Как можно понять, основное содержание аниме - странствие Бальсы и Чагума, спасающихся от погони. Причём, нам постоянно показывают, что в это время происходит в императорском дворце, и, тем самым, включается сюжетная линия культурно-исторических изысканий молодого звездочёта Шуги, которая аккуратно знакомит зрителя с художественным миром произведения (один из лучших способов, что я видел в аниме), а также позволяет взглянуть на странствия Бальсы и Чагума со стороны. Таким образом, история спасения принца пересекается с другими сюжетными линиями: линией звездочёта Шуги, линией шаманки TorogaiТорогай, линией Тои и Саи, создавая более объёмную картину происходящего в сериале.
Основные события происходят в богатой и процветающей империи Новый Його. Эта страна сочетает в себе элементы феодальной Японии и юго-западного Китая: высокие горы, низины контрастируют с возвышенностями, огромные рисовые поля, чайные церемонии, отсутствие стульев или кроватей, отчего люди обычно сидят и спят на полу.
Сверхъестественное в мире Хранителя - это то, что скрыто от обычного человека и доступно лишь опытным шаманам, о нём знают лишь коренное население яку по легендам, которые передают устно. Имеется потусторонний мир и различные духи (в аниме представлены дух воды и хищные Ра Рунги). Под водой живёт водный народ, с которыми общается шаманка TorogaiТорогай. А сама Торогай владеет магией - этакими техниками земли из NarutoНаруто.
Об остальном мире "Хранителя" известно не так уж и много. На северной окраине Його находятся южные части Туманных синих гор, которые отделяют Його от суровой горной страны Канбал. К югу от Його находится страна Сангал и океан; на западе Його граничит с королевством Рота, которое страдает от междоусобных войн на почве дискриминации тех или иных меньшинств по самым разным признакам (от расового до статусного и экономического). В аниме Канбал можно увидеть в воспоминаниях Бальсы. Остальные же две страны лишь упоминаются в разговорах второстепенных и фоновых персонажей.
В плане сеттинга есть одна специфичная деталь - наличие огнемётов.
Бальса Йонса - опытный воин-копьеносец из далёкой земли Канбал. Ей около тридцати лет. Бальса обладает солидным ростом и мощным телосложением. Это отнюдь не типичная аниме-красавица; она предоставляет нулевой фансервис только для того, чтобы её рассматривали как символ силы и надёжности. И хоть Бальса - крутая здоровенная копейщица, но она не сверхсильная. Её могут прилично отделать; на её мастерство боя влияют самочувствие и травмы, состояние оружия. И выздоравливает она не за день. Всё, как у людей, а не сёнэн-превозмогателей. Легко ли вам припоминаются аниме с таким же боевым реализмом?
При этом Бальса - удивительно вменяемый и проработанный персонаж. Она работает телохранителем, спасая жизни других во искупление за то, что когда-то жизни других людей были отданы за её спасение (даосизм и конфуцианская этика). Бальса - довольно умудрённая и практичная женщина - становится, своего рода, приёмной матерью Чагуму.
Бальсе удаётся быть как материнской фигурой для Чагума, так и воином, способным сражаться сразу с несколькими противниками, и обе ипостаси кажутся вполне правдоподобными аспектами её характера.
Говоря о ней, как о воине, стоит коснуться и её принципа "не убий". Бальса поклялась спасти восемь душ, чтобы искупить смерть восьми воинов, посланных убить её в юности. Во-первых, не она убила этих воинов. Во-вторых, если бы их не убили, Бальса не выжила бы. В-третьих, чтобы иметь возможность безопасно охранять людей, которых Бальса защищает, лучше всего было бы убить её противников. Но к тому времени, когда настала очередь Чагума быть спасённым, она пообещала сделать это, не убивая никого. Это показывает, насколько высоко она ценит человеческую жизнь. И свою в том числе, ведь она никогда не сдаётся без боя. Разве она не великолепна?
Чагум – второй принц в императорской семье и носитель яйца духа воды. Крайне симпатичный персонаж: доброжелательный и открытый ребёнок. Чагум не раздражает, как мог бы обычно раздражать принц, привыкший к роскоши и особому статусу. Наоборот, он быстро осознаёт ужас ситуации, в которой оказался, и мужественно её принимает: не жалуется, не ноет. Будучи смышлёным мальчиком, он сразу понимает, что нужно приспосабливаться к обстоятельствам, если он хочет выжить. Чагум быстро адаптируется к жизни вне дворца, познаёт все тяготы и радости обыденной жизни. Интересно наблюдать, как царское высокомерие его прежнего положения постепенно сменяет снисходительность. Чагум любопытен и любознателен, задаёт вопросы и узнаёт больше об окружающем мире. Он потихоньку мужает: страх перед опасностью медленно, но верно сменяется вменяемой возрасту и возможностям смелостью, желанием уметь постоять за себя и не быть тяжкой обузой Бальсе, развиваются его социальные навыки, навыки самостоятельности. Тут стоит вспомнить древний мотив «принца в изгнании»: покинув пределы дворцовой клетки, особа голубых кровей знакомится с нуждами простого народа, проблемами государства и т.п. и таким образом становится «идеальным» правителем. Иллюстрацией такового в аниме может быть Arslan Senki (TV)Сказание об Арслане или в какой-то мере Guin SagaСага о Гуине.
Суровое, но заботливое отношение Бальсы к Чагуму утвердило её в роли значимой материнской фигуры для мальчика, что позволяет герою расти как человеку и даёт ему силы столкнуться со смертельными испытаниями, которые постигают его в конце аниме.
И хотя при первой встрече Бальса и Чагум являются незнакомцами, они постепенно проникаются друг другом. Чагум начинает доверять Бальсе и видеть в ней фигуру приёмной матери и учителя, а Бальса через заботу о Чагуме лучше осознаёт себя и своего наставника. Переломный момент в изменении отношения от вынужденного союза к некому родству происходит после того, как Бальса оказывается серьёзно ранена. Чагум очарован готовностью рискнуть незнакомки рискнуть своей жизнью, чтобы защитить его. Ближе к концу истории их отношения являются одной из самых сильных и увлекательных сторон сериала.
Когда мы стремимся помочь другим и делать добро, мы обнаруживаем, что можем построить связи, которых раньше не было, и найти для себя в этом благодать.
Кстати, мотив проклятого дитя, которого защищают неординарные воины можно встретить в сериале Scrapped PrincessВыброшенная принцесса.
Отдельно выделю работу сейю Naoto AdachiНаото Адати, которому на момент создания сериала было 13 лет. Его отыгрыш слабого и неопытного ребёнка, долгое время остающегося во власти чужих решений, невероятно убедителен. Наото смог отлично передать искреннюю юношескую невинность и чувство этакой никчёмности.
Танда – торговец травами из народа Яку, живущий отшельником в горах. У него недостаёт таланта для настоящего шамана, но он – хороший лекарь из-за того, что с самого детства лечит Бальсу. Он также работает путешествующим знахарем, торгуя своими травами с местными горожанами. Дружит с Бальсой уже около двадцати лет. За это время его чувства к подруге крепли всё больше и больше, однако он по определённым причинам не признавался ей.
Танда - искусно подобранная “фигура мужа” для Бальсы, занимающаяся стереотипно женственной, духовной деятельностью, которая требует спокойствия сердца и ума и столь же сложна, как и физические подвиги Бальсы.
Торогай - старая шаманка и учитель Танды. Знает много старых «заветов», способна к общению с жителями царства духов через воду. Её знания, опыт и способности в конце концов проливают свет на вопросы о природе духа внутри Чагума. Забавная бабушка, которая своими ужимками разряжает очень размеренное и местами серьёзное повествование аниме.
Жители города
Сразу после побега из дворца Бальсе и Чагуму помогают прятаться уличные сиротки Тоя и Сая.
Эти деревенские дети были спасены Бальсой от работорговцев и потому готовы пройти за ней через огонь и воду, иногда даже в буквальном смысле. Сая очень старательна и исполнительна, а Тоя не пропадёт в любой ситуации благодаря своей находчивости и расторопности. Эти ребята помогают Чагуму привыкнуть к жизни обычных людей. Как и у всех остальных персонажей сериала, их сложный внутренний мир с переживаниями и сомнениями раскрывается неторопливо из серии в серию. Хотя итог мне показался слишком приторным.
Жители дворца
Шуга – самый молодой звездочёт в истории и бывший наставник принца Чагума. Это добрый и уважительный молодой человек, предусмотрительный и решительный. О нём мало что известно, хотя он упоминает, что рос в небольшой рыбацкой деревне. На момент его представления ему около 20 лет. Его навыки позволили ему присоединиться к «Секретной службе» Микадо. Не веря в суеверия, исследует причину «недуга» Чагума и пытается предотвратить предсказанную засуху. Император Холу поручил ему работу над расшифровкой секретного тома, чтобы победить Водного духа.
На примере этого персонажа показано как «важно сохранять знания, дабы не терять связь с прошлым», да и что надо критически подходить к политико-историческому материалу, т.е проверять, изучать, формировать своё мнение. По мере развития сюжетных перипетий дворца затрагивается проблема фальсификации истории в политических целях. Сюжетная линия изысканий Шуги показывает, как кажущиеся безобидными нынешние традиции могут дать подсказки к важным событиям прошлого. Наблюдать за героями, которые пытаются докопаться до правды, одно удовольствие. Я уж не говорю о том, что необычно наблюдать, как персонажи приходят к заблуждениям, сомневаются и т.п., основываясь на своём опыте и знаниях, знаниях предков, обращаются к скрижалям и манускриптам.
Император - отец Чагума. Из-за заблуждения, что Чагум был охвачен злым духом и что это повлечёт за собой страшную засуху, он приказывает, чтобы его сына привели к нему для казни. Император глубоко скорбит о сыне, которым он вынужден пожертвовать, чтобы спасти жителей государства от мора из-за засухи. Император и его слуги всегда делают всё возможное и выполняют свой долг наилучшим образом. Даже когда эта обязанность болезненна, император движим заботой о своём народе. В этом есть что-то благородное, и сериал углубляется как в достоинства, так и в опасности такого бескорыстного служения. Как правитель Император ставит выживание королевства больше жизни своего ребёнка. Но даже решение заботиться о других больше, чем о себе, может стать пороком, если зайти слишком далеко.
Вторая императрица (Ни-но-Кисаки) – мать Чагума. Редко появляясь на экране, она всё же производит определённое впечатление. Вторая императрица не является стереотипом покорной и подобострастной женственности. Когда её сыну угрожает опасность от собственного отца - императора, она не упускает возможности защитить своё дитя, нанимая Бальсу. И хотя её цели куда более эгоистические, нежели у императора, всё же сложно упрекнуть мать в желании защитить ребёнка, который, по сути-то, не виноват в том, что оказался хранителем яйца водного духа.
Охотники
Тайная гвардия Микадо, которая так скрупулёзно выслеживает Бальсу и Чагума, изображены как люди чести, воины, которые уважают боевые навыки Бальсы. Эти неутомимые гончие псы с самого начала представлены отнюдь не безликими убийцами и совсем неглупыми. У каждого есть свой талант, например, с фотографической памятью.
Охотники всё продумывают и тщательно вырабатывают стратегию, а не просто бросаются в опрометчивые действия. Конечно, иногда они действуют непродуктивно, но почти всегда это происходит из-за недостатка знаний, из-за заблуждений, а не из-за безрассудства. Они даже готовы признать свои ошибки, и соответственно, поменять свою точку зрения, что в конечном итоге не оставляет в истории настоящего злодея, кроме ужасного Ра Рунга. Да и тот является лишь частью природного процесса.
Да, в "Хранителе священного духа" нет ни одного сугубо отрицательного героя: люди действуют из лучших, в меру своего невежества, побуждений, ради какой-то цели, которая для одних может и плоха, но для других благо, а «монстры» подчиняются законам природы. Нет фанатиков, нет абсолютных слепцов, все строят своё мнение исходя из фактов на данный момент, как только выясняется иной путь для достижения цели, он или она выбирают его. Все изменения намерений и взглядов логичны и обоснованы. Мало какой аниме-сериал может предложить зрителю такую моральную сложность и неоднозначность.
Также в этом сериале вы не увидите никаких суперспособностей с дурацкими названиями. Если элитный императорский убийца прыгает с 10-ти метровой высоты, он смещает центр тяжести при падении и делает перекат, благодаря чему ничего себе не ломает. Единственно, можно придраться к обезьяним прыжкам императорских бойцов по деревьям – навевает мысли о китайских фильмах в жанре уся (но там вообще элегантные порхания по крышам) или старых добрых боевиках, вроде «Манускрипт ниндзя».
Теперь о недостатках.
Начнём с субъективных. Бальса и Чагум являются центральным направлением развития образов сериала. На их фоне личные драмы второстепенных персонажей почти незаметны. Из второстепенных ролей лучшее развитие получает звездочёт Шуга. Впрочем, ему на руку играет хронометраж в виде отдельной сюжетной линии, которая влияет на все остальные. Свою толику развития получают и образ императора, который заботится о благе народа, но в то же время и рад, когда выясняется иной путь предотвратить засуху. А учитывая, что императора зритель видит редко, то и жаловаться как-то нехорошо.
Если уж придираться, то из всех персонажей, которые имели возможность для развития, но его так и не получили (в плане завершения внутреннего и внешнего конфликтов), можно выделить лекаря Танду. Зрителю довольно хорошо объясняют его проблему с Бальсой. Но в итоге чувства Танды не находят выхода. Казалось бы, Бальса спасёт-таки Чагума и выполнит свой обет. К тому же, во время этого задания она приобретает опыт материнской заботы о ребёнке. И после расставания с Чагумом Бальсу уже ничего не должно удерживать от того, чтобы остепениться с таким подходящим, практически родственным ей человеком, как Танда. Но авторы решили проигнорировать художественно оправданное направление happy end'а, оставшись верными духу книги. Впрочем, сюжетную линию Танды можно интерпретировать как историю несостоявшейся любви.
Теперь об объективных проблемах. Персонажи сериала имеют привычку старых добрых детских произведений говорить сами с собой вслух, но коротко (примерно, как в Mirai Shounen ConanКонан — мальчик из будущего или Навсикае из Долины ветров). И хотя эти заметки очень интересны: мысли о различии мировоззрения богатых и бедных, замечания о культурных особенностях в той или иной местности, меткие детали происходящей ситуации – всё это помогает лучше вникнуть в сеттинг и происходящее, но в аудио-визуальном искусстве лучше показать.
Из-за вышеуказанной причины, бесконечные внутренние монологи отсутствуют напрочь. Есть один сентиментальный монологище Чагума с метафорой тигрицы, но он к месту, да и один раз – терпимо.
Кстати, эту проблему осознавал и режиссёр Кэндзи Камияма, о чём делился в интервью. Роман, на котором основан сериал, короток и имел меньше событий, чем требовалось для 26-ти эпизодов. Поэтому пришлось компенсировать проблему наполнения филлерами о тех или иных персонажах.
Не менее сурова в Хранителе чрезмерная болтовня. И это объективный недостаток. Особенности художественного мира зачастую не столько показываются, сколько рассказываются. Обилие диалогов намекает на топорную адаптацию художественного текста. Аниме-адаптация романа с ярко выраженной диалогической формой требует от режиссёра определённой фантазии. К несчастью, Камияма таковой в данном моменте не проявил.
Хотя есть и психологически напряжённейший эпизод, выполненный в таком ключе. Бальса и Чагум идут к кузнецу, чтобы починить копьё. Кузнец - верноподданный императора, и к тому же подозревает о том, что Чагум - принц и что они с Балсой в бегах. Он чувствует себя обязанным сообщить. Бальса должна попытаться убедить кузнеца, чтобы тот их не выдал; но умолять или уговаривать не совсем в её характере. Напряжение резко подскакивает, когда охотники императора заходят забрать своё оружие. Чагуму с Бальсой приходится прятаться в доме кузнеца. Пока кузнец заканчивает работу, он рассказывает охотникам, что такое "завершённый меч", и дополняет свою мысль историей воина, защищавшего ребёнка любой ценой. Какое напряжение! И всё это сделано с помощью ситуации и диалогов при минимуме анимации! Эта серия о людях, сидящих и разговаривающих друг с другом! И при этом такой захватывающий эпизод. Это не говоря о том, как сильно история, рассказанная кузнецом, выражает пафос "пути воина", отражённый в аниме-образе Бальсы и истории её учителя.
Также имеются диалоги, которые, по моему мнению, не были необходимы и могли быть сокращены, поскольку их отсутствие не имело бы существенного значения. Постоянная болтовня в нескольких плавно сменяемых сюжетных линиях вкупе с меееедленным повествованием может быть довольно утомительной для зрителя. В общем, этот сериал для очень терпеливых.
Тем не менее, история "Хранителя священного духа" охватывает путешествие от начала и до конца. Будучи довольно простым, сюжет радует последовательностью и обоснованностью событий, отсутствием сюжетных дыр, отличается следованию художественной логике действия. И даже филлеры в плане новых историй относительно оригинального романа, который значительно короче, выполнены очень хорошо, отдавая силы на лучшее изображение Чагума и Бальсы.
Подробности о филлерах можете почитать в комментарии
1. Аниме-адаптация привносит в мировоззрение Бальсы нежелание убивать, которого у неё нет в романе. Причём, её принцип "не убий" выражается, скорее, как реакция на ужасные инциденты в прошлом, нежели простой способ сделать Бальсу “положительным героем”.
2. В связи с этим имеется и целый мини-сюжет, отсутствующий в оригинальном романе. Заставить Бальсу оказаться в ситуации, когда она действительно должна попытаться кого-то убить, - очень хорошая идея с художественной точки зрения, но совершенно плохая для её подстрекателя. Я уже упоминал, что все персонажи в аниме приятные и вменяемые. Так вот, всё, кроме этого.
3. Иначе изображён наследный принц Чагум. Сильно урезан контакт мальчика с духом воды. В аниме сделан больший акцент на роли принца в изгнании.
4. Совсем иными показаны отношения Чагума с его братом Сагумом.
5. Событий 11-13 серий нет в оригинальном романе (филлеров о Бальсе и Танде, Тое и Сае). Кажется, отступающие от основной линии повествования, они либо играют свою роль впоследствии и помогают пониманию основной сюжетной линии, либо лучше (или иначе) раскрывают характеры героев, что впоследствии опять-таки играет роль в целостном восприятии истории. Например, в одном из эпизодов Чагум наблюдает за играми, особенно детей своего возраста. И впоследствии, когда мальчик осознаёт своё положение и перед ним встаёт выбор между желанием жить и принести себя в жертву ради народа, такие моменты "slice of life" становятся аргументом в пользу того, почему Чагум всё же не хочет умирать. Смирившись с обстоятельствами, мальчик вспоминает о тех переживаниях, которых у него никогда не будет, а не срывается перед лицом смерти. Или возьмём отличную 13-ю серию о Бальсе, которая является ключевой в развитии персонажа.
6. Светлокожая Нина из романа стала смуглой Нимукой. Ну и не только...
Всех светлокожих Яку перекрасили в тёмное, якобы ассимиляции никогда и не было, а тупенькие Яку сами по себе свои легенды забыли. Зато облачиться в национальную одежду при этом в аниме не забыли, хотя в оригинале они ходили в обычной крестьянской одежде, которую как раз все белые (и не белые жители теперь тоже) и носят.
1) Зачем компания Бальсы пошла в дальнюю деревню?
1607x9041607x904
2) Что компания друзей видит и слышит в этой деревне? (обратите внимание на цвет кожи)
1607x904
Получается, "амнезия" напрямую связана с ассимиляцией. И проблема больше в том, что культурные и торговые связи, объясняющие этот момент в аниме толком не показаны. Всё скинуто на близость "цивилизации", т.е. географию.
6. В романе был только один Ра Рунга. Возможно, авторы хотели показать большее разнообразие фауны Наюга, но смена перспективы с одного крайне опасного врага из потусторонья на кучу тварей, с которыми кое-как можно сладить (тут и огнемёты пригождаются), как понимаете, ослабляет напряжение по пути к кульминации. В итоге это изменение довольно бестолковое.
7. В романе Чагум просто выплюнул яйцо в разгар боя с монстром, тогда как в аниме происходит "рождение" яйца духа. Между частями эпизодов имеются пояснительные вставки, в которых мониторится развитие яйца.
В рамках этого "Хранитель священного духа" изображает борьбу за сохранение культуры, когда старые традиции разбавляются новыми практиками. Различия между Новым Його и коренным населением Яку имеют прямое отношение к сюжету. Например, Яку с помощью шаманов общаются с духами и передают свои легенды и истории через устную традицию, в то время как Империя фокусируется на достижениях в науке, а их история записана на скрижалях и хранится в огромных библиотеках. Обе традиции имеют преимущества и недостатки. Как выясняется позже, исторические записи Нового Його не застрахованы от подделки, а вследствие расширения империи почти вымер вид птиц способных предотвратить засуху. И всё население Нового Його могло пострадать оттого, что устные традиции коренного народа были проигнорированы.
Возможно, это своеобразный комментарий к реальной истории Японии. В то время как две этнические группы имели жестокие конфронтации, наибольший ущерб был нанесён, когда японское правительство активно маргинализировало сообщество айнов, начиная с периода Токугава, запрещая айнам говорить на своём языке и заниматься традиционными ритуалами, а затем строя школы, предназначенные для ассимиляции населения. И только в 2019-м в Японии за айнами был законодательно закреплён статус коренного народа. Возможно, даже непреднамеренно, такие работы, как "Хранитель священного духа", и другие сериалы, посвящённые айнам, вроде Golden KamuyЗолотое божество, оказали влияние на национальную психику.
"Хранитель" также продвигает пафос ценности человеческой жизни. Бальса искусна в обращении с оружием, но главным её принципом является "не убий". Обеспокоенная лишениями жизней ради сохранения её собственной в прошлом, Бальса клянется никогда не забирать другую человеческую жизнь. Даже столкнувшись с искушением, когда смертельный удар по её врагам переломит ситуацию, она воздерживается, вместо этого выводя из строя своих противников тщательно нацеленными ударами или подавляющей силой.
Ненасилие также распространяется на сохранение природного мира. Бальса стремится не только защищать Чагума, но и духа воды, которого он носит в себе. Благодаря этому путешествию мы узнаём, что рост империи Новый Його оказал большое влияние на флору и фауну. Сериал даже заходит так далеко, что описывает элементы пищевой цепи; лягушки высоко выпрыгивают из воды, чтобы поймать жуков, а птицы, в свою очередь, охотятся на этих лягушек, ныряя, чтобы достать их. Внимание к этим деталям выдаёт чисто японскую чувствительность к естественным циклам и сезонам жизни.
Из-за этой чувствительности забота Чагума об окружающей среде вокруг него провозглашается добродетелью. Его старший брат Сагум хвалит того за то, что Чагум вернул к жизни раненую птицу, и Сагум держит вылеченную птицу в качестве домашнего животного. Чагум также вмешивается в игру детей, в которой они прихлопывают прыгающих лягушек из воздуха, страстно объясняя, как это мешает их кормлению.
Напротив, Микадо и его звездочёты (прежде всего, Master Star ReaderГлавный звездочёт) изображены поначалу корыстными интриганами. Они быстрее убьют принца, чем будут утруждать себя выяснением иных подходов к решению проблем, и эта тактика несёт в себе потенциал для ужасных последствий. Их невежество и гордость могли иметь последствия не только для их мира, но и сказаться на мире духов Наюге.
Богатое использование цветовых и световых эффектов, будь то солнечный вечер, бурная ночь или даже под водой, выделяет сериал среди любых других аниме.
Но есть и огрехи. Прогрессивное воспроизведение 24fps не отражает исходную частоту кадров там, где использовалась анимация 30fps, отчего наблюдается рывки. Это особенно касается многих CG-элементов, вроде импульсов рядом с водяным колесом в эндинге.
спойлер
Ближе к концу выделяется песня-вставка, предназначенная для представления детской песни яку, относящейся к сюжету, которая является хорошим дополнением к важным поздним сценам.Опенинг "Shine" за авторством TetsuyaТэцуя и Jun AbeДзюн Абэ исполнен легендарным коллективом L'Arc~en~Ciel (Great Teacher OnizukaКрутой учитель Онидзука, Fullmetal AlchemistСтальной алхимик, Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku RomantanБродяга Кэнсин). Визуальный ряд даёт представление о путешествии Бальзы, которое приводит её к принцу Чагуму, а также кратко представляет основных действующих лиц. Значение продуманных визуальных метафор становятся более очевидными к концу сериала.
А вот что хочется обругать, так это работу звукорежиссёра Noboru HaraguchiНобору Харагути: громкие звуки ударов чего-нибудь обо что-нибудь, музыка порой заглушает озвучивание (она громкая даже в руфандабе, где звук немного приглушили!), речь некоторых второстепенных персонажей и Торогай иногда сильно тише Бальсы и Чагума, а порой голос Бальсы громче всех остальных на два порядка, хотя она не кричит.
Зрителям незачем иметь предварительного знания оригинального романа, и это делает повествование сильным и внушительным, поскольку оно полностью объяснено и завершено. По сути, "Хранитель священного духа" преуспевает в изображении нравственной истории о воине, который не хочет убивать, и ребёнке, который не хочет страдать от печальной судьбы, дарованной ему. То, как герои справляются с испытаниями, делает сериал особенным. В сочетании с превосходной анимацией и захватывающей музыкой это аниме явно стоит просмотра.Возможно, секрет в том, что этот сериал основан на серии книг (первом томе), а литературный первоисточник на порядок сильнее любой манги, поскольку содержит больше информации и, безусловно, продуманнее. Эта ощутимая «книжность», которая чувствуется и в сюжете, и в темпе, и в общей направленности повествования, придаёт «Хранителю» некий привкус классики. Своего рода вещь в себе, без намёков и отсылок. Здесь нет обязательных в каждой серии боёв, призванных удерживать внимание избалованного зрителя, нет "Черных Властелинов" и вообще эффектного иррационального зла, сериал не потакает поклонникам мыльных опер и вряд ли понравится любителям эмоционального стриптиза. Последовательный, открытый и, на первый взгляд, слишком понятный, он впечатляет как раз своей выверенной простотой: словно дверь в мир-мечту, где на небосводе то одна, то две луны, где легко различают добро и зло, а на честность отвечают искренностью.(Из рецензии Расселла Д. Джонса).
Плюсы:
- Качественный и серьёзный сюжет без какого-либо фансервиса и кривляний Стального Алхимика. Трогательный финал.
- Интересные и проработанные персонажи. Они являются "продуктами" своего общества и опыта. Их сюжетные линии органичны и правдоподобны, а сюжет движется их действиями.
- Сложная моральная подоплёка в мотивации персонажей. Антагонисты действуют из благих побуждений, а герои из куда более эгоистических. Стоит ли "гармония мира... слезинки замученного ребёнка"?
- Нравственный пафос.
- Отличная графика и анимация. Завораживающие фоны реалистичные облака, отлично срежиссированные сражения, частая анимация движения ветра и волос, движущиеся статисты на заднем фоне.
- Хорошее музыкальное сопровождение, уместно работающее в каждой сцене.
- Медленное развитие действия после завязки.
- Не самый полезный филлер о сиротах. Хотя и не самый плохой.
- Мало сражений. Сериал больше внимания уделяет развитию персонажей.
- Много бесполезной болтовни. Некоторые диалоги можно было сократить.
Целевая аудитория: скорее, сэйнэн. Неторопливый темп и малое кол-во действия может не понравиться юной аудитории, особенно любящей современные фэнтези-исекаи и молодёжные боевики. Из более подходящих такой аудитории аналогов - Guin SagaСага о Гуине. И всё же "Хранителя священного духа" я настоятельно рекомендуется поклонникам тв-ва студии Ghibli и просто размеренных фэнтези-сериалов.
Похожее: Kemono no Souja ErinЗаклинательница зверей Эрин, Shika no Ou: Yuna to Yakusoku no TabiОлений король: Обещанное путешествие с Юной, MushishiМастер муси.
Что-то ещё по теме пафоса ценности человеческой жизни (мотив "не убий"): TrigunТриган, Grenadier: Hohoemi no SenshiГренадёр: Улыбающаяся воительница, Black CatЧёрный кот. Есть ещё Trinity BloodКровь Триединства, но я бы не рекомендовал.
1. Рекомпозиция;
2. Убрано лишнее (сокращено 30% старого текста), доработана каждая глава (добавлено много нового текста).
3. Учтены замечания в комментариях.
4. Обновлены скриншоты, добавлены новые.
@Cofe.Dog,@had25,@Eccentrici@Пазу, То есть раньше тут было на 30% больше текста, у меня вопрос, куда больше?И ещё мне стало интересно, ты сам сделал гифки или ты их брало с какого то ресурса?
@Пазу@Cofe.Dog, скорее, было 30% излишнего текста, вроде статейной информации о не самых важных персонажах или отвлеченной писанины о воспитательной ценности сюжетной линии Чагума. С доработкой кол-во текста увеличилось почти вдвое от исходного.Гифки позаимствованы у
@Clear Foe, из ее сообщений в топике Бальсы. Хотя какую-то одну нашёл в сети с большим разрешением.@Пазу, аааа, вот оно чтоА почему ты не используешь систему оценок в рецензиях?
@Пазу@Пазу, Насколько хороши реализм и отсутствие магии применительно к произведению в жанре фэнтези, который рассматривается как основной? В вашей рецензии это отмечается как плюс. Можно было бы сказать, что здесь имеют место не классические мотивы меча и магии, а скорее народные и синтоистские, но если сравнивать с тем же Мушиши, то их влияние кажется довольно слабым и раскрывается только ближе к концу сериала. В итоге получается эдакая мелодрама в китайском сеттинге с элементами боевика про женщину воина, заботящуюся о ребёнке - мне в общем-то только и запомнились её образ и общее впечатление от пейзажей путешествия. Является ли качественным столь растянутый сюжет - тоже неоднозначный вопрос, ровно как и степень реализма аниме с почти полным отсутствием тех самых кривляний и фансервиса. Нравственный пафос тоже довольно спорный и наивный - почему средневековый самурай вдруг должен рассуждать по Достоевскому с заповедями про "не убий"? Учитывая веяния буддизма, такой воин может и не стал бы убивать без необходимости (хотя исторически подобное, как правило, не подтверждается), но для него это тоже часть пути, дело чести и способ выполнить приказ. В целом неплохой сериал на любителя, качественный, но как фэнтези - весьма сомнительный. Мне нравятся многие тайтлы в жанре сэйнен, повседневки, сериалы о воспитании детей, но здесь получилась ни рыба ни мясо, а в плане сюжета "современные фэнтези-исекаи" зачастую просто интереснее. Такое аниме подойдёт скорее любителям исторических тайтлов с китайщиной, нежели фэнтезийных.@Пазу,@ПазуФэнтези не обязательно предполагает мотивы меча и магии, это произведения, основанные на использовании мифологических и сказочных мотивов, о котором вы и упоминаете.
Дело в том, что общение с духами - основная концепция Мушиши, а главный герой её постоянно реализует.
Он растянут не просто так. Они работают на лучшее изображение главных героев и на выражение их тем, как в случае с Бальсой или деревенскими сиротами. По мне, филлерные серии самые интересные. Хотя филлеры Тое и Сае, скорее, чтобы были.
С художественной точки зрения излишний фансервис - зло.
А почему бы и нет? Или вы считаете, что Средневековый человек не мучился такими вопросами? Почитайте Августи, что ли, или истории основания разных буддистских учений. К тому же, моральный пафос одной сюжетной веткой Бальсы не ограничивается.
Это же художественное произведение. Тут надо смотреть с точки зрения художественной логики, выраженности темы и т.п. С этим у аниме всё в порядке.
А как бы вы обозначили жанр: Исторический боевик с элементами фэнтези?
@neyoki@Yazgorot, ответ в профиле в конце первой вкладки "Система оценок".О растянутости подробнее не скажу, но всё-таки осталось ощущение, что чего-то не хватает.
Насчёт излишнего фансервиса согласен, но нужно и не перегибать в обратную сторону, особенно когда идет речь о женщинах в средневековье. В качестве примера того фансервиса, о котором я говорю, можно привести сцены из Берсерка. Если же понимать фансервис в слишком широком смысле, то для меня искусство вообще полностью из него состоит, включая всякие философствования как практику для релаксации, фитнеса мозга и языка.
Конечно задумывались, но мне кажется взгляд на них был под несколько другим углом. Это действительно скорее художественное решение, и к нему можно относится по разному, но из-за некоторого диссонанса как-то не увязывается у меня подобное.
@ПазуКогда эти философствования не играют роли в продвижении идеи, то да, это фансервис.
Так и у Миядзаки за одним исключением её маловато, но то, что есть, используется довольно прагматично.
@neyoki@Пазу, если бы делали совсем как в реальности, уверен что не обошлось бы без какого-нибудь кринж моментика, а подобное как-то, не знаю... ламповее может сделать тайтл, что-ли, раскрыть героев и добавить эмпатии. Про философствования - имею ввиду прямо таки любые, даже основная идея это то, от чего зрители получают удовольствие и, зачастую, то ради чего смотрят, если мы говорим о любителях артхауса и концептуальщины. Насчёт Миядзаки не соглашусь, слишком уж у него шикарный и волшебный сеттинг получается, взять ту же Принцессу Мононоке - как будто эльфом побывал на пару часов, хе-хех.@ПазуВ таких работах зачастую режиссура доставляет удовольствие, т.е. сам характер тем и способ их выражения. Я, как любитель авторских работ, обожаю тв-во одних режиссёров и не переношу работы других. И у всех моих друзей аналогичная ситуация. А заумь или неординарность может доставлять удовольствие только в пору вхождения в такие работы, потом уже относишься к этому спокойнее.
@neyokiОх, это вообще очень сложный вопрос, неординарность или заумь в некотором смысле могут и в работе режиссёра присутствовать, и даже оператора. Сами режиссёры и сценаристы любят играться со всякими интересными метафорами, которые мы зачастую можем интерпретировать на свой лад, такой вот своеобразный домик Джека. Форма и содержание для них тесно переплетены, а что именно из этого в итоге доставляет удовольствие, лично для себя сказать не могу, ровно как и сформулировать, что было главным в том или ином произведении - где эта тонкая грань между "помогает раскрывать сюжет" и "является его частью".
@Пазу@neyoki, думаю, ты имеешь ввиду авангардистские работы, которые пытаются выразить невыразимое и зачастую изначально не знали, о чем создавали произведение, вроде Яйца ангела, или как раз постмодернистов, у которых произведение может быть игрой, аттракционом, вроде Wonder Egg PriorityПриоритет чудо-яйца, где сюжетные дуги персонажей не завершены, но в этом и суть конфликта, или вообще История мечей. Это, конечно, отдельная тема. В первом случае в пору говорить о сложности (обычно идея проста), во втором - об оригинальности и стиле (деконструкции, субверсии, пародирование). Ну и о фансервисе. У авангардистов даже обнаженка - предмет для слома мозга, нежели получения удовольствия, а толковый постмодернист будет фансервис разыгрывать, т.е. совмещать приятное с полезным, как например в Kill la kill, где обнаженка является либо игрой с тропом махо-седзе, либо с выражением коренного концепта, что одежда носит людей. Конечно, есть грайнхаус, но это и большинство постмодернистский работ - китч, т.е. дешевка, аттракцион.@neyoki@Пазу, именно. К сожалению, нет времени для того, чтобы ответить кратко.Не всегда понятно, что является предметом произведения, и как его интерпретация связана с задумкой автора. Не факт что писатель хотел выразить хотя бы приблизительно то, "о чём" считаются его работы. На форуме я люблю приводить в качестве примера работы Кафки: какой-нибудь Замок по сути буквально является недописанным этти гаремником, где герой куда-то ходил и с кем-то разговаривал, а литературоведы говорят, что это произведение о пути к Богу. Мрачные сказки превращаются в остросоциальную сатиру или выражение экзистенциального ужаса. И подобное происходит постоянно.
Само понятие сюжетных дуг персонажа, как и в целом некой сюжетной линии, в современном виде не совсем актуально, это может быть и несколько параллельных нитей, сплетающихся в одну, расплетающийся клубок или ризома. Подобно развитию представлений о структуре времени, начиная от замкнутого и линейного к более сложному, эволюционирует и структура хронотопа в художественных произведениях. Идеи зачастую и сложные, и оригинальные, и стильные.
Среди около-авангардистских произведений тоже существует своя градация, связанная с сюжетом. Есть Сонни бой, где он в метафорическом ключе постепенно раскрывает основных персонажей, но тем не менее, пересказывать или понимать там практически нечего. Есть Эрго прокси, в котором присутствует как де факто классический линейный киберпанковский сюжет, так и многослойный мотив о Боге. И если рассматривать первый слой как основной, то все встречающиеся философский отсылки - это фансервис, а если последний - то всё встаёт на свои места. Причём не факт, что режиссёр к этому вообще причастен. Можно подумать, что серия, в которой Винсент и Рил просто проводят один день в затишье - это некий "пляжный эпизод", а романтику добавили чисто для фансервиса. А кто-то скажет, что это одна из основных линий. Приоритет чудо яйца находится где-то посередине между этими тайтлами. В общем-то они на 90% состоят из фансервиса, но становятся ли от этого плохими, аттракционом, фастфудом и жвачкой? Теряют ли почву для размышлений? Я думаю что нет.
Также можно сказать, что термин фансервис подходит для критики только средних, простеньких произведений, но никак не знаковых. В хороших произведениях даже самый казуальный и примитивный фансервис вроде панцу шотов уже давно стал мемом, пародийным элементом - зритель ждёт его появления, а автор стебётся и играет с подобными моментами.
Килл ла килл кстати и в правду неплохой пример, хоть по форме он мне и не понравился. Основной вопрос в том, насколько профессионально автор подходит к подобным вещам. Если задуматься, то принятие душа или ванной это довольно важный, медитативный момент, в котором люди часто придаются размышлениям. Иногда вообще получаются легендарные сцены вроде крика в Перфект Блю. А, например, когда взрослые мужчина и женщина в контексте романтической линии ведут себя как буддисты, постигшие дзен, это выглядит нелепо. Любой, даже самый отвязный фансервис можно простить, если он сделан интересно, правда в таких ситуациях он обычно выписывается из этой категории.
@ПазуТочно то же мы можно сказать и о творчестве Пелевина: используя мифологию разных народов, писатель заставляет героев своих романов («Чапаев и Пустота», «Поколение “П”») блуждать по «лабиринту смыслов» в поиске обновленного
представления о реальности.
Мне кажется, так и есть.
А вот тут сложно. По идее, Рил - клон Монады, т.е. симулякр. И тут такая проблема: может ли копия иметь настоящие чувства? Я нынче плохо помню 17-й эпизод, чтобы рассуждать на эту тему подробнее.
Когда фансервис преподнесен с визуальной изюминкой и каждый раз оригинально, как это бывает у Шафт, то ещё ничего. Но когда шутки про трусы повторяются из раза в раз, а женское бельё - откровение для ОЯШа, как в MiyukiМиюки, то, простите, это проблема.
640x480640x480640x480640x480640x480640x480
Думаю, магия в фэнтези так или иначе будет как проявление природы мира (духи, источники силы, волшебные руны, сила истинных имён и т.п.) или потусторонних сил. Мне вот вспомнился фильм "Золотое приключение Синдбада", где всего один волшебник, и магия является результатом контракта с демонами, а цена за её использование очень высока. Вот это я понимаю баланс.
1006x768
@neyokiСоветский Кастанеда, блин. Вообще, мне тоже нравятся более ранние произведения, сюда же ещё Омон Ра, а дальше уже как придётся. Контракты не пошли на пользу.
Думаю вполне может, когда-нибудь в следующем году, вероятно, выйдет рецензия...
Именно, когда авторы соревнуются в остроумии, оригинальности или абсурдности, получается не так отталкивающе.
@Пазу, Бальса красива, и громче не на 2 порядка (100 раз).