«Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон, подобно Длани Господней парящей над миром? По крайней мере истинно то, что человек не властен даже над своей волей»
Сразу говорю, далее будет КУЧА СПОЙЛЕРОВ, которые мне лень помечать, ибо этот отзыв (или рецензия, кому как удобно) для уже смотревших аниме. Этакое размышление о гениальности сего произведения и разбор многочисленных деталей, заточённых под толщей верхнего повествовательного слоя. Я ещё не дорос, чтобы писать статьи, посему будем считать, что это нечто среднее между ней и отзывом.
Я пересмотрел «Берсерка» недавно в компании с другом (не смотревшим до этого ни одного аниме-сериала и в целом слабо воспринимающим шарм японской анимации).Начинал я пересматривать с мыслью "Наверное не всё так хорошо через пару лет как хотелось бы", но по итогу... Мы оба поставили 10/10. Я: посмотревший свыше четырёхсот японских анимированных сериалов и фильмов (если не считать спешлы, OVA и клипы), далеко не являющийся фанатом жанра фэнтези и в целом довольно пресыщенный визуальным контентом человек. И он: не смотревший ни одного аниме-сериала до этого момента и в целом слабо понимающий приколы этих китайских мультиков, но при этом настолько же придирчивый, насколько и насмотренный (если говорить про фильмы и сериалы). Как же так вышло, неужто произведение так хорошо себя показало, почему «Берсерк» в целом является культовым? Давайте попробуем разобраться в этих сложных вопросах, касаясь сериала 97-го года и небольшой части манги, освещающей ту же арку, что показана в аниме...
Начнём, пожалуй, с самой противоречивой части сериала 97 года. Техническая часть (насколько я успел прочитать в разных отзывах, от положительных до негативных) многим не понравилась. Поспешу слегка оправдать сериал. Во-первых: 1 эпизод аниме, вероятнее всего, стоил меньше 90 тысяч долларов (это просто нищенские деньги, если уходить в сравнение с бюджетами других сериалов). За эту информацию спасибо ютуб-каналу «Проникновенный», который узнал о стоимости 1 эпизода сериала «Бамбуковый клинок» (около 74 тысяч долларов по курсу 2007 года), вместе с которым и крутили «Берсерка» в одной ночной телевизионной сетке. Именно поэтому анимация таковая не из-за лени команды, которая занималась производством, ибо любой элемент помимо анимации поистине великолепен. Во-вторых: режиссура и визуальные приёмы, присутствующие в сериале, в полной мере нивелируют проблемы, возникающие при просмотре не лучшим образом анимированных сцен.
Например, в сериале добавлены flash-кадры (это не официальное название приёма, так их импровизированно назвал я). Они в своей сути являются основными кадрами анимации без поддержки дополнительных и лишь за счёт своей контрастности и яркого расположения на таймлайне той или иной сцены делают оную более фактурной, динамичной и живой. Многие скажут, что это просто слайд-шоу с выкрученной резкостью, но лично я считаю, что моменты с применением подобного рода кадров действительно воздействуют на нужные точки внимания при просмотре, вызывая яркие эмоции, подкрепляя сцену эпизода уместными визуальными триггерами, цепляющими внимание зрителя.
Примеры:
Таких кадров не слишком много на весь сериал, но это лишний раз доказывает их уместность. К тому же, это лишь один из немногих элементов влияния режиссера на визуальное повествование сериала. К примеру, визуал очень хорошо формирует понимание у зрителя общего настроения и контекста сцены при помощи цветокора и окружения. Можно сказать, что такие приёмы есть в большинстве произведений. Мол: «Хочешь сделать сцену драматичней, делай её в холодных оттенках и мрачных тонах, а хочешь наоборот, тогда делай в тёплой цветовой гамме и оттенки посветлее». Однако важно понимать, что дизайн берсерка невероятно красноречив, и даже классические приёмы в таком исполнении играют новыми красками и смотрятся глубже, чем если бы такое применили в каком нибудь заурядном сёнене.
Например вот сцены вызывающие положительные эмоции:
1920x10801920x10801920x1080
Ой, кажется, последняя картинка не слишком... Сериал может использовать типичные визуальные триггеры вроде тёплых оттенков для создания приятной атмосферы, но частенько именно сюжетный контекст выстраивает отношение зрителя к показанному, и восприятие визуала может поменяться от привычно приятного на диаметрально противоположное. Это показывает хорошее и нетипичное содружество визуала и смысла определённой сцены.
Примеры сцен вызывающих негативные эмоции:
1920x10801920x10801920x1080
Как видно по последнему кадру, это работает и в обратную сторону. Цветовая гамма создаёт атмосферу, подходящую моменту, но не преобладает над способностью сюжетного контекста выстраивать отношение к сцене у зрителей. Нарушение ожиданий и возможность улавливать разные оттенки эмоций, в том числе при помощи визуальной информации, большой плюс, которым не обладают многие произведения, при этом имеющие куда более впечатляющие бюджеты, выделенные на техническую часть.
И лишь один цвет является источником чистого зла, вызывает страх и ощущение мистической опасности. Цвет крови — красный цвет. Он, очевидно, раскрывается ближе к финалу, давая самое мощное потрясение, на появление которого у зрителя, работает и визуальная, и сюжетная часть аниме.
1920x10801920x10801920x1080
Это и цвет бехелита-таинственного жуткого артефакта, и цвет затмения-кровавой жатвы вызывающей неподдельный ужас.
А что же по музыке в «Берсерке»? С ней всё не просто в порядке, она прекрасная, завораживающая и пробуждающая самые потаённые глубины души смотрящего и слушающего для наибольшей синергии с происходящим на экране. Я искренне влюблен в саундтрек «Берсерка» и сейчас поподробней объясню почему.
Во-первых: его писал великий Susumu HirasawaСусуму Хирасава, а этот человек не делает хорошей музыки. Его девиз, судя по всему, «Либо шедевр, либо не делаю». Мне до сих пор одновременно жутко и умиротворённо от опенинга «Агента Паранойи» и примерно такие же ощущения вызывает OST «Паприки», который, среди прочего, создавался этим прекрасным музыкантом. Его музыка — это смесь чего-то космического и далёкого с классическим и величественным (самая близкая ассоциация, которая у меня возникает для сравнения, это лучшие песни Дэвида Боуи). А для «Берсерка» он подобрал пусть и несколько небольшой набор музыкальных тем для саундтрека (всего 10 штук, это очень немного), но сделал их нетипичными для жанра, прекрасными в своей основе и при всём этом как нельзя лучше подходящими произведению по духу.
Во-вторых, OST «Берсерка» невероятно синергирует с его повествованием, давая очень складную картину происходящего в головах у зрителей. Немногочисленные треки играют в наиболее подходящие моменты и хорошо обрисовывают атмосферу происходящего на экране.
Например, композиции Monster и Fear, играющие в мрачные моменты истории, отлично подходят к жуткой атмосфере событий, на фоне которых они звучат.
Сюда же относится Murder, который, по сути, доходит до итогового развития лишь во время затмения, давая ещё больше жути при помощи своей второй (куда более мрачной) части.
Лишь Ghost из этой четвёрки всадников апокалипсиса обделили вниманием, ибо играет он лишь в первой серии, во время сожжения города апостолом (что я считаю очень несправедливым, ведь у него очень интересный и быстрый темп, а также звучание, сильнее уходящее в техно, в сравнении с предыдущими тремя, а такое всегда интересно послушать).
Такой же участи одноразового появления добились треки Ball(догадайтесь с трёх раз, в какой же сцене он играет) и Queens Funeral(так же ни за что не идентифицируете сцену, в которой он звучит). Думаю, лишним будет сказать, что оба хороши, хоть и созданы под весьма конкретные сцены для одинарного появления в оных.
Также имеется композиция Behelit, которую в целом можно назвать темой Гриффита. Она таинственная, загадочная, таящая в себе нечто холодное и отталкивающее, короче, Гриффиту и его заморочкам подходит как нельзя лучше. Ей, к слову, аниме и заканчивается, как будто провозглашая вознесение Гриффита и его перерождение в Фемто, а также назначая цель Гатцу на долгое время вперёд.
Один из моих любимых треков Forces. Играет преимущественно во время крупных баталий. Звучит абсолютно не фентезийно, а скорее как представитель космического техно саунда для «Легенды о героях галактики». При всём этом идеально вписывается в настроение сражения и фэнтезийного мира с конями и доспехами. А вокал в нём — это самый лютый жирный соус, который вы можете себе представить (ну да, вот такая похвала, не осуждайте меня).
Стоит упомянуть Earth, играющая преимущественно в спокойные и даже «природные» моменты сюжета, композиция, помогающая прочувствовать окружение вокруг героев, сам мир произведения. В ней нет бешеного развития, и она призвана скорее придать сценам, в которых играет, больше умиротворения, а также веса мироздания вокруг происходящих событий (надеюсь, нормально объяснил свои ощущения).
Ну и на самое сладкое, самая лучшая композиция во всём сериале. Конечно же это Guts theme. Невероятно лиричная, нежная и безумно красивая тема идеально описывающая Гатса как персонажа, дарующая зрителю понимание альтернативную жестокой сторону личности главного героя. музыка самого мира и природы, дружбы семьи и ответ на вопрос жизни, вселенной и вообще всего. А вокальная партия без слов (как мужская, так и женская) это просто шедевр въедающийся в саму душу, от которого невольно наворачиваются слёзы. Настолько она красива...
Опенинг на удивление драйвовый и весьма панковский. Запилы гитары и личность самого Гатса, растянутая на весь хронометраж. Сгорающая лилия (или что это за цветок?), стильный монтаж, хорошо подбитый под динамику трека. Всё это вызывает исключительно положительные эмоции и желание переслушивать OP наряду с начальным монологом про «волю человека и т. д., и т. п.». Ребятки постарались, ребяткам ставлю класс.
Эндинг сильно отличается от опенинга. Музыка в нём скорее игралась бы около костра, нежели на концерте. В качестве визуала не слишком изощрённые кадры с главными персонажами, плавно сменяющие друг друга под эту мрачноватую, но весьма западающую в душу и уши композицию. Она не зло мрачная, а скорее тепло-минорная. Резюмируя, получилась также весьма хорошо, под стать всему, что связано с музыкой в «Берсерке».
Давайте наконец закончим с технической частью, мне трудно остановиться, но диссертацию писать тоже не вариант. Посему перейдём к самому сладкому и значимому, а именно к...
564x564564x564
СЮЖЕТУ, который в этом произведении просто прекрасен (у меня начинают заканчиваться хвалебные эпитеты и речевые обороты). Моё личное ощущение говорит мне о том, что вся прелесть истории берсерка держится не на самой основе сюжета, не на батальных сценах, битвах или чём-то подобном. История держится на главных и второстепенных героях. Именно они придают сюжету и событиям должную фактуру и прибавляют интереса истории. Посему давайте их и рассмотрим в первую очередь:
Возвращаясь к весьма популярной фразе из самого начала отзыва, можно весьма чётко прочертить себе линию двух главных героев. А если брать в пример Гатса, то он, очевидно, будет именно тем человеком, который борется с судьбой и в целом живёт вопреки этой самой судьбы. Он должен был умереть ещё в чреве матери, на войнах в малолетнем возрасте, от рук того же Зодда, но каждый раз выживал и продолжал свой путь. Путь воина. Гатса можно назвать продуктом обстоятельств и мира, в котором он появился на свет. Яростный, агрессивный, можно даже сказать жестокий. Тем не менее, таким он бывает со своими врагами, а вот с друзьями он очень верный, внимательный и сопереживающий человек. Он впустил в своё сердце (пускай и постепенно) людей из отряда сокола и был верен им до самого конца, даже несмотря на то, как тяжко ему это давалось в начале истории, ибо достаточно вспомнить события из его детства, которые у любого отобьют желание доверять людям. При этом он силён и не просто потому, что так захотел сценарист, а потому, что Гатс не переставая тренировался, оттачивал своё мастерство в сражениях. Когда другие отдыхали, он совершенствовал свои навыки снова и снова. Его стойкость, терпение, чутьё и многие качества из вышеперечисленного дают возможность зрителю очень сильно проникнуться к Гатсу и сопереживать ему как себе.
А вот если говорить про Гриффита, его путь противоположен пути Гатса почти во всём. В отличие от Гатса, он не аутсайдер по жизни, он лидер, он король, стремящийся получить полагающийся ему по праву судьбой замок. Гриффит с момента получения бехелита был отмечен судьбой, и все события в жизни вели его к закономерному финалу. Он предстаёт перед нами как прекрасный лидер отряда Сокола, где каждый следует за ним, не жалея себя, бросая свои мечты в огонь мечты Гриффита. Может сложиться ошибочное ощущение, что он желает дойти до желаемой цели вместе со всеми своими соратниками, но на деле они лишь ресурс, лишь камни для строительства лестницы в его прекрасное будущее. Он не считает их за равных, ведь они ведомы, а он берёт на себя более рациональное распределение этого ресурса. Гриффит придерживается идеологии «цель оправдывает средства», а если проецировать эту фразу на личность Гриффита в полной мере, то правильнее сказать «цель оправдывает любые средства».
Настолько разные характеры двух главных героев дают в своей основе очень интересное взаимодействие между ними, которое буквально является движущей силой сюжета. В качестве примера приведу парочку значимых моментов:
Первая встреча Гатса и Гриффита. Гатс встречает очень сильного противника, который встал на его пути, незадолго он уже положил нескольких из отряда Сокола, и его сильно злит то, что Гриффит преграждает ему дорогу. Гриффит же видит сильного воина, и его мания контроля не позволяет просто его отпустить, в конце концов он побеждает Гатса и говорит, что теперь тот будет служить ему до смерти, пустив жизнь Гатса на достижение собственной мечты. Его заинтересовал человек, который силён и при этом существует без цели в жизни. Гатс же, впечатлившись силой и харизмой Гриффита (ну и тем фактом, что он теперь обязан Гриффиту по причине своего поражения), решил остаться под его началом в отряде. В этой стычке победила идеология Гриффита, чей накопленный опыт и понимание, в какое русло направить свою силу, помогли в победе над бесцельно яростным поведением Гатса.
Идёт время, и мы переносимся на момент после убийства Юлия. Гатс слышит от Гриффита о том, что на равных с ним сможет стоять лишь человек со своей мечтой. А те, кто лишь следует за ним в качестве лидера, друзьями не считаются. Мир Гатса рушится, и в его душу закрадывается сомнение по поводу места в отряде сокола и в мире.
После этого события и раздумий Гатс решает уйти, противясь влиянию судьбы. Гриффит этим очевидно недоволен и старается по своему обычаю контролировать всё, что происходит рядом с ним. Готовясь нанести Гатсу смертельный удар, лишь бы оставить власть над происходящим в своих руках. Но решимость Гатса превосходит маниакальность Гриффита. Здесь побеждает идеология Гатса нашедшего причину сражаться за свою независимость. Гриффита это поражение ломает, он чувствует сильную уязвлённость, его гордость задета, и он совершает ошибку, из-за которой потом и случается ужасающий финал аниме.
Она является чрезвычайно важным персонажем для обоих главных героев и для сюжета в целом. У неё очень интересный путь от полного подчинения Гриффиту до любви к Гатсу. Очевидно, её изначальное поведение и отношение к этим двоим обусловлено обстоятельствами из детства. Гриффит спас её от изнасилования, при этом не просто спас, а дал возможность защититься самой, после чего дал возможность остаться в своём отряде. Само собой, степень её преданности и благодарности будет зашкаливать, а отношение к Гатсу, который пренебрегает правилами установленными Гриффитом, будет негативным. Но постепенно Гриффит начинает сильно отдаляться от отряда Сокола в веренице встреч с вельможами и высшими чинами по пути к достижению своей мечты, а вот Гатс всё так же близок к отряду, а соответственно и к Каске. Полностью её отношение меняется после того, как Гатс спасает её из леса (того, где была битва со ста воинами), и к моменту его ухода из отряда она чувствует сильные эмоции по отношению к обоим. Когда же Гатс возвращается, она винит его в случившемся, хотя сама понимает, это был лишь выбор и Гатс виноват в такой же степени, сколько и другие члены отряда (это ей Гатс, собственно, и объясняет). Они занимаются чем-то взрослым под деревом и решают любить друг друга долго и счастливо. Но... Потом идёт спасение Гриффита, Каску мучает его бессилие, и она не может оставить его, ведь считает, что чувство предательства сгрызёт её изнутри. Она говорит Гатсу идти одному, но он выказывает желание остаться вместе с ней и помочь всем, чем сможет. Мы не знаем, чем бы закончилась эта эпопея и взяла ли бы сила любви верх над судьбой-злодейкой.
К слову, момент, когда обессиленный Гриффит падает на каску, прижимая её телом, вполне показывает его адское разочарование и боль от ситуации, в которой он оказался. Боль не столько физическую, сколь моральную, ведь его главный соратник забрал себе роль главного в отряде, поменял их роли, сделав зависимым уже Гриффита (учитывая его состояние), и даже забрал верную и любящую его каску. Так вот, этот порыв к половому соитию можно рассматривать в случае с Гриффитом как попытку сублимации негативных эмоций, нечто подобное он уже показывал, когда таким же образом глушил негатив после ухода Гатса из отряда.
Так же стоит помнить отряд сокола который на протяжении всей истории служит подспорьем главным героям. Каждый из них важен для сюжета и показывает уникальные черты характера за которые зрители могут полюбить членов отряда. Они создают живость в армии Гриффита, они друзья для Гатса и Каски. То что их не сделали безликими воинами, является одной из главных причин ужаса вызванным финалом арки Золотой век, ведь зритель всем сердцем привязывается к людям ставших по сути семьёй для главного героя.
Джудо
Один из моих любимчиков в отряде сокола. Работавший в цирке и метко кидающий ножи. Тот самый чел с кухни, который поддержит, когда надо, и поговорит о мироздании и высоких вещах. Он тихий, спокойный человек и отличный товарищ. Так же он понял чувствах Гатса и Каски друг к другу раньше них самих и не смотря на собственную любовь к Каске, всячески помогал в их отношениях.
Пиппин
Тот самый здоровяк в любой компании, молчалив, но зато с широкой душой. До того как попасть в отряд к Гриффиту, был шахтёром. Именно он потащил Гатса веселиться вместе со всем отрядом сокола после первой боевой вылазки с его участием, на которой Гатс смог себя проявить. Несмотря на удар с локтя, который ему прописал Гатс, он просто улыбнулся и понёс его дальше (лучше этой ситуации его характер мало что описывает). Его сила и способность держать себя в руках не раз помогали соколам добиваться победы.
Коркус
Он никогда мне особо не нравился, но даже учитывая это, периодически говорил разумные вещи и был верен отряду. Это, к слову, уже очень сильно разнит его с тем же Гриффитом, который этот самый отряд за кусок своего счастья загнал в настоящий ад. К тому же, учитывая, что он изначально был главарем банды, уничтоженной впоследствии Гриффитом и его отрядом Сокола, можно понять причины неприятных черт его характера. Ведь из главаря он превратился в подчиненного наёмника, который впоследствии начал просто восхищаться Гриффитом и забыл о собственных мечтах и желаниях. Поэтому ему и не понятен Гатс, идущий против судьбы, он вызывает у Коркуса раздражение и злость, ибо оный его просто не понимает. Ведь сам Коркус уже давно подчинился судьбе в лице того же Гриффита.
Гастон
Он не так сильно выделялся среди всего отряда, но был правой рукой Гатса и его заместителем на посту командира ударного отряда. Хорошо показывал себя в бою, был верным другом и соратником для каждого из членов отряда Сокола. Также мечтал открыть магазин одежды в Виндхейме, но после засады, организованной Королём, бежал вместе с отрядом, не бросив его и, соответственно, оказавшись в тяжёлом положении.
Рикерт
Маленький майонезный шлепок, который ровнялся на старших в отряде Сокола. Частенько помогал отряду, был неплохим арбалетчиком, а впоследствии стал хорошим кузнецом, обучаясь этому искусству у Годо. Также он один из тех единиц, что смогли пережить арку «Золотой век» и трагедию Затмения.
Как можно увидеть, все эти персонажи и их истории, наполняющие мир «Берсерка», делают этот сериал настоящей жемчужиной жанра дарк-фэнтези. Благодаря хорошо прописанным персонажам и их взаимодействию, история «Берсерка» смотрится цельно и интересно. У нас есть прекрасное начало, дающее вдоволь экспозиции и дарующее нам стартовую точку для истории. Далее следует прекрасное продолжение в виде развития персонажей во взрослом возрасте, формирование начала дворцовых интриг и интересные батальные сцены (пока ещё среднего масштаба). Середина встречает нас введением мистических аспектов истории, накалом взаимодействия отряда Сокола с придворным сословием и увеличением батальных сцен. Далее мы встречаем развитие отношений Каски и Гатса, отдаление Гриффита от отряда, а также завершение линии придворных игрищ и козней. А под конец нам дают невероятно шокирующее своей жестокостью финальное действо, от которого невозможно оторвать глаз.
Хочу ещё напоследок немного высказаться по поводу цензуры в сюжете аниме. На этот факт можно смотреть по-разному. Например, с положительной точки зрения, вырезанные сцены с изнасилованием Гатса в детстве и арки Чёрных псов дают возможность финалу оказать наиболее шокирующий эффект на зрителя. Ведь ничего подобного по уровню жестокости не встречается ровно до финала, из-за этого эмоции от Затмения ярче некуда. Но также стоит отметить, что отсутствие сцены с тем же Гатсом и огромным накаченным Ugly Bastard не даёт полного понимания для причин расправы Гатса над Гамбино, и в манге эта сюжетная ветка смотрелась интереснее. Так же как и линия с причиной ненависти Короля Мидланда к Гриффиту. Тот факт, что он любил дочь в сексуальном плане, был не просто мерзким, но и объяснял его поведение, а также те жестокие меры, которые он оказал против своего недавнего союзника в виде отряда сокола. В общем, к цензуре можно относиться по-разному, так что сами решайте, привнесла она больше хорошего в сериал или же, наоборот, испортила важные сюжетные моменты. Лично я держу нейтралитет касаемо этой темы.
P.s. Также под самый конец, в качестве оффтопа, хочу зацепить битву со ста воинами. Очень многие после просмотра жаловались на анимацию в ней и нереалистичность происходящих событий. Мол, Гатс ещё тут без доспеха берсерка и, являясь обычным человеком, разваливает сто рыл фактически в соло. Побуду адвокатом дьявола и скажу, что если претензии к анимации ликвидны, то логика происходящего не так однозначна. В этой сцене Гатс уже имеет какую-никакую славу сильного воина, и противники осведомлены, что он командир ударного отряда в опасной армии наёмников. Также в начале боя он убивает самого сильного из них, Самсона, брата многострадального Адона Коборлвица. Поэтому, учитывая страх нападающих в купе с неумелым командованием великого Адона, они начинают наступать не всей массой, против которой Гатсу было бы трудно что-то противопоставить, а по 3-5 человек за раз. Такое количество наступающих для Гатса не сильная проблема, и играет роль только фактор вымотанности. Подводя итог, могу лишь сказать, что не так уж всё безбожно нереалистично в этой сцене, а если брать другие логические неровности, можно сделать скидочку, ссылаясь на то, что аниме фэнтезийное, а не документальное. Лично я не особо понимаю, почему решили прицепиться именно к этому эпизоду.
Если подводить итог: «Берсерк» — это мрачная, жестокая и прекрасная история. В ней отличные персонажи, интересные диалоги, жуткий и завораживающий мир. Абсолютно не боясь, советую к просмотру этот шедевр (в первую очередь тем, кому близок жанр дарк-фэнтези). Ставлю сериалу 97-го года оценку 10/10 и сомневаюсь, что когда-либо снижу её хоть на полбалла. Всем пис!
Pp.s. Вы не представляете, как долго я писал и оформлял эту рецензию, надеюсь, вам было интересно её читать.
Сразу говорю, далее будет КУЧА СПОЙЛЕРОВ, которые мне лень помечать, ибо этот отзыв (или рецензия, кому как удобно) для уже смотревших аниме. Этакое размышление о гениальности сего произведения и разбор многочисленных деталей, заточённых под толщей верхнего повествовательного слоя. Я ещё не дорос, чтобы писать статьи, посему будем считать, что это нечто среднее между ней и отзывом.
Я пересмотрел «Берсерка» недавно в компании с другом (не смотревшим до этого ни одного аниме-сериала и в целом слабо воспринимающим шарм японской анимации).Начинал я пересматривать с мыслью "Наверное не всё так хорошо через пару лет как хотелось бы", но по итогу... Мы оба поставили 10/10. Я: посмотревший свыше четырёхсот японских анимированных сериалов и фильмов (если не считать спешлы, OVA и клипы), далеко не являющийся фанатом жанра фэнтези и в целом довольно пресыщенный визуальным контентом человек. И он: не смотревший ни одного аниме-сериала до этого момента и в целом слабо понимающий приколы этих китайских мультиков, но при этом настолько же придирчивый, насколько и насмотренный (если говорить про фильмы и сериалы). Как же так вышло, неужто произведение так хорошо себя показало, почему «Берсерк» в целом является культовым? Давайте попробуем разобраться в этих сложных вопросах, касаясь сериала 97-го года и небольшой части манги, освещающей ту же арку, что показана в аниме...
Начнём, пожалуй, с самой противоречивой части сериала 97 года. Техническая часть (насколько я успел прочитать в разных отзывах, от положительных до негативных) многим не понравилась. Поспешу слегка оправдать сериал. Во-первых: 1 эпизод аниме, вероятнее всего, стоил меньше 90 тысяч долларов (это просто нищенские деньги, если уходить в сравнение с бюджетами других сериалов). За эту информацию спасибо ютуб-каналу «Проникновенный», который узнал о стоимости 1 эпизода сериала «Бамбуковый клинок» (около 74 тысяч долларов по курсу 2007 года), вместе с которым и крутили «Берсерка» в одной ночной телевизионной сетке. Именно поэтому анимация таковая не из-за лени команды, которая занималась производством, ибо любой элемент помимо анимации поистине великолепен. Во-вторых: режиссура и визуальные приёмы, присутствующие в сериале, в полной мере нивелируют проблемы, возникающие при просмотре не лучшим образом анимированных сцен.
Например, в сериале добавлены flash-кадры (это не официальное название приёма, так их импровизированно назвал я). Они в своей сути являются основными кадрами анимации без поддержки дополнительных и лишь за счёт своей контрастности и яркого расположения на таймлайне той или иной сцены делают оную более фактурной, динамичной и живой. Многие скажут, что это просто слайд-шоу с выкрученной резкостью, но лично я считаю, что моменты с применением подобного рода кадров действительно воздействуют на нужные точки внимания при просмотре, вызывая яркие эмоции, подкрепляя сцену эпизода уместными визуальными триггерами, цепляющими внимание зрителя.
Примеры:
Таких кадров не слишком много на весь сериал, но это лишний раз доказывает их уместность. К тому же, это лишь один из немногих элементов влияния режиссера на визуальное повествование сериала. К примеру, визуал очень хорошо формирует понимание у зрителя общего настроения и контекста сцены при помощи цветокора и окружения. Можно сказать, что такие приёмы есть в большинстве произведений. Мол: «Хочешь сделать сцену драматичней, делай её в холодных оттенках и мрачных тонах, а хочешь наоборот, тогда делай в тёплой цветовой гамме и оттенки посветлее». Однако важно понимать, что дизайн берсерка невероятно красноречив, и даже классические приёмы в таком исполнении играют новыми красками и смотрятся глубже, чем если бы такое применили в каком нибудь заурядном сёнене.
Например вот сцены вызывающие положительные эмоции:
1920x10801920x10801920x1080
Ой, кажется, последняя картинка не слишком... Сериал может использовать типичные визуальные триггеры вроде тёплых оттенков для создания приятной атмосферы, но частенько именно сюжетный контекст выстраивает отношение зрителя к показанному, и восприятие визуала может поменяться от привычно приятного на диаметрально противоположное. Это показывает хорошее и нетипичное содружество визуала и смысла определённой сцены.
Примеры сцен вызывающих негативные эмоции:
1920x10801920x10801920x1080
Как видно по последнему кадру, это работает и в обратную сторону. Цветовая гамма создаёт атмосферу, подходящую моменту, но не преобладает над способностью сюжетного контекста выстраивать отношение к сцене у зрителей. Нарушение ожиданий и возможность улавливать разные оттенки эмоций, в том числе при помощи визуальной информации, большой плюс, которым не обладают многие произведения, при этом имеющие куда более впечатляющие бюджеты, выделенные на техническую часть.
И лишь один цвет является источником чистого зла, вызывает страх и ощущение мистической опасности. Цвет крови — красный цвет. Он, очевидно, раскрывается ближе к финалу, давая самое мощное потрясение, на появление которого у зрителя, работает и визуальная, и сюжетная часть аниме.
1920x10801920x10801920x1080
Это и цвет бехелита-таинственного жуткого артефакта, и цвет затмения-кровавой жатвы вызывающей неподдельный ужас.
А что же по музыке в «Берсерке»? С ней всё не просто в порядке, она прекрасная, завораживающая и пробуждающая самые потаённые глубины души смотрящего и слушающего для наибольшей синергии с происходящим на экране. Я искренне влюблен в саундтрек «Берсерка» и сейчас поподробней объясню почему.
Во-первых: его писал великий Susumu HirasawaСусуму Хирасава, а этот человек не делает хорошей музыки. Его девиз, судя по всему, «Либо шедевр, либо не делаю». Мне до сих пор одновременно жутко и умиротворённо от опенинга «Агента Паранойи» и примерно такие же ощущения вызывает OST «Паприки», который, среди прочего, создавался этим прекрасным музыкантом. Его музыка — это смесь чего-то космического и далёкого с классическим и величественным (самая близкая ассоциация, которая у меня возникает для сравнения, это лучшие песни Дэвида Боуи). А для «Берсерка» он подобрал пусть и несколько небольшой набор музыкальных тем для саундтрека (всего 10 штук, это очень немного), но сделал их нетипичными для жанра, прекрасными в своей основе и при всём этом как нельзя лучше подходящими произведению по духу.
Во-вторых, OST «Берсерка» невероятно синергирует с его повествованием, давая очень складную картину происходящего в головах у зрителей. Немногочисленные треки играют в наиболее подходящие моменты и хорошо обрисовывают атмосферу происходящего на экране.
Например, композиции Monster и Fear, играющие в мрачные моменты истории, отлично подходят к жуткой атмосфере событий, на фоне которых они звучат.
Сюда же относится Murder, который, по сути, доходит до итогового развития лишь во время затмения, давая ещё больше жути при помощи своей второй (куда более мрачной) части.
Лишь Ghost из этой четвёрки всадников апокалипсиса обделили вниманием, ибо играет он лишь в первой серии, во время сожжения города апостолом (что я считаю очень несправедливым, ведь у него очень интересный и быстрый темп, а также звучание, сильнее уходящее в техно, в сравнении с предыдущими тремя, а такое всегда интересно послушать).
Такой же участи одноразового появления добились треки Ball(догадайтесь с трёх раз, в какой же сцене он играет) и Queens Funeral(так же ни за что не идентифицируете сцену, в которой он звучит). Думаю, лишним будет сказать, что оба хороши, хоть и созданы под весьма конкретные сцены для одинарного появления в оных.
Также имеется композиция Behelit, которую в целом можно назвать темой Гриффита. Она таинственная, загадочная, таящая в себе нечто холодное и отталкивающее, короче, Гриффиту и его заморочкам подходит как нельзя лучше. Ей, к слову, аниме и заканчивается, как будто провозглашая вознесение Гриффита и его перерождение в Фемто, а также назначая цель Гатцу на долгое время вперёд.
Один из моих любимых треков Forces. Играет преимущественно во время крупных баталий. Звучит абсолютно не фентезийно, а скорее как представитель космического техно саунда для «Легенды о героях галактики». При всём этом идеально вписывается в настроение сражения и фэнтезийного мира с конями и доспехами. А вокал в нём — это самый лютый жирный соус, который вы можете себе представить (ну да, вот такая похвала, не осуждайте меня).
Стоит упомянуть Earth, играющая преимущественно в спокойные и даже «природные» моменты сюжета, композиция, помогающая прочувствовать окружение вокруг героев, сам мир произведения. В ней нет бешеного развития, и она призвана скорее придать сценам, в которых играет, больше умиротворения, а также веса мироздания вокруг происходящих событий (надеюсь, нормально объяснил свои ощущения).
Ну и на самое сладкое, самая лучшая композиция во всём сериале. Конечно же это Guts theme. Невероятно лиричная, нежная и безумно красивая тема идеально описывающая Гатса как персонажа, дарующая зрителю понимание альтернативную жестокой сторону личности главного героя. музыка самого мира и природы, дружбы семьи и ответ на вопрос жизни, вселенной и вообще всего. А вокальная партия без слов (как мужская, так и женская) это просто шедевр въедающийся в саму душу, от которого невольно наворачиваются слёзы. Настолько она красива...
Опенинг на удивление драйвовый и весьма панковский. Запилы гитары и личность самого Гатса, растянутая на весь хронометраж. Сгорающая лилия (или что это за цветок?), стильный монтаж, хорошо подбитый под динамику трека. Всё это вызывает исключительно положительные эмоции и желание переслушивать OP наряду с начальным монологом про «волю человека и т. д., и т. п.». Ребятки постарались, ребяткам ставлю класс.
Эндинг сильно отличается от опенинга. Музыка в нём скорее игралась бы около костра, нежели на концерте. В качестве визуала не слишком изощрённые кадры с главными персонажами, плавно сменяющие друг друга под эту мрачноватую, но весьма западающую в душу и уши композицию. Она не зло мрачная, а скорее тепло-минорная. Резюмируя, получилась также весьма хорошо, под стать всему, что связано с музыкой в «Берсерке».
Давайте наконец закончим с технической частью, мне трудно остановиться, но диссертацию писать тоже не вариант. Посему перейдём к самому сладкому и значимому, а именно к...
564x564564x564
СЮЖЕТУ, который в этом произведении просто прекрасен (у меня начинают заканчиваться хвалебные эпитеты и речевые обороты). Моё личное ощущение говорит мне о том, что вся прелесть истории берсерка держится не на самой основе сюжета, не на батальных сценах, битвах или чём-то подобном. История держится на главных и второстепенных героях. Именно они придают сюжету и событиям должную фактуру и прибавляют интереса истории. Посему давайте их и рассмотрим в первую очередь:
Возвращаясь к весьма популярной фразе из самого начала отзыва, можно весьма чётко прочертить себе линию двух главных героев. А если брать в пример Гатса, то он, очевидно, будет именно тем человеком, который борется с судьбой и в целом живёт вопреки этой самой судьбы. Он должен был умереть ещё в чреве матери, на войнах в малолетнем возрасте, от рук того же Зодда, но каждый раз выживал и продолжал свой путь. Путь воина. Гатса можно назвать продуктом обстоятельств и мира, в котором он появился на свет. Яростный, агрессивный, можно даже сказать жестокий. Тем не менее, таким он бывает со своими врагами, а вот с друзьями он очень верный, внимательный и сопереживающий человек. Он впустил в своё сердце (пускай и постепенно) людей из отряда сокола и был верен им до самого конца, даже несмотря на то, как тяжко ему это давалось в начале истории, ибо достаточно вспомнить события из его детства, которые у любого отобьют желание доверять людям. При этом он силён и не просто потому, что так захотел сценарист, а потому, что Гатс не переставая тренировался, оттачивал своё мастерство в сражениях. Когда другие отдыхали, он совершенствовал свои навыки снова и снова. Его стойкость, терпение, чутьё и многие качества из вышеперечисленного дают возможность зрителю очень сильно проникнуться к Гатсу и сопереживать ему как себе.
А вот если говорить про Гриффита, его путь противоположен пути Гатса почти во всём. В отличие от Гатса, он не аутсайдер по жизни, он лидер, он король, стремящийся получить полагающийся ему по праву судьбой замок. Гриффит с момента получения бехелита был отмечен судьбой, и все события в жизни вели его к закономерному финалу. Он предстаёт перед нами как прекрасный лидер отряда Сокола, где каждый следует за ним, не жалея себя, бросая свои мечты в огонь мечты Гриффита. Может сложиться ошибочное ощущение, что он желает дойти до желаемой цели вместе со всеми своими соратниками, но на деле они лишь ресурс, лишь камни для строительства лестницы в его прекрасное будущее. Он не считает их за равных, ведь они ведомы, а он берёт на себя более рациональное распределение этого ресурса. Гриффит придерживается идеологии «цель оправдывает средства», а если проецировать эту фразу на личность Гриффита в полной мере, то правильнее сказать «цель оправдывает любые средства».
Настолько разные характеры двух главных героев дают в своей основе очень интересное взаимодействие между ними, которое буквально является движущей силой сюжета. В качестве примера приведу парочку значимых моментов:
Первая встреча Гатса и Гриффита. Гатс встречает очень сильного противника, который встал на его пути, незадолго он уже положил нескольких из отряда Сокола, и его сильно злит то, что Гриффит преграждает ему дорогу. Гриффит же видит сильного воина, и его мания контроля не позволяет просто его отпустить, в конце концов он побеждает Гатса и говорит, что теперь тот будет служить ему до смерти, пустив жизнь Гатса на достижение собственной мечты. Его заинтересовал человек, который силён и при этом существует без цели в жизни. Гатс же, впечатлившись силой и харизмой Гриффита (ну и тем фактом, что он теперь обязан Гриффиту по причине своего поражения), решил остаться под его началом в отряде. В этой стычке победила идеология Гриффита, чей накопленный опыт и понимание, в какое русло направить свою силу, помогли в победе над бесцельно яростным поведением Гатса.
Идёт время, и мы переносимся на момент после убийства Юлия. Гатс слышит от Гриффита о том, что на равных с ним сможет стоять лишь человек со своей мечтой. А те, кто лишь следует за ним в качестве лидера, друзьями не считаются. Мир Гатса рушится, и в его душу закрадывается сомнение по поводу места в отряде сокола и в мире.
После этого события и раздумий Гатс решает уйти, противясь влиянию судьбы. Гриффит этим очевидно недоволен и старается по своему обычаю контролировать всё, что происходит рядом с ним. Готовясь нанести Гатсу смертельный удар, лишь бы оставить власть над происходящим в своих руках. Но решимость Гатса превосходит маниакальность Гриффита. Здесь побеждает идеология Гатса нашедшего причину сражаться за свою независимость. Гриффита это поражение ломает, он чувствует сильную уязвлённость, его гордость задета, и он совершает ошибку, из-за которой потом и случается ужасающий финал аниме.
Она является чрезвычайно важным персонажем для обоих главных героев и для сюжета в целом. У неё очень интересный путь от полного подчинения Гриффиту до любви к Гатсу. Очевидно, её изначальное поведение и отношение к этим двоим обусловлено обстоятельствами из детства. Гриффит спас её от изнасилования, при этом не просто спас, а дал возможность защититься самой, после чего дал возможность остаться в своём отряде. Само собой, степень её преданности и благодарности будет зашкаливать, а отношение к Гатсу, который пренебрегает правилами установленными Гриффитом, будет негативным. Но постепенно Гриффит начинает сильно отдаляться от отряда Сокола в веренице встреч с вельможами и высшими чинами по пути к достижению своей мечты, а вот Гатс всё так же близок к отряду, а соответственно и к Каске. Полностью её отношение меняется после того, как Гатс спасает её из леса (того, где была битва со ста воинами), и к моменту его ухода из отряда она чувствует сильные эмоции по отношению к обоим. Когда же Гатс возвращается, она винит его в случившемся, хотя сама понимает, это был лишь выбор и Гатс виноват в такой же степени, сколько и другие члены отряда (это ей Гатс, собственно, и объясняет). Они занимаются чем-то взрослым под деревом и решают любить друг друга долго и счастливо. Но... Потом идёт спасение Гриффита, Каску мучает его бессилие, и она не может оставить его, ведь считает, что чувство предательства сгрызёт её изнутри. Она говорит Гатсу идти одному, но он выказывает желание остаться вместе с ней и помочь всем, чем сможет. Мы не знаем, чем бы закончилась эта эпопея и взяла ли бы сила любви верх над судьбой-злодейкой.
К слову, момент, когда обессиленный Гриффит падает на каску, прижимая её телом, вполне показывает его адское разочарование и боль от ситуации, в которой он оказался. Боль не столько физическую, сколь моральную, ведь его главный соратник забрал себе роль главного в отряде, поменял их роли, сделав зависимым уже Гриффита (учитывая его состояние), и даже забрал верную и любящую его каску. Так вот, этот порыв к половому соитию можно рассматривать в случае с Гриффитом как попытку сублимации негативных эмоций, нечто подобное он уже показывал, когда таким же образом глушил негатив после ухода Гатса из отряда.
Так же стоит помнить отряд сокола который на протяжении всей истории служит подспорьем главным героям. Каждый из них важен для сюжета и показывает уникальные черты характера за которые зрители могут полюбить членов отряда. Они создают живость в армии Гриффита, они друзья для Гатса и Каски. То что их не сделали безликими воинами, является одной из главных причин ужаса вызванным финалом арки Золотой век, ведь зритель всем сердцем привязывается к людям ставших по сути семьёй для главного героя.
Джудо
Один из моих любимчиков в отряде сокола. Работавший в цирке и метко кидающий ножи. Тот самый чел с кухни, который поддержит, когда надо, и поговорит о мироздании и высоких вещах. Он тихий, спокойный человек и отличный товарищ. Так же он понял чувствах Гатса и Каски друг к другу раньше них самих и не смотря на собственную любовь к Каске, всячески помогал в их отношениях.
спойлер
Пиппин
Тот самый здоровяк в любой компании, молчалив, но зато с широкой душой. До того как попасть в отряд к Гриффиту, был шахтёром. Именно он потащил Гатса веселиться вместе со всем отрядом сокола после первой боевой вылазки с его участием, на которой Гатс смог себя проявить. Несмотря на удар с локтя, который ему прописал Гатс, он просто улыбнулся и понёс его дальше (лучше этой ситуации его характер мало что описывает). Его сила и способность держать себя в руках не раз помогали соколам добиваться победы.
спойлер
Коркус
Он никогда мне особо не нравился, но даже учитывая это, периодически говорил разумные вещи и был верен отряду. Это, к слову, уже очень сильно разнит его с тем же Гриффитом, который этот самый отряд за кусок своего счастья загнал в настоящий ад. К тому же, учитывая, что он изначально был главарем банды, уничтоженной впоследствии Гриффитом и его отрядом Сокола, можно понять причины неприятных черт его характера. Ведь из главаря он превратился в подчиненного наёмника, который впоследствии начал просто восхищаться Гриффитом и забыл о собственных мечтах и желаниях. Поэтому ему и не понятен Гатс, идущий против судьбы, он вызывает у Коркуса раздражение и злость, ибо оный его просто не понимает. Ведь сам Коркус уже давно подчинился судьбе в лице того же Гриффита.
спойлер
Гастон
Он не так сильно выделялся среди всего отряда, но был правой рукой Гатса и его заместителем на посту командира ударного отряда. Хорошо показывал себя в бою, был верным другом и соратником для каждого из членов отряда Сокола. Также мечтал открыть магазин одежды в Виндхейме, но после засады, организованной Королём, бежал вместе с отрядом, не бросив его и, соответственно, оказавшись в тяжёлом положении.
спойлер
Рикерт
Маленький майонезный шлепок, который ровнялся на старших в отряде Сокола. Частенько помогал отряду, был неплохим арбалетчиком, а впоследствии стал хорошим кузнецом, обучаясь этому искусству у Годо. Также он один из тех единиц, что смогли пережить арку «Золотой век» и трагедию Затмения.
Как можно увидеть, все эти персонажи и их истории, наполняющие мир «Берсерка», делают этот сериал настоящей жемчужиной жанра дарк-фэнтези. Благодаря хорошо прописанным персонажам и их взаимодействию, история «Берсерка» смотрится цельно и интересно. У нас есть прекрасное начало, дающее вдоволь экспозиции и дарующее нам стартовую точку для истории. Далее следует прекрасное продолжение в виде развития персонажей во взрослом возрасте, формирование начала дворцовых интриг и интересные батальные сцены (пока ещё среднего масштаба). Середина встречает нас введением мистических аспектов истории, накалом взаимодействия отряда Сокола с придворным сословием и увеличением батальных сцен. Далее мы встречаем развитие отношений Каски и Гатса, отдаление Гриффита от отряда, а также завершение линии придворных игрищ и козней. А под конец нам дают невероятно шокирующее своей жестокостью финальное действо, от которого невозможно оторвать глаз.
Хочу ещё напоследок немного высказаться по поводу цензуры в сюжете аниме. На этот факт можно смотреть по-разному. Например, с положительной точки зрения, вырезанные сцены с изнасилованием Гатса в детстве и арки Чёрных псов дают возможность финалу оказать наиболее шокирующий эффект на зрителя. Ведь ничего подобного по уровню жестокости не встречается ровно до финала, из-за этого эмоции от Затмения ярче некуда. Но также стоит отметить, что отсутствие сцены с тем же Гатсом и огромным накаченным Ugly Bastard не даёт полного понимания для причин расправы Гатса над Гамбино, и в манге эта сюжетная ветка смотрелась интереснее. Так же как и линия с причиной ненависти Короля Мидланда к Гриффиту. Тот факт, что он любил дочь в сексуальном плане, был не просто мерзким, но и объяснял его поведение, а также те жестокие меры, которые он оказал против своего недавнего союзника в виде отряда сокола. В общем, к цензуре можно относиться по-разному, так что сами решайте, привнесла она больше хорошего в сериал или же, наоборот, испортила важные сюжетные моменты. Лично я держу нейтралитет касаемо этой темы.
P.s. Также под самый конец, в качестве оффтопа, хочу зацепить битву со ста воинами. Очень многие после просмотра жаловались на анимацию в ней и нереалистичность происходящих событий. Мол, Гатс ещё тут без доспеха берсерка и, являясь обычным человеком, разваливает сто рыл фактически в соло. Побуду адвокатом дьявола и скажу, что если претензии к анимации ликвидны, то логика происходящего не так однозначна. В этой сцене Гатс уже имеет какую-никакую славу сильного воина, и противники осведомлены, что он командир ударного отряда в опасной армии наёмников. Также в начале боя он убивает самого сильного из них, Самсона, брата многострадального Адона Коборлвица. Поэтому, учитывая страх нападающих в купе с неумелым командованием великого Адона, они начинают наступать не всей массой, против которой Гатсу было бы трудно что-то противопоставить, а по 3-5 человек за раз. Такое количество наступающих для Гатса не сильная проблема, и играет роль только фактор вымотанности. Подводя итог, могу лишь сказать, что не так уж всё безбожно нереалистично в этой сцене, а если брать другие логические неровности, можно сделать скидочку, ссылаясь на то, что аниме фэнтезийное, а не документальное. Лично я не особо понимаю, почему решили прицепиться именно к этому эпизоду.
Если подводить итог: «Берсерк» — это мрачная, жестокая и прекрасная история. В ней отличные персонажи, интересные диалоги, жуткий и завораживающий мир. Абсолютно не боясь, советую к просмотру этот шедевр (в первую очередь тем, кому близок жанр дарк-фэнтези). Ставлю сериалу 97-го года оценку 10/10 и сомневаюсь, что когда-либо снижу её хоть на полбалла. Всем пис!
Pp.s. Вы не представляете, как долго я писал и оформлял эту рецензию, надеюсь, вам было интересно её читать.
Комментарии
Твой комментарий
@Psychopulp,@Psychopulp@Lol4ik_Pon4ik, Я не очень знаком с форматом рецензий на шики, можно попробовать скрыть под спойлером всё что есть про сюжет в отзыве, а его полноценную версию перенести в рецензию. Я щас почитаю, потому, что пока не очень понимаю разницу@Lol4ik_Pon4ik@Lol4ik_Pon4ik, Если вам не сложно, можете подсказать что нужно писать в рецензии, а что в отзывы. На будущее. Буду очень благодарен.@Lol4ik_Pon4ik@Psychopulp, Да оформляйте отзывы как угодно, некоторые управляются в два слога, а кто-то и целую статью научную может написать.@Psychopulp, /clubs/293-moderatsiya-retsenziy/topics/557202-novye-pravila-i-rekomendatsii-razdela@Psychopulp@Lol4ik_Pon4ik, Понял, спасибо за ссылку