К написанию рецы меня сподвиг не просмотр аниме и даже не прочтение манги, а скорее прочтение комментов... вообще везде. Они явно разделялись на две группы и я, так и не примкнув ни к одной, всё время мысленно возражала обеим: вы кое-что упускаете.
Хотя сказанное будет относиться и к манге, и к аниме, но больше к манге (просто потому, что она полнее).
Без сравнения, разумеется, не обойтись
Первое и важное: манга и аниме отличаются значительно.
Аниме создает атмосферу, оно понравится зрителям-эстетам, для которых важнее, как это выглядит, звучит и играет на эмоциях, а не о чем эта история. Аниме постарались сделать стильным и это получилось, вот только сюжетом пришлось пожертвовать. Создатели прицельно старались сделать зрителю неприятно: замедленные тягучие кадры, раздражающий ротоскопинг, то смазанный, то ускоренный до невозможности восприятия темп. Ну да как бы Бодлер тоже не особо старался сделать читателю приятно, не так ли?))
А вот манга - это вполне себе последовательная и реалистичная подростковая повесть. История болезненных отношений троих подростков - со счастливым финалом в духе "в какую бы дряную историю ты не вляпался в школе, у тебя есть шанс выкарабкаться".
Графика в аниме и в манге тоже сильно отличается. Ну и понятно: к чему в манге ротоскопинг? Рисунок довольно красивый, кстати, но, как часто бывает, в первых главах попроще, дальше получше.
Кому это нужно
Умненьким тинейджерам лет 14-25 - в самый раз. Когда отношение к себе - слегка пафосное, болезненно неуверенное и нестабильное. Когда поддержку ищешь в особой музыке, особых книгах. Ощущаешь себя непохожим на всех. Эдакой маленькой цветной точечкой, тонущей в серой толпе скучных и безразличных обывателей. Но именно такому читателю может не понравиться развязка, появиться ощущение, что герои отказались от самих себя, влились в серую массу (я пишу: читателю, потому что тут речь именно о манге, аниме заканчивается раньше, на острых моментах истории).
Позже, конечно, начинаешь к этому уходящему в детское прошлое самоощущению относиться чуток иронично - и вот тогда тоже можно смотреть и читать, просто ракурс будет немного со стороны.
Персонажи
В зависимости от того, к какой категории вы относитесь, вы увидите одно из двух:
а) раздражающую троицу: Пафосный плакса / Чокнутая психопатка / Миловидная дура;
б) вдохновляющую троицу: Тонко чувствующий художник / Настоящая среди притвор / Несчастная посредственность.
Действуют они на фоне еще более раздражающего общества (которое тоже можно считать отдельным и довольно важным совокупным персонажем). И в этом-то вся прелесть (или наоборот).
Персонажи изменяются в течение всей истории, быстро, динамично, при этом логично. На самом деле, это довольно реалистичная история, несмотря на всю дичь, что творят её герои.
Сюжет
Нежный начитанный мальчик Касуга (А), влюбленный в милую одноклассницу Саэки (В) совершает нечто постыдное.
За этим занятием его застаёт одноклассница-отщепенка Накамура (С) и начинает шантажировать и подбивать на ещё более стрёмные поступки.
Вначале А несчастен, потом неожиданно для себя втягивается и ловит волну.
А+С образуют банду перформансистов, В пытается отвоевать позиции. Заканчивается всё почти очень плохо.
Но почти.
А потом все они учатся жить в этом дурацком мире заново.
По отдельности.
Анализ
Главный вопрос, ответ на который служит ключом к пониманию всего сюжета: Накамура Сава здорова или страдает психическим заболеванием? Комментаторы расходятся во мнениях от "полная шиза" до "она тут самая нормальная" и каждая из групп, что характерно, получает совсем другую историю.
Не буду вас долго томить: да, страдает.
Но это не что-то тяжеловесное-неизлечимое вроде психоза или шизофрении, скорее всего просто аффективное расстройство, на депрессию не похоже, но вероятно биполярка или что-то подобное. Мучительно, но лечится. Хорошая (для героини) новость. Так что финал, где мы видим спокойную, тихую и адекватную повзрослевшую Накамуру, хохочущую не НАД пришедшей к ней парочкой, а ВМЕСТЕ с ней, это вовсе не «автор слил сюжет», а вполне реалистичный прогноз. Раз уж автор позволил героям выжить, девочка наверняка после неудачного самоубийства таки была откомандирована к психиатру, получила помощь, в которой нуждалась и перестала быть Удивительной Бунтующей Накамурой.
Хотя и скучной обывательницей не стала. Вообще-то именно этого часто боятся люди, страдающие от аффективных расстройств. Потерять собственную глубину, исцелившись.
И нет, этого не происходит.
Заключительная часть манги – такая ода нормальности. Вероятно, автору важно было донести мысль, что как бы ты не чудил в средней школе, каким бы отщепенцем ты ни был там, однажды ты попадёшь в большой мир, где найдутся люди, похожие на тебя.
С которыми не нужно будет бороться за право интересоваться чем-то большим, чем вечные сплетни парней и девиц из твоего класса. С кем всё яркое, чего хотелось от жизни, можно будет получить легко и без боя. С кем можно будет долго смеяться, не объясняя причины - тебя и так поймут.
Плохая (для всех героев) новость: доброго человека, который захочет стать твоим другом, для исцеления недостаточно. В случае биполярки без таблеточек не обойтись, потому что по сути своей это нарушение обмена веществ. Эндорфины не вырабатываются, вот беднягу Саву и тянет на всякие экстремальные выходки. Просто чтобы хоть что-то чувствовать.
Разумеется, никто ничего не замечает. Даже вы могли не заметить. Таких вещей весьма часто не замечают и в современном обществе, не смотря на кучу мегапопулярных книг, фильмов и сериалов о самых разных ментальных расстройствах, от безобидной дислексии до диссоциативной фуги. Что уж говорить о провинциальном городке в префектуре Гунма, там вообще о подобных вещах вряд ли кто-нибудь слышал, для всех окружающих девочка выглядит обычным неуправляемым бунтующим подростком. Мало ли таких? Просто дурно воспитана, без матери растёт, опять же.
Сменим ракурс и посмотрим, как это выглядит для Касуги Такао.
Он романтик. Не такой как все, Читатель Бодлера и, конечно, втайне жутко собой гордится. Но поговорить ему об этом не с кем, и ему скучно. Ровесники поверхностны, не очень умны, ничем не увлекаются. Батя, вроде начитанный, но жестокое подростковое мироощущение где-то примерно в это время уже отправило все его вкусы и взгляды на свалку истории.
Бодлера мальчик не то чтобы глубоко понимает (позже он это признает), но его волнует необычность и эмоции, к которым он взывает - непривычные эмоции, те, которые принято подавлять, запретные и тем привлекательные.
Конечно, ему хочется и в жизни - ну хоть чего-то необычного.
Девочка с ментальным расстройством? Вполне подходит. Она для него - то что нужно, такая нестандартная, дерзкая, не такая, как все, болячка, которую всё время тянет поковырять.
Вначале за ней хочется бежать и пережить приключение, которое она способна подарить. Касуга приметил Накамуру в начале маниакальной стадии. Если думать об этом как о реальной истории, знаете… вполне вероятно, он действительно оттянул её первую попытку самоубийства на приличный срок. Возможно, сделал такой вывод из тетрадки Накамуры. И, вдохновлённый собственным успехом он уже спасать её рвётся. Получается ведь? Просто нужно делать то же, что и раньше: создавать для неё достаточно яркие впечатления. Делать всё, как она хочет. Куда это всех заведёт, мы в курсе.
До этого Накамуру Саву скорее всего вообще никто не замечал: всегда молчит, уроки не делает, вообще ничего не делает, школу посещает - уже большая удача.
Трагедия в том, что Касуга так до конца и не узнает, с чем столкнулся. И поэтому надолго застрянет с чувством вины, искренне считая, что мог и обязан был справиться сам. А он не мог. И это даже не самонадеянность, он просто не знает, с чем столкнулся.
А теперь второй вопрос на засыпку: а нормален ли Касуга?
Мой ответ: да, вполне здоровый нормотипик.
Тогда почему же он соглашается на всю эту дичь? Более того, почему Саэки следом тоже начинает творить дичь? Может быть, конечно, простое пояснение: мол, от любви люди теряют рассудок, но не слишком ли теряют?
Может, они изначально были не в порядке? Или ментальные расстройства заразны?
Может, долой инклюзию, оградим наших детей от разрушающего влияния Накамур?
Нет, не заразны. Да, увлечь внушаемого человека вполне возможно. Вы наверняка слышали истории о лидерах с серьёзными ментальными заболеваниями, вокруг которых образовывались целые секты из вполне обычных людей, которые зачем-то начинали под их влиянием творить что-то запредельное.
Накамура, конечно, не маньячка и она не виновата в том, что её тянет на деструктив, ей тупо плохо и больно. Но неподготовленному подростку, столкнувшемуся с таким, к сожалению, видно только два пути: либо какой ужас и ксенофобия, либо какая прелесть и подражание. Третий путь: принятие человеческой психики во всём её разнообразии, понимание, как себя вести с человеком в кризисной ситуации, чтобы помочь, а не навредить - вполне реальный, но, наверное, для предоставленного самому себе подростка, всё-таки трудноват. По крайней мере, сейчас. Просвещение всех спасет, искренне верю.
Комментарии
Твой комментарий
@Le aigle, знаю, что с ними удобнее было бы читать, но сейчас я в месте, где интернет слабенький, неудобно с картинками возиться. грузятся долго, пока найдёшь подходящее...@aheda@Мelancholy, спасибо)@aheda, что удаётся?@aheda@DeadDeusDesu, себя потерять))))@aheda@По уши в ваг, цветы добра - полюбишь и бобра@aheda@aheda,@Mitsu-san@hobhobbit, ах-ха-ха-ха, сколько в мире людей, столько и триггеров.@www, думаете, это что-то вроде самобесценивания? типа, происшедшее неважно, можно и забыть.Потому что я в жизни не поверю, что это буквально означает забыла.
И спонтанный дружеский мордобойчик тому лишнее доказательство))))
Быть на эдакой 2 стадии после 1 и делать вид, что ты выше тех. Ну как всегда. Ничем не отличающиеся как первые)
42 года женщина. В общем я зря даже пытался смотреть в профиль.
@aheda@hobhobbit, я с вами, здесь, как говорится понятно с первых строк.@aheda@Mitsu-san, опять-таки: сколько людей, столько и триггеров))@Zolotarev, вы имеете в виду "цветную точечку в серой толпе"? Простите, согласна, наверное, это немного издевательски звучит, в 42 как-то и вправду забываешь, насколько ранимее люди в юности. Это была скорее самоирония, чем попытка задеть чувства других.@Zolotarev@aheda, То попытка на рецензию, то сборище одних лишь ироний.Вместо погоней за тем, что подумают люди, стоит образовать цельное мнение об этом и сказать его. Вечно бегать за овечками, ничего не принесёт
@aheda@Zolotarev, как уже было сказано, это была попытка позаботиться о ваших чувствах, а не о вашем мнении)) Но - нет так нет))[quote]Аниме создает атмосферу[/quote]
Атмосферу чего? Это не законченная мысль. Каждое аниме создаёт атмосферу.
[quote]оно понравится зрителям-эстетам, для которых важнее, как это выглядит,[/quote]
Оно понравится этим, а не тем, потому что это вам совсем не то, что то! Больше местоимений богу местоимений!
[quote], а не о чем эта история.[/quote]
Это (графика, эмоции, кадры) ещё и на сюжет никак не влияют?
[quote]Создатели прицельно старались сделать зрителю неприятно[/quote]
Зачем?
[quote]Ну да как бы Бодлер тоже не особо старался сделать читателю приятно, не так ли?))[/quote]
-Зачем ты в речку на машине уехал? Она же утонула!
-Ну да как бы Илон Маск вообще Теслу в космос запустил!
Нет, Бодлер не старался сделать читателю неприятно. Ну допустим, старался. Зачем? Это ничего не объясняет.
[quote]А вот манга - это вполне себе последовательная и реалистичная подростковая повесть[/quote]
Это да. У нас в городе каждый месяц юноши с томиком Бодлера пытаются себя сжечь. Жутко надоели. Думаем отдельное место для них выделить, чтобы обедать не мешали.
[quote]История болезненных отношений троих подростков - со счастливым финалом в духе "в какую бы дряную историю ты не вляпался в школе, у тебя есть шанс выкарабкаться".[/quote]
Учитывая, что сюжет большинства история строится по принципу: герой спокойно живёт -> Что-то выбивает его из зоны комфорта -> он преодолевает проблемы и обретает зону комфорта, такую глубокую мораль можно натянуть на любое школьное аниме.
[quote]Графика в аниме и в манге тоже сильно отличается. Ну и понятно: к чему в манге ротоскопинг?[/quote]
А к чему оно в аниме? И почему его не может быть в манге? Почему рисунок в манге не вызывает тех же чувств, что и в аниме.
[quote]Рисунок довольно красивый, кстати[/quote]
Да уж, кстати, пожалуй, наверное, возможно, если так подумать, можно и написать одно предложение о рисунке с общей фразой типо "рисунок - нормальный", раз уж взялись рецензию писать. Ну и понятно: к чему в рецензии о графическом произведении писать о графике? Ведь Бодлер тоже не особо в общем-то, на самом деле, если так подумать-раздумать, оценить, определить старался сделать читателю приятно, не так ли?
[quote]Умненьким тинейджерам лет 14-25 - в самый раз.[/quote]
Тинейджер в 25.
[quote]Когда отношение к себе - слегка пафосное, болезненно неуверенное и нестабильное. Когда поддержку ищешь в особой музыке, особых книгах. Ощущаешь себя непохожим на всех.[/quote]
Всё это замечательно, всё это называется сенен и этого добра уже столько, что горшочек не вари. Чем она отличается от остальных?
[quote]Главный вопрос, ответ на который служит ключом к пониманию всего сюжета: Накамура Сава здорова или страдает психическим заболеванием?[/quote]
Пхахахахахаха. Если тут всё о страданиях психически больной Савы, то почему не сделать её главной героиней? Почему нам показывают жизнь школьника, а не её походы к психиатру? Зачем все эти отсылки на Бодлера? Вся рецензия сводит произведение до скучной истории для зрительниц программ типа "Пусть говорят" и "Дорогая, мы убиваем детей".
[quote]всё время мысленно возражала обеим: вы кое-что упускаете.[/quote]
Так что упускают-то?
@aheda,@aheda@pg.EvilEye,Атмосферу чего? Это не законченная мысль. Каждое аниме создаёт атмосферу.
Вовсе нет. Есть аниме, делающие упор на сюжет, а есть - на атмосферу. Атмосфера - это фон. Среда, в которой сюжет разворачивается: панорама, музыка, фоновые персонажи и тому подобное. Когда говорят, что какой-то фильм или книга атмосферные, имеют в виду, что автору хорошо удался фон. Иногда это значит, что автору не удался сюжет))
Это (графика, эмоции, кадры) ещё и на сюжет никак не влияют?
На сюжет и не обязаны влиять. Они влияют напрямую на зрителя.
Создатели прицельно старались сделать зрителю неприятно - Зачем?
Зачем делать зрителю неприятно? Затем, что зритель хочет разного. И порой не прочь пережить и неприятные эмоции тоже. Не зря же триллеры так популярны.
Это да. У нас в городе каждый месяц юноши с томиком Бодлера пытаются себя сжечь. Жутко надоели. Думаем отдельное место для них выделить, чтобы обедать не мешали.
Но если серьёзно... знали бы вы, сколько всего происходит в вашем городе.
А к чему оно в аниме?
Ну, как по мне, оно и в аниме ни к чему. Не люблю этот метод. А в манге... нет, ну можно набрать статистов, фотографировать их и отрисовывать поверх фотоснимка, но долго же)))
Такую глубокую мораль можно натянуть на любое школьное аниме
Ну нееет, это вы слишком качественное школьное аниме смотрите XDDD
Тинейджер в 25.
ну уел, уел XDDD
Да уж, кстати, пожалуй, наверное, возможно, если так подумать
ну уел, уел - 2 XDDD
всё это называется сенен
Нееет, сёнен это приключения для мальчиков: драки, погони, сражения... какой же это сёнен?
то почему не сделать её главной героиней?
А вы уверены, что она не главная героиня?)) Нарратор и главный герой - не всегда одно и тоже.
Так что упускают-то?
Сава Накамура - не борец с системой и не злобная хулиганка, а что с ней на самом деле, уже подробно и в деталях изложила
Спасибо за подробный отзыв и кучу вопросов (я в курсе, что они были риторические, но кто мне запретит это проигнорировать?) - было вау)) интересно было и читать, и отвечать и спорить))
@pg.EvilEye,С поверхностными вопросами-придирками разобрались, теперь перейдем к самому существенному вашему вопросу.
Вы предъявляете претензию, почему я не рассказала, чем Цветы зла отличаются от других аниме/манги.
На впорос, почему, ответить легче всего: потому, что мне интереснее было рассказать что-то новое тем, кто уже смотрел/читал.
Но хорошо, те, кто не смотрел и не читал, тоже имеют право что-то узнать.
Теперь о том, чем же, собственно, отличается.
Вы спросили трижды:
1) чем отличается от типичного сёнена
2) чем отличается от типичного школьного аниме
3) чем отличается от шоу типа "дорогая, мы убиваем детей"
1. Мы уже выяснили, что у вас ошибочное представление о сёнене. Сёнен - это приключения, путешествия, сражения, верные друзья. Так вот: весь внутренний конфликт героев происходит именно из отсутствия всего этого в их жизни. Нет никаких приключений, верных друзей, некого спасать, не с чем и не за что бороться. Город - болото, Жизнь - бессмысленная череда одинаковых событий.
2. Типичное школьное аниме - это вовсе не психологическая драма. В основной массе это комедии повседневности. Типичные проблемы: лидеры и аутсайдеры; есть друзья, нет друзей; есть бойфренд/девушка или нет, а если есть, насколько эти отношения нормальны (обычно не особо); бесконечные школьные клубы и право на необычные хобби; сезонные праздники... Даже взаимоотношения с родителями и учителями редко рассматриваются. А ещё в типичных школьных аниме персонажей обычно довольно много, часто из-за этого конкретные характеры и проблемы раскрыты поверхностно.
Если попадается серьёзная драма, это всегда стоит внимания. Вот это - серьёзная драма.
3) Если я правильно поняла, речь о телешоу, где в проблемную семью внедряют психолога, он наблюдает, а потом дает какие-то советы?
Отличие в том, что автор Цветов зла вообще ничего не объясняет. Он просто показывает. Это я здесь устроила разбор полётов, а в самой манге очень многое остается вообще непрояснённым. И при этом у автора не возникло никакой путаницы с личностным профилем персонажей, все последовательно и логично, будто с натуры писал.