- Почему она выбрала ту жизнь?
- Она желала наказания… За её грехи. Реальные и надуманные. За жизнь. За счастье.
- Счастье – не грех.
- Мы все грешники. И все считаем, что заслуживаем наказания. Даже если наших грехов нет.
Что вам известно о таком виде графических новелл как манхва? Корейские комиксы про культивирование, попаданцев и прокачку навыков. Именно такие тайтлы как правило встречаются на первой странице любого популярного тематического сайта. Удобный вертикальный режим предполагает процесс чтения на смартфонах и делает его удобным в свободное время на учебе, работе или в метро. Кажется, что корейские комиксы поощряют эскапизм – простой способ на некоторое время забыть о шумной толпе вокруг, отдавшись прочтению незамысловатой литературы, которой часто не хватает идей или глубины.
Мне как читателю нравятся работы, которые пытаются рассказать интересную историю, увлечь своим необыкновенным миром. Так стоит ли искать продуманный сюжет в манхве или отдать предпочтение произведениям страны восходящего солнца и художественным книгам? В этой рецензии я попробую глубже погрузиться в водоворот корейских комиксов и расскажу о фантастической новелле Кима Карнби, автора «Ублюдка» и «Милого дома».
Мне как читателю нравятся работы, которые пытаются рассказать интересную историю, увлечь своим необыкновенным миром. Так стоит ли искать продуманный сюжет в манхве или отдать предпочтение произведениям страны восходящего солнца и художественным книгам? В этой рецензии я попробую глубже погрузиться в водоворот корейских комиксов и расскажу о фантастической новелле Кима Карнби, автора «Ублюдка» и «Милого дома».
Ким Кхан Би (Карнби) пишет истории в жанрах триллер, ужасы, психологическое. Также в его работах можно найти элементы мистического детектива. Автор сохраняет напряжение на протяжении всего произведения, наполненного сюжетными тайнами и загадками.
Персонажи его истории оказываются в пучине приближающегося безумия, испытывают проверку на здравомыслие, в которой читателя вместе с героем заставляют сомневаться в реальности окружающего мира и событий в нём. Манхва «Свинарник» не лишена лавкрафтовской атмосферы, где сознание отчаянно цепляется за логику, в то время, когда первобытные чувства поднимаются из глубин костного мозга, словно предсказывая приход древних богов.
В манхве ощущается любовь к западной культуре. Псевдоним автора происходит от имени персонажа игры Alone in the Dark Эдварда Карнби. Во время прочтения его работ мне вспоминались фильмы «Мгла» по мотивам книги Стивена Кинга, «В пасти безумия» Джона Карпентера, «Райское озеро» Джеймса Уоткинса, «На цепи» Дженнифер Линч. В «Свинарнике» Ким Кхан Би мастерски объединяет удачные идеи разных фантастических фильмов в самостоятельном произведении. Несмотря на массив заимствований, манхва ощущается цельной и завершенной.
По сюжету главный герой просыпается на острове после кораблекрушения. В поисках помощи он наталкивается на гостиницу, которую содержит семья из пяти человек: отец, мать, старший сын – Мину, старшая дочь – Роми, младшая – Юми и работник Чин Тхэки. После катастрофы герой теряет память, не в состоянии вспомнить своего имени. Глава семьи, христианин, придерживается строгих нравов и в сочетании с представлениями о добродетели решает дать вторженцу приют. Чужак вспоминает про репортаж о пропавших людях на побережье из новостей и начинает подозревать приютивших его людей в недобрых замыслах, когда узнаёт от них, что в доме нет телефона, а лодки на материк не будет много дней. Чин Тхэки просит героя убедить хозяев в своей полезности.
Владельцы отеля не понимают подозрений постояльца, которые кажутся им необоснованными. После череды событий: кража ножа, наставление ружья на отца семейства и конфликт героя с младшей дочерью, молодого человека называют сумасшедшим и выселяют в дом на дереве. Проблемы с рассудком подтверждаются, когда герой начинает видеть несуществующих постояльцев, а замеченный ранее след от иглы на руке Чин Тхэки внезапно пропадает.
Ким Карнби предлагает посмотреть на события с разных сторон, заставляет читателя гадать как же его собираются обмануть. Игра автора с читателем добавляет шарма истории. Галлюцинации могут объясняться подмешанными в чай наркотиками, но также – быть плодом фантазии поврежденного разума. Восприятие сюжета меняется от аналогии на «Остров проклятых» Мартина Скортезе до «Шоу Трумана» Питера Уира и продолжает изменяться. По мере прочтения мне вспоминались истории о древних культах и психологические триллеры, как «Кабинет доктора Калигари».
Младшая дочь ради развлечения отрывает лапы насекомым и сквернословит, изображает на лице жуткие гримасы. Старшая не стесняется своей красоты и манипулирует мужчинами ради собственной выгоды. Автор даёт повод для размышления: действительно ли девушка испытывает к герою чувства или играет с ним из прихоти. Молчаливый брат с серпом наперевес оставляет впечатление кинематографического реднека, готового в любой момент сорваться и кинуться на свою жертву. Гиперболизированная мимика задает настроение произведения и помогает читателю дойти до нужного эмоционального состояния.
Ким Карнби сотрудничает с разными художниками. Рисовкой «Свинарника» занимался Чхон Бом Сик, который использовал метод колоризации для создания контрастной цветовой гаммы. Через черно-белые изображения персонажей на фоне неоновых цветных фильтров возникает особый стиль, отчасти имитирующий вручную раскрашенное кино начала прошлого века. Огни окон гостиницы маяком пробиваются через дождливую ночь, накрашенные яркой помадой губы старшей сестры горят алым пламенем, приковывая к себе взгляд. Похожий стиль я встречал в картинах «Суспирия» Дарио Ардженто, «Город грехов» Роберта Родригеса.
В 2000 году вышел американский психологический триллер «Клетка» Тарсема Сингха. По сюжету детский психолог Кэтрин участвует в разработке системы проникновения в человеческий разум. Технология используется для помощи больным детям. В это время на свободе орудует жестокий маньяк-садист, похищающий молодых девушек, который изощренно убивает своих жертв, а затем удовлетворяет свои некрофильские желания.
Полиции удается выйти на след преступника, но в момент задержания маньяк получает припадок и оказывается в коме. Последняя жертва находится в хитроумной ловушке, ожидая смерти в медленно заполняющемся водой контейнере. Чтобы выяснить местоположение похищенной, полиция идет на сотрудничество с молодым специалистом. Кэтрин предстоит проникнуть во внутренний мир изверга и найти ответ. Героине предстоит преодолеть созданные больным разумом ожившие фантастические образы, которые способны в любой момент оборвать ее жизнь.
Я нахожу много общего между манхвой «Свинарник» и фильмом «Клетка». В обеих работах присутствует маньяк, внутри разума которого происходит эмуляция виртуального мира и архетипический детектив, который пытается вытянуть из маньяка информацию. Смерть в виртуальном мире означает смерть в реальности. Сознание маньяка используется как хост, к которому подключается детектив. Злодей обладает бесконечными возможностями, в созданном мире, которые ограничиваются лишь его представлениями о себе. Присутствует отделенное от сознания альтер-эго маньяка, которое воспринимается отдельной личностью. В зависимости от ситуации оно может помогать или мешать детективу.
На протяжении манхвы читателя ожидают несколько неожиданных развитий событий, которые меняют представление о истории в целом. Ким Карнби оставляет подсказки к пониманию происходящего. Когда читатель начинает связывать нити воедино, появляются новые переменные, которые переворачивают понимание мира «Свинарника».
После того, как Джинхёк Сон возвращает часть воспоминаний и осознает себя серийным маньяком, он убивает всех членов семьи. Затем автор поворачивает сюжетный твист, когда жители острова воскресают. Он заставляет читателя усомниться в трезвости разума героя, после чего срабатывает добавленное ранее чеховское ружье с пронумерованными предметами, способными при использовании принести окончательную смерть.
- Кто теперь будет его любить?
- Разве найдется вообще кто-нибудь, кто полюбит тебя?
- С этого момента, и до самой твоей смерти, никто не полюбит тебя.
В детстве молодому человеку поставили диагноз психическое расстройство параноидального типа. Он начал слышать голоса, которые насмехались над мальчиком. Из-за своего социального положения отец отказался от медицинской помощи и отправил сына на затерянную в горах ферму подальше от людских глаз. Свиноферма становится местом, где Джинхёк находит новую семью и первого настоящего друга. Но вместе с обретением дома, его болезнь прогрессировала до тех пор, пока не наступила шизофрения. Между мальчиком и его другом возник конфликт, который закончился смертью последнего.
За исключением архетипического детектива, жители острова являются людьми, погибшими от руки Джинхёка в реальном мире. Они представляются искаженными воплощениями его психотравмы. Жизненный опыт главного героя, накладывается на его сознание, которое воплощается в виде острова и его населения. В настоящем мире у персонажа завязываются отношения с девушкой, разделяющей его любовь к литературе. На нарисованной ею картине герой видит остров и он становится местом действия манхвы. Теория заговора, в которую верит Джинхёк, проявляется в виде тайного укрытия с комнатой наблюдения, скрытого от самого маньяка, где голоса как души мертвых общаются между собой.
Остров является персональным адом, созданным героем, чтобы наказать себя за совершенные грехи. Джинхёк находится в петле, которая повторяется раз за разом до его смерти. Свинарник – это буквально кладбище, куда относят тела в конце каждой петли. Свиньи были безмолвными свидетелями его преступления, поэтому стали частью расстройства и видятся парню порицающими наблюдателями. Идея автора заключается в том, что герой убивает тех, кого любит. Сознание Джинхёка распадается на несколько враждующих между собой личностей, которые проявляются в виртуальном мире.
В 2009 появился фильм Кристофера Смита «Треугольник», рассказывающий историю о группе друзей, которые попадают в шторм и оказываются вблизи пустого пассажирского лайнера. Когда герои поднимаются на борт, они ощущают присутствие слежки. Вскоре на них нападает убийца в маске.
В финале выясняется, что убийцей была сама героиня, чей ребенок погиб в автокатастрофе по дороге к причалу. Она находится в коме, где её сознание придумало реальность, в которой она может изменить прошлое. В безуспешной погоне за прошлым она обречена раз за разом повторять петлю, словно Сизиф свой ежедневный путь на гору, до тех пор пока не решит свой внутренний конфликт.
Манхва заканчивается сражением раскаивающегося Джинхёка против своего злого двойника, воплощающего инстинкт убийцы. Спустя несколько дней детектив спрашивает мужчину о том, кто в конце концов победил и очнулся: монстр или человек? Автор оставляет интригу, показывая как одного сбрасывают за борт. История заканчивается клиффхэнгером прежде, чем читатель узнает ответ. Мне кажется, что ответ на вопрос – Джинхёк. Запущенная шизофрения – это слишком тяжелое заболевание, чтобы его можно было вылечить единовременным усилием воли. Голоса остались в его голове. Но теперь персонаж находится под присмотром врачей, которого он был лишен в детстве.
Ненавидь грех, но люби грешника. Отделяй грех от человека, желай ему Спасения; молись за него, ведь и для него грех не естествен, он — грязь прилипшая.
«Свинарник» – это хороший психологический триллер с элементами мистики и фантастики. Он обыгрывает много сюжетов популярных фантастических фильмов, но при этом остается органичным, не превращаясь в сборник клише. Эта манхва одна из немногих, которым удалось довести погружение в атмосферу до такого уровня, что читатель может физически ощутить покалывание на кончиках пальцев. Рисунок не только помогает создавать напряжение, но его просто приятно созерцать. И пусть манхва не дотягивает до лучшей нарисованной фантастики, она получает место в списке тайтлов, которые я могу смело рекомендовать к прочтению.
@4ki,@4ki@Полезный Мусор, сложно рассказать о сюжете без конкретных примеров. Описание получилось бы слишком абстрактным. Я вкратце написал о событиях начальных глав.400x375
«Свинарник» – это хороший психологический триллер с элементами мистики и фантастики. Он обыгрывает много сюжетов популярных фантастических фильмов, но при этом остается органичным, не превращаясь в сборник клише.
пхахахаха боже
смешнее этой рецензии была только рецензия на пилу
@4ki, вам стоит убрать или переписать абзац о "Треугольнике". Убиваете всю интригу спойлером.@4ki@Пазу, в основе рецензии лежит идея сравнения манхвы с кино-произведениями. Я добавил отдельный раздел, чтобы иметь возможность свободно рассказать о событиях истории. Критические спойлеры начинаются со сравнения с фильмом "Клетка". В таком случае следовало бы убрать под спойлер весь раздел. Но зачем, если читатель может пропустить его? Или вы говорите про спойлеры непосредственно к "Треугольнику"?P.S. Скрою абзац перед вашим ответом.
@ПазуОднако присутствует и пересказ сюжета с наглядным методом сравнения: "смотрите, похоже же!".
И ещё кое-что.
Перед этим предложением надо бы пояснить, о каком произведении речь: "Свинарнике" или "Клетке". Думаю, для читателя, не знакомого ни с тем произведением, ни с другим, это может быть неочевидно.
@4ki@Пазу, объединил общие моменты с "Клеткой" в один обзац. Скрыл финальный твист "Треугольника".@Пазу@4ki, Рецензия принята.