Начну с того, что тетрадь смерти не сёнен, я бы даже сказал, что это анти-сёнен. Я смотрел на лайта и хотел обладать такой же силой, считал его правым во всём, благодетелем, способным изменить мир, короче воспринимал, как наруто, грубо говоря. Нет, вы не подумайте, я не был идиотом, в моих глазах тетрадка всегда была чем-то выше, чем просто сёнен, но мелкий я, в силу возраста, не мог понять в чём это конкретно выражается, хотя и 13-ти летний мальчик идеально подходил под возрастные рамки, что лишний раз говорит о том, что кроме пафосного героя, с которым так и хочется себя ассоциировать и, возможно, слишком уж в лоб поданной мыслью о том, что идея об изменении мира одним человеком не очень, сёненом тетрадь смерти не делает больше ничего.
Все в детстве мечтали о невероятной силе, с помощью которой каждый из нас смог бы добиться высот, жанр шоунэн, построен, как раз вокруг таких исключительных персон, но тетрадь смерти задаёт обратные вопросы: «А так ли приятно обладать исключительной силой?»; «А сможешь ли ты пользоваться ей во имя добра?»; «Чем больше сила, тем больше ответственность?». Аниме говорит о том, что абсолютное большинство жаждущих силу потеряют себя получив её и будут, обязательно использовать её во зло, и, что далеко не каждый достоин ей обладать. Множество быдло-людей, обладающих обыкновенной превосходящей других физической силой уже используют её во зло, что уж говорить о силе способной править миром.
Бытует мнение, что Лайт дофига благодетель, пекущийся о людях, но я считаю, что это далеко не так и лайт обыкновенный лицемер, пытающийся убедить себя и всех вокруг, знающих о нём больше, чем остальные, включая зрителя в положительности своего образа.
На первый взгляд кажется, что противостояние элчика и лайтика борьба философий, основанная на проблеме вагонетки: неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. К путям привязаны пять заложников, которые не могут освободиться. Если вагонетка проедет по ним, все пятеро умрут. Но можно переключить стрелку, и тогда вагонетка уйдёт на запасные пути, к которым привязан только один человек. Он тоже умрёт. Эл олицетворяет традиционный подход к правосудию, основанный на принципах презумпции невиновности и справедливого суда. Он убеждён в важности законности и соблюдения правовых норм, он не считает себя достойным нажать на рычаг, ведь он не судья и не бог. Лайт же придерживается идеи «божественного правосудия», где он сам становится судьёй и палачом. Он считает, что справедливость - это устранение зла любой ценой, и уверен, что делает правильное дело, устраняя злодеев и улучшая общество.
Но я считаю, что это всё так лишь на первый взгляд. Лайт предстаёт перед нами, как скучающий подросток, как гениальный скучающий подросток. Когда в его руки попадает столь могущественная сила он начинает строить планы об изменении мира, но всё это лишь иллюзия. Лайт просто хочет развлечься, его возбуждает азарт от "партии в шахматы" против "L" и полиции. Тоже самое можно сказать и о самом "L", он так же ищет преступников из интереса и по большому счёту ему всё равно на мир и смерти, а в лайте/кире, и любом другом умном преступнике он видит лишь вызов, просто предмет повышения интереса, но в отличии от лайта он никогда не строил из себя заступника. Всё их противостояние это, в первую очередь лишь борьба умов, а уже во вторую, где-то, как-то философий. Каждый из них просто хочет победить, каждый получает искреннее удовольствие при этом. Всё это Цуруми Оба доносит до зрителя через игру в теннис, в одном из эпизодов.
Признаться честно, в детстве, я особо не понимал всего символизма и того на сколько же много вопросов даёт ответы серия, где, казалось бы, идёт простая игра в теннис. Никто из героев не задумывается о неправильности философии другого, каждый просто получает удовольствие от процесса, каждый просто желает победить, или скорее, просто не желает проиграть. В этом эпизоде автор подтверждает/говорит нам о настоящих намерениях Лайта, о том, что его просто совратила сила, которую он получил. До этого мы не однократно видели как лайт делал то от чего мурашки по коже, лайт понемногу утрачивал человечность. Прикрываясь намерениями об спасении человечества он был готов убить всю свою семью, убивал невиновных и прочие мерзости, всё выше сказанное подтверждается с выходом дополнительных историй к оригинальной манге, в которых ГГ мастерски, без применения силы тетради смерти добивается похожего на импакт лайта эффекта, заявляет о тетради смерти и передаёт её правительству, получив лимон, он сделал из него лимонад, так сказать, тетрадь используется в качестве сдерживающего фактора, как ядерное оружие, всё прекрасно. И вот, формула та же, гениальный парень + сила, но что же отличает лайта от глав гада допп историй? - А то, что Ягами не тот, за кого себя выдаёт, он просто хотел повеселиться, просто хотел разбавить свои серые будни, что он и сделал. Он просто хотел поиграть в теннис с сильным противником, ни больше, ни меньше, все сладкие речи лайта об изменении мира - сладкая ложь, ведь он мог поступить так же, как это сделал гг из доппов, лайт однозначно достаточно умён для этого, но зачем, когда он может повеселиться?
Я не отрицаю, что лайт желал изменить мир, но считаю эту идею не искренней, а лишь подсознательным нежеланием лайта признавать себя монстром, ведь если вычленить из его мотивов всё, что касается изменения мира, то он не больше, чем психопат.
Лайт под гнётом великой силы, а следовательно и великой ответственности, который он не достоин начинает сходить с ума, постепенно всё дальше уходя от когда-то обычного человека. Режиссёр тетради смерти - настоящий гений! И его гениальность особенно выражается в режиссуре опенингов и эндингов, но говорить я буду только об 1 и 2 опенингах и 2 эндинге, которые является полноценной историей или же короткой версией тетради смерти, показывающей весь путь лайта.
Первый опенинг - The world by NIGHTMARE
Первый опенинг - это обёртка, вершина айсберга. Лайт в нём предстаёт перед зрителем, как бог. Практически в самом начале нас встречает отсылка к фреске “Сотворение Адама” Микеланджело:
Оригинал/версия в аниме
Пользователь меил ру с ником "Сидит ? Он же Памятник !" пишет: "Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого". В опенинге же Рюк - бог смерти передает лайту яблоко, что по библии означает божественную силу. Авторы сравнивают лайта с первым грешником - Адамом, желание которого стать равным богу его же и погубило, то же самое мы видим и с ГГ, ведь запретный плод, который он дальше по опенингу вкушает ознамевает начало его бесчинств, он начинает убивать и не всегда виновных. Так же лайт окован цепями, что говорит о том, что даже обладая силой, похожей на божественную богом ему никогда не стать. Дальше нам показывают Мисору Наоми с Реем Пэнмбером, сидящих в позе из скульптуры Микеладнжело “Ватиканская Пьета”: Оригинал/версия в аниме
Скульптура изображает скорбный образ Девы Марии, оплакивающей снятого с креста распятого Христа, как бы говоря о начале "спада" лайта, под влиянием его новообретённой силы, ведь эта парочка - невиновны.Так же на протяжении всего опенинга Ягами идёт по лестнице вверх, на пути к новому миру, так сказать, и единственный кто ему преграждает дорогу - L. Единственный сдерживающий лайта фактор, который как мы все знаем вскоре умрёт.
Второй опенинг - Whats up people by Maximum the hormone
Этот клип уже скрытая под водой сторона айсберга. После смерти Эла лайт продолжает идти вверх по лестнице, окружённый врагами, только и ждущими его ошибки. На протяжении всей песни вокалист/лайт истошно кричит о своём не понимании людей, идя вперёд он материт их, считая себя выше. Он утрачивает человечность. 25-ми кадрами нам показывают лайта до обретения силы, или скорее, лайта, который потерял память о ней, кричащего, пытающегося освободиться из клетки. Лайт продолжает идти и в конце его показывают в мире богов смерти, как бы говоря, что он уже критически сильно отдалился от своей человечности.
Второй эндинг - Zetsubou Billy by Maximum the hormone
Эта часть так же продолжает подымание лайта по лестнице, он идёт вверх, а позже подымается в верх по лестнице, с мыслями о несправедливости закона и о том, что он должен стать богом смерти, чтобы всё это изменить:
Преступник и судья теперь одно лицо.
И круг порочный разорвать нам не дано.
Мир оправданий...
Слова наказаний...
Жар от него не скроется никогда.
"Пиратом смерти" стану я,
Коль уж закон не может ничего.
25-е кадры опять показывают внутреннее состояние лайта, его человечности - знак стоп, но он всё равно подымается вверх, идя по оживлённой трассе. И вот наконец поднявшись, он видит перевёрнутый город, начинает падать и разбивается на смерть.
Действительно, как говорят многие, градус истории падает после смерти Эла. Создатели полностью отвергают идею киры об изменении мира не органами власти, а одним человеком, хоть и лицемерную идею с учётом того, что я уже говорил ренее, но всё же идею и это не даёт мне полностью обозвать тетрадь смерти шедевром. Нам постоянно напоминают о том, какой же лайт злодей, культ показывают как идиотов, не оставляя и доли противоположного мнения. Но самое смешное, что авторы настолько сильно увлеклись желанием донести эту мысль, что просто не справились с грамотным сливом Ягами, из-за чего это создало эффект противоположного мнения, ведь лайта побороли не смекалкой, а сценарными дырами.