◊〢FARS
в сети: 7 нояб. 2023

Отзывы

Человек-бензопила
47 / 1226

«Chainsaw Man»

Человек-бензопила - одно из самых хайповых и долгожданных аниме, наконец вышло. И поэтому я загорелся и решил написать свой первый отзыв. В отзыве, возможно, буду спойлеры. Осторожней!

Оффтоп
Но перед тем как приступить к основной части отзыва, хотелось бы объяснить людям, что для меня главное в аниме.

К аниме я пришел относительно недавно(1,5-2 года назад). Пришел я к просмотру японской мультипликации благодаря отрывкам экшен сцен, увиденных мной на ютубе(Атаки и Фейта, если я правильно помню). Т.е. к аниме я пришёл ради "
не совсем правильное слово для обозначения стиля рисовки и анимации
" и экшена, который невозможно реализовать в фильмах/сериалах, а если возможно, то это будет сложно и, как правило, не так эффектно. Что же касается: сюжета, персонажей и лора? Меня это, как правило, не волнует, но если все выше перечисленное будет на хорошем уровне, это будет приятный бонус, который я оценю.

Поэтому, если зайти в мой профиль, можно увидеть мои оценки: Моб, Кайсен, Вайолет, Фейт УБВ - 8. Эти оценки выставлены за визуал. Если же у условной Вайолет убрать визуал от Kyoto Animation, то оценка быстро упадет до 5-6. В общем, аниме для меня - это приятное время провождение на вечерок, не более. Если я захочу сюжета, иду читать книги.

К чему весь этот оффтоп? Чтобы вы поняли, почему в этом отзыве:
  • Я не буду писать о сюжете, персонажах и мире. Лишь в общих чертах выскажусь о манге.
  • Немного о том, как аниме справляется с адаптацией манги.
  • Этот отзыв будет об тех.части Пилы.

Человек-бензопила манга и мое к ней отношение
Мангу я прочитал 2 раза. Первый раз за долго до анонса аниме, второй - за неделю до выхода первой серии аниме(освежить память). После первого прочтения мои мысли были такими: "ну норм, понравилось, но откуда восторженные крики?". И правда откуда? Непонятно. Это просто "подпивасный" треш сёнен на вечерок. Все(и это не минус тайтла). Ни о какой "деконструкции" и "разрывов шаблона" речи не идет. Если вам в первую очередь нужны хорошие персонажи и сюжет, то вы ошиблись адресом. В целом начало манги - это 8/10, середина и ближе к концу 6/10. Но в итоге поставил 7/10. Почему? Концовка зарешала, с неё можно знатно покекать(в хорошем смысле этого слова).
спойлер
1141x826 1140x824 То, как Дэндзи "добил" главную - антагонистку это: 1) неожиданно, 2) креативно, 3) орно :ololo:
954x914 444x554 Так же получил под свое попечительство Макиму 2.0 Loli Edition :lol:
Но если учитывать вторую часть манги, мне не нравиться направление, которое выбрал автор. Если 14 том манги будет такой же, как 12-13, оценка упадёт до 6.

Аниме как адаптация манги
Если вкратце, аниме почти все всем лучше манги. Если более подробно:
Первый и главный плюс - это техническая часть(о которой позже).
Второй - более медленный темп
Поймите меня правильно. Я сам не люблю, когда тянут резину(по этой причине мне закрыт путь к старым сёненам, задушусь). Поэтому мне нравиться Кайсен из-за быстрого темпа повествования. Но у Пилы слишком быстрый темп, манга мчится как паровоз, под конец(буду честен) я просто не понимал, что происходит. И это притом, что на одну
а главы у манги по 18-20с, с малым количеством текста
у меня уходит 5-10 минут(мангу я не спидраню).
.
Третий - аниме следует манги почти полностью. За исключением некоторых вырезанных сцен.
Вырезанные сцены
Первое, про что стоит вспомнить, когда говоришь об изменениях в аниме, так это то, что вырезали половину второй главы, если точнее - мини арку Дьявола мышцы. Вот только аниме от этого выиграло, потому что избавилось от двух недочетов(пусть, и маленьких).
  • Первый и менее важный - это нелогичность того, что Дэндзи смог достать свои пилы, хотя буквально пару часов назад впервые использовал свои силы и вышел из своего первого боя. Т.е. он должен был потратить много крови, а на восстановление времени у него не было. А ведь в дальнейшим это сыграет
    в битве с Дьяволом Пиявкой.
  • Второй, уже более важный момент - то, как Макима напоминает Дэндзи, что он её
    . После этого она недвусмысленно намекает, что с ним будет в случай непослушания. Вот только в аниме и манги это совершенно разные по тону моменты. В
    нам прямо кричат: "Макима плохая! Она не та, кем кажется! А в
    же она кажется скорее просто властной и высокомерной.
А на этом все. Осталось лишь пару не особо важных моментов.
  • В аниме убрали уточнение, в каких странах и сколько погибло людей от атаки Дьявола огнестрела. В манге рассказали об этом более
    . В аниме же Макима назвала лишь суммарное число
    .
  • Вырезали красивый кадр с
    :revenge: Хотя я не представляю, как его реализовать в аниме.
Есть некоторые изменения в эмоциях персонажей. Они стали менее гиперболизированные(не всегда). Например в этом моменте с Пауэр и Дэндзи: в
, в
. Но это не плюс и не минус, просто другой подход в адаптации.
Четвертый - расширение уже имеющихся сцен и добавление новый. Самое важное - значительно расширили файты. Но чуть более подробно я об этом выскажусь в разделе, посвящённому тех.части аниме. Так же подробно описывать расширенные и добавленные сцены я не буду. На то есть две причин:
  • 1. Эти сцены ничего кардинально нового не приносят. Они нужны для того, чтобы замедлить темп повествования +приятный бонус.
  • 2. Этих сцен довольно много. Если начну их перечислять, то этот отзыв будет похож на патч к cyberpunk 2077 или PF:WotR.
Пятый - юмор и игра на контрасте. Встречал мнение, что аниме своей серьёзностью "убивает" юмор Пилы. Я не могу с этим согласится. При повторном чтение манги почти ни одна шутка уже не вызывала улыбки. А в аниме от тех же самых шуток улыбался и пару раз посмеялся. Потому что есть игра на контрасте, тут нет
, тут серьезно и серо, а потом выдают
.
Шестой - во время пере прочтения манги и просмотра аниме. Я заметил, как адаптация исправляет мелкие косяки Тацуки Фудзимото. К примеру, когда Дэндзи получает нормальную одежду и предстаёт перед читателями в ней в первые. У него уже завязан галстук, у парня, который всю сознательную жизнь прожил на улице. Не все люди нормально интегрированные в общество, умеют его завязывать. В аниме это
.
Ещё два примера с не большими спойлерами
В первой главе, чтобы сохранить интригу, что якудза превратились в зомби, Фуджимото жертвует логикой. Когда нам показываю, как Дэндзи и Почиту протыкают катаной, якудза выглядит абсолютно
, но следом уже все полусгнившие зомби. В аниме сначала нам показывают, как в Дэндзи что-то врезается и его
, тем самым сохраняя интригу. И только потом показывают
.
Четвертая глава, вторая серия. Когда Дэндзи и Аки идут на свое первое задание в качестве напарников. Цель задания, нейтрализация не особо опасного(для них) изверга. Вот только когда они входят в дом, Аки зачем-то берет в руки свою
, вот только дальше Аки и другие персонажи упомянут, что использование катаны обходится дорогой ценой. А на следующем задании, когда он окажется в безвыходной(на тот момент) ситуации, он до последнего будет откладывать её использование. Скорее всего, на момент 4 главы Фудзимото не придумал способности катане. Благо, аниме это
.

Техническая часть
Самая сильная часть аниме. А из тех работ студии Маппа, что я видел - самая лучшая. Единственная спорная часть - это направление и режиссура. Она может кому-то нравиться(мне) кому-то нет. Это уже чистая субъективщина. А теперь поподробнее.

Глава первая - визуальный стиль

За фоновые изображения и общее художественное направление отвечал один из лучших арт-директоров Юсукэ Такэда . Он уже множество раз продемонстрировал свои возможности в создание отличных бэкграундов в таких аниме как, Сага о Винланде, Невеста чародея и Виви: Песнь флюоритового глаза:
В Человеке-бензопиле, Юсукэ Такэда отлично передал реалистичное направление адаптации из-за общего подхода к созданию более четкой цветовой палитры, которую местами можно сравнить с реальными пейзажами:

За дизайны отвечало два человека, Киётака Осияма и Кадзутака Сугияма. Осияма был ответственен за дизайны дьяволов и в 9 эпизодах за второстепенных персонажей. Сугияма отвечал за дизайны основных персонажей(так же был режиссером анимации в 10 эпизодах.). Оба довольно хорошо справились с переносом дизайнов манги на экраны в аниме.
Но есть две вещи, которые хочется отметить. Первая, так это контраст между лицами персонажей и их одеждой. Суть в том, что лица имеют плоскую текстуру, у них почти отсутствует какая-либо детализация. В то же время одежда имеет большое количество складок и теней. Впрочем, это не является минусом, ведь такие упрощенные дизайны лиц идут только на пользу анимации.
И вторая вытекает из первой. Для батл-сёнена, который старается часто двигаться в не экшен сцен, а в экшене сохранить последовательность, большое количество теней и складок лишь оказывает медвежью услугу. Это сильно усложняет работу аниматорам, и при этом эти усложнения не приносят никакого выхлопа. Ведь абсолютное большинство рядовых зрителей не обратит на это внимания. И тем не менее, даже со всеми этими усложнениями аниме не развалилось после первой серии. Вдобавок аниме может порадовать и хорошо проработанными и детализированными статичными или около статичными катами.

Глава вторая - анимация

Когда начинается речь об анимации в батл-сёнене, сразу же подразумевается экшен сакуга. На то есть свои причины. Первая и главная, это ограниченность продакшена, при котором собрать очень сильную команду довольно затруднительно. Но даже если это удаться, к сожалению "привязать" их к определенному аниме, чтобы они полностью уделяли ему внимания, в нынешней индустрии невозможно. Помимо того, не стоит забывать про в целом низкие сроки на производство. Из первой причины образуется вторая, потому что приходится чем-то жертвовать в угоду более приоритетных вещей. Если взять ту же Атаку титанов, там помимо экшена(который безусловно качественно анимирован), анимация стандартная, ограниченная, когда у персонажа максимум анимированный рот или вообще иллюзия
статичная картинка и движущуюся камера: верх в низ, в право, в лево и.т.д.
. Но хватит предисловий, перейдем к сути. Как уже упоминалось раньше, "Человек-бензопила" это батл-сенен который старается много двигаться в не экшен фрагментов(пусть и не всегда это удается):
  • Естественно первое на что стоит обратить внимание, когда дело касается сакуги вне экшена, так это анимация "повседневности". Т.е. работа над актинг анимацией. Чтобы персонажи во время диалогов не выглядели как статуи с открывающимся ртом. У персонажей есть язык тела, мимика, взаимодействия друг с другом, смена поз и.т.д. При этом хороший актинг это трудоёмкий процесс, потому что в отличие от экшена, где на анатомию и последовательность можно(и нужно) забить. В актинге это все нужно уметь и сохранить. Такие сцены как на КА(ключевая анимация) так и на доуге(промежуточная) довольно сложны. Прейдем к примерам и некоторым сравнениям:
Примеры актинга



Не большие сравнения


]
  • Достаточное внимания уделено мелким деталям, будь то анимация статистов в кадре, анимация ткани и прочих незначительных вещей:
Анимация статистов, ткани и прочих моментов


  • Амбициозный подход адаптации к раскадровкам, при которых используются cgi фоны для создания вида от первого лица. Конечно, данная техника это не что-то новаторское. Такое встречалось в новом Бличе и даже в относительно старом гаремники. Но это стоит отметить, ведь все же в аниме встречается крайне редко, а в "Человеке-бензопиле" это применяется относительно часто. Такие сцены делают зрителя более вовлеченным, особенно когда это происходит в важных моментах, например при смерти персонажа или флешбека:
POV


  • Ротоскопирование, то что часто отмечаться в контексте анимации "Человека-бензопилы". Ещё во время выхода аниме это часто упоминалось в негативном ключе и после выхода люди все ещё на это указывают, пытаясь как минимум принизить заслуги аниме. Естественно, отрицать тот факт, что при создании аниме было использовано ротоскопирование - глупо. Если вспомнить те же эндинги, а в частности
    youtube
    и
    youtube
    , которые почти полностью/частично сделаны с помощью ротоскопирования. Но в самом аниме сцен сделанный таким образом, можно пересчитать по пальцам одной руки. Примеры:
Остальная же анимация была сделана без использования ротоскопирования. Так как над "Человеком-бензопилой" работало большое количество профессиональных аниматоров, которые могут в качественный актинг. Самым ярким примером являют ниже приведенные сцены, которым так же приписывается ротоскопирование и даже использование 3D. Но нет, над ними просто работали два крайне опытных аниматора - Тацуя Йошихара и Коуки Фудзимото. Первый один из лучших экшен аниматоров, второй актинг.

Глава третья - 3DCG

Адаптация и студия Маппа подверглись обильной
я разделяю эти понятия и считаю то между ними есть большая разница
за использование CGI. Почему в столь "много бюджетном" и флагманском аниме используется 3D. Для большинства людей CGI ассоциируется с экономией времени и денег, и если первое верно, то второе это глубочайшее заблуждение. 3DCG дороже 2D. На это есть несколько причин: стоимость услуг специалистов которые работают над этим самым cgi выше чем 2d аниматоров(если не брать в расчет относительно немногочисленных сильных КА с "большим и громким" именем, таких как Хиронори Танака), стоимость ПК, его обслуживание и апгрейд. Стоимость лицензионных программ, т.к. они используют почти фулл автодеск, то нужно заплатить не малое количество денег за оплату каждому сотруднику отдела CGI. Именно поэтому лишь немногочисленные студии(в числе которых Маппа) могут позволить себе свой cgi отдел, остальные его аутсорсят. Кроме того, 3D имеет за собой 2D основу в виде ЛО(черновая анимация), за которое уже получают деньги обычные аниматоры. Так почему же тут есть cgi? Пила пытается иметь сразу максимальную детализацию, большое количество анимации, большую последовательность и это для тв сериала. Это все сильно нагружает производство аниме(такое и в рамках фильма крайне сложно реализовать), без cgi тут в принципе невозможно.
Как же тут используют CGI?
  • Первое - банальное экономия времени. Например, первый эпизод почти во всех технических аспектах отличный(есть немного огрехов,
    , у машины сглаживание не очень). Бой с Дьяволом-зомби в аниме сделан почти с нуля, из-за чего приходится чем-то жертвовать. В случае первого эпизода это массовка в виде зомби на заднем плане:
Примеры
  • Второе - фоны и сложные пролёты камеры, массовка на фонах(что в целом стандартно для аниме). Вот пример использования CGI фонов:
  • Третье - сложные дизайны дьяволов: Дэндзи в форме пилы, большие и детализированные Призрак и Змея.
  • Четвертое - вспомогательный элемент для отрисовки в виде манекенов:
Примеры
Что насчет самого качества 3D? Оно тут более чем отличное(за некоторым исключением) хорошо выглядит, двигается и вписывается в стилистику сериала. Заслуга цветокора, ретуши, использования спец программ по типу Cloth Deform 1.0. которая позволяет создавать естественные складки и движение одежды, добавление моделям спец.текстур при их создание, из-за чего в готовом виде они имеют насыщенную, похожую на 2D-текстуру:
3D модели Дэндзи и Катаны



  • Обработка под 2D. Что под этим подразумевается? Придание cgi тех аспектов, которыми оно изначально не обладает. Разумеется стоит сразу отметить что из-за этого cgi не будет неотличимым от 2D. Но благодаря ниже приведенным аспектам cgi более органично вплетено и меньше выделяется из общей стилистики. Один из недостатков cgi, это отсутствие естественных мазков. Которые нужны для передачи скорости и деформации при движении. Поэтому для улучшения моделей работали аниматоры, которые добавляли им эффекты ручной прорисовки:
Мазки


Так же импакт фреймы, искажения и эффекты



  • Сжатие - одна из самых главных проблем CGI в аниме. Иногда аниматорам для дальних планов приходится использовать cgi, и они просто уменьшают 3D модельку, чтобы она соответствовала ракурсу. Если моделька имеет низкую или среднюю детализацию, то, как правило, проблем не возникает, но у сильно детализированной появляются артефакты. Возьмем в качестве примера бронированного титана из Атаки титанов. Моделька бронированного очень сильно
    , и если для передних планов это плюс, то вот что происходит с ракурсов высоты
    или дальних
    . Моделька сжимается, а в месте с ней и её многочисленное количество элементов детализации, из-за чего возникают большие черные линии и артефакты. Удалось ли Маппе учесть и избежать своих ошибок? Да, причем довольно просто, но не менее эффективно. Они просто создали 3 разных типа модельки Дэндзи: наименее детализированную, для дальних
    , для средних
    и соответственно сильно детализированную для ближних
    . И видно, что проблем с теме же дальними не возникает.
  • Остановлюсь более подробно на модельки Дэндзи в форме пилы, ведь он главный герой и мы относительно часто будем видеть его в CGI в этом сезоне и последующем(их). В первую очередь отмечу с какой скурпулезностью cgi стафф подошел к созданию его модели, ведь в адаптации у него целых три варианта: стандартная в рубашке, с оголенным торсом(которая используется только для 1 серии) и с расстегнутой рубашкой(только 3 серия):
Во вторых, так это то сколько у моделей анимированных деталей, будь то анимация его стартера, бензопил, языка и элементов одежды(последнее не обошло стороной и Человека-катану):

  • Однако недостатки у модели все же имеются. Утверждается что первое впечатление самое важное, согласны вы или нет с данным заявлением не важно. Ведь все же неоспоримый факт, что первое впечатление как минимум играет важную роль в нашем восприятие и дальнейшим отношение к тем или иным вещам. Как раз в этом аспекте cgi с треском проваливается. Потому что во время первого обращения и соответственно первого появления 3D на экране, моделька Дэндзи выглядит плохо из-за странного свечения. Складывается ощущение будто она пластиковая, и это портит впечатление. Кроме того, голова пилы плохо соединяется с туловищем, как будто она не продолжение тела. Дальше протагонист будет бегать в рубашке, поэтому не столь критично(кроме одного момента):
Что насчет количества 3D? За вычетом CGI фонов, задников и массовки(стандартных вещей для всех аниме). 3D на первом плане(Дэндзи в форме пилы и другие дьяволы) на самом деле немного, около 11-12 минут общего времени. Хронометраж аниме - 255 минут(без эндингов и опенинга) т.е. 3D занимает около 5-6% экранного времени.
Мои подсчеты
1 серия - 119с = 1.59 мин/с
2 серия - --
3 серия - 70с = 1.10 мин/с
4 серия - --
5 серия - --
6 серия - --
7 серия - 51с
8 серия - 57с
9 серия - 128с = 2.08 мин/с
10 серия - 6с
11 серия - 23с
12 серия - 262с = 4.22 мин/с

Глава четвертая - Экшен

Первое, о чем стоит сказать, когда речь заходит об экшене, так это его направление. Суть в том, при адаптации приняли решение пойти в кинематографичность и реализма не только в повседневных сценах, но и экшен. Т.е. Если в других сёнен аниме применяют стандартный подход к экшену - преувеличенный и динамичный. То Человек-бензопила в этом плане противоположность, экшен здесь медленный, с тяжелыми и проработанными движениями(хотя стоит отметить, что не всегда). К примеру Дэндзи, он медленный, тяжелый и вкладывает вес своего тела и пил в свои удары:
Примеры данного направления


Следующие, на что следует обратить внимания, так это то, что экшен ещё в основе своей заложенной в манге, не про красивые с точки зрения хореографии файты. Тут не будет длинных и динамично поставленных сцен рукопашного боя или фехтования. Все что нужно ожидать от экшена бензопилы это хаотичность и просто набор странных последовательностей. А в купе с реализмом в направление, экшен в единой картине будут смотреться странно или плохо для большинства людей. Я это понимаю и в некоторой степени разделяю, хоть мне в целом понравились бои в адаптации(особенно по сравнению с мангой), предпочитаю более стандартизированное экшен направление. Тем не менее, устраивает направление или нет это субъективно и никак не отменяет того, что с тех.части экшен бензопилы на очень высоком уровне.
  • Анимация и её согласованность, фоны, композитинг - все это на достойном уровне. Хорошая операторская работа и правильное использование CGI, хорошие совмещение и плавные переходы из 2D в 3D и наоборот. Обильное количество отличной фоновой анимации:
3DCG и его совмещение с 2D


Фоновая анимация


  • Если говорить об анимации в экшене, то первым делом нужно упомянут двух аниматоров которые, анимировали самые впечатляющие экшен фрагменты. Первый это Коуки Фудзимото, который в одиночку практически полностью анимировал столкновение Аки Хаякавы и Человека-катаны в 8 серии. Его анимация прекрасна в том, как она передает реалистичный язык тела, вес и силу. То, как в небрежных и тяжелых движениях Аки прослеживается его растерянность и страх, как он бежит на врага обычным человеческим бегом, а не на спидах, как при беге анимирована его одежда, сохраняя все детали(например дырку от выстрела, которую Аки получил ранее). Это же относится и Катане, в его медленных движениях отлично чувствуется тяжесть, что это здоровый мужчина, у которого 3 гигантских тяжелых железяки из головы и конечностей. А так же нельзя не отметить его превосходный импакт фрейм:
Реалистичная анимация Аки и Катаны


  • Второй, это Кэйитиро Ватанабэ, который даже в рамках ограниченного экшен направления выдавал свою абсурдно стилизованную и динамичную анимацию бега и безумную фоновую анимацию. А так же прекрасный стилизованный актинг, который анимирован на тройках и четверках(8 уникальных и 16 повторяющихся кадров, 6 уникальных и 18 повторяющихся). Сделано это специально для эксцентричности Дэндзи и придания веса его движениям.
K1RO просто K1RO


  • После выхода первой серии на студию полилась критика за чрезмерное использование CGI(особенно в экшене) во время онгоинга и даже после выхода можно услышать утверждение, что во время экшен сцен Дэндзи фулл 3D. Но это в корне неверно. Да, Маппа активно использует cgi в экшен сценах, но так же часто рисуют 2D потому с самого начала планировали из комбинировать.
Примеры 2D Дэндзи и Катаны в гэнги


.
Для справки, то как изображается cgi на гэнгах


  • Манга человек-бензопила явно не про экшен, несмотря на название по которому складывается впечатление, что там будет много кровавых и интересных файтов. В ней нет какой-либо интересной боевой системы или философии, которую автор хочет донести через бои. Даже контракты с дьяволами которые заключают люди, не играют какой либо роли, ни вносят непредсказуемости и не заставляют персонажей строить планы и тактику из ходя того какой дьявол у их противника. Нет, протагонист и другие просто идут на пролом лицом к лицу. Но даже тут ничего хорошего. Безусловно, боевые фреймы Тацука Фудзимото рисует хорошо, они получаются красивыми и детализированными, но сама постановка плоха. Фудзимото крайне любит(особенно в самом начале манги) пропускать фреймы экшена, например когда персонаж готовится
    , следующий фрейм, мы уже видим
    , сам удар благополучно пропущен, а в купе с никакой боевой системой и крайней скоротечностью файтов, от экшена испытываешь только одно - это крайнее уныние и разочарование. Поэтому обязанность по улучшению берет на себя адаптация. Аниме значительно расширило
    единственный файт который не был расширен: Аки vs Катана
    все экшен сцены. Самый явный пример это первое обращение Дэндзи в пилу и столкновение с Дьяволом-зомби. В манге Дэндзи буквально
    дьявола. В аниме же расширили до полноценного файта почти с
    .
Ещё два примера
Первый пример такой же показательный как и с Дьяволом-зомби. Это бой с Дьяволом-пиявкой из 10 главы манги и 4 серии аниме. Когда из откровенно проходного файта манги в адаптации расширили на почти целых 3 минуты, там где в манги один-два фрейма, в аниме полноценные сцены а так же добавление оригинальных.
Манга
1. 719x504
2. 721x575
3. 720x602
Аниме-расширения
1.
2.
3.
Аниме-ориг сцены
.
.
.
Следующий пример это второй бой между Дэнзи и Человеком-катаной и по совместительству финальный бой первого сезона. Не побоюсь это заявить, но их второй бой это буквально худший файт бензопилы. Ведь весь бой заключается в том, что они вылетают из здания и падают, падают, падают и дальше приземляются внутрь поезда. Катана наносит 3 удара после финальный обмен ударами с Дэнзи, из которого он выходит победителем. Поэтому с одной стороны я очень ждал бой в адаптации, с другой сильно опасался. Но, к счастью мои опасения не подтвердились, адаптация в значительной степени расширила файт, добавив бой на крыше здания, оригинальный диалог и бой на крыше поезда.
Аниме-расширения
В целом экшен Пилы добротный, но все же нельзя сказать, что он превзошел другие аниме от Маппы. Если в техническом плане экшен Пилы выигрывает, то в боевой хореографии проигрывает.

"брак" и проблемы с производством
К сожалению, адаптации не удалось удержать стабильное качество. Пила стала жертвой амбиций
"молодой" грубо говоря, до этого он был режиссером эпизодов
режиссера Рю Накаямы , а так же не самого лучшего руководства со стороны Маппы. Из-за чего Накаяма стреляет себе в ногу и усложняет процесс производства там, где это не надо. Первые 7 серий почти вылизаны(брак как и везде можно найти, это нормально). Но начиная с 8 серии можно заметить, как качество проседает:
  • Не нужные усложнения заключаются в том что: во-первых, тщательно следование дизайнам персонажей. Конечно нет ничего хорошего когда персонажи из сцены в сцену выглядят по-разному, но бензопила пошла в другую крайность, чтобы персонажи были максимально идентичны чардизу. Из-за чего нагрузка на CAD/AD(главный режиссер анимации/режиссер анимации) была колоссальная. Второе, излишни сильная нагрузка на доугу ради согласованности. Третье, постоянные переделки/внесение правок в уже готовые сцены, чтобы избавится от стилей аниматоров для соответствия виденью, вследствие чего вновь сильная нагрузка на CAD/AD. Четвёртое, попытка повторить 2d Дэндзи в форме пилы объёмность и детализацию cgi модели. По причине этого 2d Дэндзи довольно часто принимают за cgi, особенно в 1 серии. Пятое, как уже упоминалось ранее, cgi имеет основу в виде ЛО, вот только по абсолютно бессмысленной причине за эти ЛО как правило, отвечают аниматоры с большим именем. Например, в 1 серии Коуки Фудзимото сделал четырех секундное ЛО для cgi. В общем, при производстве аниме было принято ряд очень сомнительных решений, из-за чего нагрузка на стафф многократно возросла, а плюсы в визуальном плане крайне сомнительны.
  • Из-за всех выше перечисленных сомнительных решений ко второй половине сезона(8-12 серии) сериал, у которого изначально было относительно нормально со сроками, который имел один из лучших стаффов в индустрии и у которого было всего 12 серий, у него произошло снижение качества. Несомненно, даже так сериал выдавал довольно качественные серии(8, 10 и 12). Но есть 9 и 11 серии. Они имеют больше проблем, они наиболее статичны но при этом имеют много AD, они больше всего плавятся:
Примеры


  • Хотя отмечу что даже в этих сериях есть довольно хорошие моменты. В девятой есть крайне впечатляющая последовательность от Коуки Фудзимото и Хиронори Танака и просто хорошие сцены как экшен, так и актинг анимации, в частности от Хаято Куросаки. В одиннадцатой довольно хорошая постановка экшена в конце, благодаря раскадровке Масато Наказоно и аниматорам которые воплотили её: Тошиюки Сато, Yen Bm, Даниэль Ким и Кайто Томиока.
  • Как уже несколько раз упоминалось, Человек-бензопила это аниме которое старается передать реализм в движениях персонажей. Сохранить последовательность и согласованность. Такой подход сам по себе тяжелый, как минимум из-за того, что даже далеко не все именитые аниматоры могут в реализм. К тому же ещё и множество переделок от CAD/AD и самого Накаямы. Так же очень сильная нагрузка на доугу. И вот постоянных переделках и правках KA заключается основная проблема, т.к. все это сжирает время которое должно было быть затрачено на доугу. Из-за чего возникают такие проблемы как в этой сцене:
Пример


  • В которой множество ошибок доуги: скопированные кадры, непоследовательное движение частей (язык, одежда, шея), пятна крови появляются и исчезают, видоизменение головы. Таких моментов можно ещё найти достаточно, в девятой серии когда Саватари разглядывает
    и видно микро скачки крови на пальце, плавающие и изменяющие форму ногти, увеличение/уменьшение толщины пальцев. В десятой серии, в которой из-за проблем доуги
    выглядит неестественно, больше похожие на механические.
  • Сцены, страдающие от собственных амбиций. Вследствие чего появляются фрагменты наподобие этих, в которых к примеру, присутствуют ошибки в виде компоновки персонажей с cgi окружением:
Примеры


  • Хоть ранее я в очень положительном ключе высказывался в сторону 3D бензопилы(в частности модельки Дэндзи и чуть меньшей степени Катаны) но теперь пришло время критиковать. По совершенно непонятной причине, для адаптации были созданы модели Дьявола-змеи и Дьявола-проклятье. Мало того, что сами по себе модельки выглядят так себе, так ещё эти два Дьявола кроме событий первого сезона, больше не появятся в сюжете, создание моделек было бессмысленным. Особенно забавная ситуация с Змеёй, так как уже в следующей, девятой серии она будет 2D(отмечу что в 2D Змея тоже выглядит посредственно). Основная претензия к Дьяволу-призраку это к его шеи. Как бы иронично это не было, но именно цветы на её шеи, которые в сути своей должны быть объемными, у 3D модели выглядят просто плоской текстуркой.
Дьяволы Призрак, Змея и Проклятье


  • Для финального и самого масштабного боя первого сезона, которая происходит на крыше едущего поезда, была создана был создан 3D фон города под руководством директора по 3DCG моделированию Кадзумасой Екокавой. С одной стороны впечатляет тот факт, какой большой
    они создали, настолько что использовали лишь некоторые фрагменты в аниме, которые считали самыми подходящими по их мнению. С другой стороны, этот фон главный недостаток боя, т.к. этот город выглядит абсолютно пустым и искусственным. Проблема кроется в том, что у домов и окружения нет нужного количества композиционных настроек и текстур.
Панорамный вид города


Несмотря на обилие брака и производственных проблем с которым столкнулось это аниме во второй половине. Я все ещё высоко оцениваю тех.часть данной адаптации. Но это не означает, что я собираюсь отрицать или умалчивать о проблемах. Они есть и молчать о них не имеет смысла. Но даже так, тайтлы которые стараются постоянно двигаться и имеют достаточное количество брака, в разы лучше тайтлов которые почти вылизаны но практически не двигаются.

Эндинги, бюджет и его влияние на качество аниме
Отдельно хочется поговорить про эндинги. Ещё до выхода аниме стало известно, что в каждой серии будет свой уникальный эндинг. Общество приняло данное решение не однозначно, многие подумали что это нецелесообразно растрачивание бюджета. Когда вышла первая серия и люди увидели cgi на экране, ещё больше людей приняло данную точку зрения. А те, кто уже так считал, сильнее убедились в своей позиции. На студию снова полилась критика и претензии из-за того, что они не умеют правильно распределять средства и тратят деньги в пустую. Вот только наличие уникальных эндингов и их количество ни коим образом не влияет на итоговое качество самого аниме и использования условного cgi.
  • Начну с самого главного, бюджет имеет практически минимальное влияние на итоговое качество аниме. Т.е. от сокращения эндингов и тем самым "экономии денег" ничего бы не изменилось. Ещё в 2015 году чардизайнер и главный режиссер анимации первого сезона Ванпанчмена(одного из самых качественных тв аниме в принципе) Тикаси Кубота в своем твиттер аккаунте
    , что Ванпанчмен выглядит так хорошо не из-за того что у него гигантский бюджет по сравнению с другими аниме, а по причине профессионализма и усердия людей которые работали над ним. А так же из-за лучшего в индустрии продюсера анимации Юичиро Фукуши. Поэтому ошибочно считать, что бюджет того же 2 сезона Ванпанчмена меньше чем у Моба Психо 100 из-за того что, тех.часть первого явно хуже, чем у второго. Просто для продолжения невозможно было собрать такой же стафф как и в 1 сезоне. Этого даже не получилось бы у самих Медхаус.
  • Как бы иронично это не было, но зачастую более дорогие тайтлы являются таковыми не из-за того что они качественнее, а наоборот, имеет достаточное количество проблем. Потому что если у тайтла есть серьезные проблемы с производством, то титры в сериях этого аниме буду расти, т.е. больше людей задействовано в работе и денег на их оплату. Больше режиссеров анимации, 2-рых ключей, аутсорс студий. И если некоторые аниме все ещё могут удержать достаточное качество(как обозреваемое мной) то другие просто разваливаются. В качестве примера возьму два тайтла Маппы, собственно Человек-бензопила и позже вышедший Адский рай. Взгляните на титры четвертых серий обоих тайтлов:
  • Если быть точнее, то на количество режиссеров анимации. После взгляните на качество самих серий и на то как одно аниме превалирует над другим. Такая разница в качестве не из-за ни хватки денежных средств у Адского рая. Стоимость серии Рая как минимум не меньше чем у Бензопилы из-за раздутых титров. Просто над четвертой серией Бензопилы работал один из лучших режиссеров в индустрии - Тацуя Йошихара и множество крайне сильных аниматоров(K1RO, Тошиюки Сато, Исута, Хаято Куросаки, Yen Bm, Gem, Такаши Томиока и тд). Касательно того, почему Адский рай не может выдать хотя бы примерный уровень пилы и имеет серьезные проблемы в том, что у данного тайтла худший продюсер анимации Маппы Ватару Кавагоэ, который при этом слабо вовлечен в проект из-за другого своего тайтла, вследствие чего он поставил в качестве PD(производственный стол) Pёске Такахаши, который взял на себя часть обязанностей. Вот только он ещё слабее Кавагое. Т.е. Адский рай имеет такое посредственное тех.состояние не потому что бюджет, а из-за слабого управления и абсолютно сломанного планирования.
  • Если бы в аниме был один эндинг, то на сэкономленные деньги можно было бы нанять больше и лучше аниматоров? Нет, так как над адаптацией уже работал один из лучших стаффов в индустрии за последние несколько лет. Так же "большим" аниматорам, сакканом и эншуцу платили больше чем принято. Безусловно, далеко не все звезды индустрии работали над аниме. Некоторые отказались или из-за направления режиссера(Накая Онсэн) либо из-за своей занятости, а кого-то просто не позвали, потому что их стиль ни подходил направлению(Кай Икараши). Да и собрать всех именитых и сильных аниматоров для работы над одним тайтлом что-то из разряда фантастики, т.к. с каждым годом все больше аниме нуждается в качественной анимации, а количество профессиональных аниматоров растет крайне медленно. Вследствие чего они разбросаны по разным тайтлам, а некоторые могут работать над несколькими аниме, которые выходят в одном сезоне(Тошиюки Сато в бензопиле, Мобе и Боччи или Хиронори Танака: бензопила и Моб) из-за чего собрать их и привязать к одному тайтлу невозможно.
По итогу, раз бюджет не влияет на качество и стафф бензопилы крайне сильный, может появиться закономерный вопрос. Разве уникальные эндинги не сжирают силы и время аниматоров, которые в место этого могли больше внимания уделить на производство самих серий? Но и тут совершенно иная ситуация. Но перед тем хочу высказаться по поводу первого и двенадцатого эндинга. Про них говорить что-либо не имеет смысла, т.к. у первого нет визуала(кроме амв нарезки первой серии на
youtube
). Визуал двенадцатого я воспринимаю скорее как часть непосредственно самой серии, учитывая, как он органично вплетен в серию и какой плавный переход из эндинга в сцену после титров. Теперь пора перейти к остальным эндингам, и их можно разделить на две категории:
  • 1. Эндинги над которыми почти/вообще не работал стафф аниме. Это примерно половина эндингов. Т.е. аниматоров которых наняли только на работу над эндингами(которые и делали их зачастую в одиночку). Над самими сериями они вообще не работали и если бы не уникальные эндинги, то вообще не появились бы в этом аниме. Под эту категорию попадает
    youtube
    сделанный Хитомией Карией,
    youtube
    автор coalowl,
    youtube
    от Nanjou Saho,
    youtube
    от Масанобу Хираока и
    youtube
    создатель Kamata.
  • 2. Эндинги в которых непосредственно участвовал стафф аниме. Но даже тут не все так просто. Суть в том, что во втором отделе(там где производится Человек-бензопила и Магическая битва) была программа по обучению персонала, ей как раз руководил Накаяма. Она была нацелена несколько на бензопилу, а на весь отдел и будущие проекты. Во время производства первого сезона взяли всего троих: Ligton, Shouichi и Tentoten. Над самими сериями они работали мало, все трое были KA в 7, 10 и 12 сериях(сделали по не большому кату в каждой) и AD в 12 серии, а так же ниген в двух-трех сериях. Но как раз они были активны в эндингах, особенно в
    youtube
    ,
    youtube
    и
    youtube
    , где все KA принадлежат им. В
    youtube
    , где все трое были AD и Ligton на KA. Еще раз отмечу, речь идет только про ключевую анимацию, все остальное(режиссура, раскадровка, арт, композитинг итд) выполнено людьми которые над самим аниме не работали. К примеру Хиромацу Шу, который был режиссером, раскадровщиком и KA в своем пятом эндинге или Юки Камия, режиссер и раскадровщик третьего и
    youtube
    эндинга, KA в восьмом.
В общем, суммируя все выше сказанное, эндинги никоим образам не повлияли на итоговое качество адаптации. За них отвечали либо люди которые над самим аниме не работали, либо новички. В то время как основной стафф, так и промежуточный был сосредоточен работой над аниме. И я надеюсь, что в продолжение Маппа продолжит начатое в первой сезоне.

Итог
Оверхайп, причем явный(хотя вряд ли такой хайп вообще можно оправдать). Сюжет, лор и персонажи - это слабая часть данного аниме. И если мне на это всё равно, для кого-то это может быть критическим недостатком. С технической части тоже далеко от идеала. Для МАППЫ это явно экспериментальный проект:
  • Эксперименты с кинематографичностью.
  • Эксперименты с большим количеством анимации.
  • Развитие CGI и интеграция его в аниме.
  • Дали дебютировать Накаяме в качестве главного режиссера.
  • И самое главное - полное отсутствие производственного комитета. Т.е. сугубо их личный проект. Все риски в случае провала они берут на себя.
Это аниме пытается быть по качеству на уровне полнометражки. Но, увы, до полметра ему далеко.

В общем, это аниме на вечер. Я могу порекомендовать его людям, которые нормально относятся к тупому и черному юмору, готовым "отключить" мозги во время просмотра для того, чтобы насладится "графоном".

Итоговая оценка: 8,5(пока округлю до 9, в будущем, возможно, упадет до 8).

П.с. Исправил гифки вроде как. Но если будут проблемы: лагать или вообще не работать, предупредите меня.
П.п.с Спустя 3 месяца после написания отзыва, оценка упала до 8.

07.11.2023 отзыв был обновлен.