Чтобы не посрамить честь знаменитой франшизы, боссы Production I.G решили основательно подойти к вопросу создания сериала по мотивам знаменитой манги Масамунэ Сиро, выбив из инвесторов баснословный бюджет в 800 миллионов иен, что сделало Stand Alone Complex самым дорогим аниме-сериалом в истории телевидения на тот момент. Огромный бюджет позволил студии ни в чём себя не ограничивать, привлечь к работе лучшие таланты аниме-индустрии и выдать картинку невиданного ранее в телесериалах качества. Аниме срежиссировано и написано в традициях лучших западных сериалов, вроде творений канала HBO.
Кратко о сюжете. GitS: SAC рассказывает о делах Двеятого отдела Бюро общественной безопасности – спецподразделения, борющегося с кибертерроризмом. Отряду поручают самые деликатные и запутанные дела. Оперативники часто оказываются в центре международных скандалов и заговоров на высшем уровне, которые шаг за шагом распутывают из банальных с виду преступлений.
наши соображения
А вот по поводу специального названия данного сериала приведу выдержку из заметки toph.По задумке автора, Масамунэ Сиро, история должна была быть названа «Ghost in the Shell» в честь книги Артура Кэстлера «The Ghost in the Machine», но издатель потребовал более броского названия. Так было придумано «Koukaku Kidoutai» («Мобильный боевой отряд киборгов»). Название на русский можно было бы перевести как «киберспецназ», но при раздельном восприятии kido: + tai, глифы имеют и второй смысл, близкий к «дух-во-плоти». В результате, сошлись на компромиссе: оба заголовка были как в японском, так и в американском издании. «Ghost in the Shell» дословно переводится на русский как «Дух в оболочке». Однако в нашей стране закрепилось красивое, но довольно сумбурное название «Призрак в доспехах». По поводу официального перевода довольно хорошо высказался Advokat.
Аргумент №1 - контекстуальный.
Да, в английском языке слово "ghost" может означать и "призрака", и "душу", и "дух". Не буду углубляться в лингвистическую теорию, скажу только, что там, где английский язык имеет склонность к многозначности слов (например глагол "get") и выражению их значения через контекст и с помощью служебных слов (предлогов, модальных глаголов), русский язык активно заимствует слова из других языков, адаптируя под свою грамматику, а сами слова зачастую имеют всего несколько значений с главным конкретным (для тонкостей есть аффиксы и окончания). Т.е. в русском языке несколько иначе. Слово "Призрак" в нашем языке всё же ближе к обманчивому "видению"...
Теперь о "доспехах". Тут уже не так существенно для понимания идеи произведения, так как "доспехи" можно воспринимать как метафору "оболочки".
Аргумент №1 - контекстуальный.
Хорошему переводчику, приступая к работе над произведением, следует изучить всю доступную о нём информацию. Порой этот процесс растягивается надолго – Лозинский собирал материалы по «Божественной комедии» десять лет, прежде чем начать её перевод. Фильм Оси содержал серьёзные философские размышления, и прежде чем переводить его, следовало изучить, чем вдохновлялся автор первоисточника, то есть манги.
В 1949 году выходит книга английского философа Гильберта Райла «Понятие сознания» («The Concept of Mind»), в которой он беспощадно критикует философию дуализма. Согласно картезианскому дуализму, изложенному Декартом (впервые подобная идея высказана Аристотелем), душа и тело существуют по отдельности, на равных, но душа управляет телом. Райл утверждал, что это убеждение следует отбросить как анахронизм, который возник от примитивного уровня тогдашней науки, и что при сегодняшнем уровне познаний о человеке понятие «души» попросту излишне. По его словам, верить, что человеческим телом управляет душа - всё равно что верить, что в паровозе на самом деле спрятаны лошади, которые толкают его вперёд, или что вообще у любой машины тоже есть дух, который ей движет. Выражение «дух в машине» («ghost in the machine») после выхода этой книги стало крылатым. Позднее, в 1967 году, другой английский философ Артур Кестлер заимствует эту фразу для названия собственной книги «Ghost in the Machine». В своём «Духе в машине» Кестлер не соглашается ни с Декартом, ни с Райлом и выдвигает свою версию, которая вкратце сводится к тому, что душа как некая нематериальная сущность порождается живым телом и неразрывно связана с ним, а стало быть, у всех живых существ есть душа в том или ином виде. Идеи Кестлера не получили большого признания, но нашли своё развитие у японского мангаки Масамуне Сиро. Слегка подправив название книги Кестлера, он назвал уже своё произведение 1989 года «Ghost in the Shell». В нём он развил мысль философа, заявив, что свою душу может иметь не только живая, но и неживая материя. Душа высокоразвитого существа вроде человека называется в произведении Сиро английским словом «ghost».
После изучения предыстории, описанной в предыдущем абзаце, ошибочность этого перевода бросается в глаза, ибо и Декарт, и Райл, и Кестлер рассуждали о душе, а не о «призраках», и крылатую фразу «ghost in the machine» немыслимо переводить как «призрак в машине».
В обществе будущего из комикса наука определила "гост" как то, что отличает человека от биоробота. Сколько бы живых тканей ни было заменено электронными и прочими механизмами, пока у кого-то сохраняется "гост", он остаётся человеком, полноценной личностью.
ghostintheshell.fandom.com
Аргумент №2 - лингвистический (переводческий).Тогуса: "Послушайте, неужели кто-то всерьёз считает, что там может быть дух?" (здесь говорится слово "ghost").
Бато: "Почему бы и нет? Даже у пластмассовой куклы может быть душа... Если там где-нибудь прячется душа, я не удивлюсь". (а здесь говорится "тамаси").
Бато: "Ты не веришь в собственный дух?" ("ghost").
Кусанаги: "Но вдруг кибермозг может сам породить дух, создать себе душу?" (опять "тамаси").
Сам Масамуне в своём комиксе сделал ряд примечаний, из которых ясно, что он вовсе не является материалистом и что сходство души с "гостом" проступает в его голове вполне явно. К фразе Бато на 36-й странице о "роботах без духа ("госта")" Масамуне, например, оставил такое примечание: "Лично я считаю, что у всего в природе есть свой дух. Это вид пантеизма, похожий на синтоистские воззрения". А вот примечание к той самой фразе Бато про душу у пластмассовой куклы (на 242-й странице): "Под душой здесь понимается примитивный сгусток энергии, нематериальное образование низкого уровня, в противовес подлинному духу ("госту") высшего порядка, прикреплённому к человеческому телу".
Как видим, у Масамуне "ghost" стоит даже выше, чем "душа"! Как же назвать его, если не "духом"?
adomatic.livejournal.com/59184.html
Да, в английском языке слово "ghost" может означать и "призрака", и "душу", и "дух". Не буду углубляться в лингвистическую теорию, скажу только, что там, где английский язык имеет склонность к многозначности слов (например глагол "get") и выражению их значения через контекст и с помощью служебных слов (предлогов, модальных глаголов), русский язык активно заимствует слова из других языков, адаптируя под свою грамматику, а сами слова зачастую имеют всего несколько значений с главным конкретным (для тонкостей есть аффиксы и окончания). Т.е. в русском языке несколько иначе. Слово "Призрак" в нашем языке всё же ближе к обманчивому "видению"...
...в то время, когда...ПРИЗРАК, -а, м. 1. Образ кого-чего-н., представляющийся в воображении, видение, то, что мерещится. Ночные призраки. П. прошлого. Призраки старого замка. 2. перен. Вымысел, мираж, нечто кажущееся.П. надежды, счастья, любви. (Толковый словарь русского языка под. ред. Ожегова и Ушаковой)
Слово Призрак было заимствовано из старославянского языка, где было образовано приставочным способом зракъ – "вид", образованного в свою очередь от глагола зьръти – "видеть". (Этимологический словарь русского языка под. ред. Крылова)
Ну и напоследок напомню: Holly Ghost = Holly Spirit = Святой Дух. "Ghost" как "Дух" - очень традиционное понимание этого слова.ДУХ, -а (-у), м. 1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. противоречия (стремление спорить). Д. возмущения. 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой д. Поднять чвй-н. д. (вселить бодрость, уверенность). Не падать духом (не отчаиваться). Пасть духом (утратить душевную энергию, отчаяться). Присутствие духа (полное самообладание). 3. В религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо. Святой д. Злой, добрый д. 4. чего. Содержание, истинный смысл чего-н. По духу закона. * Быть в духе (или не в духе) - в хорошем (или в плохом) настроении. В духе чего, в знач. предлога срод, п. - в соответствии с чем-н., соответственно чему-н. Действовать в духе принятых решений. Святым духом (.разг. шутл.) - неизвестно каким образом. (Толковый словарь русского языка под. ред. Ожегова и Ушаковой)
Теперь о "доспехах". Тут уже не так существенно для понимания идеи произведения, так как "доспехи" можно воспринимать как метафору "оболочки".
Думаю, для тех, кто смотрел сериал внимательно, сие вполне очевидно. В силу этих причин в рецензии я буду использовать следующий вариант перевода… «Дух в оболочке: Автономный комплекс», или просто GitS: SAC.В заключительных 15-ти минутах фильма становится предельно ясно, что Stand Alone Complex обозначает не «синдром одиночки», а феномен «самодостаточности системы» (из индивидуумов).
В будущем кибертроника изменила жизнь человечества до неузнаваемости. Роботизировано и наделено искусственным интеллектом почти всё, что только можно, от танка до личного органайзера. Да и сами люди становятся всё более похожими на роботов. Даже у самых отъявленных ретроградов имеется кибермозг, позволяющий подключаться к сети и обмениваться информацией. Любую часть тела можно заменить на механическую, спроектированную на основе ДНК человека. Можно и целиком переселиться в синтетическое тело, оставив только мозг.
Однако сближение живых организмов и машин оказалось чревато опаснейшими последствиями, вроде дистанционного взлома кибермозга или конечностей, а также кибер-аутизма и склероза кибермозга. Взлом можно осуществить как напрямую, «поймав» носителя кибермозга во время его подключения к сети, так и тайно, внедрив специальный вирус.
Героями классического киберпанка всегда были люди вне законов и правил. Хакеры-«киберковбои» (термин Уильяма Гибсона), драгдилеры, мошенники, промышленные шпионы, криминальные курьеры и посредники, в лучшем случае независимые программисты - в общем, маргиналы, в той или иной степени выступающие против её величества Системы, будь то государство или всемогущие корпорации. Но главными героями GitS: SAC являются представители и охранители Системы. Это, а также не такой упаднический и социально деградирующий мир, говорят о том, что перед нами посткиберпанк. Сериал заявляет об этом уже в первых сценах, где Мотоко ловит настоящего киберпанка и говорит отповедь всей классике жанра.
GitS: SAC очень осторожно, но добротно погружает зрителя в мир сериала и его проблемы благодаря разговорам о текущих событиях, сводках новостей или предысториям различных инцидентов и эпизодических персонажей в тех или иных делах. Чего только стоит эпизод-обсуждение главного антагониста сериала «Смеющегося человека», благодаря которому зрителя вводят во многие тонкости и хитростплетения данного дела, а также знакомят с некоторыми событиями мира аниме. Также интересен эпизод-прогулка Татикомы по городу. Он начинается как беззаботный слайс, но оказывается не так прост, когда Татикома обнаруживает кибермозг на прилавке в Акихабаре. Кендзи Камияме удаётся сделать простые и незначительные на первый взгляд сюжеты необычайно важными для зрителя, лучше всего погружающими в мир и события сериала.
Однако при всей насыщенности и проработке в сеттинге GitS: SAC имеется проблема. И это вопрос о том, должен ли Девятый отдел обладать такой властью и полномочиями, которые мы наблюдаем в сериале. С идеалистических позиций - однозначно, да, поскольку 9-й отдел - это не только "хорошие парни", но и, по-видимому, единственное подразделение во всей Японии, которое не испорчено коррупцией. Это моральное слепое пятно становится более острым во время кульминации шести эпизодов дела "Смеющегося человека". Действительно ли 9-й отдел настолько особенный, или остальная часть правительства настолько коррумпирована, что ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения приказ об устранении подразделения киберспецназа своей страны? Думается, Камияма осознавал эту проблему, ибо во втором сезоне деятельность 9-го отдела изображена куда более приземлённо, да и вообще уделяется внимание стараниям главы отдела Арамаки в согласовании операций с ведомствами и руководством, чего не особо-то наблюдается в первом сезоне. И поэтому кажется неудивительным, что в ином прочтении франшизы Сиро Arise о создании 9-го отдела наибольшее внимание уделяется непосредственной работе отдела как подразделения молниеносного реагирования, и в том числе причинам, почему этот отдел такой особенный и откуда имеет такие полномочия.
Теперь и сами персонажи находятся в центре внимания сериала. Способ повествования в GitS: SAC чем-то напоминает Fate/ZeroСудьба/Начало: много действующих лиц и наррация подчас переключается между ними, а то и вовсе весь эпизод посвящён кому-то конкретному.В первом фильме Kidou Keisatsu Patlabor the MovieПолиция будущего. Фильм Осии-сан заставил главную героиню Noa IzumiНоа Идзуми сказать: «Людей нет!». А 15 лет спустя он снял фильм InnocenceПризрак в доспехах 2: Невинность, в котором почти нет людей. Я почувствовал, что люди наконец исчезли из сознания Осии-сан. Последние четыре года, работая над S.A.C. я старался не разговаривать с Осии-сан. Даже когда у меня были вопросы, я не спрашивал его идеи. В результате в мире Призрака Осии в Оболочке, включая Невинность, больше не было людей, в то время как мой S.A.C. решительно отличался «человечностью».
На самом деле я этого не осознавал, но попросил сейю сыграть нетерпеливых членов 9-го Отдела на 15 лет моложе персонажей фильма Осии. Я также попытался превратить Мотоко и Арамаки в более приземленных персонажей.
Когда производство было закончено... Для меня это был очень интересный результат. Я узнал, что больше всего меня восхищал «человеческий» аспект. (Кэндзи Камияма)
www.productionig.com/contents/works_sp/02_/s08_/index.html
Знакомьтесь, Девятый отдел Бюро общественной безопасности Японии.
«Майор» Мотоко Кусанаги – полевой командир и якобы главный герой сериала. Является полным киборгом с исключительными навыками компьютерного вторжения. Данное имя – псевдоним, своё настоящее имя не помнит даже сама героиня.
В сериале Мотоко одевается чересчур откровенно для госслужащего (дань оригинальному образу манги Сиро).
Эволюция образов Мотоко Кусанаги: от манги Сиро до Arise.
Что касается Мотоко в данном сериале, то в отличии от двух других ключевых фигур - Бато и Тогусы - она не развивается, не имеет каких-то проблем, тараканов и прочего. Даже в фильме Осии мучилась вопросами самоидентичности. Тут же у нас просто персонаж. Да, сильный и рассудительный, но ей явно не хватает ни личных слабостей, ни какой-то предыстории, объясняющей, почему она в 9-м отделе. И 8-я серия "Пропавшие сердца" в этом плане не сильно помогает, давая лишь мелкую деталь, которая сработает ближе к финалу.
И всё же кое-что интересное о Майоре проскакивает в сериале. Ретируясь из штаба 9-го отдела в последних сериях Бато напоминает Мотоко о её часах как памятной вещи о человеческом теле, которое у неё когда-то было. Что это даёт персонажу? Причину выбирать именно женское тело с узким запястьем, например, что отмечает Бато. А помимо этого имеется иной ответ на проблематику фильма Осии о кризисе самоидентичности.......мне было трудно определить истинную личность этого персонажа. Это потому, что она оказалась "сверхчеловеком"! ... Я практически не мог понять её мотивы в первом сезоне; единственная причина, по которой я мог думать о её действиях, заключалась в том, что она была главгероиней этого сериала. (Кэндзи Камияма)
По переводу Б. Иванова
Бато: "Неважно, сколько тел ты ещё поменяешь, эти часы будут тикать вместе с тобой. Время скоротечно, а люди в доказательство своей индивидуальности и в качестве напоминания о своём существовании заводят разные вещицы. Для тебя эти часы - единственное напоминание о том, какой ты была".
По переводу toph
Таким образом, эти часы лишают Мотоко Кусанаги этого сериала проблем самоидентичности Мотоко фильма Осии.Бато: "События мимолётны в безбрежности бытия, поэтому люди вверяют доказательство своего существования реально существующим носителям памяти. И ведь именно твои часы - та реальная памятная вещь, которая подтвердит тебе, что ты была и есть".
А так, Мотоко Кусанаги - один из лучших сильных женских образов в аниме, наряду с Balsa YonsaБальса Йонса и BalalaikaБалалайка.
Бато – ближайший товарищ Мотоко, ветеран многих кровавых конфликтов. Является мускулами команды. При этом проявляет смекалку и обладает отличными хакерскими способностями. Бато получился этаким гибридом образов манги Сиро и фильмов Осии: тот ещё любитель сострить при любом удобном случае, и в то же время несдержанный и вспыльчивый поклонник крупнокалиберных пушек и прямого решения задач. Думается, образ сериала понравился Маммору Осии, раз уж он использовал похожую сцену с крупнокалиберным пулемётом в своём втором фильме.
В сериале у него имеется две личные серии и несколько сцен с татикомами, которые неплохо характеризуют персонажа. Как и в случае с Майором, не обошлось и без художественных деталей - Бато любит качать кибермускулы своего тела, к удивлению остальных членов отдела, поэтому покупает различные тренажёры. Казалось бы, что с мужиком не так? Кибермозг повредил? Ведь кибернетические конечности не имеет смысла тренировать. Однако тут дело в том, что это некий ритуал, напоминающий Бато, что он живой, а не кукла. Когда Бато возвращает часы Мотоко и произносит сентиментальную речь, она говорит следующую фразу: "Мои часы и твои тренажёры...". Таким образом, через эту художественную деталь не только характеризуется образ Бато, но и устанавливается ментальная связь с боевым товарищем Мотоко.
Тогуса – бывший полицейский с острым чувством справедливости и наименее киберизованный член группы (только кибермозг). Он образцовый гражданин, женат, воспитывает детей и в работе полагается не на предоставленные бездушными машинами данные, а на свое чутьё, выработанное за годы службы в полиции, - именно поэтому Тогуса стал неотъемлемой частью Девятого отдела. Его специальность – разведка и детективное следствие. Единственный семьянин в отряде. Использует копию старого револьвера, потому что, по его словам, он не может дать осечку. Но это вновь художественная деталь - деталь, как и сам персонаж, являющаяся этакой классикой в век грандиозного развития вычислительной техники.
Тогуса несколько скептически относится к стиранию границ между человеком и машиной, но он также получает самые тяжелые травмы из-за того, что он человек; и в одной из серий даже замечает, что неплохо бы иметь кибернетическое тело. Наряду с этим Тогуса выражает некоторое пренебрежение танками Татикома, не говоря уже о склонности Бато отдавать предпочтение одному из них, называя их "просто машинами".
Первый сезон концентрируется прежде всего на Мотоко, Бато и Тогусе. Остальные - лишь массовка.
Исикава – специалист по информационной войне и технологиям. С помощью передовой аппаратуры ищет информацию и совершает сетевые атаки. Довольно ироничен и любит подшучивать над своими коллегами. Зачастую выполняет функцию информирования персонажей (а с ним и зрителя) относительно различных информационных или технологических тонкостей того или иного дела.
Сайто – эксперт по оружию и полевой снайпер. Его левый глаз заменён протезом, который взаимодействует со спутниками, что позволяет делать выстрелы с невероятной точностью.
Падзу... оперативник, который работает в паре с Баумой.
Баума... В первом сезоне сложно понять, в чём его специализация. Скажем так, он помогает другим членам отряда, особенно Исекаве. Часто работает в паре с Падзу.
Когда я оглядываюсь по сторонам, мои сотрудники являют собой идеальные модели для творчества: некоторые сосредоточенно ходят, пытаясь выглядеть умнее; иные с низким самоуважением недооценивают себя; некоторые хватываются за любую возможность, а другие просто усердно трудятся на своей работе. Но каждый делает всё возможное, чтобы S.A.C. стал лучше. Это мнение более или менее отражено в характерах членов 9-го Отдела, таких как Бато и Тогуса. (Кэндзи Камияма)
И Дайсуке Арамаки мудро руководит 9-м отделом, путешествуя по коварным лабиринтам правительственной бюрократии. Он превосходный аналитик и хитрый дипломат, обладает огромными связями и всегда готов прикрыть своих людей от юридических проблем, обеспечивая наиболее быстрое реагирование отдела.
В общем, лучший шеф.С тех пор, как я начал писать сценарии для первого сезона, я всегда думал, что было бы намного проще, если бы со мной был кто-то вроде Арамаки. Когда я пытался придумать, как снимать аниме-сериал, я часто попадал в тупик, и мне никто не помогал. Осии-сан тоже не было. Учитывая эти обстоятельства, я обнаружил, что постепенно развиваю образ Арамаки как человека, похожего на моего идеального босса.
Кроме того, с моей точки зрения как режиссера, я понимал, с какими проблемами и трудностями сталкивается Арамаки. Будучи лидером команды, вы понимаете, что должны быть решительными ради группы, даже если вы знаете, что можете ошибаться. (Кэндзи Камияма)
В спецоперациях команде Майора помогают Татикомы – небольшие колёсно-шагающие танки с ИИ, похожие на восьмилетних детей, но обладающие внушительной огневой мощью. Они обеспечивают комическое облегчение в сериале, и в то же время демонстрируют уникальный взгляд на искусственный интеллект. Каждый из Татиком наделён индивидуальными чертами, но поскольку периодически эти роботы синхронизируются друг с другом, то все они разделяют ту же память и тот же опыт (парадокс!) - полезная функция для непрерывно совершенствующихся тактических систем.
Татикомы также имеют свой собственный короткий мини-сериал Koukaku Kidoutai: Stand Alone Complex - Tachikoma na HibiПризрак в доспехах: Синдром одиночки — Дни татиком, с эпизодами, появляющимися после титров, в которых эти забавные танкетки анализируют человеческую природу, религию и философию, забавно получая неправильный вывод. Например, они размышляют, почему у людей есть бог, а у роботов нет, или почему люди все ещё беспокоятся о том, чтобы рассказывать друг другу вещи, когда сетевая передача данных намного эффективнее. Их крайне наивный и невинный образ мыслей развивается и "взрослеет" по мере развития сюжета и их личной сюжетной линии.
Немаловажную роль в развитии тактиком как персонажей играет Бато. Бато - любимец Татиком, так как он является одним из немногих персонажей, которые относятся к этим милым синим танкам как к индивидуумам, а не как к взаимозаменяемым единицам, отчего и Татикомы начинают рассматривать себя как таковых, внося дальнейший вклад в развитие своего ИИ. Бато даже назвал одного своим «личным», которого постоянно берёт на задания и поощряет «натуральным маслом» вместо синтетического ,что в дальнейшем приводит к "проблемам". ИИ "любимчика" начинает быстро развиваться, что объясняется мутацией в протеиновом чипе, вызванной "натуральным маслом", а частая синхронизация ИИ и обмен данными между всеми Тактикомами приводит к развитию ИИ всего сообщества танкеток, которые по словам Майора, обрели-таки "дух" (в конце сериала).
Из всех Татиком можно выделить трёх «основных» в плане индивидуальности, которые и играют ключевую роль в спасении Бато в 25-ой серии. Первый из них считает себя личным Татикомой Бато и обладает личностью гиперактивного ребёнка. Он наивен, любознателен и генерирует много «ярких» идей. Второй (возможно, предпочитаемый майором Кусанаги) более логичен, действуя как прямой человек по отношению к первому. Третий Тачикома несколько медленнее, чем другие, и временами ему будет трудно не отставать от других Татиком при обсуждении таких глубоких тем, как, например, что значит быть «живым». Есть также четвертый Татикома с отличительной личностью, книжный червь и интеллектуал. Его тело было разобрано во время эксперимента, но его ИИ, по-видимому, был сохранён для дальнейшего анализа.
В ранних эпизодах наиболее интересные персонажи не обязательно являются сотрудниками 9-го отдела. Эпизодические персонажи тоже задают тон для этого видения будущего. Даже танки-роботы Татикомы с их болтливостью и любознательностью являются самостоятельными, и как оказывается, довольно интересными персонажами.
Много эпизодов этого сериала отдано под истории личного характера и освещению бытовой жизни некоторых персонажей. Теперь члены 9-го отдела могут просто выпить в баре или поиграть в шашки, разговаривать в ангаре отдела, да и просто делиться впечатлениями. Бато может тренировать рекрутов, в то время как Тогуса проводить время с семьёй, а Мотоко развлекаться с подругами из манги. Добавление эмоций и материала личностного характера даёт сериалу более естественную (хотя в то же время и более приземлённую) атмосферу, а персонажей делает привлекательнее.
Нередко некоторым членам 9-го отдела приходится сталкиваться с опасностью один на один, будь это расследование, случайная находка или призрак прошлого. Такие эпизоды не только лучше раскрывают персонажей, но и провоцируют зрителя на некоторую тревогу за них, что способствует вовлечению в действие сериала. Особенно хороши в этом плане серии с расследованием Тогусы, которого дома ждёт жена и ребёнок.
Кратко о заглавном сюжете. В первом сезоне рассказывается о деле «Смеющегося человека», «хактивиста», борющегося с коррупцией в правительстве. Он способен взламывать кибермозг каждого так же легко, как какой-нибудь смартфон, чтобы покрыть своё лицо логотипом в виде смайлика; куда бы «Смеющийся человек» ни пошёл, все видят только смайлик на его лице. Только те, у кого нет никаких аугментаций мозга – в основном бедняки – могут видеть его истинное лицо. Какой отличный антогонист! Он креативен в исполнении, морально сер в действиях и вовлечён во многие дела, показанные в сериале.
И прежде чем перейти к подробному анализу сквозного сюжета, рассмотрим эпизодические истории.
В 1-й серии наглядно показаны главные проблемы такого замечательного концепта манги Масамунэ Сиро как кибермозг. Ещё в «Джонни-Мнемонике» предсказаны страшные последствия того, когда мозг превращается в девайс. GitS: SAC в этом плане идёт дальше благодаря идее кибермозга. В отличии от концепта мозга-флешки в «Джонни-Мнемонике» концепция кибермозга представляется куда заманчивее, ибо значительно расширяет возможности человека. Но, как мы видим, риски также возрастают: кибермозг, (т.е. самого человека) можно взломать, похитить или даже подменить. А каковы последствия для истории, если подменённый – один из важных деятелей чего-нибудь (Че Гевара, например)? Вообще, это очень интересная идея для реализации. На одном только сюжете похищения и подмене кибермогов, торговли ими на чёрном рынке и пр. можно было сделать отличный сериал или, как минимум, многосерийную арку. Однако GitS: SAC в этом плане далеко не уходит, уделяя данной проблеме один эпизод. И не просто так. Обратим внимание на то, что существеннейшие проблемы заглавного концепта франшизы – взлом и похищение кибермозга – показаны в самом начале сериала. Данные проблемы, только уже на периферии, будут иметь место в последующих сериях: как сюжетной, так и эпизодических.
Первая серия, как и фильм Осии, начинается со сцены на крыше, где Мотоко общается с напарниками прямо перед операцией.
2-я серия продолжает идеи первой. Если кибермозг можно заменить, то, получается, его можно присоединить не только к антропоморфному телу, но и к любому другому, например, танку. Даная серия иллюстрирует идею постгуманистов о том, что антропоморфизм – всего лишь стереотип (подобие Бога), который надо превзойти; т.е. тело человека как инструмент должно иметь ту форму и те детали, которые лучше соответствуют его желаниям, потребностям, нуждам и среде обитания. Никаких угрожающих предупреждений, просто мысленный эксперимент для того, чтобы зритель подумал на эту тему.
Примечательно, что во время объяснения Тогусой мотивов преступника, его якобы ненависти к религиозным родителям, которые были против аугментаций, звучит песня "Beauty is Within Us" (имхо, лучшая в сериале), будто бы говорящая от лица героя этой истории:
С когда-то сыном дорогим тебе…
Зачем я был рождён?
О мама, я больной урод <…>
Тебя виню за этот стыд,
За эту боль и муки.
Закрашены все зеркала.
Себя я ненавижу.
Скажешь: Красота внутри нас. Послушай мать:
Красота растёт внутри нас, словно цветок.
Красота внутри нас. Позволь ей быть.
Но она темна, ужасна. (пер. MedusaSubs)
Во втором эпизоде имеются две отсылки к фильму Осии. Первый – сцена боя Мотоко с танком. Вторая – слова Мотоко о «шёпоте духа» (интуиции) в финале серии.
1280x6901674x904
Но неужто машины никак не могут стать близкими человеку? Единственное решение такой проблемы представлено в Armitage IIIАрмитаж III и Armitage III: Dual-MatrixАрмитаж: Двойная матрица. Если уж создавать, то именно человека со всеми его возможностями, а не жалкое подобие. Но это отдельная тема для этических дискуссий.
Из интересных моментов данной серии можно выделить самоиронию. Когда Тогуса слушает телепередачу, где обсуждают этические проблемы дела, которым он занимается, то ведущий говорит следующее: "Говорят, у роботов начал появятся "дух", как в старых фантастическских комиксах". Думается, тут подразумевается манга Масамунэ Сиро. А также, думаю, многим интересно, какие же фильмы цитировали преступник со своим андроидом. Подсказка находится в одном из кадров (26:15), когда Бато берёт в руки один из кофров с киноплёнками преступника. И хотя в руках у Бато находится "Альфавиль" Жан-Люка Годара, рядом мы можем увидеть "На последнем дыхании" всё того же Годара.
Далее начинаются серии, посвящённые персонажам, как например, 8-я «Пропавшие сердца» (о Мотоко Кусанаги).
В 9-й серии «Чат! Чат! Чат!» наиболее полно реализована консенсусная среда киберпространства после той двухминутной сцены в "Джонни Мнемоника", которую многие критики разнесли в пух и прах.
10-ой эпизод «Война в джунглях» – лучший из всех – раскрывает тёмную сторону Бато и придаёт дополнительную глубину образу остроумного, но грубоватого крутого мужика. Почему лучшая? Если предыдущие эпизодические истории просто поднимали темы, выражая сугубо авторское отношение лишь в кратком диалоге в конце серии, то в данном случае тема «личной войны» – частотного боевикового тропа – не только досконально выражена, но ещё и поражает зрителя деконструкцией данного тропа: Бато осознаёт реальное положение дел, а не витает в больных фантазиях непрекращающейся битвы со своим врагом, который по-своему является жертвой войны. Да и сама серия больше напоминает короткометражный фильм с хорошей режиссурой.
12-я серия «Побег» с Татикомой в качестве главного героя имеет эмоциональный вес, повествуя о маленькой девочке, ищущей свою потерянную собаку. Вместе они узнают о некоторых качествах людей и машин. И результат сюжета с девочкой вполне удовлетворительный: он в меру сентиментальный и довольно лёгкий, поверхностно проходящий по граням понятия человечности, а также смерти.
Дальнейшая головоломка в подсюжете таинственного кибермозга развивает тему эскапизма в рамках возможностей технологии кибермозга.
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Ф.И. Тютчев. Silentium!
13-й и 14-й эпизоды интересны тем, что подозреваемые и жертвы являются их центральными персонажами, а 9-й отдел – это объектив, через который зритель смотрит на них. И хотя эти серии неплохие, но несколько уступают остальным. Например, 14-я серия «Призрак капитализма» собрал в себя чересчур много заезженных клише и сентенций по своей тематике, почти доходя до самопародии.
В 15 эпизоде «Своевольные машины» Татикомы пытаются осознать свою индивидуальность. Однако эпизод терпит поражение под тяжестью собственного самоанализа. Большая часть болтовни тактиком повторяет уже сказанное о грани между человеком и машиной, например, в 6-ой серии, ссылается на фильм Осии или высказывания из него (по переводу MedusaSubs): "Возьмём крайний пример: вполне вероятен факт существования массива данных без тела, но обладающего Духом". Отсылка к Project 2501Кукловоду. Ну или вот ещё один пример...
Мотоко приказывает прекратить использование Тактиком 9-м Отделом и вернуть их в лабораторию. И в связи с этим интересно, что в начале 16-й серии Татикомы поют песню «Красные туфельки». Историю и содержание песни можете узнать здесь. Когда Бато спрашивает, знают ли они, о чём поют, то Татикомы выдают довольно знаковый ответ. Они не понимают контекста этой грустной песни.
Но всё же главный герой 16-го эпизода «Ag20» - Бато. Хотя серия не развивает персонажа, как «Круиз по джунглям».
В 17-й серии «Истина в вине» представлена новая вариация формулы полицейского боевика: что, если глава отдела станет жертвой преступления? Именно это происходит, когда Арамаки неожиданно оказывается в заложниках. За его хладнокровным и логичным подходом к разрядке ситуации, интересно наблюдать, особенно учитывая то, что его похитители всё портят, и он должен им помочь. Когда Мотоко Кусанаги отправляется на поиски шефа, то ситуация становится интереснее. Особенно, когда она играет во «что бы сделал Арамаки?».
18-й эпизод о предотвращении покушения возвращается к посткиберпанковским исследованиям. В данном случае исследуется последствия загрузки другого сознания/воспоминаний в кибермозг. Возможно, это более приземлённый взгляд на развязку сюжета фильма Осии и оригинальной манги Сиро. Если у Осии и Сиро этот процесс перетекал в диалектику, в гармоничное слияние и порождение качественно нового сознания, то у Кэндзи Камиямы дихотомия, борьба двух сознаний в одном теле. Кстати, сам сюжет покушения отсылает к знаменитому покушению на жизнь японского лидера социалистов Инэдзиро Асануму, который совершил один молодой ультраправый радикал, Отоя Ямагути.
19-я серия о похищении дочери министра - это, по сути, вспомогательная история, никак не развивающая ни посткиберпанк-тематику, ни персонажей, как и 13-й и 14-й эпизоды. Однако в отличии от них, данная серия показывает тёмную сторону мира аниме. К тому же, интересно было посмотреть, как Девятый отдел ведёт информационную войну.
Эпизод 20 - это довольно насыщенное возвращение к делу "Смеющегося Человека", с большим количеством разоблачений. Как обычно, генеральную сюжетную линию движет не столько действие, сколько интрига.
Таким образом, наиболее сильные из эпизодических серии, посвящённые персонажам. Имеется три явных филлера: 13-я, 14-я и 19-я серии.
Итак, вернёмся к основной сюжетной линии о "Смеющемся человеке".
спойлер
Значительный вклад в этом сюжете вносит Тогуса, помиом того, что он нашёл первую нить в этом клубке лжи. Например, в 11-м эпизоде он работает под прикрытием в учреждении для детей с синдромом закрытой оболочки кибермозга, которое оказывается источником мощной кибератаки. Особенность повествования от Тогусы в том, что он наименее аугментированный член отряда, а потому наиболее уязвимый, отчего ему приходится полагаться на свои шпионские навыки, да и сочувствовать ему куда легче. Тем более, у Тогусы есть что терять, кроме собственной жизни, поэтому зритель особенно тревожно следит за его расследованием. Особенно тревожны в этом плане 20-я серия, где Тогуса оказывается, действительно, в опасной ситуации.Команде Мотоко пришлось иметь дело с гениальным хакером, разоблачившим заговор правительственных чиновников и глав производящих наномашины корпораций. Хакер пытался сделать случайно найденные им данные об эффективности забракованной вакцины от склероза кибермозга публичными, но исчез, оставив на память о себе бело-синий смеющийся смайлик, которым ловко закрыл своё лицо на всех запечатлевших его камерах. Знак «Смеющегося человека» стал узнаваемым и популярным, чем не преминули воспользоваться политики, чтобы инсценировать ряд террористических актов на корпорации микромашин с целью отмывания денег и обвинить в них юного хакера, который удачно вовремя прославился в интернете. Докопавшийся до истины Девятый отдел оказался в немилости у генсека Якусимы (партия которого и была ответственна за корпоративный шантаж), был дискредитирован и объявлен вне закона. Но стараниями Мотоко, Бато, Тогусы и других членов отдела информация о заговоре распространилась и породила огромный скандал.
Но не только Тогуса оказывается в опасных ситуациях. В серьёзную конфронтацию попадает Мотоко Кусанаги в 21-м эпизоде. А её битва с экзоскелетом - самая впечатляющая за весь сериал; и это чуть ли не единственный момент, когда Мотоко ярко проявила эмоции. В то же время данная боевая сцена отсылает к фильму Осии.
И тут есть один странный момент. Вот мы видим, как Бато ранит целую вооружённую до зубов штурмовую группу, но чуть позже он вышибает кибермозг безоружному солдату, которого мог просто вырубить или взломать. И герою, естественно, за это ничего не будет - война всё спишет.
Последняя четверть 25-ой серии прямо нашпигована визуальными цитатами из фильма Осии. Например, момент крушения черепушки Мотоко и финт с пробуждением в комнате с детским телом, или вот эти...
1280x6901674x904
По поводу того, как Майор всех обыграла в последних сериях. Осторожно, мегаспойлер!Я не пытался отличаться от режиссёра Осии, вместо этого я попытался как можно тщательнее скопировать его. По натуре мне нравится подражать другим. Я стараюсь быть похожим на людей, которыми восхищаюсь... Я такой человек. Что же касается Осии, то я придерживался той же философии в создании и режиссуре аниме. (Кэндзи Камияма)
www.productionig.com/contents/works_sp/02_/s08_/index.html
спойлер
Первая половина 26-й серии представляет собой развязку событий от лица Тогусы. Вторая половина - беседа Мотоко со "Смеющимся человеком". Из неё мы узнаём-таки, что же означает название сериала. Если просто, то это нескольк иное название теории симулякров (копий без оригиналов) Бодрийяра с сугубо социологическим улоном. За подробностями обратимся к словам самого "Смеющегося человека":Мотоко перед выстрелом в голову...
1280x6901669x9041280x690
Сразу же после...
И в следующей серии...
Какой хитрый тест на внимательность зрителя!
Но как же она выжила? А тут обыгрывание концепции сетевого существования фильма Осии.
Аой: "Хочешь сказать, что даже если тело уничтожено, сознание может бродить по сети, сохраняя индвидуальность?"
Мотоко: "Сложно представить волю без физической оболочки, сумевшую сохранить самосознание". <...>
Аой: "Я подумал, что ты так и продолжишь плавать по Сети, постепенно умирая".
Мотоко: "Я, действительно, фактически пережила опыт смерти, когда кибермозг моей куклы был уничтожен".
1280x6901669x9041280x690
Сразу же после...
И в следующей серии...
Какой хитрый тест на внимательность зрителя!
Но как же она выжила? А тут обыгрывание концепции сетевого существования фильма Осии.
Аой: "Хочешь сказать, что даже если тело уничтожено, сознание может бродить по сети, сохраняя индвидуальность?"
Мотоко: "Сложно представить волю без физической оболочки, сумевшую сохранить самосознание". <...>
Аой: "Я подумал, что ты так и продолжишь плавать по Сети, постепенно умирая".
Мотоко: "Я, действительно, фактически пережила опыт смерти, когда кибермозг моей куклы был уничтожен".
...в момент, когда делишься информацией с другими, твоя уникальность теряется, и тебя поглощает болото подсознания кого-то, у кого нет цели, либо ты проникаешь в того, у кого эта цель есть.
Далее AoiАой рассказывает, что сам является копией, ибо лишь хотел обнародовать найденное в сети доказательство несостоятельности лечения наномашинами и эффективности вакцины Мурая, но потерпел фиаско и скрылся. Однако его деятельность общественность превратила в некий символ борца с системой - "Смеющегося человека". Появились почитатели и подражатели.
Аой: "Некое событие опосредовано регулирует динамизм социальной системы. В итоге оно исчезает не оставляя следов ни внутри, ни снаружи системы"... Кто бы знал, что отсутствие оригинала может породить столько копий?". Иллюстрацией к сему является первая арка (2-6 серии).
Мотоко: "...что насчёт этих... имитаторов? Трое считают себя Смеющимся человеком. Двое совершили преступление, так как восхищались им. А трое заявили, что угроза генералу была для них призывом к действию. Кроме них было задержано 39 имитаторов Смеющегося человека, включая арестованных за подозрительные действия возле периметра безопасности. Все они действовали порознь. У них нет общей веры или убеждений. Люди, никак не связанные с делом о Смеющемся человеке, кибермозги которых никто не взламывал, пытались совершить одно и то же преступление просто потому, что увидели по телевизору, как главе полиции угрожали расправой.
Аой: "Некое событие опосредовано регулирует динамизм социальной системы. В итоге оно исчезает не оставляя следов ни внутри, ни снаружи системы"... Кто бы знал, что отсутствие оригинала может породить столько копий?". Иллюстрацией к сему является первая арка (2-6 серии).
Мотоко: "...что насчёт этих... имитаторов? Трое считают себя Смеющимся человеком. Двое совершили преступление, так как восхищались им. А трое заявили, что угроза генералу была для них призывом к действию. Кроме них было задержано 39 имитаторов Смеющегося человека, включая арестованных за подозрительные действия возле периметра безопасности. Все они действовали порознь. У них нет общей веры или убеждений. Люди, никак не связанные с делом о Смеющемся человеке, кибермозги которых никто не взламывал, пытались совершить одно и то же преступление просто потому, что увидели по телевизору, как главе полиции угрожали расправой.
Таким образом, «автономный комплекс» — медийный феномен, способный возникнуть в эпоху информационного общества. От действий обычных подражателей его отличает одна деталь: подражать нечему, потому что оригинала никогда не было.
Когда я впервые назвал серию «Автономный комплекс», я попытался подчеркнуть дилеммы и проблемы, с которыми люди столкнутся, если будут слишком сильно полагаться на новую коммуникационную инфраструктуру, известную как «сеть».
Когда «сеть» связывает людей вместе, скорость и объём передаваемой информации значительно возрастают. Кроме того, люди могут обмениваться информацией так, как будто они действительно её пережили, используя средства виртуальной реальности, подобно тому, как сегодня широко используются сотовые телефоны и текстовые сообщения.
Когда вы обмениваетесь только текстовыми сообщениями, вы склонны включать в них всевозможные предположения и воображаемые понятия. Я осознал, что это может привести к некому подобию параллельной информации, ведущей к опасным ситуациям. Это я и имел ввиду, подбирая такое название. (Кэндзи Камияма)
Аой: "Сама природа нашего общества содержит все предпосылки для порождения этого феномена. Мне кажется, его первопричиной является отчаяние".
Мотоко: "Однако я знаю кое-что, что помогает сохранить индивидуальность после синхронизации с другим человеком... "(по пер. MedusaSubs)
Но для понимания этого момента нужно вернуться к одной сцене из предыдущей серии.
Заканчивается сериал падением Мотоко в глубины города и тридиционной, что для манги, что для фильма Осии, сценой городского ночного пейзажа. В общем, главная сюжетная линия хороша. Она держит интригу, имеет вменяемые сюжетные повороты, закончена и в развязке расставляет все точки над i.Но по мере того, как я работал над сериалом, один тип персонажей, воплощающих эту конкретную проблему, Татикомы, постепенно обретали свою индивидуальность за счёт синхронизации сознаний друг друга. Это похоже на то, как я пытался полностью скопировать Осии-сан, но никогда не мог этого сделать. Следовательно, синхронизация информации - это ещё не все. Даже в неоднозначном сетевом обществе может появиться новая надежда... я пришел к выводу, что истинная индивидуальность будет выделяться только после синхронизации всей информации. (Кэндзи Камияма)
Что касается смысловой наполненности и выразительности, то сериал проигрывает фильму Осии всухую. Чего только стоят логические жонглирования Татиком или эта пустая заумь и контоминация в беседе Мотоко и Аой. С другой стороны, для широкого круга зиртелей это даже плюс, ибо GitS: SAC обеспечивает идеальный баланс между яркими сценами перестрелок или погонь и развитием сюжета, так что зрителю никогда не надоест ни множество насыщенных диалогов, ни слишком много радости для глаз.
Общая режиссура сериала выше среднего, но до уровня Осии всё равно далеко. В чем проблемы? Два картонных персонажа и один статичный главный при больше половины эпизодических серий (среди которых 3 максимально филлерные), сопроводительные по отношению к диалогам цитаты и визуальная символика, ужасная 15-я серия. Однако для дебютанта Камиямы это, скорее, похвала.
Как мы уже знаем, Смеющийся человек в рамках сериала - это не конкретная личность, а медийный образ или даже концепт симулякра: этим именем можно назвать и автора письма, которое вдохновило Аоя, и самого Аоя, благодаря деятельности которого этот образ стал массовым феноменом, и корпоративных террористов, и спекулятивную группу генсека....когда я встретилась с режиссёром Камиямой, он сказал, что хочет сделать «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера. (Ёко Канно) [ссылка]
Само название позаимствовано у Селинджера. У него есть рассказ «Человек, который смеялся» (обыгрывание заглавия романа В. Гюго «Человек, который смеётся»). Со слов Аоя, он никогда так себя не называл. такое имя ему дали СМИ. Почему именно такое? Логотип, которым Аой прятал своё лицо, представляет собой анимированное изображение улыбающейся фигуры в кепке с текстом, цитирующим строчку из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»:: «Я решил сделать вот что: притвориться глухонемым... ".
Это мелкая деталь работает и как характеристика персонажа. Правда, для этого нужно знать текст произведения. Продолжение цитаты:
И это в дальнейшем обыгрывается в сюжете.Если кто-нибудь захочет со мной поговорить, ему придётся писать на бумажке и показывать мне. Им это так в конце концов осточертеет, что я на всю жизнь избавлюсь от разговоров. Все будут считать, что я несчастный глухонемой дурачок, и оставят меня в покое.
спойлер
Аой очарован «Над пропастью во ржи», как будто эта работа сильно на него повлияла: как и главный герой этого романа, Холден Колфилд, он терпеть не может «фальшивых» (в данном случае коррумпированных политиков). В разговоре с Майором Тогуса высказывает следующее мнение: "Смеющийся человек - уникальный мастер взлома, но подход к делу у него старомодный. Предположим, что Смеющийся человек вопреки прекрасным навыкам взлома... даже наоборот, благодаря им, пренебрёг электронными носителями, так как там всё легко подделать. Следовательно, возникает вопрос, а не искл ли он доказательство на вещественном носителе". Далее До этого Тогуса проник к реабилитационный центр, где встречает этого самого Смеющегося человека под видом "глухонемого дурачка" и находит иное продолжение цитаты из значка: "...Или не надо?". Тогуса комментирует это так: "Будто он спрашивает себя, а не прекратить ли ему полчать и не появиться ли в мире опять?". В дальнейшем Мотоко под видом Смеющегося человека в разговоре с вновь похищенным Серано скажет: "Но... натолкнувшись на этот бесконечно порочный рассадник коррупциии я совершенно пал духом... и глухонемым решил я стать, и всё завбросив, убежать...". (по пер. toph)
Однако ирония в том, что, поскольку каждый использовал значок Аоя в своих целях, первоначальный смысл его действий, хитрое вынужденное признание истины через страх перед общественностью стало «фальшивым». Сам образ «Смеющийся человек» на какое-то время стал чем-то вроде навязчивой идеи поп-культуры. Попытка отстаивать правду и требовать была потеряна навсегда. Этим и объясняется исчезновение Аоя. Ещё одна ирония заключается в том, что сама иконка Смеющегося человека - это заимствоание вымышленного логотипа компании Starchild Coffee (отсылка к логотипу Starbucks), в кафе которой Аой беседовал с Серано.
Немного об истории, которую читал Пол Николсон и которая его вдохновила на создание логотипа. История сосредоточена вокруг организации мальчиков после школы под названием Клуб Команчей. Шеф Comanche Club часто приводит мальчиков в Центральный парк на бейсбольные игры, и эти игры являются источником бейсболки, изображенной на логотипе.Как вы попали в Ghost In the Shell: Standalone Complex?
Около 4 лет назад я работал над дизайном для японского разработчика игр и звукозаписывающей компании Frognation. Я отправил пачку наклеек Prototype 21, один из парней наклеел её на свой ноутбук. Этот парень также работал редактором сценария в Production I.G. Режиссер Кенджи Камияма, работая над черновиками первого сериала, увидел ноутбук, понравился дизайн наклеек, а остальное, как говорится, уже история.
Какой бриф вам дали за созданный вами дизайн?
Бриф был очень интересным, потому что меня просто попросили прочитать рассказ Дж. Д. Сэлинджера «Смеющийся человек» и создать вокруг него логотип.
Откуда вы взяли дизайнерские идеи?
Как смеющийся человек, я хотел, чтобы на иконе было улыбающееся лицо. Я читал историю, в которой рассказывается о бейсбольной команде низшей лиги, поэтому мне пришла в голову идея использовать бейсболку.
А как насчет текста?
Текст мне предоставила компания Production I.G. ...Сначала этот текст не имел смысла, но теперь, просмотрев всю серию, я могу понять его отношение к персонажу.
Как вы отреагировали на то, что вас упомянули по имени в 9-й серии GitS: SAC?
Они никогда не говорили мне об этом, поэтому, когда я смотрел серию, мне пришлось перемотать назад, чтобы убедиться, что я правильно расслышал. Я прыгал по комнате минут 15, смеясь до упора. Мало того, позже в Лондоне есть эпизод, в котором они сбросили логотип Prototype 21 на борт автобуса Routemaster. Я был так счастлив.
www.otakunews.com
Имя Аой означает Синий. Сам герой ходит в синей куртке. К слову в синей куртке ходил и Холден Колфилд, что можно было заметить на показанной ранее иллюстрации к роману Сэлинджера.
Другие ссылки к роману Сэлинджера включают красную охотничью кепку, которую Холден Колфилд носит задом наперёд, и бейсбольную перчатку для левшей, как и у героя рассказа «Человек, который смеялся» с написанными на нейцитатой из «Над пропастью во ржи», которые Аой носит под видом пациента в центре профессиональной помощи.
В этом же 11-м эпизоде ребёнок в центре профессиональной помощи обращается к Аою: «Вождь». Вождь - это имя, данное главным героем своему кумиру «Человеку, который смеялся» в одноименном рассказе Сэлинджера.
Ещё одна отсылка находятся в 12-й серии. Во второй половине эпизода в виртуальном кинотеатре можно заметить плакат с надписью «Иди и посмотри на банановую рыбу». Это отсылка к другой рассказу Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка».
В этом же эпизоде Бато делает заявление о фильме братьев Маркс, чьим поклонником был Сэлинджер.
Наконец, когда Мотоко Кусанаги входит в библиотеку Государственного литературного музея в последней серии, камера задерживается на вырезанной на периле фразе «Fuck you». В «Над пропастью во ржи» Холден говорит:
Нельзя найти спокойное, тихое место - нет его на свете. Иногда подумаешь - а может, есть, но пока ты туда доберёшься, кто-нибудь прокрадётся перед тобой и напишет похабщину прямо перед твоим носом "Fuck you". Проверьте сами. Мне иногда кажется - вот я умру, попаду на кладбище, поставят надо мной памятник, напишут "Холден Колфилд", и год рождения, и год смерти, а под всем этим кто-нибудь нацарапает похабщину. Уверен, что так оно и будет.
Видно, что студия Production I.G. уважает оригинальный концепт-дизайн персонажей Сиро (наиболее заметный по устаревшей причёске Кусанаги и её временами откровенном наряде). Реалистичный стиль изображения персонажей. И самое приятное то, что старики на самом деле выглядят как старики.
Анимация, примером которой является движения Татиком, очень плавная. Даже компьютерная графика безупречна (особенно в сравнении с таковой в творениях студии GONZO этих же лет). Production I.G была одной из первых студий из первых, кто использовал сел-шейдинг наряду с новой технологией освещения, которая придаёт объектам затенённым вид, который заставляет их казаться 2D. В частности, Татикома выглядят великолепно, но некоторые транспортные средства и военные вертолёты все ещё кажутся довольно трехмерными. И всё же при этом все машины и экзоскелеты двигаются плавно и органично.
Я представила образ того формального и жестокого "мужественного" мира из оригинальной манги. Поэтому я попыталась придумать, как бы разрушить этот мир. Придуманная мною тема звучала как "Быть человеком!" Это отражало чувство: "Почему бы нам всем не успокоиться и стать более похожими на людей?" - вместо того, чтобы быть трудоголиком, работающим на свою компанию. Или же это Татикома, желающая стать человеком. Я хотела передать эту, своего рода, явную неопределённость. (Ёко Канно)
vk.com/club395982?w=page-41812991_54001801
Опенинг "Inner Universe" в исполнении Ольги Яковлевой - один из самых популярных и впечатлябщих в истории аниме. Завораживающая музыка с туманно-красивым текстом на русском, английском и латыни очень хорошо сочетается с невероятно плавной 3D-графикой. Многие сцены опенинга повторяют самые впечатляющие сцены аниме, являя этакий 3D-мистерию по мотивам GitS: SAC.На самом деле звукорежиссер Kazuhiro WakabayashiКадзухиро Вакабаяси дал мне список, которому я должна была следовать при написании саундтрека. У него необыкновенный талант к подбору слов. Он передал мне тонкие эмоциональные ощущения своими произведениями, которые были похожи на поэмы. (Ёко Канно)
Для заглавной песни под названием «inner universe» я представила цифровые биты и написала партитуру, состоящую из быстрых повторяющихся тактов. (Ёко Канно)
Из похожего: Psycho-PassПсихопаспорт, Призрак в доспехах: Вознесение, Kidou Keisatsu PatlaborПолиция будущего.
@Mondo, рад, что понравилось.Обычный сельский учитель.
Забавно. Я это рассматриваю как дневник киномана, только оформляю в более-менее интересный другим формат.
@Пазу@Mondo, так-то набросок имеется. Но там редактуры немеренно. Изначально я планировал уделать вот этот сайт в плане информативности. И материала уже довольно. Я пока всё думаю о формате. Может быть, ограничиться лишь самым важным? И проч. Просто один черновик тянет на самую большую рецку шики. + надо ещё будет подготовить отдельные статьи с комментариями создателей и доп. материалами.@Mondo,@Sarevok@Пазу, я считаю прокси одной из сложнейших, интереснейших работ за все мое время. Помню смотрел 41 киберпанк аниме (тайм код 58:00) и Скрытый смысл аниме "Эрго Прокси". СхемРазбор.. И даже после этого, какой же там пласт инфы.Постоянно возвращаюсь к этому сериалу и я обожаю серию с "игрой" на подобии поле чудес. При первом просмотре, я ни черта не понял, подумал, что филлер. Только при повторном, понял, что это одна из важнейших серии в сериале.
Концовка сериала, как по мне очень хороша, зрителю дают самостоятельно подумать, что будет с
@Пазу, не сочтите за навязывание идеи, просто так вышло, что Вы сделали рецензии на многие не особо популярные аниме жанра меха: Blue GenderСиняя порода, GasarakiГасараки, Argento SomaАргенто Сома, Tenkuu no EscaflowneВидение Эскафлона (достаточно известное, но популярным его вряд ли можно назвать), Choujikuu Seiki Orguss 02Оргусс 02, The Big OБольшой О.Мне кажется, что однажды было бы интересно услышать Ваше мнение о Brain PowerdСила разума. Оно, наверное, наименее популярное из названных, хотя режиссером был Yoshiyuki TominoЁсиюки Томино. Но на него даже русских сабов на все серии нет, а вот английские есть.
@Пазу@Sarevok, не видел. Посмотрю как-нибудь. Спасибо за рекомендацию.@Mokkoriman1280x6901280x690
@Пазу, количество твоих рецензий на сайте пугает@Пазу@Mokkoriman, кстати, да. Про Ганди на подумал, хотя эту цитату помню. Спасибо! Потом вставлю фрагмент твоего комментария.Интересно даже, что ты скажешь через пару лет.
@Mokkoriman@Пазу, такими темпами количеством ревью будешь напоминать его/Paul+Сave
Правда у него, при всей подкованности, по-настоящему отзывы никогда не нравились. Мб потому что чел явно писал во многом для узкой аудитории, а затем связался с двачерами и в попытке закосить под риторику потерял лицо
/forum/offtopic/217451-youjo-senki
@Пазу@Mokkoriman, удивлён, что не@Idzumi.Кстати, в пятницу у меня к тебе будет дело по поводу Биг О. Все хочу старые рецку перелопатить.
@Mokkoriman@Пазу, я про то, что легко перегореть, работая над таким количеством отзывов/рецензий в такие сроки. Идзуми же бот, если не ошибаюсь, там разные пользователи с аккаунта писали.Что за дело, что-то связанное с отсылками?
@Пазу@Mokkoriman, никаких проблем. Это такое хобби. Я и так пишу заметки, когда что-то посмотрю. Просто теперь и публикую. Редактирую потихоньку. Хотя... с редактурой рецки на Вайолет (сериал) было тяжко. Это был единственный раз, когда проскочил намёк на утомление.Про Биг О в пятницу. Связанное с моментами «это все шоу», «фильм в фильме» и их репрезентацией в сериале.
@Mokkoriman@Пазу, заметки в Word оставляешь? Полезно, если нет времени пересматривать тайтл, а впечатления уже не так свежи@Пазу@Mokkoriman, сейчас, да, а раньше в ежедневнике. Хотя с рецензией на Вайолет (сериал) и несколько файлов word, и несколько бумажных страниц (заметки, пояснения, композиция глав, сценарий скриншотов) приходилось использовать.@Mokkoriman,@l_ucik@Пазу, понятно. Я только в твиттере как-то делал пост со скринами и комментариями на линейку фильмов@Пазу, небольшая описка1183x360
@Пазу@l_ucik, а да, очепятка эпическая! Спасибо за замечание.@l_ucik@Пазу, там еще вроде говоришь про эндинг, а написано опенинг@Пазу@l_ucik, спасибо, поправил.