Признаю, про 100% я погорячился. Тем не менее, у фильмов про Ди очень высокая степень сходства с произведениями об Умирающей Земле (про сходство с киберпанком будет ниже), а все эти жанровые деления как раз в первую очередь и нужны, чтоб выявлять похожее. Ну, если быть пуристами и просто УЗ нас не устраивает, то можно охарактеризовать "Ди" как постапок в обертке УЗ, или как смесь постапока и science fantasy, или смесь постапока и фэнтези меча и магии, или как "Умирающую Землю" без умирающей Земли. 8)
Теперь давай разберемся, почему не киберпанк. Начнем в этот раз с пуристского определения. В самом трушном виде киберпанк, это движение в американской фантастической литературе 80х годов. Которое закончилось в начале 90х, когда основатели объявили киберпанк мертвым и дальше пошел посткиберпанк.
От такого определения толку мало, но чтоб отделиться от персоналий надо понять, что это за движение такое было. Киберпанки считали устаревшими версии будущего, предлагаемые фантастикой 70х. Постапок и "галактические империи, удобно соскальзывающие в варварство" отец киберпанка Брюс Стерлинг вообще ругал, считая их "результатом стремления писателей избежать необходимости описывать реалистическое будущее" (см. его предисловие к сборнику рассказов "Сожжение Хром" отца киберпанка №2 Уильяма Гибсона). Пытаясь нащупать новые образы будущего, киберпанки опирались на технологии, считавшиеся перспективными в 80е – биотехнологии и IT. Если НФ предыдущих поколений кишела этими самыми упоминавшимися тобой лазерами и звездолетами, то найти там что-то похожее на сетевые технологии крайне затруднительно. Вместе с новыми технологиями, киберпанк принес и новых героев. На смену ученому в халате, "рафинированному технократу" приходят представители социального дна, высокие технологии уходят на улицы и находят там новое применение. Стерлинг в упоминавшемся предисловии охарактеризовал это словосочетанием "lowlife & high tech", которое часто и используется как определение киберпанка. Т.е. киберпанк, это прежде всего НФ, пытающаяся построить картину технологического будущего (так, как его видели в 80е) + (контр?)культурные герои, характерные для тех же 80х ("хакер и рокер – вот поп-культурные пророки десятилетия").
Киберпанк, на самом деле, довольно сложное явление, которое лучше изучать по сведениям очевидцев, а не по пересказам в интернете вроде моего. Если интересно, то рекомендую статью Стерлинга "Киберпанк в 90-х годах", в которой хорошо разобрано отличие киберпанка от классической "гуманистической" НФ на примере Франкенштейна и антологию "Зеркальные очки" из предисловия которой как раз цитата про хакера и рокера.
Давай теперь вернемся к "Ди". Если исходить из моих определений, то он не просто не относится к киберпанку, он построен на противоположных принципах. Рассмотрим, например
В "Ди" это артефакт минувшей эпохи, продукт утраченных технологий, который контролирует местная элита. Космический перелет персонажи описывают максимально расплывчато-поэтично, и я не уверен, что термин "космический корабль" вообще употребляется.
В киберпанковском произведении столкновение персонажей с кораблем выглядело бы как-то так: кучка бомжей, используя Научные Знания вместе с матюками и сленгом, собирает из хлама на свалке орбитальный челнок. Хлам оказался на свалке, потому что производящая челноки корпорация прекратила производство старых компонентов, чтоб заставить клиентов купить новую версию.
Теперь давай разберемся, почему не киберпанк. Начнем в этот раз с пуристского определения. В самом трушном виде киберпанк, это движение в американской фантастической литературе 80х годов. Которое закончилось в начале 90х, когда основатели объявили киберпанк мертвым и дальше пошел посткиберпанк.
От такого определения толку мало, но чтоб отделиться от персоналий надо понять, что это за движение такое было. Киберпанки считали устаревшими версии будущего, предлагаемые фантастикой 70х. Постапок и "галактические империи, удобно соскальзывающие в варварство" отец киберпанка Брюс Стерлинг вообще ругал, считая их "результатом стремления писателей избежать необходимости описывать реалистическое будущее" (см. его предисловие к сборнику рассказов "Сожжение Хром" отца киберпанка №2 Уильяма Гибсона). Пытаясь нащупать новые образы будущего, киберпанки опирались на технологии, считавшиеся перспективными в 80е – биотехнологии и IT. Если НФ предыдущих поколений кишела этими самыми упоминавшимися тобой лазерами и звездолетами, то найти там что-то похожее на сетевые технологии крайне затруднительно. Вместе с новыми технологиями, киберпанк принес и новых героев. На смену ученому в халате, "рафинированному технократу" приходят представители социального дна, высокие технологии уходят на улицы и находят там новое применение. Стерлинг в упоминавшемся предисловии охарактеризовал это словосочетанием "lowlife & high tech", которое часто и используется как определение киберпанка. Т.е. киберпанк, это прежде всего НФ, пытающаяся построить картину технологического будущего (так, как его видели в 80е) + (контр?)культурные герои, характерные для тех же 80х ("хакер и рокер – вот поп-культурные пророки десятилетия").
Киберпанк, на самом деле, довольно сложное явление, которое лучше изучать по сведениям очевидцев, а не по пересказам в интернете вроде моего. Если интересно, то рекомендую статью Стерлинга "Киберпанк в 90-х годах", в которой хорошо разобрано отличие киберпанка от классической "гуманистической" НФ на примере Франкенштейна и антологию "Зеркальные очки" из предисловия которой как раз цитата про хакера и рокера.
Давай теперь вернемся к "Ди". Если исходить из моих определений, то он не просто не относится к киберпанку, он построен на противоположных принципах. Рассмотрим, например
В киберпанковском произведении столкновение персонажей с кораблем выглядело бы как-то так: кучка бомжей, используя Научные Знания вместе с матюками и сленгом, собирает из хлама на свалке орбитальный челнок. Хлам оказался на свалке, потому что производящая челноки корпорация прекратила производство старых компонентов, чтоб заставить клиентов купить новую версию.
@DVCE!DVCE!DVCE!, а вообще круто, что ты упомянул столько литературы. Я себе кое-что взяла на заметку, благодарю