Комментарий #11010980

Elipsia
@DVCE!DVCE!DVCE!, а вообще круто, что ты упомянул столько литературы. Я себе кое-что взяла на заметку, благодарю
Ответы
DVCE!DVCE!DVCE!
DVCE!DVCE!DVCE!#
не кажутся 100%-ми.
Признаю, про 100% я погорячился. Тем не менее, у фильмов про Ди очень высокая степень сходства с произведениями об Умирающей Земле (про сходство с киберпанком будет ниже), а все эти жанровые деления как раз в первую очередь и нужны, чтоб выявлять похожее. Ну, если быть пуристами и просто УЗ нас не устраивает, то можно охарактеризовать "Ди" как постапок в обертке УЗ, или как смесь постапока и science fantasy, или смесь постапока и фэнтези меча и магии, или как "Умирающую Землю" без умирающей Земли. 8)

Теперь давай разберемся, почему не киберпанк. Начнем в этот раз с пуристского определения. В самом трушном виде киберпанк, это движение в американской фантастической литературе 80х годов. Которое закончилось в начале 90х, когда основатели объявили киберпанк мертвым и дальше пошел посткиберпанк.

От такого определения толку мало, но чтоб отделиться от персоналий надо понять, что это за движение такое было. Киберпанки считали устаревшими версии будущего, предлагаемые фантастикой 70х. Постапок и "галактические империи, удобно соскальзывающие в варварство" отец киберпанка Брюс Стерлинг вообще ругал, считая их "результатом стремления писателей избежать необходимости описывать реалистическое будущее" (см. его предисловие к сборнику рассказов "Сожжение Хром" отца киберпанка №2 Уильяма Гибсона). Пытаясь нащупать новые образы будущего, киберпанки опирались на технологии, считавшиеся перспективными в 80е – биотехнологии и IT. Если НФ предыдущих поколений кишела этими самыми упоминавшимися тобой лазерами и звездолетами, то найти там что-то похожее на сетевые технологии крайне затруднительно. Вместе с новыми технологиями, киберпанк принес и новых героев. На смену ученому в халате, "рафинированному технократу" приходят представители социального дна, высокие технологии уходят на улицы и находят там новое применение. Стерлинг в упоминавшемся предисловии охарактеризовал это словосочетанием "lowlife & high tech", которое часто и используется как определение киберпанка. Т.е. киберпанк, это прежде всего НФ, пытающаяся построить картину технологического будущего (так, как его видели в 80е) + (контр?)культурные герои, характерные для тех же 80х ("хакер и рокер – вот поп-культурные пророки десятилетия").

Киберпанк, на самом деле, довольно сложное явление, которое лучше изучать по сведениям очевидцев, а не по пересказам в интернете вроде моего. Если интересно, то рекомендую статью Стерлинга "Киберпанк в 90-х годах", в которой хорошо разобрано отличие киберпанка от классической "гуманистической" НФ на примере Франкенштейна и антологию "Зеркальные очки" из предисловия которой как раз цитата про хакера и рокера.

Давай теперь вернемся к "Ди". Если исходить из моих определений, то он не просто не относится к киберпанку, он построен на противоположных принципах. Рассмотрим, например
Космический корабль.
В "Ди" это артефакт минувшей эпохи, продукт утраченных технологий, который контролирует местная элита. Космический перелет персонажи описывают максимально расплывчато-поэтично, и я не уверен, что термин "космический корабль" вообще употребляется.

В киберпанковском произведении столкновение персонажей с кораблем выглядело бы как-то так: кучка бомжей, используя Научные Знания вместе с матюками и сленгом, собирает из хлама на свалке орбитальный челнок. Хлам оказался на свалке, потому что производящая челноки корпорация прекратила производство старых компонентов, чтоб заставить клиентов купить новую версию.

@DVCE!DVCE!DVCE!, а вообще круто, что ты упомянул столько литературы. Я себе кое-что взяла на заметку, благодарю
Рад, что хоть какая-то польза от этого всего есть.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть