g8d_g0d
в сети: 28 окт. 2019

Отзывы

Кукла Мэлис
10 / 01
1/2
Malice Doll. Кукла по имени Злоба.

Malice Doll это вышедшее в 2001 году невнятное на первый взгляд творение режиссёра Мотонаги Кейтаро и сценариста Конаки Тиаки. Первый не был замечен за работой над чем-то стоящим большого внимания, зато второй является со-автором и сценаристом довольно амбициозных, если не сказать культовых проектов, таких как Serial Experiments Lain, Big O и Texhnolyze. Примерно так оно и получилось, визуально Кукла Злоба представляет из себя дешёвый низкокачественный CGI, с мутной картинкой, низкой детализацией, малым количеством кадров и обилием крупных планов. Зрителю, избалованному отрисованными вручную анимационным картинам или высокобюджетной 3д анимацией, будет сложно смириться с происходящим на экране. Однако смириться стоит, по крайней мере, тем зрителям, для которых смысл, вложенный в картину, окупает все прочие изъяны, тем более что, погрузившись в подтекст и мифологическое содержание данного произведения, можно им же и оправдать как будто бы нарочито уродливую графику, найти в ней авторскую задумку.

спойлер
Так о чём же Malice Doll? Нас постепенно вводят в суть происходящего, показывая будни секс-куклы Малис (что в переводе с английского означает Злоба и имя это не случайно), проснувшейся посреди какой-то странной локации, являющейся механизированным борделем, в котором обитают такие же секс-куклы, роботы-ремонтники, администратор и охранник, тоже являющиеся машинами. Мир этот рассыпается на глазах, по причине того что в существовании здешних обитателей нет никакого смысла – люди куда-то исчезли, испарились, их давно нет. Обслуживать некого. Тем не менее, ремонтники исправно ремонтируют, администратор следит за порядком, а охранник, хоть и не очень исправно, но охраняет. Секс-куклы лежат поломанные или ходят, время от времени, подлить масла и отремонтироваться. Все кроме одной – Малис. С самого начала мы застаём Малис в плачевном состоянии, она сломана, ей срочно необходим ремонт, на что ей указывает администратор, но вместо того чтобы прямой дорогой прийти к ремонтнику, она бродит в поисках чего-то, чего сама не знает. Малис пытается заговорить со своими напарницами, но те не отвечают ей, так как выключены/мертвы. Встретившись со сломанным роботом обслуживающим канализационные системы, она делает одну очень странную вещь, не характерную для куклы и вообще бессмысленную – она его целует, приговаривая: “Я подарю тебе поцелуй. Это всё что я могу для тебя сделать ”. Нам сразу дают понять, что с этой “куклой” что-то не так, она ищет живого общения, она сопереживает и чувствует чужую боль или “поломку”, она пытается чем-то помочь, предложить какой-то дар, хоть это и всего лишь поцелуй, что-то не имеющее утилитарной ценности в мире роботов. В ответ на этот поцелуй из глубин тёмных коридоров послышался топот робота-охранника, с говорящим именем Лейкоцит, робота который детектирует чужих и защищает от них систему. Робот-водопроводчик и Малис спасаются бегством, а мы понимаем, что они нарушили какое-то табу, раз система так на них отреагировала и восприняла как чужих. В дальнейшем, Малис, слоняясь по коридорам, начинает видеть какой-то мираж, улыбающуюся девочку, мираж этот уводит её всё дальше и дальше от “ремонта” и в конечном итоге приводит куда-то на верхние уровни, туда, где она ещё не гуляла, к тому, что она ещё не встречала. Там, в комнате со сферическими механизмами, развешенными под потолком будто планеты, она находит странного органического робота с неизвестными функциями, сетует ему на свою бессмысленную жизнь, ведь она секс-кукла, чья работа утешать, а утешать в этом мире больше некого, поэтому она слоняется целыми днями без дела. После, Малис утешает его, дарит ему поцелуй с теми же словами: “Это всё что я могу для тебя сделать”. В ответ на это робот или существо, трансформируется и совершает с секс-куклой жутковатые действия насильственного характера, пока она безучастно комментирует, что подобное обращение её сломает до конца. Но, вместо этого происходит обратное, точнее сказать иное.

Малис просыпается в спальне для секс-кукол, но она просыпается живой, в буквально смысле, она обнаруживает, что больше не кукла, у неё органическое тело. Со страхом, удивлением и волнением она обнаруживает в новом теле жизнь, психическую энергию, сексуальность, волю. Радостно гуляя по коридорам, она встречает робота-администратора, но тот не признаёт в ней куклу Малис: “Я знаю куклу Малис. Она – не ты. У меня есть устаревшая информация о существах вроде тебя. Это боги, создавшие этот мир. Те, кому куклы призваны беспрекословно подчиняться.” Малис, осознав трагичность, жестокость и пошлость своего прошлого бытия секс-куклой, в слезах убегает, пока робот-администратор продолжает свою речь: “Боги покинули это место. Существо, не Бог и не кукла, принесёт беспорядок в этот мир ”. Не понимая кто она, Малис бежит, и правильно делает, ведь если администратор только констатировал факт что она чужая, то робот-охранник Лейкоцит выслеживает её и безапелляционно нападает, пытаясь уничтожить, защитить систему от чужаков. Малис спасается, только для того чтобы ещё раз столкнуться с тем что она больше не принадлежит этому миру и не может в нём органично находится. Ремонтник говорит, что в ней нечего ремонтировать, ведь она живая, а её “коллеги”, другие секс-куклы, не признают в ней свою, пугаются её нового обличия и считают общение с ней неправильным и опасным. Кроме куклы Хизер, та удивлена новым обликом Малис, он ей нравится, потому что он красив. Вдохновлённая внезапным вниманием и взаимностью, Малис укрепляется в своём самоощущении и пытается вновь поделиться своим “даром”. Она целует Хизер и теперь это уже не бессмысленный дар, но в каком-то роде бесценный, через поцелуй она передаёт то, что получила сама, она вдыхает жизнь в кукол, в механистичные утилитарные существа. Только вот Хизер, вместо того чтобы превратиться в прекрасную девушку, ожив, превращается в разлагающуюся плоть со свисающими кусками мяса..

Тут нас и ждёт первый пласт гениальности этого произведения. Это серьёзное, жестокое и наглядное предупреждение для всех, кто вдруг по какой-то причине почувствовал себя выше и осознанней других, почувствовал себя более сведущим в тех или иных вопросах. Это предупреждение учёным, учителям, философам, идеологам и особенно разного рода мистикам, духовным лицам, психоаналитикам и психотерапевтам. Не стоит думать, что ваш поиск, путь, опыт, информация, которая работает для вас, одинаково полезна для всех. Не спешите поделиться со всеми своим “даром”, особенно с теми, кто об этом не просил, да и с теми, кто вопрошает, следует быть аккуратней, вполне вероятно, что они сами не понимают, что в итоге получат и на что подписываются, строя себе иллюзии. Так то, что помогло лично вам стать осознанней, решить какие-то проблемы, пробудить в себе лучшие качества, вернуть к жизни, привести к более полному и совершенному уровню бытия, в другом человеке может вызвать совершенно противоположные или непредсказуемые реакции. То, что проявило в вас красоту, в другом человеке может проявить уродство. То, что направило вас к неким высшим идеалам, другого человека может свести с ума. То, что разбудило в вас ангелов, в другом человеке может разбудить демонов.

спойлер
Так, всю середину фильма этот “дар”, распространяемый через поцелуй, лавинообразно оживляет утилитарный машинный мир, но ожив и став органическим, этот мир наполняется не красотой и духовностью, но уродством и сексуальными девиациями. Роботы, последовательно исполнявшие свои рутинные обязанности, ожив, становятся жуткими монстрами, движимые жаждой, похотью и другими деструктивными стремлениями. Малис, следуя зову сердца, действуя из благих на первый взгляд побуждений, принесла в мир только хаос и зло. В ужасе осознав что натворила, Малис, вместе с роботом-администратором ищет ту самую удивительную машину, что так её преобразила и маленькую девочку, мираж, который к этой машине привёл. Однако же там где Малис вновь видит мираж, открывающей ей двери к машине, робот-администратор видит только глухую стену. Это тоже занимательная сцена, говорящая нам о том, что субъективным опытом, в особенности мистического характера, не так то просто поделиться, там где вы видите смысл, другие люди могут видеть лишь его отсутствие. Приблизившись к машине, девушка видит своё отражение, с которым вступает в диалог(монолог?). В нём она раскаивается в том, что её желания изменили мир в худшую сторону и одновременно сокрушается по поводу бессмысленности жизни кукол, желая для них всех живые тела, что-то, что она видела в своём сне: “Пустое сердце, которое ничего не чувствует. Вот что такое кукла, но это не я.” Выразив нежелание больше существовать ни в кукольном, ни в живом теле, Малис проходит через свою последнюю трансформацию – превращается в бесплотного ангела, парящего над возродившимся и пришедшим в норму механистичным миром. ]
Идеальная грусть
4 / 04
Perfect Blue. Массовый психоз или диссоциативное расстройство идентичности? 1/2

После первого просмотра художественного анимационного фильма Perfect Blue/Безупречная Грусть, дебютной работы японского ныне покойного режиссёра Сатоси Кона, я испытал фрустрацию. Несмотря на обилие внушительных с эмоциональной точки зрения и крайне эстетичных сцен, а так же леденящих душу контрастов между сценической жизнью поп-идола, предзнаменующей нечто зловещее бытовухой и актёрскими буднями главной героини Киригои Мимы, контрастов подчёркнутых резкой сменой антуража, музыкального сопровождения и цвета, концовка оказалась разочаровывающей. Как говорят в английском языке – anticlimactic. Она не только не раскрывает суть происходящего, но и окончательно запутывает зрителя, не оставляя шанса разобраться что на самом деле сон, что галлюцинация, а что реальность, по крайней мере на первый взгляд. Невольно закрадывается подозрение, что ты только что посмотрел аналог голливудских психологических триллеров, чьи сюжетные перипетии призваны взорвать тебе мозг, но в итоге оказываются сном собаки в предсмертных флэшбеках умирающего в аварии подростка в воспаленном мозгу агонизирующего солдата, попавшего под химическую атаку распыляемых над Вьетнамом боевых психоделиков.

Но всё-таки то, как скрупулезно это кино срежиссировано и то, что это не live-action(которым изначально адаптация романа Perfect Blue должна была быть), а анимация (в анимации как мы знаем не бывает ничего лишнего и случайного, по крайней мере в хорошей), и то, что режиссёр настоял на переработке исходного материала не давало мне покоя. Да, не все талантливые режиссёры снимают последовательные и однозначно интерпретируемые картины, а Сатоси Кона в различных рецензиях на его работу не раз сравнивали с Линчем.

Сбивают с толку и как бы параллельные сюжеты, происходящие в Perfect Blue. Это история о навязчивом фанате-сталкере, преследующем обожаемого поп-идола и неспособного принять различия между реальной Киригои Мимой и её сценическим образом. Это история о взрослении главной героини, оставляющей образ невинного поп-идола в прошлом и становящейся начинающей актрисой, существом гораздо более динамичным и многогранным, однако обнаруживающим себя порой в крайне непристойных и дискомфортных ситуациях, таких как съёмки в сцене изнасилования для сериала Double Bind/Двойная Связь и съёмки в откровенной эротической фотосессии. Это история об агентах неспособных отстоять интересы продвигаемой ими звезды и отдающих её на растерзание акулам шоу-бизнеса. Это и история о том, что виртуальный образ человека в сети может начать жить своей, независимой от этого человека жизнью.

Я читал рецензии на Perfect Blue , которые различными методами пытались проанализировать происходящее в картине. Это и попытки интерпретировать всё с точки зрения театра абсурда и драматургии Луиджи Пиранделло, и попытки разграничить реальность и иллюзию основываясь на насыщенности цвета в кадре, и представления о происходящем как о метафоре диспропорциональной дисфункцианальной привязанности в контексте учения Эмпедокла об элементах и трёхкомпонетной теории любви Роберта Стернберга, или даже банальное “ничего не понял, но очень круто”. Находились даже люди, считающие что Perfect Blue это красивый, но бессодержательный триллер, не заслуживающий повторного просмотра. Посмотрев фильм три раза подряд, спешу заверить, что это совершенно не так.

Отчаявшись найти в картине целостность и безупречность, я вспомнил другие работы Сатоси Кона, которые я смотрел - это анимационный фильм Paprika и аниме-сериал Paranoia Agent. Сопоставляя их с Perfect Blue можно выделить определённый авторский стиль, проблематику которую он любит исследовать – это природа массового психоза и отношения реального и виртуального(внешнего и внутреннего). И под исследованием я имею в виду не наблюдение ситуации со стороны, выдвигание неких оценок этой ситуации и формирование способов её разрешения. Полем исследования в его работах является не столько сюжет, сколько сам зритель. Сатоси Кон экспериментирует над зрителем вовлекая его в массовый психоз, делает зрителя его (со)участником.

Используя это знание об авторе и своё желание найти в “Безупречной грусти” собственно безупречность, я приступил к повторному просмотру. Первое же что бросилось в глаза это безусловное наличие контраста между красным и синим цветом, точнее между красным и другими более мягкими цветами, однако в этом контрасте не обнаруживается какая-то строго определённая последовательность, которая могла бы послужить ключом к разгадке фильма. Кроме разве того, что красный часто захватывает экран тогда, когда целостности мира главной героини что-то серьёзно угрожает.

Зато последовательность обнаружилась в двух других вещах. Первое это фильтр, используемый для разграничения собственно аниме которое мы смотрим (Perfect Blue) и сериала внутри этого аниме (Double Bind), в котором снимается главная героиня Киригои Мима. Второе это один странный момент которому я сперва не придал значения, списав это на способ автора изображать шок: все персонажи чьи убийства нам показывают в фильме(именно убийства, а не тела) после фатального удара выдерживают довольно долгую паузу. Напомню, что этих убийств всего три. Фотограф Мурано получив отвёрткой в глаз, не шелохнулся и замер на несколько секунд, фанат-сталкер Ми-мания получив молотком в висок, не шелохнулся и замер на несколько секунд, бывший поп-идол, которая тронулась умом, Руми, напоровшись животом на осколок разбитой витрины, не шелохнулась и замерла на несколько секунд.

Один раз - случайность, два – совпадение, три раза – закономерность.

О чём же нам говорит эта закономерность? О том, что это не акт насилия совершённый в реальности, это символическое действие, совершённое в сознании. Любопытен в данном контексте и характер этих убийств – выколотые глаза. Выколотые глаза как символ означают буквально “ты больше не сможешь это увидеть”. Что же такое могли увидеть сценарист сериала Double Bind, в котором снималась Мима-актриса, фотограф снимавший откровенную фотосессию с Мимой-актрисой, агент Тадокоро который продвигал Миму как актрису, фанат-сталкер Ми-мания и агент Руми которые видели Миму как поп-идола? Ответ простой. Они могли увидеть существование двух качественно разных Мим, что-то, что никак не могло бы произойти в реальности.