Сюжет
9
Великолепно
Персонажи
9
Великолепно
Рисовка
8
Отлично
Звуковой ряд
8
Отлично
Итоговая оценка
9
Великолепно
Онизука – идеал школьного учителя"
из рецензии Nassie 2006.10.18 www.world-art.ru
750x560 630x477 1270x956 900x800
Трудно писать рецензию на подобные аниме, тут не обойдешься парой предложений про то, что понравилось-не понравилось и достоинства-недостатки, ГТО - настолько многомерное и настоящее произведение, что ему нужно посвятить большую статью. Для меня ГТО входит в десятку лучших аниме и, возможно, в сотню лучших произведений современного искусства вообще (кино, анимация, литература)
Кому смотреть.
Удивительно, но возрастной рейтинг NC-17 очень подходит для данного аниме. Нет, тут нет сцен разнузданного секса. Я вообще не понимаю ханжеского запрета на эту сторону жизни для детей. Чем это может им повредить? В отличии от сцен насилия и жестокости, всяких триллеров с маньяками и отморозками.
Если вам меньше 15-16 лет, если вам нравятся простые и забойные экшен аниме, комедии, романтика (для девочек), то вам, возможно, понравится ГТО как просто смешная комедия про учителя в школе, но вы не поймете почему ей ставят десятки.
Смотреть рекомендую всем. Посмотрите первую серию. Это пилотная серия удвоенного объема, она включает всю проблематику, всё, что будет затем раскрыто в сериале, она его квинтессенция и лучшая его часть. в принципе первой серией можно и ограничиться, если вы просто хотите понять, что такое ГТО. Первая серия идеально сбалансирована: знакомство с героем, школьные и социальные проблемы, приключения, комедия, всё круто замешано в отдельном завершенном сюжете о школьной практике Онизуки. В последующем сериале будет значительно усилена комедийная составляющая, даже в ущерб всему произведению. Зато она привлекает массы.
Чем вы старше, и чем больше привыкли размышлять об увиденном, тем более глубоким и интересным вам покажется ГТО.
Возможно вас отвратит простоватая графика аниме. по сравнению с современными сериалами ГТО проигрывает в зрелищности, кавайности, красоте. к сожалению все шедевры устаревают. Когда-то Александр Македонский держал Илиаду под подушкой, для него она была чем-то вроде Евангелиона, Блича и Наруто, а сейчас её невозможно читать. Устарела. Но ГТО рисовали отличные художники, когда привыкаешь к графике, замечаешь её великолепную точность в передаче эмоций и смыслов.
Далее мысли на тему для посмотревших. СПОЙЛЕРЫ. Обсуждение приветствуется.
Самое главное.
Что же такого есть в ГТО, что я его так хвалю? Герой. Не просто главный персонаж, а герой современного мифа, человек-архетип. чтобы было понятнее:
Остап Бендер из "Двенадцати стульев", Швейк из "Приключений бравого солдата Швейка", Форест Гамп из "Фореста Гампа" - подобные ему герои архетипы.
Онизука не похож на них, кроме того обстоятельства, что на время создания произведений о них, они являлись "героями своего времени", такими, какими хотел бы быть почти каждый обычный мужчина тех времен.
Онизука - свободный человек-мечта для современного японского общества и, в меньшей степени, общества современной западной культуры.
Он раскрывается начиная с опенинга. Он молод, красив, силен, весел, с крашенными волосами, он курит, бросая вызов борьбе с курением, он бездельничает, он общается со всеми на равных, он ходит голый! (восклицательный знак поставлен для японских читателей))
638x472
Об этом втайне мечтает каждый японец. В решительный момент Онизука проявляет ум, волю, упорство, и все решает по понятиям ) Но гениальность аниме в том, что его достоинства уравновешиваются характерными, для подобных людей, недостатками: он простодушен, он уличный хулиган и у него вечно нет ни йены в кармане. у него нет ни планов на будущее, ни семьи, ни дома, ничего, кроме крутого байка.
Методы Онизуки. Он никакие проблемы не решает в школе на уроках. Всегда вечером или ночью "на раёне". Его внешний вид и манеры реального пацана:
640x480 1270x956 638x465
Вечно расслабленный, сидит на корточках, курит, ходит в шлепанцах, футболке и с золотой цепью на шее. Крашеные волосы и серьги добавляют японской специфики. Ему не хватает спортивных штанов, чтобы на 100% сойти за нашего пацана. Но все не так просто. Его выдает одиночество. Он сидит один, курит на крыше школы, сидит в классе после урока, сидит у себя в комнате на диване. Сидит и о чем-то думает. Реальные пацаны не думают и не любят одиночества, они собираются в стаи, чтобы гопнуть кого-нибудь и бухнуть. Онизука вышел из шпаны, но он не шпана, он одинокий философ, можно даже сравнить его с Буддой и Христом, оба достигнув просветления пошли учить людей. И он совершенно чужд консервативному японскому обществу, настолько, что авторам показалось нереалистичным оставить свободного человека в японской школе. Они создали современный миф, что он там был, побеждал, учил, но она исторгла его из себя. И он уехал в свободную страну Америку, но обещал вернуться, как Христос. Конечно все это скрыто толстым слоем эксцентричной комедии, так, что невнимательный зритель может ничего и не заметить.
Удивительно, кстати, что японцы испытывают такой пиетет перед Америкой. Во многих аниме самые умные школьники едут туда учиться, о чем говорится с благоговением, Онизука уезжает туда, а его друг собирается разбогатеть торговлей подержанными американскими автомобилями в Японии )
Другие персонажи аниме тоже типичны, даже архетипичны.
- Зам директора Утиямада. Такая задница есть в каждой современной организации. Он считает себя столпом общества и солью земли, он отравляет жизнь всем окружающим. И он выписан авторами с такой любовью, почти как моэ-персонаж:
Обратите внимание как часто он "теряет лицо": бухается на колени, совершает глупые поступки, даже бродит голым по улицам. японцы щекочут себе нервы подобными сценками, для них это так же чувствительно, как для нас намеки на нетрадиционную ориентацию.
Онизука тоже постоянно попадает в смешные и глупые ситуации. Но он не теряет лицо! Свободный, в том числе и от условностей, человек не может потерять лицо, попав в смешную ситуацию.
550x480 637x475 635x483 638x478 600x465 638x476
Поэтому он запросто надев костюм обезьяны выходит на сцену полного учеников зала просить прощения у главы родительского комитета.
720x480
Его истинное лицо глубоко скрыто и его он не теряет никогда, даже если в него всаживают три пули, а ему надо сдать экзамены по всем предметам. Правда он чуть было не потерял лицо, столкнувшись с величайшей для себя проблемой - достать деньги - фетиш современного общества, которых у него, свободного человека, по определению никогда нет и быть не может )
- Целая галерея типичных школьников. Нет смысла перечислять и пересказывать. Некоторые из них будто выписаны с ходящих по нашим улицам, другие характерны только для японского общества. Интересно и то и другое.
Если зашла речь о школьниках и школьных проблемах, судя по данному аниме, мне кажется, жестокость в японской школе более распространена, чем у нас. Если не так, поправьте меня. Да у нас тоже есть банды девочек, избивающие сверстниц, но это примитивные существа, не думавшие головой, а живущие инстинктами, как стая собак.
В ГТО же показана компания благополучных отличниц-садисток, годами издевающихся над мальчиком и доведших его до самоубийства. В аниме его спасает сказочный герой Онизука. Два раза. Но меня поразила даже не жестокость, а толерантность авторов к этим садисткам. Их поняли, мягко пожурили, пошутили, простили и вернули в среду обычных школьников, а ведь они даже толком не раскаялись! Это говорит о том, что для японской школы подобное насилие - обычная вещь. А я то считал комическим преувеличением, когда в аниме персонажи наставляют друг другу шишки, наступают на голову и тыкают подошвой в лицо.
Современная педагогика говорит, что учитель должен увлечь учеников предметом и через это увлечение и учить и воспитывать. Это удивительное ханжество. Детей невозможно увлечь всеми предметами сразу, максимум одним и то далеко не всех. Группа детей - это человеческая стая, где работают все зоологические законы доминирования и подчинения. Чтобы воспитывать и учить детей, учитель должен быть авторитетом, доминировать. Раньше это достигалось физическими наказаниями. Сейчас детям просто капают на мозги, прорабатывают, вызывают родителей и т.п. На отморозков такие методы не действуют.
Онизука уже в первой серии решил проблему доминирования радикально. В конце его практики благодарные ученики плакали. )
1270x930 638x478
Еще одна заморочка современной Японии - обвинения в извращениях. Во всех аниме без исключения раздаются крики: извращенец! извращенец! По видимому это японские комплексы. В строгом смылсе слова извращенец, например вуайерист или фетишист, это тот, кто предпочитает нормальному сексу подглядывание или обладание чужими трусами. Японцы же называют извращенцами всех, кто подглядывает или неравнодушен к женским трусам. Получается, что японцы создают о себе миф, как о нации извращенцев, как англичане когда-то создали о себе миф, как о нации чудаков.
424x453 619x461 536x475 533x466
Многие в отзывах пишут, что Онизука девственник и извращенец. Мол в манге так.
Не надо обманываться. Манга как и аниме создается в основном для детской аудитории и потому имеет жесткие жанровые ограничения. Онизука - нормальный бабник. Поручик Ржевский. Он волочится за всеми юбками. Он свободен от ограничений общества. Именно поэтому в первом же эпизоде он разглядывает трусы школьниц в метро, а в середине сериала тусит с целой группой "школьниц" и не видит ничего странного в том, что мог по пьяни со всеми ними иметь секс. Но авторы не свободны, они не могут сказать это прямо, иначе им не дадут денег и отправят делать хентай за гроши. Когда про Онизуку говорят, что у него никогда не было девушки, надо понимать это так, что у него никогда не было серьезных отношений, а одноразовые - сколько угодно. Если так прямо сказать, то в школах Японии повысится число ранних беременностей и абортов. Ведь с него берут пример.
И еще одна особенность японского общества - пассивность. Актуально и для нас. В середине сериала Онизуке и его друзьям так и не удается завести на протест зал учеников, хотя с ходу вспоминаются несколько голливудских фильмов, где в аналогичной ситуации все заводились с пол оборота.
Обратите внимание, беременная школьница покончила с собой, когда её оставил учитель-любовник. Его обвиняют её подружки, которые узнали об этом из газет! То есть от девушки отвернулись все. Учитель и мысли не допускает послать на хрен министерство образования и сменить профессию, хотя бы на время, подружки, которые почему-то даже не звонят своей бывшей соученице. Она сама, оставшись в одиночестве, но ведь не без средств к существованию, по видимому испытывает какой-то иррациональный позор, характерный для девиц из литературы позапрошлого века.
Корпоративная Япония. Фрустрированная, пассивная, много работающая, мечтающая о свободе. Ищущая свободу у детей, фриков и хулиганов.
К сожалению в аниме не развита романтическая линия. Если бы Онизука обзавелся подружкой, он бы не смог исчезнуть. Поэтому романтическая линия заморожена, в полном соответствии с канонами аниме как жанра, блин.
1100x938 1280x960 637x479 1280x960 1280x960
Суммируя, получилось, казалось бы, ничем особо не примечательная комедия.
Но если начать анализировать, то оказывается там скрыто много смыслов. Форма и содержание, темп повествования, графика, музыка гармоничны. Очень хорошо сделана русская озвучка. Переводов как минимум два, оба не идеальны и в чем-то дополняют друг друга.
Кстати, используя слово "архетип" в рецензии, ни разу не была указана конкретная роль. Онизука - архетип? Допустим. Но тогда какой первичный образ он олицетворяет?
Далее по тексту: "Остап Бендер из "Двенадцати стульев", Швейк из "Приключений бравого солдата Швейка", Форест Гамп из "Фореста Гампа" - подобные ему герои архетипы.
Онизука не похож на них"
Смысл приводить кого-то в пример, а потом сразу же писать, что на самом деле они не похожи. Тогда это был пример чего? Архетипов?
Кстати, архетипы в психологии и литературе - разные вещи. Судя по тексту используется как раз литературное представление об архетипах. В психологии же, архетипы есть составляющие части коллективного бессознательного, то есть любой человек обладает несколькими архетипами одновременно.
@Imperatorus@Toshiru,зачем же закрывать кавычки там, где стоит запятая и далее дается пояснение что в них общего???
@Toshiru@Imperatorus, один единственный общий момент, но имеет место быть (хотя можно было просто написать, что герой сериала является "героев своего времени" - фраза расхожая и смысл ее знают 90% людей). А вопросы про различие литературного и психологического архетипов, конкретного архетипа Онизуки и "мифа" можно смело игнорировать?@Imperatorus@Toshiru,Разве Онизука не миф? Разве он реалистичен? Все отзывы, что я читал, сходятся на том, что в реале такого человека быть не может. Мне казалось это нет нужды разжевывать, достаточно кратко обозначить тезисы. Все-таки как по разному мы все мыслим...
@Toshiru@Whitіe, хм... почему сразу так категорично? Нет, не плевалась. Просто Онизука-это первое мое аниме такой рисовки.Под "привыкала" я имела ввиду, что для меня это новое. И так как мне и рисовка, и аниме понравились, то я продолжила смотреть. Вот и все
@Imperatorus, но иногда все-таки стоит прерывать свой сеанс и выходить на улицу. А то так пылью покроешься@ImperatorusИ опять про архетип в литературе и психологии тишина...
@Imperatorus@Toshiru,"Онизука – тупой озабоченый обезьян с одной извилиной.
Онизука – идеал школьного учителя"
он зачистил класс 3-4, как Геракл Авгиевы конюшни,
он укротил зама Утиямаду, как Тезей Минотавра,
он обрубил головы министерству образования, как Лернейской гидре!
он герой и он миф. воплощение коллективных бессознательных желаний .
и гениальность авторов в том, что они придали герою человеческие, узнаваемые черты и снизили пафос комедией, хотя, по моему, даже слишком.
@dyx@Imperatorus, эт фигня, мангу почитай. там от концовки я пробил фейспалмом лоб, затылок и стенку сзади@strix iralensis,@Imperatorus, но иногда все-таки стоит прерывать свой сеанс и выходить на улицу. А то так пылью покроешьсяправило опытного маньяка: удовольствия надо растягивать и чередовать
@strix iralensis@Imperatorus, забавноПредпочту такую (пусть и несколько косноязычную, но интересную и искреннюю) рецензию, грамматически безупречно-правильному пустословию. Спасибо автору за рецензию.
@Imperatorus@yosikawa, цели всегда такие, я писал не о целях, а о методах, которыми этих целей возможно достичь.как заставить детей учиться, "приучить к порядку и дисциплине", если они не хотят?