nakima
в сети: 26 минут назад

Отзывы

Наруто
от
2 / 30
Стоит сказать, что я впервые посмотрел "Наруто", как и многие другие, еще в нулевых годах по телевизору. За все это время я пересматривал, а теперь и перечитываю "Наруто" очень много раз. "Наруто" появлялся в разные периоды моей жизни, я взрослел вместе с этим тайтлом, и с каждым новым просмотром открывал для себя новые вещи и по-новому смотрел на это произведение. В какой-то мере, мировоззрение Кишимото, выраженное в его манге и аниме, повлияло на мое восприятие мира.

В отзыве множество спойлеров.

Я не буду долго акцентировать свое внимание на сюжете и прочей мишуре, просто потому что о "Наруто" написано уже тысячи отзывов. Здесь я скорее поделюсь своим взглядом на культовое произведение и попробую объяснить, почему, несмотря на большое количество минусов, "Наруто" – это то, с чем вы должны ознакомиться в своей жизни хотя бы раз.

Для начала я затрону минусы "Наруто". Сюжетные дыры, связанные в основном с тем, что Кишимото, по сути, придумывал историю на ходу, приводят к тому, что многие моменты не состыковываются между собой и вызывают множество вопросов, на которые нет четких ответов. Первый вопрос, который приходит в голову: почему Какаши, ставший генином намного раньше Обито и Рин, находится с ними в одной команде? И кто вообще родители Цунаде?



Потеря концепции – еще одна проблема. Дело не только в том, что "Наруто" перестал следовать схеме "шиноби против шиноби" и перешел к более масштабным сражениям “гандам против бога”. Проблема в том, что в "Наруто" все меньше внимания уделялось повседневной жизни ниндзя и глубине мира. Не говоря уже о том, что стратегические бои с ограниченными ресурсами постепенно сменились бесконечным экшеном с практически безграничными запасами чакры.

К сожалению, Кишимото часто упускал потенциал своих персонажей. Здесь можно провести аналогию с Кубо: оба автора любят давать персонажам предыстории и какое-то развитие, но затем просто выводят их из сюжета. Так было с Чадом в "Блич", и так же происходит с Рок Ли в "Наруто", развитие которого остановилось еще в первом сезоне аниме. И это я не говорю про Тен Тен и подобных ей – этот персонаж вообще не играет никакой роли в истории.

В "Наруто" неплохо показано, как дисциплина и упорство могут победить талант. Однако, есть одно "но": побеждает не просто упорство, а упорство в сочетании с талантом. Чистое упорство всегда остается на втором плане. К этому не было бы претензий, если бы Кишимото изначально не позиционировал Наруто как полностью бесталанного парня, который преодолевает все трудности силой воли. Чистого упорства в "Наруто" не так уж много, и даже те примеры, которые есть, не особо что-то доказывают. Самый яркий пример такого упорства – это Майто Гай, но даже он не смог победить талантливого Мадару, оставшись калекой до конца своих дней.



Теперь я объясню, почему, несмотря на все минусы, "Наруто" остается для меня культовым и интересным. Кишимото, кажется, даже и не ставил перед собой цель создать гиперреалистичный мир с проработанной системой, как в "Ван-Писе". Его основная цель – донести свои мысли о различных аспектах жизни через персонажей "Наруто". Донести до читателей идеи о любви, дружбе, ненависти, долге, чести, соперничестве и прочем.

Про "Наруто" давно ходят мемы о "нарутотерапии", которая для многих является минусом, ведь именно из-за нее сливают любимых персонажей и антагонистов. Однако, по моему мнению, такие люди просто не умеют смотреть глубже сюжета. Путём "нарутотерапии", автор доносит свое видение мира. Обито, желавший погрузиться в мир иллюзий, наглядно демонстрирует, что побег от реальности только усугубляет положение. Итачи, всю жизнь живший во лжи и пытавшийся оградить себя от других, в итоге понимает, что его действия привели к еще большим проблемам.

Это все лишь небольшие примеры, но в совокупности они формируют целостную картину: "Наруто" создан не для того, чтобы поразить читателя захватывающим сюжетом и эпичными битвами, а чтобы передать мысли и мировоззрение самого Кишимото.

Недавно я прочитал "Гинтаму" и понял, что Кишимото и Сорачи похожи друг на друга. Оба автора не стремятся создать сложный, проработанный мир, а предпочитают передавать свои мысли и моральные ценности через персонажей.

Есть еще одна параллель между "Наруто" и "Гинтамой": в обоих произведениях злодеи, по сути, не являются абсолютным злом (ладно, в Наруто есть Кагуя, которая является очевидным минусом, но я не хочу брать её в учёт, ибо появляется она в последние 50 глав). Это, скорее, сломанные и измученные люди, ищущие свой путь. Это еще одно подтверждение того, что для Кишимото важнее не создание захватывающего сюжета, а передача своих мыслей.

Посмотреть или прочитать "Наруто" стоит хотя бы ради опыта, а там уже каждый решит для себя, понравилось ему или нет. Я точно знаю, что вернусь к этому произведению еще не раз, чтобы найти в нем что-то новое. Извините за потраченное время и налитую воду. Всех с наступающими праздниками!

Слэм-данк
от
5 / 00
Изначально Слэм-данк начинается как обыкновенный спокон. Конечно, ты даёшь ему скидку на то, что это ранние девяностые, что это был новый материал для тогдашней Японии. Особо многого от манги не ожидаешь, особенно после прочтения современных споконов. Однако, прочитав Слэм-данк, я понял, что ему и скидки давать не нужно было: даже спустя почти 35 лет после первой главы он остаётся актуальным и лучше большинства своих современников.

У Слэм-данка есть минусы, но они незначительны. Прежде чем нахваливать мангу, давайте сперва пройдёмся по этим недостаткам.

Первое — посредственная рисовка в первых 100 главах. Если вы, как и я, пришли к этой манге после других работ Иноуэ, то заметите, что начальные главы не отличаются чем-то гениальным.
ВтороеРукава в первой половине манги выглядит персонажем-функцией для развития Сакураги. У него скверная мотивация, но в дальнейшем Иноуэ всё же даёт ему развитие, превращая его в полноценного, яркого героя, который не отстаёт от других главных персонажей.



Теперь о сюжете. Он хорош. Всё в лучших традициях споконов, хотя к Слэм-данку это применимо мало: именно он задал такой стиль повествования и нарратива для спортивных манг. Напряжённые матчи, исход которых сложно предугадать, личностный рост персонажей прямо на площадке, мотивация и разбитые мечты — так я охарактеризую сюжет этой манги.

Что насчёт персонажей? Они мне понравились. Типичный главный герой сенена вроде Сакураги, талантливый и упорный, но при этом видны его рост, проблемы и барьеры, с которыми он сталкивается во время матчей. Рукава, как я уже отметил, сначала служит лишь функцией для развития Сакураги, но позже сталкивается с личностным конфликтом. Он холоден, отстранён, талантлив, но это не мешает ему быть интересным героем. Акаги, Мицуи и Мияги — также отличные персонажи. У них есть свои характеры и мотивация, которые раскрываются как в повседневной жизни, так и в ходе соревнований.

Меня радует, что Иноуэ не забывает о команде соперников. Мангака даёт им свои характеры и истории, которые вызывают симпатию. Это однозначный плюс, когда автор уделяет внимание не только протагонистам.

Отдельно отмечу работу тренеров. В современных споконах тренеров часто сводят к "болванчикам для вида". Но Иноуэ, обладая опытом в баскетболе, понимает: в командном спорте 50% успеха — это профессиональный тренер. В Слэм-данке тренерам уделено много внимания: видны их наставления, тактические перестановки, влияющие на игру и команду. Тренер Анзай стал моим любимым персонажем манги. Интересно было наблюдать за его взвешенными решениями, а также за тем, что он — не безупречный идеал, а человек со своими проблемами и сожалениями.

Что касается рисовки, то она сначала посредственная, но очень быстро разгоняется, и уже к середине манги её качество не уступает Бродяге или Реальности. Не буду долго её нахваливать — я уже это сделал в своих отзывах к вышеперечисленным мангам. Ещё один плюс для некоторых: манга читается очень быстро. Стоит сказать о влиянии манги. Слэм-данк задал темп многим споконам и, более того, сененам в целом. Думаю, без этой манги мы не увидели бы многих современных произведений в их привычном виде.



В завершение оставлю слова самого Иноуэ из последней главы, которые буквально демонстрируют революцию, произошедшую в жанре:

Takehiko Inoue
В письмах и интервью меня постоянно спрашивают, почему я выбрал тему баскетбола. В то время в Японии мало кто писал о спорте, поскольку большую популярность имели боевые искусства.
Прежде чем приступить к манге, я долго советовался с редактором, но он постоянно твердил: "Тема баскетбола — это табу, и такая манга обречена на провал". Однако именно это меня и подтолкнуло.
В основу моей первой работы, которую я закончил в 19 лет, лёг баскетбол. Это касалось и моей дебютной, и даже призовой работы, принимавшей участие в конкурсе Hope-Step.
В старшей школе я ещё больше влюбился в баскетбол. Решив стать писателем, я быстро определился с темой. Сейчас, задумываясь о том, что я сделал, сложно представить, как бы я стал писателем, не зная ничего о баскетболе.
"Я проникся симпатией к баскетболу, когда прочитал эту мангу". У меня нет слов, чтобы описать счастье, которое я испытывал, читая ваши письма. Благодаря вам я совершенствовался и старался придумывать новые, более интересные сюжеты.
Накамура Тайзо, Мачида Мунэкару и Симотомо Юки из Shueisha Co. забыли про работу и друзей, помогая мне безвозмездно. Я очень ценю это.
Учитывая нынешнюю конкуренцию и тот факт, что СМИ заботятся только о прибыли, я рад, что смог написать мангу о горячо любимом мной баскетболе.
Большое всем спасибо.

Иноуэ Такэхико.
Гинтама
от
3 / 20
Гинтама жертвует многим. Она жертвует динамичностью и пафосом, жертвует внятной боевой системой и проработанным окружающим миром. Но знаете, почему Гинтама выделяется на фоне других сенэнов? Потому что её главная задача — показать человеческие отношения и эмоции такими, какие они есть.

Гинтама — такая, какая она есть: где-то унылая, где-то кринжовая, где-то раздражающая. Но все её минусы перекрываются прекрасными персонажами, в отношениях которых раскрывается суть произведения.

Гинтама — это пример того, как можно высмеять собственный жанр и при этом остаться значимым сенэном для своего журнала и аудитории. Благодаря этому самопародийному подходу Гинтама приобретает уникальный стиль, который на фоне тысяч однообразных сенэнов без идей и с графоманским уклоном выглядит как нечто гениальное.

Рассматривать сюжет в Гинтаме — дело не самое благодарное. Читая чей-то отзыв, я наткнулся на мысль, что Гинтама — скорее ситком, нежели полноценный сенэн, и, закончив мангу, в целом с этим согласился. Арки могут быть никак не связаны друг с другом, а абсурдная история с туалетным юмором запросто сменяется серьёзной и эмоциональной.

Примерно с 500-й главы в Гинтаме начинается сплошной сюжет, который раскрывает основную мысль, которую так старательно хотел донести Сорачи: человеческие отношения, проблемы и характеры должны быть возведены в абсолют. Без этого любое искусство превращается в сухое и примитивное, неспособное вызывать настоящие эмоции.



Персонажи — лучший аспект манги. Они живые, интересные, с проработанным прошлым и уникальными характерами. Сорачи не делит их на чёрное и белое, здесь нет злодеев в привычном смысле. Я не стану говорить обо всех, иначе отзыв растянется на тонны текста. Выделю лишь основных.

Гинтоки Саката — наверное, лучший, или, как минимум, один из лучших главных героев в сенэне, которых я встречал. Он не соответствует канонам жанра: вместо трудолюбивого и доброго юноши мы видим ленивого оболтуса, да ещё и взрослого мужчину, а не подростка.
Шинпачи больше соответствует устоям жанра: мягкотелый, чрезмерно серьёзный, но всё же остаётся хорошим персонажем.
Кагура разбавляет мужскую компанию и привносит долю юмора. У неё тоже интересный характер, она не является обузой для главных героев, а под конец манги её собственному конфликту уделяется немало внимания.

Рисовка средняя. Она не радует детализированными панелями, но и плохой её назвать нельзя — просто ничем не выделяется.

Из явных минусов для меня — подача глав и юмор. Во многих главах слишком много текста, причём порой он кажется бессмысленным, из-за чего чтение превращается в настоящую пытку. Что касается юмора, здесь всё проще: японский юмор мне не близок. Он кажется примитивным, а повторение одной и той же шутки по десятку раз меня раздражает ещё больше. К тому же значительная часть шуток строится на особенностях японской культуры, знаменитостях и ТВ-программах, которые будут непонятны большинству читателей, не знакомых с этим контекстом.

Гинтама — прекрасный представитель своего жанра, который во многом выходит за его рамки. Она стала современной классикой, хотя, честно говоря, мне кажется, что осилить её сможет далеко не каждый.

Скалолаз
от
2 / 20
Необычное чтиво, пропитанное поэзией, что, конечно же, радует.

Теперь по порядку. Сюжет имеет как сильные стороны, так и слабые. Начиная с плюсов, скажу, что манга цельная: она нигде в этом плане не проседает, почти всё показанное имеет какой-то смысл. Вся манга, в целом, достаточно напряжённая — в этом плане автор молодец: он смог сохранить динамичность. Однако общий темп повествования медленный, что для кого-то может стать минусом. Также по сюжету в общем остались вопросы. Мне не хватило бэкграунда главного героя: хотелось увидеть его детство, но этого не было. Самый главный мой вопрос — кто такой Кэйто? Манга не даёт на это чёткого ответа, побуждая строить догадки.

В плане персонажей тут всё неоднозначно. Как по мне, тут излишне мерзкие персонажи. Хорошо, когда у персонажа больше негативного, чем позитивного, но здесь создаётся впечатление, что добрая половина персонажей вообще не имеет положительных черт — либо же они незначительны на фоне их минусов. Мори Бунтаро — хороший персонаж; было интересно наблюдать за его становлением как личности. Из всех второстепенных персонажей больше всего понравились Миямото и Ними. Хотя раскрытия Миямото мне не хватило — остался привкус недосказанности.

Визуальная часть выше всяких похвал — не думаю, что её стоит комментировать. Скалолаз очень популярен как раз именно из-за неё. Из минусов я бы ещё отметил, что оболочка манги весьма нишевая. Мне, например, скалолазание не особо нравится, хотя кому-то, наверное, придётся по вкусу.

В целом, манга хороша. В ней цельный сюжет, персонажи выше среднего (хотя и не идеальные), прекрасная рисовка и интересные посылы, которые, что самое главное, были раскрыты и донесены.
Ванпанчмен
от
2 / 20
Несмотря на сэйнэн в жанрах, ВПМ оказался обычным сёнэном. Первые 60 глав — крутые, спору нет. Только за них я и поставил оценку в 5 баллов. Всё, что идёт дальше, — клишированный сёнэн (ремарка: до 140 главы, дальше я решил не читать, но не думаю, что там вектор резко поменяется).

Сюжет до 60 главы представляет собой то, что и должен представлять: высмеивание героической тематики, бесконечный гэг-юмор и обесценивание всего пафоса. Это читается интересно и свежо. Но вот дальше юмора становится крайне мало, на передний план выходят постные персонажи, а не Сайтама, а весь сюжет превращается в битвы ради битв, где монстры, конечно же, хотят стать сильнее и править всем миром. Герои в этом плане интереснее: они хотя бы не поголовно борцы за справедливость, среди них есть и алчные карьеристы, для которых ранг важнее человеческой жизни.

О персонажах долго говорить не буду. Те, которые были показаны до 140 главы включительно, в большинстве своём пустышки. Понимаю, что мои ожидания — это исключительно мои проблемы, но мне неинтересно в сотый раз наблюдать за персонажами-талантами, которые не имеют ни мотивации, ни бэкграунда. Некоторые из них даже интересного характера лишены, от чего за ними наблюдать скука невообразимая. Гаро пытается быть интересным за счёт своей неоднозначности, и на фоне других персонажей ВПМ он действительно выглядит выделяющимся, но это лишь потому, что фоновые персонажи скучные. Сайтама интересен, но, как я уже отметил выше, в поздних главах он появляется всё реже.

Рисовка Мураты — одна из лучших среди всех современных мангак, к ней нет никаких претензий. Но читать мангу ради крутых фреймов — не для меня.