Данный отзыв является дополнением к моей рецензии на Фрирен и содержит личные мысли и мою собственную субъективную оценку. Также здесь будет серьезно затронута манга-первоисточник. Однако я постараюсь не перегружать этот отзыв впечатлениями именно от манги и если вдруг у меня наберется достаточное количество мыслей касательно нее одной, то соответствующий отзыв за моим авторством можно будет найти на странице самой манги на этом прекрасном сайте.
Прежде чем перейти к самой Фрирен, стоит упомянуть, как я на нее наткнулся и почему вообще решил прочитать и посмотреть. Наткнулся я на нее банально просматривая очередной ролик Гиггука, в котором он рассказывал об онгоингах того времени. Сам я сериалы не очень часто смотрю, но полезно просто держать себя в тонусе относительно новинок и того, что сейчас модно в индустрии. Гиггук в своем ролике немного рассказал о завязке сюжета и очень много облизывал само аниме. Тогда я еще не до конца был уверен в том, что рекомендации Гиггука – это шлак, а потому решил дать Фрирен шанс.
Среди всех тайтлов, представленных в роликах, которые я уже успел у него посмотреть, я выбрал именно Фрирен, поскольку пару лет назад ознакомился с мангой
Yokohama Kaidashi KikouПутевые заметки о поездке за покупками в Йокогаму. Концепт этой манги и Фрирен очень похож: бессмертная няша в сеттинге жанра фантастики переживает своих человеческих друзей и старается понять и принять прошлые и будущие утраты и наслаждаться моментами своей очень длинной жизни. «Путевые заметки» были довольно неплохой мангой, но они не дали ответы на многие вопросы, поставленные в своем начале, и местами состояли из глав, которые иначе как никакими назвать нельзя. Грешным делом, услышав о завязке Фрирен, я было подумал, что авторы неспроста выбрали такой архетип персонажа и такую историю и, должно быть, вдохновлялись именно историей «Путевых заметок». И я уж даже подумал, что раз Фрирен уже к тому времени имела очень высокий статус среди поклонников аниме и манги, то авторам удалось выявить и сделать лучше то, что было хорошо в «Путевых заметках», и, наоборот, урезать или переделать то, что было там слабо.
Я ошибся.
Манга Фрирен по количеству глав уже почти догнала завершившуюся почти 20 лет назад мангу «Путевых заметок» и, судя по крайним вышедшим главам, не собирается в ближайшее время заканчиваться. Только вот если «Путевые заметки» смогли за свой объем, можно сказать, с горем пополам, но завершить историю главной героини или по крайней мере закрыть некоторую существенную главу в ее жизни, то Фрирен едва-едва вступила на путь построения своей внутренней империи. Чем же заполнена остальная часть манги и уже вышедших серий соответственно?
Какой-то низкопробной бредятиной. Тут, к слову, надобно отметить, что аниме очень дотошно пересказывает сюжет манги и практически ничего от себя не добавляет. То есть все те филлерные приключения из середины сезона вполне себе были и в манге. Но филлеры это еще полбеды. Настоящее осознание того, что тайтл скатися на дно и уже не выплывет, ко мне пришло во время арки экзамена на чуунина. Настолько бестолковых и вторичных сюжетных ходов, которые были в ней, я не встречал уже очень давно, хотя у меня последнее время были случаи ознакомления с далеко не с самыми приятными произведениями вне жанра аниме. Хуже арки экзамена во Фрирен могут быть разве что последующие такие же большие арки, описанные в манге, и пока что не экранизованные
(путешествие во времени передает привет). Если кому тут не понравился экзамен и вы не читали мангу, то готовьтесь, вас ждут очень неприятные сюрпризы.
Но экзамен для первого сезона был лишь вишенкой на торте, апогеем процесса деградации качества сюжета, ворлдбилдинга и второстепенных персонажей, который можно было наблюдать на протяжении всех серий. Как уже было указано в рецензии, после первых нескольких серий, которые посвящены собственно Фрирен, и к которым у меня почти нет претензий, появляется вторая главная героиня и значительная часть внимания в аниме переключается на нее. Понятно, что раскрывать такого персонажа, как Фрирен, невозможно без взаимодействия с простыми смертными, но ведь надо иметь какие-то ограничители, чтобы история не скатилась в типичные приключения типичных приключенцев с ходячей вундервафлей в загашнике, которая может решить все их проблемы за полсекунды. К сожалению, у авторов таких ограничителей нет, поэтому вся история превращается в повседневность, а все проблемы по уровню напряженности напоминают форс-мажор при процессе готовки обеда: можно запачкаться, но никто не пострадает и мир точно не рухнет. И я ничего не имею против повседневности, в «Путевых заметках» именно этим, простите за каламбур, путем и пошли, и там не нужно было вводить отдельную расу злых существ, которые не имеют права на пощаду, и не надо было делать драки с ними, и тем более не надо было на ходу выдумывать правила использования магии и прочую лабуду. То, что раз на несколько серий Фрирен говорит что-то в духе: «Да, а раньше я не замечала этой красоты» или вспоминает Химмеля с грустной улыбкой, имеет только косметическое влияние на эту абсолютно типичную фентезийную историю. Хотя вначале нам чуть ли не нерасказанную историю
Арвен анонсировали.
Второстепенные персонажи варьируются от клишированных до ужасно прописанных. Чаще всего у них есть какая-то черта, которая становится предметом шутки и эту шутку будут повторять, пока кровь из ушей не пойдет. Как уже было в рецензии указано, эпизодических персонажи из филлеров вообще друг от друга не отличить, а группа персонажей с экзамена вообще непонятно что в истории Фрирен делает, настолько мало они имеют к ней отношения. Хоть сколько-нибудь интересными можно назвать только сородичей Фрирен и ее собственную наставницу. Противники один ужаснее другого, больше даже и говорить о них не хочется.
По графике в рецензии я достаточно четко высказался, добавлять тут нечего.
Еще от себя скажу, что во время просмотра самого аниме каждый раз слезы наворачивались во время просмотра эндинга, особенно второго. Такой потенциал у истории и такая ужасная реализация.
Отдельно обращусь к тем, кто лучшей частью данного аниме считает как раз медитативность происходящего и повседневность историй, приправленных рассуждениями о скоротечности жизни. Прочитайте «Путевые заметки». Там все то же самое, только без ненужного аудиовизуального шума. К сожалению, в отличие от Фрирен, эта история не получила своего сериала, лишь две OVA-шки, которые, в силу технических характеристик того времени, сейчас уже смотреть сложновато.
Скажу откровенно, я не представляю, почему данное аниме ворвалось в топ, в том числе и на этом сайте. Да, персонажи няшные, но это не редкость, общая картинка неплохая, но далеко не шедевр, общая история и сюжет очень, очень далеки от интересных. Неужели всех так тронула концепция упущенных возможностей и потраченного впустую времени? Я, конечно, понимаю, концепция хорошая, но она же едва пробивается через кашу клишированного сюжета
, а дальше так и хуже будет, кто мангу читал, тот знает. Или может кризис среднего возраста так на части аудитории отдается? Но ведь есть и получше произведения, которые тоже могут на этих струнах души играть.
Как бы там ни было, к Фрирен я больше не притронусь. Как и к рекомендациям Гиггука.
Ну а на этом все. Развернутую оценку можете увидеть в рецензии.