Perfect Blue. Массовый психоз или диссоциативное расстройство идентичности? 1/2
После первого просмотра художественного анимационного фильма Perfect Blue/Безупречная Грусть, дебютной работы японского ныне покойного режиссёра Сатоси Кона, я испытал фрустрацию. Несмотря на обилие внушительных с эмоциональной точки зрения и крайне эстетичных сцен, а так же леденящих душу контрастов между сценической жизнью поп-идола, предзнаменующей нечто зловещее бытовухой и актёрскими буднями главной героини Киригои Мимы, контрастов подчёркнутых резкой сменой антуража, музыкального сопровождения и цвета, концовка оказалась разочаровывающей. Как говорят в английском языке – anticlimactic. Она не только не раскрывает суть происходящего, но и окончательно запутывает зрителя, не оставляя шанса разобраться что на самом деле сон, что галлюцинация, а что реальность, по крайней мере на первый взгляд. Невольно закрадывается подозрение, что ты только что посмотрел аналог голливудских психологических триллеров, чьи сюжетные перипетии призваны взорвать тебе мозг, но в итоге оказываются сном собаки в предсмертных флэшбеках умирающего в аварии подростка в воспаленном мозгу агонизирующего солдата, попавшего под химическую атаку распыляемых над Вьетнамом боевых психоделиков.
Но всё-таки то, как скрупулезно это кино срежиссировано и то, что это не live-action(которым изначально адаптация романа Perfect Blue должна была быть), а анимация (в анимации как мы знаем не бывает ничего лишнего и случайного, по крайней мере в хорошей), и то, что режиссёр настоял на переработке исходного материала не давало мне покоя. Да, не все талантливые режиссёры снимают последовательные и однозначно интерпретируемые картины, а Сатоси Кона в различных рецензиях на его работу не раз сравнивали с Линчем.
Сбивают с толку и как бы параллельные сюжеты, происходящие в Perfect Blue. Это история о навязчивом фанате-сталкере, преследующем обожаемого поп-идола и неспособного принять различия между реальной Киригои Мимой и её сценическим образом. Это история о взрослении главной героини, оставляющей образ невинного поп-идола в прошлом и становящейся начинающей актрисой, существом гораздо более динамичным и многогранным, однако обнаруживающим себя порой в крайне непристойных и дискомфортных ситуациях, таких как съёмки в сцене изнасилования для сериала Double Bind/Двойная Связь и съёмки в откровенной эротической фотосессии. Это история об агентах неспособных отстоять интересы продвигаемой ими звезды и отдающих её на растерзание акулам шоу-бизнеса. Это и история о том, что виртуальный образ человека в сети может начать жить своей, независимой от этого человека жизнью.
Я читал рецензии на Perfect Blue , которые различными методами пытались проанализировать происходящее в картине. Это и попытки интерпретировать всё с точки зрения театра абсурда и драматургии Луиджи Пиранделло, и попытки разграничить реальность и иллюзию основываясь на насыщенности цвета в кадре, и представления о происходящем как о метафоре диспропорциональной дисфункцианальной привязанности в контексте учения Эмпедокла об элементах и трёхкомпонетной теории любви Роберта Стернберга, или даже банальное “ничего не понял, но очень круто”. Находились даже люди, считающие что Perfect Blue это красивый, но бессодержательный триллер, не заслуживающий повторного просмотра. Посмотрев фильм три раза подряд, спешу заверить, что это совершенно не так.
Отчаявшись найти в картине целостность и безупречность, я вспомнил другие работы Сатоси Кона, которые я смотрел - это анимационный фильм Paprika и аниме-сериал Paranoia Agent. Сопоставляя их с Perfect Blue можно выделить определённый авторский стиль, проблематику которую он любит исследовать – это природа массового психоза и отношения реального и виртуального(внешнего и внутреннего). И под исследованием я имею в виду не наблюдение ситуации со стороны, выдвигание неких оценок этой ситуации и формирование способов её разрешения. Полем исследования в его работах является не столько сюжет, сколько сам зритель. Сатоси Кон экспериментирует над зрителем вовлекая его в массовый психоз, делает зрителя его (со)участником.
Используя это знание об авторе и своё желание найти в “Безупречной грусти” собственно безупречность, я приступил к повторному просмотру. Первое же что бросилось в глаза это безусловное наличие контраста между красным и синим цветом, точнее между красным и другими более мягкими цветами, однако в этом контрасте не обнаруживается какая-то строго определённая последовательность, которая могла бы послужить ключом к разгадке фильма. Кроме разве того, что красный часто захватывает экран тогда, когда целостности мира главной героини что-то серьёзно угрожает.
Зато последовательность обнаружилась в двух других вещах. Первое это фильтр, используемый для разграничения собственно аниме которое мы смотрим (Perfect Blue) и сериала внутри этого аниме (Double Bind), в котором снимается главная героиня Киригои Мима. Второе это один странный момент которому я сперва не придал значения, списав это на способ автора изображать шок: все персонажи чьи убийства нам показывают в фильме(именно убийства, а не тела) после фатального удара выдерживают довольно долгую паузу. Напомню, что этих убийств всего три. Фотограф Мурано получив отвёрткой в глаз, не шелохнулся и замер на несколько секунд, фанат-сталкер Ми-мания получив молотком в висок, не шелохнулся и замер на несколько секунд, бывший поп-идол, которая тронулась умом, Руми, напоровшись животом на осколок разбитой витрины, не шелохнулась и замерла на несколько секунд.
Один раз - случайность, два – совпадение, три раза – закономерность.
О чём же нам говорит эта закономерность? О том, что это не акт насилия совершённый в реальности, это символическое действие, совершённое в сознании. Любопытен в данном контексте и характер этих убийств – выколотые глаза. Выколотые глаза как символ означают буквально “ты больше не сможешь это увидеть”. Что же такое могли увидеть сценарист сериала Double Bind, в котором снималась Мима-актриса, фотограф снимавший откровенную фотосессию с Мимой-актрисой, агент Тадокоро который продвигал Миму как актрису, фанат-сталкер Ми-мания и агент Руми которые видели Миму как поп-идола? Ответ простой. Они могли увидеть существование двух качественно разных Мим, что-то, что никак не могло бы произойти в реальности.
После первого просмотра художественного анимационного фильма Perfect Blue/Безупречная Грусть, дебютной работы японского ныне покойного режиссёра Сатоси Кона, я испытал фрустрацию. Несмотря на обилие внушительных с эмоциональной точки зрения и крайне эстетичных сцен, а так же леденящих душу контрастов между сценической жизнью поп-идола, предзнаменующей нечто зловещее бытовухой и актёрскими буднями главной героини Киригои Мимы, контрастов подчёркнутых резкой сменой антуража, музыкального сопровождения и цвета, концовка оказалась разочаровывающей. Как говорят в английском языке – anticlimactic. Она не только не раскрывает суть происходящего, но и окончательно запутывает зрителя, не оставляя шанса разобраться что на самом деле сон, что галлюцинация, а что реальность, по крайней мере на первый взгляд. Невольно закрадывается подозрение, что ты только что посмотрел аналог голливудских психологических триллеров, чьи сюжетные перипетии призваны взорвать тебе мозг, но в итоге оказываются сном собаки в предсмертных флэшбеках умирающего в аварии подростка в воспаленном мозгу агонизирующего солдата, попавшего под химическую атаку распыляемых над Вьетнамом боевых психоделиков.
Но всё-таки то, как скрупулезно это кино срежиссировано и то, что это не live-action(которым изначально адаптация романа Perfect Blue должна была быть), а анимация (в анимации как мы знаем не бывает ничего лишнего и случайного, по крайней мере в хорошей), и то, что режиссёр настоял на переработке исходного материала не давало мне покоя. Да, не все талантливые режиссёры снимают последовательные и однозначно интерпретируемые картины, а Сатоси Кона в различных рецензиях на его работу не раз сравнивали с Линчем.
Сбивают с толку и как бы параллельные сюжеты, происходящие в Perfect Blue. Это история о навязчивом фанате-сталкере, преследующем обожаемого поп-идола и неспособного принять различия между реальной Киригои Мимой и её сценическим образом. Это история о взрослении главной героини, оставляющей образ невинного поп-идола в прошлом и становящейся начинающей актрисой, существом гораздо более динамичным и многогранным, однако обнаруживающим себя порой в крайне непристойных и дискомфортных ситуациях, таких как съёмки в сцене изнасилования для сериала Double Bind/Двойная Связь и съёмки в откровенной эротической фотосессии. Это история об агентах неспособных отстоять интересы продвигаемой ими звезды и отдающих её на растерзание акулам шоу-бизнеса. Это и история о том, что виртуальный образ человека в сети может начать жить своей, независимой от этого человека жизнью.
Я читал рецензии на Perfect Blue , которые различными методами пытались проанализировать происходящее в картине. Это и попытки интерпретировать всё с точки зрения театра абсурда и драматургии Луиджи Пиранделло, и попытки разграничить реальность и иллюзию основываясь на насыщенности цвета в кадре, и представления о происходящем как о метафоре диспропорциональной дисфункцианальной привязанности в контексте учения Эмпедокла об элементах и трёхкомпонетной теории любви Роберта Стернберга, или даже банальное “ничего не понял, но очень круто”. Находились даже люди, считающие что Perfect Blue это красивый, но бессодержательный триллер, не заслуживающий повторного просмотра. Посмотрев фильм три раза подряд, спешу заверить, что это совершенно не так.
Отчаявшись найти в картине целостность и безупречность, я вспомнил другие работы Сатоси Кона, которые я смотрел - это анимационный фильм Paprika и аниме-сериал Paranoia Agent. Сопоставляя их с Perfect Blue можно выделить определённый авторский стиль, проблематику которую он любит исследовать – это природа массового психоза и отношения реального и виртуального(внешнего и внутреннего). И под исследованием я имею в виду не наблюдение ситуации со стороны, выдвигание неких оценок этой ситуации и формирование способов её разрешения. Полем исследования в его работах является не столько сюжет, сколько сам зритель. Сатоси Кон экспериментирует над зрителем вовлекая его в массовый психоз, делает зрителя его (со)участником.
Используя это знание об авторе и своё желание найти в “Безупречной грусти” собственно безупречность, я приступил к повторному просмотру. Первое же что бросилось в глаза это безусловное наличие контраста между красным и синим цветом, точнее между красным и другими более мягкими цветами, однако в этом контрасте не обнаруживается какая-то строго определённая последовательность, которая могла бы послужить ключом к разгадке фильма. Кроме разве того, что красный часто захватывает экран тогда, когда целостности мира главной героини что-то серьёзно угрожает.
Зато последовательность обнаружилась в двух других вещах. Первое это фильтр, используемый для разграничения собственно аниме которое мы смотрим (Perfect Blue) и сериала внутри этого аниме (Double Bind), в котором снимается главная героиня Киригои Мима. Второе это один странный момент которому я сперва не придал значения, списав это на способ автора изображать шок: все персонажи чьи убийства нам показывают в фильме(именно убийства, а не тела) после фатального удара выдерживают довольно долгую паузу. Напомню, что этих убийств всего три. Фотограф Мурано получив отвёрткой в глаз, не шелохнулся и замер на несколько секунд, фанат-сталкер Ми-мания получив молотком в висок, не шелохнулся и замер на несколько секунд, бывший поп-идол, которая тронулась умом, Руми, напоровшись животом на осколок разбитой витрины, не шелохнулась и замерла на несколько секунд.
Один раз - случайность, два – совпадение, три раза – закономерность.
О чём же нам говорит эта закономерность? О том, что это не акт насилия совершённый в реальности, это символическое действие, совершённое в сознании. Любопытен в данном контексте и характер этих убийств – выколотые глаза. Выколотые глаза как символ означают буквально “ты больше не сможешь это увидеть”. Что же такое могли увидеть сценарист сериала Double Bind, в котором снималась Мима-актриса, фотограф снимавший откровенную фотосессию с Мимой-актрисой, агент Тадокоро который продвигал Миму как актрису, фанат-сталкер Ми-мания и агент Руми которые видели Миму как поп-идола? Ответ простой. Они могли увидеть существование двух качественно разных Мим, что-то, что никак не могло бы произойти в реальности.
Комментарии
Твой комментарий
@g8d_g0d,2/2
Что же является центральной историей, кульминацией и развязкой “Perfect Blue”? Что является реальностью, а что иллюзией? Кто является главным персонажем? На самом деле автор даёт нам прямой ответ на этот вопрос во второй трети фильма, но с первого раза разглядеть его трудно по двум причинам, о них позже. Так что это за ответ? Сцена сериала “Double Bind” внутри фильма ”Perfect Blue”:
И... мотор!
- Ты проснулась?
- Вы?
- Ты можешь мне сказать, как тебя зовут?
- Меня? Киригое Мима.
- Хорошо. И чем ты занимаешься?
- Я поп-звезда... нет, актриса.
- Это, наверное, трудная работа.
- Трудная, но я сама её выбрала.
- Она думает, что она молодая начинающая актриса Киригое Мима.
- Диссоциативное расстройство идентичности. Другими словами, cиндром множественной личности. Все эти преступления происходили, когда она была другим человеком.
- А где же тогда личность настоящей Йоко?
- Личность настоящей Такакуры Йоко для неё не более чем персонаж сериала. Будучи "нормальной", она была изнасилована в стриптиз-клубе...
Всё, что тогда произошло, стало для неё лишь частью сериала.Таким способом она пыталась сохранить своё я.
Стоп!
Стоп! Снято!
Мы сделали это, Мима!
Мима... Хорошая работа!
В данный момент "Двойноя связь" уже лежит на стеллаже с кинолентами!
Спасибо всем за прекрасную работу!
История, рассказанная в сериале внутри фильма, это и есть подлинная реальная история. Центральный сюжет и главная героиня фильма “Perfect Blue” это и есть центральный сюжет и главная героиня сериала “Double Bind”. “Perfect Blue” это история про девушку Татакуру Йоко, которую жестоко изнасиловали в стриптиз-клубе, из-за чего у неё началось диссоциативное расстройство идентичности. Сперва она убивает свою сестру, модель Такакуру Рику, забирает её идентичность, затем убивает ещё одного человека, вероятнее всего менеджера стрип-клуба. Возможно кого-то ещё. Начинает задаваться вопросом кто она такая, начинает беспокоиться что её личностью кто-то овладел и может совершить что-то ужасное(на самом деле уже совершил), после чего попадает в поле зрения детектива и психиатра и оказывается в психиатрической лечебнице. Там её диссоциативное расстройство начинает прогрессировать, плодя всё новые и новые личности, ограждая её реальную личность от осознания невыносимой реальности, до тех пор, пока фальшивые личности не начинают конфликтовать, нарушая эту иллюзию.
Единственное что произошло в реальности это сюжет сериала “Double Bind”, всё остальное происходит в сознании Тотакуры Йоко, лежащей в психиатрической лечебнице. Так почему же нам сразу не стало это очевидно? Поговорим о причинах. Первое это нелинейность и дёрганность повествования. Второе и самое главное это то, что нам вся история рассказывается субъективно, от лица одной из фальшивых личностей Тотакуры Йоко – актрисы Киринои Мимы. Сатоси Кон обнажив перед нами экспозицию применяет к нам как зрителям тот же мистифицирующий механизм который работает в качестве психологической защиты для Тотакуры Йоко – превращает жуткие вещи произошедшие в реальности в сцену фильма, фальшивую и настоящую личности меняет местами. Каждый раз, когда виртуальная реальность теряет свою целостность, мы слышим: “Стоп! Снято! Дубль два. 1..2..3..4..5.. И.. Мотор!”; пока фальшивые личности Тотакуры Йоко выкалывают друг другу глаза и символически убивают друг друга, чтобы не обнаружить страшную правду. Но зрителю нельзя выколоть глаза, как и его аватару в фильме - актрисе Киринои Миме.
В конце фильма Мима навещает изолированную в психиатрической лечебнице Руми. Говорит, что они больше никогда не увидятся. Садиться в машину, смотрит в зеркало и произносит: “Нет, я настоящая!” Играет беззаботная музыка.
В конце фильма я понимаю (но не с первого раза), что фальшивые личности Тотакуры Йоко, которые обнаруживали несостоятельность её иллюзии, “убиты” или изолированы, а сама она вероятнее всего лежит в психиатрической лечебнице погребённая своими механизмами психологической защиты и считает себя Киринои Мимой. В голове начинают играть строки из песни группы Phantogram:
“Bad dreams never affect me/I`m just a scene in a movie”.
Сатоси Кон не просто рассказывает нам историю о человеке страдающем синдромом множественной личности, он мастерски вводит нас в это состояние делая его (со)участником. Даёт возможность лично пережить опыт крайне редкого и необычного психического расстройства.
@Lecktor,@V1L3K,@r4ym0ri,@Projecter@g8d_g0d, ёлки-палки, твоя интерпретация всё объясняет и сподвигает меня пересмотреть аниме уже под таким углом.@g8d_g0d, тот момент когда в отзыве получилось генильно, а вот сам автор ( земля ему пухом ) к сожалению и не затевал такой поворот, он просто раскидал мозаику, которую должны собирать зрители, о чем он и говорит в своем интервью, но сделано конечно хорошо.@g8d_g0d, сразу же после просмотра данной работы Сатоси Кона я начала обдумывать сюжет от начала и до конца. через некоторое время приступила к лицезрению отзывов на этом сайте и наткнулась на ваш комментарий. то, что вы так тщательно описали весь сюжет и объяснили его от альфы до омеги - безукоризненно. он мне помог до конца познать всю фабулу в фильме. некоторые моменты, которые я упускала из виду и не придавала им внимание, оказались важными ветками до разгадки повествования.заключая это всё, хочу оказать благодарность, что натолкнули меня к полной расшифровке сюжета!