Пришло время выговориться, потому что бомбит меня с того момента, как я прочитала последнюю главу. Тут просто поток сознания и моменты, о которых я думала больше всего. Спойлеров много!
Я познакомилась с миром Атаки титанов примерно за год до окончания манги, незадолго до выхода 128 главы. По рекомендации подружки я залпом посмотрела 3 сезона аниме, прочитала мангу до онгоинга и пребывала в невероятном восхищении, следя за новыми главами и сериями. Каждый день читала titanfolk, смотрела артики, короче, влилась в коммьюнити по полной. Несмотря на некоторые моменты, которые мне не нравились или казались спорными, история покорила меня. Среди моих двух сотен тайтлов я не могу припомнить ни одного, в котором мир был настолько продуман изначально, а не придумывался по ходу. Учитывая то, как обычно рисуется манга, авторы часто добавляют в мир новые элементы (персонажей, лор мира и т.д.) на ходу, в начале истории имея очень общее представление о том, что будет дальше, зачастую имея план на 1-2 арки, от чего 90% тайтлов постепенно "сдувается" (из ярких примеров - Yakusoku no Neverland) - быстро придумать что-то новое и интересное, не застряв в штампах, не повторяя себя и поддерживая качество, при этом выпуская мангу без перерывов по-моему вообще никто не может. В Титанах же все намного лучше продумано изначально, и это видно при повторном прочтении - какие-то намеки становятся понятны через несколько десятков глав, а если читать вдумчиво, то можно догадаться, что задумал Исаяма, что будет дальше и что происходит на самом деле (именно поэтому реакции на аниме-версию так интересно смотреть). Короче, продуманность и логичность - это то, за то что полюбила Атаку титанов.
До 90 главы
Немного о моментах, которые мне не понравились при просмотре первых 3 сезонов (1-90 главы). Сразу говорю, что это мое личное мнение, если вы не согласны - ваше право, я понимаю, что мои мнения очень controversial.
0. Я начинала смотреть аниме без особого понятия что там будет происходить. По первым сериям я думала, что это будет типичный сенен с жестокой завязкой, где герои тренируются, чтобы стать сильнее и побеждать титанов. Потом я думала что титаны будут анлокать абилки по ходу дела (типа режима берсерка Эрена, спс аниме адаптации за адаптацию). Короче, я рада что это оказалось не так.
1. Поворот с тем, что титан-основатель может стирать память, мне показался слишком простым и скучным. Все к этому шло, но я при просмотре надеялась на другое объяснение. Дальше, конечно, в сюжете мы узнаем, что титан-основатель может делать с элдийцами все, что захочет и вообще является лютой имбой, но на момент раскрытия поворота со стертой памятью это показалось мне перебором.
2. Кенни Аккерман не нужен, и история могла бы обойтись без него. Сам персонаж вообще не вписывается в антураж (типичный такой "ковбой" в местной "Европе"? имхо, вообще не в тему), да и сюжет он особо не двигает - только раскрывает любимчика публики Леви. Кстати о Леви.
3. Леви скучный, и нужен по большей части для удовлетворения потребностей шипперов и яойщиц. Просто задумайтесь, сколько реальных недостатков у Леви (милые недостатки типа маленького роста мы не принимаем во внимание)? Правильно - их нет, Леви идеальный человек и боец без слабостей.
4. Есть конечно проблема персонажей, особенно второстепенных. Персонажи - это вообще самая слабая часть в манге (слабее только рисовка в первых главах). Большинство второстепенных персонажей описываются максимум двумя словами (Конни - тупой, Сашка - обжора и так далее). Однако я также считаю, что если какой-то персонаж убит раньше, чем раскрыт - ради бога, если это действует в угоду динамичному движению сюжета без осточертелых флешбеков на пару глав.
На этом мои проблемы с дотаймскипными арками заканчиваются. По крайней мере, я помню хорошо только эти.
Подводя итог по событиям до 90 главы - это определенно лучшая часть манги. Она логично построена, в ней много офигенных поворотов, можно часами разбирать по кадрам историю, строить безумнейшие теории, нет бессмысленных глав (хоть и есть затянутая арка), а Эрен - лучший мальчик, рост которого заметен невооруженным глазом, короче, тут просто 10/10.
0. Я начинала смотреть аниме без особого понятия что там будет происходить. По первым сериям я думала, что это будет типичный сенен с жестокой завязкой, где герои тренируются, чтобы стать сильнее и побеждать титанов. Потом я думала что титаны будут анлокать абилки по ходу дела (типа режима берсерка Эрена, спс аниме адаптации за адаптацию). Короче, я рада что это оказалось не так.
1. Поворот с тем, что титан-основатель может стирать память, мне показался слишком простым и скучным. Все к этому шло, но я при просмотре надеялась на другое объяснение. Дальше, конечно, в сюжете мы узнаем, что титан-основатель может делать с элдийцами все, что захочет и вообще является лютой имбой, но на момент раскрытия поворота со стертой памятью это показалось мне перебором.
2. Кенни Аккерман не нужен, и история могла бы обойтись без него. Сам персонаж вообще не вписывается в антураж (типичный такой "ковбой" в местной "Европе"? имхо, вообще не в тему), да и сюжет он особо не двигает - только раскрывает любимчика публики Леви. Кстати о Леви.
3. Леви скучный, и нужен по большей части для удовлетворения потребностей шипперов и яойщиц. Просто задумайтесь, сколько реальных недостатков у Леви (милые недостатки типа маленького роста мы не принимаем во внимание)? Правильно - их нет, Леви идеальный человек и боец без слабостей.
4. Есть конечно проблема персонажей, особенно второстепенных. Персонажи - это вообще самая слабая часть в манге (слабее только рисовка в первых главах). Большинство второстепенных персонажей описываются максимум двумя словами (Конни - тупой, Сашка - обжора и так далее). Однако я также считаю, что если какой-то персонаж убит раньше, чем раскрыт - ради бога, если это действует в угоду динамичному движению сюжета без осточертелых флешбеков на пару глав.
На этом мои проблемы с дотаймскипными арками заканчиваются. По крайней мере, я помню хорошо только эти.
Подводя итог по событиям до 90 главы - это определенно лучшая часть манги. Она логично построена, в ней много офигенных поворотов, можно часами разбирать по кадрам историю, строить безумнейшие теории, нет бессмысленных глав (хоть и есть затянутая арка), а Эрен - лучший мальчик, рост которого заметен невооруженным глазом, короче, тут просто 10/10.
Арка Марли
Арка Марли меня при первом прочтении сбила с толку. Кто эти люди и почему история вдруг переключилась на них? Не представляю, что было с теми, кто читал эту арку в онгоинге, наверное читать про приключения Габи и ко на протяжении полугода было невероятно "увлекательно". Имхо, но преподнести марлейцев на старте можно было как-то поинтереснее, потому что без какого-то анализа понять что происходит довольно сложно. Однако, я думаю, что на короткой дистанции такое решение просто ужасное, но на длинной оно себя оправдывает. Когда история по кусочкам складывается в единый паззл, когда читатель начинает понимать, что происходит, когда появляются знакомые персонажи - это волшебно.
Немного хочется затронуть тему марлейцев. Как персонажи они слабые, даже слабее жителей Парадиза. Из действительно ярких могу назвать только Габи - она противоречивая, вызывает много жопного горения у читателей, но ее действия логичны в рамках мира в котором она живет. Фалько тоже не так плох - он не по годам умный, намного лучше большинства понимает как устроен мир, но слишком добрый и наивный, что выходит ему боком. Но вот остальные... Зофия и Удо были созданы, чтобы умереть. Кольт не раскрыт совершенно (большинство вообще забывают, что у Фалько есть брат). Пик - фансервис. Порко становится интересным за пару секунд до своей смерти. Короче имхо по персонажам - это просто провал. Но в целом арке ставлю необъективные 10/10 - эмоции вызывает невероятные, сюжет все еще на отличном уровне.
Немного хочется затронуть тему марлейцев. Как персонажи они слабые, даже слабее жителей Парадиза. Из действительно ярких могу назвать только Габи - она противоречивая, вызывает много жопного горения у читателей, но ее действия логичны в рамках мира в котором она живет. Фалько тоже не так плох - он не по годам умный, намного лучше большинства понимает как устроен мир, но слишком добрый и наивный, что выходит ему боком. Но вот остальные... Зофия и Удо были созданы, чтобы умереть. Кольт не раскрыт совершенно (большинство вообще забывают, что у Фалько есть брат). Пик - фансервис. Порко становится интересным за пару секунд до своей смерти. Короче имхо по персонажам - это просто провал. Но в целом арке ставлю необъективные 10/10 - эмоции вызывает невероятные, сюжет все еще на отличном уровне.
Война за парадиз до 125
Без лишних слов, 121 и 122 - одни из лучших глав во всей манге. Кульминация всей манги.
130 глава кстати тоже нормальная.
130 глава кстати тоже нормальная.
Война за парадиз после 125
Начало конца, во всех смыслах. Здравые мысли Жана еще держали историю на плаву, но чем ближе к концу, тем сильнее мы понимали, что что-то идет не так.
Про остальные сильно не хочу писать, давайте уже к концовке.
Про остальные сильно не хочу писать, давайте уже к концовке.
Концовка
И вот мы подобрались к тому, ради чего я всего это пишу.
Как же сильно я ждала последнюю главу.
Как сильно я надеялась на то, что Исаяма оправдает ожидания и распутает клубок сюжетных нитей, которые он в течение 10 лет так усердно заматывал.
Я специально доджила топики со сливами, не заходила на титанфолк неделю, отписалась от группы в вк чтобы не дай бог не наткнуться на спойлеры и не заруинить себе впечатления от концовки...
Оххх....
Я до сих пор помню свои впечатления после прочтения 139 главы в первый раз.
"Нет, этого не может быть". Я перечитала еще раз, и потом еще раз. Может быть, я что-то упустила? Может быть, я что-то не так поняла?...
К сожалению для меня, я поняла все правильно с первого раза.
Сразу скажу, что положительных моментов в последней главе просто ноль, а доп. страницами - отрицательное количество. Да, мне так сильно не понравилось.
Начнем с того, что у нашего мальчика Эрена не было плана. Он просто с пафосным лицом делал вид, что у него есть план на протяжении ~40 глав. Для того, чтобы потом сидеть в луже и рыдать, рассказывая о том, как он внезапно, любит Микасу и не хочет чтобы она себе кого-то нашла еще 10 лет. Я считаю, что эту страничку вообще нужно сжечь. Объясняю почему:
1. Во-первых Эрен ноющий в луже это шок-контент. Каким бы нытиком он не был раньше, Исаяма почему-то решил, что люди не меняются в то время как Эрен как раз менялся на протяжении всех глав больше всех! Он превратился из ноющего самоуверенного пацана в гораздо более спокойного, прошедшего через многое юношу к концу 90 главы! После таймскипа он действовал так, как будто он повзрослел окончательно и знает, что делает! Да, в 130 он тоже ревет, но это не выглядит так жалко, наоборот, ему сочувствуешь и понимаешь почему он так ведет себя. А в 139 развитие персонажа рушится просто на одной странице.
2. Во-вторых его признание в любви Микасе это шок-контент номер два. Понятно, что он ее не ненавидит. Но намеков на то, что он ее хоть немного видит как девушку было ровно ноль. Как мамочку - да. Как сестру - да. Как девушку - нет. Эта его "любовь", взявшаяся из не пойми откуда - одна из причин, почему концовка - говно. Читала потом в интервью, что Исаяма хотел нарисовать поцелуй Микасы и Эрена в конце 2 сезона, но постеснялся. И хотя тогда эта любовная линия приняла бы хоть какой-то смысл, я все же рада, что он этого не сделал. Эта сцена одна из моих любимых как раз потому, что вопреки штампам этого не произошло. Спасибо тебе, стеснительность Ямса.
После этого Эрен рассказывает что он по сути сам убил свою мать. Если честно, то этот факт не вызвал во мне никаких эмоций. Он просто притянут за уши и нужен исключительно для создания вау-эффекта и пытается дешево шокировать читателей. Дешевле хода наверное в этой манге нет. Да, предпосылка была, ровно одна - момент, когда Дина прошла мимо Бертольда. Но от этого не только не создается какой-то новый интересный конфликт. Он наоборот уничтожает всё стремление Эрена отомстить за маму. А так же делает невозможным просмотр диалога Эрена и Райнера в подвале без смеха. "Райнер, почему титан убил мою маму?" Действительно, почему?
Что происходит потом, после смерти Эрена и Паразита-тян - это полнейшая дичь. В 138 мы уже мысленно попрощались с Жаном и Конни, а в 139 они, как и остальные титаны после смерти Эрена, превращаются в людей. Быстро, безболезненно и со слезами на глазах от счастья и благодарности Эрену, который всех их спас, обнимают родных и близких. Я не против счастливых концов. Я против приторно-слащавых концовок, когда счастливы все, даже те, кто этого счастья не заслужил. Иначе в чем был их путь? Натворить дерьма, после чего быть прощенным и жить счастливо, нюхая письма замужних женщин? Ах, кстати о женщинах...
Как женщине мне всегда нравились женские персонажи в Атаке. Микаса, Анни, Хистория, Сашка, Габи - все сильные, независимые девчонки, которые наравне с парнями сражаются свои жизни и идеалы. Вот только чем ближе к концу, тем хуже становится ситуация - из сильных и независимых барышни превращаются в безвольных и слабых, смысл жизни у которых заключается в мальчиках. Ладно, Микаса всегда была симпом Эрена, ее опустим. Но Анни, Хистория, даже история Сашки после ее смерти? Ничего кроме связи с одним из парней там нет. Такое ощущение, что Ямс, женившись, пересмотрел свои идеалы на баб и решил сделать их всех тупо дополнениями к мужикам, зачем в этой истории было каждой девчонке пару находить, это что, ромком? Кстати зря я тут Микасу списала со счетов. Почему, вот объясните мне, почему Микаса, столько лет любившая Эрена, навещающая его могилу до конца своих дней, в итоге выходит замуж за какого-то парня и рожает от него детей? Это Ямс так видит женское счастье, обязательно надо мужа и детишек? Общество давит, да? Короче женские персонажи из лучших превратились в просто худших, никогда за то, что он сделал с Хисторией (превратил в бессмысленный инкубатор, вот нафига эта беременность в итоге была вообще?) не прощу.
Ну и не забудем главную женщину Атаки -Армина богиню Имир. Мы все думали что она рабыня, которая не умеет мыслить самостоятельно, 2000 лет подчинялась давно умершему королю Фрицу просто потому, что она не умеет по-другому, жалели ее. Думали, что Эрен пришел спасти ее, дать ей свободу, о которой она мечтала так долго. А оказалось что она все понимает и делает это осознанно! Потому что она видите ли любит Карла Фрица! Да я своим глазам не поверила, когда это прочитала! 2000 лет страданий во всем мире из-за одной лольки-некрофилки со стокгольмским синдромом... Боже, зачем я это читаю вообще...
Про дополнительные 8 страниц даже говорить не хочу. Но придется.
Еще теплилась надежда, что 8 страниц что-то исправят. Залатают дыры. Концовка обретет смысл.
*тут ржущий мексиканец*
Концовка и так была дерьмовой. Казалось бы, хуже некуда? Ямс показал, что хуже есть куда! Лучше бы он эти страницы вообще не добавлял, честное слово. Полное обесценивание всех трудов героев и обессмысливание истории в целом, какой-то дешевый задел на продолжение. Вы можете поспорить - но это реалистично, в жизни не всегда то, за что люди теряют жизни обретает смысл! Да, реалистично. Но у нас тут не реальная жизнь, к счастью.
Про сюжетные дыры в последних главах, про бессмысленные диалоги и сюжетные линии, вроде линии Хистории, мамы Конни и прочие не буду распинаться, вы и так все сами знаете.
Подытожим - концовка на 0/10. У меня просто бомбит до сих пор очень жалко и больно.
Ей-богу, теория с Мадагаскаром и та лучше, она хотя бы смешная. Тут вообще не смешно. Такое ощущение, что концовку писал не Исаяма, а автор ромкома с последних страниц Накаёши. Ну, или судя по интервью Ямса и его редактора, у них просто случайно получилось написать первые 122 главы. Я хз как еще объяснить то, что они выдали в конце, будто реально мангаку подменили.
Как же сильно я ждала последнюю главу.
Как сильно я надеялась на то, что Исаяма оправдает ожидания и распутает клубок сюжетных нитей, которые он в течение 10 лет так усердно заматывал.
Я специально доджила топики со сливами, не заходила на титанфолк неделю, отписалась от группы в вк чтобы не дай бог не наткнуться на спойлеры и не заруинить себе впечатления от концовки...
Оххх....
Я до сих пор помню свои впечатления после прочтения 139 главы в первый раз.
"Нет, этого не может быть". Я перечитала еще раз, и потом еще раз. Может быть, я что-то упустила? Может быть, я что-то не так поняла?...
К сожалению для меня, я поняла все правильно с первого раза.
Сразу скажу, что положительных моментов в последней главе просто ноль, а доп. страницами - отрицательное количество. Да, мне так сильно не понравилось.
Начнем с того, что у нашего мальчика Эрена не было плана. Он просто с пафосным лицом делал вид, что у него есть план на протяжении ~40 глав. Для того, чтобы потом сидеть в луже и рыдать, рассказывая о том, как он внезапно, любит Микасу и не хочет чтобы она себе кого-то нашла еще 10 лет. Я считаю, что эту страничку вообще нужно сжечь. Объясняю почему:
1. Во-первых Эрен ноющий в луже это шок-контент. Каким бы нытиком он не был раньше, Исаяма почему-то решил, что люди не меняются в то время как Эрен как раз менялся на протяжении всех глав больше всех! Он превратился из ноющего самоуверенного пацана в гораздо более спокойного, прошедшего через многое юношу к концу 90 главы! После таймскипа он действовал так, как будто он повзрослел окончательно и знает, что делает! Да, в 130 он тоже ревет, но это не выглядит так жалко, наоборот, ему сочувствуешь и понимаешь почему он так ведет себя. А в 139 развитие персонажа рушится просто на одной странице.
2. Во-вторых его признание в любви Микасе это шок-контент номер два. Понятно, что он ее не ненавидит. Но намеков на то, что он ее хоть немного видит как девушку было ровно ноль. Как мамочку - да. Как сестру - да. Как девушку - нет. Эта его "любовь", взявшаяся из не пойми откуда - одна из причин, почему концовка - говно. Читала потом в интервью, что Исаяма хотел нарисовать поцелуй Микасы и Эрена в конце 2 сезона, но постеснялся. И хотя тогда эта любовная линия приняла бы хоть какой-то смысл, я все же рада, что он этого не сделал. Эта сцена одна из моих любимых как раз потому, что вопреки штампам этого не произошло. Спасибо тебе, стеснительность Ямса.
После этого Эрен рассказывает что он по сути сам убил свою мать. Если честно, то этот факт не вызвал во мне никаких эмоций. Он просто притянут за уши и нужен исключительно для создания вау-эффекта и пытается дешево шокировать читателей. Дешевле хода наверное в этой манге нет. Да, предпосылка была, ровно одна - момент, когда Дина прошла мимо Бертольда. Но от этого не только не создается какой-то новый интересный конфликт. Он наоборот уничтожает всё стремление Эрена отомстить за маму. А так же делает невозможным просмотр диалога Эрена и Райнера в подвале без смеха. "Райнер, почему титан убил мою маму?" Действительно, почему?
Что происходит потом, после смерти Эрена и Паразита-тян - это полнейшая дичь. В 138 мы уже мысленно попрощались с Жаном и Конни, а в 139 они, как и остальные титаны после смерти Эрена, превращаются в людей. Быстро, безболезненно и со слезами на глазах от счастья и благодарности Эрену, который всех их спас, обнимают родных и близких. Я не против счастливых концов. Я против приторно-слащавых концовок, когда счастливы все, даже те, кто этого счастья не заслужил. Иначе в чем был их путь? Натворить дерьма, после чего быть прощенным и жить счастливо, нюхая письма замужних женщин? Ах, кстати о женщинах...
Как женщине мне всегда нравились женские персонажи в Атаке. Микаса, Анни, Хистория, Сашка, Габи - все сильные, независимые девчонки, которые наравне с парнями сражаются свои жизни и идеалы. Вот только чем ближе к концу, тем хуже становится ситуация - из сильных и независимых барышни превращаются в безвольных и слабых, смысл жизни у которых заключается в мальчиках. Ладно, Микаса всегда была симпом Эрена, ее опустим. Но Анни, Хистория, даже история Сашки после ее смерти? Ничего кроме связи с одним из парней там нет. Такое ощущение, что Ямс, женившись, пересмотрел свои идеалы на баб и решил сделать их всех тупо дополнениями к мужикам, зачем в этой истории было каждой девчонке пару находить, это что, ромком? Кстати зря я тут Микасу списала со счетов. Почему, вот объясните мне, почему Микаса, столько лет любившая Эрена, навещающая его могилу до конца своих дней, в итоге выходит замуж за какого-то парня и рожает от него детей? Это Ямс так видит женское счастье, обязательно надо мужа и детишек? Общество давит, да? Короче женские персонажи из лучших превратились в просто худших, никогда за то, что он сделал с Хисторией (превратил в бессмысленный инкубатор, вот нафига эта беременность в итоге была вообще?) не прощу.
Ну и не забудем главную женщину Атаки -
Про дополнительные 8 страниц даже говорить не хочу. Но придется.
Еще теплилась надежда, что 8 страниц что-то исправят. Залатают дыры. Концовка обретет смысл.
*тут ржущий мексиканец*
Концовка и так была дерьмовой. Казалось бы, хуже некуда? Ямс показал, что хуже есть куда! Лучше бы он эти страницы вообще не добавлял, честное слово. Полное обесценивание всех трудов героев и обессмысливание истории в целом, какой-то дешевый задел на продолжение. Вы можете поспорить - но это реалистично, в жизни не всегда то, за что люди теряют жизни обретает смысл! Да, реалистично. Но у нас тут не реальная жизнь, к счастью.
Про сюжетные дыры в последних главах, про бессмысленные диалоги и сюжетные линии, вроде линии Хистории, мамы Конни и прочие не буду распинаться, вы и так все сами знаете.
Подытожим - концовка на 0/10. У меня просто бомбит до сих пор очень жалко и больно.
Ей-богу, теория с Мадагаскаром и та лучше, она хотя бы смешная. Тут вообще не смешно. Такое ощущение, что концовку писал не Исаяма, а автор ромкома с последних страниц Накаёши. Ну, или судя по интервью Ямса и его редактора, у них просто случайно получилось написать первые 122 главы. Я хз как еще объяснить то, что они выдали в конце, будто реально мангаку подменили.
Прошло уже 3 месяца, и я в принципе смирилась. Мне больше не интересен этот мир, вообще. Недавно вышел блурей, но мне так пофиг на него, если честно, я даже не потрудилась посмотреть что там поменяли. Последний сезон я тоже больше не жду. Раньше я могла часами слушать ост из Атаки. Я перестала это делать 3 месяца назад. В душе у меня осталась только какая-то пустота из-за того, что, по сути, вся история просто не имела никакого смысла.
Оценку так и оставлю 10/10, как напоминание о том, чем это произведение было, но в итоге не смогло стать. За 10% дерьмовых глав снижать оценку великолепным 90% - глупо.
Спасибо если дочитали, мне полегчало.