Для тебя, спустя XXXX дней
Атака Титанов — это крупнейший феномен в мире аниме и манги 2010-х, особенно это касается западной аудитории. Даже историю создания этой манги можно уже считать в какой-то степени притчей внутри индустрии, с неё я и начну свой отзыв.
История о юноше, который не умел рисовать
Cовсем молодой Хаджимэ Исаяма приехал в Токио из своего маленького городка, чтобы исполнить мечту и стать мангакой. Он давно вынашивал идею истории, был в ней очень сильно уверен и готов в любой момент реализовать. Единственной проблемой тогда (да и сейчас для кого-то) было то, что рисовал он из рук вон плохо. Редакторы Weekly Shonen Jump посмотрев на его каракули и странный сюжет про голых великанов едящих людей, естественно, вежливо отправили его восвояси, однако автор не сдался и все равно нашел издательство, которое впоследствии дало ему выпускаться в своем свежем ежемесячном журнале. Чудаковатый автор упорством выбил себе место, а WSJ теперь трижды подумает, прежде чем отклонять очередную работу.
Увы, даже после окончания арт-колледжа и долгой подготовки, с ежемесячным графиком выхода глав арт Титанов не вызывал высоких чувств. Однако запоминающийся дизайны чудовищ, которые похожи на людей под кривым зеркалом, удивительно неплохая работа с композицией и концептуальные интересные бои с применением тросов, а-ля паутина Человека-Паука, вперемешку с борьбой мехов, сделанных из плоти, по крайней немного сгладили негативный эффект. Со временем Исаяма научится все-таки выдавать приемлемые страницы чаще чем на одних разворотах, но кривые выражения лиц и необработанность рисунка будут напоминать о себе до самого финала. Очевидно, что крайняя уверенность из прошлого абзаца тут идет со стороны сценария и персонажей.
О персонажах.
В целом о персонажах можно сказать, что они простые и читабельные в основном. Этот прожжённый вояка с добрый сердцем, этот порядочный парень, который любит немного покрасоваться, эта притворяется доброй, но на самом деле думает о себе, эта наоборот, эта о картошке постоянно думает…сила Исаямы в том, как он использует этих незамысловатых персонажей, сталкивает их между собой, помещает в какие-то неординарные ситуации или просто дает моменты слабости, которые их очеловечивают. Соответственно, если в них сейчас нет особой нужды, они очень легко растворяются на фоне. Более конкретно стоит выделить трио гг.
Эрен Йегер – очередной кумир молодежи, птица высокого полета в кругу таксистов и не только. По существу, имеем любимый всеми типаж крикливого подростка, одержимого своей целью, в данном случае уничтожить титанов и отвоевать себе «свободу», бесконечная любовь и преданность к друзьям идет в комплекте. Его особенность по сравнению с жанровыми сокамерниками в том, что он не является моральным компасом данной истории, то есть автор активнее показывает его недостатки и дает им по-настоящему разыграться. Эрен гневлив и в целом не очень сообразительный малый, в придачу обладает достаточно хрупким эго, которое то и дело терпит удары, поскольку персонаж практически никогда не может сам решить свои проблемы. Исаяма как-то раз в интервью охарактеризовал его «рабом» данной истории, сверх того, признавался, что до момента выхода аниме не совсем понимал суть и направление своего гг, однако впоследствии определился. Получился не принц датский, да и не император британский, а неполноценный экшен-герой, и в этом его шарм.
Микаса Аккерман – приемная сестра Эрена, девочка с постера, у которой два лица – бравый воин, один из самый сильных персонажей манги, и фанатично привязанная к главному герою робкая барышня. Её проблема в том, что в основном она занимается тем, что на фоне режет Титанов, и её внутренний конфликт фактически существует крупицами в начале и конце истории, хотя играет определяющую роль, что по крайней мере интересно для женского персонажа в сенене.
Армин Арлерт – мозг группы, а также главный моралист/резонер манги, как обычно этот друг гг является почти диаметральной его противоположностью. С виду робкий и слабый, имеет внутри стержень и «чистую» мечту о том, чтобы исследовать разные уголки мира, но его разумный подход к вещам может периодически вести к проблемным выводам и компромиссам с совестью. По крайней мере, так это презентовалось в первой половине, где автор настойчиво пытался выставить его тактическим гением. По моим ощущениям, его проблема – он, несомненно, нужен сюжету таким, как его видит автор, но сам сюжет, как ни странно, не очень подходит персонажу. К слову, о сюжете.
Сценарий.
Первое, что людям бросилось в глаза – это показная жестокость и мрачность происходящего. Гротескные титаны, которые в самых ярких выражениях пожирали героев создали впечатление чего-то более серьезного. Имело место даже сравнение с Игрой Престолов, фанатом которой является и сам автор. На мой взгляд, подход к смерти у Исаямы гораздо менее талантливый – у него в основном погибают персонажи с табличкой «мясо» на груди, либо смерть происходит не исходя из действий и недостатков героев, как в ИП, а по какой-то достаточно очевидной сценарной причине. Есть и приятные отклонения от тренда, но их не так уж много.
Ключевой особенностью Титанов, которая ставила её на ступень выше других, – это скрупулёзное отношение автора к чеховским ружьям, которые создают видимость абсолютной продуманности истории. Буквально в первых же сценах заметно, что мангака оставляет крючок, который, скорее всего, использует в самом конце. Почти весь сюжет – это поэтапное раскрытие тайн вселенной, где следующее откровенное не только было каким-то образом автором очерчено ранее, но может зачастую очень сильно менять контекст предыдущих сцен, давая читателю дополнительную мотивацию к повторному прочтению. Особенно стоит выделить поворот с «подвалом», который является главной целью первой половины манги и выступает экватором всей истории. То, как автор его обыграл, сколько выдал до него информации, сколько потом ещё выдаст и как это все переписало динамику всей истории, как мне кажется, является главным достижением Исаямы. Увы, в какой-то момент из инструмента твисты и ружья превращаются в цель и одна из основных проблем второй половины, на мой взгляд, в том, что честной драме предпочтения отдают секреам и твистам, которые уже не так впечатлят человека, читающего мангу залпом, не говоря уже о том, на каком странном месте может остановиться эта матрешка открытий.
Я уже упомянула, что сюжет делится «подвалом» на 2 очень разные половины. В первой отважные скауты, включая главных героев, борются за выживание и свободу человечества. Предоставляя Титанов в качестве стихии автор отражает от их угрозы портрет человечества – максимально отважный с одной стороны, готовый каждую ложку перловой каши есть за благо всего мира и под пафосные речи жертвуя собой направо и налево, с другой стороны напуганный, жалкий в какой-то степени и находящий место для интриг и внутренних конфликтов, даже на грани полного уничтожения.
Когда же «свобода», казалось бы, отвоевана, а персонажи уже на пороге совершеннолетия история внезапно усложняется, а прямая линия развития превращается в круг. Вторая половина углубляется в темы политики и цикла ненависти, представляя это как клетку, в которой человечество неизбежно себя заперло. Исаяма идет ещё дальше на примере этого цикла поднимает более общую тему свободы и детерминизма. Тут все начинает, на мой взгляд, выходить из-под контроля – сюжет все равно по факту остается про подростков, решающих мировые проблемы, но сами эти подростки теряются в масштабных событиях, которые автор с трудом может прописать убедительно, потому что не может или не хочет тратить время на развернутую картину мира. Зато появляются прекраснейшие фэнтезийные элементы, которые ещё больше размывают логику сюжета, идеологический конфликт, который, по идее, ставится в центре, но то ли несущественен реально, то ли просто скупо поставлен, потому что твисты и экшен сцены важнее.
Концовка абсолютно логично приходит в точку, где все сюжетные перипетии сливаются в месиво. Читателю как бы предлагают самому выбрать ответы на все насущные вопросы, а с другой стороны, оставляет ситуацию так, что давать эти ответы желания нет. Даже пресловутые ружья, которых c десяток стреляет в финале, создают впечатление красивой головоломки (иди, читатель, снова прочти историю), как какой-нибудь «Довод» Кристофера Нолана, нежели красивой драмы на пример фильма «Темный рыцарь» того же режиссера.
Моя оценка: 7-8/10 за неплохих персонажей и множество интересных сценарных решений, которые не часто попадаются в других работах. Сейчас трудно сказать, какое будущее ждет франшизу, ещё недавно её готовы были заранее наречь современной классикой, но последняя арка сильно остудила эти возгласы. В любом случае, покуда существует эта гигантская тень среди сененов, я надеюсь, что мой отзыв поможет стать свободной от неё. Выбор остается за тобой.
2011 vs 2016 640x868