О техническом аспекте
Создатели аниме-сериала отлично постарались сделать из этой истории если не триллер, то уж очень напряженную психодраму: в первой серии мне вообще казалось что это будет мистический триллер о психопате-убийце (скрываю жанры в графе информации о татйле и вам советую!). Такой эффект достигается за счет 2х главных составляющих: режиссуры звука (под чем банально подразумевается отличный саундтрек в нужных местах в нужное время, особенно эмбиентные вставки) и режиссуры анимации (задники тоже красиво намалеваны, но не то чтобы это сильно выделялось). Дерганая анимация, плавно перетекающий из пост-рока в дарк эмбиент саундтрек , своеобразная анимация с помощью фотоперекладки (о которой, наверное, подробно расписано в какой-то из рецензий) отлично дополняют друг-друга и создают гнетущую атмосферу раздражительности и некоторой «психанутости», как бы подыгрывая главным героям, а часто просто создавая самодостаточные сцены, прекрасные сами по себе вне контекста произведения. Единственное что хотелось бы отметить, что не смотря на необычность выразительных средств, аниме явно от них же и страдает: сериал фейлит иногда с передачей эмоций персонажей. Вот смотришь ты на Накамуру, у которой появляется улыбка, а потом через пару секунд она уже недовольно кричит с такой же гримасой и ты сидишь в недоумении, спрашивая у сериала: «это она так проявляла эмоцию гнева, или же это был гнев сквозь улыбку, или же это было задумано так неопределенно как и есть». В общем, стремление к большему реализму иногда вылазит боком, нарушая простую изобразительность (еще стоит отметить ужаснейшие, просто иногда криповые улыбки и сами зубы персонажей, ну да и фиг с ним).
Сюжет и идеи
В «Цветах зла» я увидел историю давления, которое испытывают не вписывающиеся в культурные рамки своего окружения подростки, плотно смешанную с легкой социальной тематикой последствий (я бы не сказал что это подано как девиация, с другой стороны) фетишизма и социопатии, оформленной в любовный треугольник. Уже само описание говорит, что сюжет у нас не так-то прост (хотя фабула не то чтобы сложная или необычная), и это еще не учитывая вставки поэзии в первых сериях, которые могут поставить неопытному зрителю интеллектуальный барьер (справедливости ради, в этом есть доля правды: очевидно, что полноценное понимание этого аниме будет при условии полноценного понимания всех смысловых элементов , но это не значит что смотреть его нету смысла, если вы не знаете о чем писал Бодлер, можно провести аналогию с Каббалой и Евой).
Как сериал работает с этой тематикой? Я бы сказал, что работает он хоть и поверхностно, но с пониманием и самоиронией. Наверное, правильно сказать, что создателям либо было лень углубляться в проблематику, либо они «глубиной» пожертвовали ради отличной формы. Здесь я имею ввиду то, что сериал почти никак не показывает как герои стали такими, какие они есть (у героев совершенно обычное окружение, быт и родители, разве что у Накамуры не все так гладко), как и к ним относится мир: с Накамурой никто не говорит, ояш как ояш, при чем с друзьями и обычными подростковыми хобби, не считая странной помешанности на поэзии. Этого слишком мало чтобы посопереживать понять местами совершенно дикое поведение персонажей этого аниме, так что приходится додумывать самому. Я бы это поставил в минус, если бы сериал этого сам не понимал и не обыгрывал, как бы противопоставляя свои же тезисы: в 11й серии ояш сам признается, что ему нету от чего бежать, ведь он такой же обычный, серый и пустой как и все. Бодлера он до сих пор не понимает («книга, которая изменила мою жизнь») и просто кичится своей необычностью, какой он «не такой как все» (между прочим, отличный эпизод прозрения и взросления), ну и явно прослеживается насмешка над излишней романтизация образа девушки как «ангела» (ламповые няша, ага) и результаты пребывания в таком манямирке, но это уже очень поверхностно. Но, потом же, сериал снова спорит со своим тезисом, и герои снова называют жителей городка «говноедами» (в моем переводе), да и поэмку какую-то он настрогал: не хочу угадывать к чему это (то ли это путь из «серости», то ли метастазы недуга), но хорошо когда такие споры присущи повествованию.
Поднимает ли этим сериал вопрос о том, что, возможно, белые вороны - сами источники своих же проблем? Не знаю, но он у меня прозвучал в голове. Я бы даже сказал, что отношение окружения ояшу и Накамуре очень даже снисходительное (вспомним эпизод, в котором Нанако пришла домой к Касуке и что она сказала ему). Напрашивается вывод, что подлинной причной поведения героев, на самом-то деле, не является протест социальным проблемам и обществу, а тому, что сложно осознавать, что ты - самая обычная посредственность, но это уже пошли мои догадки.
«Цветы зла» - аниме, в котором именно форма вытягивает содержание. Я представил себе эту же историю, поданную через вездесущую моэ-стилистику /эстетику и как я дропаю такой сериал где-то на сцене ночного дебоша в классе.
Хорошо/10.