Всё-таки многовато социалистов среди этих классиков НФ, не в обиду советской школе.Дело не в самом феномене, а в его причинах.
Не могли бы привести примеры, если возможно? Я не совсем понял.Классики НФ рисовали мир, где технологии в большинстве своём улучшали жизнь человечества в социальном аспекте.
Мне это просто самоочевидным кажется. Знаете, в этом всем какой-то дух ухода от модернизма и просвещения витает, мы с вами как-то обсуждали схожую тему. Двадцатый век не очень располагает к мечтаниям о прекрасном будущем, даже если речь идёт о технологиях - уже в его начале было понятно, что они будут использоваться в первую очередь для войны и борьбы за власть, а не улучшения жизни, оно иногда возникает как побочный эффект.Киберпанк же показал, что качественные технологии - удел богатых.
Атмосфера Нейроманта и подобных произведений скорее похожа на цифровой дикий запад, этакую failed версию либертарианства где всю власть захватили корпорации и криминал. Будешь иметь с ними связь, значит будешь иметь деньги и доступ к технологиям. Удачно взломаешь, украдешь, обманешь - станешь не бедствующим киберковбоем, каждый сам за себя. Это во многом создаёт нуарность киберпанка. А в этом всем мусоре у них даже какая-то "трушность" хакеров показывается, такой вот мол гений фрик типа Столлмана кушает ноги у себя в подвале. Вообще, касательно социального расслоения, думаю основное за счёт чего производит впечатление киберпанк - что в обществе ничего кардинально не изменилось. Появились новые технологии, а проблемы остались те же. Пусть это и грубая оценка конечно.А главным героям, людям из трущоб, киберкурьерам (Джонни-Мнемоник - человек-флешка) или киберковбоям (хакером) доступен лишь мусор. "Нейромант", собственно, начинается с описание мужика с ржавой металлической рукой и ироническими мыслями Кейса относительно постчелоческого бытия.
Мне кажется это всё-таки центральная тема.В этом плане киберпанк не только рисовал ужас от цифровых технологий
Уподобляли людей мусору и в докиберпанковскую эпоху, на самом деле, да и продолжается это. Просто когда речь идёт о технологиях, это ощущается чем-то более страшным.показывает, что сливки прогресса получат только богатые, а обычные люди будут в дерьме, да и сами уподобятся мусору, если корпорация свернёт поддержку тела деталями.
Пластик вместо мяса, медь вместо нервной ткани. Велика ли разница?Это уже капитальное отличие.
Основная проблема здесь в том, что нельзя формализовать такое понятие, как эмоциональный интеллект. Да и верифицировать что он вообще существует. А вот поведение - можно.Далее. Принцип работы мозга и нейросети лишь приблизительно схожий. Например, отсутствие эмоционального интеллекта (нервную систему и гормоны списывать со счетов не стоит)
Если вы имеете ввиду потребность в выживании и размножении - дело в том, что те организмы, которые таковых не имели, просто не выживали в ходе естественного отбора, в этом нет уникальной или волшебной черты. Иногда противоположное встречается у людей с повреждениями мозга и тяжёлыми психическими расстройствами, короче говоря есть люди у которых таковых потребностей нет. В этом ключе пренебрежительное отношение к программам сложилось исходя чисто из практических соображений, на самом деле программы (не говоря об искусственном интеллекте) могут иметь просто гигантские витальные потребности, не соизмеримые с человеческими. За свою жизнь мы заводим пару детей, а компьютерный вирус будет заражать миллионы устройств, мутировать, заражать ещё больше. Появятся различные вирусы, которые будут сосуществовать с Сетью, которых будет уже невозможно оттуда вывести. А мы будем вести классификации их видов, форм и мест обитания, прямо как в справочниках по биологии. Такие формы жизни не обязательно будут вредителями, некоторые из них могут, например, сэкономить вам немного места на компьютере или что нибудь починить, выгнать другой, плохой вирус, взамен на вычислительные ресурсы "на покушать". Это мечта компьютерных энтузиастов и от части уже происходит в наши дни.витальных потребностей (разница между программой ИИ и витальной потребностью человека несравненно больше, нежели между теми же самыми витальными потребностями у человека и инстинктами у животных)
Вообще, ИИ не обязательно должен быть во всем похож на человека, это лишь частный случай. Но тем не менее. Что значит принять за человека? Если вам не нравится субъективный, критерий, то как определить объективно, кто им является (не будем брать определение про гены из биологии потому речь о другом). Если что-то выглядит как человек и ведёт себя как человек, значит это человек. Мы можем взять другой термин, это тоже не важно. Вы сами говорите, что у этого тестирования неудачные критерии, когда-нибудь машины смогут проходить более строгий тест. Хотя даже я в последнее время далеко не всегда прохожу тест Тьюринга с первого раза. ;)С точки зрения субъективного восприятия, ИИ-программу можно принять за человека. Тот же российский ИИ Евген прошёл тест Тьюринга, убедив в своей человечности 33% судей. Правда, если разобраться в самом тестировании, становится ясно, насколько у него щадящие критерии (те же 5 минут беседы/переписки). Но и только.
Вот мы и пришли к религиозным понятиям. Как верифицировать что у человека есть какая то индивидуальность, дух? Может ещё какая-нибудь воля? Сепулькарируемость? Пельменность? Что ещё можно придумать. XDТаким образом, сходство только при поверхностном взгляде. У ИИ, действительно, нет той самой индивидуальности, "духа" по Сиро, присущей человеку, но человек может приписать индивидуальность ИИ в силу своего субъективного восприятия, например, привязанности.
Сам же сказал...
Это уже капитальное отличие.
Далее. Принцип работы мозга и нейросети лишь приблизительно схожий. Например, отсутствие эмоционального интеллекта (нервную систему и гормоны списывать со счетов не стоит), витальных потребностей (разница между программой ИИ и витальной потребностью человека несравненно больше, нежели между теми же самыми витальными потребностями у человека и инстинктами у животных). Ограничусь этим. Об этом можно статью написать. Да и ссылок уйму искать придётся.
С точки зрения субъективного восприятия, ИИ-программу можно принять за человека. Тот же российский ИИ Евген прошёл тест Тьюринга, убедив в своей человечности 33% судей. Правда, если разобраться в самом тестировании, становится ясно, насколько у него щадящие критерии (те же 5 минут беседы/переписки). Но и только.
Таким образом, сходство только при поверхностном взгляде. У ИИ, действительно, нет той самой индивидуальности, "духа" по Сиро, присущей человеку, но человек может приписать индивидуальность ИИ в силу своего субъективного восприятия, например, привязанности.
@neyoki