Только любовь постигает истинную ценность человека
В традиционном припадке мысли с тонной текста хочу затронуть тему так называемого развития персонажей в этой истории. Проще всего доказать или опровергнуть это развитие в контексте чистогана и наживы на произведении (см. "доение" франшизы). На моей памяти вопрос о том, как издательство "доит" "Орегайру", поднимался здесь единожды. Конечно, прямо ответить на него особо-то и нечего, ибо и так очевидно, что любое продолжение, даже новый том манги или ранобэ, уже свидетельствует о том, что произведение "доят" вовсю. Тут важно другое. Основным признаком выжимания всех соков из популярной истории является постоянство и неизменность основных персонажей. Ведь поклонникам они полюбились такими, как при первом знакомстве, а понравятся ли они им после своего "развития" - большой вопрос. Вот Луффи и не меняется уже четверть века.
В "Орегайру" же, по заверениям знатоков развития персонажей, Хикки в конце концов отрёкся от своих еретических заблуждений: "он изменился" и "принял общество", а "общество приняло его". А Юи, стало быть, отринула роль "удобной" девочки-припевочки, что вечно "подстраивается под окружающих" (т. е. общество). Она больше не скрывает своих истинных чувств, желаний и мотивов. Но так ли это на самом деле? Я вот никаких изменений в персонажах не заметил. На мой взгляд, они просто раскрылись, как бутон цветка с наступлением дня, и предстали во всей своей полноте, цельности и своеобразии. У каждого из них своё мировосприятие и отношение к жизни, свой взгляд на вещи. И в соответствии с этими ощущениями они и вступают в отношения с другими.
Ну а самым главным героем "Орегайру" является общество вообще. Сюжет этой истории построен вокруг извечного противостояния правды и лжи, искренности и притворства. В образах своих персонажей автор изобразил тех, кто отверг ложь и кто поддался искушению солгать, притвориться, покривить душой, когда его помыслы обратились к достижению каких-либо практических целей. Только в правдивых мы находим богатую внутреннюю жизнь и встречаем необычайно большие, непримиримые противоречия и тенденцию к самым неожиданным заблуждениям, но вместе с тем и величайшую борьбу с самим собой. Какое же мироощущение истинно и каковы последствия искания правды в мире, лежащем во лжи? Глубокие мотивы "Орегайру" во многом перекликаются с "Преступлением и наказанием" Достоевского. Сыграла ли экзистенциальная "ставка" Раскольникова на извращение перспективы жизни? Нет, после убийства ему стало только хуже. Однако выиграла духовная "ставка" Сони Мармеладовой на милосердие, сострадание и любовь. Она спасла Раскольникова от распада. Оттого и отрицать духовную метаморфозу главного героя у Достоевского невозможно: "Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь".
А герои "Орегайру" вступили в новую жизнь после окончания оригинальной истории? Не тут-то было! В "Shin" дают всё тот же избитый водевиль о "Клубе волонтёров", влюблённой парочке и рыскающих вокруг завистницах. Повторение и есть главный признак того, что на истории банально наживаются, доят как корову. Если бы персонажей действительно что-то преобразило изнутри, эта перемена сказалась и на их отношениях с окружающими. Разве Хикки и Юкино не отстаивали бы тогда свои личные границы в отношениях с Юи или Ирохой, не устанавливали уместные и допустимые пределы участия этих особ в своей жизни? Однако воз и ныне там. Герои по-прежнему бессильны хоть как-то повлиять на бесцеремонное поведение и выходки Юи, установить комфортную дистанцию между собой и посторонними, а их уступчивостью и расположением к себе по-прежнему безнаказанно злоупотребляют.
"Подружки" Юкино так и не стали чуткими и отзывчивыми друзьями, которые поддерживают и ценят других. Вместо этого рядом с главными героями егозит стайка хитрых плутовок, уже и не скрывающих своих "разлучных" мотивов. Одна из них так прямо и призналась в безответной любви к парню лучшей подруги и осталась рядом только ради него. А товарки помогают "бороться за любовь" ей, а не влюблённым. Каково, а? Спустя 3 сезона экранизации и 14 томов ранобэ главные герои по-прежнему "теряют волю при звуках Юи". Даже отказать ей не в силах. Хорошо, пусть Юи не изменилась и по-свойски преследует свою эгоистичную романтическую цель. Но с главными героями что не так? Что же они не оберегают свою заповедную любовь, обретённую буквально чудом? Нет же, пустили лисиц в курятник, и теперь две хищницы-разлучницы кокетливо кружат вокруг парня, а его девушка всё ещё не в силах дать Юи от ворот поворот на просьбу о свидании с ним.
А что касается до Хикки, он с самого начала искал самого себя в другом. В нём теплилась надежда познать подлинную ценность собственного "я". Самому себя оценить невозможно, ибо нельзя превратить свою личность в объект для изучения или наблюдения. Вот только как достигнуть своего истинного "я", не замутнённого слабостями и низостями, мелочностью своей натуры? Хикки искал себя истинного, а не кого в нём презирала и умаляла толпа. Но разве это возможно посреди всеобщей фальши и притворства "лжи юности"? Он был гоним, презрен и высмеян. Лишь в любви Юкино ему открылась правда о самом себе и своей истинной ценности. А в любви к Юкино он нашёл своё истинное "я", свою душу. Человек постигает самого себя только когда он любит. О, какой глубокий смысл в свете этого приобрели резкие слова Юкино о внешности Хикки при первой встрече: "Не тебе решать, красив ты или нет. А раз так, то здесь и сейчас есть только одно верное мнение – моё". В глубине любящего сердца Юкино открылась истинная ценность Хикки. Не о внешности героя автор говорил её словами, а приоткрыл нам замысел всего произведения - кому именно откроется внутренняя красота Хикки и к чему приведёт это судьбоносное открытие.
И как во всём этом замешано общество, которое он принял сам и которое приняло его? Преодолевает ли себя персонаж, если просто покоряется обыденности, мнению большинства и принуждающей его социальности? Разве он не сдался и проиграл? Нет, великий переворот в Хикки произвело хождение по мукам задолго до событий сериала. Благодаря этому внутри него происходит радикальная переоценка ценностей, которыми живёт и дорожит общество, в чьи жернова угодил наш герой. Мир считает, что человека обесценивает обвинительный приговор толпы - чья-то насмешка, осуждение или презрение. Но нет, по-настоящему человека обесценивает скверное состояние его собственного сердца. И Юкино разделяла такое видение людских сердец (1эп1сез, 12:31).
В конце этой истории Хикки как был одиночкой, так и остался, душой компании не стал. Разве что вокруг возник узкий круг "и не друг, и не враг, а так", и у каждого свои мотивы, чтобы находиться рядом с ним. Он их не приглашал, не звал. Одна так и вообще его сестра. И в чём же "развитие персонажа"? Его нет. Но что же тогда произошло? Да вот как раз сыграла его мировоззренческая ставка на "настоящее". Хикки встретил Юкино, и они полюбили друг друга. По-настоящему. А рядом собрались те, кто им завидует. И какая обществу в том благодарность? Не оно свело вместе их, а учительница Хирацука. Кардинальных изменений мировоззрение Хикки не претерпело, а страх одиночества присущ всем. И особенно тем, кто сбивается в группы и задирает слабого, глумится и потешается над ним. Потому что каждому из гонителей страшно оказаться на месте жертвы, в одиночестве (см. Руми). Да и не противоречит ли "развитие персонажа" в Хикки "развитию" той же Юи с её отказом от "подстраивания" под общество?
На этой философической ноте вспоминаются слова автора о том, что лейтмотивом "Орегайру" стала "неестественная сложность общения". Отчего же мы не задаёмся вопросом, а как эта "сложность общения" возникла между людьми? И с чего бы это она осложнилась аж до полной неестественности? А ведь я говорил об этом вот здесь: "...скрывай правду ото всех, ибо люди питают к ней отвращение". Мало того, и здешние страсти по Юи обусловлены отвращением к правде. Людям приятней обманываться. Отвращение к правде и порождает "неестественную сложность общения" между нами. Ведь общение, это самая естественная форма социализации, принятия ближнего. Тот же Хикки был полностью этого лишён. А происходящее здесь я опишу парой строк нашего Пушкина: "Да будет проклят правды свет"; "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман...".
Именно людское отвращение к правде и обличает "Орегайру". Принуждение ко лжи во имя коллективного блага автор и назвал "ложью юности", а внутри Японии оно известно под именем "татэмаэ". Коллективное отвращение к правде и обратило главных героев в отверженных. Вспомните, хоть раз выговаривал кто-то блондинке Миуре, что она ведёт себя безобразно и отвратительно? Скажем, за выволочку Юи в 2эп1сез, за рявканье на Хикки, за ругань с пришедшей Юкино? Молчали все вокруг. Быть может, упрекали Сагами за её нерадивость при организации школьного мероприятия? Пеняли парням из свиты Хаямы за обидные произвища Хикки? Зато можно вспомнить, как разгневанный "чистоплюй" Хаяма накинулся на Хикки из-за плачущей Сагами на крыше в 12эп1сез (13:06).
Правдивые посреди "неестественной сложности общения" закономерно становятся изгнанными, юродивыми, прокажёнными. Поэтому о них говорят что угодно, компенсируя такой единственно дозволенной "правдивостью" своё притворство и ложь. Называют отвратительными или уродами, дают обидные прозвища, воруют сменку, высмеивают и распускают слухи. А с Миурой так поступали? То-то и оно. Теперь-то вы понимаете, почему Юи без зазрения совести злоупотребляла дружеским отношением Юкино к себе, манипулировала и давила на неё, почему называла "любимого" ненавистным ему прозвищем? Потому что за это ничего не будет. Они же отверженные.
В традиционном припадке мысли
с тонной текстахочу затронуть тему так называемого развития персонажей в этой истории. Проще всего доказать или опровергнуть это развитие в контексте чистогана и наживы на произведении (см. "доение" франшизы). На моей памяти вопрос о том, как издательство "доит" "Орегайру", поднимался здесь единожды. Конечно, прямо ответить на него особо-то и нечего, ибо и так очевидно, что любое продолжение, даже новый том манги или ранобэ, уже свидетельствует о том, что произведение "доят" вовсю. Тут важно другое. Основным признаком выжимания всех соков из популярной истории является постоянство и неизменность основных персонажей. Ведь поклонникам они полюбились такими, как при первом знакомстве, а понравятся ли они им после своего "развития" - большой вопрос. Вот Луффи и не меняется уже четверть века.В "Орегайру" же, по заверениям знатоков развития персонажей, Хикки в конце концов отрёкся от своих еретических заблуждений: "он изменился" и "принял общество", а "общество приняло его". А Юи, стало быть, отринула роль "удобной" девочки-припевочки, что вечно "подстраивается под окружающих" (т. е. общество). Она больше не скрывает своих истинных чувств, желаний и мотивов. Но так ли это на самом деле? Я вот никаких изменений в персонажах не заметил. На мой взгляд, они просто раскрылись, как бутон цветка с наступлением дня, и предстали во всей своей полноте, цельности и своеобразии. У каждого из них своё мировосприятие и отношение к жизни, свой взгляд на вещи. И в соответствии с этими ощущениями они и вступают в отношения с другими.
Ну а самым главным героем "Орегайру" является общество вообще. Сюжет этой истории построен вокруг извечного противостояния правды и лжи, искренности и притворства. В образах своих персонажей автор изобразил тех, кто отверг ложь и кто поддался искушению солгать, притвориться, покривить душой, когда его помыслы обратились к достижению каких-либо практических целей. Только в правдивых мы находим богатую внутреннюю жизнь и встречаем необычайно большие, непримиримые противоречия и тенденцию к самым неожиданным заблуждениям, но вместе с тем и величайшую борьбу с самим собой. Какое же мироощущение истинно и каковы последствия искания правды в мире, лежащем во лжи? Глубокие мотивы "Орегайру" во многом перекликаются с "Преступлением и наказанием" Достоевского. Сыграла ли экзистенциальная "ставка" Раскольникова на извращение перспективы жизни? Нет, после убийства ему стало только хуже. Однако выиграла духовная "ставка" Сони Мармеладовой на милосердие, сострадание и любовь. Она спасла Раскольникова от распада. Оттого и отрицать духовную метаморфозу главного героя у Достоевского невозможно: "Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь".
А герои "Орегайру" вступили в новую жизнь после окончания оригинальной истории? Не тут-то было! В "Shin" дают всё тот же избитый водевиль о "Клубе волонтёров", влюблённой парочке и рыскающих вокруг завистницах. Повторение и есть главный признак того, что на истории банально наживаются, доят как корову. Если бы персонажей действительно что-то преобразило изнутри, эта перемена сказалась и на их отношениях с окружающими. Разве Хикки и Юкино не отстаивали бы тогда свои личные границы в отношениях с Юи или Ирохой, не устанавливали уместные и допустимые пределы участия этих особ в своей жизни? Однако воз и ныне там. Герои по-прежнему бессильны хоть как-то повлиять на бесцеремонное поведение и выходки Юи, установить комфортную дистанцию между собой и посторонними, а их уступчивостью и расположением к себе по-прежнему безнаказанно злоупотребляют.
"Подружки" Юкино так и не стали чуткими и отзывчивыми друзьями, которые поддерживают и ценят других. Вместо этого рядом с главными героями егозит стайка хитрых плутовок, уже и не скрывающих своих "разлучных" мотивов. Одна из них так прямо и призналась в безответной любви к парню лучшей подруги и осталась рядом только ради него. А товарки помогают "бороться за любовь" ей, а не влюблённым. Каково, а? Спустя 3 сезона экранизации и 14 томов ранобэ главные герои по-прежнему "теряют волю при звуках Юи". Даже отказать ей не в силах. Хорошо, пусть Юи не изменилась и по-свойски преследует свою
эгоистичнуюромантическую цель. Но с главными героями что не так? Что же они не оберегают свою заповедную любовь, обретённую буквально чудом? Нет же, пустили лисиц в курятник, и теперь две хищницы-разлучницы кокетливо кружат вокруг парня, а его девушка всё ещё не в силах дать Юи от ворот поворот на просьбу о свидании с ним.А что касается до Хикки, он с самого начала искал самого себя в другом. В нём теплилась надежда познать подлинную ценность собственного "я". Самому себя оценить невозможно, ибо нельзя превратить свою личность в объект для изучения или наблюдения. Вот только как достигнуть своего истинного "я", не замутнённого слабостями и низостями, мелочностью своей натуры? Хикки искал себя истинного, а не кого в нём презирала и умаляла толпа. Но разве это возможно посреди всеобщей фальши и притворства "лжи юности"? Он был гоним, презрен и высмеян. Лишь в любви Юкино ему открылась правда о самом себе и своей истинной ценности. А в любви к Юкино он нашёл своё истинное "я", свою душу. Человек постигает самого себя только когда он любит. О, какой глубокий смысл в свете этого приобрели резкие слова Юкино о внешности Хикки при первой встрече: "Не тебе решать, красив ты или нет. А раз так, то здесь и сейчас есть только одно верное мнение – моё". В глубине любящего сердца Юкино открылась истинная ценность Хикки. Не о внешности героя автор говорил её словами, а приоткрыл нам замысел всего произведения - кому именно откроется внутренняя красота Хикки и к чему приведёт это судьбоносное открытие.
И как во всём этом замешано общество, которое он принял сам и которое приняло его? Преодолевает ли себя персонаж, если просто покоряется обыденности, мнению большинства и принуждающей его социальности? Разве он не сдался и проиграл? Нет, великий переворот в Хикки произвело хождение по мукам задолго до событий сериала. Благодаря этому внутри него происходит радикальная переоценка ценностей, которыми живёт и дорожит общество, в чьи жернова угодил наш герой. Мир считает, что человека обесценивает обвинительный приговор толпы - чья-то насмешка, осуждение или презрение. Но нет, по-настоящему человека обесценивает скверное состояние его собственного сердца. И Юкино разделяла такое видение людских сердец (1эп1сез, 12:31).
В конце этой истории Хикки как был одиночкой, так и остался, душой компании не стал. Разве что вокруг возник узкий круг "и не друг, и не враг, а так", и у каждого свои мотивы, чтобы находиться рядом с ним. Он их не приглашал, не звал. Одна так и вообще его сестра. И в чём же "развитие персонажа"? Его нет. Но что же тогда произошло? Да вот как раз сыграла его мировоззренческая ставка на "настоящее". Хикки встретил Юкино, и они полюбили друг друга. По-настоящему. А рядом собрались те, кто им завидует. И какая обществу в том благодарность? Не оно свело вместе их, а учительница Хирацука. Кардинальных изменений мировоззрение Хикки не претерпело, а страх одиночества присущ всем. И особенно тем, кто сбивается в группы и задирает слабого, глумится и потешается над ним. Потому что каждому из гонителей страшно оказаться на месте жертвы, в одиночестве (см. Руми). Да и не противоречит ли "развитие персонажа" в Хикки "развитию" той же Юи с её отказом от "подстраивания" под общество?
На этой философической ноте вспоминаются слова автора о том, что лейтмотивом "Орегайру" стала "неестественная сложность общения". Отчего же мы не задаёмся вопросом, а как эта "сложность общения" возникла между людьми? И с чего бы это она осложнилась аж до полной неестественности? А ведь я говорил об этом вот здесь: "...скрывай правду ото всех, ибо люди питают к ней отвращение". Мало того, и здешние страсти по Юи обусловлены отвращением к правде. Людям приятней обманываться. Отвращение к правде и порождает "неестественную сложность общения" между нами. Ведь общение, это самая естественная форма социализации, принятия ближнего. Тот же Хикки был полностью этого лишён. А происходящее здесь я опишу парой строк нашего Пушкина: "Да будет проклят правды свет"; "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман...".
Именно людское отвращение к правде и обличает "Орегайру". Принуждение ко лжи во имя коллективного блага автор и назвал "ложью юности", а внутри Японии оно известно под именем "татэмаэ". Коллективное отвращение к правде и обратило главных героев в отверженных. Вспомните, хоть раз выговаривал кто-то блондинке Миуре, что она ведёт себя безобразно и отвратительно? Скажем, за выволочку Юи в 2эп1сез, за рявканье на Хикки, за ругань с пришедшей Юкино? Молчали все вокруг. Быть может, упрекали Сагами за её нерадивость при организации школьного мероприятия? Пеняли парням из свиты Хаямы за обидные произвища Хикки? Зато можно вспомнить, как разгневанный "чистоплюй" Хаяма накинулся на Хикки из-за плачущей Сагами на крыше в 12эп1сез (13:06).
Правдивые посреди "неестественной сложности общения" закономерно становятся изгнанными, юродивыми, прокажёнными. Поэтому о них говорят что угодно, компенсируя такой единственно дозволенной "правдивостью" своё притворство и ложь. Называют отвратительными или уродами, дают обидные прозвища, воруют сменку, высмеивают и распускают слухи. А с Миурой так поступали? То-то и оно. Теперь-то вы понимаете, почему Юи без зазрения совести злоупотребляла дружеским отношением Юкино к себе, манипулировала и давила на неё, почему называла "любимого" ненавистным ему прозвищем? Потому что за это ничего не будет. Они же отверженные.