<?Emotion-in-Text Markup Language:version=1.2:encoding=EMO-590378?>
<!DOCTYPE etml PUBLIC :-//WENC//DTD ETML 1.2 transitional//EN>
<etml:lang=jp>
<etml:lang=en>
I have a story to tell. The story of «Harmony/».
<theorem:number>
Рецензия для тех, кто уже посмотрел (не собираюсь расписывать везде поясняющий контекст) и чтобы закрыть некоторый гештальт непонимания. Кто сомневается в просмотре — в конце подытоживание без спойлеров.
Запомните, любое мнение на что-то — де-факто спойлер, а тем более детальный анализ. Мнение из тысячи слов сильно исказит именно что Ваш взгляд. Я рекомендую посмотреть это на незабитую этим текстом голову, как минимум потому, что это необычный представитель индустрии аниме.
</theorem>
Согласитесь, звучит интригующе. И падающей плашмя бандурой смешанные отзывы по фильму — ещё интригующей. Так о чём это я? Ах, да.Согласно опросу журнала SF Magazine All-Time Best, проведенному Хаякавой в 2014 году, роман “Harmony” был признан лучшим японским научно-фантастическим романом.
2010: Премия Филипа К. Дика “Особое упоминание” за роман “Гармония”.
Запомните, существуют только три гендера:
И это комменты на Орган Геноцида и Империя мёртвых. Где-то здесь, смотревшие “<harmony/>” улыбнулись, а шарящих за трилогию порвало. Над фильмами работали разные студии, а результат на уровне отзывов один и тот же. А потому, что связывает эти три работы единый автор — Кейкату Ито со своей книжной, а затем и анимационной трилогией, ставший видной фигурой японского сай-фая, выглянувшей на мировую сцену. На этом моменте знакомые с первоисточником-романом могут поделиться своей сравнительной характеристикой двух произведений, а любителей н/ф, читавших как минимум трилогию, так милости просим провести ликбез по личности, трилогии и феномену Кейкату. Удовлетворительно расписавших поставлю под плашку спойлера для общей картины, ну а мы переходим непосредственно к анализу.
Перед просмотром фильма или прочтением рецензии следует понимать, что адаптация получилась нестандартной для индустрии, под стать роману и, возможно, постарался второй режиссёр Майкл Ариас, этакий “мост западного и восточного мира”, но фильм получился по консистенции “кином западно-философского порядка” и может быть трудным для просмотра, пусть и оставляет след типичными аниме-образами.
История, уже по прологу, ведётся с точки зрения Таун Кириэ: и её закадровый голос, и всплывающие флешбеки. У кого-то сейчас могли возникнуть негативные коннотации в связи с упоминанием и первого, и второго, так что откинем эти предрассудки сразу.
Флешбэки
Мелкие мазки словами и картинкой, формируют детальное представление о самой идее, обществе, миропорядке. Но об этом подробнее в разделе «Атмосфера».
Для антиутопии киберпанка — это история диссидента, который уже не борется с системой, а пытается отстроиться от неё, забившись на край, но в тоже время боится потерять связь с этой системой. И мир ею созданный является для Туан душащим тисками доброты, что не вынесено на передний план, пожалуй, ни в одной утопии. Из старого для антиутопий есть всё характерное классическим произведениям (социальный кредит, концентрирование власти в руках технократов и/или интернациональных корпораций, сессии морали и здоровой этики всего 15 часов в месяц(!)), так и своё уникальное (гипертрофированная забота с оттенками вреда, проблема отсутствия отрицательного опыта в обществе). Основа антиутопии, заключающаяся в слежке и тотальном контроле не нова, но подаётся под соусом контроля не столь политического, сколько медицинского, с параллелями в духе «Око взяло в заложники то, что важнее чем деньги, оно связало наше тело», и (как же без этого) социального и личностного. Всяческие высокие размышления персонажей если не дополняют эти темы, то придают тот самый привкус философского произведения, просто упоминая некоторые научные труды и художественные произведения с указанием с авторов (звучит будто вам дают разжёванный текст, убивая магию отсылок в искусстве), что, по сути, не отсылки в привычном понимании, так что смысла разбирать не вижу. Если Вы любитель таких вот оммажей, то этот момент для Вас скорее в минус.
А здесь уже идёт замах на монолог великого инквизитора. Подобная идея, конечно, не находка для жанра антиутопии, а тем более для основы этой, но здесь выглядывает как-то отчётливо:
Так для примера, по-крупному, немного вычурный футуризм. Архитектура Японии:
1918x1080
Индия:
Северный Кавказ:
1918x10801918x1080
Транспорт и техника:
1915x10781917x10791918x10801918x10801918x10801915x1078
1919x1080
К слову на последнем скрине не такой уж и футуризм. Такие стеклянные заграждения практикуются в Южной Корее, чтоб не задерживали расписание поездов и не косплеили Анну Каренину.
Портит атмосферу разве что ЗD некоторых сцен (суммарно около шести минут, из них пять — диалоги в ресторане), экономия средств в виде полторы минуты чёрного экрана с надписью «Voice only» и пару странных фраз персонажей, но я готов скинуть это на студии переозвучки.
Отдельно хочется сказать про статичные кадры. Они есть, но их здесь сводят к минимуму, пристраивая монологи или диалоги, так что ощущения заторможенности нет.
с необходимыми параллелями из романа
Плохо влияют на погружение образ Миах Михиэ её родословные корни. Из людей за весь хронометраж мы видим европеоидную, негроидную и монголоидную расу, индусов, мальчишку с Кавказа и этнос кочевников. Но Михиэ мы сразу идентифицируем как японку, пусть и смешанный брак, не видя ни намёка на корни, хотя с самого начала она преподносит себя как человека не от мира Японии, напоминая о своём прошлом.
Если минута про юного Вертера была только ради напоминания через 20 минут, что люди могут умирать из-за идеи, то я недоволен.
ТВ-канал на правах сценариста пускает послание террористов по кабельному. Можно было бы истрактовать это как захват студии с последующим резким отключением от вещания, но сценарист не удосужился этого сделать.
И самое главное! Нам не объясняют,
смерть человека в обществе, построенном на руинах болезнетворного мира прошлого, отгороженного, а после ставшего идеологией здоровья, лишается вложенных средств и терпит репутационные издержки для общества, завязанного на улучшении здоровья, главный актив получается — людские жизни
Туан Кириэ — первая из трёх подруг, и собственно, наш проводник по сему миру. Как было сказано ранее, её история — история диссидента, который уже не борется с системой, а пытается отстроиться от неё, пытаясь спрятаться на её крае, всё равно остаётся и боится потерять связь с ней. Звучит «по-блэровски», и она даже не отрицает вышеописанное, называя себя трусом. Если хочется сказать про развитие, путь личности, то подковёрно, но он прослеживается, выражаясь в сомнениях и достигает апогея при встрече с подругой в заключительной части.
Миах Михиэ — эдакий идейный шкафчик сценариста, и будь его воля, стала бы противником системы как Уинстон Смит из «1984», но эту ношу оставили Кириэ, а ей бы больше подошла роль Гельмгольца из «дивного мира», ну или того шкафчика на худой конец. Недопонявшие скажут квинтэссенция пубертатной претенциозности, а я заменю на инфантилизм с психотравмой. К концу кардинально меняет свои убеждения (или нет?), и именно это понравилось в раскрытии: казалось бы, скульптуру мифа Туан и рассказы её отца должны сформировать однозначное мнение, а по итогу всё переворачивают с ног на голову.
Киан — местная птичка низкого полёта. По сути, до переломного события — ощутимо менее внушаемая, чем подруга, но, как говорила голубоволосая, из-за страха. После неудачного группового роскомнадзора ничем не отличается от Туан, а именно двуличие и стыд, что очень занимательно, с отличием в загнанном в долгий ящик стыдом и окончательным переходом на сторону прогрессивного общества. Таким образом (и даже без этого анализа, просто смотря, это частично проговаривается) можно сказать, что это перевёрнутая Кириэ. Подходя к своему завершению, Киан вскрывает тайные нити своей души, которые вызывают уважение у подруги и, в другой плоскости, становятся отправной точкой расследования.
Илья Вашлов — двойной агент, выставляющий себя важной и необходимой персоной (и не с пустого места), влияет на сюжет пока вы не видите не хуже отца Туан. Выказывает второе амплуа не менее эффектно, а то и лучше, чем при первой встрече. Очень колоритный второстепенный персонаж.
Профессор Сайэки — основоположник «Ока», свидетель Maelstorm'а — апокалиптической катастрофы прошлого, для отца Туан — наставник по работе. Много хрона он не занимает и покажет себя со стороны извилистого старика, смотрящего с высоты своих лет достаточно высокомерно, умудряясь меж строчек выдавать своё отношение к разным вещам, и последней фразой ставя точку в своём месте в мире. К слову, в книжке их диалог не менее интересный, даже более.
Нуада Кириэ — отец, сумевший побыть им только пару мгновений. Бывший видный учёный на затворках, запертый с мечтой всей жизни. Из-за этого, собственно, и бросил семью. На протяжении всего общения с дочерью чувствуется некоторое напряжение, но лишь некоторое. Моменты с задеванием личного вынесены по краям совместного хронометража, а всё остальное время они говорят о мире и эксперименте, где общие узы улетучиваются, будто они лишь знакомые. Но ситуацию спасает сцена жертвенности отца, так что не особо налегаю на критику.
Остальные персонажи — функции, от которых не требуется проявление характера.
Как можно было заметить: в своей общей массе 3D хорошо вплетён, не считая большей части экспозиций с лицом в кадре; музыка чувствует себя свободно — она может быть и задним, и выходить первым планом, а может просто поддерживать динамику, оставаясь где-то посредине. Раскадровка "склеивает" кадры, придавая темп действию. Бросается в глаза внимание к прорисовке мелочей. Кто-то мог заметить ещё одно клише, которое я специально не выделил. О нём поподробней
если у Вас возникло подозрительное ощущение, что сбитый БПЛА за ≈900м чуть ли не догоняет "гашетку в пол", то не спроста. Берём изначальные значения из отрезка видео, добавляем некоторые значения и получаем результат, при котором преодолеть, не то что почти догнать, у летательного аппарата не представляется возможным
1080x1918960x17041080x14261080x19191080x19181080x19181080x19181080x19181080x19181080x1918
1080x1918960x17041080x14261080x19191080x19181080x19181080x19181080x19181080x19181080x1918
1918x1080
1915x10781918x10801918x10801918x10801918x10801918x1080
Камера, двигающаяся пролётами по окружности не ноу-хау, но цепляет взгляд. Всю атмосферу от этого рушит корявое 3D и абсолютно статичное окружение. Вот если б персонаж сменил позу (речь о сцене в ресторане) или хотя бы окружение двигалось. В палатке Туан в экспозиции такой проблемы нет:
За стеклом научного центра за пару минут меняется то ли структура стекла, то ли небо сереет:
1920x1081
с анимационной адаптацией
По форме в произведении поменяли расстановку флешбэков и не более, «бутафория сцен» передана чуть ли не дословно. История Туан из книги продолжается всё тем же внутренним «тысячным» пересказом в одной плоскости и диалогом с собой — в другой. Из ощутимых для зрителя проблем может стать некоторая сухость текста, присутствующая кляксами в романе, перетёкшая оттуда. Почему "может" и "возможно"? Я допускаю, что кто-то своим субъективным взглядом усмотрит в больших дозах текста пустой пересказ, с чем у меня при первых двух просмотрах проблем не возникало.
Рисовка чем-то не выделяется, типичный для индустрии минимализм, но в его крайности не скатывается. С анимацией уже интересней. Если брать в расчёт и 2D, и 3D, то получим средний результат, как, собственно, и по больнице: варьируется на уровне больше удовлетворительно, чем плохо. Превозносит ситуацию общая кинематографичность картины, выделяющая её на фоне других работ, состоящая из детальности, музыки, атмосферы и хорошего 3D.
Звукорежиссура — отдельная история. Пусть меня и смушают киберзвуки какого-нибудь глазного импланта, будто эхо стимпанка и промышленной революции "кряхтящих механизмов шестерёнок", но это мелочи по сравнению с отменной работой со звуком во всех направлениях: от мельчайших деталей до церковного хора в конце.
Если как-то и определять это произведение по десятибальной шкале, то я из своего мнения взял бы 7-7,5/10.
Важная информация для тех, кто таки решился на просмотр.
смерть человека в обществе, построенном на руинах болезнетворного мира ядерной войны, отгороженном этой идеологией, а после став полноценной доктриной, лишается вложенных средств и терпит репутационные издержки для общества, завязанного на улучшении здоровья, где главный актив получается — людские жизни
От вас могло ускользнуть то значение факта, что все три фильма — экранизация романа. Рискну заявить, что поголовное неприятие — проблема не столько пера Кейкату, сколько адаптаций студий, отражающих проблему экранизации. Но если произведение задело, и Вы хотите большего, то однозначно, книга — Ваш вариант. Но иногда там всплывает сухой текст и, как по мне, лишние символы "<", ">", мешающие прочтению, я предупредил.
@ggalien,Не читал, но структура и названия топиков просто кошмар. Как вообще вы додумались в "краски идеи", "структура идеи". Деление до ужаса сумбурное, дак еще и окно с кодом вначале.
Я ничего не могу сказать по содержанию, но исходя из формы, оно уже не внушает доверия.
@Epolih окейПочинить бы это.
@Fred Lemuer@Lol4ik_Pon4ik, может это такая фишка я хз)@Lol4ik_Pon4ik@Fred Lemuer, Изучение кода на ходу?Типа пока читаешь заодно учишь код в уме, потом пересказ и смотришь, если что-то забыл - заново. И так каждый раз.
@Fred LemuerПомню один чел такую хвалебную рецензию на тайтл написал, что я даже его посмотрел.
dtf.ru/anime/679613-harmony-2015-goda
По рецензии - с оценкой согласен, а по факту тайтл лютая чернуха. Кстати режиссер у него американец.
@Lol4ik_Pon4ik, ну вроде того) в интернетах посидишь, еще и не такое увидишь )На протяжении всей рецензии непонятно отношение автора к произведению. Имея столько примеров и отличное оформление, в итоге получаем перечисление фактов без отклика до последней главы.