Думаю, всё-таки правильнее было бы перевести название как "Двойное самоубийство с ракуго". Правда, на начало выхода сериала вряд ли кто просто мог об этом подумать. ___ upd. 2 сезон 1 серия: Якумо прямо говорит "я хотел умереть с ракуго", произнося именно "...rakugo to shinjuu", где shinjuu из названия = "двойное самоубийство влюблённых". 2 сезон 7 серия: Когда Мацуда рассказывает историю и говорит "не дайте ему умереть с ракуго", он опять использует в японском "shinjuu" = "двойное самоубийство влюблённых". ___ В шестой серии Кику впервые показывает зрителю "Shinagawa Shinjuu" — "Самоубийство влюблённых на Синагава". В этой серии (8 глава манги) он впервые осознаёт, для чего играет ракуго сам. Это говорится буквально прямым текстом — он играет ракуго для себя. Ракуго — это то, что всегда помогало ему выжить. В самом начале он находил в нём свой единственный смысл. Если он не будет играть ракуго, его выгонят из дома — его жизнь будет кончена. После он начинал читать ракуго каждый раз, когда был подавлен, невольно продолжая цепляться за него, находить в нём опору, покой ("Пока я читаю ракуго, я нужен, я полезен, всё хорошо" — подсознательные мысли). И ещё позже он заметил, что ему нравится, как зрители слушают его ракуго, как все их взгляды прикованы к нему ("Я нужен им, я привлекаю их"). С самого начала у Кику и ракуго была тесная связь — оно было его смыслом жизни и его отдушиной, его проявлением себя. Далее, только подтверждая эти мысли, мы видим, как он ставит на первое место не любимую девушку, а ракуго. Не потому что он серьёзный, прожжённый до мозга трудоголик. А потому что он может представить жизнь без женщины (даже если ему от этого больно), но не может — без ракуго. В общем, пропускаем долгий ненужный анализ и просто проводим очевидные параллели (также заглядывая немного наперёд). В этом произведении нет никакой тайны — всё довольно просто, но складывается оно не сразу. "Rakugo Shinjuu" подразумевает двойное самоубийство "влюблённых": Кику и ракуго. Это история о том, как Кику жил с ракуго и хотел с ним умереть. И история о том, как он к этому шёл, поддавался и сопротивлялся.
Любил ли на самом деле Кику Миёкити? Любил. Но не так сильно, как ракуго. Сначала он общался с ней сдержанно и даже несколько холодно, возможно, потому что просто не любил тех самых девушек-соблазнительниц, понимая, что это только игра. Но Миёкити была очарована красивым и неприступным Кику и не желала отступать. Только благодаря своему упорству и доброжелательности, она заставила наконец Кику взглянуть на неё по-другому, выделить среди остальных. Кику привязался к Миёкити. И, конечно, он ценил её моральную поддержку, которую он не мог попросить у Сукэроку, ведь его волнения были связны с ракуго и тем, что он отставал от своего друга. Миёкити ненавидела ракуго. Сначала оно её просто не интересовало. Но со временем оно начало забирать у неё всё, что она любила. Поэтому она возненавидела его. Несмотря на это, она продолжала поддерживать Кику, пока могла. Ведь по её словам, это было именно то, что только женщина могла сделать. Это была её спасительная ниточка в их отношениях. Ничто не могло заменить женщину, и она пользовалась этим. Пока Кику не показал ей обратное и не поставил в их отношениях точку. И сделал это он не потому, что не любил её. А потому, что любил меньше, чем ракуго, и знал, что не сможет посвятить ей всего себя — а это именно то, чего желала Миёкити. Её любовь была всепоглощающей. И не только любовь. Каждое её чувство. Строя глупые рожицы и наигранно хихикая, Миёкити никогда не была глупа. Она была хитра. Это был её способ выжить и добиться своего. Но на Кику её уловки не работали. И всеобъемлющая любовь смешалась в безграничной ненавистью, создавая в её душе дикий водоворот. Миёкити задумала отомстить.
Кем для Кику был Сукэроку? Он был его ракуго. Это правда, что Кику играл ракуго в первую очередь для себя. Но всю свою жизнь он играл вместе с Сукэроку. Вместе они создавали баланс — весёлое и стремительное ракуго Сина и плавное, устрашающее ракуго Кику. Сукэроку был более популярен, ведь его ракуго подстраивалось под людей и его сложно было не любить. В то время как в случае с Кику люди должны были подстраиваться под его ракуго — оно было красивым, но на любителя. Оба мужчины продолжали оттачивать своё мастерство и вскоре заслужено стали лучшими среди молодых артистов. Несмотря на разницу, которую Кику всегда ощущал между талантом Сина и своим умением, несмотря на то, что Кику страшно завидовал другу, которому всё даётся легко, он никогда не переставал им искренне восхищаться. Эта разница злила его, но именно она и подталкивала его совершенствовать свои навыки. Кику не мыслил своего ракуго без ракуго Сина. Достичь и превзойти его, а не учителя — вот была его единственная задача, что приносила ему наслаждение и интерес. Это дружеское соперничество.
Но как отомстила Миёкити? Верно, она забрала у Кику то, что он любил больше всего — ракуго. Она забрала у него Сина. Потерявший голову от любви мужчина плюнул на то, что Миёкити только использует его, и с готовностью отправился за ней. А затем и бросил ради неё так ненавистное ей ракуго. Мир Кику развалился. Искрящийся, подобный сцене, мир Сина превратился в болото. В мире Миёкити продолжала бушевать буря обиды, вины, любви и ненависти, которую никто не мог заглушить. В конце концов, не выдержав, она сбежала. Но даже тогда она продолжала выжидать, когда Кику, словно на приманку, пойдёт к Сину и найдёт её. Но когда план пришёл в действие и Кику действительно нашёл Сукэроку, ракуго снова начало у неё отнимать: незабытую любовь, семейную любовь (была ли она, хах?), дочь — всё. Обезумев, Миёкити решила совершить самоубийство вместе с Кику (наша главная тема). Но Син её остановил. Возможно, потому, что не хотел, чтобы она становилась убийцей. Затем несчастный случай и — конец вы знаете сами...
Син совершенно помешался на Миёкити, что привело его к такой кончине. Была ли так сильна его любовь? Не совсем. В то время у Сина была веская причина пойти за Миёкити, и это было не просто романтическое влечение. В любви Миёкити Син надеялся найти своё спасение. Спасение от того страшного чувства, что годами тлело в его груди.
Ракуго для Сина являлось такой же важной частью жизни, как и для Кику. Чтобы выжить, Кику через ракуго учился проявлять себя. Син же, чтобы выжить, через ракуго связывал себя с другими людьми. В каком-то смысле он, как и Кику, желал найти своё место в этом мире — а его место, он видел, было среди других. Син был сильно привязан к людям и всегда тянулся к ним, а ракуго было его способом создать эту связь. Он рассказывал людям ракуго во время войны, он дружелюбно ко всем относился и вообще был парнем с душой нараспашку. Однако даже у такого открытого парня был один тёмный секрет. Это обида за предательство. Люди, к которым он так тянулся и которых так любил, стали концом для его учителя, подарившего ему ракуго. И Син, который по природе своей не мог не тянуться к людям, начал лелеять глубоко в душе маленький комок горечи, примерзкое чувство обиды. Отсюда и родилась глубокая месть. Чувство, на самом деле, настолько же глубокое, как ненависть Миёкити или сожаление Кику.
Долго носить в себе такое тёмное чувство было нелегко, да и Сину всё больше становилось очевидно, что месть его бесполезна. Стоило погрузиться в ракуго и рассказывать для людей, как возвращалась старая радость. Не для мести он хотел использовать ракуго — а для людей. Но чувства никуда не исчезали, а тихо тлели. Интересно, видел ли он в Миёкити родственную душу. Или же просто влюбился и искренне надеялся, что Миёкити вернёт его к его любви к людям, заберёт это противное чувство из груди? Однако Миёкити была не той женщиной, она с головой ушла в свои заботы и думать не думала о спасении Сина. И вместо того, чтобы вернуться к людям, Син оторвался от них ещё больше, вынужденный бросить любимое дело и так начиная понемногу чахнуть.
Кроме темы двойного самоубийства (Кику и ракуго, а также Сина и Миёкити) и жизни (Йотаро), параллельно здесь идёт тема мести. Месть для Кику от Миёкити. Месть для Кику от Конацу. Месть от Сина за Сукэроку. Позже мы узнаём, что дело не просто в том, что Син восхищался своим первым учителем, который заботился о нём, Сукэроку. А в том, что некогда Якумо седьмого поколения (учитель Кику и Сина) обманом забрал себе имя (и статус) Якумо у Сукэроку. Долгое время Син был вынужден учиться у человека, которого он презирал больше всего. Его мечтой стало взять себе имя своего настоящего учителя, Сукэроку, и сделать его наконец-то Якумо. Таким образом, он бы отомстил за своего учителя и вернул его имени заслуженную славу. Однако чем дальше, тем очевиднее ему становилось, что никуда он со своей местью не продвигается: план рушится, а горечь в душе не исчезает. Символично, после своего рассказа Син передаёт веер учителя Кику. На что Кику замечает: "Видимо, теперь мне придётся называться третьим Сукэроку". Страшная месть Сукэроку тянется от самого начала произведения, когда мы ещё даже о ней не подозревали, до самого его конца.
В итоге выходит, что однажды Кику лишается двух самых дорогих для себя людей — Сина и Миёкити. И обретает два проклятия: смерть ракуго, которое забрала Миёкити, и тяжесть долга под именем "Сукэроку третий". Капец спасибо дорогим друзьям! кхм. Иначе говоря, без Сукэроку Кику теряет смысл жизни. Ракуго больше никогда не будет прежним для него. Во второй главе он говорит: "Рассказчик ракуго - греховная (неблагородная?) профессия. Умирая, ты забираешь с собой свои навыки и свой стиль. Потеря каждого ракугоки ужасно мучительна для нас. Люди прошлого, их традиции, даже их города — всё со временем исчезнет. А вместе с ними потеряется и само искусство ракуго. Появятся люди, которые даже знать не будут о существовании таких городов, как Йосивара или Нагайя. Всё в порядке, пока ещё здесь есть хоть некоторые из нас. Но что будет лет через десять, через двадцать? Одна мысль об этом вгоняет меня в страх. Оберегать и проносить сквозь время такое ограниченное искусство, как ракуго, — до смешного банально. Может быть, будет лучше просто бросить его и позволить ему умереть..."
Когда Кику и Син только начинали свою карьеру, будучи лучшими в своём деле, они поклялись друг другу пронести ракуго через века. Непоколебимое, как его мастер, постоянное, классическое ракуго Кику и вечно меняющееся, гибкое и прыткое новое ракуго Сина. Без Сина у ракуго больше не было будущего. Без Сина у Кику больше не было будущего. Полный отчаянья, Кику задумывает своё тихое самоубийство с ракуго. Он больше не берёт учеников. Его мастерство умрёт вместе с ним.
Но потом внезапно появляется Йотаро и Кику вдруг даёт ракуго шанс. Он ставит Йотаро три условия: найти своё ракуго, выполнить их с Сином обещание, пронеся ракуго в будущее, и не умереть раньше него. Йотаро с опаской принимает условия, оттачивает своё мастерство (а стиль его всё же очень напоминает стиль Сина) и однажды берёт себе имя Сукэроку. Это то, что я называю "проклятие Сукэроку". Ещё того самого, первого Сукэроку. Зловещее проклятие, которое не покидает его, нынешнего Якумо, уже долгие года. А ведь Кику всегда мечтал превзойти Сукэроку. Борьба с ним была его целью и радостью. Вот только как он может победить того, кто давно погиб? А сейчас появляется "ещё один" Сукэроку? Ха! Это словно все возможные ошибки прошлого, все тщеславные и горькие мысли, вина, боль и обида продолжают преследовать его в виде тени, призрака Сукэроку. Сукэроку — это уже не Син. Это какой-то демон, шинигами, который пришёл по его, Кику, душу. Йотаро же вполне справляется со своей задачей. Казалось бы — всё, обещание выполнено, ракуго будет жить. Тем не менее Кику не оставляют мысли о двойном самоубийстве, а даже наоборот — они начинают с безумной жадностью охотиться на него. Как и ожидалось, ничто не могло больше помочь обрести Кику покой.
Все эти "самоубийства" раз за разом повторяют рассказ из ракуго: когда женщина задумала двойное самоубийство, мужчина сбросился, а она осталась. Кику вроде бы дал шанс Йотаро спасти ракуго, но в то же время продолжал убивать его сам. Почему? Может, потому что Кику просто не мог с ним расстаться? Не мог расстаться с делом всей своей жизни, с Сином, даже с Миёкити? Он уже давно не жил, а просто существовал. Хорошо, что Йотаро переймёт его дело. Но теперь ему ещё меньше смысла тут оставаться. Он не может заниматься ракуго, он не нужен ракуго. Это конец. Далее на сцену выходит наш главный "злодей" — рассказ о Синигами, Боге смерти. В рассказе бог обманывает жадного человека, делая вид, что дарует ему самые разные сокровища, но в итоге забирает самое драгоценное из них — его жизнь. Нам проводят параллель с Кику, когда Синигами-Сукэроку, пытается забрать его с собой. Кроме всего прочего, это ракуго, с которого начинается наше знакомство с произведением. Страшное, жестокое... К слову, у всех рассказов в ракуго на самом деле есть как минимум две концовки: комедийная и трагичная. У "Синигами" они тоже есть. Только вот к какой в итоге приходит Кику?
1500x1410 @Chiru, Надо дочитать мангу "Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu", чтобы закончить свой анализ с "проклятием Сукэроку". Чёт грустно... Люблю такие продуманные сюжеты, так красиво сплетена история, а режиссура в аниме какая... Заметила, что такие истории давно не адаптировали ._. Просто человеческие, но такие удивительные, отлично срежиссированные, прямо сочные истории... Нравится такое мне. Вспомнила, как прорыдала просто всю предпоследнюю серию, а на последней сидела пустая, с опухшим лицом, и глупо улыбалась... Х) (упд. Я ошиблась: рыдания начались с конца 10 серии (╯︵╰,) Так не хотелось расставаться с любимым произведением и героями. Но это был самый светлый грустный конец, который я только встречала (ಥ﹏ಥ)) Хм, пересматривая, одного прочтения манги будет мало ._. Хочется понять всех персонажей!! Но особенно Миёкити, потому что в аниме её раскрыли меньше всего (из основных героев), а в ней всего так много!! >< У меня уже сменилось отношение - от нелюбви до непонимания, потом любопытства и почти сострадания, - пока всё думала и пересматривала... Но я до сих пор не уверена в некоторых её действиях. Или мне чего-то не хватает от неё, что ли. Якумо мы разобрали. С Сукэроку, думаю, я уже почти закончила. Осталось Миёкити до конца раскусить. Всё-таки она - тот самый ветерок, что сначала принёс перемены и глоток свежего воздуха, а потом вызвал целую бурю. (каким-то чудом откопала хорошие арты оО) Уууу, Миёкити первый оп всё-таки максимально хорошо характеризует (ну, ещё бы, он даже исполняется ею ._.) И казалось бы - почему персонаж, который не так уж часто появляется в аниме, поёт опенинг?.. =.= И как же я люблю сами эти ракуго-истории! И как тут используются истории с шинигами и двойным самоубийством! >< Ааа! (всё ещё самый любимый кадр) 1106x625
Наброски для более тщательного анализа (возможно?), (есть спойлеры).
1268x719
Думаю, всё-таки правильнее было бы перевести название как "Двойное самоубийство с ракуго". Правда, на начало выхода сериала вряд ли кто просто мог об этом подумать.
___
upd. 2 сезон 1 серия: Якумо прямо говорит "я хотел умереть с ракуго", произнося именно "...rakugo to shinjuu", где shinjuu из названия = "двойное самоубийство влюблённых".
2 сезон 7 серия: Когда Мацуда рассказывает историю и говорит "не дайте ему умереть с ракуго", он опять использует в японском "shinjuu" = "двойное самоубийство влюблённых".
___
В шестой серии Кику впервые показывает зрителю "Shinagawa Shinjuu" — "Самоубийство влюблённых на Синагава". В этой серии (8 глава манги) он впервые осознаёт, для чего играет ракуго сам. Это говорится буквально прямым текстом — он играет ракуго для себя. Ракуго — это то, что всегда помогало ему выжить. В самом начале он находил в нём свой единственный смысл. Если он не будет играть ракуго, его выгонят из дома — его жизнь будет кончена. После он начинал читать ракуго каждый раз, когда был подавлен, невольно продолжая цепляться за него, находить в нём опору, покой ("Пока я читаю ракуго, я нужен, я полезен, всё хорошо" — подсознательные мысли). И ещё позже он заметил, что ему нравится, как зрители слушают его ракуго, как все их взгляды прикованы к нему ("Я нужен им, я привлекаю их"). С самого начала у Кику и ракуго была тесная связь — оно было его смыслом жизни и его отдушиной, его проявлением себя. Далее, только подтверждая эти мысли, мы видим, как он ставит на первое место не любимую девушку, а ракуго. Не потому что он серьёзный, прожжённый до мозга трудоголик. А потому что он может представить жизнь без женщины (даже если ему от этого больно), но не может — без ракуго.
В общем, пропускаем долгий ненужный анализ и просто проводим очевидные параллели (также заглядывая немного наперёд). В этом произведении нет никакой тайны — всё довольно просто, но складывается оно не сразу.
"Rakugo Shinjuu" подразумевает двойное самоубийство "влюблённых": Кику и ракуго. Это история о том, как Кику жил с ракуго и хотел с ним умереть. И история о том, как он к этому шёл, поддавался и сопротивлялся.
1295x570 395x949
Любил ли на самом деле Кику Миёкити? Любил. Но не так сильно, как ракуго. Сначала он общался с ней сдержанно и даже несколько холодно, возможно, потому что просто не любил тех самых девушек-соблазнительниц, понимая, что это только игра. Но Миёкити была очарована красивым и неприступным Кику и не желала отступать. Только благодаря своему упорству и доброжелательности, она заставила наконец Кику взглянуть на неё по-другому, выделить среди остальных. Кику привязался к Миёкити. И, конечно, он ценил её моральную поддержку, которую он не мог попросить у Сукэроку, ведь его волнения были связны с ракуго и тем, что он отставал от своего друга.
Миёкити ненавидела ракуго. Сначала оно её просто не интересовало. Но со временем оно начало забирать у неё всё, что она любила. Поэтому она возненавидела его. Несмотря на это, она продолжала поддерживать Кику, пока могла. Ведь по её словам, это было именно то, что только женщина могла сделать. Это была её спасительная ниточка в их отношениях. Ничто не могло заменить женщину, и она пользовалась этим. Пока Кику не показал ей обратное и не поставил в их отношениях точку. И сделал это он не потому, что не любил её. А потому, что любил меньше, чем ракуго, и знал, что не сможет посвятить ей всего себя — а это именно то, чего желала Миёкити. Её любовь была всепоглощающей. И не только любовь. Каждое её чувство. Строя глупые рожицы и наигранно хихикая, Миёкити никогда не была глупа. Она была хитра. Это был её способ выжить и добиться своего. Но на Кику её уловки не работали. И всеобъемлющая любовь смешалась в безграничной ненавистью, создавая в её душе дикий водоворот. Миёкити задумала отомстить.
1145x446
Кем для Кику был Сукэроку? Он был его ракуго. Это правда, что Кику играл ракуго в первую очередь для себя. Но всю свою жизнь он играл вместе с Сукэроку. Вместе они создавали баланс — весёлое и стремительное ракуго Сина и плавное, устрашающее ракуго Кику. Сукэроку был более популярен, ведь его ракуго подстраивалось под людей и его сложно было не любить. В то время как в случае с Кику люди должны были подстраиваться под его ракуго — оно было красивым, но на любителя. Оба мужчины продолжали оттачивать своё мастерство и вскоре заслужено стали лучшими среди молодых артистов. Несмотря на разницу, которую Кику всегда ощущал между талантом Сина и своим умением, несмотря на то, что Кику страшно завидовал другу, которому всё даётся легко, он никогда не переставал им искренне восхищаться. Эта разница злила его, но именно она и подталкивала его совершенствовать свои навыки. Кику не мыслил своего ракуго без ракуго Сина. Достичь и превзойти его, а не учителя — вот была его единственная задача, что приносила ему наслаждение и интерес. Это дружеское соперничество.
Но как отомстила Миёкити? Верно, она забрала у Кику то, что он любил больше всего — ракуго. Она забрала у него Сина. Потерявший голову от любви мужчина плюнул на то, что Миёкити только использует его, и с готовностью отправился за ней. А затем и бросил ради неё так ненавистное ей ракуго.
Мир Кику развалился. Искрящийся, подобный сцене, мир Сина превратился в болото. В мире Миёкити продолжала бушевать буря обиды, вины, любви и ненависти, которую никто не мог заглушить. В конце концов, не выдержав, она сбежала. Но даже тогда она продолжала выжидать, когда Кику, словно на приманку, пойдёт к Сину и найдёт её.
Но когда план пришёл в действие и Кику действительно нашёл Сукэроку, ракуго снова начало у неё отнимать: незабытую любовь, семейную любовь (была ли она, хах?), дочь — всё. Обезумев, Миёкити решила совершить самоубийство вместе с Кику (наша главная тема). Но Син её остановил. Возможно, потому, что не хотел, чтобы она становилась убийцей. Затем несчастный случай и — конец вы знаете сами...
Син совершенно помешался на Миёкити, что привело его к такой кончине. Была ли так сильна его любовь? Не совсем. В то время у Сина была веская причина пойти за Миёкити, и это было не просто романтическое влечение. В любви Миёкити Син надеялся найти своё спасение. Спасение от того страшного чувства, что годами тлело в его груди.
Ракуго для Сина являлось такой же важной частью жизни, как и для Кику. Чтобы выжить, Кику через ракуго учился проявлять себя. Син же, чтобы выжить, через ракуго связывал себя с другими людьми. В каком-то смысле он, как и Кику, желал найти своё место в этом мире — а его место, он видел, было среди других. Син был сильно привязан к людям и всегда тянулся к ним, а ракуго было его способом создать эту связь. Он рассказывал людям ракуго во время войны, он дружелюбно ко всем относился и вообще был парнем с душой нараспашку. Однако даже у такого открытого парня был один тёмный секрет. Это обида за предательство. Люди, к которым он так тянулся и которых так любил, стали концом для его учителя, подарившего ему ракуго. И Син, который по природе своей не мог не тянуться к людям, начал лелеять глубоко в душе маленький комок горечи, примерзкое чувство обиды. Отсюда и родилась глубокая месть. Чувство, на самом деле, настолько же глубокое, как ненависть Миёкити или сожаление Кику.
Долго носить в себе такое тёмное чувство было нелегко, да и Сину всё больше становилось очевидно, что месть его бесполезна. Стоило погрузиться в ракуго и рассказывать для людей, как возвращалась старая радость. Не для мести он хотел использовать ракуго — а для людей. Но чувства никуда не исчезали, а тихо тлели. Интересно, видел ли он в Миёкити родственную душу. Или же просто влюбился и искренне надеялся, что Миёкити вернёт его к его любви к людям, заберёт это противное чувство из груди? Однако Миёкити была не той женщиной, она с головой ушла в свои заботы и думать не думала о спасении Сина. И вместо того, чтобы вернуться к людям, Син оторвался от них ещё больше, вынужденный бросить любимое дело и так начиная понемногу чахнуть.
@Chiru,@Chiru