальный Китай в нашем мире, включающий в себя древнюю Маньчжурию, всю Северную Корею и значительную часть Южной – но в действительности эта страна не существует во вселенной «Штурмовых ведьм». За пределами тех земель, которые составляют территорию Великой Монгольской империи, лежат обширные районы, известные как «Великая Пустошь». На вопрос о том, существовал или нет Китай в эпоху Сэнгоку, разные источники отвечают по-разному, и здесь трудно установить истину. Что же касается более позднего периода, то есть достоверная информация, что после окончания эпохи Сэнгоку и до событий 1904 года Китая уже не было – вместо него появляются обширные пустынные районы, а люди проживают лишь в Великой Монгольской империи. В старом каноне китайских земель более не существовало – здесь возникло обширное внутреннее море, которое появилось в результате активных действий неуроев, разорвавших земную твердь. Однако в существующем каноне эти территории по-прежнему на месте. Тем не менее они ничуть не похожи на то, что мы можем видеть в реальном Китае. «Великая Пустошь» представляет собой обширные бесплодные земли, которые в основном состоят из аллювивальных равнин с рыхлыми неуплотнёнными почвами, холмов и некоторого количества невысоких горных хребтов. Здешняя природа находится в плохом состоянии, поскольку неурои пытались трансформировать эти территории для своих нужд. По сути, этот регион представляет собой ключевой и единственный в своём роде маршрут, по которому из Фусо и Урадзио идут поставки в Оруссию, в частности, на Уральский фронт. В лучшем случае это довольно долгое и мрачное путешествие по безлюдным землям, в худшем здесь можно столкнуться с множеством опасностей, поскольку в этом районе находятся многочисленные гарнизоны неуроев. Так или иначе, это довольно напряжённый и мучительный переход, без сопровождения ведьм многие посчитали бы его самоубийственным, и даже под прикрытием ведьм его совершают неохотно. Присутствие неуроев здесь ощущается постоянно, и, возможно, существуют лишь небольшие промежутки времени, в течение которых можно проследовать этим путём относительно безопасно. До инцидента в море Фусо «Великая Пустошь» была малонаселённым районом с незначительным числом военных баз, однако после того, как ценой больших усилий и жертв наступление неуроев на Фусо удалось остановить, этот регион сделался наводнён неуроями. Следующая группа стран, которую мы рассмотрим, это государства Западного полушария. Обратимся сперва к северному континенту, где расположен Северный Либерион, территория которого включает в себя Дальние Земли (состоящие из Канады, её провинций, Квебека, Новой Шотландии и Ньюфаундленда, а также Гренландии) и Соединённые Штаты Либериона (Соединённые Штаты Америки, Аляска, Гавайи, а также пять заселённых и девять необитаемых территорий в Тихом океане и Карибском бассейне). Сам Карибский бассейн включает такие острова, как Куба, Гаити, Доминиканская Республика, Пуэрто-Рико, Ямайка и другие тропические острова к югу от берегов Северного Либериона, хотя официальные имена всех этих регионов ещё предстоит подтвердить. Государство Астека состоит из Мексики, большей части Гватемалы и Нижней Калифорнии, а также частей штатов Техас, Нью-Мексико (или Новая Астека) и Аризона. Из всех стран мира именно континент Северный Либерион наиболее радикально отличается от своего реального аналога с точки зрения географии. Кто-то даже может назвать эти различия экстремальными или несуразными – в то время как большинство стран отличаются лишь своими границами, география Северного Либериона очень своеобразна – очертания континента очень похожи на перевёрнутую звезду. Калифорнийский полуостров значительно короче, чем в нашем мире, то же самое можно сказать и соответствующем заливе. Дальние Земли разрезаны пополам, Квебек и Приморские провинции отделены от остальной части страны Гудзоновым заливом совершенно другой формы. Сами Соединённые Штаты Либериона тоже имеют необычные границы. Между Астекой и Либерионской Территорией Майя находится довольно большой водоём, который теоретически мог бы считаться эквивалентом Панамского канала, однако, похоже, им не является. В целом, помимо вышеперечисленных серьёзных различий, география континента совпадает с его реальным двойником. Известные в настоящее время города и районы Либериона, таковы (начиная с востока) – Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Бостон и Вашингтон с округом Колумбия. На карте также отмечены Майра (родной город Ширли) и высохшее солёное озеро Бонневилль. Однако на западном побережье отличий больше. Там находятся города Сиэттл, Лонг-Бич (отличающийся от Лос-Анджелеса только названием), Томика (Сан-Франциско) и Шиндати (на стыке Северной Калифорнии и Южного Орегона, аналог Сакраменто или Портленда, или даже их комбинация, хотя в данном случае трудно провести параллели). Судя по тому, что Томика – название японского происхождения, вполне вероятно, что этот город был когда-то основан выходцами из Фусо. Неизвестно, когда это произошло, но версия вполне реальна, поскольку во вселенной «Штурмовых ведьм» Империя Фусо не проводила изоляционистскую политику и участвовала в мировой торговле. Возможно, этим как раз и объясняются тесные торговые отношения с Либерионом. Два города, указанных на карте Дальних Земель – это Монреаль и Оттава. Возможно, что и другие города соответствуют своим реальным аналогам, хотя, как показывает пример западного побережья Либериона, не всегда это может быть так. Далее переходим к Южному Либериону, на территории которого находятся следующие страны – Либерионская Территория Майя (состоящая из Белиза, Сальвадора, Гондураса и частей Никарагуа и Гватемалы), Тауантинсуйу (состоящая из Перу, Боливии, Чили и частей южной Колумбии), Амазония (состоящая из Бразилии и всех её штатов) и, конечно же, Новый Карлсленд (состоящий из Аргентины). Единственное существенное отличие Южного Либериона от Южной Америки заключается в северной её оконечности, которая заметно больше по размерам, нежели в реальной жизни. Представляется, что Коста-Рика, Панама, Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Гайана и оставшаяся часть Никарагуа составляют одну единую большую территорию, до сих пор не получившую названия. Суринам и Французская Гвиана, а также Парагвай и Уругвай тоже являются двумя небольшими безымянными территориями. Вполне возможно, что эти два региона полностью покрыты ещё не освоенными джунглями, но подтверждения этой версии пока нет. Достоверно известно о существовании трёх городов – Франкфурт-на-Тиете (Сан-Паулу) в Амазонии, а также Новый Берлин (Буэнос-Айрес) и Юденбельда (Кордова) в Новом Карлсленде. Наконец, существуют полярные ледяные шапки, как в Арктике, так и в Антарктике. Однако учитывая тот факт, что окружающая среда там сурова, а полезные как для людей, так и для неуроев ресурсы отсутствуют, эти полярные шапки представляют мало интереса для обеих сторон. Последнее, что следует отметить, это, конечно же, моря и океаны, которые покрывают планету. Океанов пять – Атлантический, Тихий, Индийский, Южный и Северный Ледовитый, все они, равно как и другие моря, реки и озёра почти не отличаются от своих реальных аналогов. Все страны, из которых состоит мир, весьма разнообразны, а их история прослеживается вглубь веков. У каждой есть свои особенности, которые влияют на жизнь людей, которые их населяют – порой они отличаются от того, что мы привыкли видеть, а порой имеют немалое сходство с нашим миром. Надеюсь, что описание стран и континентов вселенной «Штурмовых ведьм» поможет авторам создать достоверные произведения, а также даст идеи для новых персонажей, которые могут быть родом из этих стран. В качестве дополнения к главам об истории и географии я настоятельно рекомендую посмотреть серию «Extra History» на канале «Extra Credits», в частности, те видео, в которых рассказывается о Второй Пунической войне и периоде Сэнгоку в Японии. Там содержится много интересной информации о событиях, которые повлияли на историю, и она поможет понять, каким был мир в то время. Ребята с «Extra Credits» сделали очень хорошую подборку, так что посмотрите её – возможно, просмотр вдохновит вас на новые идеи. Мы узнали о странах, а в следующей главе рассмотрим те народы, которые эти страны населяют. И как всегда, убедимся в том, что человечество – очень разнообразный вид.