severebraindamage
в сети: 18 сент. 2023

Отзывы

Восхождение героя щита
19 / 30
Калейдоскоп обманутых ожиданий
Есть у меня один товарищ. Заядлый исекайщик, знаете ли. И «Восхождение» числилось у него в списке фаворитов. Как-то раз в поисках очередного тайтла, за которым можно убить пару вечерков, я решил последовать его совету и глянут сие расхваленное творение японских аниматоров. Oh boy, если б я тогда знал, какой эмоциональной феерией для меня это обернётся… Но обо всём по порядку.

Ожидание
Начало тайтла очень бодрое. Протагонист, Наофуми Иватани — отаку-интроверт, хотя и не социальный инвалид. Нам общими мазками обрисовывают его заурядную «допризывную» жизнь и, как водится в исекаях, почти сразу же переносят в альтернативную реальность. Стоит отдать должное автору ранобэ — на этот раз обошлось без помощи трак-куна, героя просто засосало в книжку. Ничего не скажешь, погрузился в чтение с головой. *бадум-тсс*
Очень быстро выясняется, что ГГ не стандартный непрошеный гость другого измерения, а легендарный герой, наряду с тремя другими такими же призванный здешним правителем для защиты мира от серии разрушительных магических катастроф — Выбросов Волн.
Но вот незадача — когда трём остальным болванчикам выпадает имбовое атакующее оружие, Наофуми вынужден довольствоваться щитом, больше похожим на разделочную доску. Да ещё и оказывается впридачу, что по лору этой вселенной (который известен всем, кроме ГГ) щитоносец — самый убогий и презираемый класс. По этой, а также по другой причине, на которую нам намекнут пятнадцать серий спустя, четвёртого героя при королевском дворе не жалуют. И это ещё мягко сказано: его буквально не воспринимают как личность. Но если б только этим всё и ограничилось… Нет же, король со своей дочуркой затевают целый заговор, чтобы тотально закэнселлить Наофуми и выкинуть на улицу с пустыми руками.

Жёстко? Да. Интригующе? Ещё бы. Первые пять серий, на которые приходится самая напряжённая фаза «Восхождения», словно бы вытянуты из другого произведения. Здесь вам и подлая человеческая натура, и грязь, и кровь, и ненависть, и отчаяние… И ведь ГГ поначалу ни разу не имба. Он по-настоящему жалок и беспомощен, так что остаётся лишь гадать, как он выкрутится из этой тупиковой ситуации, жадно переходя от серии к серии. Вот он, нетипичный, ломающий тропы исекай, которые мы все так любим! Долой опостылевшие штампы! Ура!

Ты тут же достаёшь из-за пазухи блокнотик и принимаешься помечать плюсы данного аниме:
  • Необычная и при этом согласующаяся с логикой мира завязка, которая реально захватывает;
  • Приятный визуал: интересный дизайн персонажей, сочная и детализированная рисовка, приличная анимация;
  • Добротное музыкальное сопровождение;
  • Закос под честность и реалистичность: социальное расслоение, работорговля, войны, людские подлость и предательство и пр.;
  • Персонажи: протагонист не демонстрирует головокружительной тупости, наглости, высокомерия или наивности, столь обычных для анимешных попаданцев, и легко располагает к себе, в то время как злодеи провоцируют лютую к себе ненависть;
  • Отказ от самых одиозных исекайных клише и т. п.

Реальность
Но время идёт, счётчик серий постепенно растёт и во рту начинает появляться странный привкус. Очень неприятный, скажу я вам, привкус. Привкус щита, если вы понимаете о чём я. Постепенно вы сами оказываетесь на месте Наофуми, которого приманили пряником, а потом познакомили с пьяным жестоким ботинком.

Что лично для меня стало поворотной точкой?
Начало конца
Дуэль с зомби-драконом. В принципе, этот момент — миниатюрная модель всего аниме в целом. Нам представляют необычайно сильного врага. Наша излюбленная троица вступает с ним в битву, но силы явно не равны. И в этот момент случается то, чего ты меньше всего ожидаешь: тварь пожирает Фило. «Вау, — подумал я тогда, — неужто вторая Прушка?» И в самом деле, вслед за трагической смертью спутницы Наофуми входит в настолько эпичнейший рейдж, что я грешным делом было заподозрил коренной поворот сюжета с переходом ГГ на рельсы chaotic evil. Не успел я додумать свою грандиозную мысль, как почуял на своей голове гору приторной карамели. Рафталия приходит на помощь! СИЛА ДРУЖБЫ! Наофуми пришёл в себя, а мне будто под дых ударили. Свернул плеер и перепроверил название: уж не на My Little Pony ли я часом переключился? Да нет, всё та же «мрачная история мести». В этот момент ранее упомянутый привкус в моём рту стал полноценным вкусом. Но то были ещё цветочки.

К концу пятой серии ты уже в принципе осознаёшь, что, несмотря на все зверолюдские фокусы, перед тобой очередной тупой исекай. Что конкретно наталкивает на эту мысль?
> Главгерой постоянно напоминает нам, что это дескать «не игра», а грёбанная реальность, непробиваемый щит мне в зад. Это жизнь, сынок. И всё в таком духе. Но каким боком тогда здесь все эти игровые механики? Знаете, такая условность оправданна, если ваш мир изначально является игрой. Примеры вы сами знаете, и не один. Но вселенная «Героя щита» вроде бы как реальна. Из-за этого возникает неустранимый диссонанс: кажется, что герои существуют в JRPG и со всех сторон окружены бездушными неписями, но с другой стороны — проблемы и страдания местных крипов преподносятся как настоящие. Более того, на этом строится один из центральных конфликтов аниме: с точки зрения трёх остальных Героев, они попали в популярную видеоигру из их «домашнего» измерения, и только Наофуми перенёсся сюда через книгу без всякого виртуального бэкграунда. Так может правы первые и ничего страшного в страданиях цифровых болванчиков нет? Налицо банальная лень сценариста и нежелание прописывать нормальную систему прогрессии персонажей. А так чё? Вкачал перк, левел поднял, статки апнул — вот тебе и рост.
> Сам мир сквозит дырами, подобно куску швейцарского сыра. Зачем нужны герои, которых может вынести первый встречный бомж? Почему в обществе, где царит матриархат, всем заправляют мужики? Если главная в государстве именно королева, наделённая властью казнить и миловать любого вплоть до самого короля, почему все боятся и слушаются именно последнего? Если королевство находится на стадии феодализма, откуда в нём регулярная армия со стандартизированным воинским снаряжением? Почему замок одного лорда охраняет три калеки, а другой живёт в поместье вообще без охраны и без войска? Если церковь так влиятельна и могущественна, почему о ней не вспоминают в обычной жизни, а сами священники обретаются только в столице? Каково соотношение светской и церковной власти? Почему народ готов отвергнуть веру своих предков после тупой шутки самого стрёмного из Героев, которого перед этим многие месяцы поливали грязью и обвиняли во всех мыслимых грехах (да, 21-я серия, я про тебя)? Если в этой вселенной используется магия, отчего она почти не проникает в бытовую жизнь населения кроме случаев, когда этого требует сюжет (шары-телевизоры, привет)? Ну вы поняли, короче. Это уже не говоря о том, что сам по себе сеттинг до жути заезженный и, вопреки первому впечатлению, ничего нового в жанр не привносящий. Всё те же меч и магия, всё те же чудища, всё те же зверолюды, которых все порабощают и третируют. Знаем, проходили. На этот раз обошлись без орков и эльфов, спасибо и на том.
> Герои второго плана представляют из себя в основном бездушные шестерёнки с примитивной сюжетной функцией. Король и мразотная бабища принцесса — злобные злыдни, творящие свои пакости просто потому, что плохие. Три «Кардинальных героя» помимо Наофуми — непролазно тупые и эгоистичные, так ещё и абсолютно бездарные как, собственно, герои. Школьники-геймеры, на фоне которых ГГ должен выглядеть гигачадом. Остальные персы — дефолтные НПС, выдающие квесты или торгующие с ГГ и компанией.
> Очень странные взаимоотношения Наофуми с Рафталией и Фило. Они ему практически как дочери, но сами проявляют немалый любовный интерес к своему «родителю». И это производит весьма неоднозначное впечатление. Особенно в эпизоде с горячими источниками (что? да! он тут есть; а ещё пляжный имеется). Вот тут моё лицо от кринжа стянулось до состояния ташкентской кураги. Да и целом, интенсивный гаремогенез вокруг ГГ вкупе с прямолинейностью и незатейливостью его подачи заставляет только обречённо закатывать глаза.
> Унылый, беззубый и однообразный экшн. Сражения, задействующие Рафталию с её фехтовальными трюками и Фило с её головокружительными пируэтами смотрятся ещё более-менее, но вот битвы с боссами абсурдно нелепы. Даю вам универсальную схему босс-файта в «Восхождении»: ряженные толкиенисты орут потешные заклинания и пуляют друг в друга потоками вишнёвого блейзера, перебиваясь на эпичные фразочки, флешбеки и задушевные беседы, пока их оппонент терпеливо выжидает окончания всех реплик. При этом атаковать вдвоём/втроём, а уж тем более координировать атаки без разрешения дядюшки сценариста строжайше запрещено. Под конец противостояния вылезает какой-нибудь Deus ex machina и сбивает весь накал страстей, переводя стрелки весов в пользу сил добра. Конец. А уж как наша странствующая троица бьётся с людьми! Вырубать мечом солдат, одетых в стальные доспехи, не проливая ни капли крови — это сильно. Потому что кровью дозволено истекать только монстрам. Благородные вершители добра ведь не могут убивать своих врагов? Поэтому если очень надо, они сами вывалятся из окна. И тут, вы не поверите, товарищ следователь…
Квинтессенция здешних баталий
Божечки, битва с Папой! С Папой! Ахахаха! Откуда он там вообще взялся, лол? Что ему нужно? Захват власти? Но почему так беззастенчиво и прямолинейно? Ну ладно, фиг с ним с идиотией, хоть с эпика кайфуйте. А посмотреть есть на что: наши герои стоят и срутся друг с другом в гигантской оплавленной воронке от орбитального энергетического удара, пока Папа с боевым мультитулом методично разъясняет им свои планы и слабости. И так на протяжении двух серий. Я серьёзно. Они просто стоят и базарят. Ну иногда плюются световыми лучами. Попутно Наофуми чуть не превращается в демона, но его опять спасают обнимашки. А конце приезжает королева с войсками и замораживает Папу. Только чтобы Герой щита смог нанести решающий супер-пупер-мегаудар. Потому что супер-удары и супер-пупер-удары не помогли.
> Куча прорех и несостыковок в самом сюжете. Начиная с центрального конфликта шоу: почему все вдруг настолько возненавидели Героя щита? В середине повествования нам вроде призрачно намекают на существование предпосылок такого отношения, но они работают только для короля. Ребячески надменное поведение остальных Героев и их избирательная слепота к любым фактам, доказывающим правоту Наофуми, вызывает только раздражение и выглядит как попытка высосать напряжение из пальца. Поскольку поводов для ненависти в адрес ГГ нет, ему нечего и исправлять. Вроде бы он совершает величайшие подвиги и на деле доказывает, что не слабак — но нет же, королевская партия всё так же плетёт против него свои интриги, а Герои всячески третируют беднягу.
Так все его действия сводятся к скитаниям по миру и гринду в ожидании прихода августейшей спасительцы — ведь королева с самого начала на его стороне, но ехать на помощь не спешит. Хотя даже это не помогает выйти на одну волну с Героями. Они продолжают пренебрегать полностью реабилитированным Наофуми — и плевать, что теперь уже не он, а они виноваты перед ним.


Но всё же…
Из прочтения представленной выше стены текста может показаться, будто «Восхождение» я к просмотру категорически не рекомендую. Но ведь три звезды тайтл заслужил? Да. По звёздочке за каждого из ключевых персонажей — Наофуми, Рафталию и Фило. Первый — в общем непримечательный исекайный протагонист, зато имеющий чётко прописанную мотивацию и конкретные цели (вернуться в родной мир), не страдающий тяжёлой степенью олигофрении и свободный от «синдрома восьмиклассника». Не святой, местами даже токсичный, но и не конченная мразота. Первая спутница ГГ — безусловно топ вайфу тайтла. Её искренность и добродушность противопоставляются холодности и циничности Наофуми, хотя порой кажутся даже чрезмерными: из-за этого её персонажу не хватает глубины и в общем она смотрится слишком уж «пай-девочкой». Фило — ну… Она просто милая и забавная. Её инфантильность показывается достаточно естественно и не переходит той границы, за которой превращается в источник кринжа.
Все вместе они формируют хорошо слаженную компашку, за похождениями которой интересно наблюдать. В самом деле, отрывки с путешествиями в поисках ингредиентов для крафта, прокачки или лута — наверное, самая приятная часть шоу за пределами первых пяти серий.
Ещё не могу не заметить динамику развития персонажей. И это касается как их боевых характеристик, так и личностей. Как бы я ни ругал квази-РПГшную систему, но благодаря ей прогресс героев становится осязаемым. Непобедимого Героя щита из последней серии невозможно сравнить с тем недоразумением, которое мы наблюдали в первой. Меняется и внутренний мир героев, по крайней мере главных: так, Рафталия избавляется от детских травм, а Наофуми находит смысл существования в новой реальности и восстанавливает утраченную веру в людей.
Визуал и музыку упоминал ранее. Это всё в принципе остаётся в силе, если мы не будет обращать внимание на ужасающий SGI в некоторых сценах. Ах да, дизайн здешних гигаптиц — это самое ужасное, что можно было сотворить. Это буквально эвоки от мира «Восхождения».

…иногда можно и обмануться.
Так стоит ли смотреть это чудное аниме? Если вы любите исекаи, то скорее да. Но только не стоит питать перед просмотром завышенных ожиданий: это далеко не уровень этого или этого.
А если о качестве художественного произведения судить по спектру провоцируемых им эмоций, то это и вовсе шикарное творение — редко когда ещё я столько матерился, плевался, ржал в голос, фейспалмил и обсуждал в слух идиотское поведение персонажей, как при просмотре этого тайтла.