zettax
в сети: 23 мая 2024

Отзывы

Серафим — 266613336 крыльев
от
3 / 10
небольшая неоконченная манга, которая работает со многими важными для Осии Мамору мотивами (политика, религия, бассет-хаунд) и оттого, на мой взгляд, сильно близка к его же аниме "Яйцо ангела". история об избранной и её служителях, которые, следуя по медленно разрушающемуся миру, должны найти ответы на вопросы и принять тот неминуемый апокалипсис, который развернулся как вокруг них, так и в их сердцах.
сама завязка манги уже интригует и обещает своему читателю большую историю, развивающуюся на нескольких планах. параллельно с политико-экономическим сюжетом (где важным становится мотив предательства и который заставляет вспомнить "Призрака в доспехах" с его проговариванием отношений между странами) звучит и классический сюжет путешествия, утяжелённый прозрачными религиозными мотивами и беспроигрышным мотивом о пути ребёнка и её защитника (в этом случае защитников три). и всё это реализовано посредством рисунка Кона Сатоси, который в финальных планах явно начинает вводить в историю важный для себя мотив едва заметного сдвига между реальностью и иллюзией (сном, бредом, галлюцинацией).
всё вышеуказанное звучит приятно. но нельзя не сказать, что сама по себе история тяжеловесна. политическая подоплёка, конечно, создаёт интересный контекст истории и - от своей принципиальной недостаточности - завлекает своего читателя в развитие истории, создавая ощущение "большого мира", однако на этом фоне сами герои и их линии в какой-то мере блекнут (что наверняка было бы исправлено, если бы манга была завершена). к сожалению, для этой манги факт собственной фрагментированности, оборванности не идёт на пользу. та недосказанность, ощущение большого, но именно что нереализованного потенциала не оставляет читателя, когда он закрывает книгу.
Каб Исаки
от
3 / 10
это история, которая полнится лёгкостью, воздухом, той особой завораживающей атмосферой, за которую и стоит любить всю мангу Асинано. работая с поэтикой и поэзией полёта (и так сближаясь с Миядзаки и Сент-Экзюпери), автор разворачивает поразительный в спокойствии, тишине и нежности рассказ о путешествии и взрослении в мире, который вдруг стал в десять раз больше. повседневность, живущая нюансами, простыми деталями, в разреженном лёгком рисунке Асинано обретает особый налёт таинственности, большой загадки - от простого фантастического допущения, загадки, которую не хочется тут же разгадывать, наоборот - хочется, как и герои, медленно приближаться к этой тайне, прикасаться к ней, боясь даже, что она, эта тайна, перестанет быть таковой.
и так эта история о полётах начинает звучать подобно сну, приятному движению к мечте, которая - как и горизонт - снова и снова отступает от героя (или же за одной желанной и уже достигнутой точкой (будь то та Башня или гора Фудзи) проявляется в синей дымке там, на горизонте, другая, столь же манящая и величественная) - и так до самого края этого мира.
Исаки на своём Кабе хочет двигаться - осознанно ли, случайно - к таинственному запределью, познать этот огромный мир. и потому концовка, на мой взгляд, в своей резкости, "оборванности" - это ведь выход за пределы, выход в тот мир, где герой и может наконец узнать всё, заехать на своём Кабе куда дальше горы Фудзи. Исаки как герой вырос из того мира фантазии. и потому эта конца - признание взрослости, признание возможностей. может, всё это и не так. главное, что и она сохраняет это ощущение манящей, завораживающей тайны.
Пространство воды
от
3 / 00
манга, выстраивая незамысловатый мифологический сюжет, идейным центром повествования делает тему памяти, её утраты и сохранения. автор разворачивает милую, красивую и поэтичную историю о (не)возможности возвращения, о боли прошлого и попытках эту боль унять. кроме того, здесь также начинает звучать и экологическая тема, за которой проступает и тема традиции, утраты родного пространства и памяти о нём (отчего сложно при чтении не вспомнить "Прощание с Матёрой" Валентина Распутина).
однако, читая эту мангу, сложно не заметить, что само повествование, особенно во втором томе, явно стремится к усилению драматизма ситуации (
тут и потерянная душа мальчика, и пропавший и найденный дедушка, и встречи спустя долгие годы, и неожиданные совпадения, и стихийные бедствия, угрожающие жизни
): в истории одно драматически заряженное событие нагромождается на другое, а в центре - абсолютно беззащитное, наивное, доброе лицо Сумио. история вдруг начинает звучать подчёркнуто "шумно" и мелодраматично. именно этот сюжетный - от нагромождения - шум сбивает необходимый для всей истории созерцательный тон, сводя всю поэтичность лишь к утилитарной функции. как ни странно, для тонкой и чуткой реализации подобного сюжета автору отчего-то не хватило пространства и тишины (хотя она много страниц отдаёт прекрасным пейзажам).
но всё же манга приятна в своей истории о сохранении важного, о памяти как месте, где столь хрупкое, столь нежное никогда не исчезнет.
Мёртвые-мёртвые демоны
от
7 / 00
для Асано работа с большими нарративами явно даётся не так легко, как с куда более камерными историями.
разворачивая грандиозный сюжет о вторжении, он, конечно, умудряется соединить приятный slice of life с явным социальным, политическим, экологическим высказыванием (которое больше направлено на полемизирование, нежели на утверждение какой-то одной позиции), но какой ценой?.. большой многофигурный и многоаспектный сюжет требует большого пространства. и если 13 томов Oyasumi Punpun рассказывают (даже с избытком) долгую - но именно камерную - историю взросления, где, кажется, каждый пункт так или иначе продуман, рассказан, показан, то 12 томов Dedede воспринимаются как если не начало, то хотя бы половина чего-то большего.
начиная с 9-го тома, Асано повышает темп истории, акцентирует внимание на всех параллельных сюжетах и пытается в оставшиеся главы впихнуть то, что должно было бы растянуться ещё, может, томов на десять. итог подобного: случается условный "End of Evangelion" (в 12 томе порой вообще не понять, что происходит). а именно: в истории появлялись повторы в критических сюжетных поворотах, которые воспринимались не как художественное решение, а как попытка найти быстрое разрешение ситуации; я как читатель порой просто недоумевал от резкой смены истории; ощущалась недосказанность - как в самой большой истории (многие потенции "захватчиков", о которых заявлялось, не были реализованы), так и в slice of life, который и не требует многого (последняя глава прекрасно справляется с тем, над чем корпели другие главы 12 тома).
в отдельных главах история звучит предельно приятно, именно так, как и умеют звучать лучшие работы Асано (тонко, лирично, больно, пронзительно), но в целом сложно назвать всю мангу выдающейся. она словно спотыкается в тот момент, когда должна набрать скорость.
однако эта история по-странному актуальна. повседневная жизнь школьниц, а где-то там ..... и мир медленно, но неумолимо движется к своему завершению...
однако эта история Кадодэ и Онтан по-странному притягивает - чистотой ощущения и самоотверженностью чувства. и пусть Асано порой поступает жестоко с читателем, используя запрещённые приёмы (
вообще сама идея переделки окружения, перемещения в параллельные миры здесь выглядит просто преступно по отношению к читателю
), но сложно не проникнуться и не полюбить этих двух непутёвых девчонок (особенно Онтан; хотя мне крайне обидно, что толком не раскрыли Рин), которые хотят жить своей жизнью, несмотря ни на что.
"Ты - мой "абсолют"!" две крутые девчонки против мира наизнанку. ну как здесь быть равнодушным?..
надеюсь, в аниме, которое уже анонсировано, вся эта история обретёт свою композиционную и эмоциональную целостность и завершённость.
и, наверное, закончить здесь можно единственным возможным способом: ха-ня-ня-фува!
Томиэ
от
4 / 20
с Ито всегда интересно: мне не импонирует его манера повествования, его стиль рисования меня не очаровывает, однако создаваемые им образы до странности гипнотичны.
если смотреть на Томиэ как на историю, то перед нами набор странных и загадочных событий, толком не связанных друг с другом. главный центр - Томиэ, чью природу, раскрываемую в этих историях, читатель и пытается во многом напрасно постичь (такая вот манящая загадка без ответа, так даже интереснее). и центр - даже не столько Томиэ, сколько её тело и трансформации, с ним происходящие.
как некоторая идея аддикции, тотального влечения и обладания, идея трансляции на другого своих желаний, Томиэ начинается и завершается телом, тело её принимает эту болезненную страсть мужчин и живёт этим. как и в "Спирали", где каждый из героев так или иначе был повязан с Городом (как некоторая идея крови, рода, обязанности перед родными пенатами), медленно сползал по спирали в его гипнотическое пространство, так и Томиэ предстаёт некоторым мороком, заразительной тайной недоступного, неким перевёрнутым (а лучше сказать - вывернутым наизнанку) идеалом красоты, которым хочется обладать, но от невозможности можно только желать его уничтожить, да так, чтобы эта красота гнила и распадалась на части. (неожиданно вспоминается Мисима и его "Золотой храм").
Ито важна сама ситуация заворожённости, обречённой, история Томиэ только бы мешала, создавала для читателя, героя ощущение знания (а значит, контроля). ситуация заворожённости и особого сдвига в действиях и поступках. Ито тщательно вырисовывает раны, изменения, происходящие после, да так, что "Томиэ" становится занятным образчиком гуро и боди-хоррора. пленительно красивая девушка, её изрезанное лицо, её уродливая нечеловеческая суть - гипнотическая формула!