Сюжет
1
Хуже некуда
Персонажи
2
Ужасно
Рисовка
6
Нормально
Звуковой ряд
5
Более-менее
Итоговая оценка
3
Очень плохо
Упущенные возможности
Madhouse уже не одно десятилетие дарит нам высококачественное аниме, которое быстро становится классикой. Зачастую такой эффект студия получает, давая зеленый свет талантливым авторам с собственным уникальным видением, а также перенося на экраны культовую мангу. "Провожающая в последний путь Фрирен" являет собой воплощение именно последнего подхода. И, похоже, что студия опять выпустила хит. По крайней мере, так можно судить по общим оценкам и популярности данного тайтла. В этой же рецензии мы попытаемся оценить, насколько данное аниме действительно заслуживает свое положение в мире аниме а также проанализировать сильные и слабые стороны данного произведения. Прежде чем перейти к сути, важно уточнить, что хотя путь героев, описанный в манге на момент выхода рецензии, существенно превосходит то, что было показано в сериале, здесь мы постараемся не ссылаться на не известные для рядового зрителя аспекты сюжета.Персонажи и их повествование
Данный блок будет посвящен главным и немного второстепенным персонажам, а также их связи со структурой повествования в сериале. Таким образом, мы сможем прочнее показать связь героев и сюжета, а заодно избежим банального пересказа последнего, что было бы чревато обилием повторений.В сериале есть две главные героини: FrierenФрирен и FernФерн. Фрирен является эльфийкой, чьё главное в жизни приключение заканчивается на первых минутах произведения, и все, что её может ожидать дальше, - это лишь невероятно долгая жизнь после. Безумно большое количество времени впереди, которое, к слову, эльфийка совершенно не считает. Так же, как она и не воспринимает это свое приключение и тех друзей, с которыми она его прошла, чем-то особенным. Ферн же является человеческой девушкой, которая стала ученицей эльфийки вскоре после того, как для той откровением стала важность и скоротечность моментов жизни. Вдвоем героини отправляются по следам того, прошлого приключения Фрирен, и по дороге происходит обмен знаниями, где старшая подруга делится с младшей премудростями своего ремесла, а младшая помогает старшей вспомнить и по достоинству оценить моменты ушедших дней.
Темп и акценты в повествовании очень сильно подчиняются обеим главным героиням. Так, до встречи с ученицей дни Фрирен летят как мгновения, годы – как секунды. После же – темп постепенно замедляется, подстраивается под скорость жизни Ферн, пока иной раз не переходит в совсем медленный, где за полсерии зрителю могут не показать и один полный день, который Ферн тратит на свои дела. Потом, когда обстоятельства вынуждают героинь остановиться и не делать ничего, кроме как ждать, снова берут верх темп и манера жизни Фрирен и эльфийским волшебным монтажом полгода проходят практически незаметно. Тем не менее, несложно посчитать, что, поскольку обе героини мало того, что дожили до конца первого сезона, так еще и не успели состариться, времени, прожитому в человеческом темпе, уделяется куда больше внимания, равно как и прогессии Ферн в своем обучении, нежели изменениям в характере Фрирен. В этом плане, идея об осознании важности ограниченных во времени моментов существом с неограниченным количеством времени, с которой аниме и начиналось, уступает место более банальной истории взросления посредством приключений и разных социальных взаимодействий. В пользу этого вывода, кроме темпа и способа повествования, которые технически выражались через монтаж, свидетельствуют также методы экспозиции тех или иных элементов. В первых сериях, пока Фрирен еще не взяла Ферн в ученицы, информацию о мире и взаимоотношениях между героями зрители получали по большей части из диалогов персонажей с более-менее одинаковым опытом, например, между членами старой команды Фрирен. После же сама Фрирен зачастую являлась энциклопедией для Ферн и отвечала практически на все вопросы последней. И если в первом случае у зрителя строилась эмоциональная связь именно с Фрирен, так, будто он тоже был частью её приключений и тоже вроде как вспоминал те или иные детали, когда в аниме заходила о них речь, то во втором случае зритель полностью ассоциирует себя с Ферн, получая об окружающем мире разжеванную и не подлежащую сомнению информацию, собственно, как и прилежная ученица получает её от наставницы. И если посчитать соотношение, сколько раз зрителю информация подавалась контекстуально, а сколько рассказывает сама Фрирен, то, учитывая также предыдущий аргумент про темп, можно прийти к выводу, что перспектива зрителя по большей части совпадает с перспективой Ферн, а соотношение главных героинь и метод повествования скорее напоминает рассказы о Шерлоке Холмсе, где также следом за всезнающим и почти всемогущим персонажем следовал куда более невзрачный, но верный и надежный Ватсон, от лица которого и были рассказаны читателю все истории. Вот только Ватсону, в отличие от Ферн, не было уделено столько времени на явное развитие характера. В пользу этой аналогии также говорит и некоторая нечеловечность героев, как персонажа Шерлока фигурально, так и Фрирен буквально. Но в таком случае очень сложной оказывается задача именно раскрыть такого персонажа и решить поставленную в самом начале аниме проблему. Конечно, за один сезон сделать это не выходит, но автор пытается нащупать начало решения этой проблемы в виде флешбеков Фрирен о своем прошлом приключении.
Вообще, надо сказать, что флешбек – это один из самых распространенных в данном произведении способов экспозиции, особенно для персонажей. И если флешбеки самой Фрирен вполне мотивированы её целью и они вызываются тем простым фактом, что она проходит чуть ли не тот же самый путь по тем же местам, что и в прошлый раз, то флешбеки остальных персонажей не являются свидетельством ничего иного, кроме как неумения выстраивать экспозицию и интересно раскрывать характеры. Каждый второй третьестепенный или эпизодический персонаж в аниме имеет предысторию, ничем не отличимую от других таких же. Поменять нескольким таким персонажам их флешбеки и не изменится ровным счетом ничего. К сожалению, это правило работает даже для некоторых нетретьестепенных персонажей. Все же, с помощью своих воспоминаний Фрирен кое-как на протяжении всего сезона по чуть-чуть раскрывается и меняется, но, опять-таки, порой и её флешбеки несут лишь экспозиционную нагрузку и вовсе не работают на раскрытие её как личности. К тому же, их достаточно немного по сравнению с общим хронометражом, который занят, если не развитием персонажа Ферн, то обычными, чтобы не сказать, филлерными приключениями. Отдельным недостатком использования флешбеков в данном аниме является тот факт, что они порой отсылают к одному и тому же событию в прошлом (например, разговору), но каждый раз дополняют его новыми деталями. И при этом нельзя сказать, что это эффект расёмона. Порой автор просто преподносит новую часть прошлых приключений и диалогов, которые уже были показаны зрителю. Таким образом, можно скорее прийти к выводу, что данные дополнения во флешбеках спровоцированы именно сиюминутными потребностями сюжета, чем если бы они были спланированы и обдуманы еще до начала написания автором истории.
Также достойны упоминания несколько второстепенных персонажей: StarkШтарк, который большую часть аниме путешествует вместе с главными героинями, однако мера его развития в аниме ничтожно мала и нужен он скорее лишь для взаимодействия с Ферн, как часть её приключения; HimmelХиммель, появляющийся после первой серии лишь во флешбеках, гуманизированное и идеализированное воплощение упущенных возможностей, какими их себе представляют люди, а также "пройденное приключение" Фрирен; SeinЗайн, который также присоединяется к путешествию, но, как взрослый разумный человек, нарушает инфантильную атмосферу, царящую в команде, отчего задерживается ненадолго (ну и потому что ни с кем из главных героинь не получилось сделать связь). Отдельно выделяется толпа второстепенных персонажей, представленных в заключительной для сезона арке экзамена. Как и сам экзамен, данный набор персонажей кто-то может назвать классикой и проверенным годами подходом, а кто-то – просто сценарной импотенцией. Однако данный экзамен, как и, собственно, его наличие, лишь показывают все большее дрейфование от Фрирен к Ферн в плане центральности занимаемого в аниме места, ведь экзамен – это испытание и момент роста именно для последней. Большая часть второстепенных персонажей имеет одну-две, максимум три характерных черты, за пределы которых их характеры не выходят. Это служит одновременно и более легкому способу запомнить, кто есть кто, а также для бесконечного повторения одних и тех же шуток. Что касается препятствий на пути, то здесь они воплощены в основном в виде врагов на серию-две, имена которых, если они, конечно, есть, обычно сложно вспомнить уже через полчаса после просмотра соответствующего эпизода.
За исключением экзамена и представления новых постоянных в команде персонажей, остальные эпизоды могут быть перетасованы и просмотрены в любом порядке без потери какой-либо смысловой нагрузки, так как практически ни на что не влияют ни сами по себе, ни в перспективе. Этого можно было бы ожидать от неструктурированных воспоминаний Фрирен, и в таком случае это было бы даже оправдано, но основное повествование также имеет этот филлерный недостаток.
Отдельно также стоит сказать о главной цели нового приключения Фрирен, а именно тот факт, что о ней очень легко забыть. И если ответ на вопрос «куда?» еще можно достаточно легко удержать в голове, то зачем главные героини туда идут и, тем более, почему они начали свое путешествие – для припоминания ответов на эти вопросы может уйти некоторое время, что для магистрального сюжета отнюдь не является положительной характеристикой.
Анимация и рисовка
Подход к анимации в данном произведении мало чем отличается от общепринятого: батальные сцены с плавными движениями и высокой частотой изменения положения частиц на экране время от времени приходят на смену полустатичным планам, смотря на которые, можно искренне пожалеть, что большинство онлайн-плееров могут ускорять воспроизведение максимум лишь в два раза.Основная заслуга аниме в плане рисовки заключается в использовании несколько размытых, можно сказать акварельных фонов. Сами по себе они выглядят достаточно мило, однако стиль рисовки персонажей с невероятной четкостью создает впечатление некоторой их картонности и чужеродности на общей картинке. К тому же, иногда очень сильно ощущение, будто смотришь старые мультики про Скуби-Ду, только растянутые теперь в качество HD.
Сами персонажи, отдельно от задников, выглядят достаточно мило и не перегружены визуальными деталями, потому их образы сразу запоминаются и в то же время имеют некоторую завершенность и легко отличимы друг от друга. Что касается детализации в прорисовке окружающего мира, тут все намного хуже, ибо, если мы говорим об открытых пространствах, то по природе абсолютно невозможно понять, насколько далеко ушли персонажи от начала своего пути, ведь деревья, тропинки, дороги, скалы везде абсолютно одинаковы. Таким образом, складывается впечатление, что героини и не перемещаются вовсе. Если же говорить о внутреннем убранстве помещений, то тут мы можем наблюдать настоящее пиршество из прямоугольных параллелепипедов. Большая часть помещений представляют собой коробки с ровнейшими стенами и углами, каждый из которых мог бы стать основой для созданий невероятно точных математических линеек-треугольников. Наполнение коробок также чаще всего является лишь набором стандартных геометрических фигур с как будто нанесенными на них игровыми текстурами. И точно так же, как и в случае открытого пространства, абсолютно невозможно понять, где находятся персонажи, потому что все деревни однотипны, а ни одна из крепостей визуально не выделяется среди других. В связи с этими аспектами рисовки уместно было бы перейти к следующему разделу, который в плане проблем продолжает изложенные в данном блоке мысли.
Ворлдбилдинг
Вордбилдинг является самой слабой стороной данного произведения. Любой факт представленного в аниме мира выдумывается и преподносится именно в необходимый с точки зрения сюжета момент, не особо задумываясь о том, насколько стройная в итоге получается картина. К тому же, автор активно использует устоявшиеся у зрителей предположения и набор знаний об устройстве миров в данном жанре, поэтому не обременяет себя задачей как-то глубже и глобальнее раскрывать политическое или социальное состояние выдуманного им самим мира, за исключением тех моментов, когда это остро необходимо сюжетно или идет вразрез со стандартным положением вещей. Иногда же данный метод ворлдбилдинга приводит к совсем уж обескураживающим результатам, ибо, смотря на те или иные элементы окружающего мира и аксессуары персонажей, невольно задаешься вопросом: «Еще раз, что это за временной период должен был быть?» Отдельной претензией к стартегии вордбилдинга является также вышеупомянутая эксплуатация «дописывания» воспоминаний во все новых и новых флешбеках. В целом, складывается впечатление, что и сам окружающий мир, и любые его аспекты не существуют без главных героинь, а точнее пока они о них не вспомнят. Здесь нельзя найти ни сквозных второстепенных сюжетов, ни развития окружения, ни даже последствий действий главных героинь за пределами одной серии.Музыка
Абсолютно стандартный набор треков, подходящий под все возможные ситуации в произведениях подобного жанра. Приятные песни на опенингах и эндингах, но больше сказать о них нечего. Ни откровений, ни чего-либо запоминающегося здесь найти не удастся.Эндинги
Отдельно хотелось бы упомянуть оба эндинга аниме, поскольку в них, как будто, сконцентрировано все то, чем должна была быть Фрирен изначально, исходя из задумки самой первой серии. Аллегорическое, метафорическое, наполненное проходящими через столетия сквозными образами путешествие по пространству и времени отстраненного, чужеродного существа, которое учится запоминать и наслаждаться моментами жизни, и спутники которого меняются как перчатки, хоть каждая пара остается в памяти навеки. Будь само аниме хоть немного похоже на свои эндинги, это могла получиться совсем другая история, как структурно, так и по наполнению серий. Однако автор выбрал более проверенный путь линейного повествования со стандартным набором персонажей и второй главной героиней с её банальной линией роста. Что могло бы быть, можно лишь гадать, но представленное в эндингах показывает, что могло получиться очень даже неплохо.
@TheGamer120,@TheGamer120@воскресло снаружи 🎃, опять же это зависит от опыта, очень многим плевать на возраст, так как коллеги бывают разновозрастными с сильно разными навыками. А вот отделение подростками себя от "старых" хорошо заметно (хоть в тоже аниме посмотреть, сколько там стеба над персонажами за 30), хотя и это естественно.Короче забей чел. Я просто завистливый #####, который хотел бы, как и ты, впечатляться даже приключениями феечек из клуба винкс, но, увы, вынужден месяцами шерстить интернет в поисках чего-то, способного удовлетворить мои запросы. Тут без сарказма. Реально завидую.
Сорри за негатив (хотя какой сорри? для вас же тут подобная атмосфера общения вполне привычна, вы глотки готовы друг другу порвать, споря о том, что круче - мишки гамми или черный плащ). Отчаливаю.
@воскресло снаружи 🎃,@Epolih@Epolih@KUPRUM@akratum, Я как раз из хейтеров Фрирен, ничего кроме надменности ты не показал. Еще более по-детски выглядит тот факт, что ты зная про "детскую" аудиторию аниме насмотрел более 500+ тайтлов и весь ван пис...@TheGamer120,Но в аниме это продемонстрировано, причина этих мать их войн. И она уже давным-давно известна всем мать их.
Все дело в том, что мы не хотим понять чужой ход мысли и разорвать порочный круг ненависти и страха.
@TheGamer120@TheGamer120,А сами события после удачного выстрела Гаврилки Принципа предсказать не мог никто.
Экономика важна, во многих обстоятельствах она правит бал, но концептуально она не базис, а настройка по умолчанию которая есть везде.
Нынешние события в моей стране тому доказательства.
@Виктор Васев,@TheGamer120@Epolih@Виктор Васев,@TheGamer120@Mokkoriman, ну так дети взрослеют.)@KUPRUM,@Epolih@TheGamer120, если ты на левых позициях, то должен знать Маркс один основоположников "теории конфликта" противостоящих теории "равновесных отношений". Отношения между конфликтом и кооперацией значительно сложнее, чем просто "конфликтов/кооперации больше".@TheGamer120@KUPRUM, Теория конфликтов? Ты о классовой борьбе говоришь? Это уже больше в сторону диалектики идёт. Ибо есть два класса, ну вы знаете эту цитату из "Красные колокола", ты либо за один либо за другой@KUPRUM@TheGamer120,Почитай немного психол. или антропол. лит-ры.
Сохранять мирные отношения даже в небольшой родственной общине, примерно лет 40тыс. назад было оч трудно. А что говорить про отношения между самими общинами, мы склонны к кооперированию только в рамках собственных своих. ОНИ-чужие последние люди с которыми мы будем сотрудничтаь.
Об этот всем говорят бесчисленные исследования и сама теория игр. Имея сегодня реликтовые племена охотников - собирателей, неконтактных общин и пр. не трудно заметить их враждебность к чужакам. Учитывая все выше сказанное, я делаю вывод, у тебя поверхностные представления об чел. обществе в разных культурах.
К тому же, камень преткновения нашего диалога - это неверное истолкованный тобой тезис. Имелось ввиду те сложные и жестокие обстоятельства в которых сложился мир титанов, а не наш мир, где можно полемизировтаь на эту тему.
@TheGamer120@Epolih, Бытиё определяет сознание. Не человек сам по себе враждебен к инородной культуре, а характер его жизни предупреждает его опасаться чего-либо неизведанного. А ты всё "люди склонны к конфликтам, умные дядечки так пишут! Я сам не читал, но всё истинно так!"@Epolih@TheGamer120, Бытиё, если смотреть объективно, существует вне всяких субъективных рамок. Твоя собственная картина мира, нарисована ограниченным в мощностях компом и устройствами ввода.Ксенофобия проистекает конечно из более древних эволюционных механизмов, ты прав, но в случае с титанами разницы ни какой нет.
Я попробую чутка подизменить свою риторику. Я ведь тоже не хочу верить в слова Эрвина, бескомпромиссность сторон в титанах и мне кажеться слегка условной. Но что с того? Черно-белые сцены у обрыва, дарят надежду появления в людях новой морали, урегулирующей конфликт. Слова Мюллера про вечный круг ненависти истины, и с этим вряд ли ты поспоришь.
@TheGamer120, не, в социологии классовая борьба только одна из единиц анализа конфликта. Я в целом про наследие Зиммеля и Маркса в социальных науках.@TheGamer120@KUPRUM, Интересно. Надо будет побольше об этом узнать