Перед началом самой рецензии не могу не отметить то, какую важность для японской культуры имеет манга "Человек-дьявол" несмотря на то, что сейчас она является пыльным томом на задворках общественного сознания, до которого добираются редкие ценители. Но на плечах этого произведения стоят гиганты, и гиганты небезызвестные. Я говорю о влиянии "Девилмена" на многих японских авторов, которые создавали свои культовые произведения, вдохновляясь "Человеком-дьяволом". В их числе: Kentarou MiuraКэнтаро Миура, работавший над мангой "BerserkБерсерк", Sui IshidaСуи Исида и его "Tokyo GhoulТокийский гуль", создатель аниме "Shinseiki EvangelionЕвангелион нового поколения" - Hideaki AnnoХидэаки Анно, а также автор манги "KiseijuuПаразит", тоже черпал вдохновение во мною рецензируемой работе. Однако, что же такого особенного они нашли в старом произведении Го Нагая? Да и вообще, что сделало мангу Человек-дьявол классикой, что остаётся известна до сих пор? В этой рецензии, я постараюсь найти ответы на поставленные вопросы, а также поделюсь своим собственными рассуждениями о любимом мной тайтле.
Зачин истории довольно прост: главный герой - Akira FudouАкира Фудо, является обычным японским школьником, что ничем не выделяется среди своих сверстников. И, скорее всего, он остался бы таким до самого конца, если бы не его друг по имени Ryou AsukaРё Асука, который решил рассказать главному герою об опасности, что надвигается на Землю и грозит полным уничтожением человечеству. Эта опасность - демоны, существа из потустороннего мира, которые раньше населяли нашу планету.(Так они выглядят:
Далее, я хочу рассмотреть какие размышления возникают при прочтении этой истории и постараюсь найти объяснение тому, по какой причине Человек-дьявол стал столь знаковой мангой для развития японского искусства.
Разумеется, любое хорошее произведение становится классикой благодаря важности и интересу к тем вопросам, что в нём поднимаются, а также тому насколько хорошо автору удаётся их преподнести. "Человек-дьявол" исключением не является, ибо проблематика, поднимаемая мангой, весьма интересна до сих пор, на её тему хочется размышлять, да и над её раскрытием и подачей Go NagaiГо Нагаи поработал мастерки. Среди поднимаемых тем находятся: поведение людей в условиях апокалипсиса; что произошло бы, если спасителем человечества стал обычный человек, кроме того, создателя также интересует проблема человеческой ксенофобии и фанатизма. Начнём по порядку.
Довольно внушительная часть сего произведения является авторским видением того, как себя повели бы люди во время апокалипсиса, а точнее, его размышление на тему того, до какой низости способен пасть человек в условиях постоянной опасности и риска в любой момент умереть. На сей счёт у мангаки довольно жёсткий и неутешительный прогноз. К большому сожалению, люди в мире Человека-дьявола(хотя я уверен в жизни всё было бы точно также) не сплотились на почве общего врага, а наоборот нашли своё успокоение в фанатизме и поиске виноватых, коих за грехи, что они, разумеется, не совершали, стали сжигать на кострах и умерщвлять другими наиболее кровавыми способами.
Любопытно, что в мире "Человека-дьявола" демоны лишь раз явили свою силу, они напугали всё человечество, заявив своём вторжении, но позже... не появлялись вовсе. Вся инфернальность и настоящие зверства, что имеют место в произведении исходят от людей. Настоящий дьявол не демон, не библейский Люцифер, который в рамках истории внедрился в человеческое сообщество, а профессор, который распространил свою теорию и толпа фанатиков, которые готовы рвать и метать лишь бы унять голос собственного страха. Люди готовы создавать отряды инквизиции лишь бы своей слепой яростью заглушить голос, кричащий о собственной беспомощности и отсутствии власти над ситуацией. В мире "Девилмена" победил страх.
Демонам в этом мире не пришлось участвовать ни в одной апокалиптической битве, они победили просто приставив пистолет к виску человечества. Какое сатанинское изящество они проявили, стараясь изжить людей.
Ещё один интересный вопрос ставит автор. Он спрашивает, что если бы роль мессии во время обещанного Библией второго пришествия Иисуса Христа досталась не Богу, а обычному человеку. Ни для кого не секрет, что сюжет Человека-дьявола происходит в условиях библейского апокалипсиса, хотя манга и делает очень серьёзные отступления. В частности, Акира Фудо на протяжении всего сюжета убеждён, что очень скоро, он с помощью своей силы сумеет победить всех демонов, истребить угрозу и вернуть мир в человеческие сердца. О, как же наивен этот юноша!
За главным героем объявят охоту, его захотят истребить, не будучи в силах это сделать они лишь убьют семью, которую Акира считал родной, убьют его любовь и лишат его наивной веры в доброту человеческую. После чего он отречётся от своей роли мессии и будет жаждать лишь мести и уничтожения тех, кто уничтожил его мир. Пожалуй, именно это и произошло бы, если бы роль спасителя досталась кому-то из людей. Человек не способен справиться с таким неприятием добрых намерений со своей стороны и дьявольского сопротивления простого желания помочь.
То, что сложно выделить как отдельный большой пункт, но нельзя не отметить:
Даже то о чём я уже написал, это только часть важности Девилмена, как этапа развития японского искусства. Ведь у этой манги было и другое значение. Она стала прорывной ещё и в противостоянии цензуре, которая тогда господствовала в индустрии манги. Автор не особо стеснял себя в том, какие аспекты человеческой жизни ему хотелось бы отобразить в своей истории. В их(аспектов) числе: обнажённые женские и мужские тела, убийство детей, гомосексуальные отношения, распитие алкоголя несовершеннолетними, а также огромное количество насилия самого разного характера. И, мне кажется, что этот вклад Го Нагая в борьбу с цензурой ничуть не менее важен, чем вопросы, которые он поднимал в своём произведении, и забывать про его старания в этом вопросе совсем не стоит. Ведь только в таком нелицеприятном виде и можно рассказывать подобные истории, что производят на читателя столь большое впечатление, взрывая его прежнее мировоззрение.
Безусловно, Человек-дьявол является классикой среди манги, классикой, что оказала большое влияние не только на читателей, но и на многих авторов, классикой, которая поднимает актуальные до сих пор вопросы, классикой, чьё переосмысление тоже является весьма достойным произведением, заслуживающим отдельного рассмотрения, и, наконец, классикой, которая просто мастерски рассказывает свою историю. Искреннее спасибо Го Нагаю за это потрясающее произведение не перестающее удивлять даже несмотря на прошедшие десятилетия с момента написания.
Нагай, вроде, еще вкладывал в свою работу мысли о мировой войне, что можно увидеть ближе к концу
@Arilskiy@扇, Надо же, не знал о том, ограничения всё же были. Однако сути моей мысли о том, что его работа во многом облегчила требования(в плане цезуры) и к другим авторам, этот факт не меняет.Мне просто хотелось отметить важность этого события для будущего всей индустрии
@Arilskiy@Ferrerios, Конечно, буду только рад@Nori-chi★,@Arilskiy@Arilskiy@Rinrin6, тоже очень волнует этот момент, жалко же людей@Rinrin6, так рецензия же предполагает, что человек уже знаком с произведением, разве нет? Но если надо, я спрячу@Holy Ghost, ужеА, еще, просто не могу не скинуть эту
@Arilskiy,@扇@Rabinka37, ахахах, да уж картинка прямо в тему.Кстати, говоря откровенно, не будь этого квеста, я бы вряд ли решился на написание рецензии, так что не могу не поблагодарить тебя и остальных за эту инициативу, ещё раз
@Rabinka37, о, так он еще и в рамках квеста ее прочел@Arilskiy@Arilskiy@Veichegu, прошу прощения, не смог корректно выразить смысл своего пассажа. А заключается он не в том, что серьёзные посылы можно отображать только используя жестокие и кровавые сцены, а в том, что некоторым историям(в том числе Девилмену) без жестокости было бы очень тяжело обрести своё истинное значение, другими словами, если есть необходимость в жестокости, как средстве выразительности, а не самоцели произведения, то ничего плохого в этом нет, но создавать истории в которых жестокость просто есть, без какого-либо смысла, я не считаю какой-то хорошей идеей. Думаю, в этом наши мнения сходны@Пазу@Warwaks, меня попросили большую часть страниц(тех, что спойлерные) спрятать, чтобы не испортить людям впечатление, поэтому картинок не так много@Arilskiy, так в данной манге жестокость - смыслообразующий концепт. Дело не в том, что "без жестокости было бы очень тяжело обрести своё истинное значение", а в том, что без подобного уровня жестокости манга вообще бы не донесла зрителю своего содержания. Жестокость и аморальность людей репрезентует концепт "жестокого мира", который протагонисту приходится защищать. Жестокость Акиры Фудо в битве с демонами показывает то, что он постепенно теряет человечность, отчего его последующая рефлексия приобретает особенно значимый вес. Жестокость и бешенство людей в конце манги, апогей насилия и паранойи позволяет лучше проникнуться добротой главного героя, который несмотря на всё это, очень упорно отстаивал идеи человечности и защищал человечество. И оттого так проникновенен финал манги - даже у такого идеалиста есть свой предел... Ну и т.п. А вообще, мне даже сложно представить, как ещё может доносить идеи манга, в которой люди изображены как животные (эти пассажи буйства инстинктов).@Arilskiy@Пазу, согласен, без показанного уровня насилия, не получилось бы по ходу произведения провести ту трансформацию героя, которую задумывал автор