целью данной рецензии является в первую очередь разбор нуарной составляющей аниме Noir, сравнение с классическими нуарными фильмами и выяснением того достойно ли данное аниме считаться нуарным
[Дисклеймер! рецензия содержит спойлеры, перед прочтением рекомендуется ознакомится с сериалом самостоятельно, вся необходимая информация для рецензии была взята из источников в интернете (источники будут указаны в конце рецензии), а так же на основе собственного опыта просмотра нуарных фильмов]
Для начало немного о том что собственно такое "нуар"
т.к. эта информация напрямую к аниме не относится она спрятана под спойлер
Строго говоря NoirНуар не является классическим нуаром, оно цветное и в нем слишком много экшена (Фильм-нуар (от фр. film noir буквально "чёрный фильм") - это кинематографический термин, используемый для описания стилизованных голливудских криминальных драм, особенно тех, что подчеркивают циничное отношение, пессимизм и сексуальные мотивы. Расцвет жанра пришелся на 1940-50е годы, этот период считаются "классическим" для американского кино-нуара. Фильмы-нуар этой эпохи ассоциируются с темным, черно-белым визуальным стилем, который уходит корнями в кинематографию немецких экспрессионистов.
слева "Кабинет доктора Калигари" (1920), справа "Носферату, симфония ужаса" (1922) Многие сюжеты в нуарных фильмах были написаны под большим влиянием американской бульварной/криминальной литературы 1920-30ых годов или напрямую являются её киноадаптациями.
Естественно не одним Голливудом был представлен нуар, под влиянием нуара американского возник нуар европейский (например картина ) и даже японский ( Акиры Курасавы)
Классический нуар умер в конце 50х, с изменением системы проката фильмом в США (в 1948 верховный суд наехал на киностудии за так называемый "Block booking", многие нуарные фильмы после этого перекочевали с кино на телеэкраны), изменилось так же и настроение в обществе, военная/послевоенная депрессия сошла на нет, ну и конечно главным изменением был приход цвета в кино.
Естественно не одним Голливудом был представлен нуар, под влиянием нуара американского возник нуар европейский (например картина ) и даже японский ( Акиры Курасавы)
Классический нуар умер в конце 50х, с изменением системы проката фильмом в США (в 1948 верховный суд наехал на киностудии за так называемый "Block booking", многие нуарные фильмы после этого перекочевали с кино на телеэкраны), изменилось так же и настроение в обществе, военная/послевоенная депрессия сошла на нет, ну и конечно главным изменением был приход цвета в кино.
в классическом нуаре экшена как правило по минимуму, многие нуарные фильмы были так называемыми "фильмами категории B" и были сняты за копейки
ну что же с прелюдиями покончено, теперь приступим непосредственно к разбору
Расследование - в центре сюжета многих нуарных фильмов лежит расследование: раскрытие дел, заговоров, разгадывание тайн, попытки найти кого-то или что-то и т.п. (примеры: "Мальтийский сокол" (1941), "Сильная жара" (1953), "Леди-призрак" (1944), "Третий человек" (1949))
Из описания к сериалу "Кирика и Мирель решают объединиться, чтобы узнать всю правду об организации, контролирующую их жизнь с самого рождения"
Криминал - обычно убийство, подставы, ограбление и т.п. (примеры: "Двойная страховка" (1944), "Подстава" (1949), "Почтальон всегда звонит дважды" (1946))
Убийств в NoirНуар вообще много, но центральным для произведения пожалуй будет убийство родителей Mireille BouquetМирей Буке
Ценности - украденные деньги, дорогие статуэтки, алмазы или что-то ценное (примеры: "Мальтийский сокол" (1941), "Верёвка из песка" (1949))
Рукопись секретной организации , которую ищут героини в середине сериала, в каком-то смысле можно считать ценностью, но они её ищут скорее ради информации, чем ради наживы, так что тут наверно мимо
Одержимость прошлым (повторяющиеся флешбэки) - герои нуарных фильмов часто видят флэшбеки, а иногда даже флешбэки внутри флешбэков, также довольно популярен прием когда весь фильм зрителю рассказывают как бы одним большим флешбэком (примеры: "Двойная страховка" (1944), "Сансет бульвар" (1950), "Объезд" (1945), "Милдред Пирс" (1945))
В NoirНуар много флешбэков, они даже визуально выделены, в них другая цветовая гамма и они как бы слегка размыты/подсвечены. Для сравнения картинка в и
Комплексный, запутанный и/или нелинейный сюжет - этот пункт частично вытекает из предыдущего, флэшбеки часто нарушают хронологию повествования, сюжет может менять персонажей от лица которых ведется повествование, так же в нуаре часто бываю твисты, когда персонаж или действие резко меняет сюжет (примеры: "Убийцы" (1946), "Большие часы" (1948), "Извините, ошиблись номером" (1948), "Мёртв по прибытии" (1949))
Сюжет в NoirНуар комплексный, перед персонажами постоянное возникают все новые и новые перипетии, так же присутствуют твисты, ввод персонажа ChloeХлоя меняет сюжет, а в одной из серий (12ой), повествования целиком ведется от её лица
Городские локации - местом действия нуарных фильмов обычно выступает город (реже пригород) и соответствующие городу локации: бары, отели, квартиры, улицы, заброшенные здания, особняки, стройки, канализации, доки, склады и т.д. и т.п. (примером будет практически любой нуарный фильм)
В NoirНуар как раз местом действия в основном и выступают городские локации
Мрачный взгляд на человечество - фильмы нуар пропитаны цинизмом, пессимизмом, недоверием и разочарованием (примеры: "Синий георгин" (1946), "Бездомный пёс" (1949), "В укромном месте" (1950), "Третий человек" (1949))
Больше всего это конечно выражено в персонаже AltenaАльтена - "Если любовь может убивать, то и ненависть может спасать жизни"
Героями нуарных фильмов становятся самые разные люди: частные детективы, писатели, спортсмены, страховые агенты, киллеры, домохозяйки и т.п. Объединяет их то, что они чаще всего оказываются вовлеченными в сюжет не по своей воле, втянутыми другими людьми или вообще случайно, их предают, ими манипулируют, они следуют от одной плохой ситуации к другой, сюжет как петля на их шее сжимается все сильнее и сильнее. В NoirНуар как раз это и происходит, жизнь героинь контролируют чуть ли не с рождения, ими все время манипулируют, каждая разгаданная тайна ведет к другой, а чем ближе они подбираются к разгадке, тем опаснее становится
Антигерои - отличительной чертой фильмов нуар являются антигерои, персонажи с весьма шаткой моральной позицией или вообще без оной. Главные героини в сериале, наёмные убийцы, а противостоят они различным мафиози, наёмникам и тайной организации, антигеройней по моему не куда
Mireille BouquetМирей Буке - темпераментная корсиканская красотка, практически "роковая женщина", считается самой надежной наемной убийцей, в углу её квартиры всегда стоит , что является отсылкой к фильму , другому неонуарному боевику про киллеров
Kirika YuumuraКирика Юмура - японская школьница с потерей памяти, суицидальными наклонностями (минимум за сериал просит Мирей её убить) и скилом убийства почти как у Джона Уика
ChloeХлоя - таинственная убийца, появляется во второй половине сериала, нездорово одержима Kirika YuumuraКирика Юмура, в японском её имя созвучно с "kuroi" что обозначает черный цвет
AltenaАльтена - за хорошими манерами, милой внешностью и приятным характером, скрывается , который манипулирует целой организацией и жизнями героинь
(Голландский угол (Dutch angle/Dutch tilt) — это способ построения кадра, когда камера располагается под наклоном относительно линии горизонта и/или нижней стороны кадра.)
(обычно дождь, туман, реже снег, а также различные бассейны, реки, пляжи и т.п.)
Также некоторые часто встречающиеся клише нуарных фильмов, от жалюзи или решетки падающая на героя, в Noir это есть в опененге
Диалоги в нуарных фильмах как правило быстрые и поэтичные т.к. экшена в них мало, персонажи практически "стреляют" друг в друга диалогами, в NoirНуар диалоги не многословные, персонажи не треплются лишений раз, но зато экшена много
Музыка, саундтрек очень жанрово разнообразен и прекрасно вписывается в атмосферу сериала, Yuki KajiuraЮки Кадзиура создала просто великолепный саундрек
Постер, какой может быть нуар без стильного постера
После всего хочется подвести некий итог, NoirНуар действительно нуарное аниме и абсолютно точно достойно носить свое название. Оно не каждому понравится, как собственно и классические фильмы нуар, оно не лишено недостатков, например повторяющиеся флешбэки могут утомить, не все персонажи до конца раскрыты, но если хочется окунуться в мрачную нуарную атмосферу оно подойдет как нельзя лучше. Закончить бы хотелось цитатой с буклета для двд издания, которая как мне кажется очень хорошо подходит
Но это не просто дань уважения жанру, это попытка передать атмосферу фильма-нуар средствами телевизионной анимации, живо представить жизнь этих двух девушек в мире бесчувственного пессимизма. И, возможно, именно благодаря такой сухой, на первый взгляд подаче, эти две девушки, сражающиеся со своей судьбой, так привлекают зрителя"
Спасибо если прочитали, прошу прощения за возможные очепятки, не лучшее оформление и излишнюю перегруженность информацией, это мой первый опыт в написании рецензий, так что не судите строго
Источники
- Ифоргафика с этого сайта, а также мой старый комментарий послужили основой для рецензии
- Статья Пола Шредере "Заметки о фильме нуар" на ру и англ
- Передача от стопгейма очень помогла в разборе некоторых моментов
- Два видео с канала Filmmaker IQ очень помогли
- Таже видео с каналов и (оба видео на англ языке) помогли с написанием
- Страница аниме на tvtropes , несколько интересных фактов были взяты от туда
интересно, интересно, нет бы про унылую подачу и тупой экшен рассказать
@DeadL0Li,@LecktorМожет, немного оффтопно, но при чтении художественных приёмов перед глазами встал не Нуар, а другая картина, Мститель. В нем присутствуют и
1920x1080
1920x1080
1920x1080
@DeadL0Li,@gogathejediно учитывая что режиссер и студия те же что у нуара, все может быть
upd*
наверно мне стоит пояснить это в рецензии ...
@Lakedale,Фи, нешара
@Amenhotep,@シベリアンウルトラナショナリスト@Lecktor, что-то мне подсказывает, что Лакедаль в данном случае прав@シベリアンウルトラナショナリスト,@Lecktor@Lecktor,@Amenhotep,А я могу быть не прав?@Amenhotep,@Lecktor@Lakedale, нет, но мой комментарий лишь подтверждает это правило@Lakedale,Ну и что с того?
Не выдирай из контекста, кстати
@シベリアンウルトラナショナリスト@Amenhotep,Даже если и прав, то оценивает эти минусы с негативной стороны, а не как особенности, делающие работу уникальной
@Amenhotep,@シベリアンウルトラナショナリスト@Lecktor, я, конечно, не смотрел и мимокрокодил, но каким образом унылая подача может считаться особенностью в каком либо виде? даже в условном жанре "#мрачнякатленабезысходности" качественная подача во многом делает разницу между тайтлами@Lecktor@Amenhotep,Я и не считаю её унылой. По мне так она просто специфическая, но как раз и выделяет тайтл, и мне лично понравилась
Я отзыв с ориентацией на массового зрителя тогда писал
@Lecktor, Ничего, просто ты сам признал, что вышеназванные пункты в аниме плохо сделаны. А дальше описывал почему лично тебе тайтл зашел.И все в контексте там. Даже линкать не нужно.
@Lecktor@Lakedale,Ну ладно
@Elena_Shion, Ну так-то штилевые прийомчики Койти оттачивал ещё c конца 80-х - и в Доминион, и в полнометре Грязной Парочки, и на удивление даже в Ф1988Приятный текст, честно говоря я тоже отношусь к тем, кто осознанно Нуар не сводил к нуару как жанру, и мне было интересно почитать, вспомнить, узнать. Спасибо.